Советский модернизм: характеристика направления и примеры архитектуры

Советский модернизм: характеристика направления и примеры архитектуры

Появление архитектурного модернизма в СССР

Модернизм — это общемировой архитектурный стиль. Он начал развиваться в странах Западной Европы в самом начале XX в. После окончания Второй мировой войны модернизм становится основным архитектурным направлением в мире. Здания, построенные в этом стиле, появляются в США, Германии, Франции, Латинской Америке, Скандинавии.

В СССР в 30-е гг. в архитектуре на смену конструктивизму пришел сталинский классицизм. К 40-м гг. в качестве главенствующего архитектурного стиля утвердился сталинский ампир. После завершения Второй мировой войны ситуация не изменилась — продолжали строиться здания в стиле сталинского классицизма, который теперь стал символом недавней победы. Сталинские постройки в это время появились и в городах Европы — в Варшаве, Восточном Берлине.

Черты модернизма в советской архитектуре начали появляться в середине 50-х гг., после смерти Сталина. Этому способствовало несколько причин: сталинские постройки не подходили для решения жилищного кризиса в СССР (к концу 40-х гг. большинство населения проживало в коммуналках или бараках), а новая власть нуждалась в создании собственного образа в массовом сознании, который отличал бы ее от представителей предыдущей эпохи.

Архитектурный модернизм в СССР пришел с Запада и приобрел здесь советские черты. Во времена правления Никиты Хрущева советские архитекторы получили доступ к специализированным изданиям и стали обмениваться профессиональным опытом с коллегами из других стран.

Советский модернизм становился единственным официальным архитектурным направлением в стране. Постсоветские города имеют преимущественно модернистский облик — большинство построек были возведены в период с 1955 по 1991 г.

История возникновения

Начало модернизма наступило в конце 19го века и охватывает культуру двух последних столетий. Он представляет собой совокупность художественных практик и течений. На вопрос, как образовался модерн и откуда его корни, однозначного ответа до сих пор нет. Известно, что рождению эпохи способствовали долгие дискуссии, споры и противоречия, возникшие в результате потрясений на фоне войн и революций.

Важно сделать различия между двумя похожими терминами «модерн» и «модернизм». Понятие «модерн» относится к художественному направлению и охватывает собой декоративно-прикладное искусство и архитектуру. «Модернизм» охватывает различные виды искусств, ориентируясь на преодоление устоявшихся художественных норм и традиций, стремясь к новизне.

Отправной точкой появления модернизма считается Париж 1863 года, где был открыт «Салон отверженных». Такое название он получил благодаря тому, что там были представлены работы, которые не вошли в официальный Парижский салон. Выставка вызвала шквал критики, но гораздо больше интереса. Простые люди увидели в новаторстве источник обновления культуры, застывшей в рамках однообразия. Эпоха модернизма стала протестным явлением по отношению к затянувшейся диктатуре официального искусства. Титулованные художники и поэты, которых признавали и выдвигали власть имущие, уже не отвечали на духовные запросы народа. Нужна была революция не только в политике, но и в культуре. И вот она свершилась: взамен одного главенствующего направления появились десятки разных и принципиально новых течений, образующих могучий поток новой мысли.

Характеристика направления

Особенности архитектурного направления, распространенного в СССР во второй половине ХХ в.:

  • массивные формы и конструкции;
  • большие плоскости, сделанные из одного материала;
  • функциональный подход к организации пространства и выбору внешней формы;
  • светлый цвет фасада и стен;
  • урбанистический внешний вид построек;

Основной строительный материал, из которого построены здания в стиле модернизма — это железобетон. В зданиях, построенных в СССР, часто использовали мрамор, керамику, ракушечник, песчаник в качестве облицовочного материала.

Для этого архитектурного стиля не характерна избыточная декоративность — из украшающих элементов использовались панно из мозаики и остекление фасада, придающее схожесть с конструктивизмом, распространенным в СССР в начале ХХ в.

Среди построек в стиле советского модернизма часто встречаются здания с опорами в виде больших столбов и плоскими крышами. Нередко в дизайне фасадов использовали ленточные окна.

Архитектура СССР во второй половине ХХ в. подчинялась строительной сфере. Чтобы сделать процесс возведения зданий дешевле и быстрее, часто использовались типовые проекты зданий. Индивидуальные — разрабатывались только для особо важных построек. Поэтому примером советского архитектурного модернизма являются и авторские здания в крупных городах, и типовые жилые многоэтажки в спальных районах.

