- Происхождение готики
- Готический Архитектурный Дизайн
- Особенности готического стиля
- Готическая Архитектурная Скульптура
- Немецкий готический дизайн
- Английский готический стиль
- Архитектура готического собора: как строились соборы?
- Происхождение дизайна готического собора
- Великие французские соборы
- Искусство Готического Собора
- Особенности архитектуры
- Характерные черты соборного интерьера
- Мебель
- Облицовка комнат
- Окна
- Модные веяния средневековой Европы
- Готический стиль в интерьере
- Цветовая гамма, в которой выдерживается орнамент
- Мебель в готическом стиле
- Готика в современном строительстве
- Материалы для строительства в готическом стиле
- Дом в готическом стиле
- Комната в готическом стиле
- Особенности орнамента в готическом стиле
- 1. Стрельчатая остроконечная форма – основной орнаментальный мотив
- 2. Цветки с лепестками: трилистники, четырёхлистники и подобные орнаменты
- 3. Масверк – самый сложный готический орнамент, оконные переплёты
- 4. Другие виды орнаменты на основе каменной резьбы
- 5. Резьба по дереву в готике
- 6. Художественная роспись: растительные и геометрические орнаменты
- 7. Витражные готические орнаменты
- Скульптурная орнаментика
Происхождение готики
Готический стиль, как образец для всего западного мира, впервые возник во Франции и только изучая его с самого начала, мы можем понять его, проследить его развитие и проследить за его изменениями в других странах. Во Франции система рыцарства развивалась быстрее, чем где-либо еще. Язык расцвел в поэзии и схоластика преподавалась повсюду, не только в Париже; Франция стояла на вершине западной культуры. Христианское искусство больше не ограничивалось придворными и старыми аристократическими монашескими орденами, но стало общим достоянием знати и торгового класса, а также новых орденов францисканских и доминиканских монахов, которые смешались с народом.
В начале новой эры родился новый готический стиль, хотя никто не осознавал этого в то время. Когда аббат Сугер из Сен-Дени в 1140 году начал возводить алтарь своего аббатства, освященный 11 июня 1144 года перед собранием светских и духовных принцев, он не подозревал, что присутствовал при рождении нового стиля. В очень тщательном и подробном отчете он записал все: от добычи камня до надписей на превосходных витражах. Пока что не было никакой ссылки на новый стиль. Для людей этого возраста готика была естественным выражением их сущности.
Когда готический стиль, после долгого забвения, был, наконец, заново открыт, прошло некоторое время, прежде чем его развитие было полностью понято. Заявление Лефевра-Понталиса в конце 19-го века о том, что «готическое искусство целиком берет свое начало в ребристом своде, который, как зерно кукурузы, содержит зародыш богатого урожая», выразил общее мнение научного позитивизма, было повторено еще раз в 1922 году. Если это заявление верно, то техническая составляющая больше всего повлияла на происхождение стиля, который должен был прослужить веками и влиять на скульптуру и живопись не меньше, чем на архитектуру.
Можно пойти дальше и упомянуть исламскую остроконечную арку, которую крестоносцы видели на Востоке, не говоря уже о влиянии, которое арабская литература и арабские гуманитарные науки оказали на Франции того времени. Нельзя отрицать, что в художественном оформлении готическое искусство многим обязано Востоку, но никто, кто смотрит на готический собор без предрассудков, не сможет объяснить его с помощью ребристого хранилища или модели исламского искусства, которая не функциональна, но декоративна.
Готический Архитектурный Дизайн
Только в психологических исследованиях нынешнего столетия стал возможен правильный подход к проблеме происхождения готической архитектуры. В течение прошлого столетия было собрано огромное количество деталей и теперь, после дальнейших исследований, мы имеем четкое представление о порядке преемственности отдельных зданий и можем в некоторой степени объяснить происхождение готического стиля.
Есть много церквей переходного периода с плавными сводами или остроконечными арками, которые остаются по сути романскими в концепции; в то время как с другой стороны есть готические церкви, которых преобладают в себя древние формы. Если мы хотим провести разделительную линию между романской и готической архитектурой, знание отдельных частей менее важно, чем понимание архитектурной концепции в целом.
Церковь Сент-Этьена в Кане, освященная в 1077 году, демонстрирует в чисто романском смысле направление, которое само по себе было бы достаточно, чтобы начать новый стиль. Огромный западный фронт, построенный около 1080 года, возвышается над незначительной базой, и тенденция, направленная вверх, безошибочна. Но только местами здание отрывается от кубической массы и начинает двигаться. Более интересным, чем собор Анже и цистерцианская церковь Понтиньи, которые в Анжу и Бургундии воплощают раннюю готику, является собор Лаона, начатый около 1165 года. Его фасад ясно показывает, что переход к готике мог осуществляться совершенно независимо от остроконечных арок. Здесь архитектурная тенденция 12 века, периода французской ранней готики, выражена с удивительной полнотой. Никакой линии, никакой поверхности больше не существует обособленно, как в романском здании. Если представить себе башни Лаона с высокими восьмиугольными шпилями, то каждый этаж теряет свое очевидное разграничение и, похоже, переходит к следующему. Посредством соединительных звеньев в ткань внедряется ощущение живого движения, которое энергично толкает себя вверх, не за один раз, а с повторяющимися усилиями, в то время как диагональные угловые элементы дают наклонные виды, которые бросаются в глаза с любой точки обзора.
К 12 веку в Шартрском соборе (1194-1250) и в соборе Нотр-Дам в Париже (1163-1345) был достигнут следующий этап этого логического развития. Собор Реймса, основанный в 1212 году, еще более свободен и смел по форме. (Примечание: Реймский собор оказал большое влияние на американскую архитектуру : см., Например, Римско-католический собор Святого Патрика в Нью-Йорке (1858-88), разработанный Джеймсом Ренвиком, 1818-95.) Наконец, все более ранние тенденции были объединены в Амьенский собор, построенный в 1218-88 годах. Это самое чистое воплощение готического стиля, которое дало пример «высокой готики», из которой вся Западная Европа могла многому научиться.
