- Главные три цвета хохломы: золотой, красный и черный. Как создается рисунок в хохломской росписи
- Основные цвета хохломы
- Дополнительные цвета
- Виды хохломской росписи
- Верховой
- Фоновый
- Как нарисовать простой цветочный мотив?
- Хохломская роспись: виды, основные узоры, материалы. Символизм орнаментов и мотивов
- История хохломы
- Современная хохлома
- Особенность рисунка хохломы
- Материалы
- Виды хохломского рисунка
- Верховой
- Фоновый
- Изображение и символизм птицы в хохломской росписи
- Технологический процесс
Главные три цвета хохломы: золотой, красный и черный. Как создается рисунок в хохломской росписи
Одним из самых художественно совершенных промыслов России по праву считается хохломская роспись. Ее безукоризненная цветовая гармония, органичность мотивов и узоров сделала это направление одним из брендов страны, прямой художественной ассоциацией. Из этой статьи вы узнаете, каковы основные цвета хохломской росписи, какие цвета используются дополнительно и как самому нарисовать простой цветочный мотив.
Основные цвета хохломы
Хохломской промысел – это цветовая гамма из ограниченного круга сочных оттенков, высокая художественность изображения, только ручная работа, отсутствие геометричности, плавность линий и форм.
Главных цветов у хохломы всего три: черный, красный, золотой. Это не значит, что на этом колористика промысла заканчивается. Но большинство работ используют только это трехцветие, и ассоциируется направление именно с этими сочными цветами.
Как известно, случайностей в народном искусстве фактически нет. И хохломская роспись не является исключением. Каждый цвет имеет свое значение, в большинстве случаев – сакральное.
Значение цветов хохломы:
- Черный. Цвет абсолюта. Ассоциируется с вечностью, бесконечностью, глубиной, самим воплощением Вселенной. Это категоричный цвет, но он же является самым выразительным, контрастным: на его фоне большую информативность проявляют другие цвета.
- Красный. Цвет здоровья, процветания и красоты. Формула счастья, которая не может обойтись и без крепкого здоровья, и без удачи и достатка, и без эстетики, которая делает нашу жизнь выразительнее, совершеннее.
- Золотой. А это сама жизненная сила, энергия Солнца и огня, плодородия и благополучия. Золото ассоциируется и с богатством, и с успехом, и со славой. Золотой цвет настраивает на роскошь, в том числе, и роскошь жить красиво, счастливо, в угоду себе и в мире с окружающими.
Таким образом, можно сказать, что три основных цвета хохломы несут в себе некоторую колористическую формулу. Да, без других цветов в жизни не обойтись, невозможно написать ее в трех красках. Но они глубоко символичны, выразительны и самодостаточны. Интересно, что и сейчас многие люди признаются, что покупают расписные хохломские изделия, потому что считают, что они наполнены нужной энергией. И это энергия благополучия и процветания, достатка и крепкого здоровья.
Каждый цвет имеет свое значение, в большинстве случаев – сакральное.
И если можно узор и цветовое решение народного промысла считать неким посланием, культурным месседжем от предков, то он определенно несет в себе мощное начало, энергетически сильное и радостное.
К краскам, которые принято использовать в хохломе, предъявляются высокие требования, ведь некоторые из них в ходе последующей обработке изделия могут высыхать и выгорать под действием высоких температур. Потому мастера пользуются минеральными термостойкими красками: охрой, суриком, киноварью, кармином, хромовой зеленью, сажей. Краски эти разбавляются очищенным скипидаром. Как видите, помимо красного (киноварь) и черного (сажа) упоминаются и другие цвета. Они используются как вспомогательные и оживляют рисунок.
Дополнительные цвета
Зеленый, коричневый и желтый – вот цвета, которые действительно помогают оживить изображение, добавить ему динамики. Допустимы белый, оранжевый, голубой и изумруд, но они встречаются реже. Хотя в современных изделиях, выпущенных в наши дни, такие цвета проникают все больше. На самом деле фабрики, выпускающие изделия хохломской росписи, пытаются разнообразить ассортимент, выходя за рамки представлений о хохломе, которые у потребителя могут быть довольно узкими.
Если вы видите работу, где используются не только основные цвета, это не значит, что нарушена некая незыблемая каноничность. Во введении других цветов нет ничего рушащего устои: промысел не мог бы развиваться, если бы мастера использовали только трехцветие и ничего больше. Но художественный образ хохломы в массовом сознании это, как ни крути, черный, красный и золотой – пламенная триада цветов счастья.
Познавательное видео о производстве и росписи хохломы.
Виды хохломской росписи
Основные виды (или типы) хохломского письма – фоновой и верховой. Каждый вид придерживается своей технологии, и овладеть ею не так-то просто.
