- Дом Инвалидов
- Дом Инвалидов в Париже: гробница Наполеона, собор, фото
- Дом Инвалидов в Париже: от богадельни до музея
- История строительства Дома Инвалидов
- Поселенцы Дома Инвалидов
- Примечательные вехи истории
- Архитектура Дома и Собора Инвалидов
- Гробница Наполеона Бонапарта I
- Музей армии
- Музей планов и рельефов
- Музей ордена Освобождения
- Музей современной истории
- Панорама Дома Инвалидов
- Билеты и другие платные услуги
- Часы работы музея
- Предлагаемый сервис
- Как добраться до Дворца Инвалидов
- Дом Инвалидов на карте
- Контактная информация
- Дом Инвалидов (Видео)
Дом Инвалидов
СОБОР СВЯТОГО ЛЮДОВИКА ДОМА ИНВАЛИДОВ
Архитектор ЖЮЛЬ АРДУЭН-МАНСАР
1680–1706
Один из самых элегантных и величественных архитектурных памятников Парижа официально именуется собором Святого Людовика Дома Инвалидов. Его история началась с того, что Король-солнце озаботился судьбой своих ветеранов. Старые воины, терявшие способность к воинской службе по болезни, из-за ранения или просто в связи с преклонным возрастом, вместе с тем, как правило, теряли и средства к существованию. И монарх решил обеспечить им достойную старость.
Собор Святого Людовика Дома Инвалидов. Фрагмент главного фасада
Признаться, это решение было не столько проявлением верховной заботы о несчастных подданных, сколько результатом вполне прагматического подхода. Во-первых, вчерашние ратники не просто быстро нищали, но и пополняли собой армию попрошаек, воров, смутьянов и прочих деклассированных элементов. Проще и дешевле было собрать их в одном месте и кормить, чем вылавливать во время полицейских рейдов и потом сажать в тюрьму. А во-вторых, армия была, говоря нынешними словами, контрактной, а не призывной, и гарантии безбедного существования в старости могли стать дополнительным аргументом вербовщиков. Поэтому горячим сторонником идеи дома для ветеранов стал маркиз де Лувуа, военный министр короля.
Ансамбль Дома Инвалидов
Королевский эдикт 1670 г. запустил строительство комплекса. Место для него было выбрано не случайно. Требовалась большая свободная площадка на окраине да еще и недалеко от Сены, чтобы обеспечить удобное снабжение по воде. Плато Гренель подходило по всем параметрам, и уже на следующий год строительство началось.
В 1674 г. второй эдикт подтвердил монаршие намерения. «Мы сочли, что было бы благочестивым и справедливым деянием оградить от бедности и унижений тех несчастных офицеров и солдат наших войск, которые состарились или получили увечья на службе и ныне не только негодны для ее несения, но и лишены возможности заработать себе на пропитание». В том же году было закончено строительство жилых корпусов и прибыли первые поселенцы.
Вскоре Дом Инвалидов наполнился, а потом и переполнился: изначально он был рассчитан на две тысячи проживающих, но в 1714 г. давал пристанище уже четырем тысячам ветеранов армии. Кстати, название учреждения не должно вводить в заблуждение: речь идет не только об инвалидах в современном понимании, но и о просто состарившихся на воинской службе. Когда Пушкин опасался, что ему «в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид», он тоже имел в виду тогдашнее, более широкое значение этого слова.
Повседневная жизнь была строго регламентирована военно-монастырским распорядком дня. Питались по расписанию за огромными столами на 50 человек, носили униформу, работали в мастерских, соблюдали все религиозные церемонии и даже занимались строевыми упражнениями. В спальнях запрещалось курить и принимать пищу, а также пить вино. Женщины в помещения не допускались, но женатые постояльцы могли навещать семью два раза в неделю. Нарушители дисциплины подвергались штрафам и разнообразным наказаниям: от перевода на хлеб и воду до изгнания из учреждения – например, за богохульство.
Тем не менее наличие крыши над головой, медицинское обслуживание и гарантированное питание искупали все трудности. И потому получить право на проживание среди собратьев-ветеранов было весьма нелегко. Требовался воинский стаж не менее десяти лет (а с 1710 г. – двадцати) и рекомендация командира. Исключения делались в редких случаях для серьезно раненных или больных.
