Архитектурный ордер: виды архитектурных ордеров

Архитектурный ордер: виды архитектурных ордеров

Архитектурный ордер и его виды

Архитектурным ордером называют тип композиции, в которой используются определенные элементы, подчиняющиеся конкретной архитектурно-стилевой обработке. Архитектурный ордер включает в себя систему пропорций, предписывает состав и форму элементов, а также их взаимную ориентацию.

Архитектурный ордер является реализацией стоечно-балочной системы, которая состоит из вертикальных (колонны и пилястры) и горизонтальных (антаблемент) несущих элементов. Надо сказать, что стилевое единство в применении колонн было характерно для древнеегипетской и крито-микенской архитектуры. Однако, в Древней Греции появилась строгая система, получившая название «ордер».

Ты эксперт в этой предметной области?Предлагаем стать автором СправочникаУсловия работы

Термин «ордер» происходит от латинского «ordo» — строй, порядок. Впервые он был употреблен теоретиком архитектуры Витрувием в I веке до нашей эры в трактате «Десять книг об архитектуре». Всего различают пять классических типов ордера (они впервые были выделены итальянским архитектором Джакомо да Виньола):

  • дорический;
  • ионический;
  • коринфский;
  • тосканский;
  • композитный.

Первые три возникли в Древней Греции, последние два – в Древнем Риме. Коринфский ордер редко применялся в Древней Греции, но получил широкую популярность в Древнем Риме.

Некоторые специалисты называют ордером другие стилевые композиции. Например, гигантский ордер (колонны в несколько ярусов) или раскрепованный ордер (колонны перед фасадом воспринимают нагрузку только от отдельных фрагментов антаблемента).

Коринфский храм. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

История развития и изучения ордерных систем

История развития ордерной системы насчитывает около трех тысяч лет. Ордер уникален и универсален в одно и то же время. Идея ордерной системы угадывается в первобытных дольменах, трилитах и кромлехах, совершенствуется в сооружениях Древнего Египта, Крита и Микен. Однако в качестве образного переосмысления строительной конструкции впервые достаточно ясно предстает в Древней Греции. Может возникнуть ощущение, что последующее совершенствование и развитие многообразия художественных свойств ордерной системы есть достижение только западноевропейской классической архитектуры. Однако и это не так. Ордерность (в широком и глубоком значении этого термина) присуща не только европейской, но и восточной, византийско-арабской, китайской, японской, а также древнерусской архитектуре, композициям периода модерна, модернизма и постмодернизма.

Античное обоснование ордерной системы впервые было сделано римским теоретиком архитектуры второй половины I века до н. э. Витрувием, автором трактата «Десять книг об архитектуре». Древние греки считаются изобретателями трех классических архитектурных ордеров. По определению Витрувия, в дорическом ордере они видели «пропорции, крепость и красоту мужского тела», в ионическом — «утонченность женщин», а колонну коринфского создавали в подражание «девичьей стройности». Витрувий соотносил пропорции ордеров с ладами древнегреческой музыки, или модусами: строгим дорийским, радостным ионийским, бурным фригийским. Взяв за модуль «след» от колонны на стилобате, ее нижний диаметр (эмбат), Витрувий канонизировал пропорциональные отношения величин: для дорического ордера отношение высоты колонны к эмбату равняется 1:7, для ионического — 1:8, для коринфского — 1:9. Ордеры таким образом выстраиваются в пропорциональный ряд от самого мощного дорического к утонченному коринфскому. Витрувий считал, что выбор того или иного ордера определяется тем, какому божеству посвящается храм, хотя греки использовали ордеры свободно, сочетая их один с другим.

