Архитектура итальянского Возрождения-Эпохи Ренессанса

Архитектура итальянского Возрождения-Эпохи Ренессанса

Что такое эпоха Возрождения

Культурный расцвет, время открытий и переосмысления, формирования «Золотого фонта» всемирной истории и культуры, появление новых имен в живописи, архитектуре, музыке – все это Возрождение.

Эпоха охватывает 3 столетия, благодаря чему мир приобрел такие имена, как:

  • Леонардо да Винчи.
  • Джорджоне.
  • Боттичелли.
  • Рафаэль.
  • Никола Пизано.
  • Арнольфо ди Камбио.
  • Тициан.
  • Микеланджело

В этот период культура получила качественное перерождение. Средневековые каноны с их мрачностью уступили место гуманистическому, светскому и реалистичному направлениям. В основе Ренессанса лежит интерес к идеалам античности. Качественные преобразования повлияли на становление культуры и искусства во всех странах Европы.

Изменения затронули не только направление прекрасного, повлияли они и на мировоззрение человека и общества. Рухнувшие оковы средневековых взглядов позволили посмотреть на мир под другим углом, увидеть возможности для развития и совершенствования. Именно поэтому каждый монарх считал своим долгом поддерживать художников, музыкантов и скульпторов. Основной стала идеи совершенствования, развития, познания и открытий.

История возникновения

Первые признаки начала эпохи возникли еще в 13-14 вв. в Италии, но в свои права она вступила только в 20-х годах 14-го столетия. Незыблемый феодальный строй Средних Веков начинает расшатываться – торговые города вступают в борьбу за права самоуправления и собственную независимость.

Именно в это время появляется общественно-философское движение под названием «гуманизм».

Человек теперь рассматривается как личность, поднимается вопрос о свободе и личной деятельности. В крупных городах появляются светские центры искусства и науки, функционирующие вне тотального контроля церкви. Наблюдается активное возрождение античности – она олицетворяет яркий пример неаскетичного гуманизма. В середине 15-го века изобретается книгопечатание, благодаря чему новое мировоззрение и античное наследие широко распространились по территории Европы. Пик рассвета Ренессанса приходится на конец 15-го века, но менее чем через столетие назревает идейный кризис. Это положило начало для возникновения двух стилевых направлений: барокко и маньеризм.

Сикстинская капелла, 1481 год
Сикстинская капелла, 1481 год

Периоды

Зарождение – XIV век, страна – Италия. Исследователи и ученые не могут определиться с точными временными рамками эпохи. Каждый период приблизительный, поскольку страны входили в Ренессанс постепенно. Связано это с отставанием в социально-экономическом развитии, различиями во взглядах и суждениях.

Примерными датами можно назвать XIV- XVI столетия. Годы эпохи Возрождения характеризуются проявлением светского характера культуры. Религиозные взгляды уступают место гуманизации.

Возрождается интерес к античности и всему, что с ним связано. Внедрение в европейский мир античных элементов привнесло в культуру и искусство яркие мотивы, которые и сделали произведения незабываемыми. В это время появляется человек эпохи Возрождения – целеустремленный, вдохновленный, стремящийся к открытиям.

Начальные признаки эпохи Ренессанса стали заметны обществу ему в XIII-XIV веках, но твердые позиции появились в 20-х годах XV века. В Эпохе Возрождения принято выделять 4 основных периода:

  • Проторенессанс.
  • Раннее Возрождение.
  • Высокое Возрождение.
  • Поздний Ренессанс.

В каждом периоде появлялись новые веяния и стремления, позволяющие совершенствоваться и развиваться.

Проторенессанс – период, который относится к XIII-XIV векам. Появление отмечено в Италии.

Время подготовки к Возрождению подразделяется на еще 2 подэтапа – время жизни и смерти ключевой фигуры истории западного искусства, архитектора и художника Джотто ди Бондоне. В этот период на искусство оказывали влияние средневековые мотивы – готика и романтизм, а также византийские традиции.

Бурное развитие было остановлено эпидемией чумы, которая накрыла все Европу. Джотто был первым, кто наметил основные тенденции живописи, указал путь, по которому в дальнейшем пошло основное развитие Ренессанса.

Следующим был период раннего Возрождения. Примерное время развития – 80 лет. Ученые относят к нему 1420-1500 годы. В искусстве еще прослеживались веяния средневековой культуры и традиций. Одновременно активно добавляют элементы, позаимствованные у классической древности – Античности.

