Архитектура древнего рима архитекторы

Архитектура древнего Рима и памятники архитектуры

Архитектура в Древнем Риме: памятники, особенности и история древнеримской архитектуры, триумфальные арки, акведуки, амфитеатры, термы, мосты и храмы

Одним из самых популярных туристических маршрутов у превеликого множества путешественников является посещение Вечного города – величественного, с многовековой историей и огромным культурным наследием. Архитектура Древнего Рима поражает своей монументальностью, удивляет своим возрастом и просто приводит в восторг. Благодаря работе сотен тысяч человек различных профессий сегодня для нас античный Рим – это не только иллюстрации в учебнике истории, а целый неизведанный мир.

Памятники архитектуры Древнего Рима, бережно сохраненные для потомков многими поколениями, могут поведать о важнейших исторических событиях, о заслугах великих правителей и жизни простых людей. Специально для читателей 39rim.ru мы подготовили статью о самых важных памятниках древнего Рима, которые обязательно стоит увидеть каждому. Однако, для начала мы хотим немного рассказать об истории развития архитектуры в Риме.

Архитектура в Древнем Риме: история развития

Сложно себе представить, однако такие обычные строительные материалы как туф, кирпич и цемент были основными при возведении великолепных храмов, дворцов, колоннад и триумфальных арок, составлявших архитектуру Древнего Рима.

Если бы не разрушения, произведенные самим человеком, большинство построек античности могло бы до сих пор стоять в своем первозданном виде, так как конструкции древних сооружений скреплялись крепчайшим римским цементом – смеси извести с продуктами вулканической деятельности.

Римская архитектура объединила в себе элементы этрусской и греческой строительной культуры, а историю ее развития можно разделить на несколько основных этапов. Самые древние постройки, относящиеся к периоду от основания Рима и до IIв. до н.э., отличаются ярко выраженным влиянием этрусской культуры. Среди памятников данного периода – некоторые языческие храмы и катакомбы, Мамертинская тюрьма, Клоака Максима, Аппиева дорога и другие. В постройках, появившихся позже, отчетливо прослеживается влияние греческой архитектуры. Примером тому служат прекрасно сохранившиеся храм Портуна и храм Геркулеса, располагающиеся на Бычьем Форуме.

О самых древних храмах Рима, сохранившихся до наших дней, читайте в обзорной статье.

Самый важный этап развития архитектуры в Древнем Риме совпал с периодом рассвета Империи. К нему относятся наиболее известные монументы Вечного Города, такие как Мавзолей Адриана, более известный как замок Святого Ангела, поражающий своими размерами Колизей, грандиозные термальные комплексы и, несомненно, Пантеон – ярчайший пример достижений инженерной мысли в архитектуре античного Рима.

Памятники архитектуры Древнего Рима

Древние римляне не отличались собственным высокохудожественным вкусом – здесь они подражали грекам, однако в инженерных способностях им не было равных. Архитекторы Рима в основу большинства своих конструкций заложили арку – нехитрый элемент, позволявший реализовывать колоссальные сооружения.

Римский театр

В те времена, когда греки для создания ступенчатого амфитеатра вырубали в склонах холмов горную породу, римляне уже возводили арочные конструкции. Построенные из кирпича, они были настолько прочными, что могли выдерживать вес огромных каменных ступеней. Арки являлись базой для величественных римских театров, облицованных и богато декорированных травертином. Будучи возведенным на ровной поверхности, в античные времена он становился главным украшением города. Одним из самых известных древних памятников Рима и прекраснейшим примером античной архитектуры является Амфитеатр Флавиев, он же Колизей, где проводились кровавые бои гладиаторов. Помимо него в Вечном Городе существует также и Театр Марцелла, располагающийся недалеко от площади Венеции и одного из современных символов Рима — монумента Витториано.

Читайте также:  Нержавеющий лист с узором

Акведуки

Еще одной важнейшей составляющей частью архитектуры Древнего Рима и жизненно необходимым элементом, без которого было бы невозможно развитие города, является система водоснабжения. Внушительные по своим размерам водоводы, в основе конструкций которых лежит все та же арка, функционируют до сих пор.

Первый акведук в Риме был проложен в IVв. до н. э., а последний появился при Александре Северусе в 226 году. По подсчетам современных исследователей в конце I столетия количество питьевой воды, ежедневно поступаемой в Рим благодаря системе акведуков, могло достигать одного миллиона кубометров, т.е. порядка 1000 литров на каждого жителя.

Римские мосты

Первые постоянные жилые зоны Рима располагались вдоль Тибра, в районе острова Тиберина. Здесь до сих пор сохранились самые древние мосты столицы – Понте Фабричо, датированный 62 годом н.э., и соединяющий остров с левым берегом Тибра; Понте Честио, возведенный годом позже и соединяющий Тиберину с правым берегом реки. Кроме этого, совсем рядом от них находятся руины еще одного римского моста – Понте Эмилио, называемого также «Понте Ротто», т.е. «разрушенный мост».

