Коллаж — особая техника в изобразительном искусстве: что такое коллаж, его виды, история развития

Что такое коллаж?

Коллаж (от фр. collage — приклеивание, наклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве. Первоначально термин «коллаж» применяли к живописным или графическим произведениям, созданным путём наклеивания на какую-либо основу разнообразных предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Но со временем понятие «коллаж» стало употребляться в других жанрах искусства в более широком значении — как смесь разнородных элементов, объединённых общей идеей.

Коллажи делятся на две большие группы: объёмные и плоские. Объёмные коллажи создают, используя самые разные предметы и материалы, комбинируя их друг с другом. Плоские, в том числе и фотоколлажи, составляют из изображений, фотографий, рисунков и их частей, располагая элементы на одной поверхности.

Особенностью коллажа является способность или выделить основную мысль изображения, или наоборот – закамуфлировать её, средствами цвета, фактуры используемых материалов.

История

История коллажа ведет свой отсчет со второго века до нашей эры. В ту далекую пору первые образцы такого искусства научились делать в Китае. Древние художники наклеивали на бумагу кусочки разных материалов в дополнение к нарисованным тушью изображениям.

Коллаж. Жан Метцингер. Коллаж «Велодром», 1912

В Европе первые попытки создания коллажей датируются XIII веком. Кусочки сусального золота и драгоценные камни мастера наклеивали на иконы, гербы правителей и внутренние стены готических храмов. Но эта практика не получила широкого распространения, а в эпоху Возрождения и вовсе была вытеснена инкрустацией.

Коллаж. Жорж Брак. Коллаж «Скрипка и трубка», 1913

Полноценное рождение коллажа как техники и вида изобразительного искусства состоялось лишь в начале ХХ века, в период бурного расцвета новых модернистских стилей и направлений в живописи:

  • дадаизма;
  • кубизма;
  • футуризма;
  • сюрреализма;
  • синтетизма.

Коллаж. Конрад Марка-Релли. Коллаж «Без названия», 1955

Приверженцы этих направлений в искусстве первыми начали внедрять элементы коллажа в живописные произведения. В ход шли самые разнообразные материалы, которые всегда были под рукой:

  • обрывки старых газет;
  • лоскуты ткани;
  • этикетки;
  • фотографии;
  • деревянные палочки и стружка.

Коллаж. Курт Швиттерс. Коллаж «Метц-рисунок №47», 1920

Одним из первых эту технику использовал гениальный Пабло Пикассо (Pablo Picasso). В 1912 году он создал знаменитую картину «Натюрморт с плетеным стулом» — икону кубизма. Написанное маслом произведение обрамлено веревкой, а на часть его поверхности наклеены кусочки клеенки.

Коллаж. Курт Швиттерс. Коллаж «Натюрморт с плетеным стулом», 1912

Первая волна популярности коллажа в искусстве сошла на нет к концу 1930-х. Но уже через 20 с небольшим лет в культурной среде вновь проявился интерес к этой технике. В ноябре 1962 года в Нью-Йорке состоялась выставка New Realist Exhibition, на которой были представлены работы молодых художников в новом стиле поп-арт. Многие произведения были созданы в технике коллажа и вызвали большой резонанс во время показа.

Коллаж. Том Вессельман. Коллаж «Натюрморт №30», 1963

С этого времени коллаж занял достойное место в современной культуре. Он стал популярным методом самовыражения художников не только в живописи, но и во многих других видах искусства. Даже малыши в детских садах сегодня с удовольствием учатся делать коллажи, а публика с удовольствием приходит на выставки, где представлены произведения лучших мастеров этой техники.

Коллаж. Коллаж из фотографий и газет, начало XXI века

Что такое фотоколлаж?

Испокон веков принято считать, что художественная фотография – это отдельный вид изобразительного искусства. В 1843 году рамки этого понятия были несколько раздвинуты, Д.Хилл и Р.Адамсон придумали создать композицию — фотомонтаж из 500 фотографий. На свет появился первый в мире фотоколлаж и фотомонтаж, который получил название «Заседание Свободной церкви в Шотландии».

