- История возникновения
- Главные характеристики стиля рококо
- Рококо и барокко
- Чем отличается Рококо от Барокко?
- За что стиль рококо подвергался критике?
- Рококо в других видах искусства
- Скульптура
- Архитектура
- Ландшафтный дизайн
- Интерьер
- Предпосылки Рококо в архитектуре
- Основные элементы в Рококо архитектуре
- Рококо в архитектуре Франции
- Версаль
- Париж
- Стиль Рококо в архитектуре Италии
- Рококо архитектура Германии
- Елизаветинское Рококо в архитектуре Санкт-Петербурга
- Развитие и распространение Рококо
- Венеция: последний взлет рококо
История возникновения
Французское слово rococo произошло от rocaille – т.е. «осколки раковины». Название стиль получил за свою затейливость, напоминавшую узоры камней и раковин. Зародилось рококо ещё в XVII столетии во времена правлении Людовика XIV – «короля-солнце», а превратилось в господствующий стиль уже в XVIII столетии, когда на престол взошёл Людовик XV (1720-1774 г.г.). Именно в это время Франция становится богатой, роскошной страной, законодательницей мод, и занимает ведущее место в художественной и культурной жизни Европы. Вдохновителем стиля рококо считается Жан-Луи-Эрнест Месонье́, поскольку именно в его творениях впервые появились ассиметричные формы и необычные контуры причудливо изогнутой морской раковины.
До середины XIX века искусство рококо не выделялось как отдельное стилевое направление. Считалось, что это барокко в своём позднем развитии. Однако, являясь логическим завершением тяжеловесного барочного искусства, рококо трансформировал некоторые его идеи в нечто принципиально новое, непохожее на искусство своего предшественника. Таким образом, рококо, начавшись, как эволюция барочного направления, со временем стал самостоятельным художественным стилем, в какой-то мере даже антиподом искусства барокко.
Изначально rocaille – это способ декорирования интерьера садовых гротов, фронтальных чаш, а «рокайльщиком» называли мастера, работающего в этой сфере. Постепенно термин просочился во все виды искусства, однако в большей мере стиль рококо выразился в интерьере.
Для живописи и скульптуры характерны в основном эротические, мифологические и пасторальные сюжеты. Первым мастером картин в стиле рококо стал Ватто, в дальнейшем искусство развивается в творчестве Буше и Фрагонар. В рамках стиля развитие получил такой вид живописи, как декоративное панно. Ярчайшим представителем в скульптуре явился Фальконе, его бюстами и статуями украшались интерьеры.
Музыкальный стиль рококо в чистом виде проявил себя в творчестве великих французских клавесинистов Франсуа Куперена и Жана Рамо. В этой манере работают сейчас современные музыканты: Андре Кампра, Марин Маре и др.
Эстетика рококо сыграла важную роль и в других европейских странах: более всего в Австрии и Германии, чуть меньше – в Италии, Англии (роскошный викторианский стиль), Испании.
В России рококо развивалось под влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Фальконе, Рослин). Также под этим влиянием в России работали такие великие мастера, как Растрелли, Ринальди (постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, Рокотов, Левицкий.
Именно в эпоху рококо произошёл расцвет графики.
Главные черты и особенности стиля рококо:
- камерная декоративность;
- изящество и лёгкость;
- пастельные тона;
- деталь как основной художественный приём;
- сюжеты из мифов и пасторалей;
- лепнина, орнамент, позолота (для интерьера)
Центром формирования новой культуры XVII столетия становятся не дворцы и грандиозные ансамбли, а небольшие нарядные салоны рококо. Новый стиль (в отличии от готического стиля в архитектуре) утрачивает тенденцию к масштабности и величественности. Архитектура стремится стать лёгкой, игривой, красочной, приветливой. На смену усадебному замку приходит небольшой городской особняк, утопающий в зелени пышных садов. Вместо огромных залов в них размещаются нарядные салоны и будуары, в которых проводит время французская знать.
Планировка зданий отличается ассиметричностью; помещения в них круглые, овальные, восьмиугольные. Попытка избежать резких прямых углов бросается сразу же в глаза. Даже линия соединения стен маскируется орнаментом. Плоскость стены зачастую дробится, углубляется, и комнаты тем самым получают причудливую форму.
Национальный оперный театр в Париже
В целом стиль рококо не так сложен, как флорентийская мозаика, и не привнёс никаких новых конструктивных элементов в архитектуру, а только украсил старые образцы своей декоративностью и нарядностью. Китайские домики, скрытые павильоны, укромные гроты, салоны и будуары, уютные нарядные помещения – это то новое, чем отличилась архитектура эпохи рококо. А главное внимание стиль рококо сосредоточил на декорировании интерьеров.
