УЗОРОЧЬЕ - что такое в Древней Руси

УЗОРОЧЬЕ — что такое в Древней Руси

Узорочье – это ценные и красивые вещи

Узорочье это Слово «узорочье» происходит из старославянского языка. Наши предки употребляли в повседневной речи похожее существительное для обозначения украшений и красоты. Что любопытно, на Руси узорочье – это не только кованые, ювелирные изделия и драгоценные камни, но и разнообразные вышивки, и тканые дорожки для пола, создаваемые простыми мастерицами для украшения крестьянских изб. Жилье обычных людей было достаточно простым и невзрачным, и каждая хозяйка старалась собственноручно украсить свой дом.

Архитектурный стиль

Русское узорочье
Русское узорочье – это архитектурный стиль, ведущий свою историю с XVII века. Характерные черты направления — сложный по форме силуэт, интересная композиция, обилие ярких красок и богатый декор. В данном стиле строились церкви и соборы, а также гражданские здания и личные дома очень богатых людей.

Иногда употребляется также термин «московское узорочье», однако используется он для обозначения того же самого стиля. Историки и архитекторы и сегодня ведут споры о том, как сформировалось данное направление. Однако не узнать его невозможно из-за обилия шатров, кокошников, резных карнизов и наличников на оконных и дверных проемах, резных столбиков и колонн. При этом большинство элементов не функциональны, а исключительно декоративны. Ряды кокошников на фасадах церквей символизируют огненные небесные силы. Под куполами барабаны глухие, исключительно подчеркивающие размер шатров. Дополнительные купола и навесы надстраивались над террасами и входами также исключительно для красоты.

Слово «узорочье» в современном русском языке

Теперь мы знаем, что узорочье – это красивые предметы, декор, какие-то ценные привлекательные вещи и название архитектурного стиля. В каких же ситуациях уместно употреблять данное слово в повседневной речи? В своем прямом значении оно является скорее устаревшим. Его уместно использовать в текстах, стилизованных под старорусский язык или в тематических исторических докладах. При этом в нашем повседневном лексиконе слово «узорочье» остается как название архитектурного стиля, соответственно, считать его совсем неактуальным и устаревшим неуместно.

История

Однозначного мнения насчёт происхождения стиля не существует. Противоположны точки зрения на временную связь церковной и гражданской форм. Одни исследователи находят в русском узорочье черты «обмирщения» и указывают на заимствования из гражданского зодчества (сомкнутые своды, карнизы, наличники, филированные пояски). Другие придерживаются мнения о первичности для данного стиля его церковной формы. Изобрели распространённые и хорошо известные нам сейчас подиры.

Распространено мнение о связи русского узорочья с европейским поздним ренессансом и маньеризмом.

В развитии стиля выделяют два этапа: ранний (стиль Алексея Михайловича) и поздний (стиль Фёдора Алексеевича).

Своеобразным манифестом нового стиля стала московская церковь Троицы в Никитниках (1630–1650-е гг.), которая стала примером для подражаний в других городах Московского государства.

Начиная с 1680-х годов русское узорочье эволюционно вытесняется русским барокко. Иногда эти понятия смешиваются или ошибочно взаимозаменяются

В XIX веке русское узорочье — источник цитат и объект имитаций для архитектуры эклектики и историзма.

В начале XX века — один из основных источников вдохновения для архитектуры модерна.

Композиция

На протяжении всего периода своего существования русское узорочье претерпевает значительную эволюцию. Для первой половины XVII века типична сложная пространственная композиция. Типичные каменные строения этого периода — бесстолпные храмы с сомкнутым сводом, на высоком подклете, с трапезной, приделами и колокольней. Они обычно имеют пять глав, главки над приделами, шатры над крыльцами и колокольней, ярусы кокошников поверх сводов. Композиция утрачивает монументальную ясность.

Наос в плане имеет поперечную ориентацию, таким образом увеличивается степень индивидуального в молении и литургии.

Для второй половины XVII века больше характерны ясные и уравновешенные, нередко симметричные, композиции. При этом декор фасадов становится также более уравновешенным, его размещение на фасадах подчинено ордеру.

Кровли

Шатровые завершения храмов, колоколен и покрытие крылец. Два или три шатра у таких храмов как правило не имели конструктивного значения, а являлись декоративным элементом. Сходными по архитектурному решению памятниками являются церковь Введения Спасо-Преображенского Воротынского монастыря, Успенская церковь Благовещенского монастыря в Нижнем Новгороде и другие.

