- Стиль арт-деко в архитектуре
- От небоскребов к частному строительству
- Характеристика архитектурного арт-деко
- Интерьерные акценты
- Современные проекты домов в стиле арт-деко
- 12. Эклектика и ар деко в архитектуре сша начала XX в.
- Ар-деко (арт-деко): особенности стиля в архитектуре и интерьере
- Что такое ар-деко
- Особенности стиля ар-деко
- Основные черты ар-деко
- Строгая геометрия
- Симметричные узоры
- Этнические и природные мотивы
- Дорогие материалы
- Блеск
- Зиккурат
- Яркие цвета
- Гладкие поверхности
- Небоскребы
- Ар-деко в интерьере
Стиль арт-деко в архитектуре
Это направление называют золотой серединой между шиком и функциональностью. Проекты в стиле арт деко воплощают лучшее из модерна, неоклассицизма и конструктивизма.
От небоскребов к частному строительству
Французский термин art deco означает «декоративное искусство». Течение сформировалось в Европе 1920-х годов как ответ на бедствия Первой мировой войны и проявилось в архитектуре, скульптуре, дизайне интерьера, мебели, одежде, живописи.
Но заметнее всего стилистика арт-деко заявила о себе в общественном масштабе: лучшие рестораны, дорогие отели, многоэтажные круизные лайнеры поражали современников великолепным внешним обликом и богатым внутренним убранством.
Свою роль в продвижении сыграли археологические открытия древних памятников Египта и Америки, давшие множество новых орнаментов и предметов декора. Первые здания эпохи ар деко сочетают обтекаемость, свойственную модерну, и симметрию неоклассики, утонченную красоту и буржуазный блеск.
Арт-деко – жизнеукрашающий стиль, призванный удовлетворить человеческое тщеславие эффектной демонстрацией вложенных средств.
Стиль объединил стремление дизайнеров, архитекторов, художников создать иллюзию «роскошной жизни» и благополучия во времена духовной растерянности, пустоты первых послевоенных лет.
В ход шли находки экспрессионистов, живописцев-постимпрессионистов, элементы Ампира, архаика египетского искусства, находки русских декораторов балетных сезонов в Париже, сюрреалистов с их идеями воплощения восточного и примитивного африканского искусства.
Соединив традиции прошлого и современные достижения науки, стиль арт-деко стал «последним из художественных стилей», который подобно эклектике и фьюжн связал между собой, порой, несоединимое.
В США главным символом стиля стали небоскребы. В числе самых узнаваемых – Крайслер-билдинг в Нью-Йорке (работа архитектора Уильяма ван Аллена, 1930 год). Среди особенностей: 38-метровый стальной шпиль, семисводная крыша, фасадные скульптуры в виде эмблемы автогиганта, горгульи-орлы по периметру и треугольные окна наподобие расходящихся солнечных лучей.
В Нью-Йорке есть еще яркие представители архитектруы арт-деко – знаменитые небоскрёбы Empire State Building, General Electric Building и American Radiator Building.
В Советском Союзе архитектурные проекты арт-деко в чистом виде не получили особого распространения, ассоциируясь с капиталистическими излишествами. Но стиль сильно повлиял на сталинскую архитектуру. В этом ключе выполнены, к примеру, станции метрополитена в Москве: «Маяковская» (проект Алексея Душкина) и «Аэропорт» (работа Бориса Виленского и Всеволода Ершова).
Закат направления пришелся на Вторую мировую войну, а возрождение – на 1980-е годы, когда к стилю обратился графический дизайн.
Возникнув изначально как декоративное искусство, art deco полноценно вошел в частную архитектуру и интерьерное пространство. Сегодня в домах арт деко органично соединяются элементы ар нуво, кубизма, неоклассики, египетские и африканские сюжеты.
Характеристика архитектурного арт-деко
В основе – простые геометрические объемы с подчеркнутыми вертикалями и горизонталями. Огромные квадратные или округлые балясины, колонны квадратного, прямоугольного, двутаврового сечения. Формы ступенчатые.
