Китай: искусство древности и Средневековья

Архитектура в Древнем Китае – коротко самое главное

Китайская архитектура

В истории китайского зодчества историки-востоковеды, равно в самом Китае и за его пределами, традиционно выделяют несколько периодов с характерными, только им присущими архитектурными традициями и стилями.

В частности, древнейший после эпохи неолита период Шан Инь, за ним период Чжоу, период «Борющихся царств» и так далее.

Такое деление архитектурных стилей по эпохам и периодам напрямую связано с историей и культурой ранних китайских царств и отдельных провинций, а затем и империй, и хронологически идёт по восходящей – от зодчества неолита и раннего феодального периода в Средневековье, а затем уходит в Новое и далее в Новейшее время.

Причём для этих двух последних периодов, и в особенности для Новейшего времени, больше характерны преемственность традиций и стремление к наиболее полному сохранению объектов исторического и культурного наследия китайского прошлого в разных концах страны, что отчасти связано с широко распространёнными в Поднебесной идеями конфуцианства.

Многие из таких объектов давно уже признаны памятниками Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Одним из самых ярких примеров стремления современных китайцев сохранить архитектурное наследие предков является многовековая история вышеупомянутых ворот Тяньаньмэнь, которая началась ещё в эпоху Мин (XIV век) и продолжается до сих пор.

Китайская архитектура

Вынуждены, однако, признать, что зачастую жителями Поднебесной движут какие-то сиюминутные меркантильные соображения и что тогда это делается, прежде всего, ради личной наживы – как в случае с традиционными сыхэюянями (подробнее о них чуть ниже) в старых, центральных районах китайской столицы, которые, то бишь эти самые сыхэюани, сдаются внаём приезжим, в том числе иностранцам, переоборудуются под мелкие точки общепита, в которых для туристов готовятся в основном блюда китайской национальной кухни и так далее.

В условиях постоянного противостояния и междоусобных войн в древнем и средневековом Китае наибольшее внимание уделялось, понятно, строительству оборонительных, фортификационных и инженерных сооружений, реже памятников, в том числе воинской доблести, а во времена относительного затишья – дворцов и целых дворцовых комплексов (Запретный Город, Горное пристанище от летнего зноя), даосских и буддийских храмов (всевозможных пагод и ступ) и монастырей, а также «общегражданских» сооружений вроде традиционных китайских сыхэюаней, фанз и яодуней.

Археологические раскопки подтверждают – тогда в строительстве и архитектуре Поднебесной строго регламентировалось вообще всё, что только можно регламентировать: начиная от высоты построек, планировки и характера (городской) застройки и заканчивая цветом узорчатых черепичных крыш и фасадов зданий.

Преобладающим материалом в древней китайской архитектуре было дерево.

Архитектура жилых зданий

Тип жилья, создаваемый китайцами в течение тысячелетий, мало чем отличается от своих древнейших прототипов. Строились они из дерева, кирпича-сырца и камня. Стены дома, как правило, не являлись несущими конструкциями. Они заполняли пролеты между деревянными опорными столбами, защищая помещения от холода.

фасад крыш в Китае

Главный фасад – южный. Он имел вход и окна, заполняющие всю плоскость стены. На севере окон не предусматривалось. Южная стена выполнялась в виде деревянной решетки, заклеенной промасленной бумагой (изобретена в III веке до н. э.). Крыша имела характерные широкие свесы, защищающие стены от осадков и прямого солнечного света. Перед главным фасадом часто устраивалась крытая галерея (япон. энгава – «серое пространство»). Галерея служила внешним коридором, связующим все комнаты в доме, местом приема гостей, промежуточным пространством между внутренним и внешним миром.

Происхождение китайской крыши

Существует множество версий о происхождении этой чисто китайской формы крыши:

  • желание зодчих преодолеть, визуально облегчить массу высокой крутой кровли;
  • фиксация естественного прогиба длинных стропильных балок, имеющих шарнирные опоры на концах;
  • уподобление кровли изогнутым ветвям деревьев, силуэту горной гряды;
  • обеспечение более пологой траектории стоков, предохранение поверхности стен от смачивания.

