Архитектура древней Греции: общая характеристика античного стиля, основные памятники

Архитектура древней Греции: общая характеристика античного стиля, основные памятники

Искусство Древней Греции

Искусство Древней Греции – это все произведения искусства, созданные собственно в Греции, греческих колониях, на территории эллинистического побережья Передней Азии и в части Скифии, испытывавшей влияние древнегреческой культуры, до момента, когда Греция оказалась под властью Рима, т.е. до 2 века до нашей эры.

В истории древнегреческого искусства принято выделять несколько основных этапов:

  • Эгейская, она же Крито-Микенская культура – 3-2 тыс. лет до нашей эры.
  • Гомеровский, он же геометрический период – 12-8 века до нашей эры.
  • Архаический период – 7-5 века до нашей эры.
  • Классический период – конец 5-4 век до нашей эры.
  • Эллинизм – конец 4 века до нашей эры – 2 век нашей эры.

Каждому из периодов свойственны свои черты и закономерности. Мы посмотрим, как развивались различные виды искусства в каждый из периодов. Пойдем по уже привычной и отработанной нами схеме:

  • Архитектура.
  • Скульптура.
  • Живопись.
  • Письменность и литература.
  • Музыка и зрелищные искусства.

Итак, приступаем!

Архитектура

Памятники архитектуры древнегреческого периода сохранились достаточно хорошо и в большом количестве, что позволяет увидеть определенные тренды и закономерности в развитии.

Крито-Микенский период

Крито-Микенский период характеризуется активными контактами со странами Востока, заимствованием восточной культуры и адаптацией ее к западным традициям. Как вы помните, в Древнем Египте особое внимание уделяли погребальным сооружениям, а примером адаптации к западным традициям могут служить микенские гробницы:

Микенские гробницы

Примером адаптации традиций строительства может служить Кносский дворец, названный так по наименованию древнего города Кносс на острове Крит:

Кносский дворец

К слову, Кносский дворец считается первым в истории человечества образцом многоэтажного строительства с водопроводом, канализацией, искусственным освещением, подземными сооружениями (лабиринтом), вентиляцией и даже отоплением. Схема лабиринта была воспроизведена на монетах Римского периода, когда Греция оказалась под властью римлян.

Сам дворец обнаружен в ходе раскопок, организованных греческим археологом-любителем Миносом Калокериносом (1843-1907). Впоследствии раскопки были продолжены английским археологом Артуром Эвансом (1851-1941). Узнать больше вы сможете из статьи «Кносский дворец» [П. Фатеев, 2013].

В целом, древнегреческие архитектурные традиции были более светскими, чем восточные, и у греков было меньше кричащей вызывающей роскоши. Этот тренд сохранился и в последующие периоды.

Гомеровский период

В гомеровский период превалирует так называемая «сырцово-деревянная архитектура», 4-скатные кровли, узкие вытянутые здания прямоугольной формы. Описание строений и скульптурных традиций данного периода есть в эпосах «Илиада» и «Одиссея». Многие ученые по сей день используют эти произведения как источник информации (как, например, для статьи «Жилой дом гомеровского периода в «Илиаде» и «Одиссее») [Е. Поляков, 2016].

Архаический период

Архаический период характеризуется зарождением двух определяющих стилей и направлений – ионического и дорического. Они во многом похожи, поэтому разницу, малозаметную для неспециалиста, лучше изобразить схематически:

Основные различия ионического и дорического стиля

Классический период

В классический период господствует дорический стиль, который изначально отличается некоторой тяжеловесностью, но затем прогрессирует до легких изящных форм. Образцы дорического стиля – это, например, храм Геры в Олимпии и храм Зевса в Афинах:

Храм Зевса в Афинах

В конце классического периода получает развитие такое направление в архитектуре, как коринфский стиль, который занимает господствующее положение в следующий период эллинизма.

Эллинизм

Период эллинизма в архитектуре Древней Греции прошел под эгидой коринфского стиля. Его красота и изящество стали определяющими для всей эпохи, а присущие ему тренды сохранились и в последующие периоды истории. Одним из красивейших образцов коринфского стиля является мавзолей в Галикарнасе на территории современного Бодрума в Турции:

Мавзолей в Галикарнасе

Мавзолей в Галикарнасе по сей день открывает все новые и новые тайны, что находит отражение в научных исследованиях 21 столетия.