Верховой
Традиционно верховой вид росписи выполнялся на уже пролуженной поверхности, художник использовал мягкие мазки при нанесении красок, двигал кисть пластично. Так получалась ажурная хохлома.
Орнамент верховой росписи:
- Травный рисунок. Нестареющая классика, которая ассоциируется с луговыми и полевыми травами. В основе рисунка витиеватые травинки, которые художник выписывает ажурно и мелодично. В этих травах то и дело проглядывают колоски, горошек, мелкие ягодки. С таким орнаментом мы сталкиваемся еще в детстве, и даже если взяты другие цвета, узнаваемый травный мотив это не что иное, как традиция хохломы.
- «Под листок», «под ягодку». А для этого исполнения мазки должны быть более широкие, именно они делают листочки плавными по форме. Ягодки мастер делает тычком кисти. Это стилизованный орнамент, в котором художник закодировал народные мотивы. Смородиновые гроздья, крыжовник и земляника, колокольчики и ромашки – вот главные персонажи хохломского орнамента. Именно этот орнамент допускает появление коричневого, зеленого, белого, желтого.
- «Пряник». Орнамент изящно вплетается в геометрическую фигуру. Круг это или ромб, а может быть, квадрат – у художника есть варианты. Посреди фигуры появляется стилизованный рисунок, означающий солнце. И общее изображение и правда напоминает солнце с лучами, причем, солнце, которое постоянно пребывает в движении.
Фоновый
До нанесения рисунка на поверхность изделия наносится фон. Он красный либо черный, но рисунок на нем будет золотым.
-
- «Под фон». В исполнении чрезвычайно сложна, не всякий мастер возьмется за такую работу. Но именно эти изделия и имеют высокую ценность. До заполнения фона на поверхность художник наносит контуры мотивов. Формы больших мотивов мастера моделируют штриховкой. По окрашенному фону художник может писать мелкий травный узор, называемый «припиской».
Техника «Под фон»
-
- «Кудрина». Такое название роспись получила из-за изобилующих в ней круглых завитков, которые создают сказочные формы цветов и растений, птиц. Основную роль здесь играет криуль – контурная линия. При этом краски золотистую поверхность закрывать будут весьма незначительно. Орнамент художник начинает выполнять ритмичными и плавными кистевыми движениями, а потом фон окрашивает одной либо двумя красками. А вот прорисовка в узоре делается скупыми штрихами, внутри же золотистых лепесточков появляются цветовые пятна, которые созвучны фону.
«Кудрина»
Очевидно, что неслучайно именно хохлома цитируется сегодня чаще остальных видов народной росписи. Это не просто красивое художественное направление, но и технически совершенное, сложное, требующей подготовки.
Как нарисовать простой цветочный мотив?
Для тех, кто только учится, уроки не должны быть сложны. Начинайте с простого, чтобы творчество приносило радость, а не обрастало сложностями с первого же шага.
Для работы вам понадобятся:
- акварельная бумага;
- гуашевые краски – черная (для начала);
- беличья кисть (№ 4);
- восковые мелки – золотой, зеленый, коричневый, голубой и т.д.;
- баночка с водой;
- влажные салфетки;
- образец.
Простой цветочный мотив в 5 шагов:
- Золотым восковым мелком нарисуйте рябиновый листочек из 5 частей. Тем же цветом рисуете изогнутую веточку рябины.
- Красным восковым мелком рисуете около 10-12 ягодок рябины.
- Золотым продолжаете рисовать веточку, но с изгибом вниз, и снова листочки.
- Зеленым мелком «оживляете» рисунок кудрявыми травками, добавляя их уместно к основному рисунку. Сверху и снизу проводите красные полосы для обрамления.
- Прямо на рисунок кисточкой потолще наносите черную гуашь. Краска будет заполнять фон, и скатываться с рисунка.
Проще этого урока быть не может, и такое знакомство с народным промыслом можно предложить и ребенку.
Красочность и детальность – главные качества хохломы, за что этот нижегородский промысел и полюбили. Осваивать направление нелегко, но удовольствие от работы компенсирует трудности.
Хохломская роспись: виды, основные узоры, материалы. Символизм орнаментов и мотивов
Русское хлебосольство, щедрость и гостеприимство будто закодированы в самом виде посуды, созданной в технике хохломской росписи. Яркая и красочная хохлома – роспись, узоры которой знакомы всем с раннего детства, кажется, что они записаны куда-то на подкорку. О том, как зародилась хохлома и чем живет сегодня, в чем особенности ее рисунка, какие материалы использует мастер и какие стадии проходит изделие, вы прочтете в этой статье.