Древние римляне на основе собственного строительного опыта прибавили к трем греческим ордерам тосканский (италийский вариант дорического) и композитный с усложненной капителью коринфского ордера. В эпоху Возрождения итальянский архитектор Джакомо да Виньола в трактате «Правило пяти ордеров архитектуры» (1562) выделил пять древнеримских ордеров: тосканский, римско-дорический, римско-ионический, коринфский и композитный. Коринфский и композитный ордеры, как наиболее пышные, римляне использовали чаще всего. Виньола также упростил систему пропорций. Древнеримские колонные ордеры отличаются от греческих наличием пьедесталов. Соотношения частей полного ордера (с пьедесталом) по высоте у Виньолы составляет: 4 части (пьедестал), 12 (высота колонны с базой и капителью) и 3 (антаблемент: архитрав, фриз, карниз).

В Средневековье ордерная система продолжала существовать, обогащаясь новыми романо-германскими, франкскими и ломбардскими элементами, но, одновременно, упрощаясь. В эпоху Возрождения античную ордерную систему изучали Леон Баттиста Альберти, Антонио Филарете, Франческо ди Джорджо, Джакомо да Виньола. Во второй половине XVI века — Андреа Палладио. В постренессансную эпоху понятие архитектурного ордера было положено в основу образования в Академиях художеств и практической деятельности архитекторов классицизма, барокко и неоклассицизма. В период историзма архитекторы использовали все исторические разновидности ордеров в зависимости от выбранного стиля сооружения. Ордер в широком значении термина остается основой архитектурной композиции всех эпох и стилей: модерна (в особенности неоклассического течения), модернизма, постмодернизма и нового классицизма. Даже в произведениях конструктивизма, неопластицизма, органической архитектуры ордерность присутствует в скрытом виде. Ее отсутствие означает деконструкцию и хаос.

Элементы классического ордера

Все части классического ордера имеют триадную структуру. Так основных частей три: основание (опорная часть), несущая и несомая. Каждая часть также делится на три. Основание на фундамент (цоколь), стереобат, стилобат. Несущая на базу (постамент), фуст колонны и капитель. Венчающая (несомая часть): архитрав, фриз, карниз. И так далее, вплоть до самых мелких деталей. Многие греческие названия частей ордера антропоморфны. Подножие, основание постройки называли: подиум (podes — нога, стопа), или крепидома (krepidoma — основание дома). Возвышающаяся над уровнем земли объемная часть фундамента, обычно имеющая три ступени — стереобат (stereo — прочный, твердый, и baino — ступаю). Верхняя плоскость стереобата — стилобат (stylos — опора, колонна, и baino — ступаю), то есть плоскость, по которой ступают колонны.

Выше располагается база, поддерживающая вертикальные опоры — колонны, служащие главным несущим элементом конструкции. Колонны венчает капитель (лат. capitellum — головка), которая в зависимости от типа ордера может состоять из ряда элементов: эхина (круглой «подушки») и абаки (квадратной плиты) в дорическом ордере, волют (завитков) в ионическом, листьев аканта в коринфском. Верхняя, несомая часть конструкции, называемая антаблемент, или «надстолье», разделяется на следующие части:

  • архитрав, или эпистиль, — главная балка, которая располагается непосредственно на капители колонны. В ионическом и коринфском ордерах ради зрительной легкости расчленен по горизонтали на три части.
  • фриз — средняя часть антаблемента, расположена между архитравом и карнизом. В дорическом ордере фриз оформлен чередующимися триглифами и метопами, в ионическом и коринфском имеет рельефный декор, в античности дополняемый росписью и позолотой.
  • карниз — верхняя часть антаблемента, над которой располагается кровля.
  • Анналы (Тацит)
  • Чэнь Гуанчэн
  • Уимблдонский турнир 2018
  • Вирдхайм, Бьёрн
  • Акратия

Трактовка ордерной системы в европейской архитектуре

Искусство Древней Греции оказало огромное влияние на архитектуру следующих поколений, которые полностью или частично использовали ордерную систему в строительстве вплоть до 21 века. Дорический, ионический и коринфский ордера начали широко использоваться в Италии 15 в. благодаря архитектору Ф. Брунеллески, который обмерил и изучил образцы римских развалин, а затем начал включать классические элементы в собственные сооружения. В эпоху Ренессанса «ордер» получил иное толкование. В. Скамоции (Vincenzo Scamozzi. 1548-1616 гг. — архитектор позднего Ренессанса, ученик Палладио) в трактате “Идея всеобщей архитектуры” указывал на то, что ордер имеет божественное происхождение, так как был использован еще при строительстве первого Иерусалимского храма.