Условия социальной среды, взгляды и стремления быстро меняются. Основной концепцией в искусстве становятся именно античные элементы. Главной личностью, мастером на этом этапе стал живописец Мазаччо, рожденный во Флоренции. Взяв за основу идеи и взгляды предшественников, он принес в свое творчество практически осязаемую скульптурность фигур и образов на холстах картин.

Следующий этап — период высокого Возрождения. Считается пиком Ренессанса. Время – 1500-1527 годы. Развитие культуры позволило перенести центр культуры из Флоренции в Рим. Скачок произошел благодаря вступлению на престол нового Папы Римского — Юлия II.

У него были смелые и прогрессивные взгляды, которые позволили в полной мере способствовать расцвету Ренессанса. Благодаря предприимчивости, присутствующей в характере, ему удалось привлечь в Рим ведущих художников и скульпторов со всей Италии. Именно в это время появляются шедевры, которые изменят мир искусства.

Следующий этап – позднее Возрождение. Его временной отрезок 1530-1620 годы. Развитие культуры и искусства в этот период протекает неоднородно и разнообразно. Исследователи и искусствоведы спорят и не могут определиться с основными направлениями в развитии и точными датами.

Часть специалистов указывает, что эпоха Возрождения окончательно угасла с падением Рима. Южная часть Европы погрузилась в Контрреформацию, которая не позволила мыслить свободно и смело, как того требовало Возрождение.

На позднем этапе Ренессанса наблюдался выраженный кризис идей. Возникали противоречия в мировоззрении, которые переросли в маньеризм. Возникший стиль специалисты характеризуют дисгармонией и надуманностью, потерей равновесия между духовной и телесной составляющей, которая была свойственна смелой эпохе новых устремлений.

Человек эпохи Возрождения

Стремительное развитие эпохи Возрождения отразилось и на человеке. Пик расцвета культуры отразился и в обществе. Термин был внедрен Джорджо Визари. Ренессанс положил начало активному развитию науки, торговли и взаимоотношениям между соседними странами.

Замкнутое Средневековье осталось в прошлом, люди с надеждой смотрели в будущее. Благодаря этому их взгляды на происходящее и мировоззрение в целом изменились. Яркая эпоха итальянского Возрождения распространяла свое влияние на всю Европу и соседние с ней страны.

Главная черта, позволяющая понять, что перед нами человек эпохи Возрождения – целеустремленность, ясность мысли и буйство чувств.

Характеристика общества и человека того времени:

  • У людей преобладает гуманизм в мировоззрении.
  • Отрицается сословность.
  • Происходит отказ от роскоши и различных привилегий, свойственных обществу средневековья в Европе.
  • Античная культура возрождается, внося во взгляды романтизм.
  • Естественность во всем, природа, как основа для жизни – главная черта в восприятии происходящего.
  • Появилось явное пренебрежение схоластикой и правом.

В обществе начинает формирование новый пласт – интеллигенция. Люди становятся боле утонченными, возникают понятия этикета, морали и духовности, которым предстоит пережить долгий период становления и совершенствования, возвышенности и чувственности.

На первый план выходят идеи просвещения, идеалы нравственности, политическая жизнь становится насыщенной, поскольку производится обмен мастерами. Активно находят свое отражение, такие противоположные понятия, как нравственный нигилизм, религиозный анархизм. Все это дает возможность познавать и развиваться.

Торговля между городами и странами способствует быстрому росту городов. Благодаря этому в обществе стали формироваться новые классы. Рыцари средневековья сменились наемной армией.

Образ человека эпохи Ренессанса – центр поклонения, главная фигура в мире. Появилась вера в безграничные возможности личности, в силу собственного духа и красоту. Идеалом для человека и общества стали удовлетворения всех естественных потребностей, поскольку без этого невозможно жить и двигаться дальше.

Интерьер

На новое понимание внутреннего пространства глубокое влияние оказали простые и четкие интерьеры Филиппо Брунеллески. Это можно наблюдать на примере капеллы Пацци (церковь Санта-Кроче, Франция). Талантливый скульптор и архитектор использовал светлые тона для отделки оштукатуренных тонированных стен, добавляя архитектурные рельефные членения из серого камня. В богатых домах и дворцах особое внимание уделялось вестибюлям, где принимали гостей. Выделялись огромные комнаты под библиотеки. Появление книгопечатания сразу же привлекло внимание богачей Европы. Столовых комнат как таковых не существовало, и обеденные столы были преимущественно раскладными. Их выставляли на лоджии, которые играли важную роль в загородных и городских домах. Изображения на мебели были без оттенков, почти монохромными. Самые распространенные композиции декоративного характера:

  • Акантовый лист.
  • Натюрморт.
  • Городские пейзажи.
  • Вьющиеся стебли.
  • Музыкальные инструменты.