Материалы
Для строительства и оформления дома в современном стиле ар деко используют прокатный металл, бетон, зеркальные стекла, стальные трубки, полудрагоценные камни, алюминий, бронзу, мрамор. Предпочтительны натуральные материалы, техника инкрустации.
Линии и мотивы
Поскольку стиль развился из модерна, два этих направления роднит любовь к декоративности. Но в отличие от ар нуво, где доминировали плавные силуэты и растительные орнаменты, дизайн особняка в арт-деко предпочитает ломаные линии, геометрические и анималистические мотивы. Активно используются зигзаги, окружности, треугольники.
Фасадный декор
Картуши (украшение в виде щита или свитка), шевроны (объемные полосы под углом друг к другу), горельефы, русты, мотивы солнечных лучей, фантастические драконы.
Основные элементы
Арт деко как стилю частной архитектуры свойственны остекленные террасы. Внутренняя планировка может включать сложные переходы между этажами, разноуровневую композицию в рамках одного помещения.
Цветовая гамма
В противовес пастельной палитре модерна загородные дома в стиле арт деко выделяются контрастными сочетаниями, которые подчеркивают геометричность пространственных решений. Фоновый цвет стен, как правило, нейтральный светлый.
Окна и двери
Характерны простые прямоугольные окна с большой площадью остекления. В качестве декора – решетки с флористическим или животным орнаментом. Двери в проектах жилых зданий арт-деко тоже простые по форме, металлические или деревянные, украшены геометрическими рисунками, хромированными вставками, дизайн дверных ручек поддерживает идею ломаных линий.
Интерьерные акценты
Загородный коттедж в духе арт деко – пример тесного союза эффектного экстерьера и не менее впечатляющего внутреннего оформления.
- В отделке и декоре на равных чувствуют себя экзотические материалы: слоновая кость, эбеновое дерево, шкуры африканских животных и рептилий – и современные урбанистические решения: сталь, алюминий, хром, бетон, стекло.
- Заказывая у нас проект дома в стиле ар деко под ключ, вы получите интерьер, насыщенный египетскими, индейскими, восточными орнаментами в сочетании с произведениями современного искусства.
- Цветовые решения строятся на контрасте. Основа либо максимально темная, либо светлая – на таком фоне легко выделяются колористические и фактурные акценты. Популярный мотив – черно-белый рисунок, напоминающий клавиши фортепиано.
- Как и в экстерьере, в дизайне особняка с обстановкой арт деко присутствуют зигзагообразные, ступенчатые объемы, подчеркнутый геометризм.
Современные проекты домов в стиле арт-деко
Архитектура этого направления отличается элегантностью и цельностью образов. Коттеджи art deco имеют характерные признаки:
- Простые и строгие очертания.
- Стены оштукатурены и покрашены в светлые тона.
- Фасадный декор – фризы, рельефные вставки с геометрическим или растительным орнаментом из песчаника или цемента.
- Рисунок решетки террасных ограждений или забора по периметру участка повторяет фасадное оформление.
- Большие площади остекления: окна в пол, панорамные, второй свет.
Посмотрите разработанные или уже реализованные дома в стиле арт-деко – 2-х, 3-этажные строения с мансардой, гаражами, бассейном. В реализуемых для вас домах мы объединяем желаемый вами уровень комфорта с эстетикой выбранного архитектурного направления.
Читать другие статьи раздела
Купить или построить дом с нуля – неизбежный вопрос, когда возникает желание приобрести частную недвижимость за городом. Чтобы ответить, нужно четко понимать: для чего.
Подробнее о готовых и построенных загородных домах.
Ситуацию, когда у вас есть и добротный коттедж с коммуникациями, и городская квартира, можно назвать идеальной. Но на практике обычно приходится выбирать, куда вложить средства – в постройку собственного дома или.
Подробнее о выборе между домом и квартирой.
Владельцу предстоит решить вопрос: купить готовый типовой вариант или заказать индивидуальный. В том и в другом случае есть факторы, влияющие на.
Далее об авторских проектах домов.
