Какие цвета вышивки полотенца являются главными

Орнамент русской народной вышивки

Украшение русской традиционной одежды имело сакральное значение. Наши предки верили, что определенные орнаменты на полотенцах, рубахах, сарафанах защитят их владельцев от злых духов. Эта традиция берет начало еще в дохристианских, языческих верованиях. В этом материале мы расскажем об основных группах русских орнаментов и их символическом значении.

Орнамент — это узор, состоящий из ряда ритмически упорядоченных элементов. Это значит, что в орнаменте есть более крупные элементы, которым подчиняются более мелкие. Это сочетание деталей постоянно повторяется. В русских орнаментах преобладают геометрические узоры, стилизованные изображения растений, зверей и птиц, мифологических существ, а также человека.

Главным цветом русской народной вышивки был красный. Он считался цветом-оберегом, который защищал владельца вещи от болезней и сглаза. Красный цвет символизировал мужское начало, силу, энергию. Белый цвет символизировал женское начало и чистоту. Голубой цвет — воду, жизнь. Зеленый — силы природы, земледелие, обновление, возрождение. Черный был цветом скорби. Несмотря на то, что основным цветом вышивок был красный, другие цвета тоже встречались на изделиях соответствующего назначения.

Традиционные узоры всех народов мира отчасти похожи. Это связано с тем, что они произошли от первых простейших орнаментов, которыми древний человек украшал посуду, одежду, жилище. Круг — Солнце, горизонтальная волнистая линия — вода, а вертикальная — дождь, прямая горизонтальная линия — земля, ромб — плодородие, точки — семена, плоды. Люди расселялись по планете, составляли из этих символов все более сложные орнаменты, усложняли их, вкладывали в них все новые смыслы.

Пожалуй, самый распространенный элемент русской вышивки — дерево. В представлении наши предков, дерево было моделью всего мира, а позднее на этот образ наложилось христианское древо познания. Дерево — это еще и родословная рода, корни — предки и ветви — потомки. Кроме того, деревья давали славянам еду и крышу над головой, они же служили язычникам-славянам и «храмами» — местами, где они общались с богами и духами, приносили им жертвы.

Распространены были и образы женских божеств — рожаниц и берегинь. Они символизировали плодородие, охраняли женское здоровье и детей. Как правило, эти божества изображались на основе ромба (которые олицетворял и пашню, и женщину — все, что рождало новую жизнь), у рожаниц часто были рога — также один из символов плодородия.

Читайте также:  Триптих иконы для вышивки бисером

Кони в славянских вышивках отождествлялись с Солнцем и круговоротом временем года, ведь конь был главным кормильцем крестьянской семьи. От него и от Солнца в равной степени зависело, будет ли урожай.

На русских вышивках часто встречаются самые разнообразные птицы. Эти создания были и остаются важными спутниками человека. Весной птицы олицетворяют приход весны и обновление природы, птичьи пары уподобляют верным супругам, создающим семью, поддерживающим домашний очаг и взращивающим детей. При этом птицы были и связующим звеном с потусторонним миром.

Русские с древнейших времен покрывали свою одежду символически наполненными орнаментами. Символы-обереги сопровождали наши предков всю жизнь: начиная с момента рождения, когда младенца принимали на расшитое полотенце, заканчивая смертью.

Источник

Творческие проекты и работы учащихся

2. Символическое значение цвета в орнаменте вышивки

Наряду с узорами-символами в процессе вышивки имело значение и цветовая гамма. Цвет в одежде был символом, через который человек выражал свои чувства и мысли.

Белгородскими мастерицами в вышивке использовались следующие основные цвета ниток: красный, черный, зеленый, алый и синий.

  • Красный символизировал солнце, огонь, кровь и обозначал тепло, любовь, красоту, победу. На женской и мужской одежде он означал вечный союз с черной землей.
  • Черный цвет – излюбленный в нашем регионе. Под ним подразумевался вечный покой, чернозем, плодородная земля, которую ласково величали «матушкой-кормилицей».
  • Зеленый цвет олицетворял растительный мир окружающей природы, изобилие, надежду, спокойствие, радость и свободу.
  • Желтый цвет означал кратковременную разлуку.
  • Алый цвет – грусть неразделенной любви.
  • Красно-оранжевый всегда назывался в народе цветом солнечного тепла, а яркий малиновый – восход и закат солнца.
  • Белый, духовное начало, чистота, (в полотенцах — белое поле полотенца сравнивается с землей, дорогой).

Так в прошлые времена русский народ, создавал свои традиции и обычаи, свой национальный костюм, на который мы смотрим сегодня, не переставая удивляться своей красочностью и поэтичностью.

3. Природные объекты и явления их отражение в орнаменте русской вышивки.

  • Анализируя материальные источники содержащие вышивку, чаще всего встречаем следующие виды орнаментов:
  • геометрический орнамент символические изображения солнца, неба, земли, воды
  • растительный орнамент, изображения цветов, листьев, некоторых плодов, например рябины, винограда
  • зооморфный орнамент, изображающий животных, птиц,рыб.

Самым почитаемым природным объектом было Солнце. «Не земля родит, а небо», — говорит русская пословица.

