Витражи: разнообразие видов, витражных техник и область их применения

Витражи: разнообразие видов, витражных техник и область их применения

Что такое витраж?

Витражная роспись — это процесс нанесения краски на стекло или керамику. Первые витражи зародились сотни лет назад и на протяжении всей своей истории то теряли, то вновь обретали популярность. В данной статье мы подробно расскажем о том, как зародилось и развивалось витражное искусство, а также детально опишем технологию создания витража.

История росписи по стеклу

Витражная роспись начинает свою историю с 10 века, когда появилось листовое стекло. Цветная мозаика не передавала мелкие детали, поэтому появление этой техники стало большим событием. В Средние века витражная роспись применялась только в соборах. Солнечные лучи, проходя через цветное стекло, создали волшебные блики и таинственные полутени. В эпоху Возрождения изображения стали более объемными и сложными по композиции. К сожалению, в ходе религиозных войн многие витражи оказались разбитыми, заказывать новые было слишком дорого, поэтому их надолго заменили обычными стеклами.

В 18-19 веках витражная живопись пережила новый подъем. В это время стекло выпускалось большими ровными листами, поэтому для художников открывался огромный простор. Тем более, что теперь в их распоряжении была широкая палитра масляных и силикатных красок. Окна стали походить на картины с захватывающими библейскими и светскими сюжетами. В 1840-х гг. в России даже открылся Императорский стеклянный завод, который выпускал витражи.

На фото изображено - Роспись по стеклу для начинающих, рис. Витражные стекла

Витражные стекла

В конце 19 – начале 20 века стеклянные композиции утратили свою популярность, поскольку не вписывались в модный в то время стиль модерн. Кроме того, настало время войн и революций, и хрупкие произведения были больше неактуальны.

Новая волна интереса к витражной живописи возникла во второй половине 20 века, когда появилась необходимость в восстановлении разрушенных старинных зданий и церквей. На помощь художникам пришли новые технологии. Стекла стали безопасными, а краски – более яркими, устойчивыми к выцветанию, перепадам температур, осадкам. Неудивительно, что витражная роспись снова обрела популярность не только среди профессиональных художников, но и просто среди творческих людей, любящих рисовать.

Средневековье – расцвет витражного искусства

Средневековое витражное искусство оставило богатое наследие
Средневековое витражное искусство оставило богатое наследие

Первые витражные окна появились еще во времена средневековья. Тогда цветные стекла чаще всего использовали для украшения храмов и соборов. Старинные витражи изготавливали из пластин алебастра и селенита. Сейчас уцелевшие со времен V-VI века образцы хранятся в монастыре св. Павла в Англии и в немецком Эльзасе.

Средневекое искусство витража имеет неразрывную связь с зодчеством, которое в те времена было настоящим культом. Витражное дело в эту эпоху имело очень бурное развитие, но настоящий его расцвет пришелся на XII век. Технология изготовления тех времен очень хорошо описана в трактате Теофила. Следует заметить, что она не сильно отличается от техник, которые используют современные витражисты. Основную разницу составляют инструменты, которые сейчас стали более совершенными.

Для усиления цветовых эффектов и придания витражам дополнительной роскоши фактуры средневековые мастера использовали различные несовершенства стекла – бугристость, шероховатости, воздушные пузырьки, не растворившиеся крупинки песка.

Витражное искусство XX века

Для искусства витража XX века характерен переход от монументальной живописи к декоративно-прикладному искусству. Витражи становятся более изысканными. Национальные и религиозные традиции отходят на второй план. А моду на тот или иной витраж стали задавать талантливые художники. Они начали использовать витражное стекло для оформления различных деталей интерьера – потолков, куполов, дверей, разнообразных перегородок. В это же время искусство витражаполучило распространение и в России.

Подлинные изделия Тиффани – предмет коллекционирования и музейной ценности
Подлинные изделия Тиффани – предмет коллекционирования и музейной ценности

На рубеже XIX и XX веков были изобретены новые технологии обработки стекла, что позволило создавать витражные изделия самых различных форм и размеров. Великий вклад в развитие витражного искусства внес американский ювелир и художник Луис Комфорт Тиффани, который изобрел новую технику изготовления витражей. Именно благодаря ей орнаменты, пейзажи, изображения растений и животных стало возможным собирать из крохотных кусочков цветного стекла, а не просто расписывать материал красками. Прежние техники не позволяли добиться высокой детализации за счет малой гибкости соединяющего элементы профиля, а замена его на тонкую фолию не только усовершенствовала инструментарий мастера, но и дала возможность изготавливать объемные витражные изделия

Данная техника получила название «Тиффани» по имени создателя и широко применяется до сих пор. Она позволяет создавать из цветного стекла настоящие произведения искусства. Этот американский художник сумел вернуть утраченную ценность витражей в широком применении, которая была присуща готическим стеклянным изделиям.