Главные характеристики стиля рококо
Церковь Сан Франсиску де Ассис в Оуру Прету (Бразилия),
живописец Мануэль да Коста Атаиде (1804)
Рококо характеризуется лёгкостью, элегантностью, обильным использованием изгибов и естественных форм в орнаменте. Главная палитра стиля состояла из светлых тонов — золотой, белый, серебристо-голубоватый и пастельные оттенки голубого, зелёного, жёлтого, а также розового. Для фонов использовали пастельные тона: кремовые или белые, зелёные, розовые и т. д.
Рококо свойственно обилие динамичных асимметричных форм и деталей, орнамент в виде цветов, китайские мотивы и с каким-нибудь золотым элементом.
В декоративно-прикладном искусстве присутствовало причудливое изящество отделки и повторение неординарных тем китайского искусства.
В скульптуре и живописи характерны мифологические, эротические, а также пасторальные сюжеты.
Легкомыслие, игривость, эротичность и причудливые завитушки в архитектуре и литературе, живописи и скульптуре, интерьере и не только пленили сердца аристократии.
Рококо и барокко
Легкомысленность рококо заменила громоздкость барокко. Однако стиль рококо превратился одновременно и развитием барокко и его такой тогда необходимой эстетической противоположностью.
Рококо и барочный стиль оба любят завершённость форм. Но если барокко не может существовать без грандиозной торжественности, то рококо всё-таки ставит превыше всего изящность, грацию и невесомость.
Рококо свойственно множество белых деталей, светлые тона, равно как и розовые, голубые, зелёные. В то время как барочному декору присущи намного более тёмные оттенки, тяжёлая, роскошная, но и громоздкая позолота.
У рококо, главным образом, орнаментальная тенденция. Термин произошёл от сочетания «барокко» и «рокайль».
Чем отличается Рококо от Барокко?
- Самое главное отличие стилей, это их происхождение. Искусство Барокко в своем начале религиозное, так как основным заказчиком картин была церковь, а Рококо — чисто светское, аристократическое. Ни правительство, ни церковь не покровительствовали в подъеме стиля Рококо
- Для Барокко характерна масштабность, монументальность и строгая симметричность. А Рококо напротив – изящный, построен на асимметрии.
Примеры картин эпохи Барокко и Рококо
- Барокко свойственны темные, контрастные, яркие цвета. А Рококо, будто бы играючи, все поменял: для него характерны мягкие цветовые переходы и светлые пастельные тона.
- Стиль Барокко создает театральность и торжественность, а Рококо – мягкую утонченность и галантность.
За что стиль рококо подвергался критике?
После смерти мадам Помпадур критике подвергся Франсуа Буше за непристойности, откровенный эротизм. В легковесности, отсутствии идейности подвергались критике и другие художники, творившие в этом стиле. Критиковали как правило, классицисты, не позволявшие себе ничего лишнего, и идеологи барокко, возвышавшие страдания души и тела.
Однако стиль мадам Помпадур и Людовика XV сыграл огромную роль в развитии искусства в целом, показав, что простые человеческие радости не могут быть чуждыми творчеству, и напротив, они даже весьма привлекательны и востребованы.
Мастера рококо создали искусство для человека, и поставили человека в центр творческого начала. Этот стиль оказал влияние на последующие развитие искусства, в частности на импрессионистов.
Рококо в других видах искусства
Легкий фривольный стиль рококо проник во все сферы искусств: в скульптуру, архитектуру, ландшафтный дизайн.
Скульптура
В скульптуру тоже проникла чувственная игривость, легкость и камерность форм. В этот период преобладают бюсты, небольшие садовые фигурки и группы. Дворяне заказывают скульпторам для своих роскошных парков, садов, купален фигурки нимф, амуров. В стиле рококо работают известные скульпторы:
- Жан Батист Пегаль, колебавшийся между неоклассицизмом и рококо. В середине XVIII столетия он пользовался покровительством маркизы де Помпадур. В стиле рококо изваял скульптуры.
- Ж.-Б. Лемуан – любимый скульптор Людовика XV. Создал великолепную портретную галерею великосветской аристократии той эпохи. Его изящные барельефы до сих порт украшают старинный отель Сувиз в Париже.