южный фасад китайского дома и форма крыши

Внутренняя планировка китайского дома

Внутренняя планировка китайского дома подчинялась установкам основоположника даосизма – философа Лао-Цзы (V в. до н. э.): “Реальность здания заключается не в четырёх стенах и крыше, но во внутреннем пространстве, предназначенном для жизни в нем…”.

Согласно китайской традиции, дом является неотъемлемой деталью окружающего пейзажа, своего рода ширмой, сквозь которую природа вторгается внутрь здания, дополняет и обогащает его. Здание – лишь временный приют на долгом пути человеческой жизни. Его тонкие стены и перегородки легко ломаются под напором урагана, но решётчатый каркас остается целым. После урагана легкие стены и перегородки быстро собираются и монтируются.

планировка внутри китайского дома

Особенности традиционной китайской архитектуры

Китайская архитектура

В числе главных таких особенностей китайского зодчества как можно более чётко выверенная ориентация зданий и архитектурных комплексов по сторонам света, по осям север-юг, запад-восток и расположение комнат и их меблировка по знаменитым правилам фэн-шуй.

Причём главными всегда считались постройки на северной стороне, а второстепенными – все остальные.

Так, в северном здании традиционного китайского сыхэюаня, представлявшего собой единый «жилищный комплекс», состоящий из четырёх жилых построек главными фасадами вовнутрь, образующих внутренний двор, всегда располагались покои главы семьи или хозяина дома, точнее, двора – там всегда было больше света.

Кстати, по воображаемой оси север-юг в Китае ориентированы и культовые сооружения – храмы и монастыри.

Ещё одна особенность традиционной китайской архитектуры заключается в особом акценте на симметрии – этот акцент легко прослеживается, например, в конструкциях дворцов, храмовых сооружений и, конечно, памятниках китайского садово-паркового искусства.

Немалую роль в Китае издревле играли, как играют до настоящего времени, и (простите за тавтологию!) малые архитектурные формы, украшающие входы в богатые китайские дома – небольших размеров скульптуры животных, в том числе мифических, самого разного предназначений и «функционала» – вплоть до отпугивания злых духов.

Такой с позволения сказать туземный бестиарий объясняется самым настоящим культом животных в китайском народном фольклоре, каждому из которых отводится некое символическое значение и своё особое место.

Кстати, абсолютно ту же роль, отпугивание всевозможных злых духов, играют и традиционно изогнутые края китайских крыш.

Дворцовая

Края дворцовой крыши делали изогнутыми, чтобы злые духи не могли продвигаться вдоль них. Нередко их украшали фигурки животных, выполнявших роль оберегов от злых духов.

Дополнительная стенка закрывала внутреннее пространство двора от “злого глаза”. Кстати, у нас также встречаются люди знающие это, которые ставят в окна куклы, игрушки от злого глаза.

Посетителя встречали или перед ней, или в специальном помещении для гостей. Поверхность стен белилась, украшалась рисунками и иероглифами (иногда именами владельцев усадьбы, благопожеланиями в адрес хозяев и гостей и т.п.). На фасадах, выходящих на улицу, обычно не было окон – старинная традиция стран Древнего Востока. Как правило, окна смотрят во двор или в сад.

оберег от злых духов на дворцовой крыше

Садово-парковая

Главный принцип композиции китайского сада – естественность, “случайность” в размещении всех его компонентов. Во всем господствует живописная криволинейность объемов и силуэтов – берега водоемов, переправы из полузатопленных валунов, контуры деревьев, криволинейные очертания горных массивов и холмов.

Изогнутые силуэты построек дополняют рукотворный и естественный пейзажи. У зрителя ни в коем случае не должно было сложиться впечатления о целенаправленной деятельности художника.

