История строительства
Проект Ажурного дома стал результатом экспериментов с крупноблочным строительством архитекторов Андрея Бурова и Бориса Блохина. Он являлся продолжением серии зданий, возведённых на Большой Полянке, Велозаводской улице и Бережковской набережной. В соответствии с генеральным планом реконструкции Москвы, новый комплекс должен был стать частью площади, образуемой пересечением Ленинградского проспекта и 3-го Паркового кольца. Здание разрабатывали в 1936 году как вариант типовой застройки. Каркас состоял из простенков и межоконных перемычек, что позволило сократить вариации необходимых элементов. При этом архитекторы стремились эстетически представить элементы функционального строительства, создав выразительный декор фасадов. По мнению историка Наталии Николаевны Броновицкой, на их стилистику повлиял дом Скакового общества, построенный бывшим учителем Бурова Иваном Жолтовским. Кроме того, облик Ажурного дома получил композиционное сходство с оформлением здания бывшего ресторана «Яр», которое также должно было стать частью проектируемой площади.
Строительство началось на месте хозяйственных построек Центрального московского ипподрома в 1939 году при участии инженеров Ю. Б. Кармановаи А. И. Кучерова. Здание стало одним из первых жилых домов Москвы, возведённых блочным способом с использованием двухрядной системы разрезки блоков, которая позднее стала строительным нормативом. Офактуренные заранее железобетонные блоки, достигавшие по весу трёх тонн, изготовили по универсальным шаблонам на заводе. Такая методика не требовала оштукатуривания фасадов на месте, что ускоряло строительство и позволяло вести работы круглогодично. Архитекторы стремились подчеркнуть технологически новый подход, поэтому намеренно акцентировали швы, не маскируя их рустом. Строение возвели в глубине от красной линии улицы, что позволило отделить его от проезжей части небольшим сквером.
Проект отличался от идеи жилья-коммуны, существовавшей в 1920-х годах, и больше соответствовал полугостиничному хозяйству, замысел которого Буров почерпнул во время визита в США. Задумка предусматривала развитую инфраструктуру общественного обслуживания: на первом этаже запланировали помещения для яслей и детского сада, ресторана, магазинов и бюро обслуживания жильцов. Однако из-за начавшейся Великой Отечественной войны устроить эти службы не успели, в дальнейшем пространство использовали под другие нужды, а подвалы переоборудовали под бомбоубежище. В 60-70е годы XX века на первом этаже здания, на углу Ленинградского проспекта и Скаковой аллеи располагался продуктовый магазин, который окрестные жители по дому тоже называли «Ажурным». В центральной части, идущей вдоль Ленинградского проспекта, была расположена парикмахерская с мужским и женским залами. В крыле дома, смотревшем на Беговую аллею находилась булочная. Изначально квартиры заселили несколькими семьями, в послевоенные годы помещения заняли высшие военные чины и их родственники. До 1949-го в здании проживали журналист и поэт Константин Симонов с женой — актрисой Валентиной Серовой, о которых в стенах дома позднее сняли сериал «Звезда эпохи». По одной из версий, перед военной командировкой Симонов написал в квартире дома стихотворение «Жди меня». Однако по мнению большинства искусствоведов, оно было создано уже на фронте. Также некоторое время в здании проживала фигуристка Ирина Моисеева.
В послевоенные годы возникла необходимость быстрого восстановления разрушенного жилищного фонда. Вместо крупноблочных каркасов предпочтение отдали более простым панельным конструкциям, а декоративное решение Ажурного дома посчитали избыточным. По некоторым данным, в этот период главный архитектор Москвы Дмитрий Чечулин назвал здание «разукрашенным недорогим аккордеоном», благодаря чему и появилось второе наименование дома. Аналогия была связана с выразительным убранством и чётким ритмом блоков.
В 2017 году главный архитектор столицы Сергей Кузнецов подтвердил, что Ажурный дом имеет архитектурную ценность и не включён в проект реновации Москвы ввиду высокой архитектурной ценности.