- Этьен Морис Фальконе, еще один французский скульптор, представитель неоклассицизма, но пользовавшийся покровительством все той же маркизы де Помпадур. В стиле рококо он создал фигуры «Музыка», «Амур», «Купальщица», скульптурную группу «Пигмалион и Галатея». С 1757 года он возглавлял фарфоровую мануфактуру в Севре. Этьен Фальконе является автором знаменитой фигуры Петра первого в Санкт-Петербурге, получившего название «Медный всадник» с легкой руки Пушкина.
- Огюстен Пажу – французский скульптор. Ему покровительствует мадам Дю Барри, чей бюст он увековечил. Ее называли великой блудницей, но в фигуре созданной этим скульптором, зритель видит умное, одухотворенное лицо красивой женщины, знающей себе цену.
Архитектура
Архитектура – это не просто наука или отрасль строительства. Это целое искусство, получившее расцвет в XVII-XVIII веках. Стиль рококо проник и увековечил себя и в этой сфере.
Неподражаемым образцом стиля служит отель Субиз в столице Франции. Во всей своей полноте характер стиля выражен в Китайском домике в Потсдаме. Тут и округлые формы (сам домик имеет форму листа клевера) и обилие позолоты, и колонны, завершающиеся невероятным числом декоративных элементов, и скульптурные композиции, в числе которых фигурка мандарина, сидящего под зонтом на крыше.
В стиле рококо выстроены:
- Дворец Келуш в Португалии. Архитектор – Матеуш Винсенте де Оливейра;
- Церковь Франциска Ассизского в Оуру-Прету архитектора Алейжадинью;
- Дворец Шарлоттенбург – летняя резиденция для прусских королей. Дворец выстроен в западной части Берлина.
Ландшафтный дизайн
Особенно стиль рококо проявил себя в ландшафтном дизайне своего времени. Парки и сады украшались гротами, беседками. На смену тяжеловесным лестницам, пришли китайские сады с мостиками и ручейками, павильоны, искусственно созданные гроты, криволинейные дорожки, лабиринты, обсаженные густой изгородью из вьющихся растений.
Иллюзорность – еще одна характерная черта рококо. Элементы паркового ландшафта создавали некую иллюзорность пространства. Непременным атрибутом парков и садов были скульптурные композиции и фигурки мифических героев: амуров, купальниц.
Интерьер
Рококо в интерьере – это прежде всего обилие света и золота. Обивки тканей, цвет мебели выбираются светлые: цвет дерева – выбеленный или золотисто светлый. Ткани сиреневые, бежевые, золотистые. На стенах легкие, ажурные обрамления, образующие медальоны, углы также сглажены лепными карнизами. Потолки однотонные, или украшенные панно в обрамлениях. Проемы окон и дверей декорированы лепными аркадами.
На смену просторным апартаментам приходят уютные небольшие комнатки, в которых игривый рококо нашел себе место. В новом стиле отделывались будуары, спальни и личные кабинеты аристократов. В ХVIII веке было в порядке вещей принимать посетителей, лежа в постели, поэтому спальни часто отделывались, как парадные.
Предпосылки Рококо в архитектуре
Лет 300 назад, дома аристократов, проживающих в Париже, были полны чувственной фантазии.
- Светло-пастельные стены, украшенные фигурной лепниной сложнейших позолоченных узоров,
- мебель с волшебными изгибами деталей и резным декором,
- панно с амурами, пастушками и юными прелестницами —
всё это представляет стиль Рококо или Позднего Барокко.
Появившись во Франции в начале 18 века, связанный не с церковью, а с монархом, а именно с королем Людовиком XV, он выражал желание светского общества жить как на сцене театра: беззаботно, элегантно, изыскано. Одновременно с ним стал развиваться неоклассицизм, как противопоставление «испорченному вкусу». Так отзывался о Рококо французский просветитель и философ Дени Дидро.
Основные элементы в Рококо архитектуре
Этот новый стиль демонстрировал изгибы, естественные формы и изящно тонкие украшения. Барокко было гораздо более прямолинейным с более тяжелым и темным декором. Слово «рококо» происходит от французского слова rocaille — «скальный», которое связано с декором парковых гротов и павильонов.
Основные элементы стиля рококо в архитектуре
- Рокайль — это стилизованная раковина с многочисленными завитками по краям. Стал основным элементом стиля.
- Часто можно встретить и другую деталь украшений — картуш — щит или полуразвёрнутый свиток с гербом или вензелем внутри в обрамлении витиеватых линий. Тоже относится к важнейшим деталям.
- В отличие от барокко, дизайн рококо асимметричен.
- Цветовая гамма — белая, золотая и светлая пастель.
- Этот стиль более светский, чем религиозный; подчеркивал неприкосновенность частной жизни, а не публичное величие.