Архитектурный ордер: виды архитектурных ордеров

Визуализация Иерусалимского храма (1007 — 588 г. до н.э.).

Итальянский архитектор Филарете считал, что прообразом фронтона служили сложенные «домиком» руки Адама, прикрывавшего от дождя голову, когда его изгнали из рая. Многоярусные колоннады он представлял как образ иерархии общества: низкий ордер (дорический) олицетворял простое сословие, на которое опирается благородное общество (колонны ионического ордера), на верхнем уровне — коринфские колонны, символизирующие знать.

Архитектурный ордер: виды архитектурных ордеров

Дворец Бельведер в Луговом парке Петергофа (1853 — 1856 гг.) Главный вход похож на восточный портик афинского Эрехтейона. Архитрав поддерживается кариатидами из гранита, созданные Теребеневым. На втором этаже установлены ионические колонны. архитектор А.Штакеншнейдер, скульптор Теребенев Александр Иванович. 1852-1856 гг.

Классические ордера переживали взлеты и падения, в 21 веке они остаются востребованными в индивидуальном строительстве, сохранив основные каноны и закономерности формообразования. Элементы дорического ордера, ионического, коринфского в современных сооружениях изготавливают не только из традиционных природных материалов, но и из полиуретана, который не уступает ни по своим качествам, ни по эстетическим свойствам.

Архитектурный ордер: виды архитектурных ордеров

Элемент ионического ордера — капитель колонны с волютами сделан из полиуретана.

Использование ордерной системы в фасаде здания в сочетании с симметрией конструкции и ритмичностью расположения декора подчеркивает классический стиль строения. Благодаря элементам ордера можно создавать и оригинальные эклектические сооружения.

Характерные черты

Ионический ордер существует в двух основных вариантах: малоазийском и аттическом. Основным считается малоазийский, первоначально сложившийся без фриза. Аттический появился гораздо позже, как следствие модификации первоначального малоазийского.

Колонна ионического ордера, в отличие от дорического делится на три части: основание, ствол и капитель. База часто сама опиралась на квадратную в плане плиту — плинт. Выпуклые элементы базы — полувалы, или торусы, украшались орнаментальной порезкой или горизонтальными желобками, по смыслу аналогичными каннелюрам. Скоции — вогнутые элементы — обычно оставались гладкими.

Капитель отличают так называемые волюты — сдвоенные спиральные орнаменты, вылепленные на эхине. Волюты выглядят как завитки со стороны фасада, по боковым сторонам капители волюты соединяются между собой валами, называемыми балюстры. Своим видом балюстры напоминают свиток. Первоначально волюты лежали в одной плоскости, затем их стали строить в четырёх плоскостях. Эта особенность сделала ионический ордер более устойчивым к критическим взглядам, высказывавшемся в IV веке до н. э., чем дорический ордер. Последний предполагал, что эхин должен одинаково читаться с любой стороны. Эхин в ионическом ордере располагается под подушкой и между волютами, как бы выходя из под волют. Эхин и абака чаще всего украшались богатой порезкой, более мелкой у абаки и крупной, в виде иоников, у эхина; они называются овы и представляют собой орнамент из яйцеобразных элементов, чередующихся обычно с листьями и стрелками.