Архитектурные особенности
Фасад дома отличается выразительностью, что удалось достичь благодаря строгому чередованию монолитных деталей, бетонных решеток и окон. Растительный орнамент, за счет которого здание получило свое название, создан по задумке художника Владимира Фаворского. Бетонные решетки использовались не только ради декора фасада, но и с практической целью — они скрывали внутреннее пространство лоджий. Чередование ажурных элементов и окон придает зданию некую экзотичность. За эту особенность его еще прозвали «аккордеоном».
На стенах — панели дымчато-серого цвета. Еще на этапе их производства на заводе добавили краситель для получения необычного эффекта. Изначально архитектор планировал сохранить оригинальный цвет изделий, но потом выяснилось, что добиться равномерного оттенка не удастся.
Еще одна отличительная черта дома — межоконные перемычки-пилястры, которые декорированы круглыми медальонами, покрытыми материалом под мрамор. Горизонтальные конструктивные блоки представлены тягами с выпуклым орнаментом в виде листьев. Он удачно констатирует с плоским решением фасадов.
Внутреннее обустройство
Дом выполнен в форме буквы «П», имеет всего один подъезд с двумя широкими лестницами, позволяющими попасть в правое и левое крылья здания. Оборудовано два механических лифта, установленных еще в 1940 г. и работающих до сих пор. Первый этаж выделен под объекты инфраструктуры, квартиры начинаются со второго этажа — по 18 небольших жилых площадей на каждом. Некоторые квартиры имеют совмещенный санузел. Изначально планировалось, что жильцы будут питаться едой из ресторана, размещенного на первом этаже, поэтому кухни в доме маленькие. Идею общественного обслуживания Буров позаимствовал из США, где побывал в командировке. Война не дала завершить строительство и воплотить задумку в жизнь.
С целью удешевить строительство внутри жилых помещений предусмотрены специальные перегородки, позволяющие клеить обои без предварительного покрытия поверхности штукатуркой.
Архитекторы старались максимально сэкономить на строительстве, поэтому внутри подъездов отсутствуют мозаика, драгоценные люстры и лепнина, что характерно для сталинской архитектуры. Объясняется это очень просто: Буров не строил дворец для «избранных», а создавал стандартный жилой дом для советских рабочих. Полы выложены дубовым паркетом и метлахской плиткой. Холл просторный, высота потолков в помещениях превышает 3 м.
В целом, внутреннее убранство дома не настолько впечатляет, как фасад. Инженерные коммуникации уже изрядно изношены. Здание требует капитального ремонта.
Комфортно ли жить в «аккордеоне»
Витые решетки, украшающие лоджии с «лицевой» стороны здания, выгодно закрывают тот хлам, который так любят складывать на балконах граждане. А «завитушки», прикрывающие снаружи кухонные окна квартир, прячут от посторонних глаз «экзотику» советского быта.
Окно снаружи. Декор скрывает от посторонних глаз все, что происходит внутри. /Фото:etovidel.net
Наличие этого необычного декора, которым хозяева квартир могут гордиться, компенсируют (в плохом смысле) грязный воздух и пыль, которая поднимается с проезжей части. Жильцам, чьи окна выходят во двор, повезло чуть больше – на подоконниках меньше копоти и не так слышен шум машин. Зато до центра рукой подать, нет проблем с общественным транспортом да и район престижный.
Квартиры в доме действительно скромные (особенно по современным меркам), а вот подъезд, коридоры и лестничные клетки выглядят просто по-царски – они очень просторные.
В былые времена дети здесь катались на велосипедах. /Фото:the-village.ru
В парадном три лестницы. Помещение подъезда больше подходит для какого-нибудь учреждения, нежели для жилого дома. Тем более что здесь нет внутренних архитектурных украшений типа лепнин – просто голые стены.
В подъезде кружевного дома.
Лестница чем-то похожа на школьную. Само здание постепенно разрушается. Старожилы говорят, что при его возведении якобы использовали материалы не очень хорошего качества. Но все-таки дом до сих пор смотрится с улицы очень красиво, и его часто навещают фотографы и съемочные группы.