Сегодня трактовка определения «фотоколлаж» имеет несколько вариаций.
В этой статье мы будем отталкиваться от определения фотоколлажа как произведения, объединяющего несколько схожих по смыслу и тематике фотографий.

Традиционный

Идеальная «модель», предполагающая фокусировку внимания на каждом изображении в равной мере. Отличный выбор вне зависимости от тематики. Своеобразная дань традициям, в которой центром дизайнерской композиции является изображение, а не макет.

Тематический

Все элементы коллажа связывает один общий сюжет. Именно поэтому данному варианту отдают предпочтение, когда конечной целью творческого процесса является создание композиции, отражающей динамику: путешествия, дня рождения или свадьбы. Изюминкой этого жанра является фотоколлаж с надписями, иллюстрациями или рисунками.

Модный

Здесь акцент ставится именно на макете. Шаблон фотоколлажа тонко подчёркивает тематику собранных вместе фото, с легкостью оживляет статические изображения и создает эффект удивления и восторга.

Силуэтный

Оригинальная композиция фотографий, представляющая собой силуэт. Такая композиция оказывает на зрителя двойное воздействие – как самими фотографиями, так и силуэтом, в который они заключены. Свадьба, Новый год, фотоколлаж на юбилей, фотоколлаж детский — любое праздничное событие, освещенное таким креативным способом, станет приятным воспоминанием на долгие годы.

Виды коллажа

Коллаж в наши дни стал популярным приемом в различных видах искусства. Его используют в своем творчестве не только живописцы-авангардисты, работающие с холстом и красками, путем включения в композицию фрагментов из разных материалов. Большой популярностью сегодня пользуются коллажи:

  1. В фотоискусстве. Благодаря необычному сочетанию нескольких фотографий в одной картинке получается эффектное произведение. Всевозможные фотоколлажи могут сильно отличаться по жанру и стилю.
  2. В кинематографе и сфере художественной обработке видео. Представляют собой искусно подобранные нарезки видеоматериалов из разных фильмов, объединенные оригинальным замыслом автора.
  3. В музыке. В начале ХХ века, в период поиска новых идей в искусстве, многие очень известные композиторы использовали в своих творениях фрагменты из произведений коллег. Этот технический прием не утратил актуальности и сегодня.
  4. В литературе. Приверженцы сюрреализма, футуризма и модернизма включают в свои произведения посторонние документы и цитаты из работ других писателей. Это вызывает сильные эмоции у читателя и становится предметом горячего обсуждения книги.

Коллаж. Джон Уокер. Коллаж «Матильда», 2020

Основные стили

Что можно изобразить в коллаже? Буквально все, что волнует, что любимо, что дорого. Коллаж, как и живописное полотно, — это воссоздание только небольшой части картины жизни, которая не имеет границ. И чем больше художник видит, слышит и запоминает, чем богаче его фантазия, тем значительнее творческие находки. Однако при всем многообразии мотивов и сюжетов флористические коллажи можно условно подразделить на четыре стиля.

Пейзажный

В коллажах пейзажного направления изображают природу (лес, горы, море и т. п.) и природные явления (грозу, ветер, дождь и т. п.). В коллаже-пейзаже можно передать красоту, приметы какого-либо времени года или суток. Флорист должен так подобрать материал и так поработать с ним, чтобы зритель, глядя, например, на композицию из небольших монетных листьев, не сомневался, что перед ним могучие вековые деревья.

Вегетативный

Этот стиль очень близок к пейзажному: и там и там дают картину природы. Однако в работах вегетативного направления акцент делают на изображении жизни растений, именно они становятся главными героями флористического произведения. Автор должен хорошо чувствовать сам и уметь передать зрителю красоту листьев, стеблей, изысканность форм цветков и их окраски. Картина должна быть очень правдоподобной, узнаваемой. В вегетативном коллаже растения показаны сами по себе, они не служат для отображения явлений природы. Если на фон — небо с облаками — наложить тонкие, эффектно изгибающиеся стебли злаков с красивыми метелками, необычайно радующее, веселое соцветие укропа, похожее на легкий зонтик, — это, скорее всего, пейзаж. А если к более простому фону, не изображающему ничего конкретного, представляющему собой просто приятные для глаза цветовые пятна, приклеить листья и цветки, стебли же нанести штрихами при помощи кисточки с краской, то это будет вегетативный коллаж. Правда, следует признать, что граница между этими двумя стилями бывает довольно условной.