Такие чистые формы имеют большое значение для современного наблюдателя, который слишком легко забывает, что целые поколения работали над строительством средневековых церквей, большинство из которых – романские церкви, восстановленные или увеличенные готическими строителями. Таким образом, в Амьене мы видим четырехцентровые оконные проемы высоко в левой башне, а большое розовое окно в центре украшено характерным выпуклым рисунком. Прекрасный пример высокой готической формы розового окна находится в трансепте Нотр-Дам. Классическая эпоха «высокой готики» во Франции примерно совпадает с правлением Людовика IX (1226–70). За очень короткое время страна была покрыта новыми соборами, построенными из блестящего белого песчаника. В волатильности архитектурных масс это искусство достигло предела возможного. Например, Sainte Chapelle, Palais de la Cite, Paris (1241-48), основанная при Людовике IX в 1243 году, – это церковь с одним нефом, пристроенная к церкви с тремя проходами. В его надстройке широкие четырехсторонние окна почти полностью заменили стену. Для получения дополнительной информации о Сент-Шапель в Париже см.: готическая архитектура в стиле Районнант (1200-1350) – сравните с западным фасадом Сент-Шапель в Винсенне (1379-1480), который иллюстрирует яркую готическую архитектуру (1375-1500).
По сравнению с великолепными новыми церквями в Нормандии и центре Франции, церкви в южной части страны были довольно холодными и не впечатляющими. Только в Бургундии небольшая группа церквей приняла готический стиль и передала его в Женеву и в Лозанну, где находится самый прекрасный готический собор в Швейцарии.
После того, как готика достигла своего пика во Франции и достигла своего логического апогея, наступила естественная пауза. В Нормандии вновь почуствовался старый, ясный, но довольно трезвый дух страны, меньше в строительстве великих соборов, подобных тому, что в Руане, чем в новых зданиях в Кутансе и Байе, где находится знаменитый Гобелен Байе (ок. 1075). Буржский собор восходит к 1179 году, но после многих задержек был закончен только в четырнадцатом веке. У него есть пять проходов и два внутренних зала, как в алтаре собора Ле-Мана, внутренние залы выше, чем внешние. Это, конечно, имеет тенденцию разрушать пространственное единство интерьера, но выражает сущность готической системы. Теперь необходимо кратко описать эту систему, чтобы можно было увидеть, как готический стиль, развившийся во Франции, был принят в остальной части Европы.
Особенности готического стиля
Что-то из старого традиционного романского плана собора сохранилось в простой готической церкви. Планировка классических соборов была разработана и усовершенствована до высшей степени. Строительные потребности привели к изменениям. Романская круглая арка требовала очень массивных опор, чтобы выдержать вес стен, но даже при этом тяга тяжелого поперечного свода постоянно угрожала вытолкнуть стены из отвеса. Попытка освободить их от нагрузки неизбежно привела к заостренной арке, которая делала линии давления почти вертикальными. Более важной была возможность, заданная заостренной аркой, перекрывать пролеты неравного размера арками одинаковой высоты. Это восстановило свободу, которая была потеряна в романской «вовлеченной» системе. Теперь тиранический квадрат центрального нефа можно разделить на два прямоугольника, каждый из которых гармонирует с квадратной нишей трансепта. Разница между колоннами аркад и колоннами ниш была отменена; ритм был менее настойчивым, но оркестровка была намного богаче. Тяжелый свод, который продиктовал всю структурную систему романской церкви, был заменен легкими соединениями, которые были распределены в виде панелей между пересекающимися ребрами. Только ребра, а не весь тяжелый свод несли груз.
Чтобы не дать стенам вытолкнуться из отвеса, готическое здание на внешних стенах имело прочные контр-колонны, из которых парящие опоры, подобно опорным рычагам, доходили до боковых проходов. Конструкция была установлена снаружи здания, чтобы неф мог свободно подниматься вверх. В романских церквях отношение высоты к ширине составляло 2: 1, теперь оно стало 3: 1 и даже больше, так что глаз больше не мог принимать его. У нефа было три или пять проходов, в то время как у трансепта обычно было три. Приделы продолжались вокруг многоугольного алтаря, тщательно продуманный план которого теперь не вызывал проблем, поскольку самые сложные участки могли быть покрыты сводами. Столбы принимают форму скоплений половин и трех четвертей колонн (так называемых сводчатых валов), так что цилиндрическое ядро почти исчезает. Восходящие части этого кластера, которые поддерживают продольные и поперечные ребра, являются более прочными, чем другие, в то время как более легкие валы соединяются с диагональными ребрами. Из этих группирующих стеблей камень, кажется, тянется вверх, как растение, так что никто никогда не заметит нисходящую нагрузку.
Чтобы избежать какого-либо веса на внешней стороне готического собора, небольшие острые вершины размещены на возвышающихся контрфорсах. Над четырехугольным телом столба возвышается пирамидальный шпиль. По углам кладки маленькие ползунки направлены вверх, соединяясь, на вершине шпиля, в финиле. Иногда украшения имеют форму живых или мифических существ, например, это горгульи. Наибольшая концентрация орнамента на фасаде. Над воротами, которые повторяют мотив крыши, возвышаются остроконечные фронтоны с их карнизами, а треугольное пространство заполнено готическим узором, наполняющим и обрамляющим остроконечные окна. Именно в «королевских галереях», которые во французской готике часто появляются над дверями, и особенно на их косяковых камнях или кожухах, готические скульпторы проявили свое величайшее мастерство.
Готическая Архитектурная Скульптура
Чтобы понять готическую скульптуру, мы должны сначала рассмотреть ее во Франции. В то время юг Франции все еще был богат римской скульптурой (а она полностью зависит от греческой скульптуры ) , которую скульпторы Сен-Трофим в Арле, Сен-Пьер, Муассак и аббатская церковь Сен-Жиль приняли в каччестве исходной модели. Римская практика превращения крыльца в декоративный элемент была намного лучше приспособлена к готике, чем к романскому образу жизни, где автономная кубическая ткань входила только в двери с неглубокими рамами. В готической архитектуре впервые было возможно увидеть воображение, выраженное в богатстве библейского искусства – в виде рельефной скульптуры – вокруг порталов и дверей.