Декор, похожий на кружева, привлекает фотографов.
Их должны были построить много
Кстати, «аккордеон» на Ленинградке должен был быть не единственным «ажурным» жилым домом. Изначально планировалось построить в Москве много подобных богато украшенных блочных домов, с большим числом квартир.
Предполагалось, что такая красота будет по всей Москве, но после войны ажурные дома строить передумали.
Однако вскоре после строительства первого здания началась Великая Отечественная, ну а после войны было уже не до подобного «барства». Более актуальными власти посчитали дешевые и простые в возведении хрущевки. На смену крупноблочным жилым домам пришли безликие панельные.
Также был заброшен и другой (правда, не такой красивый и вычурный) проект типового жилья, оставив лишь один пример такого дома, который за его мрачность прозвали «Слеза социализма»
Местные жители
В 40-е годы здесь жили Константин Симонов и его красавица супруга – актриса Валентина Серова. По легенде, своё самое знаменитое стихотворение «Жди меня», посвящённое жене, поэт написал летом 1941 года именно в квартире «Ажурного дома». Но многие искусствоведы полагают, что Симонов всё-таки сочинил его на фронте.
Кстати, во время войны в подвалах дома обустроили бомбоубежище. В послевоенные годы часть квартир переоборудовали под коммуналки, постепенно все знаменитости съехали. Сегодня, по свидетельству старожилов дома, тут по-прежнему квартируют люди, связанные с искусством (на 3-м этаже возле лестницы даже стоит пианино). Но от духа той эпохи не осталось и следа.
16 миллионов рублей стоит трёхкомнатная квартира общей площадью 62,6 квадратных метра
в «Ажурном доме», который расположен по адресу Ленинградский проспект, 27 (данные Mirkvartir.ru).
Удобства и недостатки
Решётки эффектно смотрятся снаружи, но создают неудобства жителям.
Архитектор Андрей Буров задумывал своё творение на Ленинградке как дом-коммуну. На первом этаже располагались просторные общественные помещения, в том числе столовая, прачечная и гастроном с отделом живой рыбы.
Планировка внутри подъездов напоминает гостиничную: тут длинные коридоры, широкие лестничные площадки. При этом сами квартиры небольшие, холлы и кухни и вовсе крохотные, санузлы совмещённые. По идее Бурова, подсмотренной им во время командировки в США, жители должны были, как в апартаментах, покупать готовую еду на первом этаже и просто разогревать у себя.
Отдельно стоит сказать о лоджиях. Тот самый декор, с одной стороны, скрывает от глаз прохожих хранящийся там хлам, с другой – не позволяет кухне хорошо освещаться.
– Свет приходится включать даже днём, – сокрушается Александр Игоревич, живущий здесь с 80-х годов. – Окна открыть можно, отодвинуть бетонную завитушку – точно нет. А ещё у нас со времён царя Гороха не было капремонта. Кругом трещины, ржавчина, протечки… Дом гораздо лучше снаружи, чем внутри.
Ажурный дом сегодня
Даже сегодня ажурный дом выглядит необычно и не имеет аналогов в Москве. И все благодаря уникальным витиеватым решеткам, а также необычному оттенку стен, визуально напоминающему «разводы».
Здание размещено не по красной линии, а немного вглубь. Поэтому оно скрывается за киосками и небольшим сквером. Но найти постройку несложно — благодаря уникальному внешнему виду ее невозможно спутать с другими сооружениями.
На сегодняшний день дом нуждается в капитальном ремонте с полной заменой коммуникаций. Он принадлежит к объектам культурного наследия, поэтому требует соответствующего обращения. Хотя, некоторые жильцы уже сумели незначительно изменить его внешний вид — увеличили кухни и заложили ажурный узор кирпичной кладкой.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B4%D0%BE%D0%BC
- https://Mos-holidays.ru/azhurnyj-dom/
- https://kulturologia.ru/blogs/081118/41215/
- https://www.metronews.ru/novosti/moscow/reviews/azhurnyy-dom-v-moskve-krasiv-s-ulicy-no-nevzrachen-vnutri-1567552/