Декоративный

Сюжеты коллажей этого стиля фантазийные. Главное — оригинальная идея. А воплощают ее при помощи ярких, выразительных элементов и красочного фона. Зритель, глядя на подобный коллаж, старается отгадать настроение автора, его замысел. Работа в декоративном стиле должна пробуждать чувства, воспоминания, ассоциации. Такого рода произведения требуют от автора новых интересных идей, красивых сочетаний цветов, радующих глаз, и, конечно, безупречной техники исполнения.

Формо-линейный

Название стиля говорит само за себя. Основную нагрузку несут выполненные из флористического материала геометрические фигуры — круг, ромб, квадрат, треугольник и т. д.. а также линии. Фон также может представлять собой сочетание геометрических фигур.

С чего же начать? Какие первые шаги в своем творчестве должен сделать коллажист, чтобы его не постигло разочарование? Начинать надо с поиска темы. «О молодой художник! Ты ждешь сюжета? Но сюжетом может быть все! — восклицал Э. Делакруа. — Сюжет — это ты сам, это впечатления и чувства, которые ты испытываешь, глядя на природу…» Оглянитесь вокруг — идеи для ваших будущих коллажей находятся рядом, нужно только разглядеть их. Поняв, что будет основой вашего сюжета, решите, как вы хотите преподнести его: реалистично или фантазийно? Это поможет выбрать стиль. Потом переходите к практической части.

Виды основ коллажей

Флористические коллажи можно выполнять на холсте, любой ткани, бумаге, картоне, коже, металле, стекле и т. д. И выбранная основа либо служит стартовой площадкой для создания фона, либо сама является фоном — в неизменном виде или дополнительно оформленная: красками, объемной шпатлевкой, художественной пастой, мелкими декоративными элементами и т. д. Работу можно сделать и вовсе без фона. Так, например, создают коллажи на каркасе.

Коллаж на холсте

Холст — это загрунтованная ткань, чаще всего льняная, она — самая прочная. Готовые холсты, как правило, загрунтованы эмульсионным грунтом, включающим клей и масло. Холст — это достаточно эластичная основа, натянутая на подрамник.

Фон на холсте можно создавать, расписывая его масляными красками, а можно нанести шпатлевку. Соответственно элементы коллажа можно закреплять при помощи клея, а можно укладывать в сырую шпатлевку Последний вариант наиболее подходит для таких материалов, как песок, гравий, гречка, зерна кофе, битое стекло, ракушки и т. д. Потом их можно покрыть слоем клея ПВА. Очень хорошо смотрятся коллажи, в которых используют только один вид декоративного материала. Например, если хаотично закрепить в шпатлевке цветки гортензии или бугенвиллеи. Для придания таким работам большей выразительности можно обработать их поверхности спреем, создающим эффект блеска.

Коллаж на ткани

Практически любая ткань — хлопчатобумажная, шелковая, льняная, бархатная и т. д. — может служить не только основой, но и прекрасным фоном для флористического коллажа. Ткань натягивают на подрамник или при помощи флористического пистолета наклеивают на картон. Элементы композиции закрепляют непосредственно на поверхности ткани при помощи клеевого пистолета. Главное — точно расположить флористический материал, как того требуют замысел и законы композиции. Следует учитывать и то, в каком помещении суждено находиться вашей работе. Так, едва ли в скромном загородном доме будут уместны вычурные работы, выполненные на шелке и бархате. А вот коллажи на основе из ситца, льняного полотна, холстины, пожалуй, придутся кстати.