Другой немаловажный композиционный принцип – это достижение эффекта постепенного “сгущения” растительной массы от центра усадьбы к её периметру. По мере удаления от дома деревья и кустарники увеличиваются в размерах становится более густой их крона. Из-за этого при взгляде со стороны усадьбы теряется условная граница между естественным лесным массивом и садом. Сад как бы устремляется навстречу дикому лесу и горным вершинам.

расположения растительности в китайском саду

архитектура каменного сада в китае

В древнем Китае очень популярны были каменные сады. Считалось, что в камнях скрываются души выдающихся отшельников-даосов. С камнем связывали также идею душевной частоты, благородства и вечности. Поэтому очень ценились камни, омываемые прозрачными водяными струями и покрытые седым мхом – символом старости, долголетия.

В Китае верили, что камень остается живым до тех пор, пока не подвергнется обработке. Поэтому камни крайне редко использовались в строительстве. Иное дело – дерево! Оно не только не “умирает”, но и одушевляет здание.

Большое внимание уделялось извилистым дорожкам, инкрустированным мелкими камешками и цветным песком. Дорожки украшались узорами в форме иероглифов, сюжетами народных сказок и легенд. Чаще просто имитировали чешую гигантской змеи или дракона, извивающегося между холмами. Изогнутые мостики в сочетании со своим собственным отражением в воде образовывали причудливую рамку вокруг живописной – группы деревьев или изящной беседки.

извилистые дорожки в китайском саду

Тихие сады с водоемами, перекрытыми горбатыми мостиками, глубокий цвет красных лакированных колонн и резных решеток, легкий и разноголосый звон колокольчиков, подвешенных к углам изогнутых черепичных крыш, создавали картину совершенной гармонии природы и человеческих чувств.

Это впечатление еще более усиливается за счет искусного подбора растений, учитывающего не только их форму и размеры, но и смену окраски в течение года, включение в композицию серебристого снега, инея.

Деревья, как и камни, создавали определенное настроение:

  • кипарис – величественное, возвышенное;
  • бамбук – уединенность, грусть;
  • сакура (японская вишня) – мечтательность, умиротворенность.

Как говорят китайцы: “Зодчие всеми силами добиваются естественности, в которой не было бы видно ни малейших губительных следов человеческих рук…”.

Декоративные элементы

Наиболее древние постройки отличались простотой объемов, преобладанием конструктивных форм над декорацией. Китайцы умели ценить красоту конструкции и не старалисъ маскировать её орнаментом или скульптурными украшениями.

Все декоративные элементы несли определенную смысловую нагрузку:

  • стрекоза – “возрождение”,
  • цветок – “чистота и невинность”,
  • черепаха – “долголетие”,
  • обезьяна – “слух, зрение, обоняние”.

Изображение   жив отных или растений носило характер благопожелания обитателям дома и его гостям. Символы феникса, тигра, дракона и черепахи, например, обозначали четыре стороны горизонта. Летящий или танцующий журавль – знак счастья и удачи.

Культ сил природы и отдельных животных процветал в Китае во все времена. Особым уважением пользовались божества Солнца и Луны, духи пяти планет, Полярной звезды. Китайскими “божествами вод” считались драконы Лун-Ваны. Они отвечали за водный режим страны, за засухи и наводнения. Кроме дракона, китайцы почитали тигра, феникса, черепаху, лису. Изображения этих животных украшают многие китайские дворцы и храмы. Скульптурами слонов, верблюдов, львов оснащались погребальные комплексы, “дороги процессий”, “дороги духов”.

декоративные элементы на крыше

Отличия архитектуры Китая

Культура любой страны имеет свои особенности. Однако архитектура Древнего Востока поистине уникальна, она не имеет аналогов, в то время как другие государства перенимали и заимствовали те или иные приемы строительства и возведения зданий. В этом смысле особенно выделился Китай. Его культура, конечно, тоже перенимала чужие знания, однако все они интерпретировались и использовались исключительно в рамках традиций.

Первый китайский дом появился в 5 тысячелетии до н. э. Тогда это было наполовину зарытое в землю строение. Следует отметить, что культовые или административные сооружения имели такую же форму — они лишь увеличивались в размерах. Именно в то время сформировалось убеждение, что квадраты в архитектуре связывают человека с землей, а круги – с небом. Поэтому все постройки имеют соответствующие формы.

