Романский и готический стиль в средневековой архитектуре

Романский и готический стиль в средневековой архитектуре

Римский стиль: демонстрация величия и могущества империи

Становление стиля пришлось на конец I – начало II века н. э. В этот период в строительных работах начинает широко применяться бетон, что позволяет создать новые архитектурные формы: сводчатые, купольные и арочные перекрытия. За счет внедрения в архитектуру новых элементов внутреннее пространство становится выше и просторнее. Меняется и назначение колонн — из несущих элементов они становятся декоративными.

Романский и готический стиль в средневековой архитектуре

Римские дома по планировке представляли собой атриумные строения, в которых главное жилище (атрий) окружается рядом второстепенных помещений. Поэтому при оформлении интерьеров в Римском стиле акцент должен быть на центре комнаты. Её можно выделить керамической плиткой с орнаментом, ковром и даже бассейном, если это позволяют размеры помещения и климат. В художественном оформлении помещений римляне многое переняли из греческих традиций.

К характерным чертам организации пространства в интерьерах в Римском стиле относятся симметрия, равновесие, сдержанность и простор.

Отделка стен. Для оформления используется, как правило, один цвет, чаще всего выбор делается в пользу бежевого, белого цвета или же цвета слоновой кости. В этом случае декорирование стен дополнительными лепными элементами сводится к минимуму.

В случае выбора ярких цветов (терракотовый, небесно-голубой, алый и т.д.) стены декорируются мозаикой, росписью с пейзажными мотивами и имитацией дополнительного пространства в виде «прорисованных» архитектурных композиций с аркадами, колоннами.

Для отделки декоративных арочных ниш используется декоративная штукатурка светлых природных оттенков или же керамическая плитка с имитацией мрамора.

Отделка потолков. Цвет совпадает с цветом стен, возможны незначительные вариации в тонах. Прямой отсылкой к Римскому стилю является многоуровневый потолок, с помощью которого можно создать иллюзию купольного перекрытия – одного из мотивов древнеримской архитектуры. Также с его помощью можно спрятать дополнительные источники освещения, которые будут имитировать проникающий свет.

Романский и готический стиль в средневековой архитектуре

Кессонный потолок подходит для помещений с большой площадью. Потолок разбивают на кессоны (углубленные ячейки с четкой геометрической формой) с помощью балок. Внутри кессоны украшаются растительными орнаментами.

Мебель в Римском стиле объединяет тяжеловесность этрусков, богатство отделки египтян и лаконичность Греческого стиля. Декорируется орнаментом с использованием военных атрибутов или животных, символизирующих власть. Ножки столов, кресел и стульев могут быть выполнены в виде звериных лап.

Допускается яркая обивка мебели (синяя, зеленая, красная), а также варианты спокойных природных оттенков. Ткани для обивки — натуральные или кожа. В интерьерах в Римском стиле приветствуется использование тканей с каймой, с позолоченными узорами.

Исключается наличие прямого света от ламп. Ощущение проникающего света можно воссоздать, используя подсветку отдельных элементов, арок, ниш, точечную подсветку на многоуровневом потолке.

Романский стиль: дом, как неприступная крепость

Стиль возник в X веке на базе варварского и восточного влияний и получил широкое распространение в странах Западной Европы. Сам термин «Романский стиль» ввел в обиход в начале XIX века Арсисс де Комон, который установил связь архитектуры Средневековья и Древнего Рима.

Романский и готический стиль в средневековой архитектуре

Романский стиль сложился в эпоху феодальной раздробленности, поэтому функциональное назначение романской архитектуры — оборона. Дом в Романском стиле — это крепость: маленькие окна, толстые стены, высокие башни бельвердеры и зубчатые галереи, соединяющие их.

Основные черты стиля:

  • Главный принцип – аскеза, никаких излишеств;
  • Ясность архитектурных силуэтов и лаконичность наружной отделки;
  • Архитектурная монументальность и массивность форм в интерьере;
  • Бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные линии;
  • Прямоугольные и цилиндрические формы;
  • Полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок;
  • Залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру;
  • Каменные, массивные, толстостенные конструкции;
  • Тяжелые каменные своды удерживаются мощными колоннами и полуциркульными арками;
  • Рельефная плоскость, лаконичность и простота;
  • Замковая и рыцарская тематика;

Интерьер в Романском стиле – это демонстрируемая мощь и суровость внешнего облика. Все элементы интерьера просты и тяжеловесны, декоративное украшение комнат практически отсутствует.