Интересные факты

Архитектура советского модернизма мало изучена, в отдельное направление этот стиль выделили только в начале XXI в. Интерес к советским постройкам послесталинского периода стал появляться в последнем десятилетии. Во многом этому способствовал проект французского фотографа Фредерика Шубена, который, находясь в Грузии с рабочим визитом, заинтересовался архитектурой города. После этого он объездил территорию бывшего Советского Союза и сделал сотни фотографий местных зданий.

Издание фотоальбома Шубена вызвало интерес к советской архитектуре как за рубежом, так и в постсоветских странах. Советскому модернизму стали посвящать статьи в различных по тематике изданиях, выпускать справочники и путеводители по этому стилю. В 2012 г. в Вене прошла выставка Soviet Modernism 1955-1991. Unknown Stories. Советская архитектура появляется в массовой культуре — на ее фоне снимают видеоклипы популярные исполнители.

Архитектурный модернизм в Советском Союзе, как и во всем мире, стал отражением послевоенной тенденции найти новый подход к застройке городов, чтобы обеспечить население доступным жильем и работой.

В результате этого в СССР появились «хрущевки» — малогабаритные типовые квартиры в многоэтажных, чаще 5-этажных домах.

Их разработке предшествовало масштабное исследование по использованию человеком жилого пространства. Ученые анализировали даже такие мелочи: как люди идут на кухню, включают газ, вешают полотенце. В последующих массовых застройках разработки были упрощены. Полнее всего результаты исследований отражены в первых московских хрущевках в Черемушках.

Хрущевки в Черемушках

Символом подобных проектов за рубежом стал эксперимент со спальным районом Пруитт-Айгоу в американском г. Сент-Луис. Жилой квартал состоял из 33 типовых 11-этажек. Он был построен в 1954 г. и спустя 10 лет превратился в гетто с повышенным уровнем преступности. В 1972 г. посредством взрыва снесли первые многоэтажки, а через несколько лет зачистили весь район.

Примеры советского модернизма

Примером советского архитектурного модернизма являются такие здания:

  1. Государственный Кремлевский дворец. Был построен в 1961 г. по инициативе Никиты Хрущева. Находится на территории Московского Кремля.
  2. Останкинская телебашня на момент строительства являлась самым высоким сооружением в мире. Ее высота составляет 540 м, строительство было завершено в 1967 г.
  3. Театр драмы имени Ф.М. Достоевского в Великом Новгороде был построен в 1987 г. под руководством архитектора В. Сомова.
  4. Дворец торжественных обрядов в Тбилиси строился с 1980 года по 1985 год. В советское время использовался как загс. Внешний вид дворца часто сравнивают с храмовой архитектурой.
  5. Ресторан «Жемчужина» в г. Баку. Разработка архитекторов В. Шульгина и Р. Шарифова. Здания похожей необычной формы встречаются также в Бишкеке, городах Мексики и Испании.
  6. Здание ТАСС, построенное в 1977 г. в Москве, отличается 2-этажными оконными экранами, из-за чего 9-этажное здание выглядит как 4-этажное и не выбивается из стиля соседних построек.
  7. Здание Министерства автомобильных дорог Грузинской ССР, сейчас — здание Банка Грузии. Было спроектировано Г. Чахавой и З. Джалагханией в 1975 г. Здание состоит из 5 2-этажных конструкций, которые построены друг на друге и в разных направлениях. Большая часть постройки находится над землей.

Здание Министерства автомобильных дорог Грузинской ССР

Советский модернизм отражен не только в масштабных зданиях и жилых типовых постройках, но и в архитектуре малых форм, таких как транспортные остановки, рынок, кафе, танцплощадки, вертолетная станция.

Понятие модернизма в русской литературе

Модернизм — это направление в искусстве, возникшее на стыке XIX-XX веков и оказавшее серьезное влияние на все его виды: живопись, скульптуру, музыку, литературу и т.п.

На русскую литературу модернизм оказал огромное влияние. В рамках модернизма в России родилось несколько уникальных литературных течений и появились авторы мирового масштаба.

Главной чертой этого литературного направления стала кардинальная смена картины мира: авторы отказались от классического восприятия действительности, готовых концепций и абсолютной истины. В сознание прочно проникает идея об относительности всего сущего.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Исчезает привычная до этих пор линейность повествования. Ее сменяют хаотичные и обрывочные части сюжета. Повествование может идти от лица двух и более персонажей одновременно, причем каждый из них имеет свою точку зрения на происходящие события, и часто эти взгляды противоположны друг другу.

