Актуальные проблемы архитектуры градостроительства

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Проблема. Необходимость понимания современных проблем современной архитектуры.

Цель. Выявить актуальные проблемы современной архитектуры.

Объект исследования. Архитектура.

Задания работы. Обнаружить, изучить и упорядочить информацию о современных проблемах архитектуры.

Основная часть. Архитектура всегда была объемно-пространственным искусством, которое создает материальную и духовную среду для обитания человека, его вторую природу, воплощающую в себе комфорт и отвечающую требованиям современной жизни. Сущностью архитектуры есть мощный поток воздействия на человека психологии, идеологии, а также эстетики. Сегодня актуальными проблемами в архитектуре стали проблемы «смысла», «информативности», «лаконичного», «интересного», «целостного», «игры», ключевые, семантические и коммуникативные проблемы, сменившие и продолжившие проблемы формообразования, актуальные в XX веке. Указанные проблемы актуализировались в связи с переориентацией общей культуры на пост классические методологии, опирающиеся как на общую теорию систем и законы термодинамики; так и на обращение к новейшим достижениям психоанализа, методы феноменологии, герменевтики и др. [1, с. 168-183].

В современной философии архитектуры основополагающим является отказ от «готовых» логических конструкций. Более простые системы становятся равноценными более сложным и многокомпонентным. Появляется задача их взаимовыгодного совместного сосуществования.

Семантика архитектуры помогает увидеть тенденции, которые почти скрыты и от современников, и от историков-традиционалистов. Архитектура выражает идеологически-философские кредо социума и эпохи, транслируя новые идеи и веяния тенденций. Она формирует жизнь и пространство вокруг самого человека, наполняет смыслом, коммуникациями и возможностями данной среды.

В мире нет бессмысленной архитектуры. Ведь в истинной архитектуре всегда заложена идея, главная константа существования здания. Однако сегодня требований для оправданной идеи гораздо больше, и, зачастую смысловые конструкции для человека просто нечитабельны. Теперь над смыслом все больше стала доминировать форма в силу таких причин, как неподготовленность к новой информации, незнание архитектурного языка, истоки которого уходят в мифологию.

Современные исследователи обращают внимание на актуальность именно эмоционально – эстетических, а также смысловых аспектов композиции городской среды.

Так, А. Г. Раппапорт отмечает: «главные проблемы архитектуры сегодня касаются именно смысла человеческого существования, ибо любая интерпретация архитектурных форм есть, в конечном счете, их перевод на язык экзистенции, в противном случае занятие архитектурой становится культурно и человечески бессмысленным, и может быть спокойно обеспечено автоматами». Причем на первое место он ставит аспекты мифа и феноменологию, «которую нельзя ни измерить, ни назвать, но в сфере, в которой мы интуитивно переживаем связь с материалами, светом, поверхностью, массой и т. п.» [2].

В настоящее время наблюдается проявление интереса исследователей, по утверждению О. А. Фоменко в сторону: «исследования эстетических качеств информационных признаков архитектурной формы, таких, как … изобразительные и знаково-символические, в которых закодирована семантическая, «содержательная» информация» [3, с 363]. В этой связи растет возможность нахождения базовых основ архитектурно-семиотических исследований в зодчестве, их разнообразия в архитектуре как науке.

Говоря о реконструкции городских пространств, возникает проблема художественности архитектурных ансамблей, в оппозиции же стоит функциональность. Человек очень часто тяжело воспринимает неорганизованные, хаотически расположенные дробные пространства, которые буквально выпадают из общего контекста, понятного современному сознанию. Но, если это один объект, именно эти странные пространства несут в себе ценность целого объекта.

Читайте также:  Все узоры керамической плитки

Проблема понимания и расшифровки, а затем цитирования этих архитектурных «текстов», с сохранением их первоначального смысла, в наше время настолько же важна как знание и сохранение истории своей семьи, понимание и осознание себя частью мироздания.

Феноменом современности есть архитектурный объект, воплощающий в себе форму бытия человека и условие значения и смысла. По словам Ю. М. Лотмана «вторичная моделирующая структура» и ее художественная составляющая служат рождению новых значений, создавая глубину. Оценить эту, свойственную произведению глубину смысловых структур архитектурно-средового ряда возможно, глядя на основные категории – пространство и время.

Работа архитектора с пространством при всестороннем восприятии пространства как художественного образа окружающего объект проектирования – важнейшая составляющая искусства архитектуры. Архитектура не рассказывает о мире: она – мир и его устройство, идея, «облаченная» в материальную форму, механизм перевода в физическое измерение мифов и вымыслов, вызванных современными условиями, где вымыслы становятся реальностью благодаря архитектурной игре. Но, в процессе создания этой реальности, архитектура перевоплощается в мир, подобный миру природы, окружающей человека.

