Древнерусский орнамент с X по XVII век включительно на парчах, набойках и других тканях

Древнерусский орнамент с X по XVII век включительно на парчах, набойках и других тканях

Определение

Орнамент в произведениях древнерусского искусства редко являлся предметом специального исследования в работах отечественных историков и искусствоведов. Палеографом В. Н. Щепкиным были выработаны методологические основы изучения древнерусского орнамента. Он заложил основы генетического анализа орнамента, выявляя его исходный элемент (мотив) и характер его изменений (удвоением, делением и т. д.). Также, Щепкин сформулировал механизм создания композиций из отдельных элементов, в котором комбинация мотивов в орнаменте происходит на основании инстинктов симметрии и ритма. Наконец, он дал характеристику орнамента в целом, определив, что орнаменты различаются между собой:

  1. по содержанию своих мотивов,
  2. по способу их сочетания,
  3. по характеру своей рамы».

По-видам можно чётко выделить распространение звериного и растительного орнамента в Древней Руси; по Щепкину, последний значительно проявился в первую очередь в орнаментации древнейших русских летописных книг, подчеркивая то, что в основе растительного орнамента лежит всего лишь один простой мотив — ветка.

Смысл и значение

Творческий сплав природы и религии. Так коротко можно описать национальные, в том числе русские орнаменты. Другими словами, орнамент это символическое описание мира.

Элементы орнамента были не только украшением. Они несли смысловую и ритуальную нагрузку. Их можно не только рассматривать, но и читать. Очень часто это заговоры и обереги.

Каждый символ имеет определенное значение:

  • Алатырь, пожалуй, главный из русских и славянских знаков. Это символ бесконечной вселенной, двуединства мира и его равновесия. Источник жизни, состоящий из мужского и женского начал. Часто в узорах применяли восьмиконечную Звезду Алатырь и Камень Алатырь. От них ждали помощи в разных жизненных ситуациях.

символ алатырьСвященный Алатырь

  • Другой символ, который был очень почитаем и часто применялся в узорах Мировое Дерево Жизни (или Дерево Царствования). Считалось, что оно растет на Алатырь Камне и боги отдыхают под его кроной. Так люди старались защитить себя и свой род под ветвями Древа Жизни и при помощи небожителей.

символ славянОдин из вариантов изображения Дерева Царствования

  • Различные свастики так же популярный мотив в русском и славянском рукоделии. Из свастик чаще других можно встретить Коловрат. Древний символ солнца, счастья и добра.

славяне солнцеВарианты изображения символа солнца у славян

  • Орепей или Арепей представляет собой ромб с гребенками на сторонах. Его другие имена: Гребенчатый ромб, Дубок, Колодец, Репейник. Считался символом счастья, богатства, уверенности в себе. При расположении на разных частях одежды имел разное толкование.

символы русичейСимвол Орепей

  • Животные и растения, которые окружали людей и обожествлялись ими, это постоянная тема узоров.

символика славянскаяСлавянская символика очень разнообразна

Особое значение имело количество чередований элементов в орнаменте. Каждое число несло дополнительную смысловую нагрузку.

Узоры

Часто древние мастера изображали знаки, которые обозначали солнце. Это солярные знаки. Солнце за тысячелетия получило великое множество вариантов изображения. К ним относятся и разнообразные кресты — как в круге, так и без него. Некоторые кресты в круге очень похожи на изображение колеса, и это неспроста: человек видел, как солнце двигалось, то есть «катилось» по небу, как огненное колесо. Вечное движение небесного светила было отмечено крючковатым крестом, свастикой. Свастика обозначала не только движущееся солнце, но и пожелание благополучия. Особенно часто она встречается в северных вышивках как полотенец и рубах, так и в браном ткачестве.

Свадебный платок. Деталь вышивки. Первая половина XIX в. Тамбовская губерния. Шацкий уезд. Двустороннее шитье и гладь.

Свадебный платок. Деталь вышивки. Первая половина XIX в. Тамбовская губерния. Шацкий уезд. Двустороннее шитье и гладь.