Окончательно стиль таких архитектурных объектов, как китайский дом, дворец или, например, храм, сформировался ближе к началу н. э. Различия тогда заключались только в том, что Китай разделился на северный и южный. Но когда он вновь объединился (5 век), то и архитектура стала выполняться в едином стиле. Нет ни одной другой страны, которая бы чтила традиции зодчества больше, чем Поднебесная.

архитектура древнего китая краткл

Современная архитектура Китая

В период, который начался с первой «опиумной» войны 1840 г и закончился основанием Китайской Народной Республики в 1949 г, китайская архитектура испытала сильное западное влияние. Хотя традиционный архитектурный стиль по-прежнему преобладал в Китае, многие здания развлекательного сектора, такие как театры, рестораны и гостиницы, а также деловые и торговые центры, стали строиться в смешанном стиле, который имел черты как китайской, так и западной архитектуры.

Лучшие образцы

Вместе с общим развитием экономики Китая строительный сектор переживает настоящий бум. Во многих городах Китая строятся целые квартала небоскребов. Некоторые из этих высотных зданий признаются как настоящие шедевры современной архитектуры и становятся главными достопримечательностями этих городов. Примеры современной китайской архитектуры можно увидеть в Крупнейших городах Поднебесной.

Национальный Центр Исполнительских Искусств в Пекине

С внешней стороны здание театра покрывает купол из стекла и титана. Этот уникальный архитектурный элемент состоит из 18398 титановых пластинок и 1226 кусков сверхбелого стекла. Окружает здание искусственное озеро. С высоты здание театра похоже на огромное яйцо, плавающее в озере. Задача архитектора заключалась в том, чтобы создать уникальный дизайн, который будет таким же узнаваемым, как дизайн сиднейского Дома Оперы.

Шанхайская башня

Шанхайская башня – самое высокое здание в Шанхае и третье по высоте здание в мире. Высота Шанхайской башни – 632 метра. Вместе с телебашней Восточная Жемчужина (468 м) и Шанхайским Всемирным Финансовым Центром (492 м) башня стала легкоузнаваемой современной архитектурной достопримечательностью города. Вы получите незабываемые ощущения, поднявшись на смотровые площадки, откуда открывается потрясающий вид на город, особенно в вечернее время.

Великая стена

Мировые шедевры архитектуры нельзя рассматривать, не упомянув Великую китайскую стену. Ее строительство велось поколениями. Также данное сооружение можно по праву назвать самым технологичным для своего времени. Более того, способы, которые использовались при возведении, могут кое-чему научить и современных архитекторов.

Строительство стены началось за несколько веков до н. э. Таким заурядным методом нация хотела доказать свое единство.

китайский храм
На целостности сооружения не могли не сказаться многочисленные набеги соседних воинствующих государств (в основном монголов). Поэтому стену периодически приходилось латать, заделывать дыры. Занимались этим заключенные под руководством профессионалов.

История Великой китайской стены многогранна. Она является символом Поднебесной, ее величием восхищаются все люди современности. И только она смогла противостоять множество веков ветрам, непогоде и любым другим негативным условиям.

«Запретный город»

Логическая ясность и символизм явно ощущается в планировке абсолютно всех городских ансамблей и в самой архитектуре городов. Наглядным примером, подтверждающим данное утверждение, может послужить Пекин – столица государства, которой удалось сохранить памятники архитектуры Китая. Старая часть столицы имеет название «Внутренний город», она отделена воротами и стеной от так называемого «Внешнего города».

В самом центре «Внутреннего города» находится основной архитектурный ансамбль, растянувшийся на несколько километров, — «Императорский город», который словно замкнут кольцом нескольких стен и массивными воротами. Внутри него располагается «Запретный город» — в настоящее время музей. Это и есть величественный Императорский дворец. Все это благолепие — настоящий город в городе: с разноцветными крышами домов, тенистыми двориками и садами, беседками и коридорами, бесконечными переходами с бесчисленными боковыми ответвлениями. В его таинственной глубине скрывались покои жен императора, увеселительные сооружения, обширная театральная сцена и множество других построек.