Таким образом, семиотика воплощает в себе истинный исследовательский подход, который уводит нас в свою мифическую сущность, и обрывает видимые связи вымыслом.

Многие современники в процессе созидания своих архитектурных замыслов опираются на основополагающие свойства продукции архитектурного творчества: красота, прочность и польза. В основу архитектуры данные качества заложил никто иной, как Витрувий в своем трактате об архитектуре еще в I веке до н. э. [9]. Долгое время многие воспринимали данную триаду канонов «иерархично», рассматривая «красоту» в конце как константу. Великий Витрувий заложил иной смысл, представляя миру триаду равную геометрической модели в форме равностороннего треугольника. В вершине треугольника – «красота», а в его углах основания – «польза» и «прочность».

1. Перс Т 16, вып. 24, с. 6 (2009).

3. J.Lee et al., ACS Nano 4, 3580 (2010).

4. P.T Anastas et al., Environ. Sci. Technol. 37, 94A (2003).

5. Малылиг, А. А. Химия поверхности и нанотехнология: взаимосвязь и перспективы [Текст] / А. А. Малыгин // Соровский образовательный журнал.- Т.8 — № 2. — С.32–37.

6. Материалы сайта www.nanonews.net

7. Фолимагина О. В., Гарькин И. Н. Нанотехнологии в производстве строительных материалов // Региональная архитектура и строительство- Пенза: ПГУАС.- № 1(6).2009- С.111–112.

8. Фадеева Г. Д. Рентабельное использование нанотехнологий в строительных материалах / Г. Д. Фадеева, К. С. Паршина, И. В. Маркелова // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 187-18

Источник

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ АРХИТЕКТУРЫ В НАШЕ ВРЕМЯ

Проблема. Понимания основных современных проблем архитектуры в наше время.

Цель. Выявить современные проблемы архитектуры в наше время.

Объект исследования. Архитектура

Задания работы. Изучить и упорядочить информацию о современных проблемах архитектуры в наше время.

Основная часть. Архитектура по природе своей — объемно-пространственное искусство создающее материальную и духовную среду (вторую природу) для обитания человека. Композиционно-пространственная сущность архитектуры – мощный поток идеологического, психологического и эстетического воздействия на человека. Актуальными проблемами в архитектуре сегодня становятся проблемы «смысла», «интересного», «игры», «информативности», знаковые, семантические и коммуникативные проблемы, сменившие и продолжившие проблемы формообразования, актуальные в XX веке. Смыслообразующие проблемы актуализировались в связи с переориентацией общей культуры на постклассические методологии, опирающиеся как на общую теорию систем и законы термодинамики; так и на обращение к новейшим достижениям психоанализа, методы феноменологии, герменевтики и др. [1, с. 168-183].

Читайте также:  Рисование узоры для мебели подготовительная группа

Современная философия исходит из отказа от «готовых» логических конструкций как основы мыследеятельности; фундаментальные научные категории видятся логически переживаемыми событиями. Менее сложно организованные системы полагаются равноценными более сложно организованным; рассматривается их совместное развитие с позиций взаимовыгодного сосуществования и взаимной обусловленности.

Архитектура, как выразитель философско-идеологических кредо эпохи и социума, всегда была синтезатором и передатчиком новых идей. Формируя пространство для жизнедеятельности человека, архитектура наделяет это пространство смыслом, языком и возможностью коммуникации. Бессмысленной архитектуры не может быть. Однако процессы смыслообразования многократно усложнились и, зачастую, смысловые конструкции уже не прочитываются потребителем однозначно. В силу многих причин, в числе которых: незнание языка архитектуры, неподготовленность к «считыванию информации» и распознаванию знаков, удаленность от архетипических и отстраненность от мифологических истоков, форма начинает доминировать над смыслом, становясь «вещью в себе». Многие исследователи выделяют актуальность работ в области смысловых и эмоционально- эстетических аспектов композиции города. Так, А. Г. Раппапорт отмечает: «главные проблемы архитектуры сегодня касаются именно смысла человеческого существования, ибо любая интерпретация архитектурных форм есть, в конечном счете, их перевод на язык экзистенции, в противном случае занятие архитектурой становится культурно и человечески бессмысленным, и может быть спокойно обеспечено автоматами». Причем на первое место он ставит аспекты мифа и феноменологию, «которую нельзя ни измерить, ни назвать, но в сфере которой мы интуитивно переживаем связь с материалами, светом, поверхностью, массой и т. п.» [2].