Современная малоэтажная застройка в России представлена как типовыми архитектурными решениями, популярными за счет доступности материалов и быстроты возведения, так и эксклюзивными проектами, где ценится.
Далее о красивых домах.
Из всех минималистичных (или интернациональных) стилей, конструктивизм особенно крепко прижился на территории Советского Союза.
Подробнее о конструктивизме.
12. Эклектика и ар деко в архитектуре сша начала XX в.
Если европейские страны тяжело переживали последствия Первой мировой войны, то в США, вследствие успешной торговли с воюющими странами наблюдалось быстрое развитие крупного капитала, обогащение монополий, что нашло отражение в строительстве и архитектуре. В крупнейших американских городах выросли высокие конторские и банковские здания , гостиницы и доходные дома, которые и стали определять их облик.
В архитектуре общественных зданий преобладало увлечение античными образцами, подражание древнегреческому зодчеству, что было характерно для официального стиля, который господствовал, в частности, в правительственном центре страны — Вашингтоне. В других городах единства стиле не наблюдалось. Выбор стиля в основном зависел от вкусов заказчика.
Американские небоскребы представляли собой сложные многофункциональные здания, где на разных этажах располагались магазины, рестораны, конторские помещения, клубы и даже церкви. Эволюционировала не только типология небоскребов, но и их форма. Поэтому уже в первые десятилетия XX в. небоскреб стал постепенно превращаться в башню, принимая сначала ступенчатый характер, а затем вид небоскреба-пластины или небоскреба-башни простой формы в плане.
Центральным ядром становились шахты лифтов, пожарных лестниц и сан. узлов с холлом. Внешний облик этих зданий эволюционировал значительно медленнее, чем его конструктивное решение и инженерно-техническое оснащение. Фасады украшались элементами, заимствованными из архитектуры прошлых эпох: колоннами разных ордеров, приобретающих гипертрофированные, гигантские размеры, с далеко вынесенными пышными карнизами. Верх здания зачастую представлял собойподобие античного храма.
Примером эклектики в архитектуре американских небоскребов служит здание фирмы «Вулворт» в Нью-Йорке (арх. К.Джилберт, 1913 г.). Оно долгое время оставалось символом американской эклектической архитектуры. Здание имеет ярко выраженные вертикальные членения. Оно увенчано ярусной башней, украшенной по углам самостоятельными башенками. Эта башня, в свою очередь, завершена пирамидой. В декоре видно обращение к историческим стилям.
Одновременно с эклектикой появился новый стиль ар деко— стилистическое течение в искусстве и архитектуре стран Западной Европы и Америки второй четверти XX в., которое получило название от международной Выставки декоративного искусства в Париже в 1925 г. Для него характерно сочетание монументальных утяжеленных форм с изощренным украшательством. Ар деко сочетал элементы стиля модерн, кубизма и экспрессионизма, выразительные особенности технического дизайна. Позднее(после 1920-х годов) он проявился в оформлении и украшении интерьеров фешенебельных отелей, салонов, зданий большого бизнеса — небоскребов. Он обозначает стиль, сочетающий в себе классичность, симметричность и прямолинейность. Возник он под влиянием различных источников (кроме упомянутых ар нуво и ку-бизма, древнего искусства Востока,Египта, Африки и американских кон-тинентов) и достиг расцвета в 1925 —1935гг.
Наиболее ярко ар деко проявился в архитектуре американских небоскрёбов конца 1920-х — начала 1930-х. К концу 1930-х годов в нем усилилась классицистическая линия. Архитектура ар деко выступает как монументальная и представительная.