Обережные узоры

Суть оберегов в точности соответствует их названию: их призвание — оберегать людей, особенно в годы лихолетия, в периоды военных конфликтов и других невзгод. Иными словами, защищать своего хозяина от любого направленного негативного воздействия, каким бы оно ни было и откуда бы ни исходило. Негативными воздействиями могут быть чисто физические влияния — такие, как болезни (вызванные, кстати, часто не только естественными причинами, но и одолевшие нас вследствие сглаза или порчи). Обереги могут защищать своего хозяина и от любого воздействия на его психику, на душу, на эмоциональную сферу. Они будут охранять вас от навязывания чужой воли, приворотов, внушений извне и от тяжелой депрессии.

Воздействие оберегов связано с цветами спектра человеческой ауры. Надевая на себя оберег соответствующего цвета, мы получаем возможность быстро залатать энергетические пробои в той или иной части ауры, которые могут оказаться опасными для нашего здоровья и даже жизни. С точки зрения человека, способного видеть ауру, это будет выглядеть как усиление свечения определенного цвета ауры при надевании оберега.

Знаки

  1. Волнистая линия – знак Воды. Дождь изображается вертикальными линиями, реки, подземные воды – горизонтальными, «хляби небесные» — горизонтальными.
  2. Громовник (шестиконечный крест в круге или шестиграннике). Знак Грома (и Перуна). Использовался как оберег от молнии; также является воинским оберегом.
  3. Квадрат (или ромб), поделенный крестом на четыре части – (вспаханное поле). Если внутри есть точки – засеянное поле. Это – знаки Земли и плодородия.
  4. Колокрес (крест в круге). Знак Солнца. преграда и отвращение зла, знак закрытости.
  5. Крада («решетка») – знак Огня. Крада – жертвенный или погребальный костер.
  6. Крес (равносторонний крест: прямой или косой) – знак Огня (и Бога Огня — Агуни).
  7. Месяц – Знак луны, месяца. Известны подвески «лунницы».
  8. Петушиный гребень с семью выступами – знак Огня.
  9. Рог изобилия. Знак богатства, изобилия.
  10. Ярга (свастика). Иначе – коловорот. Вариантов начертания существует огромное количество. Ярга – знак Солнца (и, соответственно, Богов Солнца: Хорса, Даждьбога и др). По направленности вращения (посолонь противосолонь) различают знак светлого Солнца (солнца Яви) и знак темного Солнца (солнца Нави). Солнце Яви – благотворная, созидательная Сила; Солнце Нави – разрушительная Сила. Согласно славянским мифам, после заката Солнце освещало Подземье (Навь), отсюда и название. Мы знаем, что Солнце ночью не находится под Землей, но в наличии разрушительного аспекта у Солнца трудно усомниться… Есть две трактовки определения направления вращения знака; традиционная, насколько мне известно, такова: концы лучей загибаются против направления вращения.
  11. Дерево (чаще всего елочка) — символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни.
  12. Спираль — символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая — сокровенных знаний. Мощнейший отвращающий знак для всех темных сущностей теневого мира — если цвет красный, белый или же черный.
  13. Треугольник — символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения.

Боги

Женщина с поднятыми ладонями: Макошь.
С опущенными: Лада.

Полотенце. Деталь вышивки. Конец XIX в. Новгородская губерния, Устюженский уезд. Двустороннее шитье.

Полотенце. Деталь вышивки. Конец XIX в. Новгородская губерния, Устюженский уезд. Двустороннее шитье.

Конец полотенца. Вторая половина XIX в. Олонецкая губерния Каргопольский уезд. Шитье двустороннее и набором.

Конец полотенца. Вторая половина XIX в. Олонецкая губерния Каргопольский уезд. Шитье двустороннее и набором.

Макошь

Макошь

С необычной стороны этот образ раскрыт в статье «Иван. Купальская этимология»

Животные

  1. Бык – знак Велеса.
  2. Волк – знак Ярилы.
  3. Ворон — знак мудрости и смерти.
  4. Дерево – знак жизни и плодородия; или – Мироздания (Мировое Древо).
  5. Змей – знак Земли, мудрости. Связан с Нижним Миром.
  6. Конь – знак Солнца, Солнечных Богов.
  7. Лебедь – знак Мары, смерти, зимы.
  8. Медведь – знак Велеса.
  9. Олениха (важенка) или лосиха – знак Богинь Плодородия (Рожаниц).
  10. Орел – знак Грома, Перуна.
  11. Петух – знак Огня, Агуни.
  12. Сокол – знак Огня, Агуни. Есть мнение, что «трезуб» (герб Рюриковичей и современной Украины) – стилизованное изображение сокола в полете.