Во всей Европе, во Франции, как и в Германии, мудрая умеренность стала стандартом аристократической жизни. Несмотря на различия стиля и костюма, пророки запечатленные в скульпутрах Страсбургского Собора и Девы Крумау со спокойной знатью делают одинаково сдержанные и торжественные жесты. Человеческое тело, для греков являющееся выражением души, теперь должно было сдаться идиоме одежды. Тело, которое Франциск Ассизский назвал братом Ассом, было для готических художников ничтожеством.
С 1250 года во Франции и с 1300 года в Германии, церкви в готическом стиле были построены почти полностью светскими архитекторами и каменщиками. Старые корпорации масонов были заменены постоянными гильдиями. Отдельные мастера каменной скульптуры и их ученики иногда отмечали свои работы своими личными знаками, но все они были вдохновлены одним и тем же идеалом. Готическая скульптура может рассматриваться как однородное творение. Хотя фигуры на Нотр-Даме в Париже пострадали во время Французской революции, а в 19 веке были восстановлены Виолье-ле-Дюком, мы можем изучить сравнительно ранний и строгий стиль, связанный со стилем этих фигур, в статуях вокруг двери Амьенского собора, сделанных около 1240 года. Фигура Христа у главного входа, «beau Dieu d’Amiens», напоминает две тысячи фигур и рельефов, больших и маленьких, из Шартра, в большинстве из которых все еще сохраняется римская жесткость. Но именно в главном фасаде Реймского собора, построенного в конце тринадцатого века, французская готическая скульптура достигает своего высшего уровня. Сравните: романская скульптура (1000-1200).
Немецкий готический дизайн
«Высокая» готика, развивавшаяся во Франции, всегда была инородной формой в Германии; там строительство величайшего памятника готического искусства, Кельнского собора (1248-1880), фундамент которого был заложен в 1248 году, после завершения алтаря остановилось. Строительство возобновилось в шестнадцатом веке, но к 1560 году воля и средства на дальнейшие действия казались исчерпаными. Работа была начата снова в 1862 году, а к 1880 году она была закончена. Его план местности был разработан в средние века на линиях Амьена и Бове. Интерьер с проникающим в него светом создает идеальное впечатление о классическом готическом соборе.
В 1208 году, до начала строительства Кельнского собора, алтарь Магдебургского собора был построен по французскому образцу, а между 1227 и 1243 годами здание Либфрауенкирхе в Трире было построено в форме круга, пересекаемого крестом, планировка сильно отличающаяся от обычного французского плана. На Рейне, в Страсбурге или Фрайбурге, западное влияние все еще было очень сильным, но это не прослеживается дальше на восток, хотя даже там, как часто записывают хроники, церкви строили каменщики, привезенные из Франции.
Благодаря своим кирпичным зданиям, материалу, который требовал более простой формы орнамента и другого расположения стен, северная Германия обогатила готический стиль. Недорогой материал позволил спланировать большие здания, самым ярким примером которого является Мариенбург, который в своем большом банкетном зале демонстрирует непревзойденное мастерство поздней готики.
С ними и с такими зданиями, как Халленкирхен или церковь Святого Георгия в Динкельсбюле, можно прийти к точке, за которой были созданы новые архитектурные формы.
На фасадах немецких средневековых городов с течением времени готическое восстание постепенно – хотя и не без повторений – утвердилось в спокойном ритме эпохи Возрождения, упрямо придерживаясь готических форм. То же самое было и в Нидерландах, где к концу готического периода во многих богатых торговых городах были возведены богато украшенные ратуши и залы гильдий: длинные здания с эркерами и высокими фронтонами. Высокая, мощно сложенная башня, звонница, вызывающе поднималась над крышами Брюсселя, Брюгге и других городов. Готический стиль покорил весь Север. В 1287 году в Швеции собор Упсалы был построен французским архитектором, в то время как в Норвегии соборы Ставангера и Тронхейма были основаны на принципах английской ранней готики.
ПРИМЕЧАНИЕ: готические формы в Германии выдержали дольше всего в готической скульптуре Германии, в частности, в величественной резьбе по дереву Тильмана Рименшнайдера (1460-1531), который сделал знаменитый алтарь Святой Крови (1499-1504, Ротенбург), Вейт Стосс (1445-1533), наиболее известный благодаря Высокому алтарю церкви Святой Марии в Кракове (1484); и Майкл Пахер (1435-98), известный благодаря алтарю Святого Вольфганга (1471-81).
Английский готический стиль
В Англию новый стиль архитектуры пришел через Нормандию раньше, чем в Германию. Тем не менее, именно в английской готической архитектуре новый стиль нашел свою самую широкую сферу применения. В их удобном смешении церковных зданий с жилыми домами духовенства, в их тихом уединении за защитными стенами и воротами, английские соборы – очаровательная картина средневековья. Они не всегда располагаются в центре города, как на континенте, часто зелёный погост окружает собор, иногда он примыкает к открытой местности. Следуя старому норманнскому стилю, основа собора с его различными отделами имеет большую длину, а для приема процессий паломников хор часто расширялся на восточной оконечности.
Готическая система была привезена в Кентербери в 1175 году Уильямом Сенсом, который перестроил местный собор. В раннем английском стиле (1175-1250) остроконечная арка была победоносной, но только в том случае, когда французское влияние было полностью доминирующим, английская тенденция к горизонтальным линиям была подавлена. Собор Солсбери, построенный и завершенный в 1220-58 годах, должен рассматриваться как лучший пример этого стиля. В соборе Уэллса трансепт и неф, а также фасад с его необычайным богатством декоративных фигур по-прежнему относятся к ранней готике, а хор появился в 15-м веке.