Иногда формы становятся близки к машинному дизайну, подражают динамичным формам транспорта — автомобильного, воздушного, водного, но при этом они не функциональны, а декоративны и символичны. Дизайн ар деко затрагивал не только архитектуру, мебель и детали интерьеров, светильники, изобразительное искусство, но накладывал отпечаток и на образ жизни. Если и конце XIX в .Л.Салливен использовал прием вертикальных импостов, завершая их арками, то в небоскребах 1920—1930-х годов они стали иметь зубчатое или стрельчатое, шатровое или другое орнаментальное завершение. В этом стиле выполнен знаменитый американский небоскреб фирмы «Крайслер» в Нью-Йорке . Здание небоскреба высотой 73 эта-жа (320 м) несколько месяцев было самым высоким в мире, пока не был построен другой небоскреб — Эмпайер стейт билдинг в Нью-Йорке по проекту архитекторов Ф.Лемба и А.Хармона. Законченное в 1932 г. здание в102 этажа высотой 381 м
В 1930-х годах в Нью-Йорке был построен крупнейший комплекс зданий Рокфеллеровского центра (финансировал его строительство крупнейший финансовый магнат — Рокфеллер). Проектировали его архитекторы Э.Рейнгардт, Г. Гофмейстер, Х.Корбет, У. Гаррисон, У. Мак-Меррей,Р. Худ и А.Фуйу. Центр состоит из группы зданий различной этажности. В них размещаются представительства крупнейших фирм Франции и Великобритании.
В американской архитектуре ар деко возрождается в небоскребах кон-ца XX в. Так, небоскребы США 1980-1990-х годов по своей композиции и декоративному оформлению во многом восходят к стилю ар деко 1930-хгодов. В частности, работы архитектора С. Пелли характеризуются переходом от стеклянной архитектуры неофункционализма к осовремененной версии ар деко, характеризующейся структурной пластикой объемов (комплекс Всемирного финансового центра). Приемы ар деко прослеживаются и в творчестве известного постмодерниста Ф.Джонсона.
Ар-деко (арт-деко): особенности стиля в архитектуре и интерьере
Интерьеры в духе фильма «Великий Гэтсби»: изысканность, строгая геометрия и общее ощущение праздника — все это ар-деко. Каков этот стиль в архитектуре и чем отличается от других — рассказываем в нашей статье.
Эксперт в этой статье: Екатерина Сванидзе, партнер архитектурной студии dvekati
Что такое ар-деко
Ар-деко — стиль, который появился во Франции в начале XX века, затем распространился в Западной Европе и США и проявил себя в архитектуре, дизайне, изобразительном искусстве. Он стал популярным после Международной выставки декоративно-прикладного искусства и современной промышленности, которая прошла в Париже в 1925 году.
Ар-деко появился на стыке модернизма и неоклассицизма. Ар-деко быстро стал синонимом богатства, шика, богемы, а его приверженцы активно использовали в своих работах достижения технического прогресса и новые качественные материалы. Это означает в том числе, что в богатых интерьерах и в архитектурном облике домов для элиты впервые начали массово использоваться штампованные заводские элементы.
С появлением ар-деко декораторы, которые до этого не считались представителями творческой интеллигенции, получили новый статус: у них появилось профессиональное сообщество и такие же авторские права, как у художников и скульпторов.
После Второй мировой войны ар-деко стал менее востребован, в архитектуре начали брать верх более функциональные и строгие стили.
Екатерина Сванидзе :
— Об ар-деко обычно говорят, что это или последний большой стиль, или вообще не стиль, а стилевое течение. Как бы то ни было, ар-деко до сих пор остается одним из главных источников вдохновения для архитекторов по всему миру. Среди стилей, повлиявших на ар-деко, называют модерн, неоклассицизм, конструктивизм, футуризм, кубизм, древнеегипетскую, доколумбову и мавританскую архитектуру, африканский примитивизм, древнегреческую архаику.
Стиль, получивший известность как ар-деко, во Франции сначала называли «шикарным» — в интерьерах было изобилие ценных пород камня и дерева, металлов, слоновой кости и прочей «крокодиловой кожи». Его подхватили парижские мебельщики, легендарные стекольщики Лалик и Марино, часовщики и ювелиры Картье, а также авторы «малых бронзовых форм».
Бронзовая скульптура становится одним из символов ар-деко для истории искусств и воплощением той самой «дорогой и солидной красивости». Стиль действительно стал последней в истории искусств громкой попыткой совместить высокое и низкое, больших художников и ремесленников, сочетать небоскребы и гранд-отели с холодильниками и светильниками.