На створках резных буфетов, шкафов и прочих деталях мебели применялся прием позитивно-негативного узора. Технология изделия выглядела следующим образом:

  • Два листа фанеры окрашивались в разные цвета и накладывались один поверх другого.
  • Выпиливался фрагмент определенного узора.
  • Готовый узор наклеивался на основу.
  • Разные по цвету, но одинаковые по рисунку фрагменты, менялись местами.

Мотивы и приемы украшения поверхности мебели видоизменялись и ширились: применялось окрашенное дерево, появлялись фигуральные композиции, гротеск, осваивался прием тонирования при помощи раскаленного песка.

Пример витиеватых орнаментов на предметах мебели
Пример витиеватых орнаментов на предметах мебели

Искусство

В Италии 14-го века стали появляться предвестники искусства Ренессанса. Создавая полотна на религиозную тематику, художники использовали за основу интернациональную готику. Интернациональная готика – это один из стилистических вариантов готического стиля, который развивался в Северной Италии, Бургундии и Богемии (1380-1430 гг). Отличительные черты: изысканность форм, красочность, утонченность, декоративный характер. Также присутствуют признаки стиля классицизм и маньеризм: гротеск, острота и экспрессивность ярких форм, графичность. Свои картины они дополняли новыми художественными приемами:

  • Использование объемных композиций.
  • Изображение пейзажей на задних планах.

Благодаря использованию этих приемов художникам удавалось передать реалистичность изображения и его оживленность.

Активное развитие изобразительного искусства начинается на первом этапе эпохи Возрождения – Проторенессанс. В истории изобразительных направлений в Италии существует несколько периодов:

  • 13-й в. – дунченто (двести). Интернациональная готика.
  • 14-й в. – треченто (триста). Проторенессанс.
  • 15-й в. – кватроченто (четыреста). Ранний – Высокий этап.
  • 16-й в. – чинквеченто (пятьсот). Высокое – Позднее Возрождение.

Впоследствии, модернизм в живописи включал в себя множество течений и стилевых направлений: неоромантизма, романского стиля, готики, ренессанса и других стилей.

Архитектура

Архитектура эпохи Ренессанса стала активно видоизменяться. Большое внимание уделяется формам античного зодчества: четкой симметричности, порядку составных деталей и пропорции. Ассиметричные очертания сменяются на полукруги арок, купольные полусферы и эдикулы. А четкое расположение мощных колонн, притолок и пилястр заменяют сложные пропорции построек средневековья.

Конструкции и строительные приемы в Эпохе Возрождения
Конструкции и строительные приемы в Эпохе Возрождения

Выдающиеся личности

Мишель де Монтень
Мишель де Монтень

Философы Ренессанса придерживались общего мнения о том, что человеческий разум является бесценным даром свыше, который делает человека богоподобным и отличается от всего сущего. Яркими личностями, поддерживающими гуманизм, были французский писатель Мишель де Монтень и Дезидерий Эразм Роттердамский, которого прозвали «князь гуманистов».

Основные достижения эпохи Возрождения

Благодаря идеям гуманизма, человек начинает освобождаться от церковных запретов и догм, получает моральное право на сотворчество с Богом в преобразовании мира и самого себя. Вместе с тем, он ощущает возрастающую потребность в реализации новых возможностей, в первую очередь — в научном познании мира.

Теперь, когда церковь, относящаяся к интеллектуальному поиску настороженно и даже враждебно, не имеет прежнего авторитета, начинается невероятный всплеск научных открытий и технических изобретений. По словам Марсели́но Фичи́но, этот «новый» человек «измеряет землю и небо… Ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким…».

