Кружевные фарфровые статуэтки из Германии: история производства

Кружевные фарфровые статуэтки из Германии: история производства

Немецкие «кружевницы»

Этот удивительный фарфор, кажущийся таким легким и невесомым, называют также «Дрезденским фарфором», именно в этом городе в начале XVIII века и был открыт секрет его изготовления. В конце этого же столетия приступили к массовому изготовлению статуэток. В основном это были фигурки балерин, танцовщиц, прекрасных дам в пышных нарядах из тончайшего кружева, галантных кавалеров.
Нежная цветовая гамма — бледно-розовая или голубая — еще более усиливала впечатление легкости и воздушности их нарядов.Кружевные фарфровые статуэтки из Германии: история производства
Сам процесс создания таких статуэток выглядел так:
Кружева погружали в специальную фарфоровую массу, обволакивающую их, затем формировали из них одежду непосредственно на статуэтках и отправляли в печь для обжига. При этом текстильное кружево сгорало и оставалось только фарфоровое.Кружевные фарфровые статуэтки из Германии: история производства
Вначале, из-за того, что температура, при которой мастера проводили обжиг, была недостаточно высокой, кружева получались очень хрупкими и часто ломались даже от простого прикосновения. Поэтому фигурок той поры сохранилось очень-очень мало.Кружевные фарфровые статуэтки из Германии: история производства
Вот как раз на правой статуэтке и видно поврежденный фарфор. В дальнейшем производители старались усовершенствовать этот процесс, чтобы получать более прочные кружева. Каждый из них пытался найти свой уникальный состав фарфоровой массы и условий обжига, чтобы фарфор получался более прочным. И если кому-то это удавалось, информацию хранили в строжайшем секрете. Температура обжига превышала 1300 градусов.Кружевные фарфровые статуэтки из Германии: история производства

Кружевные фарфровые статуэтки из Германии: история производства
Винтажный немецкий кружевной фарфор. Франц Уиттер, Дрезден. «Три играющие девочки»Кружевные фарфровые статуэтки из Германии: история производства
Rare Twin Dresden Germany «Dancing Ladies»Статуэтка «Дама за роялем». Ажурный фарфор, роспись, золочение, глазуровка. Dresden. Германия, 1930-е гг.
Статуэтка «Дама за роялем». Ажурный фарфор, роспись, золочение, глазуровка. Dresden. Германия, 1930-е гг.

Самыми известными производителями кружевных статуэток были завод Фолькштедт (Volkstedt) в Зитцендорфе (год основания 1760 г.) и мануфактура Унтервайсбах (Unterweissbach) в Тюрингии (1882 г.).
Статуэтки Volkstedt
В 80-е годы XIX века на заводе начинает работать Антуан Мюллер. При нем завод Фолькштедт и начинает выпускать свои знаменитые фирменные кружевные статуэтки.Кружевные фарфровые статуэтки из Германии: история производства