Барабаны пятиглавия обычно были глухими, также как и шатры, являясь декоративным элементом (в отличие от световых барабанов).

Бочкообразные кровли.

Крыльцо

Шатровое покрытие. Ползучее крыльцо. Гирьки.

Декор

Резные наличники окон (в том числе в виде кокошников), многоярусные кокошники по сводам, карнизы в виде «петушиных гребешков», витые столбики, полуколонки. Интерьер: богатый цветной растительный орнамент стен и сводов.

Площадь декора на стенах очень велика. Колонки, ширинки, карнизы, наличники, изразцы.

Примеры

  • Теремной дворец в Московском Кремле.
  • Церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649—1652 годы, Москва). Вытянутый с севера на юг четверик увенчан тремя шатрами; кубообразный придел Неопалимой купины покрывает горка кокошников с шатриком на барабане, между ними — двухярусная шатровая колокольня. Помещение церкви и Неопалимовского придела перекрыты сомкнутыми сводами. В конце XVII века пристроена одностолпная трапезная и шатровое крыльцо. Наследуя некоторые черты архитектуры XVI века, церковь является одним из ярких примеров узорочья в Москве УЗОРОЧЬЕ - что такое в Древней Руси
  • Церковь Рождества Богородицы в Путинках, фото конца XIX в.УЗОРОЧЬЕ - что такое в Древней Руси
  • Церковь Рождества Богородицы в Путинках, рисунок С. У. Соловьёва, 1890-е гг.
  • Церковь Троицы в Никитниках (1628—1653 годы, Москва)
  • Церковь Ильи Пророка на Воронцовом поле (1654 год, Москва)
  • Церковь Знамения за Петровскими воротами (1680 год, Москва). Двухсветный куб основного помещения церкви покрыт двумя рядами кокошников, завершён пятью глухими главами; с запада соединён с трапезной и шатровой колокольней. С северной стороны к трапезной примыкает Климентовский придел, изначально также пятиглавый. Декор фасадов включает карнизы, килевидные кокошники и полуколонки. Яркий пример узорочья третьей четверти XVII века.
  • Храм Николая Чудотворца в Хамовниках
  • Церковь Одигитрии в Вязьме
  • Спасский собор (Нижний Новгород)

УЗОРОЧЬЕ - что такое в Древней Руси

  • Церковь Троицы в НикитникахУЗОРОЧЬЕ - что такое в Древней Руси
  • Церковь Константина и Елены, Вологда. Фото не позднее 1907 г.
  • Церковь Константина и Елены (Вологда) (около 1690 года). В конце XVII века в архитектуру Вологды ещё не вошло русское барокко, а дух узорочья ещё не угас. Двухсветный куб основного холодного храма стоит на подклете, который служит помещением для тёплой церкви. Общий план и силуэт здания практически симметричен за счёт равных по размеру прямоугольной алтарной части и трапезной. Шатровая колокольня, примыкающая к трапезной, состоит из трёх ярусов-восьмериков. Декор типичен для узорочья — кокошники, полуколонки (простые и строенные), слуховые окна шатра колокольни, расписной перспективный портал верхней церкви, шатровое в прошлом крыльцо с колоннами-бочками, гирьками и ползучей аркой.

Где и как употребляется слово «узорочье»?

Кроме значения слова «узорочье» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «узорочье».

Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «узорочье» в тексте и устной речи.

Последствия развития стиля

Как уже отмечалось выше, русское узорочье положило начало развитию так называемого «московского барокко» во второй половине XVII века. В полной мере этот архитектурный стиль сформировался в последние десятилетия XVII века.

В зависимости от правителей с течением времени выделяют несколько видов этого стиля:

  • нарышкинское барокко;
  • петровское барокко;
  • елизаветинское барокко.

Московское барокко можно назвать начальной стадией перехода от русского узорочья к барокко. Главной особенностью стиля было сочетание национальных мотивов (простоты линий и «плоскости» зданий) с заимствованными архитектурными особенностями (например, из Великого княжества Литовского в барочном стиле).

Общими особенностями подвидов московского барокко можно назвать двухцветность (в зданиях обычно сочетался красный кирпич и белый камень), а также яркость храмов. Следует отметить внутреннюю отделку зданий, которая включала в себя как русские узоры, так и элементы западной культуры.