- Зеркала были важным аспектом общего дизайна. Вместе с панно и рельефами задачей стиля было создать эффект переменчивости, движения, перетекания, пронизывающий поверхности.
Рококо в архитектуре Франции
Версаль
Высокое барокко Версаля было дополнено несколькими комнатами с новыми тенденциями стиля.
Одна из них была королевской спальней, фото которой ниже.
Другим хорошим примером стиля рококо является версальский Зал Зеркал. На стене длиной более 73 метров встроены 357 зеркал. Они находятся напротив 17 огромных окон и отражают свет, поступающий из них. Стены и потолок украшают панно и лепнина. С галереи открывается шикарный вид на Версальский парк.
Изначальную роскошь зала нам, увы, не суждено увидеть. Расходы на строительство Версаля опустошили казну. Военные планы короля заставили переплавить серебряную мебель и множество других украшений зала в монеты для содержания армии. Но, несмотря на это, невероятный интерьер потрясает. Этот зал использовался для приёма послов других стран с целью произвести на них впечатление и заставить испытывать уважение к владельцу такого двора. Заметим, что цель достигалась.
Маленькая сцена из жизни королевского двора снята в Зеркальном зале. Придворные спешат услышать решение монарха.
Париж
В 1715 году королевский двор был перенесен в Париж и Рококо архитектура распространилась на город. Она приняла форму городских дворцов, построенных для элитных вечеринок. Проектировались и строились более маленькие комнаты и уютные салоны.
Эти пространства для развлечения указывали на культурный сдвиг: от желания произвести впечатление на гостей — на стремление к большей близости и меньшему величию. Хозяевами мероприятий в этих гостиных преимущественно были женщины. Из-за этого некоторые стали считать стиль женским.
Отель Amelot de Gournay
Рококо не только включал изогнутые фигуры в декоре, но и перенёс плавность в форму комнат. Одним из примеров этого является отель Amelot de Gournay.
Внутренний двор в форме овала, который был очень уникальным по тем временам, показал, что стиль Рококо может использоваться во внешней архитектуре, а не только в интерьере. Дизайн, возможно, был вдохновлен барочным San Carlo alle Quattro Fontane, который также содержит внутренний двор аналогичной формы. Построенное в Риме, Сан Карло было спроектировано известным архитектором Высокого Барокко Борромини.
Стиль Рококо в архитектуре Италии
Примерно в то же время, когда рококо начинался во Франции, в начале 18 века итальянцы стали больше интересоваться работами Франческо Борромини. Некоторые дизайнеры в этот период, такие как Филиппо Джуварра, были под влиянием этого стиля, но стремились сделать его более элегантным, легким и менее репрессивным, чем Высокий барокко. Итальянский Рококо появился с дизайном Испанской лестницы, фасадом Санти Мария делла Керсия и Санти Катериной.
Рококо в архитектуре Италии
Этот новый стиль, представленный несколькими архитекторами в Северной Италии, характеризовался выпуклыми изогнутыми формами, терракотовой конструкцией, открытыми структурами и сложными архитектурными композициями. Был сделан акцент на взаимосвязь тени и света.
Посмотрите Лучшие примеры итальянского рококо и убедитесь, что направление это развивалось параллельно с французским.
Рококо архитектура Германии
Рококо в архитектуре Германии
Потеряв популярность во Франции к концу 1780-х годов, стиль надолго обосновался в других странах. Наверное, самые причудливые примеры архитектуры рококо были построены в Пруссии. Королевская резиденция в Сан-Суси отлично демонстрирует характерные черты немецкого понимания направления.
Смотрите Примеры Рококо в архитектуре Германии — работы архитектора Георга Венцеслауса фон Кнобельсдорфа.
Елизаветинское Рококо в архитектуре Санкт-Петербурга
Был полностью перестроен придворным архитектором Елизаветы Петровны Франческо Растрелли в 1757 году. Позже интерьер был обновлён в нео-палладианском стиле.
Им же был перестроен Большой дворец в Петергофе (1745-52 гг) по модели Версальского, как пожелала императрица.
Зимний дворец — главный дворец императорской России — призван был прославить могущество империи. Ф.Растрелли закончил его в 1762 году, после чего в нём постоянно (до 1904) года жили цари.
Своеобразие дворцу придают нарядные скульптуры и вазы над карнизом по всему периметру здания. Распространённая в архитектуре Западной Европы замкнутая дворцовая композиция с внутренним двором была оригинально переработана архитектором в «раскрытую».
Эти примеры наиболее типичны для архитектуры рококо в России 18 века.