Не менее важна правильность сочетания ткани и растительного материала. Для оформления льняной ткани, холстины или ситца выбирайте «скромные» растения, знакомые всем с детства, — укроп, физалис, цветки анютиных глазок, ромашек. Для тонкого шелка и таинственного бархата подойдут цветки более изысканные, например орхидеи, дельфиниумы, фрезии.

Коллаж на батике

Батик — это многоцветная хлопчатобумажная или шелковая ткань, рисунок на которой получают, нанося и закрепляя краски при помощи воска. По сути, коллаж на батике — это разновидность предыдущего приема изготовления коллажа. Поскольку батик очень эффектен сам по себе, флористический материал используют в минимальном количестве. Основа (она же фон), и элементы композиции дополняют красоту друг друга. Надо признать: создание коллажа на батике — тонкая работа.

Коллаж на бумаге

Основой для флористического коллажа может служить, например, обычная бархатная бумага. Чтобы работа получилась эффектной, используют бумагу темных цветов (насыщенный бордовый, черный или глубокий синий). На таком фоне прекрасно смотрится тополиный пух или белая вата — из хлопковой коробочки. Кроме того, для создания фона подходит и упаковочная бумага. Речь идет не о ярких блестящих листах, в которые традиционно заворачивают подарки, — на них потеряется любая композиция из засушенных растений и других натуральных и искусственных материалов.

Иное дело — упаковочная бумага спокойных, неярких расцветок. Можно использовать и гофрированную бумагу, только создавать на ней композиции очень непросто! Но если
постараться, то получится очень оригинальное произведение. Хороший материал для фона и цветная бумага для пастели. Но, пожалуй, идеальный выбор — флористическая бумага с натуральными включениями, в качестве которых используют листики и мелкие цветочки.

Коллаж без фона

Такой коллаж может быть выполнен на деревянных рамах или на каркасах, сделанных из гибких веток, бамбуковых палочек, проволоки и т. п., — элементы композиции закрепляют непосредственно на них. Можно использовать и готовый каркас, приобретенный в магазине флористических материалов. Фон как таковой в подобных работах отсутствует. Однако в этом качестве может выступать цвет стены, на которой будет размещена работа из флористического материала. Однотонная стена — более удачный вариант, чем обои с рисунком: он может помешать предстать вашему произведению во всей красе.

Как сделать?

Что же необходимо, чтобы создать коллаж из В первую очередь — идея. Подумайте хорошо, разработайте композицию. Если панно будет украшать стену на кухне, разумно подбирать продуктовые картинки. Если же коллаж будет на коробочке-аптечке, то рисунки подбираются с лекарствами или докторами.

Коллаж — особая техника в изобразительном искусстве: что такое коллаж, его виды, история развития

Определившись с идеей, находим необходимые журналы и следующие материалы:

  • ножницы;
  • клей;
  • акриловый лак;
  • скотч.

Как своими руками:

  1. Сначала подготовим поверхность, если это необходимо.
  2. Вырезаем картинки. Важно праивльно подобрать их по размеру. Для небольшой площади — маленькие, для стен — крупные.
  3. Определяем композицию, прежде чем приступить к работе. Крупные картинки располагаем по центру, более мелкие — по краям.
  4. Наклеиваем вырезки на поверхность с помощью клея или скотча.
  5. Закрепляем акриловым лаком.

Процесс изготовления достаточно прост и не требует дорогостоящих материалов. Коллаж из журналов — это невероятно стильный и модный декор.

Процесс создания

Создавать подобные предметы искусства вовсе не трудно. Нужно включить фантазию, дать волю мечтам и воображению и приобрести необходимые материалы. Затем можно смело приступать к осуществлению задуманного.

Работу над композицией можно условно разделить на три этапа:

Коллаж — особая техника в изобразительном искусстве: что такое коллаж, его виды, история развития

  1. Прежде всего, нужно определиться с тематикой. Это может быть история любви, путешествия, места, в которых ещё предстоит побывать, свадебные, семейные и дружеские фото.
  2. Выбор материалов. В первую очередь нужно посмотреть среди старых вещей. Возможно, среди них есть то, что можно использовать для творчества. Если нет, придётся приобрести недостающие материалы.
  3. План изготовления и детальное оформление. Это самая интересная часть работы. Важно учитывать, что готовая «картина» должна гармонично сочетаться с другими элементами интерьера.