4 синонима к слову «узорочье»

  1. вызорочье
  2. резьба
  3. узор
  4. украшение

Пару слов об отличительных чертах русского узорочья

Конечно, любой стиль имеет смысл изучать лишь на живых примерах, однако немного теории, как мне кажется, здесь тоже не помешает!

Русское узорочье принято рассматривать как переходный стиль: от исконно русской древней архитектуры к европейским течениям русского зодчества, царившего в нашей стране с 18 века и, пожалуй что, по наши дни. Узорочье стало тем самым звеном, связавшим старые традиции русской архитектуры с новыми ренессансными веяниями Европы.

До узорочья в русской архитектуре царил стиль шатровых храмов. Самый известный храм такого типа — собор Василия Блаженного, расположенный на Красной площади в МосквеДо узорочья в русской архитектуре царил стиль шатровых храмов. Самый известный храм такого типа — собор Василия Блаженного, расположенный на Красной площади в Москве

Данному явлению, как это всегда и бывает в архитектуре, послужило внешнее влияние политики: укрепление Москвы как полноценной столицы Руси — сильного, могучего, а главное влиятельного города, способствовало тому, что в Москву стали стекаться специалисты со всех уголков страны, и даже из соседних славянских государств. Это явление неминуемо принесло в новую столицу и тот самый европейский опыт: мастера, трудившиеся на совершенно разных стройках, и видавшие многие памятники архитектуры (в том числе и европейских зодчих), перенесли свой опыт на новые постройки Москвы, но сделали это плавно, без излишнего усердства — так и появился стиль узорочья, обогащённый кокошниками, пряслами и гирьками с одной стороны, и пилястрами, … с другой стороны.

Думаю, что внешние особенности русского узорочья мы разберём на отдельных примерах, но одну вещь всё же стоит выделить: сам термин «узорочье» появился не просто так — он прекрасно описывает все основные особенности данного стиля, заключающиеся в наличии резного декора, узоров, приправленных рядами кокошников, дополняющими и без того роскошную картину внешнего вида храмов 16 века! Но а обо всём остальном поговорим дальше — лучше один раз увидеть на примере, чем сто раз прочитать не до конца понятные текстовые описания!

Церковь Рождества Богородицы в Путинках

В качестве первого примера русского узорочья я решил взять не первый по хронологии храм этого стиля (собственно, это и не особо то имеет смысл — русское узорочье просуществовало весь 17 век, и при этом оно не сильно эволюционировало со временем), а именно такой храм, который наглядно демонстрирует переход русской архитектуры от шатровых церквей к чему-то более развитому, более европеизированному, но при этом не потерявшему своего уникального, русского духа. И таким храмом является церковь Рождества Богородицы в Путинках!

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах

Следующим в моём списке будет храм куда более скромный, да ещё и далеко не самый известный, однако один из самых образцовых — раз уж мы решили изучать архитектуру русского узорочья, то давайте попробуем сделать это на примере церкви Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах!

Храм Григория Неокесарийского

Ну а теперь мы рассмотрим один из самых роскошных и завораживающих своим великолепием храмов Москвы, встреча с которым и вдохновила меня на написание всей этой статьи (а, быть может, и на создание всего цикла статей о русском барокко). Речь идёт, конечно же, о храме Григория Неокесарийского, что находится в Замоскворечье, на Большой Полянке.

Если мы характеризуем стиль русское узорочье как яркий и пёстрый, то храм Григория Неокесарийского — наилучший образец этого стиля! Вы не найдёте в Москве (а, скорее всего, и во всей России) церкви более яркой и красочной — чего только стоит оранжевый цвет её фасада!

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском

Куда менее известный пример русского узорочья, на который я и сам-то наткнулся случайно: ехал в гостиницу и заметил настоящий шедевр архитектуры, ловко спрятанный за целыми массивами советской (преимущественно помпезной сталинской) архитектуры — речь идёт о церкви Тихвинской иконы Божией Матери на Алексеевском кладбище!

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери пускай и не особо известна, но вашего внимания она, несомненно, заслуживает: яркая, но при этом стильная церковь, обладающая всеми основными чертами русского узорочья, да ещё и резко гармонирующая с окружающей застройкой. Да и на контрасте с кладбищем она выглядит непривычно: в России обычно храмы строились либо одновременно с кладбищем, либо они возводились уже на территории некрополя. А вот в случае с храмом на Алексеевском кладбище ситуация немного другая: здесь видно, что церковь в этом месте была первична, а кладбище уже позднее разрослось вокруг неё (причём гораздо позднее — спустя почти два века), а не наоборот!

