Классицизм в архитектуре – стили и направления

Классицизм в архитектуре – стили и направления

Исторические определения классицизма

Польский философ и эстетик В. Татаркевич в «Истории эстетики» сформулировал основные принципы искусства классицизма, исходя из теории классика эпохи Возрождения Л. Б. Альберти:

1.Красота является объективным качеством, свойственным реальным предметам, а не их переживанию человеком.

2.Красота заключается в порядке, правильном размещении частей и установлении пропорций.

3.Красота воспринимается глазами, но оценивается разумом.

4.Красота… является законом в природе, но целью в искусстве. Поэтому искусство способно превосходить её.

5.Искусство должно обладать рациональной дисциплиной, поскольку оно пользуется наукой.

6.План или рисунок являются наиболее существенными для зрительного искусства.

7.Искусство способно обращаться к важным темам и приспосабливать свои формы к соответствующему содержанию.

8.Великие возможности искусства были осуществлены античностью. С точки зрения порядка, меры, рациональности и красоты её творения совершеннее природы и потому могут служить образцами для всех последующих поколений  .

В 1956 году австрийский и американский востоковед Г. Э. фон Грюнебаум предложил определение четырёх составных частей «классицизма как направления в культуре:

1.Прошлая (или чуждая) фаза развития культуры признаётся полной и совершенной реализацией человеческих возможностей.

2.Эта реализация усваивается как законное наследие или достояние.

3.Допускается, что облик настоящего может быть изменён по образцу прошлого (или чуждого) идеала.

4.Чаяния, характерные для прошлой или же чужой культуры, принимаются как образцовые и обязательные для настоящего» .

Философско-эстетическая теория классицизма. Классика, классицизм и академизм

Группа слов, связанная с классикой, пошла от латинских лексем. Слово лат. classis означало разряд, цензовую категорию, на которые делилось римское население при Сервии Туллии: существовало пять податных разрядов и одно неимущее. Тем же термином обозначалась группа учеников (отсюда пошло современное слово класс). лат. Classicus обозначало принадлежность к высшему разряду римских граждан, которые так и назывались — лат. classici. Со временем слово стало употребляться в переносном значении: за лексемой classicus закрепилось обозначение чего-либо или кого-либо образцового. Классиками же стали называть тех, кто смог создать что-либо настолько выдающееся, что само по себе могло служить примером для подражания. В данном аспекте, понятие классического в искусстве и культуре обязательно предполагало иерархическую систему ценностей  .

В историческом смысле под классикой чаще всего понимают греко-римскую античность в целом, однако и в каждой из этих культур принято выделять классические периоды. Характерным образцом такого подхода служит общепринятая хронология древнегреческого искусства, которая делится на архаику, классику и эллинизм. Древнегреческая классика ассоциируется с так называемым «золотым веком» Перикла. В истории Древнего Рима также выделяют «золотой век» — время правления Октавиана Августа. В основе такого подхода лежат аналогии по типу «зарождение — расцвет — упадок». Классический период неизменно соответствует среднему звену; это вершина развития, время воплощения в реальность эстетических идеалов, время достижения гармонии и совершенства  .

Классицизм, в типологическом смысле, являлся представителем канонического искусства, ориентировавшегося на античность. Культуролог Юрий Лотман писал: «В исторической поэтике считается установленным, что есть два типа искусства. <…> Один тип искусства ориентирован на канонические системы („ритуализированное искусство“, „искусство эстетики тождества“), другой — на нарушение канонов, на нарушение заранее предписанных норм. Во втором случаем эстетические ценности возникают не в результате выполнения норматива, а как следствие его нарушения». Теория двух типов искусства объясняла оппозицию «классицизм—романтизм», и типологически сближала классицизм с искусством Средневековья  .

Греческое слово канон (обозначавшее правило, норму) употреблялось в качестве художественно-эстетической категории со времён Поликлета. Понимание этой категории трансформировалось со временем (канон был различным в античности, средневековье, и в период классицизма), однако сама интенция канонического искусства сохраняла значение и была связана с культом формы, который был неразрывно связан с культом памяти. Поль Валери отмечал, что «форма по своей природе связана с повторением. Следовательно, культ новизны противоположен заботе о форме». Спецификой классицизма являлось то, что он стал новой версией канонического искусства, появившейся после художественного переворота, совершённого в эпоху Возрождения и, таким образом входил в противоречие с духом культуры, на которой во многом был построен. Иными словами, наследие эпохи Возрождения было кардинально переосмыслено в искусстве и эстетике классицизма .

Философско-эстетические установки раннего классицизма были изложены в письме Пуссена от 24 ноября 1647 года, излагавшем «теорию модусов», и наиболее полно изложены в трактате Никола Буало «Поэтическое искусство» (1674) — зрелом выражении доктрины классицизма. Суть установок сводилась к «осуществлению творческого процесса под эгидой разума» .

В эпоху Просвещения, в частности в философии Р. Декарта, в понимании классицизма доминировала идеология рационализма и рационального постижения красоты. Художественное произведение классицизма должно отличаться ясной и строгой композицией, обнаруживая, тем самым, стройность и логичность самого мироздания. Интерес для художника классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать существенные, типологические черты, отбрасывая случайное и несовершенное .

Теория и практика классицистического искусства в своём развитии неизбежно порождает академизм , прежде всего в живописи и скульптуре. Термин «академизм» используют в самом широком смысле для обозначения консервативных, «охранительных» тенденций в искусстве, художественных течений, школ и мастеров, следующих правилам и канонам, авторитетам, классическим образцам искусства прошлого, художественная ценность которых считается абсолютной, непревзойдённой, независящей от места и времени. В основу академического искусства также положено наследие античности, но академизм отличается от классицизма введением строгих канонов в области выбора темы или сюжета, композиции, техники выполнения. В частности, в академическом искусстве устанавливается иерархия жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). В изобразительном искусстве высокими, или «изящными», признаются картина на исторический или библейский сюжет, парадный портрет, а пейзаж или натюрморт считаются низшими (в XIX веке: «подлыми, недостойными»). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается  .

