Татарский орнамент: изображения, стоковые фотографии и векторная графика

Татарский орнамент: изображения, стоковые фотографии и векторная графика

«Татарки — большие рукодельницы»

В последнее время много разговоров о традиционном или этнографическом дизайне. Молодые и не очень мастера, художники, дизайнеры и производители сувенирной продукции предлагают современному татарину/татарке или простому туристу различные работы по национальным мотивам. Наиболее популярными стали образцы узоров из вышивки.

Соответственно, именно вышивка и тот орнамент, который воспроизводится ней, становится своеобразным проводником, знакомящий обывателя с материальным наследием татарского народа.

Вышивка как элемент традиционной культуры была наиболее любима татарскими мастерицами. Во-первых, для этого не требовалось сложных манипуляций. В техническом плане нужна была лишь нить, игла, вышивальный крючок, пяльца и прочие не очень сложные и недорогие приспособления. Во-вторых, благодаря этим нехитрым устройствам, женщины могли показать не только свое мастерство, но и украсить одежду, интерьер жилища. Как известно, тканевого убранства в доме татарина было всегда много — разнообразные занавеси, скатерти, салфетки, полотенца, покрывала, наволочки подзоры, молитвенные коврики (намазлыки). И как было отмечено еще К.Ф. Фуксом, «татарки — большие рукодельницы: скатерти, платки и полотенца их работ, очень красивы. Ежели у них гости, или кто из посторонних, все их рукоделия вывешиваются по стенам на веревочках и столы накрываются разноцветными скатертями».

Татарский орнамент: изображения, стоковые фотографии и векторная графика

Калфак. Начало XX века.

Мишарский акцент

Относительно украшения тканей Н.И. Воробьев в своей работе «Материальная культура Казанских татар», описывая их декорирование, отмечал, что среди татар бытовала и аппликация, когда узор создавался при помощи пришитых полос лент, бантов и розеток из них. Другая техника, приведенная им, ко второй половине XIX века вышла уже практически из бытования. Ее название «ушковая», здесь каждый лепесток нашиваемого цветка (чаще астры и георгина) делался отдельно из кусочка ленты свернутого в «ушко», создавая объем.

Среди татар разных регионов распространены были не только описанные выше техники вышивки. К примеру, как было отмечено С.В. Сусловой, у мишарей и приуральских татар в ходу была вышивка «по выдергу» или цветная перевить — из тонких шерстяных нитей по разреженному холсту, когда более тонкой нитью обвивались образовавшиеся после разрежения ткани, освободившиеся нити основы и утка. У мишарей окско-сурского междуречья, была распространена вышивка гладью с использованием разноцветных шелковых нитей. Причем гладьевой шов использовался только при заполнении внутреннего поля узоров, а сами контуры, как правило, выполняли тамбурным швом. Широко распространена была вышивка в технике «крест» у мишарей (темниковско-азеевские мишари вышивали традиционные белые домотканые рубахи) и в большей степени у татар-кряшен (впрочем, уже в ХХ веке стало распространено повсеместно). Они украшали головные уборы «сурәкә» и свадебные мужские рубахи.

Интересно отметить, что уже к середине ХХ века вышивка гладью и «крестом» стала наиболее распространенной среди татарского сельского населения. И когда сегодня многие наши современники вспоминают свое детство в деревне, то именно эти образцы для них более привычны, чем ранние.

Татарский орнамент: изображения, стоковые фотографии и векторная графика

Намазлык. Начало XX века.

Виды орнамента и типы мотивов

Одно из основных художественных средств в декоративном искусстве, декоративно-прикладном искусстве, дизайне, книжной графике, каллиграфии, применяется в других видах искусства.

В татарском искусстве стилевые признаки орнамента определяются традициями изобразительной культуры народа и имеют ярко выраженный национальный характер. В зависимости от исторических периодов развития сложились художественно-стилевые типы орнамента (булгарский, золотоордынский, позднезолотоордынский и т. д.) и его видовые формы (геометрический, растительный, зооморфный, эпиграфический).