Перечислим лишь некоторые из значительных достижений науки и техники эпохи Ренессанса:

  • Переворот в представлении о космосе и вселенной совершили великие деятели эпохи: Никола́й Копе́рник (1473–1541), обосновавший гелиоцентрическую систему мира (им было научно доказано вращение Земли и других небесных тел вокруг Солнца); Джорда́но Бру́но (1548 – 1600), заявивший о возможности существования бесконечного числа миров во Вселенной;
  • Ренессанс — время великих географический открытий: Христофо́р Колу́мб (1451–1506) в поисках морского пути в Индию достиг в 1492 году берегов нового, неизвестного тогда континента, который назовут Америкой в честь другого, не менее знаменитого, мореплавателя Аме́риго Веспу́ччи (1454–1512); первым же из европейцев, кто смог добраться до Индии по морю, был путешественник Ва́ско да Га́ма (1460–1524); новые контуры на географических картах появились и благодаря Ферна́ну Магелла́ну (1480–1521) командовавшему первой кругосветной экспедицией, в ходе которой был открыт пролив, соединяющий воды Атлантического и Тихого океанов, позже названный его именем.
  • Впервые со времен античности появляется возможность исследования человеческого тела и изучения механизма его деятельности, что стало основой современной научной медицины и анатомии. Это нашло отражение в трудах таких выдающихся ученых, как Миге́ль Серве́т (1509–1553), открывшего малый круг кровообращения, Андре́аса Веза́лия (1514–1564), оставившего многотомный труд по анатомии человека, Параце́льса (1493–1541), знаменитого алхимика, врача, основателя европейской фармакологии, одним из первых начавшего применять в медицине химические средства.
  • Создаются философские труды, определяющие место человека в мире и обществе (среди их авторов выделим Нико́ло Макиаве́лли (1469–1527)), а также разрабатываются теории «идеального» устройства человеческого общества, примерами которых являются «Уто́пия» То́маса Мо́ра (1474–1535) и «Город Солнца» Томма́зо Кампане́ллы (1533–1639);
  • Активно начинают использоваться компас и порох, изобретаются и находят широкое применение ткацкий станок и барометр. Следует отметить, как величайшее достижение человечества — создание в 1440 году Иога́нном Гуттенбе́ргом (1394 или 1399–1466 или 1468) печатного станка, изменившее технологию передачи информации и, тем самым, способствующее развитию мысли, науки и техники последующих эпох.

Такое количество открытий, заставляло человека думать, что ему подвластно всё, и что ещё чуть-чуть, и он с помощью собственного разума и воли откроет все тайны земли и неба.

Это внушало мысль о собственной значимости и, буквально, переворачивало в сознании выработанные церковью представления о мире, вселенной и, собственно, человеческих возможностях. Именно поэтому культура и искусство Возрождения, при сохранении важнейших религиозных традиций, тем не менее, приобретают всё более све́тский характер.

Ощущение свободы от контроля церкви, над человеческой личностью и разумом, словно захлестнуло людей, жажда знаний стала характерной чертой эпохи. Выдающиеся умы Ренессанса, в попытках постичь тайны природы и её законов, буквально хотели объять необъятное.

Это породило такую характерную черту Возрождения, как массовое появление разносторонних, универсальных личностей – людей, весьма успешно занимавшихся деятельностью одновременно в нескольких научных и творческих отраслях. Типичным примером человека эпохи Возрождения является Леонардо да Винчи (1452–1519), прославившийся не только как великий художник, но и как великий ученый-теоретик, и инженер-изобретатель.

Расцвет изобразительных искусств

Эта же тяга к познанию окружающего мира и, собственно, человека, стала причиной того, что Ренессанс становится расцветом живописи, не занимавшей до этого времени сколько-нибудь заметного положения, в соцветии искусств Западной Европы.

Желание познать окружающий мир и отобразить его таким, каков он есть, с присущей ему материальностью и объёмом, привело к отказу от следования средневековым иконографическим канонам, выработанным ещё в Византии (Византийская иконопись. Как начать её понимать), и созданию принципиально иного художественного языка.

Главным же достижением новой живописи стало открытие линейной перспекти́вы (её ещё называют геометрической или правильной, в отличие от средневековой – обратной). Впервые её научное обоснование дали итальянские учёные-математики и архитекторы Фили́ппо Брунелле́ски (1377–1446) и Лео́н Батти́ста Альбе́рти (1404–1472).

Суть этого новшества заключалась в следующем: при написании картины, художник мысленно определял некую точку, находящуюся на линии горизонта, к которой, затем сводились все линии, в очертаниях и контурах предметов. При использовании этого приёма художник изображал все объекты, как бы уменьшающимися в размерах, по мере их «удаления» от зрителя. Благодаря этому, создавалась иллюзия глубины пространства, его трёхмерности.

Неизвестный художник. Идеальный город. Пример использования линейной перспективы. Неизвестный художник. Идеальный город. Пример использования линейной перспективы. Невидимые линии перспективы Невидимые линии перспективы

Это же открытие, теперь, позволяло живописцам изображать объёмными и тела людей в любых, даже весьма сложных позах, разворотах и положениях, то есть писать в ра́курсе — с перспективными сокращениями частей тел.

