Древнегреческая керамика – история возникновения

Про керамику

Сохранить0008

Керамика известна с глубокой древности и является, возможно, первым созданным человеком материалом. Считалось, что возникновение керамики напрямую связано с переходом человека к оседлому образу жизни, поэтому оно произошло намного позднее, чем корзины. Ещё недавно первые известные нам образцы керамики относились к эпохе верхнего палеолита (граветтская культура). Однако, найденные в 1993 году горшки из Сяньжэньдон слеплены 20 тысяч лет назад. Древнейший предмет из обожжённой глины датируется 29-25 тысячелетиями до нашей эры. Это вестоницкая Венера, хранящаяся в Моравском музее в Брно.

В мезолитических культурах керамика используется нерегулярно и, как правило, на позднем этапе; наиболее совершенные образцы мезолитической керамики известны в культуре дзёмон на территории Японии. В неолите керамика становится неотъемлемым атрибутом практически всех археологических культур (исключение — период древнейших аграрных сообществ докерамического неолита на ближнем Востоке, когда переход к оседлому образу жизни произошёл раньше многих других технологических инноваций).

Первоначально керамика формовалась вручную. Изобретение гончарного круга в третьем тысячелетии до нашей эры (поздний энеолит — ранний бронзовый век) позволило значительно ускорить и упростить процесс формовки изделия. В доколумбовых культурах Америки индейская керамика изготавливалась без гончарного круга вплоть до прихода европейцев.

Керамику считают основным признаком неолита. Возникла она во многих местах одновременно, но не исключены заимствования. Например, на Крайний Север керамическая посуда проникла с юга.

Основным способом изготовления глиняных сосудов был ленточный, или жгутовой. Из приготовленного глиняного теста раскатывали длинную ленту, клали ее спирально виток на виток по форме будущего горшка, затем заглаживали, просушивали на воздухе и обжигали. Несмотря на примитивность изготовления, сосуды иногда имели тонкие стенки и относительную симметричность. На некоторых горшках обнаружены отпечатки пальцев. По величине отпечатков можно предположить, что эту посуду делали женщины.

Пища готовилась на кострах, а горшок с плоским дном на костре неустойчив. Поэтому форма горшков была часто полуяйцевидной, иначе — остродонной. Остродонные сосуды было удобнее ставить между камнями или же в небольшой ямке, вокруг которой разводили костер. Часто, хотя и не всегда, такие сосуды свидетельствуют о некоторой подвижности населения.

Сосуды орнаментировали чаще всего штампом, наколами или узором, который прочерчивался палочкой- по сырой глине. Считается, что комбинации, казалось бы, самых произвольных узоров отражали символику, утвердившуюся в племени. Поэтому однотипность орнамента керамики служит путеводной нитью для определения неолитической культуры, вероятно, племени, и для установления генетического родства иногда удаленных друг от друга племен.

В ряде мест неолитические племена соседили с более развитыми, у которых уже был известен металл, откуда он иногда проникал к племенам, еще не имевшим своей металлургии. Металл в неолите — случайное явление. Для производства металла производительные силы были еще недостаточно развиты. Отсутствие металла или случайность находок, сделанных из него вещей, также характерны для неолита.

Керамика имела большое значение и в развитии в человеке того неосознанного чувства, которое стало впоследствии называться эстетическим: украшая прихотливым узором изготовленные им сосуды, человек постепенно совершенствовал искусство орнамента, отмеченное всё большей геометрической стройностью, ритмом красок и линий, рождённых его творческим вдохновением.

Сохранить0009

Выбор глины в качестве материала и ее использование для изготовления керамики наверняка, как это бывало с другими великими изобретениями человечества, были делом случая. Керамика очень быстро вошла в обиход всех неолитических культур, а позже послужила исследователям для различения этапов их развития, поскольку мода влияла на ее украшение (тиснение, процарапывание, лепнина, роспись), на форму и количество ручек, и даже на форму самого сосуда.

Первые керамические сосуды изготовлялись из глины без применения гончарного круга и имитировали формы кожаных мехов, тыквенных калебасов или корзин, послуживших образцами для первых декоративных узоров. На этом этапе появились и мотивы геометрического орнамента, такие, как зубчатые, гребенчатые узоры, зигзаги, линии и т.п., сочетавшиеся со схематическими рисунками, ведущими происхождение от зооморфных изображений. Для тиснения глиняной поверхности прибегали к самым различным приемам, используя морские раковины (кардиальная керамика), шпатели или колющие предметы. Другая техника состояла в выемке мягкой глины и инкрустации другого материала (например, белой пасты), и таким путем создавался впечатляющий декоративный цветовой эффект.