Генезис орнамента восходит к кочевой и земледельческой культуре предков татар. Традиции кочевой культуры нашли отражение в формах и видах узоров, исходивших в своей основе из техник аппликации, мозаики кожаной, мозаики из шерсти и меха, тамбурной вышивки (см. Вышивка), войлоковаляния (см. Киез), ювелирного дела. Синтез земледельческого и скотоводческого типов орнамента, давший начало развитию ряда производных узоров, ярко отразился в орнаменте резьбы по камню и дереву, ткачестве, золотом шитье, некоторых видах ювелирной техники и др.

К архаической группе орнамента из общетюркского наследия относятся мотивы, обнаруживающие аналогии в горно-алтайском, восточно- и центрально-азиатском искусстве, мотивы так называемой салтовской культуры и культуры огузо-печенежских, кипчакских племен: завитки, интегральные спирали, листовидные, сердцеобразные, многолепестковые розетки и пальметты, мотивы тюльпана, изображения коней и птиц, часто двуглавых, головок баранов с закрученными рогами, хищников породы кошачьих и др.

В раннебулгарском орнаменте мотивы «звериного стиля» (сокол, дикие гуси, утка, петух, филин; лось, медведь, собака, заяц, куница; лев, барс, грифон и др.), растительного («древо жизни», тюльпан, лотос, желудь, трилистник и др.) и астрального (многолучевые знаки в виде колеса, лучевые – в форме креста, завитков, мотивы ромба, круга с точкой) мира, отражающие языческие культы, связанные с мифологией, наделяются в одних случаях символико-магической, в других – декоративной функцией.

С принятием ислама в искусстве Волжской Булгарии язык орнамента развивался в сторону декоративной условности и абстрагирования, начал терять свое значение зооморфный орнамент, который стал упрощаться и схематизироваться.

В золотоордынский период распространился эпиграфический орнамент, достиг расцвета растительный орнамент в пышном цветочном стиле, нередко в сочетании с арабскими надписями в стилях куфи и сульс, появились такие виды композиций, как арабеска и гирих, геометризация в орнаменте, которая следовала математическим законам построения.

В орнаменте отразилось влияние мусульманского искусства (особенно Малой Азии, мамлюкского Египта, Крыма), получили развитие отдельные мотивы восточно-азиатского искусства – лотос, «вечный узел», «облаковидные» и др.

В период Казанского ханства орнамент приобрел ярко выраженные стилевые признаки, отражавшие традиции искусства волжских булгар (см. Булгарское искусство) и золотоордынских татар (см. Золотоордынское искусство). Основное место в нем отводилось цветочному стилю, узорно насыщенным композициям, нашедшим отражение в дошедших до нас резных из камня архитектрурных фрагментах, надгробиях, ювелирных изделиях.

Поступательное развитие татарского орнамента в XVIII – начале ХХ вв. способствовало созданию самобытного стиля, отличавшего его от орнамента соседних и родственных тюркских народов (это относится как к художественно-образному содержанию орнамента, так и к его композиционной, ритмической, колористической структуре, технике исполнения). В мозаике из кожи, аппликации по шерсти и ткани, в тамбурной вышивке, а также в контурной и пропильной резьбе, применяющейся в украшении фасадов сельского жилища, орнамент основывается на принципе наложения. Его своеобразие проявляется также в пристрастии к криволинейным формам и силуэтно-линейному узору, в яркой многокрасочной расцветке, вписывании подобных по контуру фигур друг в друга, в умении сочетать узор и фон, когда и тот, и другой воспринимаются как орнамент.

Сложился богатый репертуар мотивов в цветочно-растительном орнаменте, получившем развитие во всех видах декоративно-прикладного искусства. В него входят изображения степных, луговых и садовых цветов, преобладают мотивы тюльпана, незабудки, мака, гвоздики, василька, колокольчика, цветов шиповника, ромашки, георгина, хризантемы, астры, анютиных глазок, нарцисса, ириса, цветочной розетки, из старинных – пальметты, трилистника, лотоса. Изображения цветов стилизуются, передаются в профильном или в развернутом видах, часто в композиции букета или «райского сада», сочетаются с мотивом волнообразного побега (виноградная лоза).

Из геометрических мотивов к традиционным относят мотивы волны, жгута, спирали, плетенки, веревочки, меандра, бараньего рога, звезды, розетки, сердцеобразный, мотивы сложной криволинейной конфигурации.

