Казахский орнамент: стоковые векторные изображения, иллюстрации

Казахский орнамент: стоковые векторные изображения, иллюстрации

История

  • Первые письменные упоминания о казахских узорах и орнаментах датируются началом XVI века. В древности по орнаменту у казахов можно было определить, к какому роду или жузу относится обладатель орнаментированной вещи.
  • В эстетической культуре казахского народа орнамент достиг большого разнообразия форм и занял доминирующее место в конце XIX века. Узоры отражали окружающую действительность: так, если XIX веке в одежде преобладали растительные орнаменты, чаще всего — тюльпаны, то после полёта Гагарина в космос мастерицы вышивали ракеты и звёзды.
  • С. М. Дудин выделяет четыре особенности казахской орнаментики: равенство фона и узора, разнозначность мотивов как узора, так и фона, ограниченность цветовой гаммы орнамента и наличие верха и низа в орнаментальных композициях.

Всеобщее и уникальное

«Орнамент и узор видятся как тождественные понятия; элемент – как простейшая орнаментальная фигура, не подвергаемая дальнейшему расчленению, мотив – устойчивое сочетание нескольких элементов вместе…»  – такое четкое определение дает автор научной работы «Казахский народный орнамент как этнографический источник» Анна Шевцова.

В казахских орнаментах существует универсальный для всех народов мира комплекс архетипических мотивов и символов, обозначающих стихии мироздания в виде круга, спирали и креста, связанных с культом солнца, земли и звезд, по своему переиначенных и адаптированных к своей культуре(1). И  в то же время, есть  неповторимые черты, присущие лишь нашему народу. Так, взаимопроникновение фона и узора, цветовое решение, основанное на принципе контрастов – это особенность казахского орнамента. Чаще всего его можно встретить в орнаментах сырмаков и тускиизов – шерстяных ковров, выполненных методом аппликации.

Казахский орнамент: стоковые векторные изображения, иллюстрации

Инкрустированный сырмак мастерицы Н.Киясовой (Талды-Курганская обл.) 136х233, ГМИК (из книги М.Муканова «Казахская юрта»)

Ритуальное значение

Казахский орнамент: стоковые векторные изображения, иллюстрацииКадры из документального фильма «Декоративно-Прикладное Искусство Казахов – вышивка и орнамент»

Вот что пишет, к примеру, А.П.Таженова в своей статье «Истоки казахского народного орнамента» (Казахстанско-Российский университет, Астана):

«Орнамент в древности имел ритуальное значение. Например, у казахов были бронзовые и серебряные талисманы с солярными кругами символами солнца, луны, неба, которым они поклонялись. Орнаментированный талисман был знаком магии, символом счастья и благополучия, окружением религиозных представлений. Практически все орнаментальные узоры «читались» в свое время совершенно определенным образом. В вышивке мастерицы выкладывали какой-то определенный смысл. Например, у казахов существовал такой обычай: девушка, вышедшая замуж, через некоторое время после свадьбы присылала своим родственникам подарки. И это был не просто подарок, а «весточка» о том, как живет молодая невеста. Если вышит был высокий и худой человек, а рядом с ним полный и маленький, то это означало, что живет девушка плохо. Если же на подарке изображался клюв птицы, то родители знали, что девушка живет в чужом доме как вольная птица. И после этого радостного известия родители невесты устраивали той.

Казахский орнамент: стоковые векторные изображения, иллюстрации

Кадр из документального фильма «Декоративно-Прикладное Искусство Казахов – вышивка и орнамент»

Если одежда украшалась орнаментом «туетабан» (верблюжий след), то это означало, что одежда сшита для дальней дороги; если человек желал кому-то счастья, свободы и незави­симости, то дарил вещь со знаками «кусмурын» (птичий клюв), «кусканат» (птичье крыло). Девушки и теперь носят «кусмурын жузик» или «шынжырлы блезик» – брасле­ты на цепочке, где одно кольцо – это «птичий клюв», другое – «птичье крыло». Древние считали одежду индивидуальным домом для тела, которая могла защитить их от воздействия таинственного и опасного мира. Орнаментами в защитных целях украшались самые «уязвимые» участки одежды – отверстия, т.е. горловина, низ изделия и низ рукавов, а также места соединения отдельных полотнищ тканей, швы особенно тщательно и богато украшались».