Типичная для Западной Европы керамика производится с середины III тысячелетия до н.э. на крайнем европейском юге (Испания, Франция и Италия); она украшается процарапанным узором в виде регулярного орнамента, выполненного по мягкой глине. Такая керамика называется колоколообразной и соотносится с культурой мегалитов. С середины III тысячелетия до нэ., когда население Европейского ареала пребывает на пороге истории, возникают первые земледельческие державы в долинах Нила, Тигра и Евфрата. Это период наивысшего расцвета культур Ближнего Востока, Междуречья, а также Восточного Средиземноморья.

В период Урука (середина 4 тысячелетия до н.э., Двуречье)  появился новый вид керамики: сосуды сделаны уже на гончарном круге, обычно из красной глины, орнаментация гораздо более скромная, чем в предшествующий период, — в большинстве случаев это процарапанный узор. Сосуды этой поры снабжены ручками и длинными носиками. Подобная керамика встречается и в Сузах.

Сложный и разнообразный путь развития прошла критская керамика. Наиболее ранние глиняные сосуды, выполненные от руки (около 3000 г. до н.э.), покрыты простыми геометрическими узорами, обычными для искусства эпохи неолита. К середине среднеминойского периода (примерно 17 в. до н.э.) искусство керамики достигло высокого расцвета. К этому времени относятся вазы, получившие название по их первой находке в пещере Камарес, с изящными округлыми формами, покрытые черным лаком, по которому белой и красной краской нанесены крупные растительные узоры. С течением времени росписи ваз стали гораздо более реалистическими. В конце среднеминойского периода (конец 17 начало 16 в. до н.э.) появились сосуды с превосходными изображениями растений: тюльпанов, лилий, плюща, выполненными темной краской по светлому фону. Расцветка ваз становилась все более изысканной (например, вазы с сиреневой поливой и белыми лилиями по ней).

В росписях начала позднеминойского периода (16 в. до н.э.) преобладают рыбы, раковины наутилусов, морские звезды и т. п. Одним из шедевров критской керамики является ваза с осьминогом из Гурнии. У этой вазы несколько расплывчатая, словно текучая форма, всецело подчиненная росписи, изображающей большого осьминога; его эластичные щупалъцы, мускулистое тело и горящие глаза переданы поразительно достоверно; вокруг него — водоросли и кораллы. На ритоне ( Ритон — сосуд для вина в виде рога. ), из Псиры изображены дельфины, попавшие в сети.

Позднее, в 15 в. до н.э., в керамике, как и в стенной живописи, началось усиление схематизации. Сложился так называемый «дворцовый стиль» — формы стали суше, изысканнее, рисунок постепенно превратился в орнамент.

История в России

Тематическая керамическая статуэтка вид сзади

Одной из отраслей древнерусского гончарства считалось изготовление поливной посуды. Остатки такой посуды находят на раскопках городищ. В сельских местностях она встречается гораздо реже. Больше всего находок инвентаря в виде поливной керамики 10 – 11 веков приходится на территорию южнорусских городов (Чернигов, Киев, Вышгород). В производстве керамики задействовали одноярусные и двухъярусные гончарные горны. Немалое влияние на искусство оказало Византийское веяние.

При раскопках близ Софийского собора были найдены блюда, имеющие окрас и характерный венчик, однако природа происхождения без сомнения признана русской. Данные находки свидетельствуют о том, что русские мастера, используя местное сырье, подражали византийским гончарам. Тем не менее, подобное подражание прослеживается только в изделиях 10-11 века. Более поздние находки выполнены в традициях классической круговой керамики.

Поливная посуда была найдена и в Новгороде. Она отличается пятнистой поливой с чередованием коричневого, зеленого и желтого цвета. К такой посуде относятся горшки и сосуды. Пятнистая полива оставалась популярной вплоть до 16-17 веков. Но традиции поливы не утратились, и доказательством тому служат материалы, добытые в Москве и Подмосковье.

До 14 века в Пскове обладала определенной популярностью муравленная черепица. Ею покрывали крыши православных храмов. Вероятнее всего, от нее пошли облицовочные плитки и изразцы. В наши дни памятники глазированной керамики можно встретить на территории Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря. Из нее сделаны древние надгробия священников, а также галереи, вмурованные в стены. Псковская керамика отличается не только физическими свойствами, но и формами.

Знаменитая гжель представляет собой отдельно развивающееся направление. Впервые о гжели, как об искусстве, сказано в Духовной грамоте Ивана Калиты (1328 год), однако раскопки доказывают, что местное население занималось гончарным делом еще с 11 века.