После недолгого раннего экспериментирования число каннелюр на стержне колонны было установлено в 24. Эта стандартизация позволила сохранять пропорцию каннелюры к диаметру колонны вне зависимости от масштаба, даже когда высота колонны была завышена. В плане каннелюры представляли собой половину окружности или эллипса, причем борозды разделялись между собой полосками цилиндрической образующей ствола, то есть дорожками. Расстояние между каннелюрами, в отличие от римской архитектуры, было очень маленьким, в результате чего они легко повреждались. Благодаря более глубоким бороздам и выраженным граням дорожек, ионический ордер выделялся своей игрой светотени, в отличие от дорического ордера.

Ионическая колонна всегда более стройна, чем дорическая: её высота в период архаики равнялась восьми диаметрам (1:8), а позднее превышала девять диаметров (1:9). Утончение ствола кверху также было меньше, чем например в дорическом ордере. Греческие зодчие расставляли колонны очень широко, стремясь таким образом к получению ощущения легкости и изящества.

Архитектурный ордер: виды архитектурных ордеров
Остатки ионического храма в Горгиппии, 2007 год

Малоазийский ионический ордер

Малоазийская база почти не расширяется книзу, она отличается сложностью своей прорисовки. Её основу составляют две части: основание, близкое по форме к цилиндру, и торус. Иногда к ним добавлялось еще одно основание базы, кроме плинта, которое состояло из трех элементов в виде двойного валика каждый, разделявшихся двумя скоциями. Такая база встречается чаще всего.
Антаблемент такой разновидности ионического ордера состоит из двух частей: архитрава и карниза. Архитрав зрительно выглядит легче дорического, за счет того, что небольшие горизонтальные уступы разделяют его на три гладкие, нависающие друг над другом полосы — фасции. Между архитравом и карнизом располагается пояс «сухариков». Венчающая часть — сима — украшалась очень богатой орнаментальной прорисовкой.
Кровля малоазийского варианта чаще всего была плоской, что соответствовало основным архитектурно-строительным традициям региона.

Аттический ионический ордер

Возникновение данного варианта ионического ордера было связано со строительством важнейших сооружений греческой культуры, например, ансамбля афинского Акрополя. Сильное влияние на процесс становления аттического ионического ордера оказал опыт традиций работы зодчих Аттики.
Аттическая база расширяется книзу, обозначая тем самым передачу давления от колонны на основание. База состоит из двух торусов, разделенных скоцией, причем именно форма скоции определяет расширение базы. Плинт в базе не считается обязательным элементом.
Антаблемент состоит не из двух частей, как в малоазийском варианте, а из трех, как в дорическом ордере. Отличие аттического антаблемента заключается в том что фриз не разделён на триглифы и метопы, а огибает здание сплошной неразделённой полосой, гладкой или украшенной скульптурным рельефом.
Колонны аттического ионического ордера в целом не отличаются от малоазийского варианта. В небольших храмах существуют портики в которых колонны заменены статуями девушек. Но это лишь подвид аттических колонн.
Кровля по своему устройству не отличается от дорического ордера.

Дорический ордер

Дорический ордер был популярен на полуострове Пелопоннес, Сицилии и Великой Греции — южной части Апеннинского полуострова. Строгие мощные колонны с аскетической дорической капителью, практически ничем не украшенной, ассоциировались с суровым строем Спарты.

Архитектурный ордер: виды архитектурных ордеров

Картина «Развалины дорического храма». Художник Робер Юбер.

У колонн дорического ордера нет базы, и их устанавливали непосредственно на стилобат. Отношение высоты ствола к его диаметру в основном 6:1 (или 4:1). Сечение ствола неодинаково: в центре есть утолщение (эстанзис), а кверху колонна становится тоньше, чем внизу. Вдоль колонны ствол декорировали каннелюрами — желобками, количество которых делали от 16 до 20.

Архитектурный ордер: виды архитектурных ордеров

Капитель дорической колонны из архитектурного полиуретана.