Витражное искусство современности

Сегодня, спустя века, витражное искусство остается по-прежнему актуальным. Каждая эпоха вносила в него определенные новшества, делая его совершеннее, и обогащая новыми витражными техниками. Цветное стекло использовали для создания своих работ многие талантливые художники и архитекторы. Известные витражисты: Фрэнк Ллойд Райт, Альфонс Муха, Марк Шагал – выделяли стекло из других материалов и использовали его для создания изменяющихся под воздействием солнечных лучей цветовых эффектов.

Мастера ХХ века внесли свой вклад в витражное искусство
Мастера ХХ века внесли свой вклад в витражное искусство

Гениальный испанский архитектор Антонио Гауди при создании своих невероятных строений очень часто прибегал к использованию витражей. С помощью стекла он подчеркивал нестандартность линий и фантастичность форм потолков, пластику окон и куполов своих архитектурных шедевров

Некоторые технологии, используемые в современном витражном искусстве, известны еще с древних времен. Но благодаря научному прогрессу у сегодняшних витражистов появились и новые возможности для изготовления стеклянных изделий и витражных панно.

Актуальность витража в наши дни обусловлена требовательностью людей к эстетичности и экологичности интерьеров, а также практичностью всех его элементов. Витражное стекло не требует особого ухода, является достаточно долговечным и способно стать украшением абсолютно любого помещения.

Еще одним преимуществом витража можно назвать его способность придавать помещению невероятную атмосферу волшебства, делая при этом интерьер стильным и утонченным. Людей всегда восхищала изысканность стеклянных картин, они приходили в восторг, рассматривая эти произведения искусства. Но если раньше позволить себе такую роскошь могли лишь представители обеспеченных слоев общества, то сегодня витражные изделия доступны практически всем. Практически каждый может позволить себе наслаждаться этими великолепными художественными изделиями, не выходя из дома.

В чем заключается уникальность витражного искусства?

Почему же в эпоху готики искусство витража (от лат. vitrum и фр. vitre – стекло, монументальное произведение декоративного искусства из цветного стекла) достигло невероятных высот? Заметьте, такого размаха оно не видело ни до, ни после.Вероятно, одна из основных причин расцвета витража связана с архитектурными новшествами: в эпоху готики новые конструкции перекрытий и внешних опор позволили храму вырасти ввысь и облегчить ранее тяжеловесные стены. Так появилось пространство для огромных окон-витражей, практически полностью вытеснивших собой популярные в романское время стенные росписи.

Есть на то и другие причины. В Средние века витраж, входящий в архитектурно-художественное объединение искусств, которое в полной мере воплотилось в пространстве собора, получил культовое значение. Так, витраж перестал быть просто утилитарным и декоративным предметом, но поднялся до уровня символа, обозначая божественный свет, струящийся из обители Господа. В Средние века витражи сравнивали с ювелирными украшениями и верили, что они спасут от чудовищных напастей, — например, считалось, что с помощью витражей можно защититься от смертельного взгляда василиска.

Где искать шедевральные витражи?

Готический стиль исторически возник во Франции, а первой постройкой в новом стиле считается базилика аббатства Сен Дени. Там же появились и первые готические витражи. Изображения, помещенные в медальоны, были лишены монументальности романского стиля и быстро завоевали популярность среди современников. Из Франции готический стиль распространился по Англии и Германии. Повсеместно возводились соборы: Нотр-Дам де Пари, Кентерберийский и Буржский, собор в Сансе и Реймсе, Солсбери, Йорке и Линкольне. Подлинной жемчужиной витражного искусства по праву считается Сен Шапель (Париж), двухэтажная капелла, сплошь состоящая из цветных стекол, между которыми вовсе не видно стен.

Как ни странно, в окнах готических соборов можно увидеть не только религиозные сюжеты, но и исторические события или повседневные занятия людей: труд ремесленников и земледельцев, охоту, пиры, рыцарские сражения. Встречаются и изображения вовсе фантастических созданий – драконов и единорогов.
А знаете ли вы, что готические витражи, наравне с книжной миниатюрой, представляют собой живопись эпохи? Вы, наверное, подумаете, какая же тут живопись? Витраж составлялся из кусочков цветного стекла и больше был похож на мозаику. И всё же это так. Обратимся к технике его создания, которая со времен монаха Теофила, написавшего в XII веке первое руководство для витражистов, считается классической.

Как создавался витраж в готическую эпоху?