Полотенце. Деталь вышивки. Конец XIX - начало XX в. Псковская губерния, Порховский уезд. Шитье тамбуром.

Полотенце. Деталь вышивки. Конец XIX — начало XX в. Псковская губерния, Порховский уезд. Шитье тамбуром.

В рукописях

Буква в виде растительного орнаменнта, Остромирово Евангелие, 1056—1057

Российский палеографом В. Н. Щепкин впервые объединил орнаментацию древнерусских рукописных сборников (полевые и заглавные украшения, заглавные буквы первой страницы «буквицы») термином растительный орнамент, главным элементом которого является ветка. Позже было принято считать, что именно этот элемент лежит в основе растительного орнамента старейших древнерусских книг: Остромирова Евангелия (1056—1057), Изборника Святослава (1073), Мстиславова Евангелия (до 1117), Служебника Варлаама Хутынского (XII век), Юрьевского Евангелия (1119—1128) .

Ещё в начале XX века Н. П. Кондаков отмечал сходство орнаментации древнейших русских миниатюр с перегородчатой эмалью. Это же обстоятельство побудило Б. А. Рыбакова назвать рукописи с орнаментом, близким перегородчатым эмалям, финифтяными. Исследование орнаментации изделий с перегородчатыми эмалями показало, что эта близость заключает в себе нечто большее, чем простое подражание. В основе растительного орнамента оказался простой элемент — крин. Иногда он идентичен крину рукописей, иногда — не вполне, но общая схема их рисунка одна: в простейшем варианте — это трёхлепестковый цветок.

На металле

В Древней Руси оружие орнаментировалось не так часто; в основном узор наносился на трофейные оружия. Большим исключением являются мечи, рукоятка которых часто подвергалась инкрустированию. Среди таких мечей особо выделяют:

  1. меч из Карабичева с рукоятью европейско-русского типа и орнаментом византийского типа (1-я половина XI века);
  2. меч из Фощеватой (коваля Людоты) с рукоятью древнерусского типа (X века);
  3. меч из погребения дружинника в Киеве (X века);
  4. меч скандинавского типа с днепровских порогов (X века);
  5. фрагмент именного меча с надписью «слав» (XI века).

С XII века получают распространение сабли, которые ковали из заготовок из науглероженного железа, после чего проводили многократную закалку по особо сложной технологии, в результате чего получалось изделие с наиболее твёрдым лезвием. Как и мечи, на рукоятках некоторых сабель тоже прослеживаются следы инкрустирования серебром.

Из орнаментированных топоров наибольшее внимание привлекает так называемый «топорик Адрея Боголюбского», являющийся, по сути, топориком-чеканом (топором с молоточком на аршинной рукояти), инкрустированном близко к звериному стилю. На передней стороне топора — образ пронзаемого змея в виде кириллической буквы «а», по мнению Кирпичникова, соотносящийся с содержанием древнерусских былин. С обратной стороны — изображение двух птиц. Сам топорик датируется периодом XI—XIII веков.

Украшения

Среди украшений личного убора древнерусского населения орнаментальный узор присутствовал чаще, чем на оружии, в конечном счёте эволюционировав в так называемый звериный стиль. Некоторые дорогие предметы обихода могли быть распространены как у знати, так и среди простых граждан.

Из личного убора также выделяют древнерусские бронзовые толстопластичные перстни, от простых перстней отличающиеся литым орнаментом из трёх-пяти клейм, в каждом из которых помещён элемент сложного орнаментального узора. Этот тип перстней впервые был выделен в 1959 году М. В. Житомирской и назван ячейковым в дипломной работе «Орнаментированные перстни и браслеты вятичей». Наибольшая ширина перстны — 9 мм, длина в разверстке 60-65 мм. Отношение перстней именно к культуре вятичей у археологов не вызывает сомнения. Большинство перстней найдено только в погребениях, однако аналоги некоторых типов встречаются и в культурных слоях населения. Литейные формы для изготовления этого типа перстней не найдены. Большинство перстней датируется XI веком, к более раннему периоду относятся лишь единицы.