Антаблемент в дорическом ордере имеет архитрав, который не разделен на элементы. Узкая выпуклая полоса отделяет архитрав от фриза, состоящего из выступающих триглифов (декоративные торцы балок перекрытий на архитраве, украшенных каннелюрами) и метоп, которые могли быть гладкими или с рельефным рисунком. Верх архитрава завершался выступающим карнизом. Фронтон по краям и сверху нередко декорировали пальметами или скульптурами на пьедесталах. Внутри фронтон украшали рельефами.

Дорический ордер. Парфенон

Дорический ордер. Парфенон
0 Самая мощная дорическая колонна стоит прямо на платформе лишенная прокладок-подушек, со стороны выглядит как мужеподобная фигура без излишних декоративных элементов. Эта мощь подпирает собой большую тяжесть. Вся колонна вдоль изрезана вертикальными желобами — каннелюрами — единственное украшение колонны. Верхнюю часть делали уже, чем нижнюю. Вверху колоны находилась конструкция в виде подушки называемой эхин, а уж на ней лежала квадратная плита — абака, на которой покоилось перекрытие. Примеры храмов, выполненные в дорическом ордере: Храм Гефеста в Афинах, Храм Афеи на острове Эгина, Парфенон

Формирование дорического ордера

Дорический ордер начал складываться в 8 веке до н. э. на территории Пелопоннеса и к 6 веку до н. э. сформировался окончательно. Нужно отметить, что слово «ордер» (применительно к искусству Древней Греции) обычно используется в связи с храмовым зодчеством. Данный ордер обязан своим появлением сохранившимся светским сооружениям микенской эпохи. Они возводились из необожженного кирпича и дерева. Строители храмов периода архаики тоже поначалу использовали эти материалы, но потом перешли на мягкий известняк и мрамор. В камне они полностью воспроизводили давно известные конструктивные и декоративные элементы. Храмы были прямоугольные в плане, обнесенные колоннами. Ордер состоял из следующих частей: стереобата (цоколя), колонн, сложного антаблемента, а также фронтона и двускатной крыши.

Визуальное восприятие

Дорический ордер Древней Греции впоследствии был охарактеризован теоретиками как «мужской». Он отличается основательностью, сдержанностью, ограниченным количеством деталей. Некоторые храмы в дорическом стиле выглядят достаточно тяжеловесными, а некоторые – напротив, устремленными ввысь. Разница в восприятии достигается за счет варьирования расстояния между колоннами, степени выноса абак и высоты колонн. Соотношение между нижним диаметром колонны и ее высотой составляло 1:5 или 1:7. По сравнению с колоннами других ордеров, дорические выглядели более массивно. Их несколько разгружали каннелюры, которые вырезались без промежутков между ними. Игра света на гранях между желобками создавала ощущение динамичности несущих частей. Строители строго придерживались канонов, и потому дорические храмы, несмотря на свое величие, выглядели соразмерными человеку.

построение дорического ордера

Дорический ордер в архитектуре Греции

Старейший дорический храм (7-6 век до н. э.) находился в Олимпии и был посвящен Гере. Его колонны изначально были деревянными, но постепенно заменялись каменными. Храм Геры в Пестуме (6 век до н. э.) отличался малым диаметром колонн в верхней части и сильным выносом абак. Одним из наиболее характерных сооружений стал храм Аполлона (Коринф), построенный во второй половине 6 века до н. э. Абаки его могучих колонн тоже были значительно вынесены, и смотрелся он несколько тяжеловесным.

Хорошо сохранившийся храм Посейдона (Пестум, 5 век до н. э.), несмотря на массивность и малое расстояние между колоннами, выглядит динамично за счет часто прорезанных каннелюр. Жемчужиной стиля стал построенный Иктином и Калликратом Парфенон (Афины, 5 век до н.э.). В нем наличествуют все элементы ордера, но широко расставленные и высокие колонны делают храм необыкновенно воздушным.