Учреждение имело большой успех и стало общеевропейским образцом заботы о бывших воинах. Двоюродный брат Людовика XIV, английский король Карл II, уже в 1681 г. основал для военных ветеранов Королевский госпиталь в Челси. А Петр I, побывавший в Доме Инвалидов в 1717 г., вскоре ввел в Российской армии пенсионную систему.
Сегодня Дом Инвалидов остается военным учреждением. Здесь находится резиденция военного коменданта Парижа, проводятся официальные церемонии и парады и по-прежнему живут ветераны. Огромная коллекция воинских трофеев, доспехов, оружия, знамен и игрушечных солдатиков хранится в Музее Армии, который тоже занимает помещения Дома Инвалидов.
Но все же славу парижской достопримечательности Дому Инвалидов принесла не достойная история, а великолепие его собора с богатым золотым куполом, ставшего одной из главных архитектурных доминант левого берега.
Когда Дом Инвалидов принял первых постояльцев, церковь для них только строилась. Ею занимался архитектор Либераль Брюан, автор проекта всего Дома Инвалидов. Но в 1676 г. Лувуа заменил Брюана молодым Жюлем Ардуэн-Мансаром, который не только довел до конца строительство солдатской церкви, но и представил проект собора, фактически служившего королевской капеллой.
Брюану с его скучноватой и несколько монотонной архитектурой не удалось в должной мере прославить достоинства Короля-солнце, заботливого покровителя своих подданных. Ардуэн-Мансар с лихвой компенсировал недостаток пышности и славы.
Легенда гласит, что архитектору была дана всего неделя для разработки первоначального проекта, что, конечно, недостаточно для такого важного и сложного сооружения. И тогда он обратился к неосуществленному проекту своего двоюродного деда, знаменитого Франсуа Мансара, который планировал построить для Бурбонов усыпальницу в Сен-Дени. Чертежи предка достались его внучатому племяннику по наследству. Он несколько переработал дизайн церкви и представил на высочайшее утверждение, которое и было получено.
Дом Инвалидов. Северный фасад и продольный разрез. Гравюра XVIII в.
Традиция крестово-купольных церковных сооружений, столь привычная для России и христианского Востока, на Западе долгое время являлась экзотикой – здесь господствовала базилика, удлиненное здание, разделенное на части продольными рядами колонн. Тем не менее Ардуэн-Мансару было на что опереться. Главная католическая церковь, собор Святого Петра в Риме, была крестово-купольного типа, как и знаменитая Санта-Мария-делла-Салюте в Венеции. Да и знаменитый старший родственник пробовал свои силы в этом жанре, построив в парижском квартале Маре церковь Посещения Девы Марии.
Собор Святого Людовика Дома Инвалидов. Разрез
В плане собор Дома Инвалидов представляет собой равносторонний греческий крест, вписанный в квадрат и увенчанный посередине куполом. Собственно, это несколько упрощенная схема Браманте для собора Святого Петра в Риме. Традиционно угловые капеллы были доступны взгляду только из нефов, а не из центрального подкупольного пространства, отделенного от углов мощными пилонами. Ардуэн-Мансар же прорезал эти пилоны диагональными проходами, открыв тем самым угловые капеллы к середине храма и доведя центрический план до совершенства.
Еще один архитектурный трюк Ардуэн-Мансар применил при строительстве купола. Он приподнял его огромным барабаном с двумя рядами из двенадцати окон да еще и установил сверху фонарь с высоким шпилем, что театрально подчеркнуло его вертикальную направленность.
Но такая конструкция, довольно традиционная, так же традиционно рождала проблему освещения купольной росписи изнутри. Если довольствоваться только окнами барабана, то роспись становилась видимой фактически против света, а если добавить для лучшего освещения центральное отверстие под фонарем, то посреди композиции, в самой ее кульминационной точке оказывалась дырка.
Архитектор применил остроумное сочетание двух куполов. Один, внутренний, освещался окнами нижнего ряда и имел большое отверстие посередине, через которое была видна центральная часть внешнего купола, освещенная невидимыми изнутри окнами второго ряда – их посетителю храма заслоняет внутренний купол.