Основа для изготовления витража – это предварительный эскиз, написанный на деревянной доске, сначала цинком или оловом, а потом красной или черной краской. Его переводили на бесцветное стекло, а затем само изображение складывали из нарезанных кусочков цветного стекла, которые скрепляли свинцовыми перемычками и спаивали по краям. Стекло окрашивали с помощью красочных порошков – пигментов, которые добавляли в расплавленную массу. И пусть в XII и XIII веках цветов было не так много (красный, зеленый, синий, фиолетовый), их можно было комбинировать и накладывать друг на друга, получая уникальные оттенки.

Так, например, известно, что в Шартрском соборе некоторые витражи получены наложением до двадцати семи стекол, как цветных, так и бесцветных. Рисунок, однако, составлялся не только посредством сложения цветных стеклянных кусочков, но и писался кистью в тех местах, где требовалось изобразить мелкие детали. Когда ты провел краской линии на одежде, то рассей их кисточкой пошире, так чтобы стекло было прозрачным там, где ты привык в живописи видеть свет. Пусть одна и та же линия будет сначала жирной, потом тоньше и, наконец, совсем тонкой. Тона меняются так, словно это три различные краски. Так писал Теофил в своем трактате «Записка о разных искусствах». После росписи витражи обжигали в печи, в результате чего краски намертво вплавлялись в стекло.

В XIV веке витраж обогатился новыми оттенками, в первую очередь желтым цветом, вследствие изобретения новой техники покрытия стекла окислами серебра. Вместе с тем число свинцовых перемычек между стеклами сократилось, за счет чего рисунок стал выглядеть более целостным. Вы видите, к чему вели эти тенденции? Да-да, витражи все больше становились похожи на традиционную живопись, чтобы к началу эпохи Возрождения превратиться в настоящие картины на стекле.

Готические витражи вносят в пространство собора элемент сказки, чуда и таинства, а разве не это было целью их создателей? К сожалению, с окончанием готической эпохи витраж приходил в упадок. Вспомнили о нем только в начале XIX века – сначала англичанин У. Моррис, вместе с членами движения «Искусств и ремесел» воссоздавший утерянную технику изготовления готических витражей. Постепенно интерес к витражу вернулся, и сегодня его производят даже крупные промышленные фирмы, такие как, например, ювелирный дом Тиффани.

Где используется витраж?

В современных интерьерах витраж имеет довольно широкое распространение. Это связано прежде всего с его эстетическими характеристиками.Применение витража

Рассмотрим основные виды витражей в интерьере:

  1. Оконные витражи. Их история насчитывает сотни лет, однако свою популярность они до сих пор не утратили. Оконный витраж создает уникальную игру светотени, которая, меняясь в зависимости от солнечного света, придает окружающему пространству новый, неповторимый вид.
  2. Потолочные витражи-уникальный элемент в интерьере квартиры. Такие витражи придают яркий и праздничный вид, создают уют в доме.
  3. Различные витражные конструкции, например декоративное панно, являющееся в интерьере не только элементом декора, но и способом скрыть некоторые дефекты квартиры.
  4. Декоративные витражные перегородки. Такие перегородки, особенно в просторной комнате, служат отличным решением вопроса о зонировании пространства.
  5. Витражные аксессуары, такие как лампы, зеркала, ширмы заметно освежают интерьер, позволяя создать свой собственный, уникальный дизайн.

Однако, профессионально сделанные витражи стоят достаточно дорого. Что же делать, если финансовые возможности ограничены, а иметь красивое украшение все же хочется? Современная лакокрасочная промышленность предоставляет широкий ассортимент товаров для создания витражей своими руками.

Техники создания витражей

Популярность мозаичных картинок во многом обусловлена возможностью их самостоятельного изготовления различными способами. В зависимости от материалов и технологии это могут быть не только витражи на окна, но и различные элементы декора. Это и плафоны, и дизайнерские цветочные горшки, и вставки в двери, и предметы меблировки, и обрамление межкомнатных арок, и многое другое. Сегодня существует несколько распространенных техник изготовления витражей своими руками.

Пайка

Классика витражного дела. Сюжет по эскизу нужно собирать из отдельных стеклянных фрагментов (витражные смальты), которые фиксируют между собой свинцом, медью, оловом или латунью. Каждая смальта оборачивается кованным или литым «шнурком» и спаивается с остальными.

Витражи: разнообразие видов, витражных техник и область их применения

Сейчас этот способ несколько модифицировали и для окантовки используют мягкую металлическую ленту (фолию) – медную или латунную.

Ярким примером современной пайки являются известнейшие витражи Тиффани, это уже практически имя нарицательное, распространившееся и на саму технику создания витража с использованием фолии.

Сюжеты из разных мелких деталей собирают, спаивают и обрамляют, технология позволяет создавать любые формы, а не только плоские панно.

