Какие узоры есть на матрешки

Русская матрёшка: в чем сакральный смысл и что означают ее цвета

Русская матрешка любима многими. Для детей это просто красочная игрушка, которую можно собрать и разобрать. А для иностранцев – это оригинальный сувенир с изюминкой, привезенный из загадочной России.

Между тем это не просто игрушка с «русской душой», а фигурка с глубоким сакральным смыслом. Так уж сложилось, что первоначальное ее значение позабыто мастерами. Тем не менее, изготовление и вытачивание матрешки долго хранилось в секрете.

В чем притягательность русской матрешки? Почему она состоит из нескольких фигурок, каждая из которых меньше предыдущей?

Какой сакральный смысл заложен в матрешке

Глубинный смысл этой, казалось бы, простой игрушки в том, что каждая фигурка матрешки воплощает в себя собрание тонких тел и ауры человека, не заметных глазу.

В стародавние времена считалось, что всевозможных тел, которые мог наработать человек в течение жизни, семь. Одно – твердое, физическое тело, шесть остальных – тонкие.

Таким образом, у каждого человека есть семь оболочек:

  1. физическое тело,
  2. эфирное тело — психика, эмоции,
  3. астральное тело — эмоции и желания,
  4. ментальное тело — мыслеформы,
  5. кармическое тело — совокупность хороших и плохих дел, а также накопленного опыта,
  6. разум (душа — смысл, самоосознание),
  7. ДУХ — человеческий стержень, духовное начало.

Сколько в матрешке матрёшек

Классическая русская матрешка вмещает в себя семь фигурок, которые символизируют тонкие тела или оболочки.

А сколько сейчас в матрешке может быть матрешек? Число вложенных кукол — обычно три и более. Может быть даже 30 куколок и больше.

Семь фигурок в одной матрешке словно показывают к чему должен стремиться человек, а именно: наработать или раскрыть семь имеющихся тел.

По традиции каждый составной элемент «русской статуэтки» окрашен в один из цветов радуги: от красного до фиолетового.

Что означают цвета матрешки

1) Красный цвет — самый первый, он означает физическое тело. Он олицетворяет силу, но вибраций его недостаточно, чтобы возвыситься до небес. В то же время он позволяет припасть к Матушке-Земле и напитаться ее живительной энергией. Если у человека опустошена энергия Земли, то у него наблюдается упадок сил и жизненной активности.

2) Оранжевый цвет приносит плодородие.

3) Желтый цвет означает здоровье и твердую жизненную позицию.

4) Зеленый придает душевные силы, развивает интуицию.

5) Голубой цвет усиливает коммуникативные навыки.

6) Синий – цвет высших способностей. Он может открыть вам дар предвидения и понимания законов Вселенной.

7) Фиолетовый цвет замыкает ауру. Он равномерно и гармонично распределяет энергии всех видов в организме.

Таким образом, получается, что наименьшая фигурка будет красной, а наибольшая – фиолетовой.

Заметьте: по такому же принципу распределены цвета в радуге. Вряд ли это случайность. Каждая деталь в этой колоритной статуэтке продумана до мелочей: от цветовой гаммы до пропорций фигурок. Так было много лет назад, так происходит и сейчас.

Кроме традиционных расцветок, сейчас на матрешках может быть нанесена практически любая роспись: от мотивов русских сказок (как на картинке ниже) до политической символики.

Что положить в матрешку?

Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится.

Считается, что чем больше труда вложено в матрёшку, чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее это желание исполнится. Хотите верьте, а лучше — проверьте.

Мы матрёшки вот такие крошки

Детская песня Матрешки. Для самых маленьких.

Мы матрёшки вот такие крошки
Мы матрёшки, вот такие крошки
На платочках у нас, яркие цветочки
На платочках у нас, яркие цветочки

Мы матрёшки, вот такие крошки
Мы матрёшки, вот такие крошки
А на ножках у нас новые сапожки,
А на ножках у нас новые сапожки.