дорический ордер древней греции

Развитие ордера в мировой архитектуре

Однако уже в 4 веке до н. э.дорический ордер в архитектуреЭллады был вытеснен ионическим и коринфским. О нем вновь вспомнили уже в Древнем Риме. Там возник римско-дорический ордер. Он отличался от греческого наличием баз под колоннами, менее массивным антаблементом и отсутствием каннелюр. Колонны сделались стройнее. Спустя много веков дорический ордер был востребован европейскими архитекторами-классицистами; отдельные его элементы используются и в современной архитектуре.

Пропорции

Высота дорической колонны составляет, по Витрувию, 14 модулей (нижних радиусов колонны), а по Виньоле и более поздним авторам — 16 модулей (это ближе к древнеримским образцам). Высота базы и капители (до опоясывающего ремешка) — по 1 модулю. Архитрав имеет высоту 1 модуль, фриз — 1,5 модуля. Насчет высоты карниза единства у авторов нет, она может составлять 1,5 модуля или менее. Ширина триглифов — 1 модуль, метоп — 1,5 модуля.

Закономерности построения

За единицу измерения элементов ордера принят модуль, равный половине диаметра колонны. Модуль дорического ордера, в свою очередь, делится на 12 парт (частей).

Карниз антаблемента модульонного ордера

Orders.jpg

Обломы ВысотаВыступ

Полочка 1 парта 34 парты
Гусёк 3 парты 34-31 парта
Полочка 0,5 парты 31 парта
Каблучок 1 парта 30,75-30,25 парты
Слезник 3,5 парты 30 парт
Каблучок 1 парт 29,5-28,75 парт
Модульон 3 парты 28,5 парт
Капельки модульона 0,5 парты 26-14 парт
Четвертной вал 2 парты 13,5 парт
Полочка 0,5 парты 11,5 парты
Капитель триглифа или ровная полоска 2 парты 11 парт

Архитрав

ОбломыВысотаВыступ

Полочка 2 парты 12 парт
Узкая полочка 0,5 парты 11,5 парт
Капельки 1,5 парты 11-11,5 парт
Пояс 8 парт 10 парт

Капитель зубчатого ордера

ОбломыВысотаВыступ

Полочка 0,5 парты 15,5 парты
Каблук 1 парта 15,5-14,5 парт
Абак 2,5 парты 14 парт
Четвертной вал 2,5 парты 13,75-11,5 парты
Верхняя полочка 0,5 парты 11,5 парты
Средняя полочка 0,5 парты 11 парт
Нижняя полочка 0,5 парты 10,25 парты
Шейка 4 парты 10 парт

Стержень колонны

Обломы Высота Выступ

Валик 1 парта 12 парт
Полочка 0,5 парты 11,25-10 парт
Выкружка 1,5 парта 11,25-10 парт
Стержень колонны 13 модулей, 7 парт 12 парт
Выкружка 2 парты 12-13,5 парты

База колонны

Обломы Высота Выступ

Полочка 1 парта 13,5 парт
Валик 1 парта 14,5 парты
Вал 4 парты 17 парт
Плинт 6 парт 17 парт

Карниз пьедестала

ОбломыВысотаВыступ

Полочка 0,5 парты 23 парты
Четвертной вал 1 парта 22,5-21,5 парт
Полочка 0,5 парты 21,5 парты
Слезник — широкая полка 2,5 парты 21 парта
Каблук 1,5 парты 18,5-17,5 парт

Стул

Обломы Высота Выступ

Стул 47 парт 17 парт
Выкружка 1 парта 17 — 18,5 парты

База пьедестала

Обломы Высота Выступ

Полочка 0,5 парты 18,5 парты
Валик 1 парта 19 парт
Каблук 2 парты 19-20,5 парты
Плинт 2,5 парты 21 парта
Цоколь 4 парты 21,5 парты

Ионический ордер

Ионический ордер возник в Малоазийской Греции, на полуострове Аттика, островах Эгейского моря. Ионические колонны изящные и декорированные, подходили для демократического строя Афин, отражая настроения общества и характер государственного строя. В малоазийском варианте в ионических колоннах больше украшений из лепнины полихромной раскраски, что указывает на влияние восточной архитектуры.