История хохломы
Сегодня историки могут с большой уверенностью говорить, что хохломская роспись, прославившая Россию, появилась в 17 столетии на левом берегу Волги. Деревни, которые могут гордиться зарождением промысла – Мокушино, Глибино, а также Хрящи, Большие и Малые Бездели и, наконец, поселок Ковернино. Торговым селом в этом регионе считалась Хохлома, и название места, куда мастера окрестностей свозили товар, дало наименование самому художественному направлению.
Заволжье – богатое лесами место, потому и мастеров обработки дерева здесь было в достатке. Из липы и осины местные умельцы делали прочную и легкую посуду. Но не резные изделия прославили регион, благодаря хохломскому рисунку посуда (прежде всего, она) стала набирать популярность. В итоге именно этот промысел считают сегодня, пожалуй, самым совершенным в художественном смысле, образцом росписи русского народного творчества.
Чаша. Хохлома. XIX в.
Основных красок в хохломе 3 – золотой, черный и красный. Красный делает более теплым и мягким золотой цвет, черный усиливает выразительность цветов-партнеров. Круглые поверхности без контуров рассеивают свет, благодаря чему посуда просто притягивает взгляд. Просты и поэтичны мотивы росписи: всего-то растительный, да несложный геометрический орнамент, а сколько в нем стремления к красоте и нежного чувства к природе родного края. Каждый элемент росписи – как признание в любви своей земле, как воспевание красоты в окружающем и повседневном, как стремление к прекрасному, сглаживающему непростые крестьянские будни.
Современная хохлома
В России сегодня работают два крупных центра хохломской росписи – город Семенов, в котором функционируют два предприятия («Семеновская роспись», «Хохломская роспись»), а также село Семино в Ковернинском районе, и его предприятие «Хохломской художник». Город Семенов считается столицей промысла, на его предприятиях работают более тысячи человек, и несколько сотен из них – художники. Они и выводят на изделиях хохломские традиционные узоры, и продукция фабрики расходится по всему миру. Причем, в комплекте с сертификатами соответствия и гигиенической сертификацией.
Кухня оформлена «под хохлому»
Орнамент хохломы можно встретить повсеместно: расписанные машины, предметы быта, мебель, часы, клавиатуры, изнаночные стороны пальто и курток, кеды, чехлы для телефонов и т.д. Картинка яркая, воспевающая народную любовь к своей земле, а при этом выглядит она не по-крестьянски скромно, а роскошно, жизнерадостно, богато.
Иностранцы с особым пристрастием относятся к этому художественному направлению: и это неудивительно, есть в нем и совершенство колористического решения, и лаконичность формы, и узор, в котором нет ничего лишнего, но который плетет свой ажур по идеальному фону. Да и, как признаются сами иностранцы, для них хохлома – это прикосновение к богатству русской культуры, гимн красоте и жизнелюбию.
Особенность рисунка хохломы
Жизнерадостный строй росписи – это его достояние и отличительная особенность. А золотой цвет добавляет узорам большую торжественность. Уникально то, что народные умельцы, не имевшие доступа к действительно роскошной, золотой посуде, сделали искусную имитацию золота. Да такую, что она затмила многие драгоценные работы. Любой стол с такой посудой становится нарядным, торжественным. Любая еда в такой посуде выглядит более аппетитной и праздничной.
Что отличает хохлому:
- отсутствие строгой геометрии;
- фоновое «подсвечивание»;
- лаконичность изображение, но без эффекта пустого фона;
- высокая художественность – если отдельные мотивы других видов росписи может повторить и ребенок лет 10-12, то с хохломой справится только профессионал;
- ажурность рисунка.
Есть хохломская роспись, а есть роспись «под хохлому». Во втором случае художник берет цвета, присущие направлению, но узор использует не характерный для него. А есть еще и «псевдохохлома» — контрафактная продукция, не имеющая сертификатов качества, использующая, возможно, небезопасные материалы. Между прочим, такая продукция – прямое нарушение авторского права, потому рекомендуем не поддерживать рублем сторонние изделия, которые не являются брендом и не относятся к центрам хохломской росписи России.
Материалы
Основной материал, из которого изготавливается посуда и другие изделия с характерными изображениями, липа. Древесина должна пройти тщательную подготовку. На специальных складах дерево сушат, и на это уходит 3 года и более. Только такая древесина подходит для работы.
Инструменты для росписи:
- тампоны – для лачения и грунтовки можно применять тампоны из капроновых чулков;
- штампики – делают их из шляпного войлока или гриба-дождевика, а используют их для выполнения большого количества одинаковых элементов;
- кисти – беличьи кисти (размеры No 1-6), для каждой краски у художника должно быть несколько кистей, они должны быть узкими, ворс на кисточке – упругий и длинный (в воде кисточка должна приобретать каплевидную форму и иметь заостренный кончик).