«Высокий готический» или декорированный стиль, 1250-1375, появился в Англии почти на пятьдесят лет позже, чем во Франции. Он справедливо считается английским стилем, поскольку он не имел логического характера французской готики; он в полной мере раскрыл декоративные детали и стал первым стилем, широко использовавшим плавные линии в ажурном искусстве, а также изящное веерное внешнее декорирование, которое с самого начала 14-го века так предпочитали англичане, Ренессанс в стиле поздней готики. Монастырь Глостерский собор является одним из самых совершенных творений такого рода, в котором английское искусство, кажется, предвосхищает ход эволюции и служит отправной точкой для французского стиля Flamboyant, появившегося до 1375 года. Франция, родина готического стиля, имела чему поучиться у нововведений английского архитектурного языка.
В то время как Эксетерский собор, основные части которого были построены в одном и том же стиле, является чистейшим примером английской высокой готики 1327-69 годов, неф Винчестерского собора, восстановленный после 1393 года, с его великолепным сводчатым сводом, эффективно сочленяет свои опоры и глухие галереи на месте готического трифория, представляет собой переход к новому стилю. Четырехцентровая арка, которая была введена в Англии после 1290 года и до сих пор была преобладающей формой в Винчестерском соборе, была немного уплощена примерно в 1450 году, став «аркой Тудора» следующего периода, из которых лучшие и самые многочисленные художественные примеры можно увидеть в Вестминстерском аббатстве. Мы вернемся к этому позже.
Что касается скульптуры, в то время как Англия была тесно связана с Францией, английская готическая скульптура не сильно отличалась от континентальной. Меньшие двери английских соборов заставили разместить на фасадах большие декоративные элементы. В Уэллсе более шестисот фигур избежали иконоборческой ярости пуритан и они дают четкое представление об английской скульптуре того периода.
Готический стиль появился в Англии в эпоху архитектуры конца 18-го века как часть «готического вкуса» и более позднего готического возрождения, которое доминировало в большей части викторианской архитектуры (c. 1840–1900).
Архитектура готического собора: как строились соборы?
Примерно в середине 12-го века из соборов северной Франции начала распространяться новая художественная чувствительность с новыми архитектурными принципами. Романская церковь уступила организму, который заменил строительную систему, основанную на толстых несущих стенах, в пользу структуры, называемой скелетной системой, которая освободила строения от всех лишних частей, идентифицируя силы, действующие на внутреннюю часть – своды и вес крыши и стен – чтобы направить их по заранее определенным маршрутам. Это преобразование происходило в течение немногим менее столетия и началось в Иль-де-Франс (парижский регион), где стремление построить очень высокие нефы привело к пристальному вниманию к техническим и формальным аспектам строительства. Это предпочтение высоких нефов, унаследованных от определенных архитектурных течений романского искусства – от Клуни до великих османских соборов – стало центральным композиционным элементом церквей, что привело к новому способу восприятия пространства и его восприятия после геометрического разделения, отмеченного вертикальными формами колонн, идущих на полную высоту и заостренные арки.
Как часть «скелетной системы», ребра сводов образуют арочный каркас, который концентрирует усилие сверху и передает его в точки, которые внешне усилены парящими арками, которые, в свою очередь, уравновешиваются легкими опорами, которые передают вес на землю. С формальной точки зрения, взлет вверх внутренней структуры, бухта, используемая в качестве модуля для создания внутреннего пространства, сочленение стен и большие пространства окон приводят к расступлению стен («прозрачная система»). Автономность частей уменьшается в пользу большего пространственного слияния, а множественность визуальных линий приводит к вызывающим эффектам расширения. Эта гибкая и эластичная структура освобождает стены от их несущей функции, делая возможным широкие пространства окон с полихромным стеклом, которые приносят лучи цветного света в интерьер церкви, заполняя это пространство изменчивыми затенениями.
Этот свет, столь отличающийся от полумрака романских церквей, стал фундаментальным элементом в фигуративной теории готической архитектуры, которая физически и метафорически использует свет для раскрытия логических и конструктивных процедур – организованных в соответствии с схоластическим мышлением периода – которые поддерживают строительство собора. По мнению средневекового богословия, готический собор был выражением космического порядка и символическим образом нематериальной субстанции Бога, отраженной в гармонии пропорций здания и его светимости. Шпили, вершины и башни фасада подчеркивают преобладание вертикали, символизирующей напряжение в отношении божественного; Дверь неба освещена, и она освещает интерьер благодаря вставке огромного розового окна, истинной мистической мембраны между светом Божьим и сердцем верующих.
Готический собор также является выражением новой городской цивилизации, которая его создала. Эти вздымающиеся вверх, огромные, захватывающие дух церкви воспринимаются как идеальный образ самого периода. Таков был фундаментальный стимул для этих зданий и это привело к еще более амбициозным конструкциям.
Отпечаток, который готика оставила в более поздней образной и архитектурной культуре Европы, стал причиной горячих критических дебатов, и, начиная с итальянского гуманизма в 15-м веке, многие мыслители негативно относились к явно антиклассическим аспектам готики. В эпоху ренессансной архитектуры на манери деи Готи («стиль готики») смотрели свысока как на произвольную и варварскую, но с появлением архитектуры в стиле барокко ряд великих барочных архитекторов – главным образом Франческо Борромини (1599-1667) и Камилло-Гуарино Гуарини (1624-83) – начинали понимать технические качества и формальную оригинальность готических структур, в то время как романтика 19-го века от всего сердца охватывала готику, с новой любовью рассматривая ее и переоценивая ее широкий выразительный горизонт, благодаря таким фигурам, как Джон Раскин (1819-1900) и Виолье-ле-Дюк (1814-1879).