Напомним, границы влияния Древней Греции были намного шире, нежели территория современной Греции, а культурный обмен благодаря тому, что Эгейское и Средиземное моря были судоходными, шел достаточно интенсивно.

Отдельно стоит сказать о строительстве амфитеатров в Древней Греции, предназначавшихся для массовых мероприятий. Предположительно, самым первым в 5 веке до нашей эры был построен амфитеатр в Афинах, получивший название «Театр Диониса», т.к. был предназначен для проведения торжеств, посвященных этому божеству. Далее традиция распространилась по всей подконтрольной грекам территории, а остатки амфитеатров можно увидеть практически в любой стране Средиземноморья.

И прежде, чем мы продолжим, предлагаем вам выполнить небольшое, но очень интересное задание.

Греческая архитектура

Древние греки очень заботились о красоте тех общественных мест, где они проводили большую часть своего свободного времени.

Для бесед и отдыха греки любили собираться в тени портиков.  Портик — один или несколько рядов колонн, поддерживающих крышу. Он укрывал от лучей палящего южного солнца, но не мешал ветерку освежать собравшихся.Парфенон
Портики украшали храмы и другие здания. Первоначально греки строили храмы из дерева. Крышу храма поддерживали простые деревянные столбы. В V веке до н. э. храмы были из камня, часто из мрамора.Древнегреческий храм

Греческий храм стоял на высоком фундаменте. Его окружали портики. В одних храмах колонны были мощные, с простой отделкой, в других -более стройные, с изящными украшениями. Стены храмов украшались рельефами. В центре здания находилось помещение со статуей того бога, которому был посвящен храм. Вокруг статуи обычно находились ценные и редкие вещи, подаренные храму городами и отдельными богатыми гражданами.

На агоре и около неё стояли наиболее красивые здания города. Олимпию украшали своими постройками и статуями самые выдающиеся архитекторы и скульпторы Греции.

Греческая скульптура

 храм Зевса в Олимпии храм
В V веке до н. э. греки достигли изумительного мастерства в скульптуре. Скульпторы стремились показать в своих произведениях лучшие качества греческих граждан, доставившие Греции победу над персами: храбрость, любовь к родине, умение не падать духом в опасности и мужественно переносить трудности боевой жизни. Они изображали юношей или людей зрелого возраста с мужественными, благородными лицами, со стройными, мускулистыми телами.Дискобол греция

Греческие скульпторы научились передавать движения человеческого тела. Чтобы лучше показать прекрасное тело человека, его обычно изображали обнажённым или полуобнажённым в момент спортивных игр или во время сражения. Одних людей скульпторы показывали бегущими, других — бросающими копьё или диск, третьих — борющимися. Древние греки раскрашивали мраморные статуи в телесный цвет и рисовали им глаза.

В храмах, на площадях и улицах стояли мраморные и бронзовые статуи богов, знаменитых людей Греции и победителей на играх.

Наиболее выдающимися скульпторами V века до н. э. были Мирон и Фидий.

Мирон замечательно передавал в своих статуях движения человеческого тела. Наиболее известна его статуя «Дискобол», то есть метатель диска.

верняя часть греческих колонн
Фидий руководил при Перикле строительством зданий на акрополе в Афинах. Современников поражали величие и красота созданных им статуй (рис. 78).

3. Афинский акрополь.

South_metope_Parthenon
В V веке до н. э. на афинском акрополе строились здания; которые должны были украсить и прославить Афины.

Главный храм акрополя — Парфенон — был сооружён в честь богини Афины — покровительницы города. Он был построен из мрамора.

По наружной стене здания шёл пояс рельефов. Рельефы изображали торжественно шествие афинян в праздник, посвященный богине.

В Парфеноне всё очень просто и очень строго. В нём нет никаких лишних украшений. Строители Парфенона сумели создать необыкновенное по красоте здание. Хотя впоследствии Парфенон подвергся большим разрушениям, он и сейчас поражает зрителей своей красотой. (Парфенон в современном виде изображён на рисунке 108 и в конце книги.)