Из материалов для работы могут понадобиться олифа, льняное масло, скипидар, разбавители, грунтовка, шпаклевка, алюминиевая паста.
К краске требования особые, это должны быть минеральные красители с высокой термостойкостью. Используется мастерами охра, светло-желтый крон, киноварь, изумрудная зелень, окись хрома, сурик, кадмий, голландскую сажу, изумрудную зелень.
Если же вы решили увлечься хохломской росписью, не претендуя на каноничность работы, то можете использовать гуашь и акриловые краски. Гуашь делают с добавлением белил, после высыхания она светлеет и становится матовой. Гуашь гуще и плотнее акрила, но на солнце она выцветает. Акрил не выцветает и не растекается, на поверхность ложится ровнее гуаши. Сказать, что лучше – трудно, у каждого типа краски свои достоинства и недостатки.
Виды хохломского рисунка
Представлен рисунок хохломы верховым и фоновым видами. Отличает их принцип нанесения изображения на подготовленную поверхность.
Верховой
Такая хохлома – узоры, нанесенные на готовый фон. Делится на несколько разновидностей.
- травка – пишется отрывистыми мазками, изображая исключительно травяной рисунок (мелодика жизни, ее простое течение в ажурном рисунке, само переплетение жизненных событий);
- «под ягодку» — похож на травку, но в растительном орнаменте появляются и ягодки (плоды как результаты трудов, долгожданные и желанные);
- «пряник» — геометрическая фигура по центру, вписанная в ромб или квадрат, дополненная солнышка и тонким растительным мотивом (визуализация постоянного движения).
Основные рисунки, узоры и мотивы художники копируют, но истинные мастера придумывают и свои образцы, не отходя от каноничности изображения.
Фоновый
Узоры выполняются на однотонном фоне, черном или красном. Сам же узор имеет строго золотой цвет.
Фоновый рисунок – это:
- роспись «под фон» — высший пилотаж хохломского искусства, на древесину наносятся контуры, а далее пространство закрашивается фоновым цветом, самые сложные места выполняются только после оформления фона;
- кудрина – растительные мотивы в ней особенно витиеваты, в результате получается на деревянном изделии необычной красоты цветочный ковер, изображение наносится тончайшей кисточкой.
Основной, традиционный узор хохломы – растительный. Но может появиться в росписи и птица.
Изображение и символизм птицы в хохломской росписи
Жар-птица – живой образ, к которому обратились мастера хохломской росписи. Птица символизирует тепло и свет, является предвестником урожая и богатства. Птица является сакральным знаком для всего русского искусства, она занимает особое место в сказках и песнях, в картинах художников и сценографии.
Хохломская птица яркая и богатая в своем «убранстве» — пышный хвост и гребешок, сочные цвета, изящная форма. Это не робкая пташка, присевшая на ветку дерева, а царица птичьего мира, живое существо, способное выполнять желания, делать предсказания, нести особые вести.
Технологический процесс
Сначала изделие вытачивается из дерева, потом около двух недель «бель» просушивается при комнатной температуре. Далее хохломские мастера грунтовали посуду и обмазывали глиной (для создания водонепроницаемого слоя).
Процесс изготовления хохломской посуды поэтапно:
- Высохшее изделие нужно пропитать льняным маслом и дождаться, чтобы глиняный слой смешался со слоем масла.
- Далее изделие шлифуют, отправляют в печь и держат там несколько часов.
- Следующий этап – шпаклевка, глина смешивается с олифой, и этот состав заделывает все шероховатости и прочие дефекты древесины.
- Изделие обрабатывается олифой, что создает на нем масляную пленку. И делается это в 3 подхода.
- Далее мастер переходит к лужению – обмазывание алюминиевым порошком, отчего работа становится «серебряной».
- И только теперь готовое изделие можно расписывать красками по заранее продуманному эскизу.
- И снова слой олифы и закаливание в печи, в это время «серебро» становится «золотом», и на этом этапе посуда превращается в хохломское произведение искусства.
Так выглядел процесс создания хохломских изделий во время расцвета направления. Современные мастера используют более технологичное оборудование, но технические новшества не умаляют красоты работ и не лишают их традиционного наполнения. В узорах нынешних изделий встречается все та же пылающая рябина или клубничка, все те же переплетенные единым растительным танцем цветы и листья.
В видео рассказывается об истории и традициях изготовления хохломы:
Начинать знакомство с народным промыслом можно практически: попробуйте сами рисовать хохломские мотивы. Это тренирует не только руку, но и мозг, интеллект. Доказано, что подобное творчество успокаивает и работает как психологическая перезагрузка.
Хохлома – целый мир, со своей историей и легендами, традициями и погружением в творчество, которое уже несколько столетий привлекает все новых почитателей.