Идеи классицизма

Классицизм в архитектуре – стили и направления

Классицизм развивался под сильным влиянием идей эпохи просвещения, и в частности — философии рационализма Декарта. В традиции классицизма во главе угла стоит разум, а не чувства, он же является единственным возможным источником гармонии и красоты. Произведения искусства обязаны быть стройными и ясными, они должны быть подчинены четким законам логики, а их главная цель — «увеселяя научать».

Иерархия жанров классицизма

В эпоху классицизма считалось, что искусство должно нести в себе в первую очередь воспитательную роль. Благодаря этой логике, в живописи и литературе установилась строгая иерархия, где каждый жанр был на своем месте, а смешивать их считалось дурным тоном:

В художественных академиях выше всего ценилась историческая живопись, картины, которые описывали и трактовали события истории и мифологии, основываясь на определенной морали. Низким жанром считались картины на повседневные темы, портреты, пейзажи и натюрморты.

В литературе высокими жанрами считались трагедии, оды, эпопеи, мифологические и религиозные сюжеты и тд, а басни, комедии и сатира считались низким жанром. Тем не менее, и низкие жанры ярко развивались в эпоху классицизма: к этому жанру относятся, например, басни Лафонтена и комедии Мольера.

В русском классицизме иерархию жанров зафиксировал Михаил Ломоносов в теории «трех штилей»: высоким стилем считались оды, героические поэмы и трагедии, средним — элегии, драмы и сатира, а низким — комедии и басни.

Признаки классицизма

Для классицизма характерны в первую очередь подражание и канонизация античности. К темам античности художники стали обращаться почти сразу же после конца средневековья, но в 17 веке благодаря идеологии просвещения, Древний Рим и Греция действительно стали «золотым стандартом». Античные мотивы можно проследить во всех сферах искусства классицизма.

Классицизм в архитектуре – стили и направления

Периодизация

Период Европа Россия

XVII век классицизм
конец XVIII —

середина XIX века

неоклассицизм русский классицизм
конец XIX —

начало XX века

русский неоклассицизм

(ретроспективизм)

В историческим смысле под классицизмом понимают несколько волн классицистического стиля в европейском искусстве, которые пришлись на [11] :

  • XVII столетие;
  • XVIII — начало XIX века (неоклассицизм);
  • Конец XIX — начало XX века.

В западноевропейской искусствознании долгое время превалировала тенденция обозначать XVII столетие «веком барокко». Исходя из этого, многие зарубежные учёные объявляли искусство всех национальных школ XVII века вариантами одного стиля — стиля барокко. В советском искусствоведении такая тенденция считалась упрощением общей картины развития искусства данного периода, поскольку в сравнении с предшествующими временами, XVII век имел качественные отличия: главное из них заключалось в том, что не существовало единого стиля данной эпохи. В данный период сложились не одна, а две стилевые системы — барокко и классицизм, но они не охватывали целиком всё искусство XVII столетия (параллельно в живописи возник и развивался реализм). Барокко и классицизм возникли и формировались параллельно, однако барокко было более распространено, занимая господствующие позиции в искусстве Италии, Испании, Фландрии, Германии и во многих странах Центральной Европы; классицизм главенствовал только в искусстве Франции  .

Классицизм XVIII века (неоклассицизм), противопоставлявший себя эстетике придворного рококо, сложился в период эпохи Просвещения. Доктрина неоклассицизма была сформулирована немецким теоретиком и историком искусства Винкельманом, обратившимся к античности как к классическому образцу культуры, свободной от пышности фразеологии, «искусственности» позднего барокко и «фривольной испорченности» рококо. Винкельман считал, что искусство Древней Греции воспитывало благородные, достойные качества в свободных гражданах. При известной политической робости, теория Винкельмана достаточно полно отражала прогрессивные тенденции своего времени .

Неоклассицизм, при безусловной общности ряда стилистических признаков, не представлял собой простое развитие классицизма XVII века, а выступал принципиально новым историко-художественным явлением. Главные различия между стилями лежали в плоскости круга художественных идей и социальной функции классицизма в XVII и XVIII веках. Общими чертами классицизма и неоклассицизма выступали — обращение к античности как к художественному канону, утверждение примата долга над чувством, возвышенная отвлечённость, пафос разума, порядка и гармонии. Однако в XVII веке классицизм складывался в условиях консолидации французской нации в рамках абсолютной монархии и не поднимал вопрос отрицания социальных норм, которые лежали в основе этого государственного строя.

В неоклассицизме антифеодальная линия была выражена гораздо ярче. Античность в XVIII столетии объявлялась нормой и идеалом ещё и потому, что в ней, по мнению идеологов неоклассицизма, нашли отражение наиболее совершенное воплощение исконные добродетели, свойственные человеку, живущему в разумном, свободном обществе городов-республик античности. В зависимости от меры прогрессивности того или иного представителя неоклассицизма, либо подчеркивалось эстетическое и нравственное превосходство нового направления по сравнению с фривольностью позднего рококо или излишней пышностью позднего барокко, либо акцентировался гражданский пафос классицизма  .

Во Франции неоклассицизм развился в духе последовательной гражданственности и воинствующей революционности, оформившись в конце XVIII века в революционный классицизм (творчество Давида, Суффло). В большинстве европейских стран неоклассицизм не имел столь выраженной революционной направленности. В России он утверждался как идеал благородной разумности и гражданского патриотизма, не вступая в открытое противоречие с государственным устройством. В Германии художественная практика классицизма носила ограниченный и компромиссный характер, выражая попытки старых режимов модернизироваться и приспособиться к современности  .

Неоклассические тенденции в искусстве конца XIX — начала XX века не нашли целостного выражения в европейском искусстве эпохи модерна, и представляли собой скорее совокупность тенденций, не образовавших единого стиля (за редкими исключениями, например — архитектура русского неоклассицизма начала XX века). Тем не менее, классическая тенденция прослеживалась в творчестве многих европейских художников этого времени: Пьера Пюви де Шаванна, Поля Сезанна, Эмиля Бурделя, Аристида Майоля  .