Афинский акрополь, реконструкция Лео фон Кленце 1846 года (над акрополем возвышается статуя Афины Промахос)

Афинский акрополь, реконструкция Лео фон Кленце 1846 года (над акрополем возвышается статуя Афины Промахос)

Внутри Парфенона было два зала. В одном из них стояла одиннадцатиметровая статуя Афины работы Фидия. Статуя была сделана из дерева. Лицо, руки и ноги статуи были покрыты тонкими пластинками из слоновой кости. Это придавало им цвет человеческого тела. Одежда богини была сделана из золота. В другом зале Парфенона хранилась казна Афинского государства и морского союза.Фрагмент фронтона

На фронтонах  (см. объяснение к рис. 105) Парфенона стояли группы статуй. Одна группа изображала сцену из мифа о споре Афины и Посейдона. Миф рассказывал, что покровителем города должен был стать тот из богов, который сделает гражданам более ценный подарок. Посейдон ударил своим трезубцем по скале, и из неё забил источник воды. Афина воткнула в землю копьё, и в этом месте выросло оливковое дерево. Подарок Афины был признан более полезным, и она стала покровительницей города. Миф показывает, какое значение в Афинах придавали разведению олив.

Древние греки считали Афины красивейшим городом своей страны. Древний греческий писатель сказал: «Да ты чурбан, если не видел Афин! Если видел и не восторгался, ты — осёл, а если добровольно покинул Афины, то ты — верблюд!»

Цветная иллюстрация XI. Афинский акрополь в V веке до н. э. Акрополь стоит на холме.
Цветная иллюстрация XI. Афинский акрополь в V веке до н. э. Акрополь стоит на холме. Он окружён каменными стенами, сохранившимися от того времени, когда здесь была крепость. Вход на акрополь через портики; правее их-небольшой храм богини победы. На акрополе против входа — огромная статуя богини Афины, отлитая Фидием из бронзы. Её позолоченные шлем и остриё копья моряки видели, ещё подплывая к Пирею. Статуя была сооружена на средства от добычи, захваченной афинянами в Марафонской битве. Правее статуи — храм Парфенон; около него приносят жертвы — сжигают внутренности и куски мяса животных. Слева — храм в честь Афины и Посейдона, около него — священное оливковое дерево, будто бы посаженное Афиной. Акрополь изображён во время праздника; туда несут сосуды с маслом и вином и ведут животных для жертвоприношений.

Фидий показывает друзьям, в том числе Периклу и Аспасии, парфенонский фриз. Картина Л. Альма-Тадемы, 1868.

Фидий показывает друзьям, в том числе Периклу и Аспасии, парфенонский фриз. Картина Л. Альма-Тадемы, 1868.

Города античного мира того времени, как правило, возникали в непосредственной близости от скалы, это относится и к знаменитому городу Афины. На скале возводилась цитадель, для того чтобы было где укрыться при наступлении врага, строение еще называлось акрополем. Скала возвышалась над Афинами примерно на 150 метров и служила также естественным сооружением для защиты. Так со временем стал образовываться верхний город, имеющий вид крепости с разнообразными оборонительными, культовыми и общественными строениями.

Акрополь вполне справедливо можно отнести к таким местам, которые все называют неповторимыми и великолепными.

Размеры не большие, всего за несколько минут можно пройти весь город от одного конца до другого. Стены города обрывисты и очень круты. Есть четыре основных творения, которые расположены в этом прекрасном месте.

В первую очередь это дорога в форме зигзага, которая ведет от подножия храма к его единственному входу, это монументальные Пропилеи – вторая достопримечательность города. Но прежде чем пройти сквозь ворота можно обернуться направо, так как в этом месте высится храм богини победы Ники, которая окрашена колоннами.

Это легкое строение, необычно прекрасное и воздушное, которое выделяется на фоне голубого неба своей белизной. Богиня в то время изображалась красивой женщиной, которая имела большие крылья, что символизировало тот факт, что победа как явление – не постоянна, она перелетает с одного объекта на иной. Но афиняне изобразили Нику без крыльев, чтобы она никогда не смогла покинуть город.

древнегреческая архитектура
Сразу за Пропилеями находится Афина Воительница, которая приветствует путников своим копьем, что служило определенным маяком для мореплавателей. На Акрополе расположен также и храмовый ансамбль, имеющий название Сразу за Пропилеями находится Афина Воительница, которая приветствует путников своим копьем, что служило определенным маяком для мореплавателей. На Акрополе расположен также и храмовый ансамбль, имеющий название Эрехтейон, который задумывался, как несколько соединенных святилищ, в свою очередь расположенных на разных уровнях, так как скала не ровная.