Происхождение дизайна готического собора
Архитектура Королевского владения Франции была источником методов строительства зрелой готики, поскольку строители там стремились все больше подчеркивать артикуляцию (или сочлененность) своих структур, в то же время стремясь уменьшить прочность форм, вызывая большую прозрачность и освещенное пространство. Пятьдесят лет экспериментов дали результаты, которые были совсем не однородными: от соборов парижского региона, у которых либо не было трансептов, либо с трансептами, которые проецировались незначительно, до соборов Пикардии в Нойоне и Суассоне со сложными планировками и большими поперечными залами. Общим знаменателем этих структур является стремление достичь максимально возможной высоты, что в более важных примерах означает возвышение с четырьмя уровнями, оправдывающее наличие трифория с необходимостью уравновешивать тяжесть боковых залов; Непрерывность между нефом, трансептом и хором привела к тому, что интерьеры отличались элегантностью и удивительным эффектом гармонизации. Слияние системы с двойными стенками, заимствованной из англо-нормандской архитектуры, с линейной сеткой привело к многослойным структурам невероятной легкости и прозрачности. Строители в Лаоне и Париже экспериментировали с другими техническими и формальными новинками; в Нотр-Дам своды нефа поддерживаются летающими контрфорсами, видимыми над крышами, в то время как Лаон переосмыслил англо-нормандскую технику мурэпаи, постепенно удаляя наружную стену, создавая «телескопический» эффект. Эти эксперименты были предшественниками тяжелого пластизма опор и безудержных арок собора в Шартре.
Великие французские соборы
Архитектурная эволюция собора с ранней до поздней готики сопровождалась усилением света и связанного с этим открытия стен благодаря использованию витража. Строители были немедленно привлечены к строительству парящих опор, которые сделали возможным это открытие, и их понимание мощных структурных последствий этих опор подтверждается быстрым распространением их использования во все более сложных и сложных вариациях. В самых больших конструкциях они используются в перекрывающихся группах, расположенных последовательно; они поддерживаются все более мощными опорами, увенчанными вершинами и шпилями, которые радикально преобразуют внешний вид конструкции, разбивая объемы в своего рода перспективном калейдоскопе или повторяя ритмическую модуляцию внутренних отсеков. Статуя колонны стала характерной чертой экстерьера, также как и повествовательная рельефная скульптура вокруг дверей и порталов. Были не менее важные внутренние изменения, поскольку использование летающих опор позволило увеличить высоту нефа до технически возможного значения без использования трибун над проходами; разделение нефа теперь достигло своей зрелой формы, сформулированной на возвышениях с тремя уровнями большого размера благодаря ликвидации галереи.
Именно на двух больших рабочих площадках в Бурже и Шартре, где работа началась примерно в то же время в середине 1190-х годов, перспективы улучшения, ставшие возможными благодаря удалению трибуны – неудобной и едва функциональной – использовались для достижения нового монументального облика, полного баланса и гармонии между частями и целым.
Соборы Шартра, Буржа, Реймса и Амьена также экспериментировали с использованием так называемого кантонского столба, который позволял центральной колонне подниматься без прерывания к хранилищу, увеличивая вертикальный смысл и ускоряя композиционный ритм.
Монументальная концепция великих соборов является выражением восхождения на французский престол Капетяна Филиппа II (1165-1223), в то время как распространение готики по всей Европе связано с растущим влиянием французской политики и культуры на протяжении всего 13-го века.
Искусство Готического Собора
Как уже упоминалось, типичный готический собор был наполнен различными видами искусства, призванными прославить Бога и вдохновить собрание. Готическая скульптура использовалась по всему собору, особенно в форме повествовательных рельефов вокруг дверных проемов, иллюстрирующих истории из Библии. (Примечание: см. Английскую готическую скульптуру и немецкую готическую скульптуру для сравнения с французскими работами.) Кроме того, колонны-статуи стали важным декоративным дополнением к экстерьеру. Внутри собора кафедра и хор часто украшались сложной резьбой по дереву в различных фигуративных и абстрактных стилях. Витраж был еще одним очень важным видом католического искусства внутри церкви, с целыми стенами, казалось бы, посвященными ему. Лучшим примером, вероятно, является Сент-Шапель во Дворце Сите в Париже. Библейская иллюминация была еще одной важной церковной художественной формой. Рукописи с готической подсветкой не имели себе равных среди других типов средневековой живописи и у каждого собора было множество изысканных текстов Евангелий, освещенных мастерами. Кузнечное дело было также очень неочевидно, либо в виде реликварий для святых мощей, либо литургических чаш, крестов, распятий и тому подобного. Художники нанимались для создания разнообразных алтарных произведений искусства, а также гобеленов, росписей и многого другого. Короче говоря, типичный французский готический собор – это не просто архитектурный шедевр, это еще и сокровищница, полная средневекового христианского искусства.
Особенности архитектуры
В период зарождения готического направления архитектура выступала одним из главенствующих видов искусства. В особенности это касалось соборных помещений. Соборы и церкви вмещают красивейшие образцы архитектуры, скульптуры и живописи. Впоследствии слившись с традициями деревянного зодчества и каменной архитектуры Древней Руси, это направление обрело свое проявление, в русском архитектурном стиле – нарышкинское барокко.
В эпоху Средневековья собор был не просто церковью, а важным элементом жизни города, в нём проводились не только ритуальные службы, но и театральные представления, академические лекции или заседания городского совета.
Во многом интерьер готического собора получил свой теперешний вид благодаря не только эстетическим, но и технологическим новшествам, ставшим основой направления, а именно:
- Стрельчатые арки. Такие конструкции способны выдержать нагрузку верхнего свода здания, что позволяет избавиться от большого числа внутренних стен, присущих романскому стилю архитектуры.
- Каркасная система строительства, ставшая не менее важным открытием готической архитектуры. Она дала возможность сделать здания выше, и в то же время уменьшит толщину несущих стен.
Сочетание выше указанных элементов позволило заметно расширить площадь помещений храма. Как пример, на фото представлен миланский собор Дуомо. Еще такие тенденции были замечены в колониальном стиле.
Дуомо, Милан
Характерные черты соборного интерьера
Что касается внутреннего убранства, то здания, выполненные в готическом стиле, украшались массивными окнами, витражами и настенными росписями, также применялись колонны с арками или аркбутанами (открытыми полуарками). Архитектурный стиль “готика” изобилует вертикальными линиями, подчёркивающими возвышенность и красоту созданных сооружений.