Мы матрёшки, вот такие крошки
Мы матрёшки, вот такие крошки
Поплясать, поплясать вышли мы немножко
Поплясать, поплясать вышли мы немножко.

Эдуард Успенский — Матрешка

Сидела в матрешке
Другая матрешка
И очень скучала
Матрешка в матрешке.

А в этой матрешке —
«Матрешке в матрешке» —
Сидела скучала
Другая матрешка.

Сидела скучала
Другая матрешка
Размером, конечно,
Поменьше немножко.

В матрешке «размером
Поменьше немножко»
Сидела матрешка
Не больше горошка.

Сидела матрешка
Не больше горошка
И тоже скучала
Несчастная крошка.

Читайте также:  Узор для каймы бактуса

И что интересно
В «несчастной той крошке»
Еще разместились
Четыре матрешки.

Еще разместились
Четыре матрешки,
Примерно такие,
Как мушки и мошки.

Любому понятно,
Что каждой матрешке
Хотелось побегать
В саду по дорожке,

Хотелось в траве
Поваляться немножко,
Размять свои ручки,
Размять свои ножки.

Но что они
Могут поделать, матрешки?
У них деревянные
Ручки и ножки.

У них деревянные
Ручки и ножки.
Скучают матрешки
И то понарошке.

Источник

Какие узоры есть на матрешки

Стили Росписи

Сергиевская (Загорская) игрушка

Массовое производство матрешек непосредственно в Сергиевом Посаде началось после всемирной выставки в Париже 1900 года после успешного дебюта в Европе новой русской игрушки. Прочное место в сюжетах занимали бытовые темы. Мастера живо реагировали на происходящие в мире события, легко подхватывали оригинальные идеи и новые технологии. Поэтому фигурка девочки в платочке, напоминавшая многих соседских девчат, вызывала интерес мастеров благодаря оригинальности конструкции и своему народному характеру. Появились образцы изделий, с одной стороны, отвечающие новым требованиям производства и сбыта, а с другой – возвращение к эстетике русского художественного искусства. Промысел возник в Сергиевом Посаде, предположительно в 17 веке и достиг расцвета на рубеже 18 – 19 веков. Таким образом, к моменту появления разъемной матрёшки, история Сергиевского игрушечного промысла уже насчитывала около двух столетий. Тематика деревянной игрушки была достаточно разнообразной, что объяснялось, близостью Москвы и соседство с Троице-Сергиевой Лаврой, привлекающей огромное количество богомольцев, оказали большое влияние на выбор сюжетов.Игрушка отразила многие стороны русской жизни, события того времени, особенности быта различных слоев населения.

Силуэт и стиль росписи матрешки в Сергиевом Посаде менялись с течением времени. В период с 1900 по 1910 год появились серии матрешек, изображавших древнерусских витязей и бояр, причем и те и другие иногда вытачивались в шлемовидной форме. В качестве сюжетов использовались и литературные произведения русских классиков – «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Конек — Горбунок» П.П. Ершова и многие другие. Из всего разнообразия тем и сюжетов росписи наибольшее развитие получили бытовое, так как они отражали праздники и будни каждого мастера, поэтому были общедоступны и любимы покупателями. Это женихи и невесты с многочисленными родственниками и гостями, цыганки, старообрядцы, урядники, купцы, компании за самоваром и нескончаемый ряд девчонок, и мальчишек, взрослых баб и мужиков с корзинками, узелками, посудой, живностью, инструментом или угощением в руках.

Загорский (как его стали называть после переименования Сергиева Посада в г. Загорск в 1930 году) стиль росписи матрешки сложился в 1920-е годы, когда на смену подчеркнуто живописной манере с ее обилием тщательно выписанных мелких деталей и позолоты пришел стиль более экономный. Стиль росписи матрешки и других игрушек в те годы изменился в результате новой социально – экономической и культурной ситуации в стране.