Особенности стиля ар-деко
Основными характеристиками архитектуры ар-деко стали прямоугольные геометрические формы, разделенные изогнутыми декоративными элементами. Серия отступов, создающих ступенчатый контур, создает монолитный внешний вид, типичный для фасадов в этом стиле.
При строительстве зданий в стиле ар-деко использовались штукатурка, бетонный блок, глазурованный кирпич, гладкий камень и терракота, сталь и алюминий. Широко задействовалось декоративное непрозрачное остекление.
Некоторые здания этого стиля отличаются элементами исключительно ручной работы, другие декорировались украшениями массового производства, которые были дешевле.
Плоские крыши украшались парапетами, шпилями или башнеобразными сооружениями, чтобы подчеркнуть угол или вход. Декоративное стекло или стеклянные блоки использовались для максимально естественного освещения. Сложные пилястры и фронтоны украшали дверные проемы.
Проекты в стиле ар-деко мультиформатны — они часто создавались в сотрудничестве архитекторами, художниками, скульпторами и дизайнерами. Рокфеллер-центр, Крайслер-билдинг, Эмпайр-стейт-билдинг и другие небоскребы Нью-Йорка, которые были построены в 20–30-х годах XX века, — наиболее известные примеры ар-деко.
Основные черты ар-деко
Строгая геометрия
Ар-деко стремится к строгой геометрии. Архитекторы, дизайнеры, художники-декораторы, работающие с такими зданиями, предпочитают овал, прямоугольник, ромб, треугольник, зигзаг и другие четкие формы.
Симметричные узоры
Используются в основном симметричные, повторяющиеся узоры природного или геометрического характера. Они присутствуют как в интерьерах, так и на фасадах зданий.
Этнические и природные мотивы
Художников вдохновляют идеи творчества американских индейцев, египтян, а также природный орнамент. Характерные мотивы включают обнаженные женские фигуры, животных, листву, цветы, птиц и солнечные лучи.
Дорогие материалы
В декоре и отделке предпочтение отдается дорогостоящим натуральным и искусственным материалам — нефриту, серебру, перламутру, слоновой кости, обсидиану, хрому, горному хрусталю, бакелиту, железобетону.
Блеск
Множество различных металлических акцентов, вплоть до золотых поручней на дверях, обилие зеркал, витражных стекол смелых расцветок и блестящих поверхностей. Все эти детали создают ощущение праздника и торжественности.
Зиккурат
Заимствованный из вавилонской архитектуры, зиккурат играет важную роль в архитектуре ар-деко. Современная интерпретация в основном выглядит как отступающие уровни или многоярусные элементы, которые придают строению или декоративному элементу форму пирамиды.
Яркие цвета
Архитекторов и дизайнеров привлекают яркие, насыщенные цвета, которые броско контрастируют друг с другом. Полутона, оттенки и пастельная гамма отходят на второй план. Основными становятся бирюзовый, рубиновый, желтый, зеленый, баклажановый, бордовый и другие яркие цвета.
Гладкие поверхности
Помимо блеска, в ар-деко часто используются гладкие, ровные поверхности — нержавеющая сталь, алюминий, мрамор, стекло.
Небоскребы
Во многих зданиях в стиле ар-деко есть башня или шпиль. Это также связано с восхищением техническим прогрессом, которое было характерно для того времени. Стальной каркас и металлические акценты здания Крайслер-билдинг в Нью-Йорке придают ему блестящий, гламурный вид.
Екатерина Сванидзе:
— На мировом уровне в некоторых частях света ар-деко быстро выбирает в крестные отцы функционализм, а за океаном, в США, и вовсе превращается в так называемый streamline modern — по мнению одних историков архитектуры, американизированную версию стиля, по мнению других — совершенно отдельное стилевое течение или даже стиль, нашептанный, собственно, индустриализацией, новыми технологиями и особенно воздухоплаванием.
Во Франции схожая история происходит с paquebot («морской лайнер»), который выделяется и оформляется после спуска «Нормандии» с колоннами из лаликовских кристаллов на воду в 1935 году.