«Орнамент, расположенный над пологом двери юрты, благословлял: «Пусть никогда не угаснет огонь в этом доме!». Детали убранства лошади украшались орнаментами, которые, как считалось у степного народа, принесут удачи всаднику, быстроту и неутомимость коню. Имели смысловое значение и материалы, используемые для орнаментальных украшений: для выражения богатства и святости применяли золото или янтарь; красный коралл олицетворял радость, жемчуг или серебро — честность и правдивость, бирюза — верность и вечность, прозрачный топаз — чистоту» (Джанибеков У., «Эхо веков», – Алматы: Өнер, 1991г.).

Типы орнаментов

По особенностям ритма, композиции, симметрии различают типы орнамента: зооморфный, геометрический, растительный и космогонический:

  • Наиболее распространённым является зооморфный орнамент. Зооморфными узорами — кошкар муйз (бараний рог), кос муйз (соединённые рога), туйе табан (верблюжий след), и др. — украшались войлочные изделия, различные предметы домашнего обихода из кожи и дерева. Встречается в войлочных изделиях (текемет, сырмак), в ткачестве (баскур, алаша, ковёр), а также в изделиях из кожи, кости, дерева, металла. В некоторых видах изделий рисунок элемента выполняется в технике аппликации. Для окраски его применяются красные, зелёные, коричневые, белые, чёрные тона.
  • Геометрические орнаментальные мотивы получили распространение в ткачестве, архитектурном декоре (треугольник, ромб, крест, доисторическая свастика). Встречается в бордюрах ковровых изделий, в обрамлении центр, поля текеметов — войлочных ковров. Окрашивается в чёрный, синий, бордовый, коричневый тона.
  • Растительные узоры встречаются в вышивке и ткачестве (цветок, лист, побег). Свободно заполняя поверхность, такие узоры не оставляют фона, придают изделию нарядный и праздничный вид. Окрашивается в жёлтый, оранжевый, красный, розовый, бордовый тона.
  • Космогонические знаки (солнце, звезда, полумесяц) применяются в ковроткачестве для заполнения центральной части композиции, например, узор «Кайнар — родничок» родился в скотоводческом хозяйстве, испытывающем потребность в пастбищах и водопоях. Используются голубой, синий, фиолетовый цвета.

Казахские простые орнаменты и узоры

Прямолинейные простые символы использовались для создания сложных композиций. До наших дней они дошли в виде росписи на тканях и предметах быта. Это часть преданий и культурного наследия. Некоторые орнаменты и их значение такие:

  • «Балдак». Орнамент напоминает перевернутую ручку костыля. Применяли при росписи войлока. Отождествляется с балдаком — подставкой под руку в виде рогатки, которую использовали во время соколиной охоты.
  • «Балта». Символ напоминает букву «Г» и отождествляется с топором.
  • «Мор». Это равносторонний казахский орнамент, символизирующий стороны света.
  • «Канка». Напоминает хребет животного. Использовался для украшения вязаных вещей и предметов обихода.

Простые казахские орнаментыСуществует множество узоров, каждый из которых дает сотни производных. Известны лишь предпочтения древних казахов в нанесении тех или иных рисунков на предметы, в то время как их точная смысловая интерпретация утеряна.

Космогонические орнаменты

Распространены орнаменты и узоры казахского народа, связанные с изображением звёзд и планет. Их ещё называют космогоническими. Специалисты говорят, что их возникновение стало возможным в результате наслоения различных культур. Основные элементы – солярный круг («донгелек»), крестовина («торт кулак»), спираль («шимай»). Эти узоры символизировали четыре стороны света, да и вообще – мировое пространство. Популярны космогонические узоры, именуемые «айшик гуль» (полумесяц), «ай гуль» (лунный цветок), «кун саулеси» (солнечные лучи).