Витражи: разнообразие видов, витражных техник и область их применения
Витражи: разнообразие видов, витражных техник и область их применения
Витражи: разнообразие видов, витражных техник и область их применения

Фацет

Для витражей используется толстое, от 6 мм, стекло, со всех граней каждого элемента под небольшим углом снимается фаска, что обеспечивает преломление света. Фацетные витражи выполняют из особых сортов стекла – свинцового и поташного, первое тяжелее, но дает сильный оптический эффект, второе легче, но и лучи в нем не так играют. Наиболее зрелищными считаются комбинированные фацетные витражи из стекол обоих видов. В силу толщины и тяжести элементов собирают такие картины только в алюминиевый профиль. Поэтому их второе название – алюминиевые витражи.

Витражи: разнообразие видов, витражных техник и область их применения

Фьюзинг

Более сложная техника, но и витражи можно сделать объемные и более зрелищные, возможно изготовление многослойных картинок или фигурок. Разноцветные стеклянные элементы укладываются согласно сюжету, запекаются и прокатываются, границы фрагментов могут оставаться четкими или наслаиваются, проявляя фактуру рисунка, недостижимую в других техниках.

Витражи: разнообразие видов, витражных техник и область их применения
Витражи: разнообразие видов, витражных техник и область их применения
Витражи: разнообразие видов, витражных техник и область их применения

Травление

Рельеф на стекле образуется в процессе обработки поверхности специальными кислотами, используются трафареты, по контуру которых вытравливают рисунок.

Витражи: разнообразие видов, витражных техник и область их применения

Аппликация (пленочные витражи)

Это не совсем техника создания витражей своими руками, хотя в результате и получается нечто подобное, это способ изготовления имитации с помощью стеклянной или пластиковой основы, разноцветных витражных пленок и специального металлического скотча. Рисунк постепенно создается на основе посредством наклеивания слоя матовой пленки, а контуры изображения обклеиваются скотчем, чтобы дать рельефный узор.

Витражи: разнообразие видов, витражных техник и область их применения

Роспись (заливка)

Тоже имитационная техника, только рисунок не наклеивается, а раскрашивается на стекле своими руками  стекспециальными витражными красками. Роспись получается прозрачнее, а заливка дает более яркие, насыщенные витражи. Контуры в этом случае сначала прорисовываются более толстыми линиями контурной пастой, для придания фактуры, или также обклеиваются скотчем/проволокой. Требует художнических навыков.

Витражи: разнообразие видов, витражных техник и область их применения
Витражи: разнообразие видов, витражных техник и область их применения
Витражи: разнообразие видов, витражных техник и область их применения

Виды витражных красок и их особенности

Яркость и долговечность витража напрямую зависит от характеристик красок, которыми он нарисован.

1. Акриловые краски на водной основе не имеют запаха, поэтому ими могут пользоваться даже дети и беременные женщины, а также люди, склонные к аллергии. Отлично подходят для небольших работ.

На фото изображено - Роспись по стеклу для начинающих, рис. Акриловые краски

Плюсы:

  • Сохнут (перестают липнуть) в течение 3-4 часов, полностью высыхают за 24 часа. Потом роспись можно мыть водой.
  • Готовая роспись не боится пыли.
  • Для окончательного закрепления можно обжигать в обычной духовке. Это абсолютно безопасно, так как при этом испаряется только вода.
  • Отменно смешиваются друг с другом.
  • Если нужно что-то изменить, невысохшая краска легко смывается водой.

Минусы:

  • Не такие яркие, как краски на органической основе.
  • Без обжига или лакового покрытия на рисунке появляются царапины.
  • Из-за густой консистенции водные краски не подходят для больших заливок.
  • По мере высыхания могут слегка отходить от контура, поэтому у краев рисунка краску нужно класть более толстым слоем, чем в центре. Готовую работу следует перед сушкой проверить на наличие «дырок».

2. Основа сольвентных красок – смола, растворители, спирт, поэтому они имеют очень неприятный характерный запах, при росписи рекомендуется надевать респиратор, проветривать помещение. Сольвенты дают красивые глубокие цвета, создавая гладкое и прочное покрытие, устойчивое к перепаду температуры, конденсату, воде.

Плюсы:

  • Не требуется обжиг.
  • Яркая глянцевая поверхность красочного слоя.
  • Самостоятельно равномерно распределяется по поверхности.
  • Идеальный выбор для масштабных росписей – стен, дверей, окон, зеркал.

Минусы:

  • Нельзя нагревать ни при каких условиях.
  • Высыхание в течение 10 дней. В первые 2-3 дня нельзя касаться красочного слоя.
  • Бережная сушка. Работу следует высушивать в чистом помещении, поместив ее в чистую картонную коробку и накрыв тонкой дышащей тканью.

Все виды красок для росписи в каталоге

Кроме красок, для витражной живописи требуются еще и контуры для росписи по стеклу или керамике. Они не дают краске растечься, надежно разделяют цвета, незаменимы для прорисовки отдельных фрагментов и мелких деталей изображений. Чаще всего выпускаются золотого, черного, серебряного, медного цветов.