Изготовление при помощи программ

Главным действием в данной процедуре будет перемещение фотографий на жёсткий диск компьютера или ноутбука.

Также понадобится установить на свой ПК фоторедактор. Другой вариант — воспользовавшись сервисом on-line, создать необходимый эскиз будущего коллажа.

Рассмотрим основные этапы работы со стандартными программами-фоторедакторами.

После загрузки и установки программы нам необходимо создать новый проект. В появившимся списке нужно выбрать шаблон для работы (представленных вариантов обычно достаточное количество). После этого нужно зайти в настройки и установить необходимые параметры.

После создания шаблона проекта можно настроить фон эскиза, вставить рамочку, дополнительный фотоколлаж с эффектами, написать текст, наклонить или изменить размер картинки, убрать лишние элементы шаблона и добавить свои.

Полученное готовое произведение необходимо масштабировать до необходимого размера, чтобы впоследствии его можно было распечатать на фотобумаге нужных габаритов.

фотоколлаж с эффектами

Советы по организации работы

Чтобы созданный вами флористический коллаж оправдал ваши ожидания, чтобы вы могли назвать его удачным, в работе необходимо придерживаться определенных правил, определенной последовательности действий. Потом, с приобретением опыта, вы будете им следовать автоматически.

Если при взгляде на дивный цветок или экзотической формы лист, причудливо изогнутую ветвь или переливающееся перо заморской птицы вас не посетило вдохновение, которое сразу подарило бы вам видение сюжета, создавайте коллаж пошагово. В общих чертах это выглядит так: сначала разрабатывают эскиз, потом делают фон (в нашей практике он по преимуществу живописный), затем наполняют его флористическим материалом. Но в любом случае прежде всего должен появиться замысел. Он — основа основ. Без глубокой волнующей мысли ничего не получится. Потом следует предварительная подготовка — и непосредственно процесс создания коллажа. Этапы всей работы выглядят так.

  1. Подумайте о теме своей работы. Тема — это то, что хотел сказать художник. Решите, как вы выразите свое отношение к ней — так вы определите идею произведения, уточните свой замысел. Например, вы хотите создать коллаж на тему осени. Какая она для вас? Что в ней вы любите больше всего? Может быть, бабье лето, когда еще пригревает теплое солнышко и деревья стоят в многоцветье осенней листвы? А может быть, вам нравится время, когда осень подходит к концу и уже морозная зима на пороге, когда природа готовится погрузиться в грусть и покой?
  2. Одну и ту же идею можно воплотить в различных стилях, поэтому подберите наиболее подходящий для себя. Допустим, вы хотите создать коллаж под названием «Порыв». В пейзажном стиле решение, возможно, будет таким: вы покажете дерево, склоненное под сильным порывом ветра, сорванные листья, уносимые этим порывом вдаль. Фон — темное небо, на котором сквозь тучи пробивается одинокий лучик солнца. Тот же коллаж в декоративном стиле требует создания иллюзии движения, стремительного и резкого. Переплетение удачно подобранных и верно расположенных мазков красок и флористического материала поможет донести замысел до зрителя.
  3. Сделайте эскиз: это может быть и просто набросок в произвольном масштабе, и разработка в формате будущего коллажа. Эскиз наглядно покажет, где будут находиться все элементы композиции. Помните о перспективе и равновесии.
  4. Определите, нужен ли вам живописный фон. если нет, то что его заменит. Для создания живописного фона, если вы отдали предпочтение ему, выберите краски, подготовьте соответствующую бумагу и т. д.
  5. Сделайте несколько вариантов фона. Так вы сможете не только выбрать наиболее удачный, но и сэкономить краску. Оставшиеся заготовки могут пригодиться в другой раз.
  6. Когда выполненный фон подсохнет, подберите флористический материал, исходя из того, что одни элементы фактурой, формой и цветом должны подчеркивать другие, дополнять и оттенять их.
  7. Используйте разнообразный материал. С другой стороны, умейте вовремя остановиться, чтобы не замусорить работу.
  8. Приступайте к наклеиванию декоративного материала. Пользуйтесь только хорошо разогретым пистолетом, иначе, прикладывая дополнительные усилия к кнопке инструмента, вы можете сломать его. Держите пистолет в правой руке, осторожно надавите на кнопку, чтобы не вылилось слишком много клея. Левой рукой слегка приподнимайте материал и постепенно, шаг за шагом, приклеивайте элементы коллажа. Совмещая различные материалы, накладывая их друг на друга (а не просто укладывая рядом), объединяя элементы в единое целое с фоном, его красками и фактурой, вы можете получить необыкновенный результат.

