Как вышивать на канве без рисунка по схеме бисером

Вышивка бисером по канве

Техника вышивки бисером по канве напоминает вышивку крестом. Поэтому, чтобы начать работу, вам понадобятся практически те же самые материалы и инструменты:

  • бисер;
  • бисерная иголка;
  • тонкая нитка;
  • блюдце для бисера (или даже несколько);
  • ножницы;
  • пяльцы (лучше квадратные);
  • канва;
  • ткань;
  • схема для вышивки.

Особенности выбора материалов

В первую очередь поговорим о бисере. Вышивка бисером по канве для начинающих может стать настоящим мучением, если бисер выбрать неровный. Безусловно, начинающей мастерице не хочется тратить деньги на дорогие материалы (а вдруг не понравится?), но это не тот случай, когда нужно экономить. Напротив, именно на дорогом бисере учиться проще. Наилучший для вышивки бисер – чешский и японский. Он лучше откалиброван и сохраняет свои цвета долгое время (почти вечно). Бюджетный китайский бисер может в одном пакетике содержать как мелкий, так и крупный бисер, и это очень неудобно.

Нужно сказать, что к выбору канвы следует подойти со всей ответственностью. Мы уже упоминали, как правильно выбрать канву для бисерной вышивки, но остановимся на этом ещё раз. Бисер должен ложиться в ячейку канвы полностью – он не должен быть ни слишком мелким, ни слишком крупным. За слишком мелким бисером будет видна ткань основы, рисунок получится редковатым, некрасивым. Слишком крупный бисер деформирует вышивку, она выгнется сферой. Таким образом, для вышивки необходимо подбирать бисер только одного производителя, одного номера, а потом тщательно выбирать канву. Это может быть сложно, поэтому дадим несколько примеров-соотношений:

  • для бисера размера 4/0 подходит канва Аида 6;
  • для бисера 6/0 Аида 8;
  • для бисера 8/0 Аида 11;
  • для бисера 10/0 Аида 14;
  • для бисера 11/0 подходит канва Аида 16;
  • для бисера 12/0 Аида 18;
  • для бисера 15/0 Аида 22.

Ещё одно важное замечание: большинство сортов бисера имеет не круглую, а овальную форму. Поэтому желательно выбирать канву, ячейки которой соотносятся друг с другом в пропорции 1:1,3.

Что касается ниток, то вам не обязательно брать нитки специально для бисера. Безусловно, такие нитки прочнее, и бисер их не перетирает, но не настолько велика нагрузка на вышивку, чтобы бусинки начали отваливаться. Для вышивки бисером прекрасно подходят обычные швейные нитки. Для светлого бисера идеальными являются нитки светло-серого или белого цвета, а для тёмных оттенков бисера – чёрные.

Схема для вышивки бисером может быть нанесена прямо на канву, или же представлять собою картинку, расчерченную на клеточки. Если вы не очень внимательны, то первый вариант предпочтительнее, но и со вторым тоже вполне реально справиться.

Вышивка бисером на канве без рисунка вовсе не так сложна, как это может показаться. Она, по крайней мере, значительно проще, чем аналогичная вышивка крестом. Если крестиком мастерица старается для экономии ниток вначале вышить орнамент одним цветом, а потом приступать к другому, то бисер этого не требует – ведь нитка-то одна. Обычно бисерные картины вышивают по рядам, поэтому внимание – это единственное, что вам понадобится для вышивки по канве без рисунка.

Безусловно, для начинающей мастерицы больше подходит простая схема: с небольшим количеством цветов и маленького размера. Не переживайте, вы очень быстро набьёте руку, и совсем скоро можно будет приступать к вышивке бисерных картин!

Как начать?

Вышивание бисером начинается точно так же, как и вышивка крестом. Возьмите ткань, положите на неё канву, закрепите её по краю. Ткань вместе с канвой натяните на пяльцах. Приготовьте бисер, вденьте нитку в иголку.

Самое сложное в вышивке – это первый стежок. Как известно, закреплять нитки узелками – это дурной тон. Чтобы закрепить нитку, прижмите её кончик, когда протянете её через ткань, и сделайте пару крестообразных стежков. Нитка будет держаться прочно.

Для вышивки бисером по канве традиционно используется полукрест, который называют также монастырским швом (про виды швов можно почитать тут). Двигайтесь вдоль рядов, и у вас всё прекрасно получится.