С давних времен жители лесного Заволжья занимались художественной обработкой дерева. Наибольшую известность приобрели игрушки из Городца и Федосеева. А город Семенов был известен своими токарными изделиями. Точили в нем деревянную посуду, солонки, погремушки, шары и яблоки. В 1922 году мастер А.Ф. Майоров купил на Нижегородской ярмарке нераскрашенную матрёшку, которую расписала его старшая дочь Любовь. Она расположила в центре ярко-алый цветок, напоминающий ромашку, голову же матрешки она увенчала старинным русским головным убором—кокошником. Постепенно сложился тип росписи, который в отличие от Сергиевской матрёшки более декоративен. В своей росписи семёновские мастера идут от традиций «травного» орнамента Древней Руси. Мастера-Семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева. Основой композицией в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. С течением времени рисунок букета как бы наливался соками трав, становился более плотным, красочным и живописным.

В настоящее время мастера используют в росписи три цвета – красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов платка, сарафана и фартука. Букет по традиции располагается на фартуке асимметрично, несколько смещён вправо. Семёновские токари создали свою форму матрёшки, которая в отличие от Сергиевской матрёшки имеет большую стройность, относительно тонкий «верх», который резко переходит в утолщённый «низ». В 1953 году Семеновские изделия впервые попали за рубеж. Именно с этого времени семеновская матрешка начала соперничать с Загорской, выгодно отличаясь от нее сочным колоритом.

Полховская игрушка

Полховская матрешка заметно отличается формой от Сергиевских и семеновских. Её характеризует многообразие, подчеркнуто вытянутых по вертикали фигурок с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных фигурок – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок.

Рисунок матрёшек очень лаконичен: лицо более овальное с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, овал заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки и яблочки украшают эту матрешку. Главный элемент Полховских матрёшек – многолепестковый цветок розы, георгинов, колокольчиков, шиповника, возле него располагаю несколько полураскрытых бутонов. Роспись Полховских матрешек строится на сочетании малиново–красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. Наиболее типичная роспись – при помощи отдельных мазков, «тычков» и точек.

Читайте также:  Характерные особенности классицизма архитектуры

Вятская игрушка

Матрешки родом из Вятки, отличаются наиболее сложной технологией изготовления. Вятскую матрёшку отличает от остальных прежде всего прорисовка глаз, пышные, выполненные мелкими штрихами ресницы, круглый черный зрачок, слитый с линией нижнего века формируют большие полные доброты глаза. Важной отличительной чертой является плоский рисунок орнамента и цветов, отсутствие мелких деталей в оформлении. Помимо традиционной росписи, в ее оформлении используется оригинальный художественно – технологический прием, вообще характерный для изделий этого региона – инкрустация соломкой (наклеивание или врезание соломы в рисунок).

Вятка издавна славилась изделиями из бересты и лыка – коробами, корзинами, туесами — в которых помимо искусной техники плетения, использовался и тисненый орнамент, поэтому инкрустация соломкой стала применяться еще в конце прошлого века как новый способ художественного оформления изделий. Но вятской матрешке повезло меньше, чем ее подмосковным и поволжским родственницам, из-за известнейшей дымковской глиняной скульптуры, сохранению и развитию которой здесь всегда уделялось наибольшее внимание. Массовому же изготовлению вятской матрешки, по всей вероятности, помешала также сложность самого процесса инкрустации, требующего больших затрат времени и высокого уровня мастерства.

Источник

Все, что нужно знать о матрешках

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Все без исключения – и дети, и взрослые, живущие в России, знают, как выглядит матрёшка, которую многие воспринимают в качестве символа нашей страны. Однако не каждый знаком с историей происхождения этой куклы. В этой статье вы можете ознакомиться с описанием матрёшки, а также узнать много нового не только об истории её создания, но и о её разновидностях.

Что это такое?