Северный портик храмового ансамбля ведет в святилище Афин, где хранится статуя богини, выполненной из дерева. Дверь из этого святилища вела прямо в маленький дворик, где росло священное дерево, которое появилось после того, как Афина дотронулась именно в этом место своим мечом до скалы.

Через портик, который находится на восточной стороне, можно было попасть в святилище Посейдона, он также ударил мечом по скале и оставил три ручья. Акрополь приведен в пример, как объединение скульптуры и архитектуры того времени. Но есть и более общие характеристики искусства и культуры того времени, об этом ниже.

Особенности архитектуры Древней Греции

древнегреческая архитектура
Древнегреческая архитектура отличалась полным соответствием форм, а также их конструктивной основой, которые составляют единое целое. Основными элементами конструкций являются каменные блоки, которые служили основой для стен. Такие детали, как колонны обрабатывались самыми разными профилями, они дополнялись декоративными деталями и обогащались скульптурой.

Древнегреческие мастера свои работы доводили до совершенства и отточенности. Несмотря на огромные размеры творений, сооружения можно назвать настоящими произведениями искусства, причем ювелирного. Это основано на том, что при работе для мастеров не было ничего второстепенного.

Архитектура Древней Греции тесно переплетается в философией того времени, так как в ее основе лежали определенные представления о красоте и силе человека, который находился в полном единстве, а также гармоническом равновесии с окружающей природной средой и социальной. По той причине, что в Греции того времени, большое развитие получила общественная жизнь, то искусство, в частности архитектуры носили именно этот ярко выраженный социальный характер.

Развивалась архитектура двумя стилистическими потоками – ионическим и дорическом. Последний стиль наиболее простой, отличающийся лаконичностью форм. Его главные отличительные черты – простота и стиль. Ионический стиль намного сложнее, так как насчитывает большее количество деталей. К самым главным чертам можно отнести легкость пропорций, относительную декоративность, изящество и дифференцированность форм.

произведения древнегреческой скульптуры
Тот или иной стиль наиболее четко выражались в храмах. Как правило, они отличались среди древнеегипетских храмов небольшими размерами, были соразмерными человеку. Все богослужения происходили строго вне стен храма, так как он считался исключительно домом богов. Как правило, форма храмов была прямоугольной, окруженной по своему периметру колоннами и двускатной крышей. Вход обычно украшался фронтоном треугольной формы. В центре храмового зала размещалась статуя того божества, которому посвящено тот или иное святилище. Существует три основных стиля таких сооружений.

Самым простым является дистиль, который состоит из самого святилища прямоугольной формы. При этом передний фасад представляет собой лоджию с центральным проемом. По сторонам она огорожена стенами, которые называются антами, а между ними две колонны. Второй стиль – простиль. Он немного похож на актовый, но отличается тем, что имеет не две колонны, а четыре. И последний стиль – амфипростиль, как бы двойной простиль, где есть портики с четырьмя колоннами, которые находятся на переднем и заднем фасадах сооружения.

Особенности планирования городов

Особенности планирования городов
Кроме храмов все древнегреческие мастера возводили огромное количество иных архитектурных сооружений, которые имели общественное назначение: палестры, стадионы, театры и так далее. Что касается театров, то они располагались на склонах гор. При этом поперек склона делались специальные подмостки, предназначенные для зрителей. Перед ними внизу возводилась сцена для выступления актеров.

Как правило, самый большой театр был в состоянии вместить более 25 тысяч человек.

Что касается жилых домов, то в центре они имели дворик прямоугольной формы, куда выходили окна и двери помещений. Основное предназначалось для трапез и пиров, а верхний этаж обычно принадлежал представительницам прекрасной половины человечества.

В Древней Греции был особый период, который отмечен градостроительством. В это время возводились многочисленные торговые центры и строения разного назначения, причем все это осуществлялось очень быстрыми темпами и в больших масштабах. На основании этого появилась необходимость разработать определенные технические приемы, а также теоретические основы для того чтобы быстро производить строительные процессы.

Новые разработки того времени объединялись в особых архитектурных трактатах. Их авторы работали над созданием самых рациональных путей строительства, причем и в техническом и архитектруно-планировочном отношении. Примерно в это же время разрабатывается принципиальная схема планировки города, который расчленен прямоугольной сеткой на одинаковые кварталы.