Когда на иголке останется 6-8 см нитки, её можно обрезать. Для начала выведите её на изнанку, а потом протащите под изнаночными стежками, и только после этого обрежьте. Не стоит оставлять более короткие хвостики, иначе они могут высвободиться из изнаночных стежков, и шитьё распустится.

После того, как вышивка закончена, её нужно обработать паром. Всё же вы не автомат, чтобы класть идеально ровные стежки: какие-то из них будут туже, какие-то слабее, и в итоге вышивка может немного исказиться. Положите вышивку на полотенце бисером вниз и пройдитесь по ней паром. Затем переверните и выправите рисунок руками. Оставьте вышивку до тех пор, пока она не остынет полностью. И только после этого можете пускать её в дело – например, можно оформить её в рамку.

Источник

Вышивка бисером: техники, возможности, особенности

Когда именно появилась вышивка бисером? Вряд ли, кто сейчас припомнит точно. Утверждать можно лишь, что рукоделие это более новое, нежили просто вышивка. Вышивать начали сразу, как только появилась пронзаемая иглой основа и нитки, которыми по ней создавались орнаменты и рисунки. Но ведь крепить к ещё к нетканым, за отсутствием ткачества, основам ракушки и рассверленные камешки люди умели и того раньше? Одно ясно, что для бисерной вышивки точкой отсчёта было изобретение бисера. А изобретение этого творческого материала, в свою очередь, связано с рождением стеклодувного ремесла, колыбелью которого, чаще всего, считают Финикию. Расшитые бисером богатые одежды, предметы культа и быта археологи находили на раскопках египетских гробниц, городов времён античной Греции и Рима. Бисером вышивали племена Африки и американские индейцы. Над пяльцами с бисерным шитьём склонялись коротающие скуку благородные дамы, и простолюдинки в трудах, ради хлеба насущного. Весь этот накопленный веками опыт взяли на вооружение, как современные рукодельницы, так и производители бисера. К слову сказать, производство известного во всём Мире Чешского бисера ориентируется именно на нужды вышивальщиц. Бисерной вышивкой оформляется одежда, как повседневная, так и специальная (сценическая, национальная, ритуальная). Бисером расшиваются личные аксессуары (сумки, кошельки, кисеты, ремни и т.д) и предметы интерьерного декора (панно, обшивка мебели, шкатулки и т.д.) Подробно о видах, техниках, приёмах и тонкостях бисерной вышивки расскажем ниже.

На чём вышивают бисером, или Выбор основы?

Бисерная вышивка практикуется на изделиях и поверхностях, что не испытывают усиленной эксплуатационной нагрузки. Под таковой подразумевается излишнее натяжение, постоянное трение, риск сильных запылений и загрязнений, а, как следствие, стирка, чистка с применением агрессивных химических веществ. Всё, что способно порвать удерживающие бисеринки нити, расколоть стекло, из которого бисер изготовлен, стереть красочное покрытие с этого стекла, с бисерной вышивкой не сочетается.

Основой для вышивки бисером может стать любой материал, по которому вообще возможно шитьё. Все виды тканей, как натуральных, так и искусственных, поддающаяся ручным проколам тонкой иглой кожа и её заменители, войлок, фетр, тонкая кисея и т.п. Одни основы позволяют нанести на них рисунок, по которому предстоит шитьё, другие, как канва сами по себе облегчают исполнение рисунка без предварительного эскиза, но бисер везде выглядит органично и роскошно. Мало того, он миролюбиво соседствует с другими техниками рукоделия, дополняя сутажные вышивки и гладь, оттеняя тесьму и акцентируя буфы. Основа может быть любой, главное, чтобы она соответствовала стилистике и функционалу готового изделия. Грубо говоря, расшитая бисером фата невесты – это не то же самое, что украшенные бисером ножны.

Какой бисер выбрать для вышивки?

Теоретически для вышивки годится бусина любого размера, формы, цвета. Лишь бы было отверстие для пришивания. Однако, свои правила вышивальщицам диктуют, уже упомянутые эксплуатационные особенности изделий: бисер пригодный для декора нарядной вечерней сумочки или для настенного вставленного в рамку под стекло панно, совершенно непригоден для вышивки на хоть и красивом, но повседневном летнем топе, что после каждого одевания немилосердно отправляют в стирку. Итак, первый параметр, по которому выбирают бисер для вышивки – это его износостойкость.