А что касается коллажа, в основную часть которого вы поместили поразивший ваше воображение цветок или лист, то подобные композиции тоже строятся по определенным правилам. Неповторимость формы, фактуры, наконец, уникальную декоративность главного элемента должен подчеркнуть фон. Цветовое решение фона должно быть таким, чтобы он не играл, что называется, первую скрипку, а был достойной оправой главному флористическому элементу композиции. Однако фон может служить не только дополнением. Если его сделать контрастным, он станет более активным, но при этом опять же усилит впечатление, производимое материалом, находящимся в самом центре внимания. Правильный выбор фона — очень важный момент, однако прежде надо определиться, на какой основе будет выполнен коллаж.

Известные художники — мастера коллажа

Среди известных мастеров коллажа есть много ярких творческих личностей, заслуживающих внимания. И все же, наибольший вклад в развитие этой техники внесли такие художники:

  1. Курт Швиттерс (Kurt Schwitters) — немецкий деятель искусства, поэт и художник. Швиттерс не только активно использовал технику коллажа в творчестве, но и делал с ее помощью уникальные абстрактные композиции.
  2. Ли Краснер (Lee Krasner) — американская художница, жена Джексона Поллака (Jackson Pollock). Она приобрела широкую известность благодаря своей необычной манере создания коллажей. Краснер разрезала на части собственные абстракционистские картины, а потом складывала из них новые произведения искусства.
  3. Том Вессельман (Tom Wesselmann) — американский художник, автор множества номерных натюрмортов-коллажей. Вессельман стоял у истоков возникновения поп-арта, хотя никогда не причислял себя к сторонникам этого направления в искусстве.
  4. Джон Уокер (John Walker) — английский мастер живописи, прославившийся своими оригинальными работами. Уокер создавал коллажи посредством приклеивания на основной холст раскрашенных разрезанных кусочков другого холста.

Заключение

Как видим, ничего сложного в создании коллажей нет. Каким именно способом делать их, каждый решает сам. То ли это будет оригинальный коллаж ручной работы, то ли компьютерный графический вариант, то ли еще что-то оригинальное, зависит от самого художника и его творческих мыслей. И, конечно же, кроме программы Picasa можно использовать и другие приложения для создания своих шедевров на компьютере. В данном случае рассмотрен только самый простой вариант.

[spoiler title=»Источники»]

  • https://zen.yandex.ru/media/id/5a4e101186516538a2880aff/kollaj-fotomontaj-i-vdohnovenie-5a51ef71c5feaf7105a7b326
  • https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/kollazh
  • https://Muse.ooo/blog/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%B6_%D0%B8_%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%B6/
  • http://uhu4kids.ru/materials/kreativnye_tehniki_4/kollaj_47.html
  • https://urok.1sept.ru/articles/591461
  • https://xeonix.ru/podelki/kollazh-iz-cvetnoj-bumagi.html
  • https://memblog.ru/postobrabotka/fotokollazh-vikipediya.html
  • https://artalebrio.com/news/view/kollazh-populyarnaya-tekhnika-sovremennogo-iskusstva
  • https://www.syl.ru/article/193139/new_kollaj—eto-chto-takoe-v-izobrazitelnom-iskusstve-i-kompyuternoy-grafike

[/spoiler]

Похожие статьи

Обсуждение закрыто.

Back to Top.
Adblock
detector