Зооморфный орнамент встречается в основном в резьбе по дереву, иногда в вышивке, золотом шитье, ювелирных изделиях. Наиболее устойчивыми являются стилизованные изображения птицы (часто с раскрытыми крыльями и двуглавой, иногда в виде уточки, филина, голубя, встречаются мотивы рыб, летучей мыши, змеи, парных коней и др.), нередко расположенные в композиции по сторонам «древа жизни».

Композиции орнамента сочетались с арабскими и арабографичными надписями (в основном, молитвами из Корана), выполнявшими содержательную (в шамаилях и ляухэ) и символико-декоративную (в украшении коранниц, браслетов, ювелирных блях и поделочных камней) функции.

Исследователь татарского орнамента Ф.Х.Валеев систематизировал и впервые проанализировал его в историко-этнографическом и искусствоведческом аспектах, выделив бытовые и художественные комплексы и рассмотрев орнамент как исторический источник, с точки зрения генезиса его мотивов. Книги Ф.Х.Валеева с зарисовками, фотографиями и таблицами являются настольными для современных художников, архитекторов и дизайнеров, активно используются в творческой практике.

Национальный орнамент, оставаясь одним из важнейших выразительных средств, развивается в современном искусстве на базе традиционного, он стилизуется, меняется его образная трактовка, соответствующая новым видам изделий и способам декора.

Символика татарских орнаментов

Татарский орнамент
Татарский народ имеет древнюю и колоритную культуру. Его быт, горести и радости, войны и союзы, уклад жизни, верования не могли не отразиться в творчестве. Поскольку народ древний, история и культура насчитывают столетия. По своему быту и мировоззрению нация отличалась от селившихся рядом племен и была обособлена. Поэтому, например, татарский орнамент, используемый для украшения одежды, предметов обихода, домов является самобытным и своеобразным.
Татарский орнамент: изображения, стоковые фотографии и векторная графикаВиды орнамента и типы мотивов
Образ жизни народа заметно повлиял на узоры, которыми украшались различные изделия. Преимущественно татарский национальный орнамент имеет ярко выраженное влияние древнего земледелия. Но если внимательно изучить работы мастеров, то можно заметить, что проявляется и влияние культуры скотоводства кочевых предков народа.
Татарские узоры и орнаменты имеют три типа мотивов: геометрический, цветочно-растительный и зооморфный. Характерной особенностью является их контурное завершение.
Татарский орнамент: изображения, стоковые фотографии и векторная графикаЦветочно-растительный орнамент и его использование
Узоры применялись мастерами испокон веков во многих сферах прикладного искусства: архитектуре, вышивке, живописи, резьбе по дереву. Татарский орнамент с цветочно-растительными мотивами является наиболее распространенным. Мастера создают как простые формы, так и сложные букеты. Цвета, которые используются для орнамента, яркие, богатые и хорошо сочетаются. Мотивы стилизованы и имеют множество трактовок. Важную роль играет то, в каком порядке элементы узора расположены и как сочетаются между собой.
Татарский орнамент: изображения, стоковые фотографии и векторная графикаВ цветочно-растительных мотивах, которые используются для творчества, существуют три направления: степное, луговое и садовое. В зависимости от того, в какой местности проживал мастер или мастерица, те или иные татарские узоры и орнаменты преобладали. Для степного направления более характерны мотивы с изображением стилизованных маков, тюльпанов, незабудок, гвоздик. Луговые мотивы пестрят цветками шиповника, колокольчика, ромашки, васильков. Садовые направления были характерны для городских поселений. Изображались преимущественно георгины, хризантемы, розы, астры. Наиболее часто встречаются два цветка, которые использует татарский орнамент. Тюльпан и гвоздика служат основными мотивами.
Геометрический и зооморфный мотивы
Зооморфные рисунки практически не используются. Это объясняется требованиями религии, так что татарский орнамент очень редко содержит образы животных. Однако мастера, которые все-таки решаются на зооморфные мотивы в своих изделиях, стилизуют их настолько, что не всегда можно понять, какой зверь изображен. Зачастую геометрический татарский орнамент не является самостоятельным элементом изделия, а выполняет вспомогательные функции. Использование фигур зависит от того, на что наносится изображение. Например, в ткачестве преобладают геометрические мотивы, а в вышивке — цветочные, расположенные с геометрической точностью.
Элементы, используемые в орнаменте. Их возможности.
Приемы передачи задумки мастера Прежде всего стоит обратить внимание на то, как используется в татарском орнаменте тюльпан. Он представлен в виде остроконечного трилистника с различной степенью изгиба. Реже встречаются пятилистники. Волнообразные линии под рукой мастера обрастают листочками и образуют «виноградную лозу». На одной ветви может оказаться и виноград, и меандр, и георгин, и гвоздика. Татарский орнамент с геометрическими мотивами использует как простые фигуры (треугольники, ромбы, круги, квадраты), так и сложные (шестигранные розетки, ступенчатые фигуры, восьмилучевые звезды).
Татарский орнамент: изображения, стоковые фотографии и векторная графикаРастительный орнамент имеет еще одну отличительную особенность – асимметрию элементов. На одной ветви прекрасно уживаются цветы, которые в природе никогда не растут рядом или цветут в различные месяцы года.
Значение тюльпана в культуре и орнаменте
У каждого народа есть свой символ, который имеет значение только для него. Много мастеров использует татарский орнамент, в котором основным мотивом является тюльпан. Для данного народа это, прежде всего, символ возрождения. Тюльпан находится на флаге Татарстана. Во-вторых, тюльпан неразрывно связан с религиозными воззрениями мусульманского мира. Цветок ассоциируется с именем Аллаха. Написание названия растения на арабском состоит из тех же букв, что и имя бога мусульманского мира. С точки зрения нумерологической системы Абаджа (каждая буква имеет собственное число) сумма букв в словах «тюльпан» и «Аллах» одинакова и равна 66. Роза также находит частое отображение в татарских орнаментах. И опять-таки по религиозным причинам: она является символом пророка Мухаммеда. И хотя цветы сильно стилизованы, человек, который разбирается в символах и культуре татарского народа, обязательно сможет прочитать татарский орнамент.