Андреа Мантенья. Мёртвый Христос. Пример изображения тела в ракурсе Андреа Мантенья. Мёртвый Христос. Пример изображения тела в ракурсе

Именно попытка запечатлеть мир, где горделиво царствует человек, причём, запечатлеть его объективно и максимально точно, таким, как бы мы увидели его в зеркало, приводит к расцвету живописи и появлению великого множества одарённейших художников.

Исследователей культуры эпохи Возрождения поражает тот факт, что, пожалуй, ни одна художественная эпоха не давала миру, в столь короткий срок, такого количества гениев и талантов, причём, большая часть из которых жили и работали примерно в одно время и в одном месте!

Приведём слова искусствоведа Е. Яйленко:

«Никогда больше, ни до, ни после Возрождения, не случалось такого, чтобы на протяжении сравнительно короткого в масштабах всеобщей истории отрезка времени – около ста пятидесяти лет – жило и работало так много необычайно одарённых, гениальных людей. Если бы было возможно вывести точную математическую формулу, которая бы выразила соотношение между количеством гениев и всех остальных людей, живущих в один и тот же исторический период, для Италии эпохи Возрождения такой показатель оказался бы максимальным».

И неслучайно, практически все, кто пишет и говорит об этом историко-художественном периоде, приводят слова немецкого философа Ф. Энгельса, который абсолютно точно смог выразить то главное, чем так важна и неповторима была эта эпоха в истории человеческой культуры:

«Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности».

Характеристика архитектуры Возрождения

Архитектура итальянского Возрождения-Эпохи Ренессанса
Сант-Агостино, Рим, Джакомо Пьетрасанта, 1483

Архитекторы эпохи Возрождения заимствовали характерные черты римской классической архитектуры. Тем не менее, форма зданий и их назначение, как и основные принципы градостроительства, изменились с античных времён. Римляне никогда не строили зданий, подобных церквям раннего периода развития возрождённого классического стиля или особнякам преуспевающих купцов XV века. В свою очередь в описываемое время не было надобности возводить огромные сооружения для проведения спортивных состязаний или общественные бани, которые строили римляне. Классические нормы изучались и воссоздавались для того, чтобы служить современным целям.

План

План зданий эпохи Возрождения определён прямоугольными формами, симметрией и пропорцией, основанной на модуле. В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа. Проблему целостного единства конструкции и фасада впервые осознал Брунеллески, хотя он и не разрешил проблему ни в одной из своих работ. Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти — Базилике ди Сант Андреа в Мантуе. Совершенствование проекта светского здания в стиле Возрождения началось в XVI веке и высшей точки достигло в творчестве Палладио.

Фасад

Фасад симметричен относительно вертикальной оси. Церковные фасады, как правило, размерены пилястрами, арками и антаблементом, увенчаны фронтоном. Расположение колонн и окон передаёт стремление к центру. Первым фасадом в стиле Возрождения можно назвать фасад кафедрального собора Пиенцы (1459—1462), приписываемый флорентийскому архитектору Бернардо Гамбарелли (известен под именем Росселлино), возможно, что и Альберти имел отношение к созданию храма.

Жилые здания часто имеют карниз, на каждом этаже расположение окон и сопутствующих деталей повторяется, главная дверь отмечена некоторой чертой — балконом или окружена рустом. Одним из прототипов такой организации фасада был дворец Ручеллаи во Флоренции (1446—1451) с тремя поэтажными рядами пилястр.

История зарождения стиля

В начале 14 века в Италии берет начало эпоха Возрождения — от французского «renaissance». Имелось ввиду возрождение античной культуры и интерес людей к творчеству. Архитекторы и живописцы стремились отойти от канонов прошлого и создать нечто новое — революционное.

Архитектура ренессанс

В основе архитектуры эпохи Возрождения лежат античные формы, идеи древности — Греции и Рима — пропорциональность, симметричность. Все это сменило величественную, но несколько угрюмую и строгую готику. Условно ренессанс делят на три этапа:

  • Раннему ренессансу близок переход от строения крепостей и храмов к строению дворцов с арками, колоннами, ордерами.

Сиенский собор

  • Высокий ренессанс называют отправной точкой для развития всего стиля. В это время направление расширяется, встраивается в архитектуру и искусство других стран. Великолепные картины и фрески, величественные здания эпохи Возрождения стали шедеврами. Многие сохранились до нашего времени.