Виды керамики

Классификация керамики достаточно сложная, так как существует несколько параметров, по которым можно отличить один материал от другого. Например, по своему строению керамика подразделяется на тонкую и грубую или керамику мелкозернистую и крупнозернистую. К тонкой керамике относят такие глиняные изделия, как фарфор, полуфарфор, майолику, фаянс и каменную керамику. Гончарная керамика – распространенный вид грубой керамики. Сюда же следует отнести алюмооксидную, нитридную и циркониевую керамику.

Фарфор

Для многих фарфор ассоциируется с белой посудой, причем белизна символизирует чистоту и достаток в доме. Изготовление фарфора требует уникальных навыков. Изделия получаются тонкими, просвечивающимися, однако при этом – достаточно прочными. Они имеют белый цвет, а иногда обладают голубоватым оттенком. Фарфоровые изделия издают при постукивании высокий звонкий звук.

Сырьем для фарфора служит песок, каолин и полевой шпат. После обжига материал не имеет пор, поэтому обладает низким (до 0,2%) водопоглащением. Обжигается фарфор при температуре 1300 градусов, в результате чего он покрывается прозрачной глазурью. Ослепительная белизна глазури обусловлена тем, что обжиг выжигает практически все краски. Роспись керамики выполняется поверх глазури.

Принято различать столовый фарфор и костяной фарфор. Столовый используется при изготовлении посуды, так как он является более стойким к внешним повреждениям.

Фаянс

Фаянс, как один из видов керамики, часто путают с фарфором. Свое название материал заимствовал от города Фаэнца, считавшегося некогда центром производства итальянской керамики. Фаянс отличается пористостью, поэтому он обязательно покрывается прочной глазурью.

Обжигают глину при температуре от 900 до 1200 градусов. Сырье изначально имеет серый цвет, но по мере обжига начинает светлеть. Фаянсовыми изделиями славится Португалия, так как на ее территории есть массовые залежи необходимой глины. Из такой глины изготавливают посуду повседневного использования.

Терракота обладает схожими свойствами, но именно из-за своей белизны фаянс стал более популярным. Кроме того, на него можно наносить декор, используя при этом цветные глазури и различные текстурные компоненты. Глина содержит примеси мела и кварцевого песка.

Шамот

Шамот считается особым видом керамики. Ее еще называют каменной керамикой. Она обжигается при температуре 1200 градусов и благодаря своему минеральному составу отличается повышенной прочностью. Шамот также покрывают глазурью, но только высокотемпературной. При повышенной температуре глазурь дает разные оттенки и текстуры.

Но при этом шамот достаточно ограничен в декорировании по сравнению с керамикой, покрытой низкотемпературной глазурью. Каменная керамика чаще всего применяется в условиях резкого перепада температур. Она подойдет для облицовки печей и каминов, служит материалом отделки морозильных камер или духовок.

Керамическая картина

Майолика

Майолика изготавливается из заранее обожженной глины. Обычно в качестве сырья используются отходы фаянса. Можно сказать, что майолика (мальорка) – это целое направление, характеризующееся использованием расписной глазури. В такой технике изготавливают наличники, панно, изразцы и скульптуры.

В классификации по области применения различают:

  • Хозяйственно-бытовую керамику (посуда, архитектурные элементы, украшения).
  • Строительную керамику (облицовочные плитки, кирпичи, сантехника, черепица).
  • Техническую керамику (зубные протезы, сверхтвердые резцы, элементы облицовки космических кораблей).
  • Огнеупорную керамику (изоляторы, элементы для футеровки).

Виды глиняной посуды

Сегодня к разряду глиняной посуды, которая не содержит в своем составе никаких примесей, относится посуда из черной (дымленой) керамики и посуда из терракоты.

Терракотовую посуду изготавливают из красной глины, которая после обжига может иметь светло-кремовый, красно-коричневый или черный оттенок. Посуда из терракоты прекрасно подходит для приготовления блюд в духовках, печах и микроволновках.

Чернолощеная обварная глиняная посуда  производится из дымленой керамики и замечательно подходит для запекания в духовых шкафах рыбы, мяса и овощей без добавления масла. Пища в такой посуде получается легкой и хрустящей.

Здесь следует учесть, что чем большую толщину стенок будет иметь глиняная посуда, тем дольше будет готовиться блюдо. Однако именно толстостенная посуда из глины способна равномерно распределять и долго удерживать тепло, благодаря чему в процессе готовки продукты сохраняют массу полезных веществ.