Антикварная статуэтка «Менуэт». Volkstedt Германия 1900
Антикварная статуэтка «Менуэт». Volkstedt Германия 1900Кружевные фарфровые статуэтки из Германии: история производства
Antique German Volkstedt Dresden Full Lace Sitting Lady FigureКружевные фарфровые статуэтки из Германии: история производства
«Две танцующие девушки», кружевные, Volkstedt, Германия, кон.19 — нач.20 вв.«Дама с дочкой», кружевницы, Volkstedt, Германия
«Две подружки» и «Дама с дочкой», кружевницы, Volkstedt, ГерманияAntique Pair Porcelain Lace Ballet Figurines E&A Muller Volkstedt Dresden
Antique Pair Porcelain Lace Ballet Figurines E&A Muller Volkstedt DresdenАнтикварная старинная фарфоровая статуэтка «Грезы любви, девушка с книгой на диване», кружевная производства Muller & Co, Volkstedt, Германия, нач.20 в.
Антикварная старинная фарфоровая статуэтка «Грезы любви, девушка с книгой на диване», кружевная производства Muller & Co, Volkstedt, Германия, нач.20 в.«Балерина», кружевной фарфор, E & A Muller, Volkstedt, 1890-1930
«Балерина», кружевной фарфор, E & A Muller, Volkstedt, 1890-1930«У портшеза», кружевная, E&A Muller, Германия, кон. 19 в.-нач. 20 в.
«У портшеза», кружевная, E&A Muller, Германия, кон. 19 в.-нач. 20 в.«Танцующая девушка в кружевном платье», Muller & Co, Volkstedt, Германия, нач. 20 века.
«Танцующая девушка в кружевном платье», Muller & Co, Volkstedt, Германия, нач. 20 века.Фарфоровая статуэтка «Девушка на балу», кружевная. Muller & Co, Volkstedt, Германия, 1920-30 гг.
Фарфоровая статуэтка «Девушка на балу», кружевная. Muller & Co, Volkstedt, Германия, 1920-30 гг.«Девушка с лютней», кружевная, Volkstedt, Германия, до 1935 г.
«Девушка с веером» и «Девушка с лютней», кружевная, Volkstedt, Германия, до 1935 г.«Дама-кружевница с лютней в розовом платье», Volkstedt, Германия
«Танцующая пара» и«Дама-кружевница с лютней в розовом платье», Volkstedt, ГерманияСтатуэтка «Музыкальная пара». Ажурный фарфор, роспись, золочение, глазуровка. Dresden (Саксония), Германия, 1930-е гг.
Статуэтка «Музыкальная пара». Ажурный фарфор, роспись, золочение, глазуровка. Dresden (Саксония), Германия, 1930-е гг.Фарфоровая статуэтка «Три девушки в кружевных платьях» Muller & Co, Volkstedt, Германия
Фарфоровая статуэтка «Три девушки в кружевных платьях» Muller & Co, Volkstedt, Германия«Дама в желтой шляпке». Volkstedt- Muller
«Дама в желтой шляпке». Volkstedt- Muller и «Отдых».«Влюбленная пара». Volkstedt- Muller
«На балу» и «Влюбленная пара».. Volkstedt- Muller«Балерина-кружевница», Muller & Co, Германия
«Балерина-кружевница», Muller & Co, ГерманияФарфоровая статуэтка «Фани Эльслер», кружевная. Volkstedt), после 1940 гг.
Фарфоровые статуэтки, кружевные. Volkstedt), после 1940 гг.«Три сестры» Немецкая мануфактура 1950-х гг
«Три сестры» Немецкая мануфактура 1950-х ггФарфоровая кружевная статуэтка «Дама в капоре с золотым пером и зонтиком». ACKERMANN & FRITZE (Volkstedt), 1908-51 гг.
Фарфоровая кружевная статуэтка «Дама в капоре с золотым пером и зонтиком». ACKERMANN & FRITZE (Volkstedt), 1908-51 гг.Фарфоровая статуэтка танцовщицы-балерины кружевница. ACKERMANN & FRITZE (Volkstedt, Thuringia, Germany)

История

Кружевной фарфор как явление мог возникнуть только в Германии, поскольку именно здесь открыли рецепт глиняной массы одновременно прочной и пластичной. Хотя Мейсен, а вместе с ним и Саксония, стали пионерами тонкостенной керамики, очень скоро конкуренцию им составили фабрики из Тюрингии, работавшие в том же стиле.

В 1757 году арканист Георг Генрих Махелейдт из небольшого городка Зитцендорф, вслед за Иоганном Бёттгером и Эренфридом Чирнхаусом, раскрыл секрет производства твёрдого фарфора. Как утверждают историки, сделал он это независимо от своих знаменитых соотечественников, путём долгих проб и ошибок.

Некий странствующий монах подсказал Махелейдту, где найти уникальный кварцевый песок, придающий керамическим изделиям особую белизну. Добившись стойких результатов и получив весьма достойные образцы высокотемпературной керамики, алхимик обратился к правящему принцу Шварцбург-Рудольштадта с просьбой об открытии первой в Тюрингии фарфоровой фабрики. В 1760 году он получил соответствующие привилегии и основал Sitzendorfer Porzellanmanufaktur.