Скульптура классицизма

В классицистической эстетике скульптура занимает первостепенное место, поскольку, прежде всего именно в ней получил конкретное воплощение постулированный идеал красоты, которым руководствовались древнегреческие мастера. Именно в сфере скульптуры обращение к классическому образцу проявило себя с наибольшей силой, особенно в системе академического обучения, где ориентировались на копирование слепков, сделанных с античной скульптуры. Эта характеристика имперсональной холодности, в чем деятели романтизма обвиняли приверженцев классицизма, была результатом рационального выбора, закон которого действовал даже у самых крупных мастеров: через технически безупречное исполнение они хотели выяснить собственные возможности в исполнении социальной и дидактической функции. В подавляющем большинстве случаев классицистическая скульптура была теснейшим образом связана с архитектурой, выступая завершающей отделкой гражданских построек, памятников, триумфальных арок и мемориальных колонн.

Архитектура классицизма

Характерные особенности классицизма особенно ярко проявились в сфере архитектуры: классический репертуар (от ордеров до схемы-типа храма) предоставлял зодчим рациональный функциональный материал для проектирования, который они, таким образом, поставили на службу меняющимся социальным и политическим условиям своего времени, когда находившийся на подъеме новый класс, буржуазия, наступал на привилегированную старую касту. Город как место сосредоточения общественной жизни становится главной темой: в виде античных храмов возводятся не только дворцы и церкви, но и театры, казармы, больницы, рынки, тюрьмы; затрагивается сама ткань городской структуры: прокладываются улицы, планировка включает разбивку площадей и парков, короче, рождается само понятие урбанистики в современном смысле.

Архитектура классицизма Франции

Уникальный опыт в тематическом и функциональном аспектах архитектуры нарабатывают французские зодчие. Сколь бы утопичной ни была урбанистика Этьена Луи Булле (1728-1799) и Клода Никола Леду (1736-1806), теснейшим образом связанная с просветительской идеологией и идеями Французской революции, их проекты носят строго рациональный характер, а теоретическая мысль последовательно развивает представление о том, что из архитектурного объекта можно получить не только образец, но и «тип», то есть «схему».

Триумфальная арка на площади Звезды (1806) - Жана Франсуа Шальгрена (1739-1828)

Триумфальная арка на площади Звезды — архитектор Жан Франсу Шальгрен

В наполеоновскую эпоху классицизм изменил лицо Парижа, который отныне стал подлинной столицей мира, приобретя облик города современного типа, с важными урбанистическими решениями (от перепланировки Тюильри до площади Согласия, от рю Риволи до Вандомской площади, от Елисейских Полей до площади Звезды), в которых роль архитектурных сооружений — будь то Триумфальная арка на площади Звезды (1806) Жана Франсуа Шальгрена (1739-1828) или церковь Магдалины (1806) Пьера Виньона (1763-1828), арка Карузель (1806-1808) Шарля Персье (1764-1838) и Пьера Франсуа Леонара Фонтена (1762—1853), — не сводится к символической или прославляющей функции, но вырастает до задач служить структурообразующей точкой схода осей и организации пространства города.

Архитектура классицизма Италии

В Италии архитектурные теории классицизма нашли необычное средство распространения через сборники гравюр Джованни Баттисты Пиранези Роль гравюр (Мормильяно, Венето, 1720 — Рим, 1778). В кругу Пиранези представителей зарождавшейся неоклассической культуры он выделяется особо эмоциональным восприятием античного мира, почти романтическим по своей интонации, которым одухотворены все его гравюры, завораживающие чарующей живописностью и рафинированным владением техникой (Капрични; Виды Рима, 1745-1748). И очень мало сохранилось от его непосредственной деятельности как архитектора (перепланировка площади Кавальери ди Мальта в Риме).

По образцу Парижа отстраивается и Милан, который в краткий период Итальянского королевства приобретает роль столицы. Это дает толчок напряженной строительной деятельности с «просветительским» обновлением зодчего Джузеппе Пьермарини (1734—1808), реконструировавшего Королевский дворец (1770-1778), Театр Ла Скала (1776-1778), Палаццо Бельджойозо (1773) и королевскую виллу в Монце (1778—1778). Эти масштабные работы были осуществлены с такими последователями и помощниками, как Луиджи Каньола (1762-1833, Арка Мира), зодчим из Лугано Луиджи Каноникой (1762-1844, Арена в Милане), достигнув кульминации с революционной утопией проекта Форума Бонапарта (1801), разработанного Джованни Антонио Антолини (1756—1841), и с разработкой первого регулярного плана города (1807), абсолютно новаторского по своему духу и имевшего важное значение, хотя он и не был реализован.

Королевский дворец (1770-1778) - реконструировал Джузеппе Пьермарини (1734—1808)

Королевский дворец (1770-1778) — реконструировал Джузеппе Пьермарини (1734—1808)

Не столь бурно, как в Милане, но неуклонно классицизм проникал в другие итальянские области. В классицистическом ключе проводится расширение Турина, осуществляются неоклассические «вторжения» Джузеппе Валадьера (1762-1839) в Риме, получив удачное, эффектное воплощение в перепланировке Пьяцца дель Пополо и Пинчо.

Архитектура классицизма Англии, Соединенных Штатов и Германии

Особые архитектурные условия и культурные традиции отличают принятие классицистических образцов в Англии, ставшей оплотом дальнейшей разработки палладианского наследия (занесенного туда архитектором Иниго Джонсом, 1573—1652, который детально изучал постройки Венето во время своего пребывания в Италии). На фоне уже сложившейся классики ее новая волна воспринималась как гарантия непрерывности процесса. Эта установка ощущается в деятельности архитектора, теоретика и декоратора, шотландца Роберта Адама (1728-1792) и его последователей; в сдержанном стиле и продуманных решениях сэра Джона Соана (1753-1837), в гражданских постройках и урбанистических проектах Джона Нэша (1752—1835) в Лондоне (Трафальгарская площадь; Риджент-стрит). Однако стоит помнить, что в Англии неоклассика не имела характера доминирующего стиля, как в других странах, и спокойно сосуществовала с интересами типично предромантическими, особенно часто заявлявшими о себе в живописном сочетании разнородных акцентов, например в садово-парковом искусстве.