Дворцовый ансамбль Гугун

Особенности архитектуры Китая особенно ярко представлены в дворцовом ансамбле Гугун, который был резиденцией императора во время правления династий Цин и Мин. Данное архитектурное творение было возведено примерно в период 1406-1420 гг. и более известно всему миру как «Пурпуровый запретный город».

На его территории располагаются десятки дворцовых ансамблей разной величины, в целом они имеют 9 000 комнат. Это самый впечатляющий, грандиозный и прекрасно сохранившийся архитектурный ансамбль страны, в котором вершили дела целых 24 императора в период до революции 1911 года. Гугун, согласно постулатам, которые диктует архитектура Китая, делится на две основные части: внешний двор и внутренние покои. Основными постройками внешнего двора считаются три павильона внушительных размеров: Чжунхэдянь (Павильон полной гармонии), Тайхэдянь (Павильон высшей гармонии), Баохэдянь (Павильон сохранения гармонии).

особенности архитектуры китая

Храмы

Храмовая архитектура Древнего Китая представлена большими комплексами:

  1. Величавый Тяньтань («Храм неба») был возведен во «Внешнем городе» в 1420–1530 годах. Он представляет собой ряд зданий, выстроенных друг за другом и тесно окруженных кольцом зелени. Ритм ансамблю задают ступенчатый алтарь из белого мрамора и два величественных храма.
  2. Циняньдянь («Храм молитвы за богатый урожай») поражает своими размерами, это самое высокое здание, которое увенчано трёхъярусной густо-синей конусообразной крышей.
  3. Погребальный комплекс минских императоров Шисаньлин («13 гробниц») удивляет своим пространственным размахом. Сооружение включает в себя, помимо могильного кургана с прилагающимся подземным дворцом, храмы, арки, башни, которые живописно включаются в окружающий пейзаж.

История китайских садов

Древние китайские сады, которые также часто называют традиционными китайскими садами или классическими китайскими садами, имеют историю развития, уходящую вглубь веков. Их богатая культура и уникальные особенности никого не оставляют равнодушным. Разнообразные виды садов обладают неповторимым очарованием. Древние китайские сады считаются одними из лучших образцов садового искусства в мире. Благодаря своей истории, насчитывающей почти 5 тысячелетий, китайские сады нашли своё место в мировой сокровищнице культуры и архитектуры.

Особенности

Одним из принципов создания китайских садов является принцип гармоничной интеграции творений человека в природный ландшафт. В типичном китайском саду можно увидеть камни, воду, растения и различные здания, которые словно всегда стояли посреди разных природных элементов.

Знаменитые китайские ландшафтные сады

Все древние китайские сады могут быть разделены на две категории: королевские сады и частные сады. Ландшафтные сады южного Китая, особенно те, что расположены в дельте реки Янцзы, считаются одними из самых красивых. Считается, что сады этого региона наилучшим образом представляют классические черты китайской садовой архитектуры. Сады в городе Сучжоу были внесены в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

С того времени, как разразилась опиумная война в 1840 году до создания Китайской Народной Республики в 1949 году, китайская архитектура свидетельствовала смесь китайского стиля с западным стилем.

С первобытного общества до династии Хань, техника на строительство древесной структуры постепенно улучшилась и совершенствовалась.

Старые здания использовали древесину в качестве главного материала. И компоненты в основном колонны, балки, прогоны, которые свяжутся шипами и пазами.

Дом народных собраний находится на улице Чанъань и на западном краю площади Тяньаньмэнь в Пекине. Он используется для законодательных и торжественных мероприятий Китайской Народной Республики и коммунистической партии Китая.

Древние китайские сады, также известные как традиционные китайские сады или классические китайские сады, имеют многовековую историю, богатую культуру и уникальные особенности.