Где изготавливались глиняные сосуды?

В керамических мастерских, расположенных в местах, где была глина и вода. В Афинах самые важные мастерские были сосредоточены в Керамейкосе, недалеко от самого большого кладбища и официального входа в город Дипилоса. Их инсталляции, согласно данным, выявленным при раскопках, должны напоминать те, которые мы находим даже сегодня в районах Греции, известных традициями гончарного дела: некоторые комнаты и галереи вокруг двора, резервуары для очистки глины, складов для хранения сырья и места для керамической печи, то есть печи.

Кто создавал сосуды?

Гончары и вазописцы были особым классом афинского общества в VI веке до нашей эры. Согласно шведскому словарю, который восходит к византийским временам, выражение «я делаю керамику» было синонимом «я очень много работаю». Персонал мастерской обычно состоял из семьи гончара. Все участники помогали в различных задачах, а также рабы, которые выполняли самую тяжелую работу. Конечно, было и больше многопрофильных мастерских с более высокой производительностью. Гончар, мастер, который делал вазу, и вазописец, который ее разрисовывал, обычно были двумя разными людьми.

На вазах есть подписи людей того, кто сделал вазу и того, кто занимался росписью. Но иногда это был один человек, он был гончаром и сам расписывал вазу. Софил, Эфтимид, Евфроний, Амасис, Никосфенис – это лишь некоторые из известных имен гончаров и художников одновременно.

Как изготавливалась посуда?

Для изготовления вазы требуется подходящий грунт, глина. Глина, которую использовали гончары в Аттике, была исключительного качества, с очень хорошими пластическими свойствами и высоким содержанием железа, что объясняется характерным коричнево-красным цветом, который она приобретает во время обжига. В Аттике было много мест добычи глины, одно из которых совпадает с нынешним Маруси (Амару́сион).

Глина, добываемая из земли, полна бесполезных инородных тел, масел, корней и палочек. Поэтому её необходимо очищать в следующих друг за другом баках, а после того, как вода испарится и остается густой осадок, её следует хранить во влажных и темных складских помещениях. Глина принимала свою форму и становилась сосудом на гончарном колесе, тяжелый диск из дерева, камня или глины, находящийся на оси, прибитой к земле.

Колесо обычно вращалось в соответствии с инструкциями гончара маленькими рабами, которые учились в мастерской. Сосуды делались цельными, за исключением ножки и ручек, которые гончар делал отдельно, а затем прикреплял при помощи жидкой глины. Большие сосуды, амфоры для хранения, питос, состояли из нескольких горизонтальных зон, которые в конце снова соединялись жидкой глиной. Когда горшок был готов, его помещали тенистое место для высыхания.

Магические свойства посуды

В любой мировой религии глина – это материал, из которого сотворили первого человека. Поэтому на Руси глиняный горшок издревле ассоциировался с человеком, его судьбой от рождения до самой смерти. Об этом свидетельствуют наименования частей сосудов – шейка, тулово, носик, ручка, горлышко, а крышку кувшинов в некоторых местах называли – наголовник.

Лепные фигурки людей, животных и птиц, славянские гончары изготавливали для защиты людей и скота от мора, посевы от неурожая. А после возникновения христианства, обереги превратились в игрушки, свистульки.

При рождении младенцу на руку надевали глиняный браслет или бусы, на свадьбе – разбивали кружку со словами – «Марюхи (или другое имя) в девках нет, и Марюхиной кружки нет»! Молодым дарили новую утварь, чтобы она служила новой семье, защищала ее, наполняла энергией солнца, земли, ветра и воды. Исцеляла и оберегала от злых людей.

Украшение посуды

После создания вазы на сглаженной поверхности вазописец готовил черновик изображения и затем приступал к окончательной визуализации. «Краски», материалы, использованные художником, были не чем иным, как правильно приготовленной глиной, которая, в зависимости от содержащихся в ней ингредиентов, давала другой «цвет» во время обжига. Темы, которые он выбирал для украшения вазы, варьировались в зависимости от периода времени.

Обжиг

Последним этапом изготовления сосудов был обжиг в керамической печи. В Древней Греции горшки пекли только один раз, но процесс проходил в три этапа. Вначале температура достигала 800 градусов по Цельсию. На этом этапе вентиляционное отверстие печи оставалось открытым, обжиг проводился при доступе кислорода, и вся поверхность приобретала характерный коричнево-красный цвет.