Фасады домов украшались колоннами, лепниной с кельтскими или цветочными орнаментами и гротескными скульптурами мифических героев и существ. Поэтому здания, возведённые в стиле “готика”, отличаются монументальностью, изобилием прямых линий, стремящихся ввысь шпилей и небывалым простором комнат.
Интерьер готического собора
Мебель
Эти же каноны касаются и к мебели. Практически все предметы интерьера в готическом стиле производились по церковным мотивам. В период расцвета готики мебельная отрасль уже окончательно сформировалась, и в ней присутствовали практически все современные виды мебели.
Изобретение лесопильни – главный фактор в развитии мебельного ремесла.
Благодаря этому появилась возможность изготавливать предметы не из тяжелых древесных массивов, а из тонких досок. Это дало возможность производить качественную мебель не только для церквей, но и обычных домов. Для декора применялись филёнки с ленточным плетением или ажурным орнаментом. Каркас изделий украшался и архитектурными элементами – башенками, шпилями.
Наиболее распространённым атрибутом жилища в те времена был сундук, который применялся не только для хранения всевозможных ценностей, но и в виде места для сидения. Такие предметы мебели остались к классическом представлении английского стиля. Он украшался различными ажурными филёнками и рамками. Позднее из сундуков развились кухонные шкафы и буфеты.
В целом готическая мебель довольно проста, это различные этажерки, ширмы, сундуки, резные шкафы, кресла и кровати с балдахином.
Основными видами сырья для подобных изделий служили наиболее прочные виды древесины – дуб, ель и сосна.
Облицовка комнат
Что касается оформления стен жилищ, то для этих целей использовали каменную кладку, которую покрывали узкой кружевной росписью, коврами или облицовывали деревянными панелями. В готическом интерьере поверхность стен нередко разделяли по горизонтали на верхнюю и нижнюю. Эти поверхности контрастно отличались по цвету фактуре.
В качестве напольного покрытия использовали камень, доски или плиты, а жилые зоны покрывали коврами.
Говоря о потолке, строители традиционно оставляли открытыми потолочные балки и стропила. Изредка его украшали ажурными росписями или скульптурными элементами.
Комната в готическом стиле
Окна
Ещё одной немало важно отличительной чертой готического стиля в интерьере являются стрельчатые окна. Они выделялись значительными размерами и украшались орнаментами, башенками или витражами.
Модные веяния средневековой Европы
Готический стиль, так глубоко проникший в архитектуру, скульптуру и живопись, не мог не отразиться и на одежде времён позднего средневековья. Однако стоит понимать, что во времена развития готики сословные различия между людьми были довольно сильны, поэтому одежда феодалов, рядовых горожан и крестьян значительно отличалась. Так право носить шелка и длинные шлейфы имели только представители высших сословий.
Мода готического Средневековья
В готической одежде чётко проявлялось стремление к прямым линиям и вытянутым силуэтам. С развитием готики в средневековую моду стали входить туфли с вытянутыми носами и заострённые шляпы. Наиболее предпочтительным материалом выступал бархат. Одежда обильно украшалась ленточными или растительными орнаментами.
Готический стиль в мужской одежде предполагал две разновидности костюма – короткий и узкий или длинный и свободный.
Одежда знатных мужчин зачастую включала следующие элементы:
- котарди – узкий кафтан с широкими или узкими рукавами;
- блио – короткий кафтан с зауженным верхом и широкими несшитыми с боков полами;
- пурпуэн – короткая куртка с узкими рукавами, её принято было носить с узкими штанами-чулками;
- нарамник – согнутая пополам не сшитая ткань с прорезью для головы. Его было принято носить в качестве плаща. Нарамник иногда сшивали по бокам, оставляя прорези для рук, подобный вариант называли сюртуком. Плащи могли быть как длинными, так и короткими.
Бургундские костюмы придворных
Одежда женщин состояла из камизы (жилет) и котта (разновидность платья). Котт обладал узким верхом, длинной широкой юбкой и шнуровкой сбоку или сзади. Готические платья имели удлинённую талию, на юбке спереди делалось несколько драпирующих складок. Дамы знатного происхождения имели на юбке шлейф, и чем длиннее он был, тем более высокий статус имела его обладательница.
Наиболее распространённым вариантом женского головного убора был горж. Он был похож на тканевую трубку, расширяющуюся к низу, и имел сзади разрез.
Готический стиль в интерьере
Для интерьера в готическом стиле характерны большие окна, всевозможные световые эффекты, многоцветные витражи и подчеркнутая вертикальность всех элементов конструкции. Присущими этому стилю чертами можно считать стремление вверх, иррационализм, легкость, мистику и экспрессивность. Специфическую стилистическую направленность интерьеру придает готический орнамент и использование витражей в традиционной для готики гамме цветов и оттенков. При этом витражи допускается использовать не только в окнах, но и на глухих стенах. В качестве дополняющего элемента интерьера в готическом стиле будет отлично смотреться кафельная печь или роскошно оформленный камин. Орнамент в готическом стиле – это в основном всевозможные элементы растительного мира, как правило, в виде листьев клена и винограда и геометрической формы арки.
Цветовая гамма, в которой выдерживается орнамент
Готический стиль можно охарактеризовать как темный и холодный, даже безрадостный. Ему свойственны рубиновые, пурпурные, красные, желтые, зеленые, синие и иссиня черные цвета, а также гвоздично-розовые тона и серебристые, золотистые нити. Такие оттенки придают интерьеру в готическом стиле таинственность и мрачность. Если говорить о материалах, характерных для готики, то это различные виды цветной древесины – орех, дуб, ель, европейский кедр, лиственница, можжевельник. Кроме того, данному стилю присущи резьба по дереву, керамика, камень и кости, изделия из металла и стекла, которые украшает готический орнамент или эмалевая роспись.
Мебель в готическом стиле
Готика по своей сути отличается простотой не только в цветовой гамме, но и в мебели. Как правило, в интерьере присутствуют всевозможные этажерки, ширмы, большие книжные шкафы с резьбой, повторяющей готический орнамент на окнах в виде аркад, высокие двустворчатые шкафы, сундуки с чугунными клепками и буфеты на высоких ножках.