Архитектура эпохи Возрождения

  • Поздний ренессанс стал толчком стилей рококо и барокко. Этому периоду характерно обилие античных форм, вычурных элементов, роскоши как в экстерьерах так и в интерьерах построек. Витиеватые узоры, колонны, арки, пилястры, затейливая лепнина на потолках.

Эпоха Возрождения продлилась до конца 16 века и повлияла на архитектуру, искусство, моду, литературу.

Собор Иль-Джезу, Рим

Характерные особенности стиля

Важным отличием эпохи ренессанса стало то, что теперь архитекторы и авторы стали не анонимны. В отличие от Средневековья человек перестал быть «орудием Бога» и начал подписывать свои работы. Архитектуру ренессанса отличает монументальность, античные формы, крыши с двумя скатами, симметрия и массивные основания зданий с лестничными пролетами.

Монастырь Чертоза ди Павия

Для ренессанса в интерьере характерна та же монументальность, что и для внешнего вида построек. Стиль требует широких площадей, чтобы развернуться в полной мере. Дверные проемы заменяют арками и колоннами.

В комнатах важна симметрия предметов, соблюдение пропорций, дворцовая пышность оформления, мотивы античности. Мебель массивная в спокойных тонах при этом обязательно сохранять свободное пространство и воздушность.

Очень важно обилие дневного и мягкого искусственного света в комнатах. Правильное освещение поможет выделить каждый элемент интерьера и создать необходимое настроение.

Библиотека ренессанс

Планировка

Широкие окна, высокие многоуровневые потолки. Ренессансу необходим размах, поэтому лучше всего стиль смотрится в частном доме с просторными комнатами.

Меблировку в помещении располагают вокруг одного предмета и не обязательно по центру. В гостиной это может быть камин встроенный в стену, тогда рядом с ним расставляют диван, кресла, кофейный столик. Или же обеденный стол в столовой.

Стиль ренессанс в интерьере — это до мелочей продуманная и тщательно построенная композиция, в которой каждая деталь и предмет независимы от других, но гармонично с ними сочетаются.

Оформление интерьера

Признаки стиля

Что же так выделяло ренессанс, что его выделило в отдельный стиль? Посмотрим, чем он отличался от античности, а в чем совсем ее повторял.

Признаки античной архитектуры:

  • В плане – прямоугольные;
  • Симметричные;
  • Колонны;
  • Двускатные крыши;
  • Барельефы и горельефы обязательны;
  • Монументальность;
  • Массивное основание с лестницами.

Тут стоит сделать ремарку, что в то время жилые дома были даже не на втором плане – на них всем было просто немного наплевать. А архитекторы самовыражались через дворцы и храмы, а это накладывает многие ограничения. Жилые же дома мало чем отличались от современных дачных времянок, благо климат позволял.

Что же взял стиль возрождения? Обязательно симметрию и монументальность. От этого еще очень долго отойти не могли. Да и сейчас сделать ассиметричный дом красивым может не каждый архитектор.

Хотя все искусство средневековья считалось варварским, это не мешало архитекторам использовать наработки средневековых мастеров и украшения из готики. Такова натура человека.

Постройки обязательно строились пропорциональные и масштабированы относительно человека. От прямоугольника еще не отошли, во всяком случае в массе. Вначале копировали римлян и здания были огромными (окно этого дома – 8 метров).

Но стиль все больше становился утилитарным. Строили монастыри, дворцы мелких чиновников. И ренессанс становился все меньше и меньше, пока не достиг привычных нам высот этажей, размера окон и дверей.

Дом ритмичен (помните статью про ритм?), сам стиль делится на подстили, как в Греции делили на ордера. Окна, карнизы, колонны, декоративные элементы образовывают нотный рисунок, гармоничный и ритмичный. Рисунки тоже делались орнаментами, на греческий мотив.

Стиль ренессанс в архитектуре3

Ордера выделяют классический, ионический, дорический, французский, колоссальный – и другие, углубляться в которые скучно. Или нет, нужна ли статья по античным ордерам и более поздним их трактовкам и переделкам?

Естественно, пришлось отказаться от храмов без стен, климат не позволял. И вообще, дворцы же строили, а не храмы. Многое было изменено. Например, полуколонны стали в большем приоритете, чем колонны, появились окна и исчезли святилища.

Статуи стали ставить снаружи, а не внутри. Да и статуи теперь ставили полководцам, а не богам. Форму окон переработали под необходимость сначала укрываться от ветра, а потом доработали под стекла.

Материалы становились все совершеннее, можно было делать все более и более изощренные узоры, рельефы, резные элементы. В общем, как-то так и родилось барокко.