Отделка стен: грубая каменная кладка или однотонная венецианская штукатурка серого, бежевого или желтовато-коричневого цвета. Потолки, как продолжение стен, выполнялись в виде тяжелых сводов, подпираемых колоннами. По цвету совпадают с цветом стен. Чтобы сгладить общую атмосферу мрачности, стены украшали фресками, росписью на религиозные темы, вставками из темных пород дерева и цветными витражами.

Основные мотивы фресок и витражей:

  • Растительные: стилизованные листья, гроздья, вьющиеся растения;
  • Анималистические: разные животные, мистические чудовища;
  • Кельтские орнаменты;

Мебель. В Романском стиле полностью отсутствует мягкая мебель, а деревянная отличалась предельной, до примитивности, простотой: грубые столы из дуба, скамьи и табуреты, стулья, высота спинок которых указывала на знатное происхождение владельца интерьера. На мебель для сидения добавляли резьбу и кованные железные детали.

Романский и готический стиль в средневековой архитектуре

Дощатые конструкции окрашивали зеленой, красной, коричневой, черной, красной или белой краской; иногда обтягивали холстом, закрепляли гипсом, после чего расписывали всю конструкцию. Единственным исключением в общей простоте были кровати с балдахином, на резных ножках.

Еще один акцент Романского стиля в меблировке – сундук. Был универсальным предметом: в нем хранили вещи, на нем сидели и даже спали. А вот шкафы, в любом их виде, в интерьерах этого стиля исключаются.

Готика

Готика — стиль, особенно популярный в Европе с середины XII по XVI век, а в некоторых районах сохранившийся до XVII—XVIII веков. Стиль возник в регионе Иль-де-Франс на севере Франции, развившись из романской архитектуры.
Иль-де-Франс

Одной из главных инженерных инноваций готической архитектуры стала каркасная система. С виду ажурная и «сложносочиненная» (полная противоположность монументальной романской), она изменила распределение нагрузки в здании, облегчила стены и перекрытия, дала возможность увеличить высоту сооружений и их площадь, а также сэкономить строительные материалы.

Романский и готический стиль в средневековой архитектуре

Образцы готических построек можно найти в христианской церковной архитектуре — соборах, аббатствах и приходских церквях. В этом стиле также строили замки, дворцы, ратуши, университеты и даже частные жилые дома. Многие образцы средневековой готической архитектуры занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Основные черты:

  • остроконечные арки;
  • нервюрные своды (нервюра — выступающее «ребро» свода);
  • витражи;
  • контрфорсы — вертикальная выступающая часть стены или отдельно стоящая опора, соединенная с ней аркбутаном;
  • аркбутаны — каменные полуарки, соединяющ вертикальную опору со стеной;
  • пинакли — остроконечные копьевидные башенки, чаще всего располагаются наверху контрфорсов;
  • вертикализация — все части сооружения стремятся вверх;
  • богатое убранство — украшенные колоннады, скульптурная лепнина, статуи святых и исторических деятелей, башни и шпили, а также горгульи, гротескные фигуры, которые одновременно могут быть фонтанами.

Николай Фанеев:

«Готическая архитектура в основном представлена религиозными сооружениями. Безусловно, готика ассоциируется, прежде всего, с собором Нотр-Дам-де-Пари, Шартрским Собором, Аббатством Сен-Дени, Кельнским собором и др. Несколько особняком стоит английская готика, которая, переняв характерные черты оригинального французского стиля, адаптировала его к своим региональным предпочтениям. Например, английская готика, в отличие от французской, тяготеющей максимально ввысь, подчеркивала длину здания, а не его высоту. Примеры: кафедральные соборы в Линкольне и Йорке, кафедральный собор в Глостере и др».

Романский и готический стиль в средневековой архитектуре

Романская архитектура

Первые романские произведения искусства возникли между 800 и 1120 годами благодаря движению правителей, ремесленников и крестьян. В происхождении романики имеют место римский и византийский стили. Именно благодаря связи с римскими архитектурными элементами и зародилось название стиля — это округленная римская арка, которая является основой романских сооружений. В романике есть и элементы исламской архитектуры, что связано с крестовыми походами и войнами на ближнем востоке.
Романскую эпоху представляют три основных типа строений: соборы, замки и монастыри. Это большие и внушительные сооружения, воздвигнутые для обороны и отчасти для движения монахов, в котором члены религиозных групп жили и поклонялись отдельно от населения. В то же время Европа все еще сталкивалась с внешними угрозами, поэтому монастыри имели и защитную функцию.
Романская архитектура известна своими массивными основаниями, толстыми стенами, множеством арок, крепкими колоннами, мощными сводами, большими башнями и незначительными декоративными аркадами. Каждое здание имеет четко определенные формы, основная черта которых — простота.