К подобным памятникам архитектуры Древнего Рима можно, также, отнести и Элиев Мост, более известный как «Мост Сант Анджело», располагающийся напротив одноименного замка. Эта переправа через Тибр, впервые построенная при императоре Адриане, была полностью капитально реконструирована лишь в эпоху Возрождения.

Понте Мульвио – еще один античный мост Рима, сохранившийся до наших дней. В древние времена он располагался за пределами города. К нему вели улицы Фламиния, Кассия и Клодия — основные магистрали Вечного города.

Триумфальные арки

Многие правители Рима, боровшиеся за расширение и могущество Империи, не стеснялись возводить в честь своих собственных заслуг монументальные триумфальные арки. В Древнем Риме подобные сооружения прославляли императора как полководца и защитника родины, увековечивали память о его грандиозных победах и завоеваниях, служили символами воинской мощи и политического доминирования.

Триумфальные арки, демонстрируя инженерно-технический прогресс и художественные вкусы римлян, устанавливали по всей Империи: от Германии и Испании до Северной Африки и Малой Азии. В самом же Риме можно увидеть сразу несколько дошедших до наших дней монументов славы, находящихся и сегодня в прекрасном состоянии:

Помимо этого в Риме сохранились постаменты, оставшиеся от триумфальных арок императоров Августа , располагавшейся на территории Римского форума, и Траяна, предположительно находившейся в пределах Императорских форумов.

Римские термы

Не менее важную роль в повседневной жизни римлян играли общественные бани. Античный Древний Рим просто невозможно себе представить без великолепных термальных комплексов, возводившихся по всей Империи даже в самых маленьких городах. В Iв. до н.э. в Риме насчитывалось порядка 170 общественных купален! Императоры строили громаднейшие термальные комплексы, за посещение которых, в большинстве случаев, плата не взималась. Кроме того, представители влиятельных семей имели банные комплексы непосредственно на территории собственных владений.

Термы всегда являлись не только неотъемлемой частью любой городской инфраструктуры, выполняющей функции санитарно-гигиенического характера, но и целым социальным институтом. В римских банях собирались, чтобы обсудить последние городские новости, отдохнуть и развлечься.

Конечно же, архитектура Древнего Рима не исчерпывается приведенными выше примерами сооружений. Тем не менее, они позволяют представить, на каком высоком уровне находилась инженерная мысль ваятелей античной эпохи и насколько фундаментальными были возведенные сооружения, которые, подчас, до сих пор вызывают неподдельный восторг и удивление.

Читайте также:  Узоры родины моей всероссийский конкурс

Источник

7) Архитектура Древнего Рима:

Первые крупные постройки в Риме производились по этрусскому примеру, возможно, даже этрусскими мастерами; поэтому Римская архитектура при самом своём зарождении усвоила себе важнейшую форму этрусского зодчества — циркульную арку, то есть полукруглое каменное покрытие, перекинутое с одного устоя на другой, и сложенное так, что соприкасающиеся между собой стороны составляющих его отдельных камней расположены по направлению радиусов круга, удерживаются своим взаимным распором и передают общее давление тому и другому устою. Употребление этой архитектурной формы и происходящих от неё коробового свода, крестового свода и купола, неизвестных грекам, дало римлянам возможность придавать большое разнообразие их сооружениям, воздвигать огромные здания, сообщать крупный размер и простор внутренним помещениям и смело строить этаж над этажом.

Однако в целом, римская архитектура испытала сильное влияние греческой архитектуры. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека. Для сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий для практических нужд.

7.1 Римская республика(конец VI – конец I в. До н. Э.):

К концу VI в до н. э. Рим становится аристократической рабовладельческой республикой. В республиканский период сложились основные типы римской архитектуры. Конструктивное решение монументальных инженерных сооружений соответствовало суровой прозе жизни в условиях постоянных войн. В Риме еще в VIII в. до н. э. возводятся грандиозные крепостные системы. Создаются сложные инженерные сооружения: акведуки (система подачи воды на расстояние), мосты, гавани. Лучшим в художественном наследии римской пластики был портрет. В портретном жанре наилучшим образом проявляются свойственная римскому художнику острая наблюдательность, умение виртуозно подчеркнуть индивидуальные черты портретируемого, что резко отличает работы римских скульпторов от греческих портретов, в которых образ конкретного человека проступает через обобщенные черты идеала. Римским портретам республиканского периода при скрупулезной точности воспроизведения индивидуальных черт человека, свойственны некоторая упрощенность форм, угловатость линий.

Своеобразие римской культуры прежде всего нашло проявление в архитектуре. Суровая простота жизненного уклада в условиях ожесточенных войн обусловила конструктивную логику инженерных сооружений — древних оборонительных стен Рима, дорог, имевших важное стратегическое значение, мощных мостов и акведуков. Характерным мотивом римской монументальной архитектуры становятся арочные конструкции.