Читайте также:  Маяк операция пластилин смысл

Бисер различается формой и размерами. Вышивки по одной и той же схеме, но сделанные разными размерами и формами бисера – это разные вышивки. Размер бисера способен уменьшить или увеличить масштаб изображения. Форма бисера может и вовсе изменить рисунок до неузнаваемости. Так, например, круглые бисеринки рокайль в разрезе стремятся к правильному квадрату со скруглёнными углами, а стеклярус – это узкий прямоугольник, а то и вовсе достаточно длинная полоса. Соответственно, если рисунок схемы разделён на квадраты, то попытки исполнить его прямоугольниками, нашитыми в том же количестве, что указано на схеме, приведут к деформации всего изображения (продольной или поперечной, в зависимости от направления, заданного бисеру при фиксации). Это не значит, что нельзя использовать длинный стеклярус в схеме, предполагающей короткую рубку, это значит, что придётся вносить в схему корректировки: вместо трех бисерин рубки, нашивается одна стекляруса и соответственно такой замене количество бисерин в одном ряду уменьшается.

Самым пригодным для вышивки принято считать чешский бисер. Дело в том, что Чехия – один из исторических центров не только бисерного производства, но и бисерной вышивки. Чешское бисерное производство веками складывалось, равняясь именно на нужды вышивальщиц. Чешский бисер достаточно хорошо калиброван. Не так точно, как созданный специально для ткачества японский. Но ведь и погрешности формы в вышивке не так заметны, как в плотных плетениях. Потому переплачивать за идеальную точность калибра в данном случае особого смысла нет. А вот что касается цветовой палитры, такой важной при вышивании бисерных картин, то равных чехам производителей на планете не существует. В палитре чешского бисера представлено около 1 500 цветовых артикулов! У тех же японцев цветовой выбор много бедней. Китайский бисер хоть поражает время от времени необычными оттенками, но гарантии точного повтора того же оттенка в следующей партии он не даёт. А вот первосортный чешский бисер за то и первосортный, что десятилетиями повторяет заявленные в официальных цветовых картах артикулы.

И наконец, о сортах и видах бисера, на которые следует обращать внимание при выборе материала для вышивки. Самым универсальным бисером у вышивальщиц считается рокайль без покрытия. Во-первых, он благодаря простоте своей гармоничной формы легко вписывается в рисунок большинства схем. Достаточно подобрать тот же размер, что указан в рекомендации, и дело пойдёт. Во-вторых, этот прозрачный и непрозрачный бисер из цветного стекла не теряет цвета ни при каких обстоятельствах, он его просто не может потерять, ибо окрашен не бисер, а стекломасса, из которой он изготовлен. В-третьих, именно на него и приходится наибольший выбор цветов. Каждый из основных (белый, чёрный, красный, жёлтый, синий и т.д), а также сложные цвета (зелёный, оранжевый, коричневый и т.д.) представлены в изобилии тонов, постепенно переходящих от светлых к тёмным.

Бисера с различными эффектами покрытий у чехов тоже хватает: тот же любимый всеми «огонёк», окрашенный изнутри отверстия. И он тоже великолепно выглядит в вышивке, придавая ей дополнительную роскошь, благодаря игре света. Но следует помнить, что эффекты эти, в большинстве своём, жизнестойкостью не отличаются. Как и любая роскошь, тягот повседневности они не терпят.

Какие иглы подходят для вышивки бисером?

От швейных игл бисерные иглы отличаются тем, что их диаметр не увеличивается в области ушка. Ушко, соответственно, меньше, чем, например, у иглы для вышивки нитками мулине. Вдеть в него нить сложней. Задачу облегчает нитевдеватель. Зато такая игла не застревает, проходя отверстия бисеринок.

Длина игл для бисера традиционно превышает длину швейных того же номера. Но короткие бисерные иглы в вышивке тоже востребованы. Так, при расшивании бисером холста, наиболее удобна игла не длинней 4 см. Нежелательна большая длина и при способах вышивки, требующих учащённого прохождениях сквозь ткань. А вот в вышивке способом вприкреп, где на иглу набирается не одна, а целая низка бисерин, обычно используют иглы не короче 10 см.

Границы нумерации бисерных игл достаточно широки: от 4 до 16. Как и в случае с размерами бисера, чем меньше число номера иглы, тем игла толще и длинней. Не забываем, что вышивать возможно не только очень крупным бисером, но и бусинами, там-то и пригодится игла потолще. Номер иглы подбирается в зависимости от выбранного размера бисера.