Особенности романского стиля

Романский стиль охватывает период с X по XII века. Термин происходит от слова «рома» то есть римский. Предпосылкой появления романского стиля архитектуры стала разобщенность феодализма на территории Западной Европы, когда феодалы старались присвоить себе чужие земли, и власть была децентрализована. Возникла необходимость в определенного рода постройках, которые могли бы выполнять оборонительную функцию при нападении соседних князей-феодалов. Романский стиль признан общеевропейским благодаря массивности и основательности при строительстве архитектурных построек.

Монументальность романского стиля

При сооружении замка в романском стиле руководствовались прежде всего соображениями прочности и мощности построек при набегах и нападениях, внешняя неприглядность при этом роли особой не играла.

Замок в романском стиле создавался как подобие крепости, оттого и преобладание в архитектуре масштабности и основательности. Лаконичность, незамысловатость форм, массивные размеры, преобладание горизонтальных линий над вертикальными все это является составными частями романского стиля в архитектуре.

Романский и готический стиль в средневековой архитектуре

Романскому стилю также присвоено другое название «стиль полукруглой арки», так как для построек данного стиля характерны арочные своды потолков, опирающихся на ровные ряды прочных столбов. Толстая стена с небольшими оконцами без какого-либо декора в сооружениях раннего романского стиля внушала мысли о неприступности . Но с развитием романского стиля на стенах стали появляться мозаика, скульптура, каменный декор. Над горизонтальными постройками романских замков возвышалась круглая башня с конусообразной вершиной. Входом в такого рода сооружениях, как например в храмах, зачастую служил портал.

Наследие романского стиля в архитектуре Европы

В современное время мы можем созерцать романский стиль в облике соборов и храмов. В эпоху Возрождения дворцы и замки утратили свой первозданный вид. Часть из них реконструировали, возвращали им прежний вид замка, ряд из них существует и по сей день, но все таки многие архитектурные сооружения со временем утрачены. Наиболее известными архитектурными сооружениями романского стиля являются церковь Сен-Сернен, Храм аббатства Клюни III, Нотр-Дам в Пуатье, Пизанская башня, Лондонский Тауэр.

Готическая архитектура

Готический архитектурный стиль (или перпендикулярный стиль) зародился во Франции в XII веке и распространился на другие регионы до XVI века. Развитие готики можно разделить на три основных этапа:
— 1200 — 1300 годы = период Ланцета (готический стиль только зародился и стремился сместить консервативные тенденции романского стиля к реализму),
— 1300 — 1400 годы = утвердившийся готический стиль (сопровождался развитием эстетических декоративных украшений и внедрением скульптур),
— 1400 — 1500 годы = перпендикулярный период (были введены в архитектуру заостренные арки и тонкие стены).
Готическая архитектура первоначально использовалась для соединения романской и ренессансной стилей. Главная функция готических строений — религиозная, они были центрами паломничества. Готика произошла из романского архитектурного стиля. Самым фундаментальным элементом готического стиля является остроконечная арка. Ребристый свод арки — еще одна отличительная черта готической архитектуры (следует отметить, что прототипы для заостренных арок и ребристого свода были впервые обнаружены на поздних романских зданиях). Готическая архитектура придала церквям яркость, красочность, воздушность.

Романский и готический стиль в средневековой архитектуре

Сходства

— Главное сходство двух стилей — их назначение. Оба служили религиозным целям. В эти архитектурные строения монахи и простые люди отправлялись на молитвы.
— Кроме того, здания обоих стилей были построены с использованием каменных материалов.
— Некоторые элементы едины в обоих стилях: хранилища, апсида, ниши, часовни.
— Строения обоих стилей имеют арочные проемы — романский с кривой в одну точку (традиционная арка), готический с кривой в две точки (остроконечная арка).