Серебряный колт и прорись древнерусского орнамента (слева) из клада в Старой Рязани, вторая половина XII века

На 14 экземплярах перстней замечены остатки эмали: красного цвета (8 экземпляров), зелёного (2 экземпляра) и потерявшей цвет (4 экземпляра). Кроме них известны так называемые «княжеские» перстни со щитками и печатками, однако орнаментированные не так подробно.

Особенно ценны находки из клада, найденного в Старой Рязани в 1970 году, среди который выделяются серебряный колт и серебряный браслет с отчетливым орнаментом в зверином стиле . На серебряном колте изображен фантастический зверь в извивах ленточной плетенки с растительными завитками. Похожих чудовищ, характерных для звериного стиля XII—XIII веков можно найти на черниговских колтах. На широком браслете так же рядом с орнаментом изображены звероподобные существа; не исключено, что при его изготовлении имело место влияние славянской мифологии. Стилистическое сходство с браслетом старорязанского клада 1966 года говорит об их исполнении в одной мастерской. Отношение этого браслета к женскому убору бесспорно. Матовый черный фон констатирует с блеском оставленных в серебре фигур и мягкой позолотой бордюров. По-видимому, при нанесении при нанесении рисунков применяли наборы ажурных металлических трафаретов, которые позволяли повторять изображения и давать их зеркально. Благодаря свободной гравировке от руки одинаковые рисунки варьируют в деталях.

Кроме этих двух экземпляров, элементы орнамента проявляются и на других находках, включая колты, подвески и ожерелья. Всего в старорязанском кладе насчитывается свыше 40 артефактов.

Традиционные цвета в символике

На одежду орнамент наносился с особым трепетом, так как она защищала от злых духов того, кто ее носит. Ритуальный узор наносился на уязвимые части: горловину, ворот, подол, рукава.

Красный

Большая часть вышивки была красного цвета, как символ жизни, любви. Этот цвет оберегает живое. Красный – это еще и знак энергии, огня, то есть солнца. Он дарует здоровое тело, тепло, отводит всякий сглаз.

Неспроста обычные явления наделялись эпитетом «красный»: красное солнышко, дарующее жизнь всем живым организмам; весна красна – олицетворение начала жизни; лето красное – рассвет, жизнь торжествует; красна девица – красивая девушка, здоровая, полная сил и т.д.

Черный

В сочетании с красным усиливал защитное действие орнамента. Черный – плодородная Мать-земля, этому цвету отводилась роль защиты женщины от бесплодия.

Знак, вышитый черным зигзагом, означает не паханое поле, его носили девушки, которых нужно оплодотворить. Волнистые черные линии – поле вспаханное, готовое к тому, чтобы зерна проросли, то есть к оплодотворению.

Синий

От непогоды и природных стихий оберегал синий цвет. Его использовали преимущественно на мужской одежде, ведь именно мужчина часто находился вдали от дома, добывая пищу или находясь на войне. Голубая вода – это небо на земле, ее отражение. Синий вышитый орнамент на платье человека рассказывает нам о том, что он встал на духовную стезю самосовершенствования.

Мужской цвет, знак готовности оберегать женщину. Если юноша дарил девушке синий вышитый платок – это означало, что он имеет самые серьезные намерения, он готов до конца жизни оберегать свою избранницу. Важный момент: мужчина обязательно сам повязывал подарок на голову девушке, тем самым подтверждая свои намерения.

Белый

Двойственным цветом является белый. Он связан со всем чистым, светлым, святым, но в тоже время считался траурным. С этим цветом сочетается любой другой, поэтому белый – символ гармонии, примирения. Также белый свет – это то пространство, которое предназначено для жизни человека.