Трафальгарская площадьв Лондоне - архитектор Джон Нэш (1752—1835)

Трафальгарская площадьв Лондоне — архитектор Джон Нэш (1752—1835)

Образцы в духе английского неоклассицизма получили широкое распространение в Соединенных Штатах, особенно благодаря деятельности архитектора, которому покровительствовал государственный деятель Томас Джефферсон (1743—1826). Именно тогда было «сказано» веское слово в пользу классицизма как официального стиля молодой нации: идеологический и символический аспекты, бесспорно, учитывались при разработке плана новой столицы, Вашингтона, над которым трудился француз Пьер Шарль Л’Анфан (1754-1825).

Пьер Шарль Л`анфан архитектор принимал непосредственное участие в планировке и строительстве Вашингтона

Пьер Шарль Л`анфан архитектор принимал непосредственное участие в планировке и строительстве Вашингтона

Классицизм нашел горячий отклик в Германии, где определил облик целых городов. Однако тот акцент, который был привнесен архитектурными инициативами Карла Фридриха Шинкеля (1781-1841) в Берлине и Лео фон Кленце (1784-1864) в Мюнхене, отстоял довольно далеко от прогрессивных устремлений французского и английского классицизма. В творчестве этих архитекторов отсылки к классическим образцам — пунктуальные вплоть до самого доподлинного копирования — принимают форму едва ли не ритуала оживления, так что в этой связи нередко употребляли уже тогда термин «неогреческий стиль».

Зал освобождения. Кельхайм, Германия - архитектор Лео фон Кленце (1784-1864)

Зал освобождения. Кельхайм, Германия — архитектор Лео фон Кленце (1784-1864)

Вечная классика

Классицизм, как стиль архитектуры возник еще в 16 веке, на исходе знаменитой эпохи Возрождения. Основоположником нового направления в проектировании зданий принято считать венецианского мастера Палладио, а весь ранний период классицизма получил название палладианство. Впрочем, в России это западное название (в отличие от самого архитектурного стиля) не прижилось и это направление зодчества в нашей стране так и именовалось — ранний классицизм.

Андреа Палладио называют самым влиятельным и известным архитектором в истории, но стоит отметить, что Палладио и его ближайший ученик и продолжатель дела Винченцо Скамоцци вовсе не «изобрели велосипед», а главные идеи заимствовали у древних греков, храмы которых являются, вероятно, самыми первыми образцами классицизма в архитектуре. Но и преуменьшать влияние Палладио, безусловно, не стоит. Виллы, возведенные им в окрестностях Венеции и Виченцы, превосходно сохранились до сих пор и являются настоящими ш едеврами искусства архитектора, кроме того, принципы античного храмового зодчества Палладио развил и дополнил новыми элементами и приемами.

Вилла Ротонда, Виченца, архитектор — Андреа Палладио
Вилла Ротонда, Виченца, архитектор — Андреа Палладио

Классицизм был восторженно принят интеллектуалами континентальной Европы и Англии, которые к кому времени успели пресытиться излишествами слишком вычурного позднего барокко, к тому времени выродившегося в рококо.

Уже при Людовике XV в Париже появилась центральная площадь Согласия, которая до сих пор остается ярким образцом классицизма в архитектуре, градостроительстве и оформлении больших пространств.

Вид на церковь Сен-Мадлен с площади Согласия
Вид на церковь Сен-Мадлен с площади Согласия

Крупнейшим представителем классицизма в Великобритании стал шотландец Роберт Адам, который создал свою, более легкую, воздушную и непринужденную версию раннего классицизма и стал первым, кто оформил интерьеры помещений в этом стиле. Кстати, Адам оказал влияние на производителей мебели, в частности, известнейшего английского мебельного мастера Томаса Чиппендейла.

Большое количество зданий, возведенных в стиле классицизма можно отыскать не только в Париже (яркий образец — бывшая церковь Святой Женевьевы архитектора Жак-Жермена Суффло), но в Российской империи.

Пантеон, место захоронения выдающихся деятелей Франции, ранее — церковь Святой Женевьевы
Пантеон, место захоронения выдающихся деятелей Франции, ранее — церковь Святой Женевьевы

В России ранний классицизм особенно ярко проявился в эпоху «просвещенного абсолютизма» — во времена правления Екатерины Второй. Именно тогда в Санкт-Петербурге появились дворец графа К. Г. Разумовского на набережной Мойки, проект которого был разработан Ж. Б. Валлен-Деламотом и А. Ф. Кокориновым, здание Императорской академии художеств на Васильевском острове, работы этих же мастеров классического стиля, Юсуповский дворец, Малый Эрмитаж и другие великолепные строения, украшающие Северную столицу и по сей день.

Императорская академия художеств
Императорская академия художеств, сейчас Институт имени Репина

В Москве не так много зданий в строгом классическом стиле, как в Санкт-Петербурге, однако есть и свои яркие представители этого стиля, такие как Матвей Казаков, архитектор, проект которого использовался при строительстве Сенатского дворца, который сейчас является «рабочей резиденцией президента Российской Федерации».

Сенатский дворец, Кремль
Сенатский дворец, Кремль

Матвей Казаков стал одним из основоположников русского классицизма, возвел много зданий со строгой геометрией форм и сдержанным оформлением фасадов в Москве, Твери, Коломне, Перми и Смоленске. Наиболее значимыми образцами его творчества и, соответственно, классического стиля в Белокаменной стали Петровский путевой дворец и Голицынская больница.