казахские орнаменты и узорыКстати, с космогоническими узорами неразрывно связаны и орнаменты, символизирующие природу. Двумя главными стихиями, которым поклонялись казахские скотоводы, считаются вода и земля. Воду изображали с помощью зигзагов, называемых «су». Землю можно было показать с помощью «тобе» – холмов. Самый популярный узор, кстати, – «тогыз тобе» – девять холмов.

Угловой казахский орнамент, растительные и животные мотивы

Наблюдая за явлениями природы, тотемными животными и звездным небом, казахский народ создал сотни орнаментов. Они отождествляли неведомые силы, загадочные и повседневные явления. Рассмотрим распространенные орнаменты и их значение:

  • Зооморфные. Они результат от созерцания поведения тотемных животных. Лошади, верблюды, соколы и бараны оживали в узорах. В дальнейшем воспроизводились отдельные части тела животных: крылья, головы, рога, горбы. В каждом орнаменте можно угадать определенную смысловую отсылку.
  • Растительные мотивы. Растения служили пищей и лекарством, помогали выращивать скот. Недаром растительности уделялось такое внимание в древнем мире. Цветы, листья, соцветия и плоды послужили основой для создания орнаментов необычайной красоты. Это легкие казахские орнаменты. Встретить их можно на вышивках, росписи бытовой утвари и сбруи.
  • Космогонические. Смотря на небо, казахи зарисовывали увиденное. Так появились космогоническое орнаменты. На одних — звезды и луна, на других — некоторые природные явления. Как и большинство древних народов, казахи обожествляли небо.
  • Геометрические мотивы. Безупречная геометрия правильных форм привлекала людей. Они запечатлели ее в этнических мотивах, дошедших до наших дней. Такими орнаментами украшали предметы быта и интерьера, сбрую, украшения и одежду. На основе геометрических форм составляли усложненные схемы.

Казахский орнаментКазахский орнамент: UGC

Казахские национальные орнаменты символизировали защиту от темных сил, приносили удачу в скотоводстве и хозяйственной деятельности. Особенно значимой была символика в языческие времена. Сегодня орнаменты встречаются в одежде, используются в оберегах, украшениях, интерьерах и аксессуарах. Во время ритуальных обрядов — свадеб, похорон или этнических праздников — все вокруг украшают орнаментами. Это часть истории казахского народа, дань его обычаям и традициям. Даже через столетия эта символика не утратит своей актуальности, потому что в ней — культурная самобытность народа.

Изображения насекомых и мелких животных

Широкое распространение получил казахский узор, связанный с изображением пресмыкающихся, насекомых и небольших животных. Мастерицы изображали пёстрых пауков, змей, бабочек, муравьёв и даже крылья мух!

Геометрический орнамент

Марат Сабитович Муканов в своей очень известной и авторитетной книге «Казахская юрта» пишет, что геометрические виды казахских орнаментов, особенно в меандровидных и многогранных фигурных, таких как: ромбы, зигзаги, треугольники-тумарша, являются ведущими в тканых и плетеных изделиях. Этот вид орнаментов связан с технологией создания этих изделий. Для геометрических узоров характерны равновесие между отдельными элементами, пропорциональное деление фигур, вписанных в композицию. Многообразны всевозможные линии: прямые, волнистые, спиралевидные, в виде цепочки, шнура, при помощи которых создаются их производные орнаментальные композиции. Они широко используется в архитектурном декоре, ковровых изделиях, в резьбе по дереву и камню, в тиснении по коже. Таким образом, материал и технология изделия влияют на стиль и рисунок орнамента.