Sitzendorfer Porzellanmanufaktur

Два года спустя мощности предприятия переместили в соседний Фолькштедт, ближе к резиденции князей Шварцбург-Рудольштадских. А история зитцендорфской фабрики продолжилась только в 1850 году. Пустующее здание выкупил владелец местной гостиницы Вильгельм Либманн и повторно основал фарфоровую мануфактуру под покровительством княжеской семьи. Сначала здесь производили недорогую посуду и головки для кукол, однако, когда в 1858 году владельцем стал Альфред Войт, перешли на элитные статуэтки и предметы декора. Фабрика копировала мейсенские образцы в стиле рококо, которые пользовались в то время огромной популярностью.

Рождение «Кружевниц»

В 1884 году статуэтки были впервые украшены кружевом, которое впоследствии принесло Sitzendorfer Porzellanmanufaktur мировую известность. По мере совершенствования технологии, из ажурной «ткани» стали делать не только отдельные детали, но и весь наряд. Пышные платья и юбки викторианской эпохи или многослойные пачки балерин, до сих пор производят незабываемое впечатление и вызывают лишь один вопрос: как подобное вообще возможно? Технология с одной стороны проста, с другой – требует от мастера ювелирной точности и опыта, иначе чуда не произойдёт.

Кружевной фарфор Sitzendorfer Porzellanmanufaktur

Для создания фарфорового кружева используется настоящий тюль или хлопчатобумажное плетение Plauener. На деревянное основание наносят фарфоровую массу, но не такую жидкую, как заливаемый в формы шликер, а напоминающую по консистенции густую сметану. Сверху укладывают полоску кружева нужной ширины и пропитывают, помогая себе инструментом. Именно здесь нужно особое мастерство: если использовать много фарфорового раствора, он при обжиге заполнит отверстия и ажурная ткань не получится, а при нехватке массы останутся разрывы. Затем полоску собирают искусными складками на воротнике, юбке или рукавах статуэтки, причём за один раз – переделок допускать нельзя. При обжиге свыше 1300°С ткань выгорает, оставляя лишь керамические кружева тончайшей работы.

Судьба Sitzendorfer Porzellanmanufaktur

В XX веке деятельность первооткрывателя кружевного фарфора продолжалась с переменным успехом. После 1958 года он был национализирован правительством Восточной Германии и пришёл в упадок. Устаревшее оборудование и отсутствие квалифицированного персонала не позволяли Sitzendorfer Porzellanmanufaktur достойно конкурировать на рынке элитной керамики.

Статуэтки Sitzendorfer Porzellanmanufaktur

Масштабная реконструкция предприятия началась в 1985 году, когда государство осознало, что доставшаяся ему в наследство развитая фарфоровая индустрия может стать самым доступным и эффективным источником валюты. После денационализации подъём производства некоторое время продолжался. Вплоть до 2000 года фабрика процветала, возродив былую славу и повторяя в основном ассортимент XIX века, в том числе и знаменитых «Кружевниц». Однако новые владельцы предприятия – Карла и Уве Германн не смогли правильно выстроить его экономическую стратегию, что привело в 2013 году к банкротству и закрытию производства.

Сегодня прекрасные статуэтки Sitzendorfer Porzellanmanufaktur можно приобрести только на антикварных аукционах или официальном сайте предприятия. Его клеймо – синяя буква «S» под геральдической короной.

Клеймо Sitzendorfer Porzellanmanufaktur

Дрезденский фарфор

Технология изготовления фарфоровых кружев использовалась ещё несколькими немецкими фабриками. Три из них продолжают выпускать изысканные статуэтки и сегодня, радуя ценителей и коллекционеров. Это – Мейсен, Фолькштедт и Унтервейсбах. «Кружевницы» выполнены только в стиле рококо, независимо от того, какие ещё направления развивал производитель.

На многих аукционах статуэтки всех перечисленных фабрик объединяют общим термином «Дрезденский фарфор». Он стал синонимом высочайшего качества и эксклюзивности декоративных предметов, чем обуславливается их немалая цена. Термин также указывает на парадный рокайльный стиль, в котором изготовлены статуэтки под брендом «Дрезден». Большинство из них относится к XIX веку, когда в Германии отмечалось «Возрождение рококо». На самом деле в Дрездене лишь расписывали «бельё», поставляемое из Мейсена, а кроме того, массово продавали дорогостоящий саксонский и тюрингский фарфор. В результате у коллекционеров, особенно иностранных, часто возникала подмена понятий. До сих пор на аукционах под общим названием «Дрезден» продаются статуэтки разных производителей, о чём обязательно сообщается в описании лота.