В качестве наиболее актуальных направлений перспективных исследований, О. А. Фоменко отмечает «исследования эстетических качеств информационных признаков архитектурной формы, таких, как … изобразительные и знаково-символические, в которых закодирована семантическая, «содержательная» информация» [3, с 363]. Возрастающий интерес к таким исследованиям способствует поиску базовых основ архитектурно-семиотических исследований в зодчестве и их вариаций в современной архитектурной науке. Генезис архитектурной семиотики иллюстрирует путь от формальной школы, рассматривающей форму как эстетический фактор в архитектуре и искусстве, акцентируя зримый облик формы и пространства, упуская из виду смысловые аспекты, до структурализма, рассматривающего произведение как текст, совокупность знаков, определяющих структуру произведения, а также символы и систему их отношений, структурные оппозиции, определяющие форму.

Семиотика находит свои объекты повсюду, ее непосредственным предметом является информационная система, основой — система знаковая. Как наука семиотика не изменилась за последние 20 лет, изменился информационный мир вокруг, она лишь фиксирует это изменение, предсказав его, — создается единый информационный смыслов архитектуры определяется семиотической трактовкой архитектуры, основные из которых – архитектура как текст, где терминология касается «чтения», и архитектура как среда, где терминология касается интерпретации.

Проблема художественности архитектурных текстов городской структуры обычно рассматривается в оппозиции к функциональности, особенно в ситуациях, когда речь идет о реконструкции городских пространств. Сложные для понимания неорганизованные, а зачастую и дробные пространства, воспринимающиеся как хаотические и выпадающие из общего, понятного для современного сознания контекста, претерпевают изменения первыми. А ведь именно эти сложные, непонятные, загадочные и странные пространства заключают в себе ценность всего объекта. Проблема понимания и расшифровки, а затем цитирования этих архитектурных «текстов», с сохранением их первоначального смысла, в наше время настолько же важна как знание и сохранение истории своей семьи, понимание и осознание себя частью мироздания.

Читайте также:  Узор для пледа спицами простой узор для детского пледа

Архитектурный объект, рассмотренный как условие и форма бытия человека в мире – является феноменом, порождающим значения и смыслы. «Вторичная моделирующая структура» его художественной составляющей служат, по Ю. М. Лотману, продуцированию все новых смыслов, создавая свойственную произведению искусства глубину. Оценить глубину смысловых структур архитектурно-средового «текста» возможно через его основные категории – пространство и время. Работа с пространством и понимание пространства как художественного феномена – важнейшая составляющая поэтики архитектуры, а пространство, по мнению Ю. М. Лотмана, — «древнейший архаический язык» [4, с. 50]. Архитектура не рассказывает о мире: она – мир и его устройство, идея, «облаченная» в материальную форму, механизм перевода в физическое измерение мифов и вымыслов, вызванных современными условиями, где вымыслы становятся реальностью благодаря архитектурной игре. Однако, создавая эту реальность, архитектура становится мир, подобный единому миру природы вокруг нас. О семиотике в архитектуре следует говорить как об исследовательском подходе. Семиотический подход к процессу нахождения привычной и уводит в тень собственную мифическую природу, разрывая видимые связи вымыслом.

Воплощая архитектурные замыслы, многие современные авторы руководствуются сущностными качествами архитектуры – «польза, прочность, красота», сформулированными Витрувием в трактате об архитектуре в I веке до н. э., воспринимая эту триаду «иерархично», располагая «красоту» в конце цепочки. Витрувий же, предлагал триаду, как геометрическую модель в форме равностороннего треугольника, вершина которого – «красота», а углы основания – «польза» и «прочность». Такую же модель имеет архитектурная семиотика, где вершина – семантика, а синтактика и прагматика – углы в основании. Синтактика определяет «грамматику и на синтаксис» архитектуры, отвечая за архитектуру как «ремесло». Семантика – это смысл архитектуры, определяющий образные, знаковые и символические возможности архитектуры, в плане образования и выражения смысла, превращая «речь» архитектуры в «поэзию».

1. ПерсТ 16, вып. 24, с. 6 (2009).

3. J.Lee et al., ACS Nano 4, 3580 (2010).

4. ПерсТ 16, вып. 23, с.3 (2009).

5. P.T Anastas et al., Environ. Sci. Technol. 37, 94A (2003).

6. Малылиг, А. А. Химия поверхности и нанотехнология: взаимосвязь и перспективы [Текст] / А. А. Малыгин // Соровский образовательный журнал.- Т.8 — № 2. — С.32–37.

7. Материалы сайта www.nanonews.net

8. Фолимагина О. В., Гарькин И. Н. Нанотехнологии в производстве строительных материалов // Региональная архитектура и строительство- Пенза: ПГУАС.- № 1(6).2009- С.111–112.

9. Фадеева Г. Д. Рентабельное использование нанотехнологий в строительных материалах / Г. Д. Фадеева, К. С. Паршина, И. В. Маркелова // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 187-18

Источник

orname.ru
Adblock
detector