Матрёшка – это народная игрушка, имеющая для русских людей огромное значение. Выглядит она как расписная деревянная кукла, а вернее, целый набор кукол: внутри самой большой матрёшки находятся похожие на неё куколки, но в меньшем размере. Как правило, в таком наборе присутствует не менее трёх матрёшек.

Каждая из кукол имеет плоское донце и по форме напоминает яйцо, состоящее из двух частей, которые легко соединяются и разъединяется.

Традиционный вариант русской матрёшки выглядит как женщина, наряженная в сарафан и платок. Вообще, расписана игрушка могла быть по-разному – например, хохломской, городецкой или дымковской росписью. Всё зависело от предпочтений её создателя.

История создания

То, как на Руси появилась первая деревянная кукла, получившая название матрёшка, история интересная и в нынешнее время всё ещё не совсем ясная. Многие полагают, что родом эта игрушка из самой Японии. Согласно этой версии один из русских мастеров увидел японскую фигурку и решил сделать подобную на свой лад.

В японской версии этой игрушки тоже находилось ещё несколько фигурок меньшего размера, а символизировала она божеств, что приносили людям счастье.

Однако утверждать точно, что всё было именно так, нельзя, ведь подобные фигурки встречаются также в китайской и индийской культурах. Большинство всё-таки склоняется к версии, что матрёшка была создана в период вдохновения мастера славянской культурой.

С создателем игрушки всё гораздо проще. Им является Василий Звездочкин, проживавший в Подольске и утверждавший, что аналогов матрёшки из Японии ранее не видел. Первая матрёшка была создана в 1890 году, а создателем её эскиза считают Сергея Малютина.

Выглядела эта кукла как девушка, держащая в руках чёрного петуха. От традиционного варианта игрушки она мало чем отличалась: внутри неё находилось ещё несколько фигурок, последняя из которых представляла собой запеленутого малыша. Своё название игрушка в итоге получила от распространенного на тот момент имени – Матрёна.

Уже в 1900 году кукла отправилась на всемирную выставку в Париже и получила там бронзовую награду. Это послужило толчком к распространению игрушки, её стали изготавливать во многих местах.

Использовали для этого, как правило, липу – её древесина была более мягкой и во время сушки не покрывалась трещинами.

Существует множество видов матрёшек: воронежская, тверская, тюменская и даже турецкая. Бывают также и авторские игрушки такого рода, которые делают под заказ. Ниже поговорим о разновидностях матрёшек, которые в зависимости от их места создания имеют характерные отличительные черты.

Загорская

Народный промысел, который возник на землях Сергиева Посада именуется Загорской матрёшкой. Созданием таких игрушек активно занимались в середине прошлого столетия, когда в городе активно функционировало большое количество мастерских. Промысел продолжает развиваться и сейчас.

У данной разновидности матрёшки есть отличительные черты: её роспись упрощена, в ней активно используют такие цвета, как красный, жёлтый, синий и зелёный. Как правило, очертания элементов таких матрёшек, включая лицо и одежду, либо обводят чёрным, либо выжигают.

Читайте также:  Покрывало моцарт с вышивкой

Одета такая кукла довольно скромно. Её передник имитирует ткань, украшенную горохом или простыми на вид цветами. Руки такой куклы либо опущены, либо находятся в согнутом положении. В последнем случае в них можно увидеть корзину, домашнее животное или гармошку.

Семеновская

Данная разновидность матрёшек возникла ещё в прошлом столетии, а именно: в 1929 году. В этом году в Семёнове, который располагается в Нижегородской области, открыли артель по выпуску кукол из дерева. Уже спустя несколько лет на его базе возникла фабрика, которая получила название «Семёновская роспись». Произошло это в 1932 году, а сама фабрика функционирует и по сей день.