Кружевной Дрезденский фарфор

Мейсен

В ассортимент головного предприятия Германии «Кружевниц» ввёл модельмейстер Эрнст Август Лютериц. В середине XIX века он модернизировал многие рокайльные модели, дополнив ими продукцию классического стиля. По инициативе Лютерица, нежнейшие кружевные наряды украшались изящными цветами, что делало статуэтки ещё более изысканными. Новшество позволило восстановить интерес к продукции Мейсена, снизившийся из-за жёсткой политики России, Франции и Великобритании относительно импорта из Германии. Каждая страна защищала своих производителей, к тому же качество мейсенского фарфора к тому времени ухудшилось и было несопоставимо с уникальными изделиями XVIII века.

Фолькштедт

Предприятие, фактически основанное Георгом Махелейдтом в 1762 году, считается старейшим из существующих в Тюрингии. Фольштедт можно назвать «застывшей копией Мейсена», ведь здесь бережно сохраняют традиции рокайльного стиля, сделав ставку именно на «Кружевниц». Они помогли фабрике выдвинуться в топ самых известных производителей фарфора класса «люкс» и превратиться из обычного производства в популярный туристический объект.

Кружевной фарфор Фолькштедт

В 1990 году, после объединения Германии, баварский концерн Seltmann Weiden выкупил фабрику Фолькштедта и произвёл здесь масштабную реконструкцию. Цеха заключили в стеклянный куб и теперь регулярно организуют по ним туристические эксукрсии. Желающие могут своими глазами увидеть, как создаются легендарные статуэтки из кружевного фарфора по технологиям, не изменившимся с XIX столетия. Формы тоже используются старинные, отчего перед восхищёнными зрителями оживают многие выдающиеся личности прошлого: российская императрица Екатерина II, прусский король Фридрих Великий, известная австрийская танцовщица Фанни Элслер и многие другие. Их объединяет одна деталь – великолепные ажурные кружева, без которых немыслимы образы «галантной эпохи».

Как из Мейсена, но по-другому

Изящные фигурки и предметы быта из «кружевного фарфора» с 18 века производили многочисленные немецкие компании, преимущественно из Саксонии. Многие по ошибке причисляли эти изделия к мейсенскому фарфору, но на самом деле это не так.

Путаница существует уже более 200 лет, и причины её вполне обоснованны. Дело в том, что именно в Дрездене в 1710 году впервые открылся Королевский саксонский фарфоровый завод. Год спустя владельцы перевезли его в Мейсен, где он находится по сей день. Мировую популярность предприятие приобрело также под именем Мейсенского завода. В течение 18–19 веков мейсенский фарфор стали называть дрезденским в Англии, Канаде и США. Но, по факту, «дрезденское кружево» сильно отличается от мейсенского фарфора.

Сама идея зрела не один год и создавалась не одним человеком. Так, в период с 1850 по 1914 годы около 200 художественных студий в Дрездене и его окрестностях изобрели особый «дрезденский» стиль, соединив технологии производства мейсенского и венского фарфора. Поначалу все работали в меру своих возможностей и таланта: в то время как работы одних студий превосходили «мейсен» по качеству, другие были лишь посредственными копиями.

Но всё же распознать дрезденский стиль было легко уже тогда: большинство статуэток выглядели не такими плотными и массивными, как те, что делались в Мейсене.

куколки из кружевного фарфора, Дрезден

Создатели подлинных мейсенских куколок прессовали фарфоровую глину в формах, получая цельные готовые изделия. А дрезденские скульпторы создавали свою продукцию путём заливки жидкого фарфора или «промокания» гипсовых форм. Поскольку гипс впитывал жидкость по бокам, его частички как бы нарастали на тонкие стенки фарфора, придавая его очертанию дополнительный мелкий рельеф. Затем мастера выливали оставшуюся смесь из формы. Полученный оттиск был тонким, лёгким и полым внутри. Таким образом, изготовление фигурок в дрезденской манере обходилось дешевле, чем работникам Мейсенского завода.