Великолепно собор выглядит и снаружи, причем здесь внук еще кардинальнее переработал проект деда. Обобщенно форма собора состоит из трех простых геометрических тел: на куб внизу поставлен цилиндр, который увенчан полусферой. Такое сочетание рождает известную проблему соединения куба и цилиндра, потому что если положить круг на квадрат, то часть его неизбежно будет провисать. Перекрытия выступающих углов куба архитектор сделал невидимыми с уровня земли и тем самым избежал задачи сложного сопряжения несхожих объемов.
Другие новации он применил при проектировании барабана. Начать с того, что на барабанах никогда не применялся аттик, второй этаж выше карниза, а здесь он был необходим для устройства хитрого освещения купола изнутри, о котором мы только что рассказали. Кроме того, вместо традиционного чередования окон и несущих конструкций Ардуэн-Мансар позволил себе оставить контрфорсы только по углам, там, где они действительно нужны для поддержки купола. Поэтому четыре окна из двенадцати оказались ими обрамлены, а остальные восемь объединены попарно.
Это повлекло за собой неожиданное для классической архитектуры отсутствие окна над главным входом. Барабан как бы повернут вокруг своей оси на 1/24 окружности, и потому над острием фронтона вместо окна оказалась пара колонн. Более того, архитектор подчеркнул свое смелое решение тем, что фонарь на самом верху купола тоже смотрит на зрителя не отверстием, а угловой гранью. И что удивительно, такой переход от углублений на первых двух этажах к заполненному пространству на следующих вовсе не нарушает центральный акцент главного фасада. Чувство меры и художественный вкус оказались выше академических правил.
Собор Святого Людовика Дома Инвалидов. Роспись купола
Как и положено королевской церкви, собор Дома инвалидов богато украшен и внутри и снаружи. Военная тематика отразилась в стилизованном изображении военных трофеев на позолоченном куполе. О династии Бурбонов напоминают три королевские лилии на центральном фронтоне. А статуи Людовика Святого и Карла Великого (соответственно слева и справа от входа) свидетельствуют о величии королевского дома, славного грандиозными деяниями этих монархов.
Кстати, Людовик Святой осеняет входящих терновым венцом – намек на историю Сент-Шапель. А Карл Великий, коронованный в свое время императором, держит в левой руке державу, символ императорской власти. Понятное дело, отблеск славы венценосных предков падает и на Короля-солнце – такая вот монументальная пропаганда XVII века.
В 1840 году в соборе Дома инвалидов захоронили прах Наполеона, умершего в изгнании на далеком острове Святой Елены. Позднее его могила была устроена с подобающей пышностью, и с тех пор не прекращается поток желающих поклониться памяти императора.
Дом Инвалидов в Париже: гробница Наполеона, собор, фото
Дом Инвалидов в Париже, полная история, описание гробницы Наполеона, музеи, интересные факты, точный адрес, официальный сайт.
Дом Инвалидов в Париже: от богадельни до музея
Удивительно, как ловко время радикально меняет статусы и приоритеты. Когда в 1670 г. Людовик XIV (король-солнце) отдал приказ на строительство приюта для ветеранов войны, а по сути – богадельни, он лишь хотел убрать с улиц больных и обездоленных ветеранов войны, которые вынуждены были выживать, прося милостыню. Однако Дом Инвалидов в Париже (L’hôtel national des Invalides) однажды превратился в усыпальницу Наполеона Бонапарта I, а ныне это еще и величественный архитектурный памятник с музейными залами.
Находится он в 7-м округе столицы напротив Гран Пале и Пти Пале по другую сторону Сены. От реки и моста Александра III в Государственный Дом Инвалидов ведет широкий бульвар, имеющий площадь 500×250 м, спроектированный некогда по заданию короля французским дизайнером и архитектором периода раннего рококо – Робертом де Котом. Улица окружена ухоженными газонами и аллеями деревьев, не перекрывающими ход к торжественному, со строгими классическими линиями зданию с позолоченным куполом и высоким шпилем.
Внутренний же двор – одно из немногих больших и открытых пространств в Париже, где периодически проходят парады и другие массовые мероприятия. Также тут размещается несколько иностранных посольств и Министерство иностранных дел.