В росписи семёновской матрёшки можно легко обнаружить такой художественный мотив, как хохлома, а также элементы федосеевской или мериновской росписи. Как правило, такая игрушка выглядит яркой, волосы у неё черные, а на голове находится платок. Руки её обычно не прокрашиваются, а фартучек покрывают ромашками, крупными розами или голубыми незабудками, причём у цветов в обязательном порядке присутствуют листики насыщенного зелёного оттенка. Нижняя часть такой игрушки обычно красится в жёлтый.

Отдельно стоит сказать и об авторских семёновских матрёшках. Их делают под заказ, а их роспись обычно отличается своей замысловатостью.

Полхов-майданская

Полхов-Майдан – это небольшое село в Нижегородской области. Там изготавливать матрёшек стали с 1920 года. У кукол, произведённых в этом месте, также есть ряд отличительных характеристик: они очень вытянуты в длину и имеют маленькую голову. Расписывают их обычно красным, синим, зелёным и жёлтым цветами. Руки таких куколок обычно опущены, либо же в них находится поднос, на котором красуется каравай.

Недалеко от этого места располагается другое село, где также создают матрёшек, именуемых крутицкими. Они во многом похожи на полхов-майданских кукол. Отличает крутицкую матрёшку только стройность, статность и богатая роспись, в которой присутствуют большие и яркие цветочные элементы.

Другие

Есть и другие места, где занимаются изготовление матрёшек – например, Вятка. Там можно найти самых северных кукол, которые во многом похожи на девушек-северянок: волосы у них светлые или рыжеватые, а глаза голубые. Вятских кукол также отличает мягкость и приветливость черт лица и милая улыбка. В руках у них часто можно увидеть либо цветочный букет, либо поднос с традиционным караваем. Формироваться промысел по созданию матрёшек начал примерно в 1930 году, закончился этот процесс только ближе к 60-м.

Существует и тверская матрёшка – самая красивая, по мнению многих. Её, как правило, раскрашивают золотыми красками, имитируя тем самым хохломскую роспись. Кроме того, им характерен особый блеск, который делает куклу похожей на расписанное пасхальное яйцо. Наряд у такой куклы выглядит богато: платье праздничное, на её шее висят бусы, а сверху можно увидеть золочёный головной убор. Платок у такой матрёшки обычно выкрашен в красный цвет, а на переднике можно увидеть большие розовые цветки с зелёными листочками, которые располагаются на чёрном фоне.

Самой выделяющейся из всего этого списка является воронежская матрёшка. Её голова чуть заострена, что делает игрушку похожей на яйцо. Объясняется это тем, что в давние времена, когда промысел по созданию таких кукол только появился, эталоном красоты были полные девушки. Расписывают таких кукол в полном соответствии с народным костюмом воронежской губернии, по которому легко читается возраст, профессия и социальный статус. Ещё одна отличительная черта этой матрёшки – барановский платок красного цвета и чёрная традиционная юбка, которая делится красноватыми полосами на квадраты.

Такой раскрас олицетворяет чернозём, который был поделён на наделы.

Матрешки в современном мире

В нынешнее время яркая и приветливая на вид матрёшка считается одним из главнейших символов России. Она продаётся во многих магазинах, иностранцы зачастую привозят её домой в качестве сувенира.

Развитие данного промысла сейчас протекает так же активно. Однако в нынешнее время количество вариантов для росписей этой игрушки заметно расширилось: стали создавать необычных портретных матрёшек, перенося на дерево черты конкретного человека, а также кукол-пародий на деятелей политики.

В нынешнее время создаются авторские матрёшки, сделанные в виде известных персонажей. В качестве матрёшки также могут изображаться популярные персонажи из книг и кино, исторические деятели и не только.

Создаются и эксклюзивные варианты таких кукол. Делается это, как правило, под заказ. Некоторые из таких игрушек способны вмещать в себя около 50 фигурок чуть меньшего размера. Однако наиболее популярны матрёшки в наборе которых присутствует 5 или 7 игрушек.

Источник

orname.ru
Adblock
detector