Готика в современном строительстве
Современные здания в дизайне средневековья строятся достаточно редко, архитектура и компоновка здания не слишком удобна для оформления строения. Проще и дешевле использовать отдельные элементы, например, скульптуры, форму кровельных скатов, декоративные башенки и оконные проемы для формирования индивидуального образа дома.
Материалы для строительства в готическом стиле
Появление готики во многом было следствием широкого использования в средневековом строительстве новых способов обработки камня и частичного отказа от дерева. Коробки каменных зданий выкладывали из блоков обработанного песчаника, туфа и известняка. Крыши застилали листовым свинцом и медью, а окна стеклили витражами.
Современные материалы могут лишь имитировать элементы архитектуры готического стиля. Чаще всего стены обшивают сайдингом или керамической плиткой, имитирующей огромные каменные блоки, а крышу выполняют с матовым покрытием темного цвета.
Коробку здания зачастую обшивают брусом или строительной древесиной, примерно так как это делали в эпоху средневековья.
Дом в готическом стиле
Придать архитектуре здания готический образ не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Использования одних лишь отделочных материалов будет явно недостаточно, нужно будет кардинально перестроить отдельные элементы:
- Крыша здания оформляется в несколько скатов, с высоким углом наклона и декоративной оградкой со шпилями;
- В компоновке здания должна присутствовать башенка, лучше всего четырехгранной формы, эркеры или вынесенный второй этаж;
- Оконные проемы формируют с луковой аркой в верхней части окна.
Для отделки используют краски приглушенных тонов, минимум пластика и оцинкованного металла. Для стен лучше всего подойдет декоративная штукатурка пастельно-серого цвета или окраса насыщенного песчаника.
Комната в готическом стиле
Для внутренних помещений в готическом стиле используются отделочные материалы в цветах природного камня и тонированная древесина. Для стен выбираются приглушенные тона серого или пастельного цвета.
Потолок расшивается деревянными планками, имитирующими арочные конструкции. Если позволяет форма помещения, стены и потолок можно украсить выносными пилонами. Наибольший вклад в оформление комнаты вносит форма и размер оконного проема. Верхний сектор окон закрывают витражами, а само окно дополняют тяжелыми шторами из бархата.
Особенности орнамента в готическом стиле
Еще с момента своего появления готический орнамент отличался символичностью и многообразием. И сейчас здесь продолжает использоваться преобразование византийских и античных мотивов, но вместе с тем появляются и новые, более современные темы. Плетения криволинейных геометрических форм сменяют прямолинейные. Кроме широко распространенных орнаментальных геометрических построений и создания формы сферических треугольников и четырехугольников и стрельчатой арки, повсеместно используются растительные формы местной природы, характеризующие специфику орнаментации той эпохи – листья роз, клевера, плюща, дуба, винограда и так далее. Особое место в архитектуре готики занимает рельефный готический орнамент, выполненный на камне.
1. Стрельчатая остроконечная форма – основной орнаментальный мотив
Стрельчатая остроконечная арка — это визитная карточка готического интерьера. Такая форма – не прихоть архитекторов, а результат инженерных расчетов. Архитекторы рассчитали, что остроконечный потолочный свод позволяет уменьшить нагрузку на опоры. Именно поэтому в любом средневековом храме мы видим так много стрельчатых форм. Придя к тому, что острые вершины являются оптимальными для строительства, декораторы начали использовать подобные контуры оформлении стен, чтобы создать единую гармоничную атмосферу.
Как образуется форма классической арки? Возможно, вы не заметили сразу, что основу готической вершины составляют дуги окружностей. Вершина образуется за счёт пересечения двух дуг с равным радиусом. В зависимости от величины радиуса различают разные типы арок.
Если вы присмотритесь к тому, как оформлены стены в большинстве готических соборов, то увидите, что арочные формы присутствуют не только в сводах и самих арках, они также делят все поверхности стен на сектора. Именно эти сектора создают своеобразную сетку для дальнейшего декорирования. Таким образом стрельчатая арка, а точнее ее контур, — это основа любого готического интерьера.
Стрельчатые контуры на стенах окружают окна
На примере интерьера квартиры, находящейся в перестроенной часовне, хорошо видно, что все готические окна окружены дополнительными стрельчатыми контурами. Таким образом, получается повторяющийся настенный рисунок.
2. Цветки с лепестками: трилистники, четырёхлистники и подобные орнаменты
Второй по популярности готический орнамент – это цветок с лепестками. Основу узора составляют окружности, которые образуют контуры лепестков цветка. В зависимости от количества лепестков меняется и символическое значение узора. Если вглядеться в декор любого средневекового собора, то вы обязательно увидите эти простые графические изображения. Они используются повсеместно: в оформлении окон, лестниц, потолочных бордюров и стен.
Трилистники и четырёхлистники на аркатурном поясе (настенный орнамент)
— сохранить Автор
Переплёт круглого окна-розы состоит из цветков с лепестками
Трифолий – трилистник, символ пресвятой троицы (Бога-отца, Сына и Святого Духа)
Квадрифолий – цветок четырёхлистник, так в готике обозначается листок клевера, который считается символ удачи. Согласно библейской легенде, когда Ева покидала Райский сад, она взяла с собой листок клевера. Именно поэтому цветок символизирует удачу, спасение, жизнь в Раю.
Потолок в готической библиотеке Николая 2 , XIX в.
3. Масверк – самый сложный готический орнамент, оконные переплёты
Вершина развития готической орнаменталистики – это орнамент масверк. Сложные узоры, составленные из дуг окружностей разного радиуса. Узор появился ещё в XII веке, но в последующие века он становился всё сложнее и сложнее. Иногда, здания классифицируют по типу стиля в зависимости от сложности масверка, который применяется для оформления.