История строительства Дома Инвалидов
Война ассоциируется с храбростью, доблестью, лихостью и молодостью. Но мало кто задумывается над ее другой стороной – увечьем, страданием, старостью и потерей ориентиров в жизни ее участников за переделами поля боя.
Дом Инвалидов с высоты
Чем больше проходило военных кампаний, тем стремительней росло число ветеранов, ставших инвалидами. Проведя лучшие годы в обнимку с ружьем, мужчины уже не умели жить по-другому, и в мирное время оказались беспомощны. Без работы и жилья они превращались в бродяг, попрошаек, воришек и склонных к насилию преступников.
Когда армия несчастных стала слишком многочисленной, Людовик начал получать жалобы, что в городе небезопасно, и решил построить дом призрения, в котором бы содержались одинокие ветераны войны.
Таким образом, он достигал нескольких целей одновременно – повышал собственный авторитет в глазах солдат, стимулировал молодых к военной карьере, предлагая им гарантию на безбедную старость, и облагораживал лицо города.
Выбранный пригород Грёнель возле Сены был наиболее подходящим местом, поскольку завозить материалы на строительную площадку удобнее всего по воде, да и территория у побережья оказалась достаточно просторной.
Музей Дом Инвалидов в Париже
Проектом руководил зодчий Либераль Брюан. По его плану сооружение имело 5 дворов с центральным (королевским), имевшим обширную площадь. Общее пространство Les Invalides составляет 400х450 метров с коридорами, в сумме имеющими протяженность 16 км.
По задумкам здание должно было вмещать до 6 000 пенсионеров, но по ходу событий стало ясно, что реально разместить только 4 000 человек. В 1674 году тут появились первые жители, но строительные работы продолжались.
Чтобы ветераны могли в любой момент обратиться с благодарностью к Всевышнему и помолиться за своего короля, чьей милостью они нашли пищу и кров, при Доме Инвалидов строили церковь. Проектировал ее все тот же Брюан, но монарх остался недоволен его идеей, и привлек к планам Жюля Ардуэна-Мансару, поручив также оформить госпиталь и павильоны у входа. Ключи от законченной церкви Людовику XIV вручили в конце лета 1706 г. через 30 лет после начала ее возведения.
Поселенцы Дома Инвалидов
К 1710 году тут нашли приют 1 500 человек, но постепенно плотность населения становилась выше, и когда XVIII столетие подходило к концу, в доме уже обитало 4 000 жильцов. Это делало его похожим на маленький городок, в котором все подчинялись прописным законам. Попадавшие в это убежище должны были жить чуть ли не по военному уставу.
Дом Инвалид (Париж)
Поскольку пенсионеров оказалось гораздо больше, чем могло принять здание, этой чести удостаивались лишь те, чья армейская карьера насчитывала не менее 10-и лет, а с 1710 года правила еще ужесточили, и требуемый стаж стал 20 лет. Исключение составляли особые случаи: наиболее отличившихся на поле брани воинов, получивших серьезные ранения и увечья, принимали без требуемого срока выслуги.
Пенсионеров распределяли по ротам под командование офицеров и требовали четкого знания распорядка дня и правил проживания. В определенные часы прием пищи в столовой за столом, вмещающим 50 человек. Питаться или курить в спальнях категорически запрещалось, как и принимать посетителей женщин.
Никто не проводил досуг праздно. Поселенцы работали в мастерских по разрисовке гравюр, сапожных или гобеленовых. В другое время ветераны упражнялись в строевой подготовке или присутствовали на церковной службе. Стоило проштрафиться, как немедленно применялось одно из наказаний, предусмотренных на все случаи. За легкое нарушение на несколько дней могли посадить на диету из хлеба и воды, а вот за серьезный проступок – даже выселить.
Примечательные вехи истории
К началу XIX столетия Дом Инвалидов начинает играть более важную роль, нежели обычная богадельня. В середине лета 1804 г. в местной церквушке проходит торжественный церемониал вручения офицерам первых орденов Почетного легиона самим Наполеоном I. Учрежденные им ордена вручались только лицам за особые заслуги перед Францией, что напоминало посвящение в рыцари.
Наполеон I
В это же время святилище превращается в собор и теперь тут проходят ритуалы, проводимые армейским католическим епископом.