Период в истории

Об окончании периода модернизма в мировой истории нет единой точки зрения. Одни исследователи считают, что он продлился до 30-х—50-х XX века, другие убеждены, что концом периода нужно считать 80-е годы XX века, когда появился постмодернизм.

Что касается русской литературы, окончанием модернизма следует считать 30-е годы XX века, когда с установлением крепкой советской власти в стране, господствующим литературным течением становится социалистический реализм.

Характерные черты направления

Основными признаками постмодернизма являются:

  1. Открытость всему новому и оригинальному. Сюда можно отнести как поиск авторами новых жанров, словоформ и активное использование неологизмов, так и принятие ими революционных настроений и событий начала XX века.
  2. Отличие идейно-тематического содержания произведений модернизма от предыдущих литературных направлений. Писателям интересны две темы. Вечная — о смысле человеческой жизни, взаимодействии человека и природы, поиске своего призвания и т.п. Вторая — на общественно-политические темы, которые отражали происходящее в стране: революцию, войну, массовые репрессии.
  3. Появление новых типажей героев. Писатели-модернисты отдают предпочтение смелому, сильному и гордому лирическому герою, который мужественно справляется со всеми испытаниями, выпавшими на его долю.

Основные течения

Так как в основе теории модернизма лежит признание творческой индивидуальности художника и выражение этой творческой составляющей любым способом, неудивительно, что в русле модернизма образовалось несколько литературных течений, существовавших в одно и то же время и остро полемизировавших между собой. Рассмотрим те из них, которые получили широкую популярность в России.

Символизм

Символизм стал, пожалуй, самым популярным модернистским течением в России. Связано это, в первую очередь, с именами известных писателей, которые были приверженцами символизма. Это В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Блок. Каждый из них завоевал любовь читателей, делясь с ними представлениями о мире, человеческой душе и творчестве. Их творчество сильно неподдельными эмоциями и красивыми метафорами. Поэты-символисты хоть и придерживались одного литературного течения выделялись глубокой индивидуальностью своего творчества, обладали легко узнаваемым, особенным стилем.

Символизм возник в 1870-е годы во Франции. В Россию проник позже, в 1890-е годы. Просуществовал до 1920-х гг. Основой поэтики символистов стал символ, тонкий намек, недосказанность, мистицизм, создание новых мифов, музыкальный и легкий поэтический стиль.

В России внутри течения было деление на:

  • старших символистов (В. Брюсов, К. Бальмонт, З. Гиппиус, Ф. Сологуб);
  • младших символистов (А. Блок, А. Белый, И. Анненский).

Основное отличие старших от младших заключалось в их философских взглядах на жизнь и искусство.

Для старших символистов свойственны декадентские настроения:

  • ощущение кризиса бытия;
  • стремление отгородиться от действительности в идеальном мире;
  • религиозно-мистическое содержание творчества;
  • идея искусства для искусства, концепция эгоистического творчества.

Младосимволисты совершенно по-другому трактовали эти же философские понятия:

  • вера в изменение мира путем приобщения человечества к религии через искусство;
  • уверенность в том, что искусство может спасти мир;
  • религиозно-нравственное содержание творчества;
  • миссия поэта — спасти человека посредством своего творчества.

Акмеизм

Акмеизм развился в России в 1910-е годы в противовес символизму.

Главной задачей акмеизма поэты видели отказ от символических идей в поэтическом творчестве, выступали за возвращение точных значений слов в поэзию. Акмеисты считали основной целью искусства облагораживание человека и видели в культуре наивысшую ценность. Они выступали за ясность и точность художественных образов.

В произведениях акмеистов прослеживаются:

  • ровная стилистика;
  • выверенность композиции;
  • художественная проработка деталей;
  • красота предметного мира;
  • правдивые чувства человека.

Главные представители течения основатели — это основатели творческого объединения «Цех поэтов» Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий.

Футуризм

Футуризм появился в начале XX века , его основателем стал итальянский поэт Ф.Т. Маринетти. Представители футуризма мечтали о создании нового сверхискусства, которое перевернет мир.

Отличительными чертами футуризма стали:

  • категоричное отрицание традиций прошлого;
  • критика искусства предшествующего и современного периодов;
  • эксперименты в области литературной формы и рифмы;
  • эпатажные авторы.