Пара слов об интерьере

Естественно, ренессанс не обошел и внутреннее убранство. Здесь тоже правит монументальность и вычурность. Посмотришь – прямо дворец. Главное не перепутать с барокко.

Стиль ренессанс в архитектуре5

Соблюдались те же законы стиля – симметрия, пропорциональность, орнаменты и общее подражание античности, правда более помпезное.

В память об знаниях в этом стиле, помещения должны быть большими. С высокими потолками, большими окнами. Иначе какой-то странный ренессанс, для детишек. Многоуровневые потолки – любовь всех поклонников стиля. А еще лепнина и вычурные карнизы.

Общая композиция строится вокруг одного объекта. Может, это огромный диван, а может и камин. Украшения не должны слишком отвлекать от центра композиции, поэтому они традиционно делаются из мрамора (или другого камня) или дерева. Но это не касается украшений из ткани. Шторы – массивные, тяжелые и вычурные. Репродукции или подлинники картин той эпохи – признак вкуса и стиля, постарайтесь повесить что-нибудь.

Стены между колонн и арок тоже не должны выглядеть слишком просто или слишком богато и вычурно. Знаете ли вы, что бумажные обои появились совсем недавно? В эпоху Возрождения бумага была по цене как золото, в отличие от ткани. И «обои» делались из ткани. Если у вас есть возможность обтянуть участки стен тканью – это будет очень крутая отсылка к истории стиля.

Пол еще в Древней Греции начали делами мозаикой. Конечно, короли выкладывали мозаику из мрамора, но в условиях современного мира и простая керамика будет хороша. Мозаика выкладывается из симметричных узоров, орнаментами. Мебель должна быть деревянной, выполненной в духе и моде того времени, но при этом практичной и удобной.

В современной квартире такого эффекта не добьешься, но можно попытаться в доме. Или, в крайнем случае, в большой дореволюционной квартире. Попробовали бы?

Материалы отделки и палитра

Ренессансу присущи богатые природные материалы: камень, ценная древесина, слоновая кость. Эпоха Возрождения в отделке широко использовала мрамор: облицовывали стены, пол, камин и даже двери.

Камень сегодня не часто применяют из-за высокой цены. Допускается замена настоящего мрамора или песчаника на стилизованную керамическую плитку.

Интерьер спальни

Палитра ренессанса предполагает любые тона. Чаще всего используют бежевые, кремовые, молочные оттенки и более темные. Белые и черный цвета практически отсутствуют в интерьере. Для текстиля и декора выбирают насыщенные синий зеленый, бордо, винный или пастельные: голубой, розовый, оливковый. Некоторые акценты расставляют с помощью золотого.

При выборе палитры важно, чтобы оттенки плавно переплетались друг с другом, а резкие контрастные переходы цветов отсутствовали. Тогда получится создать умиротворяющую атмосферу присущую ренессансу.

Зона отдыха

Отделка стен

В отделке стен отдают предпочтение декоративной штукатурке, панели из древесины или декорируют тканями: бархатом, парчой, кожей с тиснением. Узоры выбирают плавные и ненавязчивые.

Из-за больших площадей комнат ренессанс не требует дополнительного визуального расширения, поэтому зеркал в интерьере мало. Чаще всего они присутствуют только в ванной. Реже — в спальне и гостиной.

Ренессанс гостиная

Оформление пола

Кроме керамической плитки для отделки полов подходят ценные породы дерева. Добавить уюта помещениям помогут мягкие ковры с восточным орнаментом.

Оформление потолка

В помещениях эпохи Возрождения потолки были высокие, сводчатые, украшенные позолоченной лепниной и кессонами. Оформляя комнаты в стиле ренессанс сегодня стоит выбирать многоуровневые конструкции с обилием резных деталей. Органично впишутся в интерьер потолки из дерева покрытого лаком.

Гостиная с камином

Мебель

При всей массивности мебели она должна быть практичной и не загромождать пространство. Каждый предмет выполняет свою роль. Приветствуются простые геометрические формы и натуральное дерево. Никакого пластика и металла. Украшают мебель инкрустацией, резными элементами, позолотой.

Гостиная в стиле ренессанс

    Оттенки мебели от светлых тонов — кремового, молочного — до темно-коричневого и шоколадного. Для меблировки комнаты подойдет почти вся мебель 18 века. Антикварные буфеты, секретеры с выдвижными ящиками обитыми внутри бархатом, обеденные столы прямоугольной или многоугольной формы, стулья и кушетки, обитые мягкой тканью, а также сундуки с позолотой или росписью.