Еще раньше – в 1777 г., здание обретает первые признаки музея, и из Лувра привозят секретные модели городов и замков. Музей артиллерии открылся в 1872 г., а четверть века спустя – Музей истории армии. В таком виде они просуществовали вплоть до 1905 г., дабы затем объединиться в Музей армии.
В период Второй мировой дом стал пунктом сбора и тайным штабом членов французского Сопротивления, но сейчас он работает как Музей Инвалид, хотя продолжает служить приютом для сотни французских ветеранов.
Архитектура Дома и Собора Инвалидов
Как и все достопримечательности, Дом Инвалидов представляет интерес с архитектурной точки зрения. Перед его строгим фасадом выстроились 60 древних трофейных пушек – настоящая ценность и гордость Музея армии, а напротив центрального входа в жанре классицизма стоит собор Святого Людовика.
Пушки при входе в Дом Инвалидов
Основная черта стиля – уход от случайностей и следование ясным, строгим и лаконичным формам, взяв за эталон античное искусство градостроения. Хотя при короле-солнце это направление только начало развиваться, данное сооружение выдержано в сдержанных мотивах декоративного оформления, симметрии и простоте.
Это хорошо видно в дизайне фасада святилища, уходящего ввысь на 107 м и сочетающего геометрию круга с квадратом. Выступающая зона имеет два яруса, украшенных колоннами, барельефами, геральдическими лилиями Бурбонов и статуями Карла великого и Людовика XIX авторства Куазево и Кусту.
Но особенно впечатляет купол со сложной конструкцией, вдохновивший в свое время зодчих, создававших свод Капитолия Соединенных Штатов. Он словно состоит из двух слоев, где в центре внутреннего крова проделано окно, сквозь которое просматривается верхний, а также в нем есть ряд окон, и через них проникает свет, освещая купольную роспись. Свод имеет 27 м в диаметре, а его верхушку украшает высокий шпиль.
Строительство церкви длилось гораздо дольше основного здания, и свою роль сыграло то, что Людовику не по вкусу пришлась идея Брюана. В чем заключалась проблема, неизвестно, но, тем не менее, дальше правил балом Жюль Ардуэн-Мансар, который и придумал столь сложную систему куполов.
Сегодня собор Дома Инвалидов в Париже – один из наиболее привлекательных достопримечательностей столицы, прекрасно вписывающийся в городской ансамбль идеальным сочетанием строгих пропорций снаружи и роскошным оформлением внутри.
Фрески на потолке и стенах, природный камень и позолота делает помещение нарядным, а купол, на который в 1989 г. ушло почти 12 кг золота – настоящее произведение искусства.
При строительстве церкви не скупились на лучшие материалы, и с момента ее возведения реставрационные работы были незначительными, что свидетельствует о хорошо продуманной и собранной конструкции.
Внутри расписной стеклянный витраж делит помещение с алтарями на две части – солдатскую и королевскую, что позволяло присутствовать на службе одновременно венценосной фамилии и служивым.
Именно королевская часть превращена в пантеон, где отдыхает от земных тревог великий Наполеон Бонапарт I, его братья, сын и приближенные генералы, прославившие свои имена в боях.
Хотя солдатский приход не может тягаться в богатом убранстве с королевским, он никогда не пустовал. В свое время его заполняли ветераны, обязанные посещать все церковные мероприятия, а сегодня это место для экскурсий. Особенностью интерьера солдатской церкви является огромный орган XVII столетия.
Войти в здание можно со стороны Парадной площади, пройдясь мимо сотен массивных орудий и трофейных флагов на карнизе.
Гробница Наполеона Бонапарта I
В том, что первый французский император был гением, не возникает сомнений. О его способностях ходили легенды – якобы он мог читать со скоростью, превышающей 2 000 слов в минуту, а для полноценного сна хватало 2-3 часа в сутки, и полный сил он опять принимался за разработку грандиозных планов. Но запомнился Наполеон, как непревзойденный стратег и выдающийся полководец.
Гробница Наполеона в Доме Инвалидов
Поступив в 16-летнем возрасте в армию, к 34 годам он уже стал императором Франции, а в промежутке прославился многочисленными военными победами. Кроме этого, как правитель, он принял кодекс прав гражданина – Кодекс Наполеона, провел реформу налогообложения и образования, учредил государственную банковскую систему, узаконил католицизм, как основную религию, при этом разрешив свободу вероисповедания.