Материалы и инструменты для росписи витражей

На фото изображено - Роспись по стеклу для начинающих, рис. Материалы для росписи

Материалы для росписи

Перед тем, как начать творить, проверьте, все ли инструменты и материалы, вы приготовили. Вам потребуется:

  • Основа для росписи – специальное стекло, любой предмет из стекла или поверхность (зеркало, окно, дверь и т. д.). На стекле не должно быть сколов, налетов, радужных пятен.
  • Краски. Новичкам лучше всего взять краски, не требующие обжига, или же закрепить изображение с помощью лака.
  • Контуры. Желательно, что бы они были той же марки, что и витражные краски.
  • Кисти. Опытные художники советуют использовать тонкие для контуров и мелких деталей, более толстые – для заливки крупных фрагментов. Лучше взять искусственный ворс. Если у ваших красок есть специальные насадки, то можно обойтись без кистей вовсе.
  • Мастихин для растушевывания краски.
  • Прозрачный акриловый лак.
  • Трафарет и маркер для переноса рисунка.
  • Вода, спирт или другой растворитель, в зависимости от основы красок.
  • Спирт для обезжиривания поверхности.

Также вам понадобится палитра, ватные палочки и зубочистки, чтобы поправить детали изображения, тряпка для вытирания кисточек и насадок.

Работайте в хорошо проветриваемом помещении, где никто не мешает вам, нет яркого освещения. Стол и пол застелите укрывным материалом.

Где взять эскиз для витражной живописи? Трафарет представляет собой лист из пластика или картона, на котором сделаны прорези, соответствующие закрашенным частям изображения. Если рисунок сложный, то его прикрепляют с обратной стороны стекла и обводят по линиям тонким маркером.

Техники витражной росписи

На фото изображено - Роспись по стеклу для начинающих, рис. Техника росписи

Прежде чем приступать к работе, следует определиться с техникой, в которой вы собираетесь расписывать стекло.

  • Контурная техника позволяет сразу представить результат работы. Сначала нужно обвести все линии эскиза контуром. После его полного высыхания приступают к закрашиванию внутренних фрагментов. Готовый рисунок, благодаря своей нарочитой схематичности, очень напоминает настоящий витраж.
  • Бесконтурная техника более сложная. Она предполагает, что краски свободно растекаются по стеклу, смешиваясь друг с другом и создавая причудливые абстракции. Здесь требуется особое мастерство, глубокое знание свойств разных красок в зависимости от бренда, основы, степени разбавления, сочетаемости цветов.
  • Многослойная техника подразумевает нанесение краски в несколько слоев, причем качество смешивания цветов зависит от того, насколько сырыми были нижние мазки. Это позволяет добиться весьма реалистичных объемных изображений, передать тонкую игру света и тени. Для данной техники лучше всего подходят краски на водной основе.
  • Точечная роспись – это заполнение контуров и самих фрагментов множеством точек. Один и тот же эскиз можно использовать для создания разных рисунков, стоит только поменять плотность нанесения и размер точек.

Техники витражной живописи можно сочетать. Например, внутри контура одного из фрагментов можно использовать бесконтурную технику и после высыхания дополнить точками.

Роспись по стеклу пошагово

Контурная техника наиболее простая для начинающих, поэтому ей и посвящен мастер-класс. Теперь, когда все готово, можно приступать к созданию своего первого шедевра.

На фото изображено - Роспись по стеклу для начинающих, рис. Этапы работ

Этапы работ

    1. Рабочую поверхность нужно обезжирить спиртом, чтобы краска лучше ложилась и дольше держалась.
    2. Приложите трафарет к стеклу (можно закрепить его кусочками бумажного скотча) и аккуратно обведите контуры маркером. Теперь осторожно снимите трафарет, чтобы не смазать линии. Не спешите. Также лист с изображением можно расположить за стеклом.
    3. По линиям нанесите контуры, двигаясь от центра к краям. Старайтесь, чтобы линия была сплошной и как можно более ровной по толщине. Сначала контуры могут быть неравномерные – это нормально. С опытом будет получаться всё лучше.
    4. Теперь контур должен как следует просохнуть, время сушки указано на упаковке. Если поспешите, то линии смажутся, и рисунок будет испорчен.
    5. Затем заполняйте краской каждый фрагмент. Двигайтесь от середины к краям. Цвета смешивайте только на палитре.
    6. К фону приступайте после того, как вы проработали все детали изображения.

Теперь готовую роспись нужно высушить, защитив поверхность от попадания пыли. Время сушки, как мы уже указывали выше, зависит от основы краски. Если краска на водной основе, то для закрепления рисунка нужно изделие обжечь в духовке или покрыть бесцветным акриловым лаком.