Наиболее востребованы у вышивальщиц бисером иглы №12 они подходят для работы с самыми удобными в вышивке размерами бисера: от 11/0 до 15/0. Канва с крупной клеткой требует бисера крупней, соответственно картины по ней вышиваются иглой №10. Тонкие материалы, такие как кисея или натуральный шёлк, напротив, мельчат бисерную вышивку и в придачу к предельно мелкому бисеру требуются и специальные очень тонкие иглы для ювелирного бисера.

Имейте в виду, из-за малой толщины бисерные иглы часто ломаются, потому перед началом работы, особенно большой, их должен быть приличный запас. Гибкость и хрупкость игл у разных производителей разнится. И тут уж, кому отдать предпочтение, решает сама мастерица. Одни – предпочитают гибкие иглы, ломаются такие реже. Другим – частая смена иглы кажется меньшим неудобством, нежили гнутая иголка в руках, ведь гибкие иглы моментально искривляются в процессе работы.

Индивидуальные предпочтения рукодельницы при выборе иглы так же важны, как и соответствие её размеру бисера и основе вышивки. Ведь даже набирать бисеринки на иглу мастерицам удобно по-разному. Неопытные, хотя не обязательно, чаще всего нанизывают на иглу зажатую в пальцах второй руки бисеринку. Из способов, менее напрягающих зрение – нанизывание бисера из ёмкости или со специального коврика. Для этого требуется сноровка: она-то и позволяет низать, почти не глядя. В первом случае длина иглы не важна, во втором – длинные иглы оправданней.

Какая нить нужна для вышивки бисером?

Верный выбор нити влияет на удобство и скорость бисерной вышивки, а также на красоту и долговечность готового изделия. С толщиной всё ясно: нить должна проходить в ушко иглы и сам бисер. А вот цвет и состав волокон нити у новичков вызывает затруднения. Самым простым вариантом считается специальная бисерная мононить. Она, особенно бесцветная, подойдёт под любые обстоятельства. Однако, за неимением нитей специального назначения, использовать возможно и другие виды ниток. Имеющиеся в каждом доме швейные тоже могут оказаться подходящими.

Цвет подбирается обычно под цвет основы. Так нить будет наименее видна в готовой вышивке. Хотя иногда стилистика изделия требует наоборот броского контраста. На выбор состава волокна влияет сама специфика работы. Нить должна быть достаточно стабильной, те что вытягиваются в работе и эксплуатации не подходят. Нить не должна путаться, расслаиваться и пушиться, иначе работа превратится в пытку. И, наконец, не взирая на достаточно малую толщину, нитяная основа работы должна быть прочной. Особенно, если предстоит использовать бисер с острыми краями (рубка, стеклярус).

Таким образом нитки на 100% состоящие из натуральных волокон (хлопок, лён, шерсть) для бисерной вышивки однозначно не подходят. А вот синтетика и смесовки с ней в этом виде рукоделия хороши. Подходящими могут оказаться нитки нейлоновые, лавсановые, из полиэфирного шёлка, а для сортов бисера с режущей кромкой рекомендуется использовать армированную нить или рукодельную леску.

Выбрать подходящую нить есть из чего, но иногда выбор сужается до минимума. Так леска, даже совсем тонкая, при всей своей невидимости не подходит для вышивки по таким же тонким полупрозрачным тканям. В случае с кисеёй или шифоном коробящая нежное полотно упругость лески становится не плюсом, а минусом.

Не менее важно обращать внимание и на особые условия эксплуатации вышитого бисером изделия, что могут повлиять на прочность нити. Большинство синтетических волокон боится высоких температур, то есть если прогладить вышивку необходимо, то синтетика легко плавится под утюгом. Нейлоновое волокно при намокании теряет 80-90% своей прочности, значит для вышивки купальника оно явно не подходит.

Читайте также:  Шнек для ручного экструдера

Правила вышивки бисером

Техник и наработанных личным опытом хитростей у бисерной вышивки много, но есть общие правила, знание которых поможет при освоении рукоделия новичками.