Датой формирования русского футуризма считается 1910 год, когда вышел первый сборник произведений футуристов «Садок Судей». Его создали Д. Бурлюк, В. Каменский, и В. Хлебников.

Футуризм в России был разделен на несколько группировок, которые активно полемизировали между собой, не соглашаясь в основополагающих вещах:

  1. Кубофутуристы из московской школы «Гилея», куда входили Д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников, А. Кручёных, была очень влиятельной группировкой. Своей главной задачей кубофутуристы видели глобальное обновление искусства, они хотели провести в искусстве свою социальную революцию, в основе их творчества лежали принципы художников-кубистов из Франции и теории поэтов-футуристов из Италии. Группа кубофутуристов и создала знаменитый скандальный манифест «Пощечина общественному вкусу».
  2. Эгофутуристами, которые входили в кружок «Ego» в Санкт-Петербурге, были И. Северянин, В. Гнедов, И. Игнатьев, и др. Главными чертами эгофутуризма стали ставка авторов на художественный индивидуализм. Эгофутуристы были сторонниками эгоистической философии, считая эгоизм истинным проявлением сущности человека. Совместить подобные взгляды с работой в группе было невозможно, группировка просуществовала недолго.
  3. «Мезонин поэзии» — группа футуристов, образованная в 1913 году. В нее входили В. Шершеневич, С. Третьяков, Р. Ивнев, Л.Зак и др. Объединение просуществовало всего год, однако успело выпустить три известных сборника: «Крематорий здравомыслия», «Вернисаж», «Пир во время чумы».
  4. «Центрифуга» — еще одна группа футуристов, которая возникла в начале 1914 года. Ее основателем стал С. Бобров. Первым изданием группировки был сборник «Руконог». В состав группы входили Б. Пастернак, И. Зданевич, Н. Асеев. Чуть позже к ним присоединились бывшие эгофутуристы и бывшие участники «Мезонина поэзии»: К. Олимпов, Д. Крючков, С. Третьяков, К. Большаков и Р. Ивнев.

Имажинизм

Имажинизм появился в России в конце 1910 года. Течение постулировало подчинение содержания художественной форме. Другой его особенностью стало частое использование метафор, сравнений непохожих между собой явлений, предметов и понятий.

В 1918 году была сформирована поэтическая группа «Орден имажинистов», в которую вошли С. Есенин, А. Мариенгоф и В. Шершневич.

Расцветом имажинизма считается 1919 год, угасанием — 1925. Течение хоть и недолго, но было весьма популярно. Его представители провели огромное количество творческих вечеров, выпустили персональные и коллективные сборники стихотворений, в которых прослеживаются характерные для имажинистов эпатаж и анархические мотивы.

Экспрессионизм

Экспрессионистское литературное течение появилось в 1910-1920-е годы в Германии. Главными его чертами стали использование темы гибели человека, тяготение писателей-экспрессионистов к абстракции; активное использование ими в своих произведениях такого приема, как фантастический гротеск.

В России экспрессионизм не был так популярен, как другие течения футуризма. Приверженность некоторых авторов идеям экспрессионизма не переросла в отдельное течение или литературную школу. Тем не менее его черты легко прослеживаются в творчестве многих русских авторов:

  • Л. Андреева;
  • Б. Лапина;
  • Б. Земенкова;
  • Г. Сидорова;
  • Е. Габриловича;
  • И. Соколова;
  • М. Кузьмина;
  • С. Спасского;
  • Е. Замятина.

Сюрреализм

Сюрреализм — еще одно модернистское течение, которое возникло во Франции в 1920-е годы. На его теорию существенным образом повлиял фрейдизм. Авторы-сюрреалисты ставили своей целью освободить литературу от любых условностей.

Точно так же, как и экспрессионизм, сюрреализм не стал отдельным течением в русской литературе, однако его признаки можно видеть в творчестве нескольких авторов. Например:

  • «Мелкий бес» Ф. Сологуба;
  • «Петербург» А. Белого;
  • «Заблудившийся трамвай» Н. Гумилева;
  • «Берлинское» В. Ходасевича;
  • поэзия Н. Заболоцкого;
  • поэзия Б. Поплавского;
  • «Приглашение на казнь» В. Набокова.

Абстрактный стиль, или абстракционизм

Направление зародилось в Европе. В двадцатых годах Казимир Малевич создал эскизные модели архитектурных сооружений — архитектоны, которые стали прообразами трехмерных моделей.