Техника узора

Переходя к тому, как выглядел узор вышивки, необходимо отметить, что, несмотря на то, что наиболее распространенным был стилизованно-растительный, существовали и другие варианты.

Геометрический орнамент в вышивке, в наибольшей степени был распространен у кряшен и в золотошвейном деле астраханских татар. Представлял собой зачастую повторение тканого узора, временами заменяя его. В основном это короткие и длинные, разной ширины, повторяющиеся линии, зигзаги, шестиконечные и восьмиконечные звезды, солярные знаки и прочие подобные фигуры.

Зооморфные и антропоморфные изображения были также присущи вышивке у татар. К примеру, такие встречающиеся мотивы, как птицы (чаще парные), вышитые золотной гладью на бархатных калфаках. На намазлыках и концах полотенец можно было увидеть стилизованных животных, птиц, мифических существ, или даже фигуры людей. Безусловно, принятие ислама сыграло свою роль в выборе сюжетной лини в вышивке, и наиболее часто встречающийся и сегодня признаваемый как татарский — это растительно-цветочный узор.

Композиционно построение было не однотипным, встречался стилизованный волнообразный узор, букетный, сетчатый, центрально-лучевой, круговой, розетками и в шахматном порядке. Что касается самого изображения, то наиболее часто встречаемые в вышивке делились на три основные группы: степные, луговые и, безусловно, садовые цветы и растения, то есть, то, что мастерицы могли видеть воочию и передавать увиденное из поколения в поколение. К тому же узор мог быть выполнен как практически ботаническая копия, так и быть фантазией автора.

Таким образом, вышивка, несмотря на кажущуюся простоту исполнения, являет собой не только кусочек истории, сохраняя богатство поколений, но и предстает ярким выразителем основ традиций и культуры, которые были свойственны татарскому народу.

Источники

  • https://realnoevremya.ru/articles/122821-tatarskaya-vyshivka-kolonka-etnografa-diny-gatinoy-shafikovoy
  • https://FB.ru/article/147471/tatarskiy-ornament-kak-proyavlenie-kulturyi
  • https://grimoire.club/viewtopic.php?t=10640
  • https://tatarica.org/ru/razdely/kultura/iskusstvo/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-dpi/ornament

[свернуть]

Похожие статьи

Adblock
detector