Пример прорисовки орнамента масверк
Чаще всего этот орнамент используется в декорирование окон. Ни в каком другом стиле нет столь сложной декоративной проработки оконных конструкций. Ажурные узоры применялись для украшения окон с фасадной части.
Масверк на круглом окне и сложный окружающий декор
Орнамент в стиле пламенной готики, Церковь Сен-Северин в Париже
Наиболее сложный рисунок имеют окна в зданиях XV-XVI веков, внешне орнамент напоминал современникам языки пламени, поэтому готическое направление того периода было названо пламенным.
4. Другие виды орнаменты на основе каменной резьбы
Камень и каменный декор – это основа готического здания. В отличии от многих других стилей, в классической готике даже мельчайшие детали и украшения каменные. Из-за сложности и дороговизны резьбы по камню процесс строительства одного здания затягивался на столетия, но средневековые архитекторы были готовы идти на такие жертвы, ведь они возводили бессмертные божественные здания, так они считали.
Существует огромное количество специфических элементов с узорами, характерных для того или иного национального течения стиля. Мы перечислим только небольшое количество основных орнаментальных элементов.
Крапп — цветочный орнамент на оконной раме
Крапп – фасадный растительным орнамент с помощью которого выделялись элементы фасада (окна, скаты крыш, башенки).
Замковые камни на потолке Эксетерского собора
Цветочные узоры на потолочных замковых камнях
Замковые камни. Готический потолок имеет форму свода, контурами свода являются рёбра жёсткости (нервюры), которые пересекаются в центральных точках. Места стыков закрываются декоративным резным камнем, который называется замковым. Узоры на этом камне чаще всего имеют растительный орнамент.
Вариант украшения капители готической колонны
Капители колонн. Изначально, готика заимствовала колонны в античной традиции оттуда же были взяты варианты их украшения, но со временем искусство украшения колонн сильно продвинулось и появилось множество видов резного декора.
Больше примеров смотрите в статье: Готические колонны
Галерея в монастыре украшена в стиле перпендикулярной готики
Английские галереи в стиле перпендикулярной готики. В Великобритании сложилась традиция украшать длинные коридоры монастырей орнаментом, напоминающим ветви вьющегося растения. В той же английской готике есть много похожих, но упрощённых вариантов отделки стен большим количеством пересекающихся прямых линий. Стиль был назван перпендикулярным потому, что эти линии пересекались под прямым углом.
5. Резьба по дереву в готике
Дерево – это лучшая альтернатива камню. Резьба по дереву гораздо менее трудоёмка, чем резьба камня. Кроме того, использовать в домашнем интерьере каменные детали в большом количестве не особо функционально. Деревянные изделия и материалы в жилом доме гораздо уместнее, а камень более предпочтителен для монументальных церковных сооружений. Тем не менее в готических церквях деревянная резьба также встречается.
Готические орнаменты на изголовье кровати
Резная готическая мебель – это отдельная самостоятельная отрасль мебельного производства. Готические предметы мебели обычно обильно покрыты традиционными для стиля узорами. Здесь используются всё те же базовые элементы стиля: цветки с лепестками, арочные формы, масверк.
Деревянные панели с готическим орнаментом, Замок в Леднице, Чехия
Традиционный элемент отделки стен XIX века – это стеновые панели в половину стены, их называют английскими. Если интерьер отделывается в готическом стиле, то панели имеют характерные орнаменты. Чаще всего – это стрельчатые арочные формы.
6. Художественная роспись: растительные и геометрические орнаменты
Орнаментальная художественная роспись стен и потолка использовалась достаточно часто, но нельзя сказать, что существуют какие-то характерные готические расписные узоры. Как правило, росписи применялись в тех странах, где была развитые школы живописи. В оригинальной французской готике росписи применялись крайне редко. В постройках Италии и Германии можно встретить интерьеры имеющие обильные графические настенные и потолочные рисунки.
7. Витражные готические орнаменты
Витражи – ещё один важнейший элемент украшения готического здания. В первые столетия развития стиля витражи были основным видом внутреннего декора и художественного наполнения интерьера. Большая часть витражей имели сюжеты, но вписаны эти сюжеты были стеклянные полотна с орнаментами; использовался растительный орнамент или геометрический.
Орнаментальный витраж, Шартрский собор
Также существовали и чисто орнаментальные витражи без сюжета. Таким образом застеклялись окна, для которых ещё не были разработаны полноценные витражные композиции. Иногда, такие окна становились частью интерьера и не менялись.
Часовня Девы Марии в Уэльском соборе, 14 в.
Деталь окна в Уэльсе, многие витражи были разбиты в годы реформы церкви и собраны в обычную мозаику
Абстрактные готические витражи. Во многих старинных соборах вы можете увидеть окна с орнаментами в стиле абстракционизма. Многие задаются вопросом, как в средневековых постройках оказались изображения, характерные для 20 века. Всё очень просто, многие витражи, со временем разрушались в результате войн, стихийных бедствий или погромов. Не имея никаких возможностей восстановить стеклянное полотно в первозданном виде, мастера просто собирали цветные стёкла в случайном порядке, стараясь сохранить лишь общую цветовую композицию. Конечно, никакого кубизма или абстракционизма в этих старинных конструкциях нет.
Скульптурная орнаментика
Готическое зодчество как искусство развивалось наряду со скульптурой. В скульптурной орнаментике стилизованные мотивы пальметты и аканта используются реже, уступая место прочим формам растительного мира. Растительные мотивы периода ранней готики из бутонов побегов в орнаменте XIII в. превращаются в распустившуюся листву и пышные букеты с цветами и фруктами в XIV столетии.
- https://Gallerix.ru/pedia/architecture—gothic-style/
- https://Gallerix.ru/pedia/architecture—gothic-cathedrals/
- https://TrendsDesign.ru/interiorstyles/histiric/gotika/rol-goticheskoj-kultury.html
- https://FB.ru/article/147161/goticheskiy-ornament-v-arhitekture-i-interere
- https://rusolymp.ru/raznoe/goticheskij-stil-v-arhitekture
- https://www.foto-interiors.com/decor/ornamenty-gotika