С их помощью автор транслировал организационную систему для любой архитектуры, без привязки к плоскости. Автор представил возможность восприятия построек из любой точки в пространстве.

Работы Малевича изменили мир архитектуры, позволив работать с объемом в асимметрии. Теории мастера смог реализовать его ученик Лазарь Лисицкий. Идеи абстракционизма оказали большое влияние на создание художественных образов современной архитектуры и дизайна.

Наиболее популярными примерами практического исполнения абстракционизма стали аттракцион «Атриум» в Брюсселе, «Дом ста лиц» в Бильбао, скульптура «Облачные врата» в Чикаго.

Функционализм

Течение строго регламентировало соответствие целевого назначения сооружений их внешнему облику.

Направление создало технологические нормативы и методы распределения, планировки. Упорядочило градостроительные строения в кварталы, а сооружения — в секции.

С появлением функционализма формируется стандартизация жилья, индустриализация архитектуры приобретает образ, близкий к современному. Для стиля характерны использование простых монолитных решений, рационализм в создании конструкции.

Минимализм

Концепция школы была создана нидерландским обществом художников. Общие термины и принципы архитектуры отражены в рациональном использовании эргономики сооружения, полном отсутствии декоративных элементов, внимании, акцентированном на инженерных функциях сооружения, где геометрия дополняет свет и объем конструкции, здания имеют большие оконные проемы. Каркасом служат металлоконструкции и стекло.

Широкое распространение течение получило в послевоенное время. После изучения аналогичных тенденций на востоке стиль был дополнен в новое время. Минимализм стал одним из самых популярных направлений нового времени.

Брутализм

Направление позднего модернизма, сформированное в послевоенные годы. Родоначальниками стиля были братья Смитсоны.

Разрушенные войной города Великобритании требовали быстрых и недорогих решений жилищного вопроса. Развитие архитектуры их железобетонных сооружений стало ответом на все вызовы времени. Бетон приобретает широкую популярность и становится главным строительным материалом нового времени.

Идеологами движения был создан стиль, соответствующий всем градостроительным тенденциям и требованиям нового времени. Главными признаками брутализма становятся использование грубых материалов, эффектность композиционных решений, монолитность объема и фактуры. Созданные ранее в теориях модернистов идеи урбанизма находят широкое применение в строительных решениях инженеров школы.

Виднейшими представителями школы стали Бэзил Спенс, Эрно Голдфингер, Ле Корбюзье.

Конструктивизм

Конструктивизм — своеобразный стиль, главными изобразительными элементами которого стали гротескный шрифт и комбинация графики с фотомонтажом (см. рис. 10).

Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика.

http://dmitriikuchev.ru/blog/pictures/future-1-min.jpg

Литература колл. авт.: Е.П. Львова, Д.В. Сарабьянов, Е.П. Кабкова и др.: Мировая художественная культура. ХХ век. Изобразительное искусство и дизайн. — СПб.: Питер, 2007

Конструктивизм — направление, которое, прежде всего, связывают с архитектурой, однако, такое видение было бы однобоким и даже крайне неверным, ибо, прежде, чем стать архитектурным методом, конструктивизм существовал в дизайне, полиграфии, художественном творчестве. Конструктивизм в фотографии отмечен геометризацией композиции, съёмкой в головокружительных ракурсах при сильном сокращении объёмов (см. рис. 11). Такими экспериментами занимался, в частности, Александр Родченко.

https://i.pinimg.com/736x/85/c6/5c/85c65ce30f4274efc1aba5181654acde.jpg

Конструктивизм в фотографии.

В графических видах творчества (плакат и пр.) конструктивизм характеризовался применением фотомонтажа вместо рисованной иллюстрации, предельной геометризацией, подчинением композиции прямоугольным ритмам. Стабильной была и цветовая гамма: чёрный, красный, белый, серый с добавлением синего и жёлтого (см. рис. 12).

http://iconandbook.ru/wp-content/uploads/2019/03/MG_5578-1.jpg

Рис. 12. Конструктивизм в фотографии.

В области моды также существовали определённые конструктивистские тенденции — на волне общемирового увлечения прямыми линиями в дизайне одежды, советские модельеры тех лет создавали подчёркнуто геометризированные формы (см. рис. 13).

https://i.pinimg.com/736x/37/a4/a2/37a4a2e65043297bdc4ec7a0cbd49d22--constructivist-fashion-russian-constructivism.jpg

Конструктивизм в моде.