После нескольких поражений Бонапарт потерял авторитет, вынужден отречься от власти, был сослан в ссылку на остров св. Елены, где провел свои последние дни вдали от жены и сына, пока подорванное здоровье не свело его в могилу.
Но былые обиды на императора давно развеялись, и французы вновь гордятся, что им выпала честь быть соотечественниками столь выдающейся личности. Хотя запрет на культ Наполеона существовал еще долго, бонапартистам в 1840 году удалось убедить Луи-Филиппа перевести останки бывшего правителя во Францию согласно его желанию, чтобы похоронить на родине, а Дворец Инвалидов стал его последним пристанищем.
Имея 4-метровую длину, 5 метров высоту и ширину 2 метра, саркофаг, вырезанный из шокшинского кварцита малинового цвета, служит Наполеону поистине роскошным ложем, украшенным лавровыми венками. Он стоит на темно-зеленом гранитном постаменте в крипте собора, словно опальный правитель на своем троне продолжает возвышать над народом.
Вокруг саркофага золотом расписаны его великие победы, но чтобы прочитать надписи, придется наклониться. Этот поклон императору – гениальная задумка архитектора Жан-Жака Прадье, работавшего над созданием усыпальницы. Его авторству принадлежат и 12 скульптурных изваяний богинь победы и 2 бронзовые статуи со скипетром, державой и короной – символами власти, охраняющие покой Бонапарта.
В круглом коридоре можно видеть и барельефы, рассказывающие о важных событиях и славных достижениях Наполеона. А неподалеку, вокруг главной гробницы, захоронены братья императора – Жерон с Жозефом и его единственный сын – Римский король «Орленок». Кроме родных, правителя окружают могилы генералов и маршалов, автора «Марсельезы» – Клода де Лиля, и сердца Вобана и Эммануэля Груши.
Музей армии
Дом Инвалидов известен также своими музеями. Самый первый основан по инициативе Людовика XIV для ветеранов, которые тут жили. Правда изначально это были 2 обособленные комнаты, освещающие историю развития артиллерии и войска, и лишь в 1905 г. произошло их объединение в Музей армии.
Музей армии в Доме Инвалидов
В отделе древнего вооружения акцент сделан на оружии и доспехах нескольких эпох, начиная от палеолита до конца XVII столетия, охватывая представителей разных стран. Коллекции постоянно пополняются благодаря частным дарам и экспонатам из других хранилищ и организаций: Лувра, монетного двора, замка Пьерфон и Венского музея артиллерии.
Посетителям во всей красе представлено снаряжение Ближнего и Дальнего Востока, а временные рамки охватывают периоды Персидской, Оттоманской, Монгольской и прочих империй. В экспозиции обмундирования интерес вызывают торжественные королевские латы и изображенные в настенной живописи сцены баталий, в частности Франко-Голландская война при короле-солнце.
Рубрика нового времени охватывает годы 1648-1792, где прослеживаются радикальные перемены в конституции французских войск. Реформы затрагивают иерархичность чинов, узаконивается единая военная форма. При Людовике XV солдат оснащают первым типовым ружьем, с которым они отправятся на битву за австрийское наследство.
Далее музей рассказывает о реформах в период правления Людовика XVI, при котором страна была вовлечена в американскую войну за независимость, и плавно подводит посетителей к разделу Нового времени, освещающий историю Франции до 1871 года.
Сюда включены основные события, начиная от революции до создания Парижской коммуны.
Музей Армии в Париже
Среди многочисленных экспонатов особое место занимают знаменитые треуголки Наполеона, которые он менял каждый месяц, и за время своего правления накопил 170 шляп. Только 20 из них сохранились по нынешний день, и 6 хранит как зеницу ока Музей армии.
Помимо головных уборов интересно взглянуть на униформу полководца, пропитанную запахом пороха времен Итальянского похода. Рядом красуется сабля Наполеона, с которой он участвовал в Египетской кампании, его шпага времен боев при Аустерлице, ожерелье Почетного легиона и легендарный серый сюртук. Кроме личных предметов Бонапарта в витринах демонстрируется почетное оружие, служившее наградой отличившимся в бою воинам.