Для того, чтобы консолидировать контроль императоров, подчёркивать императорскую власть, и удовлетворить их элегантную материальную жизнь , роскошные дворцы всегда были построены в больших масштабах.

Архитектурные достопримечательности Китая

Богатство и неповторимый стиль архитектурных сооружений Китая весьма многообразен, среди них:

  • Дворцовая архитектура (Запретный город, Горное убежище от летнего зноя)
  • Храмы и алтари (Храм Таймяо, Храм Неба, Алтарь Земли и Злаков, Резиденция Небесных Наставников, пещерные храмы Лунмэнь, Пещерные храмы Фэнсяньсы, пещеры Могао, Юньган, Путоцзунчэн, Наньюэ Дамяо, Дворец Высшей Чистоты, Пагода Дацинь, Пагода Баочу, Храм Истинного Единства, Пагода Шести Гармоний, Фарфоровая Пагода, Железная Пагода, Храм Тяньнин).
  • Мемориальные сооружения (Храм Конфуция, Храм Баогуна, Пайлоу, Стелы (на черепахе-пьедестале)
  • Гробницы (Гробницы императоров династии Мин, Висячие гробы, Минская гробница Чанлин, Могила Цинь Ши Хуана)
  • Мосты (Мост Аньцзи, Мост Лугоу, Мост Баодай, выгнутые мостики «лунный мост»)
  • Фортификационные сооружения (Великая Китайская стена, Крепостные стены городов – Пекина (снесена), Нанкина (отчасти сохранена), Крепость Ваньпин в Пекине)
  • Жилые постройки (Жилой комплекс сыхэюань, жилые комплексы крепостного типа – тулоу (Фуцзянь), укрепленные особняки дяолоу (Гуандун), типичный крестьянский дом северного Китая – фанза, обогреваемая лежанка – кан).

Пагоды в Китае

Пагоды, также как и сам буддизм, пришли в Китай из Индии. И первоначально выполняли роль памятников, потому как строились на местах захоронений влиятельных монархов. Как правило, здесь хранили их прах.

Что касается Китая, то здесь фантазия в строительстве была не ограничена, и данный архитектурный приём использовался почти везде. Можно было встретить строения как разных форм (квадрата, шестиугольника, круга), так и из различного материала (железо, медь, кирпич, дерево).

Из-за того что в стране было можно воздвигать пагоды с большим количеством уровней (от пяти до тринадцати, так как для китайцев имеют большое значение нечётные цифры), они, как правило, представляли собой высокие красивые башни.

Среди самых известных выделяют: «Большие журавли» в Сиане, деревянная пагода в Шаньси, пагода из железа в Кайфэне. А еще Пекинскую пагоду в Ароматных горах и Кайюаньскую пагоду в Цзиньсянь. Самой старинной, безусловно, считается девятиуровневая Шаньсийская пагода, пережившая ни одно землетрясение из-за уникальной антисейсмической технологии. Её высота составляет не много не мало семьдесят метров.

Наследие, которые китайские архитекторы оставили своим потомкам продолжает поражать умы туристов своим великолепием и сегодня.

[spoiler title=»Источники»]

  • https://mykitai.ru/strana/kitajskaya-arhitektura-ot-drevnosti-do-sovremennosti.html
  • https://azialand.ru/arxitektura-kitaya/
  • https://www.syl.ru/article/168453/new_kitay-arhitektura-traditsionnaya-kitayskaya-arhitektura-drevnyaya-kitayskaya-arhitektura
  • https://www.chinahighlights.ru/culture/chinese-architecture.htm
  • https://www.syl.ru/article/168108/new_arhitektura-kitaya-sovremennyie-i-istoricheskie-pamyatniki-arhitekturyi-kitaya
  • https://spravochnick.ru/arhitektura_i_stroitelstvo/epohi_arhitektury/arhitektura_drevnego_kitaya/
  • https://architecturebest.com/shedevry-kitajskoj-arhitektury-2/

[/spoiler]

Похожие статьи

Обсуждение закрыто.

Back to Top.
Adblock
detector