Среди модельеров выделяется Варвара Степанова, которая с 1924 года вместе с Любовью Поповой разрабатывала тканевые рисунки для 1-й ситценабивной фабрики в Москве, была профессором текстильного факультета ВХУТЕМАСа, проектировала модели спортивной и повседневной одежды (см.

https://pbs.twimg.com/media/DZ7XCg9X4AAz-9h.jpg

Разработки спортивной одежды В. Степановой.

Самой известной фотомоделью тех лет была знаменитая Лиля Юрьевна Брик (см. рис.15).

https://live.staticflickr.com/1893/43659590884_467d34d7c5_b.jpg

Фотомодель Л.Ю.Брик.

Вортицизм

Вортицизм (англ. Vorticism) — направление авангардистского искусства начала XX столетия в Англии, близкое к футуризму.

Вортицизм представлял собой исключительно английское культурное явление, английскую ветвь модернизма, и в равной степени противостоял как импрессионизму, так и классической художественной традиции. Предтечей вортицистов был английский художник Роджер Фрай, проложивший им дорогу своими выставками «Мане и пост-импрессионисты» в 1910 году и «Вторая пост-импрессионистская выставка английских, французских и русских художников» в 1912 году.

Большое влияние на формирование вортицизма оказал итальянский футуризм. В 1910 году в Лондон приезжает Ф. Т. Маринетти и выступает с лекциями о футуризме в женском Лицеум-клубе (Lyceum Club for Women), а в 1912 году лондонская галерея Саквилл становится вторым местом, где расположилась большая футуристическая передвижная выставка.

В 1914 году несколько английских художников, среди которых были Перси Уиндхем Льюис, Лоуренс Аткинсон, Дэвид Бомберг и поэт Эзра Паунд, создают художественное объединение, основанное на понимании решающей роли индустриального процветания и мегаполисов в будущем европейской цивилизации. Печатным органом этого художественного направления, просуществовавшего 2 года, был выпускавшийся Льюисом журнал Blast (см. рис. 16), выходивший дважды — в июле 1914 и в июле 1915 года. Паунд был идейным вдохновителем течения.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/45/Blast2.jpg

Обложка журнала Blast (июль 1915 г.)

Вортицизм боролся с реалистическими тенденциями в живописи, отрицал моральный аспект искусства и настаивал на автономности каждого художественного творения. Кроме этого, вортицисты были антагонистами французской художественной школы и считали себя представителями нордического английского искусства. По их мнению, в духе современности чувствовался особый ритм, рождённый ураганом перемен. В то же время вортицисты видели всеобщий прогресс не в скоростных измерениях новых автомобилей и самолётов, а в изменении функциональных структур и внутренней организации общества. Свои работы представители вортицизма рассматривали как свой спор с современной индустриальной цивилизацией, в которой человек чувствует себя пленённым огромными городами и массовыми продукционными производствами. Преклонение перед механическим движением, практикуемое итальянскими футуристами, вортицисты отклоняли как сентиментальный романтизм. Вортицизм как художественное течение угасло ко времени окончания Первой мировой войны.

Черты стиля

Ощущая дисгармонию мира, нестабильность положения художника в капиталистическом мире, несвободу, модернисты отрицают способность предшествующей культуры противостоять новому миру, полному хаоса и разрушений. По их мнению, искусство прошлого не может адекватно выразить и запечатлеть то, что происходит в современном им мире. Маньеризм остался далеко в прошлом.

Современный модернизм

Отсюда и главная черта модернизма – антитрадиционализм, порой даже воинствующий. Причём это сказывается во всём: в эстетике, в принципах, изложенных в программах и манифестах (к примеру, один из манифестов футуристов назывался «Идите к чёрту!»).

Экстравагантность, эпатаж, иррационализм – постоянные спутники модернистов.

В их творениях мир зачастую предстаёт жестоким, абсурдным, противоречивым, а человек – одиноким, бессильным и обречённым. Мрачный колорит, пессимистическое настроение, тревожное предчувствие, сознание неизменности бесчеловечного мира – таков эмоциональный фон модернистских произведений в литературе (Ф. Кафка, А. Камю), театре (Э. Ионеско, Ж.П. Сартр), живописи (Сальвадор Дали, О. Цадкин), музыке (А. Шенберг, К. Пендерецкий). В их работах явно ощущается трагедия отчуждения личности, крушение гуманизма, исторического тупика.

Русские модернисты воспринимались советской критикой враждебно из-за отказа от классических традиций, субъективизма и абсурдности, стремления стереть границы между искусством и действительностью.