Петровский путевой дворец в Москве
Петровский путевой дворец в Москве, сейчас находится в ведении мэрии столицы, в 2009 была осуществлена реконструкция
Голицынская больница
Голицынская больница, ныне Городская клиническая больница № 1 имени Н. И. Пирогова

Еще один представитель классицизма в Москве — архитектор Василий Баженов, ставший автором одного из самых известных классических зданий столицы — Пашкова дома, построенного на Воздвиженке в 1786 году.

Пашков дом в Москве
Пашков дом в Москве

В 18 веке классицизм в архитектуре переживает свой расцвет, а в начале 19 века, во время Наполеоновских войн развивается в поздний классицизм или имперский стиль, более известный, как ампир.

Чтобы оценить величие и развитие имперского классицизма (в Великобритании, где не было императоров, получившего название регентский стиль), достаточно увидеть монумент на площади Каррузель и Вандомскую колонну.

Арка на площади Каррузель в Париже
Арка на площади Каррузель в Париже
Вандомская колонна, Париж
Вандомская колонна, Париж

Эти памятники знаменовали победы наполеоновской армии и наглядно демонстрировали, что поздний классицизм значительно отошел от строгих античных форм и стал более пышным и торжественным.

В России в начале 19 века классика, вернее поздний классицизм или ампир, также оставался самым распространенным стилем в архитектуре, наиболее известными архитекторами, творившими именно в этом направлении стали Карл Росси, Андреян Захаров и Андрей Воронихин. Карл Росси, в частности, известен тем, что работал над ансамблем Дворцовой и Сенатской площади в Санкт-Петербурге и оказал большое влияние на формирование облика Северной столицы.

Здание Главного штаба на Дворцовой площади, Санкт-Петербург
Здание Главного штаба на Дворцовой площади, Санкт-Петербург

Специалисты также выделяют «сельский или провинциальный ампир» — несколько неуклюжие попытки повторить основные приемы ампира, которые использовались при строительстве типичных помещичьи усадеб. Несмотря на отход от классических канонов именно такой «сельский ампир» помог сформировать очаровательный образ провинциальной, тихой России, живущей в полной гармонии с природой.

В середине 19 века поздний классицизм сменила романтически окрашенная эклектика, которая представляла собой настоящее смешение стилей — неоренессанс, неорококо, неоготика, неомавританский стиль, псевдорусский стиль, неовизантийский стиль и индо-сарацинский стиль. Из классики эклектика сохранила использование архитектурного ордера, однако он утратил свою главенствующую роль.

В начале 20 века так называемый неоклассицизм смог вытеснить из архитектуры популярный тогда модерн. Так, в Соединенных Штатах именно в те годы появились американский ренессанс и колониальное возрождение, а в России после публикации статьи Александра Бенуа, прославившего строгую красоту улиц Санкт-Петербурга, архитекторы снова обратились к основным приемам античного зодчества.

Неоклассицизм пытался вернуться к традициям итальянских мастеров и создавал иллюзию старины, однако в целом оказался модернизированным, во многом упрощенным вариантом классицизма. Среди российских архитекторов, творивших в данном направлении можно отметить Федора Лидваля, выстроившего в 1900-х годах многие здания Петербурга, а также Ивана Фомина, поклонника русского зодчества и неоклассицизма, считающегося одним из основоположников сталинского ампира.

Здание Совнаркома УССР
Здание Совнаркома УССР, Киев, архитектор И.А. Фомин, 1935 год

В20 веке в Советском Союзе классицизм пережил еще один виток популярности, получив название сталинский ампир или советский монументальный классицизм. Данное направление сформировалось в конце 1930-х годов и именно в этом стиле в последующие 20 лет были построены многочисленные Дворцы съездов, Дворцы культуры и Дома пионеров во всех крупных советских городах.

Сталинская архитектура оказала влияние и на застройку городов республик Восточной Европы, а в коммунистическом Китае и Северной Корее оставалась главенствующим стилем еще несколько десятилетий после смерти вождя.

Главное здание МГУ
Главное здание МГУ
Дворец народных собраний в Пекине
Дворец народных собраний в Пекине

Несмотря на то, что сегодня классицизм нельзя назвать самым популярным направлением в архитектуре, многие архитекторы до сих пор обращаются к строгим, симметричным формам классики. И даже среди новостроек Москвы можно отыскать здания, резко выделяющиеся среди обычных жилых комплексов.

Яркими примерами, заставившими специалистов заговорить о возрождении традиций классицизма, стали дом на Большой почтовой улице и одно из зданий комплекса «Туполев-плаза» на набережной Туполева, работы архитектора Дмитрия Бархина, а также жилой комплекс «Римский дом» во 2-м Казачьем переулке, построенный по проекту Михаила Филиппова.

Дом на Большой почтовой улице
Дом на Большой почтовой улице
Туполев-плаза
Одно из зданий бизнес-центра «Туполев-плаза»
Римский дом
Жилой комплекс «Римский дом», 2-й Казачий переулок

Впрочем, пока эти редкие, необычные для современной Москвы здания остаются единичными случаями обращения к традициям классики, уступая железобетону, фасадам, украшают которые только коробки кондиционеров и типовым монолитным новостройкам.

Архитекторы, шедевры русского классицизма

Среди ярких представителей русского направления стиля особого внимания заслуживает творчество: В. Баженова (1738 – 1799), М.Казакова (1738 – 1812), И. Старова(1748 – 1808).

В ранний период классцизма в его развитии играли большую роль Ж. Валлен-Деламот, А. Кокоринов, построившие Академию художеств в Петербурге (1764 – 1788). В некоторых элементах фасада еще чувствуется влияние барокко (есть вогнутые и выпуклые элементы, лепнина, статуи), однако на фасаде появились пилястры, колонны рассредоточены вдоль всего фасада.

Классицизм в архитектуре – стили и направления

Академия художеств в Петербурге. Ж. Валлен-Деламот, А. Кокоринов. 1764 – 1788 гг.

Архитектор Антонио Ринальди построил Мраморный дворец в Санкт-Петербурге, (1768—1785).