Заметим, что рококо в Англии представлено несколько по-другому.
Развитие и распространение Рококо
Сколь бы запутанными ни были исторические условия последних лет XVII в., обстоятельством, послужившим толчком к сложению стиля рококо, был перенос места пребывания королевского двора из Версаля в Париж в 1715 г., после смерти Людовика XIV.
Это перемещение вынудило знать заняться переоборудованием своих дворцов в столице, куда владельцы в течение долгого времени наведывались лишь изредка. В качестве лекарства от недовольства тесными помещениями быстро устоялся вкус на светлые стены, «расширяемые» зеркалами и легкой стукковой лепниной, на мебель небольших размеров и ткани пастельных тонов, на картины, тоже решенные в светлом колорите, и на скульптуру мелких форм и фривольных сюжетов.
Рококо во Франции
Во Франции в наружной отделке зданий, сохранявших классические формы, рококо нашло сравнительно малое применение. Французское рококо достигло непревзойденной высоты в изысканности и неповторимости декора и оформления внутренних пространств. Франсуа Антуан Вассе (1681—1736) и Жиль Мари Оппернорд (1672—1742), крупные мастера стиля Регентства, а позже Никола Пино (1684-1754), Жюст Орель Мейссонье (1695—1750), Франсуа Буше (1703—1770), Франсуа де Кювийе (1695-1768) представляют своим творчеством кульминационный период в формировании стиля рококо.
Декоративное оформление интерьеров
Особое место занимает творчество Жана Антуана Ватто (1684-1721), глубоко переработавшего опыт фламандской и голландской живописи, писавшего картины со сценами из жизни солдат, затем на галантные и театральные сюжеты (Жиль, 1717, Лувр, Париж; Суд Париса, 1720, там же; Вывеска Жерсена, 1720, Шарлоттенбург, Берлин).
К более позднему поколению принадлежит Жан Оноре Фрагонар (1732—1806), с большим разнообразием интерпретировавший культуру рококо в своих картинах как историко-мифологического характера (Корез и Каллироя, 1765, Лувр, Париж), так и, в основном, эротико-галантного жанра (Качели, 1767; Похищенная рубашка).
Жан Оноре Фрагонар — Качели 1767г.
В 1730—1740-е гг. французские художники и мастера художественного ремесла находили быстрый путь ко всем европейским дворам, дав старт такому явлению, как интернационализация художественной культуры, что прежде всего и отличает культуру второй половины XVIII в. Апогеем этого процесса можно считать появление такой фигуры, как странствующий художник, деятельность которых и повлияла в первую очередь на развитие художественного ремесла по общеевропейским канонам.
Венеция: последний взлет рококо
В Венеции происходило автономное развитие, обусловленное в основном заказчиками-иностранцами, и живопись определялась модой рококо на такие сюжеты, как каприччо, пейзаж-фантазия и сценка из жизни. Главными представителями этого круга были Франческо Гварди (1712—1793; Большой канал близ Сан-Джеремия, Старая пинакотека, Мюнхен), Пьетро Лонги (1720-1785; Крестьянские сцены, Ка’Редзонико, Венеция; Сцены из домашней жизни, ок, 1780, Пинакотека Кверини Стам палия, Венеция); Розальба Каррьера (1675—1757), широко использовавшая пастель и акварель. Барочный динамизм еще и в XVIII в. имел моменты неожиданного развития, и в венецианской живописи появлялись такие фигуры, как Джованни Баггиста Пьяццетта (1682—1754), автор произведений с драматическими светотеневыми эффектами, которые оказали глубокое воздействие на формирование Тьеполо; Джованни Пиптони (1687-1767), художник элегантно-грациозной манеры; Риччи, Каналетто и Тьеполо.
- https://TrendsDesign.ru/interiorstyles/histiric/rokoko/zatejlivost-izyashhestvo-stilya-rokoko.html
- https://www.uznaychtotakoe.ru/rokoko/
- http://www.viktoria-latka.com/rokoko-v-zhivopisi-osobennosti-stilya/
- https://art-dot.ru/rokoko/
- https://arhi1.ru/ob-arhitekture/arhstili/rokoko
- https://school1208.ru/raznoe/arhitekturnyy-stil-rokoko.html
- https://evivid.ru/rokoko.html
- https://legko.com/blog/p/stil-rokoko-v-interere
- https://ReHouz.info/stil-rokoko-v-interere/
- https://Dizain.guru/stili-proekty/koncepcii-stilya/rokoko-v-interere-1197
- https://m-strana.ru/design/glavnye-printsipy-oformleniya-interera-v-stile-rokoko/