Различия

— Романский тип здания использовался помимо молитв и для обороны, а готический собор не имел защитную функцию (использовался в эстетических целях из-за его декоративных и тонких художественных оформлений).
— Одно из главных различий между двумя стилями заключается в использовании опоры, которая была использована в готических зданиях.
— Здания романского периода были прочными и тяжелыми и имели толстые стены, в то время, как готические строения имеют стены более тонкие и легкие.
— В романских зданиях были небольшие окна, и поэтому пространство внутри было слабо освещено. В готических зданиях были большие окна с витражами, которые пропускали больше света в пространства.
— Еще одно отличие, которое можно увидеть, состоит в том, что готические сооружения были очень высокими и обращены к небу. У романских зданий были тупые и низкие башни.
В отличие от романских зданий, готические здания имели богато украшенные круглые окна, названные «розовыми окнами».

Романский и готический стиль в средневековой архитектуре

1. Темные крепости против разноцветных соборов

В романский период мы находим массивные и прочные здания., напоминающие средневековые замки. Стены толстые, без проемов, поэтому интерьер довольно темный.

Это одно из основных различий между обоими стилями: во время готики ощущается смена менталитета, поощряются интерьеры открытой планировки и игры света, достигнутая через огромные витражи и высокие и тонкие стены.

Это изменение было отчасти следствием улучшений, внесенных готическими архитекторами, которые успешно сдержали давление потолка, используя оригинальные методы. Это облегчило удлинение стен и появление больших окон.

Поэтому, если мы находимся внутри церкви или собора, и он полон витражей, мы сразу можем соотнести это с готикой. Во время романского периода техника сдерживания стен не была развита настолько, чтобы допускать такие отверстия в стенах. Если бы он так поступил, церковь развалилась бы.

2. Новые техники готики.

Как это сделали готические архитекторы? Через изобретение уникального и оригинального элемента: контрфорса. Визуально мы узнаем его сразу: это тот, который придает готическому строению вид огромного ползающего паука.

Летающие контрфорсы — это внешние арки, которые начинаются от стен здания и снимают давление с них наружу. Чтобы противодействовать этому давлению, контрфорсы расположены напротив этих летающих контрфорсов, в том числе снаружи, так что все давление идеально сбалансировано.

Таким образом, видеть эти огромные «паучьи лапки» в церкви или соборе — значит находиться перед готическим памятником.

3. У них разные типы хранилищ.

Это гораздо более техническая особенность, но она также позволяет безошибочно отличить романский стиль от готики. Мы увидим их примеры с изображениями из Wikimedia Commons.

В раннем романском стиле наиболее распространенным типом крыши был сводчатый свод., самая простая из всех альтернатив. Это просто полукруглая арка (то есть полукруглая), расширенная в пространстве. Этот тип хранилища очень типичен для французской области.

В полном романском стиле норманны изобрели другой тип сводов, так называемый паховый свод., который представляет собой не что иное, как пересечение двух цилиндрических сводов. Этот тип сводов позволяет удерживать большую силу веса крыши.

Наконец, мы находим ребристый свод в конце романского стиля. Это характерный свод поздней готики., тот, который мы наблюдаем во всех готических соборах. Этот тип свода выдерживает все давление потолка на ребра, которые затем передают его на землю. Таким образом, остальная часть потолка является лишь «наполнителем», поскольку уже не выполняет опорную функцию, которую выполнял романский стиль.

4. От жесткости к естественности

Романская скульптура и живопись не стремились точно копировать природу.. Это одна из идей, которую мы должны прояснить, если мы хотим быстро отличить один стиль от другого.

В первые века средневековья искусство было просто средством выражения идей. Конечно, красота была принята во внимание (посмотрите на чудесные миниатюры в кодексах), но в первую очередь, Романский стиль намного выразительнее декоративного стиля. Его изображения, будь то резьба по дереву или фрески, передают сообщение; каждый элемент размещается в установленном порядке, схеме, концептуальной логике.

С приходом готики все изменилось. Или, скорее, можно сказать, что это изменение лучше всего выразило готический стиль: мало-помалу художники начинают интересоваться копированием реальности, мира, который их окружает.. Это торжество гуманизма и натурализма.

Источники

  • https://www.artcer.ru/po-sledam-istorii-tochki-peresecheniya-rimskogo-romanskogo-i-goticheskogo-stilej-interera
  • https://realty.rbc.ru/news/60faf77e9a7947e3aa2fdc39
  • https://kulturologia.ru/blogs/091119/44607/
  • https://superarch.ru/stroitelstvo/otlichie-romanskogo-stilya-ot-goticheskogo
  • https://ru1.warbletoncouncil.org/como-distinguir-romanico-gotico-4269

[свернуть]

Похожие статьи

Adblock
detector