Классицизм в архитектуре – стили и направления

Мраморный дворец. Арх. А. Ринальди . 1768—1785 гг.

Василий Иванович Баженов

В. И. Баженов (1735 – 1799) получил образование за границей, где в то время в моду входил новый стиль. Вернувшийся в страну Баженов стал внедрять классицизм в России.

По приказу Екатерины он занялся перепланировкой Большого Кремлевского дворца в Москве: императрица планировала превратить Кремль в подобие римского Форума. Работа над проектированием продолжалась до восстания Пугачева, затем проектирование прекратилось.

Сохранившиеся чертежи и проекты, как считают историки, оказали большое влияние на дальнейшее развитие российской архитектуры. По проектам Баженова дворец должен был иметь протяженные фасады с колоннадами на высоких цоколях. По его задумке дворец должен был стать центром площади, где расположилась бы Коллегия, театр, трибуны для собраний, Арсенал, что реализовало бы задумку императрицы и отражало бы идею гражданственности по римскому образцу.

Одно из самых известных сооружений Баженова в стиле русский классицизм – дом Пашкова в Москве (1784 – 1786 гг.). Парадный въезд в дом выходил в Староваганьковский переулок, главный фасад здания — на улицу Моховую. У здания было два фасада: торжественный, выходящий на проезжую часть, и для внутреннего пользования, обращенный во двор. Дом оформлен балюстрадой с вазами, орнаментом, пилястрами ордерной системы, рустами с арками цокольного этажа.

Здание имело декорированный круглый купол с парными колоннами. Боковые флигели видно были решены как портик с фронтоном. Разнообразны ордерные решения разных этажей, флигелей и главного корпуса. Здание было построено для капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова — сына денщика Петра I. В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» терраса дома Пашкова описана как место встречи Воланда и Азазелло.

Классицизм в архитектуре – стили и направления

Дом Пашкова. Москва. 1784 – 1786 гг. Арх. В. Баженов.

Другие строения Баженова: церковь в селе Стоянове, в селе Быкове, в селах Виноградове, Михалкове, дом Юшкова на углу Мясницкой улицы в Москве с полукруглой ротондой, выходящей на улицу. При Павле I Баженов принял участие в работе над Михайловским замком в Петербурге.

Михайловский замок строился как парадная резиденция императора Павла I. Название получил в честь Архангела Михаила. С 1823 года здесь разместилось Николаевское Инженерное училище, и замок стал называться «Инженерный». Дворец сочетает в себе черты русской и европейской архитектуры.

Проект дворца был разработан архитектором В. Баженовым по поручению Павла I. Строительством руководил архитектор В. Бренна. В создании проекта принимал участие сам Павел I. Среди помощников Бренна были Ф. Свиньин и К. Росси, Е. Соколов, И. Гирш и Г. Пильников. Также на стадии создания проекта в нем участвовал А.-Ф.-Г.Виолье.

Классицизм в архитектуре – стили и направления

Инженерный замок. Павильон (1797—1801 гг.)

Матвей Федорович Казаков

М.Казаков — яркий выразитель идей русского классицизма в архитектуре (1738 – 1812). Он был помощником Баженова при проектировании Кремлевского комплекса.

Казаков не окончил ни Академии, ни университета, но позже сам основал первое архитектурное училище. Всего Казаков построил около 100 зданий.

Наиболее известное строение Казакова в стиле русский классицизм — здание Сената в Кремле (1776 – 1787). Треугольная форма вписана в комплекс уже имеющихся зданий Кремля. Вершина треугольника стала круглым залом с огромным куполом (в диаметре – 24 метра и высота 28 метров). Купол ориентирован на Красную площадь, определив центр всей площади. Протяженный фасад равномерно расчленен крупными деталями ордера. Портал оформлен в виде портика со сдвоенными колоннами и треугольным фронтоном. Сочетание портика с фронтоном и круглым куполом станет традиционным для русского классицизма.

Классицизм в архитектуре – стили и направления

Здание Сената. Кремль. Москва. Арх. М.Казаков. 1776 – 1787гг.

Другим не менее известным заданием, спроектированным М. Казаковым является Голицынская больница (Первая градская) на Калужской улице (1796 – 1801) (ныне Лениский проспект). В центре строения мощная колоннада дорического ордера, треугольный фронтон, над которым возвышается церковный купол.

Классицизм в архитектуре – стили и направления

Голицынская больница на Калужской улице (1796 – 1801гг.). Арх. М.Казаков.

Петровский путевой дворец на Петербургском шоссе — не менее знаменитый шедевр гениального архитектора. Петровский дворец имеет черты романтического стиля в соединении с русским классицизмом. Красный цвет кирпичного фасада сочетается с белым декором в восточном стиле.

Классицизм в архитектуре – стили и направления

Петровский путевой дворец.

Зодчий строил и городские усадьбы. Обычно они представляют собой крупные массивные здания, практически лишенные декора с колонным портиком. Обычно дом располагался в глубине обширного двора, а флигели и ограды выходили на красную линию улицы.

Известными усадьбами работы Казаковы были дом заводчика И. Демидова на Гороховой, дом заводчика М. Губина на Петровке, усадьба Барышниковых на Мясницкой.

Иван Егорович Старов

Самое знаменитое строение Старова в стиле русский классицизм – Таврический дворец на Шпалерной улице в Петербурге (1783 – 1789). Состоит из главного корпуса и боковых флигелей. Такая схема проекта станет основной для строительства учебных заведений и царских дворцов времен классицизма. Фасад дворца выглядит строгим, украшен дорической колоннадой шестиколонного портика, портик увенчан куполом.

Классицизм в архитектуре – стили и направления

Таврический дворец.

Джакомо Кваренги

Д. Кваренги — представитель строгого классицизма в архитектуре России. Итальянец Кварнеги (1744 – 1817гг.р), приехавший в Россию в 80-е гг.