В гостиных и спальнях необходимо размещать невысокий письменный стол на резных ножках. Кровать обязательно украшают балдахином из легкой ткани на витых деревянных колоннах.

Мебель в гостиную

Декор

Интерьер ренессанса не обойдется без аксессуаров. Они позволяют создать атмосферу богатства, великолепия и закончить композицию. Но каждый аксессуар следует внимательно подбирать.

Стены украшают пилястрами и репродукциями полотен эпохи Возрождения. Для окон подбирают кованые карнизы и вешают тяжелые гардины в пол, декорируя подхватами с кистями. Ткань выбирают блестящую с вышитым узорами и блестящей нитью.

Декор интерьера

Всевозможные ниши оформляют фресками, а внутрь устанавливают статуэтки из бронзы. Осветительные приборы — кованые люстры, канделябры, подсвечники и торшеры — выполняют еще и декоративную функцию. Размещенные локально они привлекают внимание необычными формами.

Отделка ренессанс

Особенности интерьера в комнатах

Столовая в стиле ренессанс

Кухня и столовая

При оформлении кухни важно выбрать один главный объект и обустраивать помещение исходя из него. Таким объектом может стать кухонный гарнитур или обеденный стол.

Оформление кухни светлое, нежно-кремового, молочного или бежевого цвета. Элементы лепнины отсутствуют.

Обязательно наличие одной роскошной люстры. По вечерам и во время романтических ужинов выставляются бронзовые канделябры с зажжёнными свечами.

Дизайн мебели делается в тон обивки стен и потолка: цвет кремовый или молочный, с золотистым орнаментом.

Столы декорированы под мрамор, стулья либо мягкие, либо деревянные с элементами резьбы.

Спальня в стиле ренессанс

Спальня и детская комната

Главным элементом дизайна в спальнях являются кровати, стоящие посередине комнаты.

От кроватей строится остальной декор: комод, туалет с зеркалом, книжный или бельевой шкаф. Лепнину в спальнях делают редко, а обрамление золотом, резьба по дереву и украшение мебели узорчатым орнаментом – типично для ренессансных спален.

Люстра одна, изящная, но не большая. Висит над кроватью.

Потолок глянцевый, комбинированный: натяжное полотно и гипсокартон.

На стенах висят репродукции картин эпохи Возрождения, пол покрыт ковром. Напольное покрытие в современных домах – неброский паркет светло-шоколадных оттенков.

На комодах и в углах размещаются живые растения. Туалетный столик украшают вазами со свежими цветами.

Спальни отличаются простором, поэтому мебели – по минимуму. Искусственное расширение пространства в ренессансе неприемлемо, поэтому количество зеркал ограничивается туалетным столиком.

Ванная ренессанс

Ванная

Главное правило ванны в стиле ренессанс – простор и минимум убранства.

Ванная или душевая кабинка, прямоугольное зеркало в узорчатой раме и раковина – самый частый вариант интерьера. Все предметы выполнены в кремовых, молочных или белых цветах. Дополнительный декор в виде настенных бра и панно: пастельно-розовых, зелёных или жёлтых тонов.

Стены и потолок оформлены керамической плиткой. Паласы подбираются под цвет и дизайн ванной.

Интерьер гостиной в стиле ренессанс

Гостиная

Гостиная просторная, выполненная в светлых тонах и не заставлена мебелью. В помещении только самое необходимое: столик, стулья, диван и секретер. Если позволяет проектировка, устанавливается камин. К стене можно поставить пианино, если оно вписывается по дизайну.

Разбавляют строгость гостиной живые растения.

На потолке обязательно присутствует искусная лепнина, люстра с подсвечниками или стилизованная под канделябр.

Занавески лёгкие, выполненные в цветовой гамме интерьера.

Источники

  • https://art-dot.ru/epoha-vozrozhdeniya/
  • https://TrendsDesign.ru/interiorstyles/histiric/renessans/epoha-vozrozhdeniya.html
  • https://zen.yandex.ru/media/imaginereview/epoha-vozrojdeniia-osobennosti-i-dostijeniia-6116595cd3f0df25641d50b6
  • https://Mebel169.ru/articles/renessans-v-arhitekture-i-interere/
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/88161
  • https://krasivodel.ru/articles/stil-renessans-v-arhitekture.html
  • https://basicdecor.ru/blog/post/stil-renessans/

[свернуть]

Похожие статьи

Adblock
detector