Впрочем, это было характерно для всего стиля, который недаром называли «лоскутной эклектикой» — в каждой стране он был отдельным и особенным, а мастера, к нему принадлежавшие, даже не всегда об этой принадлежности догадывались. Нервный и рваный — с одной стороны, надежный — с другой; его любили все — от владельцев первых массовых кинотеатров до автомобильных заводов и производителей холодильников. Бакелит, нержавейка, стекло, различные эмали — все это вместе с красным деревом, хрусталем, акульей и крокодиловой кожей (или их имитациями) приходило тогда чуть ли не в каждый дом и с самыми привычными в быту вещами.
Считается, что именно «ширпотреб» стал причиной затухания ар-деко и его ответвлений в большинстве стран. И дело не только в начавшейся Второй мировой войне, но и в том, что из иконы стиля ар-деко стал для общества аляповатой картинкой из глянца и синонимом подделки и пошлости. Правда, так было не везде и не сразу — в некоторых британских и французских колониях ар-деко главенствовал до конца 1960-х.
Ар-деко в интерьере
Большинство выдающихся представителей ар-деко создавали индивидуальные предметы или ограниченные серии. Среди них дизайнеры мебели Жак Рульман и Морис Дюфрен, архитектор Элиэль Сааринен, кузнец по металлу Жан Пуифоркат, дизайнер стекла и ювелирных изделий Рене Лалик, художники-ювелиры Раймонд Темплиер и Вивен Нильссон.
Дизайнеры выбирали экзотические материалы для интерьеров, такие как акулья кожа, перламутр, слоновая кость, лакированное и окрашенное дерево, а также декоративные вставки, подчеркивающие геометрию. Самым выдающимся дизайнером мебели на выставке декоративного искусства 1925 года был Эмиль-Жак Рульманн.
Он считал, что кресла должны быть спроектированы в соответствии с функциями комнат, в которых они появились: для гостиной — уютными, в офисе — удобными, а в салоне — роскошными. Мебель Рульманна изготавливалась в небольших количествах, и средняя цена одной из его кроватей или шкафов довольно часто была выше, чем стоимость небольшого дома.
Текстиль стал важной частью стиля ар-деко: использовались красочные обои, обивка для мебели, ковры. На них изображались стилизованные промышленные сцены, городские пейзажи, локомотивы и другие современные темы, а также женские фигуры и геометрические узоры. В 1920-х годах дизайнеры вдохновлялись декорациями русских балетов, дизайнами тканей и костюмами Льва Бакста.
Екатерина Сванидзе:
— Пусть в экспертном сообществе термин «советское ар-деко» официально не принят до сих пор, но в СССР история стиля началось в 1920-х годах со строительства Фрунзенского универмага в Ленинграде. По словам историка архитектуры Александры Селивановой, в СССР ар-деко пришел резко — сказалась усталость от бескомпромиссности и жесткости авангарда, совпавшая с надрывной индустриализацией, партийные интриги в искусстве и один из самых мощных расколов внутри профессионального сообщества.
Щусев, Иофан, Гефрейх, Руднев, Васильковский, Катонин, Душкин, Голосов, Лангман, станции первых очередей Московского метрополитена, дом СТО, библиотека им. Ленина, военная академия Фрунзе, Мавзолей, наркомат в Колымажном, АТС на Зубовской площади, многочисленные жилые дома по всей стране, включая легендарный дом на Яузском бульваре в Москве, Даниловский универмаг, вокзалы, ВДНХ, московские высотки — все это имена и объекты советского ар-деко.
Ар-деко повлиял в СССР на всю массовую городскую застройку — именно из него во многом вырос сталинский ампир. Владимир Гельфрейх, который стал автором как первого образца советского ар-деко — библиотеки им. В. И. Ленина, так и последнего — здания МИД, был наиболее близким к чистой стилевой версии.
К ар-деко возвращаются и сегодняшние российские девелоперы — аллюзии на эту тему появляются в архитектуре и интерьерах.