Основные принципы, которых придерживался зодчий в своих работах:

— Схема жилого или административного здания в его проектах включает центральный корпус и два симметричных флигеля, соединенных с центральным корпусом прямыми или скругленными галереями.

— Здание представляет собой параллелепипед и обычно имеет три этажа. Центральный корпус украшен портиком. Например, здание Академии наук в Петербурге, новое здание Института Благородных девиц.

— Смольный институт. Портик увенчан фронтоном, крайние точки которого архитектор подчеркивал вертикалями статуй.

Классицизм в архитектуре – стили и направления

Смольный институт.

— В фасадах отсутствуют богато декорированные угловые композиции. Плоскости ничем не украшены.

— Окна прямоугольные или трехчастные, оконные проемы без обрамления, иногда увенчаны треугольными фронтончиками – сандриками.

— Колонны отодвинуты от стены, лишены каннелюр.

Эти принципы Кваренги реализовывал в своих постройках в стиле русского классицизма.

Классицизм в архитектуре – стили и направления

Картина «Александровский дворец». Художник А.М. Горностаев. 1847. Из коллекции музея Эрмитаж.

Винченцо Бренна

Итальянский архитектор Винченцо Бренна (1745—1820) работал в России в 1783—1802 гг. Участвовал в строительстве Михайловского замка в Санкт-Петербурге (совместно с В. И. Баженовым), дворцов в Павловске и Гатчине (Большой Гатчинский дворец).

Классицизм в архитектуре – стили и направления

Большой Гатчинский дворец.

Чарльз Камерон

Чарльз Камерон (1740 – 1812) приехал в Россию в 1779 г. К работе зодчего в стиле русского классицизма относится комплекс в Царском селе (пристроенный к дворцу, созданному Растрелли), в который вошла Камероновая галерея.

Камероновая галерея имеет широко расставленные тонкие колонны ионического ордера, которые придают легкость верху, вознесенному на аркадах, облицованных серым пудожским камнем. Основу образа составляет контраст шероховатой грубой поверхности облицовки и палевого тона стен, белыми филенками и медальонами.

Классицизм в архитектуре – стили и направления

Камероновая галерея.

Другая работа Камерона — Павловский ансамбль. За основу зодчий взял итальянскую виллу с плоским куполом. Дворец представляет собой квадрат с круглым залом в центре, галереи охватывают пространство двора.

Классицизм в архитектуре – стили и направления

Павловский ансамбль. Архитектор Камерон.

Классицизм в архитектуре России сыграл большую роль в создании облика Москвы. Петербурга и провинции. Созданные два века назад здания до сегодняшнего дня сохраняют свою привлекательность, в них размещены учебные и государственные заведения, музеи.

Классицизм в архитектуре Петербурга

В середине XVIII столетия этот столичный город отличали одиночные ансамбли. Он был очень схож со старой Москвой и утопал в зелени многочисленных усадеб. Позднее началась регулярная застройка его проспектов, которые, подобно лучам, расходились от Адмиралтейства. Чем примечателен классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга? Это, прежде всего, не отдельные здания, а целые ансамбли и проспекты. Классицизм в архитектуре Петербурга поражает своей гармоничностью, единством и уравновешенностью.

классицизм в архитектуре доклад

Возведение Биржи

В начале XIX века классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга начинал приобретать все большее значение. Бирже на стрелке Васильевского острова предстояло играть ключевую роль. Она должна была объединить ансамбли, которые сложились вокруг широчайшего участка русла реки. Тома де Томон, являвшийся французским архитектором, занимался проектированием Биржи и оформлением стрелки. А. Д. Захаров принимал участие в доработке проекта. Все задачи были решены блестяще благодаря творческому содружеству архитекторов. Система объединилась зеркалом Невы. Что касается объема здания самой Биржи, то он сравнительно невелик. Однако она уверенно противопоставлялась обширной водной глади. Во многом это достигалось благодаря ростральным колоннам и особенностям форм сооружения. Была прекрасно развита тема господства над могучей стихией. В частности, это относится к монументальному произведению, которое дополнило ансамбль.

классицизм в архитектуре фото
Классицизм в русской архитектуре, скульптуре продолжал укрепляться. Подтверждение последнему кроется в могучих фигурах, которые украшали набережные главных рек страны. Над их созданием трудились многие мастера: В. И. Демут-Малиноский, И. И. Теребенев и С. С. Пименов. Эти и многие другие шедевры классицизма в архитектуре России по праву имеют мировое значение.

Работа над Невским проспектом

Речь пойдет о главной магистрали культурной столицы. С возведением Казанского собора проспект стал выглядеть как цельный архитектурный ансамбль. Проект был разработан Андреем Никифоровичем Воронихиным. К слову, его отец был крепостным крестьянином. За образец было взято творение Микеланджело. Речь идет о соборе св. Петра (в Риме). Воронихин использовал его мотивы. Таким образом было создано уникальное архитектурное произведение. Площадь, расположенная перед Казанским собором, с обеих сторон охвачена его колоннадой. Она стала сосредоточием общественной городской жизни. Позже здесь проводились демонстрации и митинги. В собор был перенесен прах М. И. Кутузова.

Исаакиевский собор

Он возводился в течение сорока лет. Речь идет о самом большом здании, которое было построено в первой половине XIX столетия в России. Внутри него единовременно могут присутствовать 13 тысяч посетителей. Проект разрабатывал Огюст Монферран. Что касается оформления внутреннего убранства и внешнего вида, то в нем принимали участие К. П. Брюллов и П. К. Клодт – художник и скульптор, соответственно. Задумывалось так, что собор будет олицетворять незыблемость и мощь самодержавия. Также это относится к тесному союзу с православной церковью. Здание собора поистине величественно. Оно производит неизгладимое впечатление. Тем не менее нельзя не упрекнуть заказчиков и авторов проекта в определенной гигантомании. Это свидетельствовало о том, что классицизм в архитектуре России начал переживать кризисный период.