Выбор кистей и других инструментов

Не менее важно для росписи по стеклу выбрать и хорошие кисти. Если вы используете акриловые краски (т.е. на водной основе), то приобретайте мягкие инструменты для работы. Кисти должны содержать искусственные ворсинки.

Тонкая кисть позволит аккуратно наносить рисунок

Совет! Обзаведитесь сразу несколькими кистями разной толщины, поскольку вам придется прорисовывать мелкие детали и различные линии.

Для витражной росписи подойдут любые кисти, даже макияжные

Для витражной росписи подойдут любые кисти, даже макияжные

Еще один необходимый инструмент – тюбики с контурами (аутлайнеры и контурные пасты). Они нужны для прорисовывания контуров определенных участков, что вызвано необходимостью разделения красок, различающихся по цвету. Это обеспечит отсутствие неаккуратных наплывов на стыке рисунков из-за перемешивания красок. Эти тюбики имеют и другое назначение. Так, они позволят оттенить некоторые фрагменты рисунка благодаря более четкому прорисовыванию линий.

Тонкая кисть позволит аккуратно наносить рисунок

Роспись наносится внутри контуров из аутлайнера

Выбирая цвет аутлайнера, руководствуйтесь общим характером рисунка. В зависимости от него останавливайте свой выбор на аутлайнерах черного, золотистого, серебристого и других цветов.

Роспись наносится внутри контуров из аутлайнера

Серебристый аутлайнер в сочетании с ярко-синимСеребристый аутлайнер в сочетании с ярко-синим

Для росписи вам также понадобятся и сопутствующие материалы:

  • салфетки;
  • тряпочки;
  • губка;
  • емкость для смешивания красок.

Карандаши для рисования по стеклу

Карандаши для рисования по стеклу

Выбирая материалы для будущего шедевра, не забудьте про лак. Он предохранит роспись от повреждений, сделает ее более устойчивой к различным воздействиям и просто придаст красивый блеск. Конечно, покрытие росписи лаком необязательно, однако это убережет изделие от проблем в дальнейшем.

Защитный цветной лак для витражной росписи GLOSS SHINE

Защитный цветной лак для витражной росписи GLOSS SHINE

Совет! Чтобы роспись по стеклу витражными красками получилась более аккуратной, можно использовать трафареты .

С помощью трафарета на стекло можно сразу наносить рисунок контурной краской

С помощью трафарета на стекло можно сразу наносить рисунок контурной краской

Пошаговая инструкция по витражной росписи

Для росписи витражными красками по стеклу приведем в пример мастер-класс. Общий порядок работы включает следующие этапы:

  • Для начала следует обезжирить основу, на которую будет нанесен рисунок. Это необходимо для придания стойкости росписи и для более гладкого нанесения краски.

Подготовка стеклянной поверхности для нанесения витражных красок

Подготовка стеклянной поверхности к нанесению витражных красок

  • Затем следует выполнить эскиз будущего шедевра. Для этого наложите на сухую поверхность контур композиции. Таким образом вы очертите границы отдельных зон, каждая из которых будет окрашена в свой цвет.

Трафаретное нанесение рисунка на ёмкость

Трафаретное нанесение рисунка на емкость

  • Подготовив тем самым шаблон для композиции, можно приступать к нанесению краски. Не стоит огорчаться, если у вас не получится с первого раза сделать это аккуратно. Вы должны для начала привыкнуть и прочувствовать идеальную толщину слоя. Если нанесете краски слишком тонко, то велика вероятность появления разводов после высыхания рисунка, при этом оттенок поверхности будет неоднородным. Если же вы нанесете их слишком густо, то краски со смежных участков легко могут перемещаться. Понимание необходимой толщины слоя краски придет лишь с практикой, со временем.

Наносим рисунок контуром и подправляем неровности

Наносим рисунок контуром и подправляем неровности

Совет! Если вначале вам будет сложно наносить краску максимально аккуратно, можно обыграть отсутствие художественных навыков. Для этого выбирайте рисунки не в классическом и реалистическом стилях, а композиции в духе кубизма, модерна и абстракционизма и т.д.

Тонкой кистью аккуратно наносим краску

Тонкой кистью аккуратно наносим краску

  • После нанесения краски работа отнюдь не заканчивается. Теперь необходимо дождаться полной просушки «полотна». Для ускорения процесса можно воспользоваться феном. Однако профессионалы не рекомендуют такую просушку, поскольку она может привести к тому, что слой краски потрескается, а отдельные участки потемнеют. Так что если вы не хотите специально добиться таких эффектов, то от просушивания термическими средствами лучше отказаться.
  • На завершающем этапе следует покрыть композицию лаком. Он придаст ей блеск и закрепит рисунок.