Как правило, в центре города располагались зданий общественного назначения: городской совет, народное собрание, базилик, школы, гимназии и храмы. Центральная городская площадь того времени имела характер рынка или агоры. Сама площадь и улицы в процессе строительства специально окаймлялись портиками, которые создавали тень, а по контуру города опоясывались стенами, выполняющими оборонительные функции.

Общие композиции

древнегреческая скульптура
Вообще композиции общественных зданий и сооружений достаточно многообразны, при этом не только во внешнем виде, но также по функциональному назначению. Но есть один общий пространственный прием, которому отдается предпочтение, например, применение темы перистильного двора, который в разных композициях сохраняет предназначение композиционного центрального здания.

Как правило, древние греки применяли в своих сооружениях и в храмах, в том числе, балочные покрытия. Обычно расстояние между опорами составляло не более 10 метров. Особая стоечно-балочная система построений представляла собой ордерную систему. Она использовалась не только в процессе проектирования наружных портиков, но также во внутренних частях зданий, в их интерьерах.

Стоит отметить, что в Афинском акрополе очень красиво сочетается гармоничность и равновесие масс.

Кроме того, продумано взаимодействие между отдельными сооружениями. Учитывается последовательность при восприятии зданий снаружи и внутри комплекса.

Все древнегреческие мастера пристальное внимание обращали на природные условия, иными словами, стремились очень обдуманно и с максимально большим художественным результатом вводить свои строения в окружающий интерьер. Созданию прочного впечатления величественной красоты и гармонии способствует активное применение скульптур, как внутри, так и снаружи.

Известные памятники культуры древней греции

Греция всемирно известна своей потрясающей береговой линией и прекрасными пляжами, островами, средиземноморским климатом и солнечным днем, прекрасными оттенками кристально чистого моря и превосходной средиземноморской кухней. Однако поездка в Грецию даст вам гораздо больше, чем просто наслаждение пляжами и кристально чистой водой, особенно если вы любитель истории и любите изучать древние археологические памятники. Известные памятники культуры древней греции.

Греция является одной из крупнейших и старейших цивилизаций в мире, и сегодня на каждом шагу можно увидеть остатки древних сооружений. Вот почему вся Греция по праву считается одним большим археологическим музеем под открытым небом. В общей сложности 18 объектов всемирного наследия, богатая греческая история и культура являются вечным источником вдохновения для любителей истории со всего мира. Если вы приедете в Грецию, не упустите возможность посетить хотя бы некоторые из бесчисленных археологических памятников, а мы дадим вам рекомендации.

Коринф, Пелопоннес

Коринф — город, расположенный на берегу Коринфского залива в Ионическом море, на стыке Пелопоннеса с материковой Грецией. В нескольких километрах к юго-западу от города у подножия холма Акрокоринт находится археологический памятник древнего Коринфа.

На этом месте находятся остатки святилища Аполлона, самого старого дорического храма в Греции, построенного около 540 г. до н.э. на фундаменте более старого здания. Этот удивительный храм был окружен монолитными колоннами, и из 42 колонн сегодня сохранились только 7. Здесь также можно увидеть руины римского храма и многие другие здания древнего и римского периодов, остатки римских бань, хорошо сохранившийся фонтан Глауке из 6-го века до нашей эры, остатки раннехристианской базилики, фрагменты бывшей площади Агоры, форум, греческий театр и римский одеон.

Микены, Пелопоннес

Древние Микены, сформировавшиеся в середине второго тысячелетия до н.э., сыграли важную роль в развитии греческой цивилизации. Город, несомненно, связан с эпопеями Гомера, « Илиадой » и « Одиссеей », которые оказывают сильное влияние на европейскую литературу и искусство на протяжении более 3000 лет.

Если вы любите изучать древнюю историю, включите Микены в список мест, которые стоит посетить в Греции. Пройдите через знаменитые Львиные ворота и войдите в разрушенные стены Циклопа. Прогуляйтесь по древним улицам Микен, посетите великолепную сокровищницу Атрея, где находится могила известного микенского царя Агамемнона, описанная в эпосах Гомера, исследуйте остатки королевского дворца Мегарон и так называемой королевской гробницы.

Акрополь Линдос, остров Родос

Линдос, город в северо-восточной части острова Родос, является одним из самых посещаемых туристических объектов на острове, где, среди прочего, в стенах древнего акрополя находятся многочисленные археологические памятники.