  1. На первых порах ткань-основа для вышивки бисером желательна блочного плетения. Таковой присущи чёткие равномерные отверстия, образованные чередованием блоков. Эти клетки или обозначившие их вершины-дырочки помогают равнять ряды и контролировать плотность вышивки. Всё просто: сколько клеток – столько бисерин. Одна из наиболее известных блочных тканей – канва, изготавливаемая специально для вышивальщиц разными производителями. Для большего удобства многие мастерицы наносят на ткань дополнительную разметку мелом или карандашом, деля полотно на ровные квадраты, содержащие определённое количество клеток канвы.
  2. При работе игла должна попадать точно в отверстия канвы, не цепляя нитяных переплетений соседних рядов. В противном случае бисер ляжет неровными рядами. Убедиться в ровности рядов позволяет аккуратный сгиб вышивки изнанка к изнанке. Обнажающееся таким способом междурядье сразу же демонстрирует все огрехи: перетяжки или неровные стежки.
  3. Обязательно следить за равномерным натяжением нити. Она должна плотно прижимать бисер к канве, но, ни в коем случае, не стягивать ткань. Тугое шитьё в итоге деформирует работу. Коварство его ещё и в том, что видимым неопытному глазу дефект становится не сразу, а ряду на десятом-пятнадцатом, когда работа буквально начинает выгибаться под руками дугой. Однако, если внимательно рассмотреть перетянутую вышивку с изнанки, нетрудно уже на первых рядах заметить, что дырочки канвы под пришитым на ткань бисером стали не так одинаковы и равномерны. К правильному натяжению нити следует приучиться первым делом. Есть смысл отработать его на учебных образцах, заполняя бисером контуры простых фигур: квадратов, прямоугольников, окружностей.
  4. Перед началом работы ткань основы необходимо обметать по краям, либо обработать срезы клеем или лаком. Это поможет избежать проблемы осыпающихся кромок.
  5. Вышивать можно и на ткани без дополнительных приспособлений, но пяльцы или станок работу значительно облегчают.
  6. Обычные вышивальные пяльцы всегда должны превышать размер вышивки, передвигать их по ткани, как в случае с вышивкой нитками невозможно. Больше свободы дают специальные гобеленовые пяльцы, которые не зажимают ткань между обручами, а позволяют накалывать её булавками или натягивать с помощью вращающихся валиков. Для более масштабных вышивок ткань основы крепят на специальном станке, либо на импровизированном станке, например, из большой рамки для фото.
  7. Все нужные в работе цвета бисера должны быть в лёгком доступе. Удобство работы обеспечивает набор маленьких ёмкостей (своя для каждого цвета) либо специальный не позволяющий бисеринкам раскатываться, но и не препятствующий их низке бисерный коврик.
  8. Узелки при вышивке бисером под запретом, они портят итоговый вид работы. Кончик нити на ткани фиксируется несколькими мелкими стежками-закрепками.
  9. В плотной вышивке, предусматривающей нанесение на ткань изображений с помощью красок-бисерин, бисер нашивается строго в одном направлении.

Способы бисерной вышивки

Вышивка по принту

Бисером расшивается уже имеющийся на ткани шелкографический рисунок. Чаще всего способ используется при создании картин и икон из фабричных наборов для вышивания. Но возможно и самостоятельное изготовление основы под вышивку. Результатом столь кропотливой подготовки станет авторское изделие, сочетающее техники ручной росписи ткани и собственно вышивки.

Вышивка по принту может быть:

  • полной – бисеринками нужного цвета закрываются все прорисованные элементы.
  • частичной – бисер нашвается лишь на некоторые участки отпечатанного на ткани рисунка.

Счётная вышивка

Один из самых распространённых способов перенесения бисерного изображения со схемы на ткань. Название дал принцип формирования бисерных рядов: подсчитывается количество бисерин на схеме и по счёту нашиваются на ткань. Таким способом вышиваются бисерные картины, а для их создания подходят те же схемы, что и при вышивке крестом.

Счётную вышивку условно можно подразделить на:

  • горизонтальную – ряды нашиваются горизонтально, последовательно заполняя пространство от края до края;
  • вертикальную – то же самое, но ряды создаются вертикально;
  • круговую – вышивка осуществляется по спирали из центра к периферии одним непрерывным рядом.

Контурная вышивка

Бисер нашивают по линиям нанесённого на ткань рисунка. Способ самодостаточный, но может использоваться и в сочетании с прочими, к примеру, сначала вышиваем контур яблока, а затем заполняем бисером всё внутреннее пространство.