Церковь Святителя Николая в Хамовниках

Ну и напоследок я решил рассказать про один из самых известных храмов позднего узорочья, расположенный в Хамовниках и ставший особенно популярным благодаря Льву Толстому (пока Толстой жил в Москве, он регулярно посещал этот храм и очень любил его — поэтому и улица, на которой стоит церковь Святителя Николая в Хамовниках, в наши дни называется улицей Льва Толстого).

Но опустим подробности истории храма (особенно той, что не относится к его возведению) и поговорим лучше о внешнем виде церкви в Хамовниках — благо тут есть о чём поговорить!

Устройство храма осталось всё тем же: бесстолпный пятиглавый храм на четверике и шатровая колокольня сбоку — всё по канонам! Однако есть у церкви Святителя Николая одна очень интересная особенность — её цвет.

Среди густой лепнины

УЗОРОЧЬЕ - что такое в Древней РусиНа Берсеневской набережной, за зловещим болотом, где стояла пыточная изувера Малюты Скуратова, в середине XVII века думный дьяк Аверкий Кириллов возвёл палаты (дом 18-20) ➊ и рядом одну из самых эффектных церквей — Николы ➋.

В руках этого знатного вельможи находились все финансы, торговля и промышленность России. Немереное богатство, нажитое неправедным путём, то есть взиманием взяток (во всяком случае так уверяли зарубившие Кириллова в Кремле стрельцы во время знаменитого бунта), позволило «олигарху XVII века» выстроить ансамбль редкостной красоты. Правда, сам мздоимец недолго радовался этому великолепию (лепоте, как сказали бы в те времена): его изуродованное тело было брошено посреди Красной площади, а завершал строительство роскошной усадьбы новый владелец — дьяк Оружейной палаты А. Курбатов.

УЗОРОЧЬЕ - что такое в Древней РусиИ палаты, и церковь столь причудливы по форме и так украшены лепниной, превращающей стены чуть ли не в ковры, что, блуждая по ним восхищённым взглядом, едва не теряешь ориентацию в пространстве.

Если верить легенде, Аверкий Кириллов, наверняка ожидавший возмездия обворованного им московского люда, приготовил себе путь к отступлению — втайне велел прорыть ход под Москвой-рекой. До недавнего времени кладоискатели пытались его найти, однако не преуспели.

Столь же прихотливы по форме и украшению стен церкви Троицы в Никитниках (Никитников пер., 3) ➌, Николы в Хамовниках (ул. Льва Толстого, 2) ➍, Симеона Столпника (ул. Поварская, 5) ➎, Николы в Пыжах (ул. Б. Ордынка, 27/6) ➏.

В храме святителя Николая отмаливали грехи этого места, ведь на Берсеневке располагалась пыточная изувера Малюты Скуратова. Фото: Валерия Христофорова

В храме святителя Николая отмаливали грехи этого места, ведь на Берсеневке располагалась пыточная изувера Малюты Скуратова

Особое очарование этих храмов — в парадоксальном сочетании их внешней «игрушечно­сти» и просторного внутреннего объёма, достигаемого за счёт хорошей освещённости благодаря боковым окнам, более не загораживаемым несущими столбами. Потому все названные церкви — бесстолпные, то есть весьма совершенные с инженерной точки зрения.

Источники

  • https://FB.ru/article/196651/uzoroche—eto-chto-russkoe-uzoroche
  • https://gnezdoparanoika.ru/stati/965-russkoe-uzoroche.html
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1318986
  • https://vslovarike.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%83%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%87%D1%8C%D0%B5
  • https://spravochnick.ru/arhitektura_i_stroitelstvo/stili_arhitektury/russkoe_uzoroche/
  • https://RusTXT.ru/dict/%D1%83%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%87%D1%8C%D0%B5
  • https://zen.yandex.ru/media/indturist/russkoe-uzoroche-samyi-jivopisnyi-stil-carskoi-rossii-predtecha-russkogo-barokko-5f839b8cb1a4d95dc043477a
  • https://aif.ru/society/history/paradoksy_uzorochya_istoriya_pervoy_reformy_russkogo_zodchestva

[свернуть]

Похожие статьи

Adblock
detector