Готовая небольшая картина витражными красками на стекле

Готовая небольшая картина витражными красками на стекле

Колоссальная работа, проделанная витражными красками

Колоссальная работа, проделанная витражными красками

Нюансы правильной росписи по стеклу

Не стоит думать, что роспись по стеклу витражными красками – это дорогое удовольствие. Вы можете сэкономить на покупке красок. Для этого приобретайте не отдельные емкости с красками, а набор целиком.

Приобретая сразу набор красок появляется возможность сэкономить средства, а так же разнообразить рисунок

Приобретая сразу набор красок, вы получаете возможность сэкономить средства, а также разнообразить рисунок

Чтобы сделать процесс нанесения рисунка безопасным, не забывайте о некоторых мерах предосторожности. Избегайте контакта краски и самой росписи с пищей и напитками. Краска не должна попасть в ротовую полость. Поэтому, декорируя бокалы , стаканы и блюдца, их не следует в дальнейшем использовать по прямому назначению. Главная их теперешняя функция – служить предметом декора. Это если вы хотите полностью обезопасить себя. Однако вполне допускается роспись и «действующих» столовых предметов при соблюдении минимального отступа от верхнего среза чашки или бокала в 1,5 см. То есть ваши губы и нос не должны напрямую контактировать с краской.

Грамотное нанесение рисунка витражными красками на бокалы постоянного пользования

Грамотное нанесение рисунка витражными красками на бокалы постоянного пользования

Совет! Если вашей фантазии для создания собственных сюжетов недостаточно, то шаблоны для графической росписи по стеклу витражными красками можно без труда найти на просторах интернета или в специальных книгах.

Несложный, но милый рисунок, который под силу даже ребенку

Простой милый рисунок, который под силу даже ребенку

Декор стеклянной чашки витражными красками

Декор стеклянной чашки витражными красками

Полезные советы

На фото изображено - Роспись по стеклу для начинающих, рис. Пример росписи

Пример росписи

  • Если предмет, который вы расписываете, контактирует с пищей или питьем, то следите внимательно, чтобы рисунок находился строго на его внешней стороне, а края, соприкасающиеся с губами, были свободны от красочного слоя.
  • При обжиге водных красок нужно соблюдать важное правило: работа ставится в еще холодную духовку и достается из нее только после полного остывания. Время обжига составляет примерно 1 – 1,5 часа, температура около 160 градусов. Точные рекомендации производителя обычно размещены на флаконе с краской.
  • Следите, чтобы все линии контура были полностью замкнуты.
  • Убирать недочеты – пузырьки, избыток краски и т. д., нужно еще до высыхания. Излишки краски снимайте ватной палочкой или подгоняйте поближе к контурам. Пузырьки удобно прокалывать зубочисткой. Если контур смазался – ничего страшного, просто ототрите его от стекла и попробуйте снова.
  • Если краски загустели, то разводить их следует разбавителями этой же марки.

Как можно использовать витраж в современном интерьере?

Давайте разберемся сначала, какие бывают витражи.

Старинные витражи по сравнению с современными выглядят несколько грубовато. Но эти недочеты не видны, потому что в старинных домах и соборах окна расположены высоко.

Витражи, сделанные по старым технологиям, очень тяжелы и громоздки. Витражи, сделанные по технологиям ХХ и ХХI века, позволяют создавать смелые композиции, отлично вписывающиеся даже в интерьер небольших помещений.

Современные витражи бывают двух типов: наборные и роспись по стеклу.

В наборных витражах композиция создается за счет соединенных между собой цветных стеклянных деталей, окрашенных в процесс изготовления.

Классический витраж изготавливается по той самой технологии родом из Средневековья.

Для его создания используют прочный металлопрофиль (сталь, алюминий), на который прикрепляются резные цветные части из силикатного стекла. Подобные витражи подходят для оформления больших оконных и дверных проемов. Металлический каркас рассчитан на большие нагрузки и способен удерживать достаточно толстые (до 4 мм) стёкла. Но жёсткость подобной конструкции ограничивает мастера созданием только абсолютно плоских витражей.

Витражи Тиффани отличаются особой утонченностью и изяществом. Ведь технология их изготовления была создана в эпоху «модерн».

В нем используется лёгкая медная полоска, с помощью специального припоя соединяющая тонкие разноцветные стекла в изящный узор. За счет этого витраж максимально облегчен. Витражи в подобной технике можно выбрать для оформления светильников (знаменитые лампы Тиффани), подвесных потолков и прозрачных деталей мебели.

Фьюзинг — современный метод получения витражей из цветного стекла, появившийся в Германии в 1990 году.

На большое цветное стекло выкладывают в задуманном порядке более мелкие стекла другого цвета и запекают в печи, как пирог. Фьюзинг-витраж применим во многих деталях интерьера: ширмы-перегородки, настенное панно, светильники и подсвечники.