К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Изображалось оно окружностью, цветком. Но, так как вышивали в основном по счету нитей, оно изменило форму на косой крест с загнутыми концами – солярный знак и означало солнцеворот (смену дня и ночи, времен года). Этот символ присутствовал почти на всех вышивках, полотенцах, рубахах, головных уборах.

Солярные знаки мы видим на многих предметах материальной культуры. Геометрический ромб – главная, наиболее устойчивая фигура в орнаменте, знак лучезарного солнца, который у наших предков- славян имел форму круга. Крючки и палочки, выпускаемые по сторонам ромба, условно понимались как лучи солнца.

В процессе эволюции ромба в Белгородской области возникли множественные его варианты. Один из них «репей» — гребенчатый ромб с двумя выступами на каждом углу. Именно такой ромб мы видим на изображении.

Свое название он получил из-за внешнего сходства с соцветиями лопуха. Этот знак-оберег превратился во множественный символ: жилище молодой семьи, источник воды, огня, плодородия и жизни.

Если он изображался с точками в центре или поделенным на четыре маленьких ромбика с кружками в каждом, то обозначал плодородную почву, засеянное поле, крестьянский надел или усадьбу.

Пустой в середине — земля или твердь.

Цепочка вертикально расположенных ромбов — «древо» жизни. Ромб с крючками по сторонам являлся символом матери-земли, плодоносящей, женского начала и матерью плодородия вообще. На женской одежде ромб встречается чаще, чем на мужской; но и женщины, и мужчины носили пояса, украшенные ромбовидным орнаментом.

На фотографии изображение женской одежды, в частности, рубаха рукава которой богато украшена традиционной символичной вышивкой, которая в данном случае выступает оберегом. Ромб — это знак земледельцев, символ родящих зерно полей, символ счастливого потомства. Ромбы изображали на кухонной утвари, вырезали на фасадах домов. Считалось, что семья, охраняемая ромбами, живѐт в достатке и всегда будет многочисленна.

Второй самый значимый природный объект — Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Обращаясь к ней, они говорили: «Кормилица – мать-сыра Земля».

Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери.

Женская фигура — это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине — продолжательнице рода. Называют этот образ по — разному: великая богиня земли, плодородия, мать — сыра земля, Макошь, что означает «мать хорошего урожая».

Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Из тела богини нередко прорастают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба — древнего знака солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное.

По древней легенде коню отводилась почетная роль участвовать в передвижении солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье. Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки Вселенную.

Считалось, что птица приносит добро человеку. Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме.

Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалась в виде водоплавающих птиц, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок.

С приходом весны, с наступлением долгих светлых дней, когда оставалось еще время до полевых работ, русские женщины начинали вышивать узоры с птицами на рубахах и полотенцах. Вышивали они под благотворными лучами вешнего Солнца. А ведь слово «узор» звучит как заря… Быть может потому на серебристо-белом полотне, как заря, горит вышитый орнамент?

Вторая природная стихия – огонь, почитающийся еще с языческих времен как оберег, очистительная сила, так же изображался в образе птицы с блестящими радужными красками оперенья и роскошным хвостом, пышущим жаром Очень красив в исполнении растительный орнамент В данном случае он теряет свой символический смысл, и выступает как декоративный элемент.

МИФ: В поэтических представлениях всадник на коне освобождает весну от зимнего плена, отпирает Солнце, открывает путь вешним водам. Только после этого Весна вступает в свои права. Кроме того, вместе с всадником прилетают птицы.

В давние времена люди верили, что птицы прогоняют своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную, тепло. Наши предки верили, что загаданное обязательно сбудется, если желание изобразить.

Источник

Любимый цвет русской народной вышивки

Красный цвет — любимый в русской народной вышивке. Считается, что он символизирует солнце, весну, тепло, здоровье и саму жизнь. Наиболее старинные образцы вышивки выполнены либо красными нитями по белому фону, либо белым по красному. Другие цвета стали добавляться в композиции несколько позже, но и тогда красный сохранил свою ведущую роль. Представляю вашему вниманию подборку красных — прекрасных узоров!

Деталь передника, Калуга.

Конец полотенца, Калуга.

Конец полотенца, Тверь.

Оплечье женской рубахи, Уфтюга.

Подол женской рубахи, Уфтюга.

Подол жеской рубахи, Уфтюга.

Конец полотенца, Каргополье.

Оплечье женской рубахи, Каргополье.

Конец полотенца, Каргополье. Знаменитый каргопольский месяцеслов.

Отделка подола женской рубахи, Каргополье.

Фрагмент подзора, Каргополье.

Конец полотенца, Каргополье.

Конец полотенца, Архангельск.

Отделка ворота женской рубахи, Архангельск.

Оплечье женской рубахи, Архангельск.

Конец полотенца, Архангельск.

Оплечье женской рубахи, Архангельск.

Список использованных источников:

Архангельская народная вышивка. — 1954.

Дурасов Г. П. Художественные сокровища Каргополья. — Советская Россия, Москва, 1984.

Л. Э. Калмыкова: Народная вышивка Тверской земли. — Художник РСФСР, Ленинград, 1981.

О. А. Рудометова: Каргопольская вышивка (Календарь 2009 — 2010).

Г. Б. Сафонова: Народная вышивка Калужского края, 1994.

Традиционный орнамент Уфтюги. Ткачество и вышивка. — Вологда, 2006.

Источник

orname.ru
Adblock
detector