Акрополь Линдос был одним из трех древнейших городов на Родосе. Он расположен на холме над сегодняшним поселением и был построен всеми, кто управлял островом — от дорийцев, до римлян и византийцев, вплоть до рыцарей Родоса и турок. Сегодня на этом месте есть руины многочисленных зданий. Самой большой достопримечательностью является дорический храм Афины Линдия, построенный в начале 3-го века до нашей эры на фундаменте более старого храма.

Кроме того, здесь можно увидеть остатки римского храма 3-го века, посвященного Диоклетиану; городские стены возведены во 2 веке до нашей эры; Византийская крепость, которая была почти полностью перестроена в 1317 году Рыцарями Родоса; церковь Святого Иоанна с 13-го века, построенная на остатках старой церкви, а также на руинах многих других зданий.

Эпидавр, Пелопоннес

Всемирно известный древний театр Эпидавр на Пелопоннесе, несомненно, является одним из самых важных древнегреческих сооружений, которые используются до сих пор. Амфитеатр в Эпидавре, построенный в 4 веке до н.э. как часть спа-салона и святилища, посвященного греческому богу медицины Асклепию, сегодня считается крупнейшим древнегреческим театром.

Однако другая особенность делает его еще более особенным — его акустика. Эпидавр, идеально вписанный в природный ландшафт, с безупречными строительными решениями, кажется звукоизолированным. Даже на самых высоких рядах, на высоте 60 метров, посетители могут четко слышать любой звук с центральной части (сцены) — от речи до музыкальных инструментов.

Эпидавр также является одним из наиболее хорошо сохранившихся древних амфитеатров в Греции и сегодня используется для проведения театральных представлений и концертов. Если вы планируете летний отдых в Греции на Пелопоннесе, у вас будет возможность посетить летний фестиваль искусств в Эпидавре, который длится в течение всего сезона, и посетить спектакли древнегреческой драмы, которые вернут вас назад на два с половиной тысячелетия.

Олимпия, Пелопоннес

Олимпия расположена в гористой местности в красивой природной среде с хвойными лесами, между двумя реками — Альфой и Кладеей. Олимпия — еще один город на Пелопоннесе, который обязательно нужно посетить греческим ценителям истории и археологии. Рядом с городом находится древняя Олимпия, один из самых важных археологических памятников в Греции.

Как родина Олимпийских игр, самого важного спортивного соревнования в мире, Олимпия оказала поистине глобальное влияние. Начиная с 776 г. до н.э. здесь проводились древние Олимпийские игры более тысячелетия, пока в 393 г. они не были отменены Императором Феодосием I. Проведенные в честь Зевса, игры включали в себя серию спортивных соревнований, в которых единственный приз для победителя была оливковая ветвь. Олимпийский огонь для нужд современных Олимпийских игр все еще горит в этом месте сегодня.

Несмотря на многочисленные землетрясения и разрушения, устроенные Феодосием I, Олимпию удалось сохранить на протяжении веков, и большая часть былой славы этого мирового культурного наследия все еще цела. Здесь сегодня можно увидеть руины двух внушительных дорических храмов, посвященных Гарри и Зевсу, ателье Фидия, остатки роскошного старинного отеля Leonidaion, затем храм Иоанна Филиппа, воздвигнутый в честь Филиппа II Македонского, и гимназию, старинный спортивный комплекс, построенный во 2 веке до нашей эры.

Акрополь, Афины

Акрополь представляет собой каменистый холм высотой 150 метров с плато на его вершине длиной 300 метров и шириной 150 метров, на котором расположен комплекс святилища богини Афины с большим количеством знаменитых зданий неоценимой ценности. Колонны, которые держат в комплекс сегодня, были построены в первой половине 5-го века до нашей эры, как и большинство других зданий в комплексе.

Наиболее значительными зданиями Афинского Акрополя являются Парфенон, посвященный Афин Парфено, покровителю города, построенный в середине 5-го века до нашей эры, а также Эрехтейон, Ионический храм, построенный в конце 5-го века до нашей эры.

Афинский Акрополь — одна из самых красивых древних руин не только в Греции, но и во всем мире. Построенные в нем здания представляли собой самые щедрые произведения древнегреческой архитектуры с целью вызвать всю мощь Афин во время золотого века Перикла.