Привлекательной особенностью витражей в стиле фьюзинг является то, что они обладают акварельным эффектом. Контуры изображения сглажены и как бы перетекают друг в друга из-за произвольной плавки стекла. Но рисунок при этом получается рельефным, а витраж — достаточно толстым.

Расписные витражи, или, как их сейчас называют, живопись по стеклу можно условно разделить на два типа:

Живописные витражи – непосредственно роспись по специально подготовленному стеклу витражными красками.

Заливные витражи, напоминающие по своей технологии перегородчатую эмаль. Художник сначала наносит специальный контур изображения. Контуру дают высохнуть, а затем производят заливку деталей краской.

Расписные витражи используются практически на любой поверхности. Они достаточно просты в своей технологии, их можно сделать самостоятельно. Витражные краски ложатся ровно, при засыхании образуя тонкую эластичную пленку. Они обладают хорошей прозрачностью и отлично имитируют наборное цветное стекло.

Существует ещё так называемый пленочный фальш-витраж. На стекло приклеивается специальная пленка с уже нанесенным на неё рисунком. Это самый бюджетный и практичный вариант украсить свой дом витражными деталями.

Так чем же привлекателен витраж в интерьере?

Художественные витражи придают помещению некую загадочность и благородство. Проходящий сквозь цветные стекла свет добавляет причудливых красок и свежести даже в любой самый заурядный интерьер.

Так как витраж приглушает и рассеивает проходящий сквозь него солнечный свет, очень удачным будет использование витража в спальне, где можно создать интимную атмосферу без использования тяжелых плотных штор. Витражное окно создает ощущение изолированности и таинственности.

Очень удачной будет идея использования витражей в холле или на кухне, в качестве источника зонирующего освещения, разделяющего место для отдыха и работы. Витражное окно в виде узкого светового пояса посередине стены иллюзорно расширяет помещение и пропускает достаточно много солнечного света. Окно с витражами в виде сплошного светового пояса оптически увеличит высоту помещения, что можно использовать в помещениях с невысокими потолками. Витражи хорошо смотрятся в нестандартных окнах: круглых или потолочных.

В домах, где солнце постоянно светит в окна, можно использовать расписной витраж или витражный бордюр для смягчения яркого солнечного света и предотвращения жары в комнате. И согласитесь, витраж выглядит много привлекательнее фольги и плотных жалюзи.

Если обратиться к собственному опыту, окна в моем доме выходят строго на восход и витражные элементы на кухонном окне явились настоящим спасением для моих цветов и создали прохладную уютную атмосферу даже в самые солнечные и жаркие дни.

Даже детскую комнату можно превратить в сказочное таинственное королевство с помощью витражного стекла.

Витражное стекло — прекрасный выбор и в том случае, если ваша ванная имеет оконный проём.

Одна из функций витража — защитить от чужих глаз. В этом качестве витраж можно использовать в дверных проемах и ширмах как элемент украшения и охраны от любопытных глаз.

Кроме того, витраж можно использовать и в отдельных деталях интерьера.

Витражные светильники и подсвечники привнесут изюминку в любой интерьер и создадут уютный свет для зоны отдыха.

Витражный светильник — прекрасный выбор ночника для ребенка в детской комнате. Такой светильник можно создать самим с помощью витражных красок в технике живописи по стеклу. Нарисуйте на обычном прозрачном плафоне сказочных зверей и героев, уютный домик и магический лес… . Можете сделать это вместе с ребенком.

Оригинальным украшением интерьера может быть витраж, помещенный на элементы мебели. Например, на дверцы большого шкафа, на большое зеркало или на столешницу журнального столика.

Витраж — это волшебная изюминка любого интерьера, привносящая в интерьер любого дома элемент изящества и хорошего вкуса.

Источники

  • http://lkmprom.ru/analitika/vitrazhnaya-rospis
  • https://zvetnoe.ru/club/poleznye-stati/rospis-po-steklu-dlya-nachinayushchikh/
  • http://ArtUltra.ru/vitrazhi/izgotovlenie-vitrazhey/iskusstvo-vitrazha/
  • https://sciencepop.ru/goticheskiy-vitrazh-v-zapadnoy-evrope/
  • https://www.forumhouse.ru/journal/articles/7195-vitrazhi-raznoobrazie-vidov-i-tehnik-sposoby-izgotovleniya-svoimi-rukami
  • https://happymodern.ru/rospis-po-steklu-vitrazhnymi-kraskami/
  • https://zen.yandex.ru/media/mebelmap/vitraji-kakie-byvaiut-i-kak-naiti-im-mesto-v-kvartire-5d5ff0bb78125e00ac0510b5

[свернуть]

Похожие статьи

Adblock
detector