Архитектура

Сиднейский оперный театр
Сиднейский оперный театр

Архитектурный модернизм – переломное по содержанию движение в архитектуре XX столетия. Оно связано также с отрицанием прошлых форм, методов, конструкций и обновлением старого стиля. Охватывает период, начиная с самого начала века и до 70-80 г.г. (в Европе), когда на смену пришли новые тенденции в архитектуре(как Деконструктивизм). Общее модернистское движение включает в себя несколько архитектурных стилевых направлений:

  • европейский функционализм (20-30-е годы);
  • советский конструктивизм и рационализм 20-х годов;
  • «баухауз» в Германии;
  • стиль ар-деко;
  • интернациональный стиль;
  • брутализм;
  • органическая архитектура.

Всё это ветви одного дерева – архитектурного модернизма. Общее кредо – созидание нового, соответствующего сегодняшнему дню. Установка на новизну архитектурных сооружений является первостепенным принципом. Планируемые проекты должны содержать инновационные идеи, касающиеся внешних и внутренних форм конструкции.

Главные принципы архитектурного модернизма:

  • применение современных строительных материалов;
  • функциональный подход к решению внутреннего пространства сооружений;
  • отсутствие украшений в декоре;
  • отказ от исторических реминисценций в облике конструкций;
  • «интернациональный характер» сооружений.

Архитектурный модернизм базировался на новейших достижениях и открытиях научно-технического, промышленного прогресса, на передовых идеях своей эпохи. Социальные идеи архитекторов-модернистов отличались явным демократизмом и даже «левизной» во многих декларациях и манифестах.

Предшественниками архитектурного модернизма считаются так называемые «неостили»: отечественный модерн, югендстиль в Германии, австрийский сецессион, ар-нуво во Франции и неоклассицизм. Последующий стиль – постмодернизм – призывал архитекторов вернуться к традиционным истокам и не выдвигать на первый план функциональность сооружений.

Коттедж в Тбилиси - архитектура модернизма
Коттедж в Тбилиси – архитектура модернизма

Модернизм в архитектуре Голландии, Де Стейл (De Stijl)

Направление неопластицизма было основано голландскими художниками в 1917 г. Основоположниками движения De Stijl стали Тео ван Дусбург, Ян Вилс, Антони Кок. Школа ставит перед собой задачу развития эстетического сознания через радикальное обновление внутреннего мира человека с помощью всех видов искусства.

Художники обращаются к чистому образу и пренебрегают экспрессивными средствами, эмоциями. В зодчестве идеи авторов отразились через поиск строгих геометрических проекций.

Преобладают следующие цвета:

  • красный;
  • синий;
  • желтый.

В принципах создания инженерных решений направление следовало идеям функционализма. Теория неопластицизма повлияла на авангард, баухаус.

Идеи стиля были воплощены в здании школы в Хильверсуме, доме Шредера в Утрехте.

Модернизм в архитектуре Германии, баухаус

модернизм в архитектуре
Модернизм в архитектуре Германии.

Художественное объединение было создано в 1919 г. в стенах высшей школы строительства в Веймаре. Идеолог движения Вальтер Гропиус разработал базовые идеи дизайна.

Он доказал необходимость взаимодействия всех видов искусств и внедрения технологического процесса в творческую деятельность.

Теоретики движения искали универсальные решения, направленные на функциональное и практичное использование пространства, при этом была учтена художественная составляющая образа.

Множество ранних направлений модернизма получило второе рождение, воплотив теорию в идеях баухауса. Идеи конструктивизма, функционализма и футуризма были собраны в общую концепцию урбанизма и воплощены в первых типовых застройках. После внедрения прикладных технологий в строительный процесс архитектура становится индустриальной.

Интерьер

Модернизм предполагает использование самых передовых идей в разработках интерьеров зданий. Приветствуется применение стекла, пластика, металла. Основная черта – чёткая геометричность пространства.

Модернизм в интерьере

Как уже было сказано, модернистский стиль не привязан к какой-либо истории или национальности. Он максимально демократичен и интернационален. Стремление к функциональности и минимализму – это основное в интерьере. Зато приветствуются разнообразные эксперименты с цветом и формой, а также игра с пространством. Тем не менее, практичность, удобство помещения ставится во главу угла.

Для стен в стиле модернизм характерны разнообразные конструктивные элементы: сборные и разборные, алюминиевые или железобетонные, арочные, балочные или винтовые. Важно, чтобы в основе их использования лежали логика и целесообразность.