Необычно смотрится и форма времен правления Карла Х и Луи-Филиппа для французских солдат Африканского корпуса, украшенная элементами восточного декора.
Музей Армии (Дом Инвалидов)
В отделе последних мировых войн охватываются годы 1871-1945, где на повестке дня оружие и униформа войск всех воевавших стран.
Пройдя в раздел артиллерии, вы увидите уникальную коллекцию. Тут наряду с воссозданными моделями немало настоящих орудий, и среди них одна из самых первых пушек XIV столетия.
На открытом плацу Музей Инвалид окружает 800 единиц орудий и еще 1000 расположена в залах. Со стороны эспланады стоят трофеи, захваченные у российской армии, и вплоть до ХХ столетия из них производили залпы в честь французских национальных праздников.
В других комнатах любопытно наблюдать реформу государственной символики и трофейные флаги. Разбавляют же оригинальные военные предметы модели игрушечных солдатиков и изобразительное искусство.
Музей планов и рельефов
Официальной датой основания музея считается 1943 год, но нить истории уводит нас в далекий 1668-й. Именно в это время военный министр Франсуа-Мишель де Летелье основывает свою коллекцию объемных макетов городов, защищенных укрепительными сооружениями. Его интересовали как сами укрепления, так и местность с ее особенностями, поскольку с тактической точки зрения эти данные очень важны.
Музей Рельефов
Разработкой же карт занимался инженер Вобан, чье сердце захоронено в некрополе Дома Инвалидов. За пару лет у него накопилась достаточно интересное собрание макетов, и Людовик XIV решил, что они приравниваются к секретным документам, а потому их держать следует под надежной охраной в Лувре.
Однако после смерти короля-солнце макетами больше никто не интересуется, и вспомнили о них только перед семилетней войной, тогда же Людовик XV приказывает их обновить.
Основная часть паноптикума обнародована в 1741-1748 годах – на них отмечали захваченные территории периода, когда Франция стала участником конфликта за австрийское наследство.
Следующее обновление карт и моделей состоялось в 1754 г., спустя 23 года они переезжают в Дом Инвалидов, а составляющей экспозиции становятся в 1943 г., когда организовывается Музей планов и рельефов.
Музей ордена Освобождения
Этот музей создавался в честь ордена Освобождения, а вернее его кавалеров. На местности в 1 тыс. кв. м разместились 3 галереи и 6 больших комнат, вместивших более 4 000 экспонатов: вооружение, военная форма, взятые в бою знамена стран Европы и Египта, важные документы, листовки и прочая подпольная пресса.
Музей ордена Освобождения
За весь срок существования ордена Освобождения, а учредил его Шарль де Голль в ноябре 1940 г., награждены лишь 1061 человек. Из них только 6 женщин, 44 иностранца (Уинстон Черчилль среди них), а наиболее молодыми кавалерами стали Матюрен Энрио 14-и лет и Лазарь Питкович 16-и лет.
Награда присуждалась членам группы Сопротивления периода Второй мировой. С 1945 г. она имела аналогичные преимущества, как и орден Почетного легиона, а в 1967 г. Дворец Инвалидов стал местом, где открылся музей в честь кавалеров ордена, где можно увидеть список всех награжденных героев.
Учредителю и постоянному магистру ордена – Шарлю де Голлю, отведен отдельный зал, который назван Залом Чести. Тут хранятся документы со Второй мировой и рукописи, а жемчужиной считается цепь генерала, как истинное произведение искусства. В ней 9 крупных звеньев чередуются с 10-ю лотарингскими крестами, покрытыми лазурной финифтью, а в центральной части продолговатый черный кулон с крестом. Все звенья цепочки украшены наименованиями территорий, пребывающих в то время во владении Французской империи.
Музей современной истории
Посетить Музей современной истории интересно уже потому, что он единственный, где можно увидеть, как менялась Франция на протяжении ХХ столетия. Формально он появился в 1987 г., хотя Дом Инвалидов открыл для него двери еще в 1973 г.