черты классицизма в архитектуре

Московская застройка

Ее, прежде всего, характеризовали не ансамбли, а отдельные здания. Что касается создания первых, то было весьма трудно воспроизвести их на изогнутых улицах, которые были буквально напичканы застройками разных эпох. Пожар, произошедший в 1812 году, не смог переломить их традиционного разностилья. Однако классицизм в архитектуре России даже сюда смог привнести яркие краски. После того как в Москве случился пожар, было возведено множество красивых зданий. Речь идет об Опекунском совете на Солянке, Манеже, Большом театре и так далее. Памятник Минину и Пожарскому воздвигли на Красной площади. Автором этого произведения является Иван Петрович Марсов. Скульптор соблюдал традиции классицизма. По этой причине герои облачены в античные одежды. Московский классицизм не мог похвастаться такой же величественной монументальностью, как петербургский. Ему были присущи маленькие особняки усадебного типа. Можно сказать, что московский классицизм больше приближен к человеку, очень наивен и свободен. Дом Лопухиных – лучший московский особняк, выполненный в этом стиле. Данный проект разрабатывался архитектором А. Г. Григорьевым. Он является выходцем из крепостных крестьян.

особенности классицизма в архитектуре

Застройка провинциальных городов

Она осуществлялась аналогично московской. Провинция могла похвастаться рядом крупных мастеров. Барокко и классицизм в архитектуре зданий Сибири прослеживались уже с начала XIX века. Эти черты находили отражение повсеместно. К примеру, в Воскресенском соборе Томска или Московских воротах Иркутска. Позже классицизм окончательно укрепился в Сибири. «Белый дом» — одно из лучших первых творений, которое было выполнено в этом стиле. Его построили купцы Сибиряковы. Позднее он превратился в генерал-губернаторскую резиденцию. Никольский казачий собор был возведен в Омске в соответствии с проектом известного архитектора. Речь идет о Василии Петровиче Стасове. Знамя Ермака хранилось именно в этом соборе.

Кризисный период

Он начался в 30-е годы XIX столетия. Современники перестали восхищаться угнетающим однообразием зданий с колоннами. Об этом также упоминал Н. В. Гоголь. В тот период Петербург был охвачен строительством доходных домов. Для них требовалось наличие нескольких подъездов. Однако, согласно канонам классицизма, можно было сделать лишь один главный ход, который должен был располагаться в центре сооружения. Нижние этажи доходных домов также претерпевали изменения. В них начали размещать магазины. Даже здесь нормы классицизма никак не могли быть соблюдены. Это было обусловлено наличием широких витрин. Таким образом, под натиском реалий современности классицизм вынужден был уйти.

Новые направления

Творческие мысли архитекторов начали основываться на принципах «умного выбора». Они считали, что сооружение должно быть исполнено в таком стиле, который наиболее соответствует его назначению. И все же конечный результат зависел от вкуса архитектора и пожеланий заказчика. Усадьбы помещиков начали строиться в стиле средневековой готики. При этом в городах возникали аристократические особняки, соответствующие всем канонам нового барокко. Иногда заказчики осыпали архитекторов нестандартными требованиями. Таким образом, у доходного дома могли появиться венецианские окна. Начался период смешения стилей.

классицизм в русской архитектуре скульптуре

Основные отличия классицизма в архитектуре

Главной отличительной чертой архитектуры классицизма стало обращение к формам античного зодчества, которые архитекторы считали эталоном простоты, гармонии, строгости, монументальности и логической ясности.

Архитектура классицизма — это четкость и геометризм объемной формы, а также регулярность и логичность планировки. Основой архитектурного языка классицизма является ордер, в своих формах и пропорциях близкий к античности.

Кроме того, для классицизма свойственны строгие симметрично-осевые композиции, регулярная система планирования городской застройки и сдержанность декоративного убранства.

Не удивительно, что главным элементом классического здания остается ордер (от латинского — порядок, строй). Этот архитектурный прием, появившийся еще в 6 веке до нашей эры, стал очень популярен и встречается в разных своих разновидностях во всех без исключения классических зданиях.

Различные виды архитектурных ордеров
Различные виды архитектурных ордеров

Полный ордер включает в себя антамблемент, колонну и пьедестал и чаще всего остается единственным украшением классического здания, не нуждающегося в других элементах декора.

Классика в интерьере — это минимум лишних деталей, четкость линий, сдержанные цвета (кремовый, бежевый, приглушенные оттенки зеленого), а также использование дорогих, натуральных материалов.

Интерьер в классическом стиле
Интерьер в классическом стиле

Сейчас здания в строгом классическом стиле стали большой редкостью и неизменно притягивают внимание, вызывая восхищение строгими, четкими формами, симметрией фасадов и элегантностью колонн. Говорить о возрождении классицизма в архитектуре, конечно же, пока не приходится, однако до сих пор это направление имеет своих преданных поклонников.

К сожалению, чаще всего такая привязанность выражается в оформлении интерьеров, а не внешнего облика зданий, что зачастую создает несоответствие фасада и внутреннего наполнения. К тому же, современным архитекторам все еще есть чему поучиться у классиков, например, оформлению больших пространств и целых кварталов городов, ведь планирование городской застройки по принципам классицизма отличалось продуманностью, рациональным подходом и неизменно создавало уникальный, очень привлекательный пейзаж большого города.

Источники

  • https://wiki2.org/ru/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B7%D0%BC
  • https://anews.com/novosti/119181573-klassicizm-jeto-idei-i-cherty-klassicizma-klassicizm-v-literature-russkij-klassicizm.html
  • https://evivid.ru/klassicizm-v-skulpture-arkhitekture.html
  • https://www.rmnt.ru/story/realty/ocharovanie-traditsiy-klassitsizm-v-arxitekture.372448/
  • http://www.facade-project.ru/spravochniki/razdel_statej/fasadnyj_dekor_v_stilyah_arhitektury/klassicizm_v_arhitekture_rossii/
  • https://FB.ru/article/159584/klassitsizm-v-arhitekture-rossii-foto

[свернуть]

Похожие статьи

Adblock
detector