Людей, имеющих чистые помыслы и светлые мысли описывали так: белы рученьки, белое личико, белая березонька. Все, что есть на свете душевного, светлого и доброго, все находит отражение в белом цвете: — белые скатерти защищают от злых помыслов гостей; — белые простыни ограждают от смерти; — белье нательное белого цвета создает преграду для горя и болезней; — белый фартук способен защитить женские органы от сглаза.

Зеленый

Зеленый цвет наделялся силой растений и помогал защищать тело от ран. Символ Леса, молодости и возрождения. Зеленым изображались Дерево Мира, засеянные поля и молодые всходы.

У славян были названия: — зеленый сад означал цветущую жизнь; — глухоморье зеленое, то же самое, что и «за тридевять земель», очень далеко; — зеленое вино имело отрицательный оттенок – сильное алкогольное опьянение. Но, в то же время, этот цвет обозначал пространство чужака, места, населенные нечистой сило

В южной местности у славян были заговоры, которые помогали изгонять злых духов на «зеленую траву», «зеленое дерево», «на зеленую гору». Зеленые части тела были и у мифологических героев: волосы и глаза у русалки и лешего, а водяной и сам был весь цвета морской тины.

Рисуем в народном стиле

Сегодня многие носят одежду и пользуются вещами в фольклорном стиле. Многие мастерицы хотят сами создать что-нибудь уникальное. Они могут взять за основу раппорт готового изделия или создать собственный эскиз.

Чтобы успешно выполнить эту задумку, сначала нужно:

  1. Определиться, будет это отдельный узор или орнамент.
  2. Разложить рисунок на простые детали.
  3. Взять миллиметровую бумагу, сделать разметку, отметив каждый фрагмент и его середину.
  4. Первую простейшую деталь прорисовываем в центре.
  5. Постепенно шаг за шагом добавляем следующие фрагменты.

И вот уже готов уникальный узор.

рисуем орнаментПодобный узор под силу нарисовать каждому

О русской вышивке

Узоры, приемы, цвета русской вышивки очень разнообразны. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Оно тесно связано с укладом жизни, обычаями и обрядами.

Цвет важная составляющая рукоделия.

Люди наделяли его сакральными свойствами:

  • Красный цвет жизни, огня и солнца. Конечно он часто использовался при вышивании. Ведь это еще и красота. Как оберег, он был призван защищать жизнь.
  • Белый цвет чистого снега. Символ свободы и чистоты. Считался защитником от темных сил.
  • Синий цвет воды и ясного неба. Символизировал мужество и силу.
  • Черный в орнаменте означал землю. Зигзаг и волна соответственно не вспаханное и вспаханное поле.
  • Зеленый это трава, лес и их помощь человеку.

русская вышивкаТрадиционная русская вышивка

Нить тоже наделялась определенными качествами:

  • Лен символ мужественности.
  • Шерсть это защита, покровительство.

В сочетании с узорами создавались изделия специального назначения.

Например:

  • Петухи и лошади красного цвета должны были защитить младенца.
  • Для успешного завершения работ вышивали зеленым и синим льном.
  • От болезней и против дурного влияния вышивали шерстью.
  • Женщинам вещи чаще вышивали черным для защиты материнства.
  • Мужчин защищали зеленым и синим узором.

Конечно, для каждого случая и человека был разработан специальный набор символов и рисунков.

вышивка ленТакая вышивка будет выглядеть нарядно на любой ткани

Народный костюм

Народный костюм воплощает и отражает традиции. Веками мастерицы превращали невзрачную ткань в уникальное произведение искусства. С раннего возраста девочки постигали тайны рукоделия. К пятнадцати годам они должны были приготовить себе повседневную и праздничную одежду и набор полотенец, скатертей и подзоров на несколько лет.

Сам крой костюма простейший, прямоугольный. Ткань льняная или шерстяная различного качества. Женщины продергивали ткань (удаляли часть нитей) и получали новую ткань. На ней выполняли мережки и другие вышивки.