Если изучить его прошлое, придется отправиться в начало века, когда некий коммерсант Лебран открывает в 1914 г. музейную библиотеку, и спустя 3 года дарит свое детище министерству образования. Далее идет год 1925, и президент Думерг учреждает Военный музей в Венском замке.
Вначале его кулуарно именовали Музеем современной истории, но, как известно, наименование прижилось, и когда он перебрался в 70-х в Музей Инвалид, его оформили документировано.
Тут выставляется собрание из 500 предметов, среди которых полотна художников, фотографические изображения, плакаты, открытки и гравюры.
Панорама Дома Инвалидов
Билеты и другие платные услуги
Чтобы побывать в музеях Дома Инвалидов и усыпальнице Наполеона, необходимо приобрести билеты. Это можно сделать на официальном сайте, а затем распечатать их самостоятельно; купить в торговых автоматах или в билетных кассах, стоящих у эспланады с северной стороны, а еще на площади Вобана с юга здания.
- Полная стоимость талона – 9,5 евро.
- Для владельцев карточек Пари Визит и для всех желающих увидеть экспозиции после 17:00 – к оплате 7,5 евро.
- Если вам меньше 18 лет или у вас есть парижская музейная карта – вход бесплатный.
- Наверняка вы хотите запечатлеть на память увиденные достопримечательности, и держите камеру всегда наготове. Но чтобы избежать конфликта, съемку предварительно следует оплатить, а стоит эта услуга 6 евро.
Чтобы сделать экскурсию познавательной, приобретите в кассе или специальном пункте аудиогид, работающий на основе iPod Touch:
- Полная цена – 6 евро.
- На льготной основе – 4 евро.
Языки: французский по умолчанию, и еще 7, среди которых английский и русский.
Стойки, где выдают и принимают обратно аудиогиды, перестают функционировать за 1,5 часа до прекращения показа экспозиций.
Часы работы музея
- Апрель-октябрь – 10:00-18:00
- Ноябрь-март – 11:00-17:00
- По воскресеньям все месяцы – до 17:30
- Осмотр купольной части (июль-август) – до 19:00
- Закрыто – первый понедельник нового месяца помимо июля-сентября, а также 25 декабря, 1 января и мая.
Предлагаемый сервис
Если идти от площади Вобана, неподалеку от информационных стоек и пунктов продажи билетов есть милое кафе ресторанного типа – «Carré des Invalides», где приятно отдохнуть за вкусной трапезой или чашечкой кофе.
В течение январь – октябрь оно открыто 9:00-18:30, а ноябрь – март работает на час меньше – до 17:30. Не работает 25 декабря, 1 января и мая.
Не пропустите также шанс увезти с собой прекрасные сувениры, которые предлагает приобрести книжная лавка RMN, тоже стоящая на площади Вобана. Тут вы найдете более 2 000 печатной продукции: книги об экспонатах Музея Армии, почтовые открытки, путеводители и прочее.
Время его работы:
- Октябрь-март (понедельник-суббота) – 10:00-17:00
- Воскресенье – 10:00-17:00
- Февраль-октябрь (понедельник-воскресенье) – 10:00-17:30
- Закрыто – 25 декабря, 1 января и мая.
Как добраться до Дворца Инвалидов
Государственный Дом Инвалидов, расположенный в VII округе, должен посетить каждый, кто приехал в Париж. Путь к нему знает любой таксист, и вы с комфортом и без проблем доедете к нему из любой точки города.
Предлагаем воспользоваться дешевым такси:
Другой вариант – развитая сеть городского транспорта недорого и без пробок тоже прекрасно справится с этой задачей.
Добираемся до Дворца Инвалидов на Метро:
- Ветка 8 – станции Latour-Maubourg и Invalides.
- Ветка 13 – Varenne и Saint François-Xavier.
- Городская электричка RER:
- Ветка С – остановка Invalides.
Читайте больше информации про метро Парижа
Автобусы которые довезут до Дома Инвалидов:
Остановка Invalides, маршруты №: 69 или 63, 92 или 93, 80, 87 или 83, 82, а также 28.
Дом Инвалидов на карте
Контактная информация
Адрес: Эспланада Инвалидов, 75007 Париж, Франция
Телефон: +33 1 44 42 37 72
Официальный сайт Дома инвалидов: http://www.museearmee.fr/accueil.html