А кведу́к (от лат. aqua — вода и ducere — вести) — водовод (канал, труба) для подачи воды к населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников.

Римский Форум — Центром деловой и общественной жизни Древнего Рима был форум, площадь, расположенная в низине между холмами Капитолием и Палатином. На ней происходили народные собрания, где решались важнейшие вопросы управления государством, войны и мира: здесь на протяжении столетий кипела напряженная политическая жизнь города. На форуме находились здание государственного архива, храмы, трибуна, с которой выступали ораторы, две базилики, где заключались торговые сделки и заседали суды, там же стояли многочисленные статуи прославленных римлян, а в дальнейшем и триумфальные памятники римских императоров. Центральная площадь республиканского Рима имела неправильную форму, так как застраивалась в разное время. В I веке до н. э. ее размеры составляли 160 м в длину и от 50 до 80 м в ширину. Вокруг нее располагались общественные здания и портики, облик которых неоднократно изменялся.

Аппиева дорога — Сооружения римских зодчих имели прежде всего утилитарное назначение. Были созданы великолепные дороги. Самая древняя и самая знаменитая из них — Аппиева дорога. Ширина дороги от 4.3 до 6 м. По обеим сторонам Аппиевой дороги расположены семейные гробницы римской знати. Среди них выделяется монументальная гробница Цецилии Метеллы, построенная в I веке до н. э. По своей архитектуре она представляет громадный цилиндр, который опирается на квадратное основание со стороной около 23 м. Форма гробницы напоминала гробницы этрусков: в древности она завершалась конусом, но в эпоху средневековья ее перестроили в крепостную башню

Читайте также:  Основные особенности советской архитектуры

Арка и стена — основные тектонические средства в римской архитектуре. Заимствованные в Греции ордера, более изящные и сухие в Риме, сохраняют главным образом функции декоративные: украшают, расчленяют стену, усиливают выразительность аркад.

Капитолийская волчица — В области монументальной скульптуры римляне не создали памятников, столь значительных, как греки. Но они обогатили пластику раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторический рельеф с характерным для него конкретно-повествовательным началом. Рельеф являлся неотъемлемой частью архитектурного декора. Капитолийская волчица Древнейшее произведение скульптуры первых десятилетий республики — бронзовая Капитолийская волчица — символ Рима (6 в. до н. э., Рим, Палаццо Консерватори), отличающаяся остротой реализма и экспрессивностью. Однако лучшее из художественного наследия римской скульптуры — портрет.

Архитектурные ордера — Что касается стиля колонн, то римляне не изобрели ничего своего по этой части: они взяли уже готовые греческие стили и только видоизменили их по своему вкусу. Таким образом, образовалось пять ордеров:

Колизей — Колизей представляет собою эллипс с окружностью 524 м. При высоте 48 м амфитеатр был разделен при строительстве на четыре огромные яруса, а наружная часть — на три аркады; каждая имела 80 арок. Арки украшали полуколонны римского типа (без каннелюр), но с греческими капителями (в первом ярусе — тосканскими, во втором — ионическими, в третьем — коринфскими). Над тремя нижними ярусами возвышался четвертый этаж с коринфскими пилястрами. На постройку Колизея ушло 100 000 м 3 травертина, доставлявшегося из Тиволи, небольшого города близ Рима. В верхнем ярусе Колизея были укреплены мачты для натягивания тента, защищавшего зрителей от палящего солнца (в ясный день эти мачты хорошо видны и сейчас). В восемнадцати метрах от восточной стороны Колизея и поныне стоят пять каменных тумб, которые, как полагают некоторые исследователи, остались от целой системы подобных тумб, окружавших все здание и служивших для дополнительного крепления тента с помощью тросов. Однако такое суждение, вероятно, ошибочно, ибо тумбы не имеют фундамента и просто вкопаны в землю. Гораздо более вероятно, что эти сооружения играли определенную роль в обеспечении порядка прохода зрителей в Колизей. Разумеется, существовали немалые трудности не только с заполнением арены Колизея водой, но и с отводом этой воды после окончания представления. Строителям Колизея приходилось решать и другие задачи, касавшиеся отвода воды, ведь этот амфитеатр был построен в речной долине на месте озера. Кроме того, здание Колизея само представляло собой огромный резервуар, и во время сильных дождей, по крайней мере, его арена могла затопляться. Одним из наиболее замечательных достижений строителей Колизея являлся дренаж, совокупность сооружений, позволявших отводить воду с территории амфитеатра. Недавние археологические раскопки позволили обнаружить целую систему подземных водоотводов (дренажных канав), расположенных в центре и по периметру Колизея. Кольцевая дренажная канава уложена на глубине 8 м, воды из нее отводятся в Тибр.

Источник

orname.ru
Adblock
detector