русский костюмРусский народный костюм отличается разнообразием

Конечно одежда различалась по характерным узорам в зависимости от местности. Ее можно разделить на две группы:

  1. Среднерусская. Отличается многоцветием. Из приемов часто встречается счетная гладь, крестик, косички, мережки. В южных районах для украшения одежды также применяют кружева, ленты или полосы ткани. Рисунок часто геометрический. Особенно был любим Орепей в разных вариантах.
  2. Северная. Для нее характерными приемами являются гладь (цветная и белая), крестик, роспись, белая строчка и вырезы. Художественные мотивы использовались чаще, чем геометрические. Композиции исполнялись преимущественно в одном цвете.

Русская вышивка уникальна. Она отличается стилизованными изображениями животных и растений, а также большим разнообразием геометрических узоров.

За пределами Руси

Некоторые элементы древнерусской культуры обнаружены в польских могильниках в Лютомерске, многие вещи из которых имеют аналоги в поздних варяго-русских захоронениях. Все вещи как из области ритуальных обычаев, так и материальной культуры связаны преимущественно с Русью, главным образом — с Киевской, а через неё — с культурой народов, проживающих в причерноморских и приуральских степях, а также со скандинавской и прибалтийской культурами. Можно привести еще несколько самых отдаленных анологий древностям Лютомерска с древнерусскими захоронениями: распределители к ремням с орнаментом из медвежьих голов, подобные найденым в селе Спасское Каминского Томской губернии над рекой Омия (между верхним течением Оби и Иртыша), а также в селе Кыновска и в районе Перми над верхней Камой.

Комплекс признаков, отличающих эти чужие, не польские захоронения, связан непосредственно с Русью, а именно с погребениями и обрядом трупосожжения, свойственными варяжско-русским могильникам (обширные погребальные ямы и каменная обкладка, во многих случаях наличие лошадиной упряжки). По предположению Конрада Яжджевского, возникший в северославянской среде и позже распространившийся среди варягов-руси, в Польшу этот обряд погребения попал во времена Болеслава Храброго, в годы военных столкновений (1013, 1018 или 1019), когда небольшая группа влиятельных политический эммигрантов (изгоев) из Киевской Руси совместно с группой войнов, среди которых были и ославяненые варяги нашла здесь убежище, и была посажена «на покорм» подальше от границ государства. Частично христианизированные, они оставили в местной среде следы собственной культуры, но растворились среди местного населения .

Особенно показательно распространение на балтике богато декорированных мечей, позже получивших название мечей прибалтийско-скандинавского и прибалтийско-славянского типов; причём оригинальной у большинства мечей является только росписная рукоять — сами лезвия явно римского производства и датируются периодом IV-V веков. Предположительно некоторые экземпляры мечей и попали на балтские земли в V -первой половине VI в. из бывших провинций Римской империи после её падения [19] . Большее распространение такие мечи получили в Скандинавии и Киевской Руси, где, предположительно, и производились. Местные (скандинавские) центры производства не известны. В Древней Руси так же было налажено производство топориков-чеканов (с молоточком на аршинной рукояти) с отличительным большим лезвием, откуда они попадали уже в Северную и Восточную Европу.

Сохраняя традиции

Исследуя национальные традиции и приемы рукоделия по сохранившимся изделиям, современные мастера адаптируют их к современным требованиям. На их основе создаются модные оригинальные вещи. Это одежда, обувь, белье.

Один из признанных модельеров, который включает народные мотивы в каждую свою коллекцию Валентин Юдашкин. Зарубежные кутюрье, например Ив Сен Лоран, тоже вдохновляются русским наследием.

Кроме того народные промыслы продолжают традиции и совершенствуют мастерство в соответствии с современными требованиями. Можно добавить энтузиастов не равнодушных к традиционному творчеству. Они самостоятельно изучают, коллекционируют и творят в народном стиле.

Русские узоры продолжают нести людям красоту и радость, а также сохраняют историческую информацию.

Источники

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82
  • https://slavdok.mirtesen.ru/blog/43476701893/Raznoobrazie-i-znachenie-traditsionnogo-russkogo-ornamenta
  • https://www.kramola.info/vesti/rusy/rasshifrovka-taynyh-slavyanskih-uzorov
  • https://ethnoboho.ru/slavyanskiy/slavyanskie-uzory.html

[свернуть]

Похожие статьи

Adblock
detector