Декоративная вышивка

Используется для декорирования бисером самых различных изделий от одежды, до бижутерии и предметов быта. Работать по образцу собственному или ранее исполненному кем-то другим тоже возможно. Но настоящее мастерство в импровизации. В такой вышивке помимо бисера часто используются и другие материалы: бусины, камни, стразы и стразовые цепочки, пайетки, сутаж, канитель и т.д.

Швы бисерной вышивки

В вышивке бисер, что краска в палитре художника. Бисеринками вышивальщица рисует, точно цветными мазками. Но, помимо цветовых контрастов и плавных переходов соседних тонов, бисер ещё и помогает обогатить фактуру изделия, придавая зернистость, особую игру света, объём. В основе любой вышивки бисером лежит закрепление бисеринок на основе в порядке, которого требует декор изделия или наносимый на него бисерный рисунок. Закрепляется каждая бисеринка нитью, потому и вышивка. А вот швов для закрепления бисера на основе существует несколько. Да, что уж там, нет такого шва и такого стежка, что невозможно было бы украсить бисеринкой. Рассмотрим лишь наиболее часто употребляемые при бисерной вышивке.

Шов вприкреп

Эту вышивальную технику можно назвать простейшей, хотя и не самой популярной, из всех существующих. Простота в том, что бисеринки закрепляются не по одной, а, порой, достаточно длинными низками. Такие же низки используются и в плетениях, например, во французской технике низания бисером, посредством которой создаются цветочные элементы и целые флористические композиции.

Принцип тот же: из бисерных низок составляются прямые линии, дуги, объединённые общей идеей или конструкцией. Но если в бисероплетении используется держащая форму проволока и соответственно низки скрепляются между собой. То в вышивке линии и дуги из бисерных низок нашиваются на податливую игольным проколам основу, и, таким способом, обрисовывается бисером заранее нанесённый на неё контур.

Внутреннее пространство контура заполняется так же: набираются низки требуемой для его заполнения длины и укладываясь друг за другом в нужном направлении пришиваются. Низки используют, как одноцветные, так и составленные из цветных бисерин.

Короткие дуги, в которых число бисеринок не превышает 2-6 штук в дополнительной фиксации не нуждаются. А вот длинные, после того, как они нашиты на основу (то есть зафиксированы в начале и конце) необходимо закреплять ещё и поперечными стежками. Проходя между бисеринами, они захватывают нить низки в нескольких местах.

Таким способом возможно создавать даже сложноцветные картины. Правда прочность готовых изделий, как и их эстетика уступают тем, что расшиты более кропотливыми способами.

Достоинствами вышивки бисером вприкреп считается скорость и простота исполнения. Жесткого порядка работы не существует: можно вольно выбирать последовательность и частоту стежков. Для вышивки требуется меньше проколов основы иглой, что выручает при работе с нежными или наоборот неподатливыми основами (тонкой лаковой кожей или толстой натуральной). Подкупает и экономный расход нити. Недостатком, помимо уже упомянутых, будет высокая вероятность смещения рисунка, если уж он предусматривался. Не радует мастериц и грубая неопрятная изнанка, на которой видны все хаотичные стежки. Такую изнанку обязательно придётся прятать от посторонних глаз. Однако, для быстрого расшивания бисером небольших изделий, таких как браслеты или броши, способ вполне подходит.

Шов впрокол (вперёд иголку)

Тот самый шов, что советские первоклашки осваивали на первых школьных уроках труда. Помните, как стежки с лица на изнанку чередовались со стежками с изнанки на лицо? В бисерной вышивке всё то же, только стежок по лицу выполняется с нанизанной на иглу бисеринкой и равен её размерам. Лишённые декоративной нагрузки стежки изнанки много мельче лицевых, но они не менее важны: каждый – закрепляет предыдущую бисерину на канве и выводит иглу на лицо, для нанизывания следующей.

Простой шов, что рукодельницы осваивают первым, применяется для разных нужд. С его помощью нашивают бисер в хаотичном порядке, чтобы заполнить фон изделия. К нему прибегают при реставрациях, когда нужно восполнить утерянные бисеринки в центре или по краям вышивки. Шов удобен при исправлении перекосов.

Двойной шов вперёд иголку

То же самое, что и в предыдущем шве, но бисеринки нанизываются и при выполнении изнаночного стежка, потому стежки делаются одинаковой величины. Используют шов при изготовлении изделий, у которых не предполагается изнанки: бисерный декор присутствует на обеих сторонах.