Оракул Дельфи, Центральная Греция

Самый важный оракул древней Греции, Дельфы, сегодня выглядит впечатляюще, и, независимо от ваших интересов в археологии и древнегреческих зданиях, он наверняка вас порадует.

Дельфы — небольшой городок в центральной Греции, расположенный на юго-западных склонах горы Парнас, в 15 км к северу от побережья Коринфского залива в Ионическом море. Город расположен в красивой природной среде, в месте с фантастическим видом на Коринфский залив и его северный порт Iteja. То, что это маленькое горное место известно всему миру — это место археологических раскопок Дельфи, одного из самых важных археологических памятников в Греции, расположенного всего в нескольких сотнях метров от центра современного Дельфи к вершине горы Парнас.

Для древних греков Дельфы были одним из самых почитаемых святынь и языческих пророчеств. Святилище Аполлона в Дельфах вместе со святилищем в древней Олимпии было одним из двух самых важных святилищ древней Греции. В древние времена Дельфы считались центром мира.

Во-первых, в позднюю микенскую эпоху Дельфи посвятили себя Гайе, богине планеты Земля. Страшным хранителем Дельфи был змея Питон, один из сыновей Гайи. Позже Питон был убит Аполлоном стрелой, чтобы наказать его за страдания, которые он причинил своей матери Лети. В месте, где он убил питона, возле кастильского ручья, Аполлон основал святилище.

Пары, испускаемые кастильским потоком, помогли Сибил или Пифий, пророчицам из Дельфи, предсказать будущее. Она сидела на земле, вдыхала пары и произносила пророчества, чаще всего связанные с моралью, религией и политикой. Ее неоднозначные советы и пророчества также искали многие знаменитости древней Греции, и ее также почитали в Лидии, Карии и Египте. Даже многочисленные правители принимали важные государственные и военные решения только после консультаций с Пифией.

В VIII веке до нашей эры Дельфы были заселены моряками с Крита, и с тех пор культ Аполлона начал распространяться, и Дельфы начали развиваться как великое святилище. Первые храмы в честь бога Аполлона и богини Афины были построены в 7 веке до нашей эры, только чтобы полностью утратить свое значение во 2 веке. Святилище окончательно прекратило свое существование в 391 году, когда римский император Феодосий I приказал уничтожить все языческие храмы.

Археологические раскопки этого места все еще проводятся. До настоящего времени были обнаружены остатки целого святилища Аполлона, древнего источника Кастилии, гимназии, стадиона, амфитеатра, святилища Афины с толосом и сокровищницы афинян.

Немного истории

Архитектура древней Греции не так величественна как египетская, но при этом конструктивные элементы и строения в целом более сложные.
Вместо мощных и грозных пилотов у входа в египетский храм — легкий, воздушный, пронизанный светом портик — великое изобретение греков, живущее и по сей день.
С легкостью морского ветра, подобно мыслям древнегреческих философов, облаченные в стройную логическую цепочку, здесь выстраиваются конструктивные элементы и пропорции, которые стали основой многих архитектурных стилей для будущих поколений.
Греческие архитекторы создали твердый и логичный порядок расположения и соразмерности отдельных частей здания — ордер. Порядок рождает ритм. Ритм определяет красоту. Это как в музыке, когда равномерное чередование ударений, пауз, повышений звука рождает особую мелодию, приносящую радость и наслаждение. Так и в архитектуре. Что нужно знать о греческих ордерах
Говоря о греческом стиле в архитектуре, сравнивая его с более древней — египетской архитектурой можно увидеть не только конструктивные особенности, но и отличия в эстетике. Греческий храм ближе к человеку, открыт для доступа, каждый может обратиться к богу, доверить ему свои сокровенные тайны. Архитекторы древней Греции логически встраивали свои сооружения в окружающую природу, чтобы храмы напоминали произведение природной формы. Как будто сами боги сотворили для себя это жилище. Египтяне складывали свои храмы из огромных блоков, камни подгонялись друг к другу практически идеально, и общая конструкция подавляла зрителя своим могуществом. Храмы Египта были подчеркнуто вытянутые, обозначая недоступность пути к богу, его величие и отстранённость.