Фарфор-недотрога

Настоящее кружево, отличительная черта статуэток, появилось уже в конце 19 века в качестве причудливого дополнения к одежде персонажей. Изготовить кружево было несложно. Рабочие окунали настоящее кружево в жидкий фарфор, затем вырезали из полученного «полотна» подходящие по форме фрагменты и формировали детали, прикладывая их к фигуркам. В процессе обжига настоящие кружевные нити сгорали, оставляя копию ажурного переплетения.

Поначалу печи для обжига такого фарфора прогревали не очень сильно. Из-за этого кружева получались очень хрупкими и могли рассыпаться даже от прикосновения. Поэтому работ 17 века сохранилось очень мало, и они считаются раритетами.

фарфоровая фигурка балерины, Дрезден

Долгое время мастера пытались изобретать новые рецепты прочности. И каждая мастерская находила свой способ — методом проб и ошибок. Разумеется, все авторские находки хранились в строжайшем секрете.

Как отличить дрезденский кружевной фарфор?

В конце 19 века работники мануфактур научились разогревать печи до температуры выше 1300ºС — это стало шагом к массовому производству. Чаще всего это были так называемые «кринолиновые группы» — композиции из нескольких фигурок, изображающие сцены из жизни придворных, балы, пикники, сцены из античных мифов и, конечно, любовные эпизоды.

фарфоровая скульптурная группа, Дрезден

Чтобы подчеркнуть воздушность своих творений, создатели окрашивали их в пастельные тона, в основном бледно-розовые и голубые. Также дрезденский кружевной фарфор отличается обилием лепных цветочков, украшающих наряды и причёски. Художники создавали эти миниатюрные детали лепесток за лепестком, а затем прикрепляли их по одному.

Самыми известными немецкими производителями ажурных статуэток считаются завод Фолькштедт (Volkstedt) в Зитцендорфе, мануфактура Унтервайсбах (Unterweissbach) в Тюрингии и фабрика Карла Тиме в Потшапеле (сейчас VEB Saxonian Porcelain Manufactory Dresden). Последнее из перечисленных предприятий — единственный на сегодняшний день официальный изготовитель дрезденского фарфора в Германии.

В конце XVIII века на мануфактуре Meissen были выделены специальные дни для производства товара для России. 40% фарфорового экспорта в Россию составлял Мейсен

В конце XVIII века на мануфактуре Meissen были выделены специальные дни для производства товара для России. 40% фарфорового экспорта в Россию составлял Мейсен

Вазы и кувшины

Вазы и кувшины
××Невероятный мейсенский фарфор - великолепие, чудо и роскошьНевероятный мейсенский фарфор - великолепие, чудо и роскошь
Невероятный мейсенский фарфор - великолепие, чудо и роскошь
Невероятный мейсенский фарфор - великолепие, чудо и роскошь
Невероятный мейсенский фарфор - великолепие, чудо и роскошь

Люди

Люди
Невероятный мейсенский фарфор - великолепие, чудо и роскошь
Невероятный мейсенский фарфор - великолепие, чудо и роскошь
Невероятный мейсенский фарфор - великолепие, чудо и роскошь
Невероятный мейсенский фарфор - великолепие, чудо и роскошьНевероятный мейсенский фарфор - великолепие, чудо и роскошь
Невероятный мейсенский фарфор - великолепие, чудо и роскошь
Невероятный мейсенский фарфор - великолепие, чудо и роскошь
Невероятный мейсенский фарфор - великолепие, чудо и роскошь

Животные

Животные
Невероятный мейсенский фарфор - великолепие, чудо и роскошь

Своего расцвета мануфактура в Мейсене достигает в 1730-х годах, когда на фабрику приходит скульптор Иоганн Иоахим Кендлер. Индюк, 1742 год