Читайте также:  На какие волосы наносить глину для волос

Арочный шов (назад иголку)

В основе такого бисерного шва ещё один знакомый с детства многофункциональный, достаточно прочный, так как способен заменить даже машинную строчку – назад иголку. Принцип схожий, но отличия существенны.

При шитье, выходя с изнанки, игла забегает вперёд, готовя возможность для следующего шага назад. А по лицевой стороне делаются стежки в противоположную направлению шва сторону, причём игла вторично проходит в одно и то же отверстие и таким способом достигается идеальная аккуратность лицевой стороны.

При бисерной же вышивке стежок «назад иголку» не для маскировки (стежков под бисером не видно), а для дополнительной прочности. Потому, при шитье арочным швом, игла с изнанки выходит на лицо, на неё набирается низка бисерин (обычно 2-5, если больше, арки сильно провисают). Лицевой стежок делается на всю длину набранной низки. Следующий за ним изнаночный делает шаг в обратном направлении только на одну последнюю в низке бисеринку, а пройдя канву насквозь игла вторично проходит отверстие этой бисеринки. Таким образом между закреплёнными бисеринками получается арка из незакреплённых, чем длинней арка, тем более слабое прилегание бисерин в вышивке.

Арочный шов используется для шитья длинными рядами, когда плотная вышивка нежелательна. Хорош он и для обрисовки контура в художественной вышивке, но на изгибах контура длина арки уменьшается до одной бисеринки, иначе точность абриса пострадает. Удобно использование арочного шва и при обшивке кабошонов. Если вокруг камня требуется нашить сразу несколько рядов, то арочный шов возможно сочетать с мозаичным плетением: не захваченные стежком бисеринки предыдущего ряда захватываются в следующем. Таким способом одновременно достигается безупречная аккуратность и высокая прочность.

Стеблевой (стебельчатый) шов

Разновидность предыдущего шва, но максимально плотная. Между прикреплёнными бисеринками не предусматривается арок с не прикреплёнными. Стеблевой шов используется при круговой вышивке и везде, где важна повышенная плотность прилегания бисерин. Так же, как и предыдущий, шов его применяют при расшивании украшений. Нередко они сочетаются, позволяя нашивать бисеринки разных размеров, включительно стеклярус. Возможно чередование с крупными бусинами, нарезкой канители и т.д.

В отличии от хаотичного заполнения фона бисером, что достигается швом вперед иголку, при стеблевом шитье явно прорисовываются ряды. И ещё значимая при подсчёте расхода материалов особенность. Стеблевой шов, в виду возвратов в каждую нашитую бисеринку, предполагает двойной расход ниток.

Монастырский шов (счётный, гобеленовый, полукрест)

Основной шов, что применяется при создании многоцветных бисерных картин: икон, фотографий, копий произведений живописцев и т.д. Техника такой вышивки была популярна в церковных рукоделиях, отсюда и название «монастырское шитьё бисером».

Бисеринки крепятся диагональными стежками, с соблюдением того же порядка действий, что и при вышивке полукрестом: игла выходит с изнанки из нижнего угла клетки канвы, после нанизывания бисеринки уходит на изнанку в верхнем углу, а там сделав вертикальный стежок снова выходит на лицо из нижнего угла, но уже следующей клетки. Таким образом, между параллельными стежками укладываются диагональные.

В зависимости от того, левша вы или правша, вышивать монастырским швом можно справа налево и слева направо, сверху вниз и снизу вверх. Но ряды всегда нашиваются друг за другом, последующий – всегда в направлении противоположном предыдущему. А вот бисерины при креплении всегда сохраняют одно и то же, заданное диагональю, направление, иначе вместо ровного бисерного рисунка вы получите небрежную «ёлочку».

И ещё нюанс. При монастырской вышивке возможно два варианта цветового заполнения. При первом бисер нашивается длинными рядами от края до края изделия, соответственно в каждом ряду количественно чередуются цвета в порядке, указанном в схеме. Второй вариант предполагает нашивание бисера одного цвета короткими рядами. Грубо говоря, сначала вышиваются красные цветы, потом зелёные листья, а за ними уже голубое небо.

Швы для стекляруса

Как особая разновидность бисера, стеклярус и рубка требуют отдельного внимания вышивальщиц. Особый он и оттого, что имеет нестандартную бисерную форму: трубка без намёка на округлости. Даже если это высококачественный японский стеклярус с оплавленными кромками, он всё равно бескомпромиссно прямолинеен. И оттого, что обладает мощными эффектами светопреломления: трубочки либо сияют цветным зеркалом, либо играют сатиновыми переливами.