А вот и три основных греческих ордера

А вот и три основных греческих ордера
0 Есть предание, один римский архитектор по имени Витрувий, современник Цезаря,
дал вольную интерпретацию названий ордеров.
Он разглядел подобие дорического ордена с мужской фигурой.
Ионический сравнил с женской формой, а коринфский считал подобным девичьей стати.
Вот, собственно что нужно знать о ордерах, чтобы их запомнить.

Дорический ордер. Парфенон

Дорический ордер. Парфенон
Самая мощная дорическая колонна стоит прямо на платформе лишенная прокладок-подушек, со стороны выглядит как мужеподобная фигура без излишних декоративных элементов. Эта мощь подпирает собой большую тяжесть. Вся колонна вдоль изрезана вертикальными желобами — каннелюрами — единственное украшение колонны. Верхнюю часть делали уже, чем нижнюю. Вверху колоны находилась конструкция в виде подушки называемой эхин, а уж на ней лежала квадратная плита — абака, на которой покоилось перекрытие. Примеры храмов, выполненные в дорическом ордере: Храм Гефеста в Афинах, Храм Афеи на острове Эгина, Парфенон

Ионический ордер. Эрехтейон в Афинах.

Ионический ордер. Эрехтейон в Афинах. Ионическая колонна родилась на востоке на греческом побережье средиземного моря. Общий вид колонны был более стройный, каннелюры на ней вырезаны глубже, появилось круглое основание — база. Верхний элемент — эхин украшался спиральными завитками.
Ионический ордер распространяется по территории Древней Греции в 5 веке до нашей эры. Пример храма, выполненного в ионическом ордере: Эрехтейон в Афинах.

Коринфский ордер. Храм Зевса в Афинах

Коринфский ордер. Храм Зевса в АфинахО происхождении коринфской колонны рассказывает легенда. В городе Коринфе незадолго до свадьбы умерла прекрасная девушка. После похорон на ее могилу кормилица принесла закрытую корзину со всеми драгоценностями. Принесла и оставила. Прошли осень и зима. Весной на кладбище-некрополь забрел скульптор Каллимах. Случайно он увидел, как на могиле девушки ростки аканта проросли сквозь корзину. Не сумев поднять тяжелую крышку, они стали изгибаться и завиваться в стороны. Корзина с листьями так потрясла воображение скульптура, что он решил её в камне и использовать, как капитель колоны. Пример храма, выполненного в коринфском ордере: Храм Зевса Олимпийского в Афинах. Что нужно знать о греческих ордерах
При возведении своих зданий греческие архитекторы учитывали не только законы физики, но и особенности человеческого зрения. Если внимательно рассмотреть конструкцию Парфенона, то можно заметить что все колонны имеют уклон чуть к центру. Кроме того, оказалось, что середина ступеней стереобата, карниз и колонны чуть шире, чем на краях. Абсолютно прямые линии человеческий глаз воспринимает не естественно. Создается обманчивое впечатление, что все элементы, как будто, вытянуты в центре. Но греки знали еще один секрет. Путем длительных наблюдений они пришли к тому, что любой удаленный предмет кажется чуть тоньше, чем он есть на самом деле. Поэтому когда строили ряд колонн, то угловые части ставили чуть ближе друг к другу и делали их толще остальных. Для того, что бы компенсировать зрительное впечатление.

Храм в честь Ники Аптерос в Греции

Храм в честь Ники Аптерос в Греции
0 Все элементы архитектуры древней Греции гармонично взаимосвязаны между собой, их размеры и пропорции исходят не из метрической системы, ориентируясь исключительно на внутреннее впечатление о красоте, которое звучит в унисон с музыкой созданной богом. Что нужно знать о греческих ордерах

Источники

  • https://4brain.ru/arthistory/antiquity.php
  • https://hist-world.com/istoriya-drevnego-mira/432-arkhitektura-i-skulptura-drevnej-gretsii.html
  • https://dzadziki.com/istorija-grecii/skulptura-drevnej-grecii/skulpturnye-i-arhitekturnye-osobennosti-drevnej-grecii.html
  • https://sn-portal.ru/izvestnye-pamyatniki-kultury-drevnej-grecii/
  • https://fishki.net/2618383-chto-nuzhno-znaty-o-grecheskih-orderah.html
  • https://www.dizainvfoto.ru/interer/osobennosti-antichnogo-stilya-v-interere.html
  • https://www.ivybush.ru/antichnyj-stil-v-interere

[свернуть]

Похожие статьи

Adblock
detector