Своего расцвета мануфактура в Мейсене достигает в 1730-х годах, когда на фабрику приходит скульптор Иоганн Иоахим Кендлер. Индюк, 1742 год
Невероятный мейсенский фарфор - великолепие, чудо и роскошь
Невероятный мейсенский фарфор - великолепие, чудо и роскошь
Иоганн Кендлер создал большую коллекцию фарфоровых фигурок и миниатюр, героями которой были крестьяне, горожане, знатные дамы и господа, музыканты, маски итальянской комедии, боги Олимпа, аллегорические персонажи, животные, птицы и многие другие. Невероятный мейсенский фарфор - великолепие, чудо и роскошь
Невероятный мейсенский фарфор - великолепие, чудо и роскошь
Невероятный мейсенский фарфор - великолепие, чудо и роскошь

Посуда и предметы интерьера. Лебединый сервиз

Посуда и предметы интерьера. Лебединый сервиз
История его создания началась в 1735 году, когда управляющим фабрикой Meissen стал граф Генрих фон Брюль, премьер-министр Саксонии. Именно для него был придуман и выпущен сервиз «Лебединый». Знаменитая коллекция была рассчитана на 100 персон и насчитывала более 2000 предметов. Лебедь, как образ был выбран не случайно, в культуре многих народов он является символом чистоты и мудрости. Фамилия «Брюль» буквально переводится, как «стоячая вода». Говорят, именно поэтому поверхность изделий этой коллекции декорирована тонким рельефом, имитирующим водную рябь. Но и сюжет сервиза, позаимствованный с гравюр Вацлава Холлара (Václav Hollar), имеет водную тему. А сюжет таков: два лебедя медленно плывут по воде, в зарослях тростника видна цапля, в клюве она держит рыбу, на встречу ей летит вторая цапля. Невероятный мейсенский фарфор - великолепие, чудо и роскошь
Невероятный мейсенский фарфор - великолепие, чудо и роскошь
Невероятный мейсенский фарфор - великолепие, чудо и роскошь
Невероятный мейсенский фарфор - великолепие, чудо и роскошь
Невероятный мейсенский фарфор - великолепие, чудо и роскошь

Мейсенская мануфактура по сей день выпускает свои шедевры, ценимые и почитаемые во всем мире

Мейсенская мануфактура по сей день выпускает свои шедевры, ценимые и почитаемые во всем мире

Факты и легенды – от алхимии к магии

Бёттгер с 16 лет всерьез мечтал добиться цели всех алхимиков, но на пути к результату позволял себе пудрить мозги современникам. Демонстрировал опыты по «золочению» простых металлов. Дешевый пиар не остался без внимания властей, и от преследования короля Пруссии «фокуснику» удалось спрятаться под крылом саксонского правителя. Августу Сильному, приютившему алхимика не из благородных позывов, Бёттгер нужен был по двум причинам:

  1. Правитель Саксонии любил роскошную жизнь, но казна была пуста. А вдруг алхимик действительно получит золото, и тогда материальные проблемы останутся в прошлом.
  2. В те годы Августом владела всепоглощающая страсть к китайскому фарфору. Ни одна попытка европейцев разгадать рецепт и технологию тонкостенной белоснежной посуды не приносила результата. Того, кто станет первым владельцем фарфоровой мануфактуры, ожидало сказочное богатство. Поэтому Август Сильный рассчитывал, что Бёттгер «нахимичит» белое золото, добудет славу своему покровителю и набьет казну.

Надежды получить неиссякаемый источник золота рухнули уже в 1701 году. Беттгер промотал деньги, выделенные курфюрстом на опыты, и был заключен под стражу. А через 3 года незадачливый, но пытливый алхимик поступил в распоряжение Фон Чирнгауза, занимавшегося поиском рецепта фарфора. Будучи создателем стеклянных заводов, граф исследовал минералы, ставил физические опыты, пытаясь получить подходящую глиняную массу.

Кружевные фарфровые статуэтки из Германии: история производства
Ломоносовский фарфор — история создания императорских сервизов с кобальтовой сеткой и обзор современной посуды ИФЗ

Яшмовый фарфор

Тандем физика и алхимика дал первые результаты в 1705 г. Образцы керамики этого периода получились непористыми, тонкостенными, звенящими, стойкими к высокой температуре, но красными. Создавалось впечатление, что посуда вырезана из яшмы — минерала похожего оттенка. Структура керамики уже почти соответствовала китайскому фарфору, но секрет белизны материала пока оставался нераскрытым.