Значение цвета в орнаментах и узорах

Хитросплетения узоров и орнаментов в нарядах или на предметах быта, конечно, имеют большое значение. Но очень важны цвета и даже их порядок! Каждый цвет имеет определённый смысл. Голубой цвет – это небо, красный – солнце, чёрный – земля. Зелёный цвет символизирует весну и молодость, а жёлтый – разум и печаль. Поэтому, когда для орнамента выбирается какой-либо цвет, определяется значение узоров. Кроме того, в оттенках отражается эстетический вкус, представление об окружающем мире и национальные особенности. Так, жители Казахстана, перед глазами которых постоянно находятся жёлтые пески пустынь, очень привязаны к узорам голубого цвета.

Современные красители можно разделить на две категории: химические и натуральные. Состав химических интереса не вызывает, а вот изготовление натуральных красок имеет множество секретов. За основу мастера берут охру, глину, минералы и растения, затем дополняют их самыми невероятными добавками. Это глина – красная, чёрная, жёлтая, белая, зелёная, соки различных плодов – прекрасно подходят боярышник, шиповник, белладонна, смородина, земляника. Самые опытные мастера могут даже выпаривать краски из листьев, коры и корней растений!

казахский узор фотоПолучить оранжевый или коричневый цвет, чтобы нанести казахские орнаменты и узоры, можно из коры граната, тальника, абрикоса и винограда. Для этого в начале осени кору снимали с деревьев, мололи её с помощью небольшой ручной мельницы. После кору измельчали до мелкого порошка в ступе. Этот порошок нужно варить, процеживать и снова варить. Закрепляли цвет готового раствора нашатырём, солью или воском. Краски получали их косточек абрикоса, сливы, пшеничных зёрен, скорлупы грецкого ореха.

Орнаментальное различие

Различие в орнаментальном декоре у казахов, как считают знатоки, определяется не по родовым, а по региональным признакам. Скажем, на севере, где Казахстан граничит с Россией, орнаменты были строже и лаконичней, там больше употреблялось сукно и ситцы, так как они завозились из России. В этом регионе предпочитали вышивку серебряным галуном и украшения с металлическими монетками. А на юге, на границе с Узбекистаном, где проходил когда-то Великий Шелковый Путь, популярны были шелка, атлас и бархат. Здесь из-за персидско-узбекского влияния излюбленным мотивом было шитье с золотой канителью.

Казахский орнамент: стоковые векторные изображения, иллюстрацииПокрывало постели тосек жапкыш мастерицы второй половины XIX в. Т.Чонаевой (Талдыкурганская обл.). Шитье золотистыми нитями по черному бархату, 64х205, фрагмент. ГМИК.

Сходство с другими культурами Центральной Азии

Сходство казахского орнамента не ограничивается только с собратьями из Центральной Азии. Значительное влияние на культуру казахских племен оказывала культура соседних народов, особен­но Поволжья и Сибири. Узоры, характерные для орнамента казахов, киргизов, каракалпаков, украшают и находки из курганов Древнего Алтая и Кавказа. Также это сходство встречаются у азербайджанцев, осетин и аланов, башкир, болгар, кумыков, ногайцев, татар, украинцев и десятков других народов. А некоторые из них, как мы отмечали выше, тянутся в еще большую глубь веков. И объясняется это предельно просто – ведь в древности не было границ между степью и остальным миром.

Казахский орнамент: стоковые векторные изображения, иллюстрацииОсетинский орнамент

Правила оформления орнаментов

Казахский узор, фото которого вы видите в этой статье, требует от мастера определённого профессионализма. Выполняя орнамент любой степени сложности, умелец должен соблюдать ряд правил.

орнаменты и узоры казахского народа

  • Орнамент всегда должен соответствовать форме изделия, на которое наносится, и его объему.
  • Цвет узоров всегда должен сочетаться с оттенком основы.
  • Важно, чтобы все узоры были расположены симметрично.
  • Края и центр композиции, из которой получается казахский узор, должны быть разного цвета.
Источники

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82
  • https://www.caa-network.org/archives/15372
  • https://www.nur.kz/family/school/1551418-kazakhskiy-ornament-ego-znachenie/
  • https://www.syl.ru/article/312463/natsionalnyiy-kazahskiy-uzor

[свернуть]

Похожие статьи

Adblock
detector