Потолок

Как правило, белый или светлых оттенков, зачастую с глянцевым эффектом. В большинстве случаев создаются многоуровневые несимметричные потолки для создания эффекта игры с пространством.

Интересные идеи модернистского итерьера

Напольное покрытие

Выбор обусловлен назначением комнаты. В остальном – ограничений нет. Орнамент, текстура – строгие и чёткие. Если выбирается ковёр, то он должен быть ярким, однотонным, геометрической формы. Ковролин – нейтрального цвета.

Мебель

В интерьере, предлагаемом модернистами, должна присутствовать мебель массового производства. Возможны и оригинальные конструкции с контрастным сочетанием цвета и фактуры. Для отделки мебели используются пластик, стекло, хромированные и никелированные материалы. Одна из особенных примет стиля – отделка мебели искусственной кожей.

Мебель в интерьере

Декор

В элементах декора ощущается постоянная борьба со старыми стилями. Если используются шторы на окнах, то они должны быть выполнены из необычных тканей. Или же совершенно нейтральные, практически незаметные, чтобы акцентировать внимание на интерьере в целом.

Цветовая гамма

Предпочитаются нейтральные тона, часто в сочетании с перламутровым, серебристым или цветом «металлик». Уже ближе к постмодернизму добавляются яркие, насыщенные цвета.

Немаловажная деталь модернистского интерьера – неординарные картины и фотографии, развешенные на стенах. Естественно, что такой интерьер украшают картины художников-модернистов.

Игра с пространством создаётся путём установки конструкций-трансформеров: разноуровневый пол, свободная планировка, акцентированные оконные и стенные ниши. Раздвижные или складчатые двери и многофункциональная мебель способствуют быстрому изменению пространства. Окна – важная часть интерьера: должны быть огромными, иногда на всю стену.

Цветовая гамма модернизма

В модернизме акцентируется внимание на тех конструкциях, которые в обычном интерьере пытаются скрыть. Это лестницы, отопительные трубы, различные балки. Если эти элементы и декорируются, то с сохранением их естественности.

Если говорить в целом, то модернизм – это уход от условностей и канонов, поэтому, создавая подобный интерьер, хозяин подчёркивает тем самым аналогичный интерьеру образ жизни. Стиль идеально подходит молодым людям, пропагандирующим «new style», а также всем желающим получить динамику и практичность в общем интерьере дома.

Скульптура

Живопись модернизма была богатой и разнообразной, однако скульптура нередко оспаривала её первенство, зачастую находя собственные пути и решения. К примеру, экспрессионизм в скульптуре был менее ярким и значительным, достигнув своего апогея в живописи в эпоху возрождения. Зато сюрреализм породил в первой трети XX столетия так называемую «мобильную скульптуру», созданную американцем Александром Колдером. Его скульптуры, кратко именуемые «мобилями», представляют собой изящно подвешенные проволочные конструкции. Они сцеплены друг с другом так, что начинают двигаться при малейшем дуновении ветерка.

Госпиталь Святого Павла
Госпиталь Святого Павла

Уже после 1945-го года и в живописи, и в скульптуре появились эпичность, масштабность (К. Бранкузи), которые расширили диапазон скульптуры и развили само понятие в другом направлении. Теперь уже важными стали две тенденции: упрощённость форм и родство с архитектурой.

В скульптуре модернизма присутствуют обтекаемые и органические формы (изгибы, напоминающие человеческое тело).

Шедевр советского модернизма – масштабная скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», выставленная в 1937 году в Париже.

Среди зарубежных скульпторов-модернистов выделяется имя Джорджа Сигала, создававшего свои знаменитые фигуры из гипса и полиестера.

Скульптура ар-нуво

Источники

  • https://inthi.ru/modern/primery-sovetskogo-modernizma
  • https://litrekon.ru/podgotovka/k-ege/chto-takoe-modernizm-kratko-i-ponyatno/
  • https://wiki.fenix.help/literatura/modernizm-v-russkoy-literature
  • https://inthi.ru/arhitektura/modernizm-v-arxitekture
  • https://www.evkova.org/referaty/modernizm-1910-1940-e-gg-modernizm-v-izobrazitelnom-iskusstve
  • https://TrendsDesign.ru/interiorstyles/contemporary/modernizm/brutalizm-mayakovskogo.html

[свернуть]

Похожие статьи

Adblock
detector