Исследователи продолжали поиски. А яшмовый фарфор становился популярным благодаря:

  • благородной матовой поверхности — бархатистые стенки кувшинов и ваз не глазуровали;
  • мягким терракотовым оттенкам;
  • строгой готической форме;
  • золотой или цветной росписи;
  • лепным орнаментам.

Спустя время продукции дали имя Бёттгера.

Кружевные фарфровые статуэтки из Германии: история производства
На фото — антикварные изделия, старинный беттгеровский фарфор

Впрочем, слава изобретателя фарфора тоже полностью досталась алхимику.

Но знати нужна была посуда такого же цвета, как и китайская. Вдохновленный первым успехом Август Сильный проспонсировал дальнейшие поиски: в Дрездене оборудовали лабораторию, где суждено было родиться настоящему белому золоту.

Кружевные фарфровые статуэтки из Германии: история производства
Предметы из сервиза «Лебединый»

Как нашли главный ингредиент

Исторически подтвержденных сведений о том, как из всех сортов глины, встречающихся на территории Саксонии, была найдена «шнорровская земля», ставшая аналогом каолина (главного ингредиента китайского фарфора), нет. Но бытует забавная легенда о том, как Беттгер разгадал секрет, над которым европейцы так долго бились.

Известно, что в те годы в моде были парики. При изготовлении аксессуара цирюльники использовали пудру. Но и здесь не обошлось без мошенничества. Алхимик обратил внимание на то, что его парик припудрен странной субстанцией — жирной и комковатой. В ходе разбирательства Бёттгер выяснил, что недобросовестный цирюльник, желая сэкономить, посыпал парики сухой растолченной глиной белого цвета. Чирнгауз с Бёттгером вышли на поставщика сырья — не уступающую по качеству каолину «пудру» для париков продавал купец Шнорр.

Читайте такжеКружевные фарфровые статуэтки из Германии: история производства
Посуда Валмер — обзор коллекций от сковороды и чайника до термокружек и овощерезок

Результаты испытаний произвели настоящий фурор. В записях о каждом шаге к поставленной цели за 15.01.1708 г зафиксирован день рождения немецкого фарфора. Полупрозрачная белая пластина, прошедшая 12-часовой обжиг, стала первым образцом. Испытания получили высочайшую оценку: материал превосходил китайскую продукцию по прочности. Так изобрели твердый фарфор, который впоследствии станет известен на весь мир как мейсенский.

Первая мануфактура

Убедившись в достижении нужного результата — белоснежного тонкостенного фарфора, курфюрст повелел приступить к производству, отдав в 1710 г. под первую мануфактуру замок в Мейсене. Бывший алхимик поставлен во главе предприятия. Но подступы к замку Альбрехтсбург охранялись, а Беттгер, который владел тайной технологии и сам разработал рецептуру глазури разных оттенков, трудился в строжайшей тайне, практически в заточении. Так Август Сильный пытался сохранить монополию на изготовление фарфора.

Кружевные фарфровые статуэтки из Германии: история производства
Ваза с лепной виноградной лозой, изготовлена до 1720 г.

Первые изделия — подражание китайскому фарфору — принесли саксонскому правителю славу, вслед за которой начала пополняться казна. Фабрика в Мэйсоне принимала заказы от первых лиц соседних государств и местной знати.

Кружевные фарфровые статуэтки из Германии: история производства
Чашка с блюдцем, ок.1720 г.

За два года до смерти (умер в 1719 г.) Бёттгер освоил подглазурную роспись кобальтом. Интересно, что ярко-синий оттенок получается только после обжига. Нанесенный на сырую глину кобальт — это грязно-зеленый цвет.

Есть непроверенная информация, ставшая еще одной легендой, о том, что в попытке продать секрет рецептуры и технологии, алхимик скрылся из-под надзора. Но властный курфюрст вернул беглеца, не увидевшего больше свободы.

Секрет белого золота из Майсена еще какое-то время хранили стены замка. Считается, что тайна стала достоянием конкурентов через еще одного беглеца — Самуэля Штельцеля. Зная всю кухню, он переметнулся за щедрое вознаграждение к венским мастерам. И, хотя слуги Августа Сильного нашли и вернули специалиста, да с ним еще и талантливого художника привезли в Альбрехтсбург, фарфоровое производство уже стало достоянием Германии, Австрии, Франции.