Для вышивки стеклярусом, помимо особо полюбившихся бисерницам швов, таких, как вперёд/назад иголку, полукрест и т.д., используются и менее известные. Но, справедливости ради, отметим, что менее известны они в бисерной вышивке, а вот для вышивки гладью те же штриховые или двусторонние стежки – это основной приём создания рисунка.

Итак, начнём с традиционных.

Стежками шва вперёд иголку стеклярус возможно укладывать не только по прямой, но и зигзагообразно. А это уже хоть простенькие, но рисунки. Самодостаточные или в сочетании с иными способами нашивания бисера они складываются в большие орнаменты и выглядят сложней, нежили исполняются.

Стебельчатый шов в сочетании со стеклярусом позволяет прорисовывать точные контуры. Так вышивают стебли цветов, очерчивают стеклярусом контуры их лепестков и листьев. Рисовать блестящими трубочками возможно всё, но помним, чем плавней контуры, тем меньшей должна быть длина стекляруса, иначе угловатых изломов не избежать. Исполнение стебельчатого шва то же, что и с обычным бисером, но за счёт длины бисерины, много превышающей её толщину, эффект иной.

Шов полукрест, в случае со стеклярусом, дословно и визуально оправдывает своё название.

Исполняется он по той же кайме и той же схеме, что и при шитье привычным круглым бисером: стежки укладываются в клетках каймы диагонально из угла в угол. Но, шарики бисера, подобранные под размер каймы, почти полностью заполняют клетку, то же заполнение даёт и полноценный болгарский крест в вышивке нитками. А вот стеклярус лишь вычерчивает единственную диагональ креста. Орнаменты из половинчатых крестов тоже составляют. Но, если попытаться вышить стеклярусными полукрестами картину по схеме, рассчитанной на полное цветовое заполнение клетки, результат скорее всего разочарует.

Зато эта особенность стекляруса уложенного на канву монастырским швом предоставляет совершенно уникальную, присущую только этой разновидности бисера, возможность вышивки. Бисер уложенный в разных направлениях в чёткую и очень изящную «елочку» не выстраивается, а вот стеклярус.

Для получения столь простого рисунка достаточно менять направление стежков монастырского шва на противоположное в каждом последующем ряду вышивки. Исполнение ровной ёлочки на основах не имеющих чёткого рисунка канвы облегчают придуманные рукодельницами лайфхаки. Так, например, возможно использовать машинную строчку «загзаг». Величина её стежков должна соответствовать длине трубок стекляруса. Сначала, нитками в тон основе, отстрачивается контурный набросок, а по нему уже нашивается бисер и получается идеально ровно.

Кстати, на основе ёлочки орнаментов и рисунков придумать возможно бесконечное множество. Если сочетать её с горизонтальными или вертикальными шагами стекляруса, то и того больше.

Плотные вышивки стеклярусом, как по канве, так и по иным разновидностям основ, тоже возможны. Трубочки нашиваются максимально близко друг к другу. Нашивают их, как рядами стебельчатого шва, так и стежками монастырского. Правда диагональный стежок монастырского шва избавляется от дополнительной нагрузки удержания бусины. Он, становясь служебным, перемещается на изнанку и обеспечивает переход к следующей бисеринке.

В зависимости от расположения (вдоль или поперёк) стеклярус оформляет вертикальный или горизонтальный бисерный гобелен. И блестящее великолепие такого полотна ни с чем несравнимо.

Швы бисерной отделки

Бисер подходит и для облагораживания всех ручных швов, что используются при обработке кромок изделии. Тот же обмёточный шов через край, дополненный бисером, сохраняя привычную утилитарность, становится ещё и декоративным.

Не менее симпатично выглядит и дополненный бисеринками всем нам знакомый «мостик». К тому же на привычных швах отделки края возможно использовать не одну бисеринку на каждый стежок, а сразу несколько. И даже сочетать стежки с элементами бисерных плетений.

А при особой необходимости край изделия оформляется бисерной бахромой

Всё так же, как и при обшивке, но стежки чередуются не с отдельными бисеринками, и даже не с низками, а с плетёными из бисеринок петлями и подвесками. То и другое логично оканчивает вышитые бисером изделия и аксессуары, придавая им оконченный вид.

Источник

orname.ru
Adblock
detector