Архитектурный ордер: виды архитектурных ордеров

Ионический храм Ники Аптерос на афинском Акрополе. Архитектор Калликрат.

Ионическая колонна устанавливалась на основание — базу, которая состояла из круглых дисков, разделенных желобками. Количество каннелюр на стволе больше, чем в дорических (до 24), сами желобки глубже и разделяются плоскими участками. Ионическая капитель красиво декорирована волютами. Завитки волют окантовывались ободками, которые сводились вместе в центре и образовывали «глаз».

Архитектурный ордер: виды архитектурных ордеров

Капитель ионической колонны. Материал — архитектурный полиуретан.

Архитрав антаблемента ионического ордера обычно делится на три горизонтальных части, которые выступают друг над другом. Между архитравом и фризом расположена узкая декорированная полоса. Фриз в ионическом ордере может быть гладким или украшенным рельефными изображениями гирлянд из цветов, голов жертвенных животных, сюжетных мифологических композиций. Над фризом нависает карниз антаблемента, отделенный декорированной полосой. Между архитравами и волютами находился импост — тонкая горизонтальная деталь. Другими декоративным элементами ионической капители являлись бусы (перлы), киматий — растительный орнамент из листьев, загнутых книзу острым концом.

Архитектурный ордер: виды архитектурных ордеров

Ионические колонны и портик кариатид Эрейхтейона. 421-405 гг. до н.э.

Коринфский ордер был образован из ионического и отличался от него четырехсторонней капителью с богатым декором, включающим ленты, листья аканта, цветы, фрукты. Римляне увеличили количество декора, создав композитный ордер, объединивший элементы других ордеров.

Ионический ордер. Эрехтейон в Афинах.

Ионический ордер. Эрехтейон в Афинах.
Ионическая колонна родилась на востоке на греческом побережье средиземного моря. Общий вид колонны был более стройный, каннелюры на ней вырезаны глубже, появилось круглое основание — база. Верхний элемент — эхин украшался спиральными завитками.
Ионический ордер распространяется по территории Древней Греции в 5 веке до нашей эры. Пример храма, выполненного в ионическом ордере: Эрехтейон в Афинах.

Коринфский ордер

Архитектурный ордер: виды архитектурных ордеров
Коринфский ордер

Дорический и ионический ордеры уже достигли своего расцвета, когда появился коринфский ордер. Коринфский ордер состоит из базы, колонны, капители и антаблемента. Колонна коринфского ордера легче ионической колонны и ствол тоже пронизан каннелюрами. Капитель со всех сторон смотрится одинаково.

Витрувий, в своих трактатах, предполагал, что идея формы коринфской капители могла появиться у ее автора, увидевшего куст аканта, листья которого как бы охватывали корзину с фруктами. А легенда о возникновении этого ордера такова.

…В древнем городе Коринфе жила прекрасная девушка. Она была помолвлена, и незадолго до свадьбы внезапная болезнь лишила ее жизни. Вместо торжественного свадебного кортежа но улице двигалось траурное похоронное шествие.

После похорон няня девушки собрала все украшения покойной, положила в корзину и, накрыв крышкой, отнесла их на могилу.

Весной из земли пробились первые ростки растения аканта. Через плетеное дно они проникли в корзину. По крышка не разрешала им расти вверх, и тонкие ростки растения изгибались по сторонам. Случайно рядом с МОГИЛОЙ оказался известный скульптор Каллимах. Объятая листьями корзина ему так понравилась, что он перенес эту форму на капитель колонны.