Имена и стили

В 30-х годах с приходом Иоганна Кендлера начался выпуск фарфоровой скульптуры. Вклад художника настолько повлиял на развитие предприятия, стиль продукции, что мастер до сих пор почитаем в Мейсоне наравне с Бёттгером. Сейчас за статуэтку (одну!) из «Обезьяньего оркестра», созданного скульптором, а после преподнесенного в дар мадам Помпадур, на сайте антиквариата запрашивают до 60 000 руб.

Кружевные фарфровые статуэтки из Германии: история производства

Формы, разработанные Кендлером, актуальны на современном производстве, давно стали классикой. А тогда его блюда и подсвечники, конфетницы и композиции из фигурок животных, людей, ангелов были новаторством. Знатоки мейсенского фарфора считают высочайшим достижением художника сервиз, состоящий из 2,2 тыс. предметов, каждый из которых — произведение искусства. Мастер над своим творением работал 4 года и назвал сервиз «Лебединым».

Кружевные фарфровые статуэтки из Германии: история производства
Супница из знаменитого сервиза

Десятилетиями оттачивалась рецептура, обогащалась палитра красок, совершенствовался стиль. Эпоха рококо постепенно вытеснялась классицизмом. Соратником Кендлера в новой стилистике стал Мишель Виктор Асье. Отвечая на запросы времени и вкусы знати, мейсоновская продукция становилась все популярнее. Слава дошла до России.

Своего фарфора у Петра I не было. Государь познакомил подданных с китайской и немецкой посудой из белого золота. Высшая знать настолько полюбила фарфоровые вазы, сервизы, предметы декора, что в Альбрехтсбурге выделяли дни, когда работали только на русские заказы.

Екатерина Великая, ко двору которой уже поставлял продукцию Императорский фарфоровый завод, не единожды обращалась к германским мастерам. В Ораниенбауме она обставила немецким фарфором один из кабинетов. В истории Мейсена эпохи классицизма эта работа осталась как «Большой русский заказ». По мотивам античной мифологии сделали 40 фигур-аллегорий, изображений богов.

Кружевные фарфровые статуэтки из Германии: история производства
На фотографии — скульптура «Бог Аполлон на солнечной колеснице»

Только немецким мастерам императрица могла доверить увековечить в фарфоре любимую собаку. В Мейсен доставили картину с изображением Земиры, подробное описание ее внешности и характера. И опять работа оказалась выше всяких похвал

Кружевные фарфровые статуэтки из Германии: история производства
Любимая собака Екатерины II, 1776 г.

Мода на саксонские вазы, сервизы, статуэтки наложила отпечаток на первую продукцию Императорского фарфорового завода, заработавшего в С-Петербурге в середине XVIII в. Даже в Дулево, наряду с народными агашками для разночинцев, делали изысканные сервизы, достойные высшей знати, в духе лучших саксонских образцов.

Где сейчас работают мейсенские мастера

Замок оставался единственной производственной площадкой фарфора до 1863 г.

Кружевные фарфровые статуэтки из Германии: история производства
Столовый сервиз-солитер (так называли набор посуды на одну персону) середины XIX в.

Уже в следующем году новые цеха заработали на юго-западе города. Эту прописку завод сохранил до сих пор. Всего в 12 км от предприятия добывают каолин, из которого современные мейсенские мастера творят фарфоровые шедевры, расписывая их, как и прежде, вручную.

Кружевные фарфровые статуэтки из Германии: история производства

Источники

  • https://celebrity.moscow/drezdenskie-kruzhevnicy-i-opjat-ljubuemsja-farforom-2/
  • https://yacollectioner.ru/kruzhevnoj-farfor/
  • https://aussiedlerbote.de/2021/04/iskusstvo-germanii-chem-znamenit-drezdenskij-kruzhevnoj-farfor/
  • https://fishki.net/2539653-neverojatnyj-mejsenovskij-farfor—-velikolepie-chudo-i-roskoshy.html
  • https://chainica.media/brand/meissen.html

[свернуть]

Похожие статьи

Adblock
detector