На втором этапе отверстие закрывали и обжиг производили в восстановительных условиях, без кислорода. Температура достигла 950-1050 градусов, после этого вся поверхность сосудов чернела. На третьем и последнем этапе отверстие снова открывали, и печь медленно остывала, так чтобы сосуды снова приобрели коричневато-красный цвет, за исключением поверхностей, которые должны были оставаться черными и были покрыты разбавленной глиной со специфической текстурой.

Польза и вред

Пища, приготовленная в керамической посуде не только вкусна, она лучше усваивается организмом. Глина обладает способностью поглощать вредную энергию и излучать свою полезную, исцеляющую силу.

Керамическая посуда обладает удивительными свойствами:

  1. Пористая структура – продукты, помещенные в глиняные емкости, долго сохраняются свежими, не плесневеют и не засыхают.
  2. Отлично сохраняет температуру напитков. Горячие – медленно остывают, а холодные – долго не нагреваются.
  3. Приготавливать в керамической посуде, можно без добавления масла и воды, продукты подвергаются томлению, поэтому пища, приготовленная в глине, считается диетической.
  4. Глина – это экологически чистый материал, не содержащий никаких вредных примесей и добавок.

За тысячи лет применения не отмечено ни одного вредного свойства керамической посуды, только при выборе, надо внимательно следить, чтобы посуда была пищевой, а не декоративной. Недостатком может быть то, что глиняная утварь хорошо впитывает запахи, поэтому надо правильно за ней ухаживать и стараться готовить определенный вид продуктов.

Как пользоваться?

Перед тем как использовать, в горшочек надо налить воды на 15 мин, чтобы поры насытились влагой и не впитывали жидкость из пищи. Можно вместо глиняных крышек, накрывать продукты тестом, тогда оно вбирает запахи, пар и становится очень вкусным. Добавляемая вода должна быть горячей. Нужно оберегать горшочки от ударов, падения.

Хранить посуду из красной глины надо хорошо просушенной для того, чтобы избежать неприятного запаха, в открытом виде. После приготовления пищи с резкими запахами надо прожарить в духовке, чтобы избавиться от постороннего аромата.

Чем склеить глиняную посуду?

Склеивать разбитую глиняную емкость можно при помощи пищевого клея, только надо убедиться в его безопасности. Правда, готовить в ней больше не получится, но можно будет эту посуду использовать для подачи продуктов на стол, хранения продуктов.

Красивые кувшины и горшки можно починить «Моментом» или «Секундой», но использовать их потом возможно только для украшения интерьера.

Прежде чем склеить глиняную посуду, надо ее подготовить:

  • Собрать и промыть все осколки, затем хорошо высушить;
  • Обезжирить места склеивания спиртом, ацетоном или водкой;
  • Нанести клей и плотно сжать стыки;
  • Снять излишки клея салфеткой и дать застыть.

Уход за глиняной посудой

Как уже говорилось, посуда из глины хорошо впитывает жиры, которые не так-то просто отмыть от ее стенок. Несильно загрязненную глиняную посуду рекомендуется мыть теплой водой с минимальным количеством мыла или пищевой соды. Моющие средства лучше не использовать, поскольку они могут остаться в порах посуды и при нагревании выделять в пищу вредные вещества.
Сильнозагрязненную глиняную посуду можно очистить от жира по старинному рецепту: для этого наполните посуду холодной водой, добавьте туда немного уксуса, накройте крышкой, поместите в холодную духовку и постепенно, увеличивая температуру, нагрейте посуду, но не доводите жидкость до бурного кипения. Через полчаса выньте посуду из духовки, дайте ей остыть, промойте слабым мыльным раствором и тщательно прополощите. Также для удаления жира глиняную посуду можно потереть песком или древесной золой.

После мытья глиняную посуду нужно тщательно вытереть и просушить на воздухе (лучше на солнце), не накрывая крышкой. Хранить посуду из глины следует в сухом месте и в открытом состоянии.

[spoiler title=»Источники»]

  • https://iskusstvoed.ru/2016/03/21/neoliticheskaja-keramika/
  • https://kovaleva.gallery/istoriya-keramiki
  • http://www.remontpozitif.ru/publ/dizajn_i_remont_doma/aksessuary_dlja_doma/glinjanaja_posuda_istorija_vidy_preimushhestva_i_nedostatki_kak_polzovatsja_i_ukhazhivat_za_posudoj_iz_gliny/42-1-0-1556
  • https://www.okaytravel.ru/grecija/interesnoe-o-grecii/drevnegrecheskaja-keramika/
  • https://posudaa.ru/servirovka/stolovaya-posuda/polzovatsya-iz-gliny

[/spoiler]

Похожие статьи

Обсуждение закрыто.

Back to Top.
Adblock
detector