Формы коринфской капители были различными. Абака ордера имеет вид четырехугольной плиты со срезанными углами и с вдавленными внутрь сторонами, середины которых украшались декоративной деталью. Антаблемент в коринфском ордере не отличался от антаблемента ионического ордера.

Главные конструктивные элементы дорического и ионического ордеров одинаковы. Основанием служит стереобат — площадка, обработанная широкими уступами (обычно тремя) в виде лестниц. Верхняя площадка стереобата называется стилобат. По всему внешнему периметру храма устанавливали колонны дорического ордера, состоящие из двух частей — ствола (фуста) и капители, или ставили колонны ионического ордера, состоящие из трех частей — базы (нижней, опорной части), фуста и капители. Стволы колонн в обоих ордерах сужаются кверху. Несущая балочная система у этих ордеров одинакова.

Чтобы попять, что отличало дорический ордер от ионического, следует вспомнить о деревянных элементах здания.

В западных районах Греции росли. теса строевых пород. Это позволяло зодчим из стволов большого диаметра обтесывать необходимые бревна для колонн и брусья для перекрытий, что сказывалось на дорическом ордере — колонны ордера массивны и монументальны.

В восточных районах произрастали породы деревьев с относительно тонкими стволами. Чтобы получить нужные диаметры колонн, стволы деревьев соединяли между собой, появлялись легкость и изящество в облике колонн.

Развиваясь в разных направлениях, первые два ордера тем не менее являются частью единой греческой культуры.

Коринфский ордер. Храм Зевса в Афинах

Коринфский ордер. Храм Зевса в Афинах
О происхождении коринфской колонны рассказывает легенда. В городе Коринфе незадолго до свадьбы умерла прекрасная девушка. После похорон на ее могилу кормилица принесла закрытую корзину со всеми драгоценностями. Принесла и оставила. Прошли осень и зима. Весной на кладбище-некрополь забрел скульптор Каллимах. Случайно он увидел, как на могиле девушки ростки аканта проросли сквозь корзину. Не сумев поднять тяжелую крышку, они стали изгибаться и завиваться в стороны. Корзина с листьями так потрясла воображение скульптура, что он решил её в камне и использовать, как капитель колоны. Пример храма, выполненного в коринфском ордере: Храм Зевса Олимпийского в Афинах. Что нужно знать о греческих ордерах
При возведении своих зданий греческие архитекторы учитывали не только законы физики, но и особенности человеческого зрения. Если внимательно рассмотреть конструкцию Парфенона, то можно заметить что все колонны имеют уклон чуть к центру. Кроме того, оказалось, что середина ступеней стереобата, карниз и колонны чуть шире, чем на краях. Абсолютно прямые линии человеческий глаз воспринимает не естественно. Создается обманчивое впечатление, что все элементы, как будто, вытянуты в центре. Но греки знали еще один секрет. Путем длительных наблюдений они пришли к тому, что любой удаленный предмет кажется чуть тоньше, чем он есть на самом деле. Поэтому когда строили ряд колонн, то угловые части ставили чуть ближе друг к другу и делали их толще остальных. Для того, что бы компенсировать зрительное впечатление.

Источники

  • https://spravochnick.ru/arhitektura_i_stroitelstvo/ordernaya_sistema_v_arhitekture/
  • https://MavashiMisha.ru/stati/10677-arhitekturnyy-order.html
  • http://architan.ru/stati/fasadnaya_lepnina_v_arhitekturnyh_stilyah/ordernaya_sistema_klassicheskih_sooruzhenij1/
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/150967
  • https://fishki.net/2618383-chto-nuzhno-znaty-o-grecheskih-orderah.html
  • https://www.syl.ru/article/171433/new_doricheskiy-order-istoriya-i-osobennosti
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/150964
  • https://architecturalidea.com/architecture-history/ordernaya-sistema/

[свернуть]

Похожие статьи

Adblock
detector