Каменной архитектуры древней руси

Каменное зодчество Древней Руси

XI век положил начало распространению каменного архитектурного строительства в Древней Руси. Медленное развитие данного направления в зодчестве объясняется ещё не вполне вытесненным деревянным строительством, а так же затратной трудовой и материальной составляющей в обработке камня. В последующие столетия процесс воздвижения каменных архитектурных построек заметно ускоряется.

Сначала деревянные города обеспечиваются каменными церквями и дворцами, затем, этот материал используется при постройке богатых жилых домов.

С XIV века камень служит основой для сооружения оборонительных стен русских городов. Первые памятные изваяния связаны с эпохой Киевской Руси, затем архитектурные памятники воздвигаются в Новогороде, Владимире, Пскове и Суздали. Москва становится ярким примером преобладания роскошных соборов, дворцовых комплексов — элементов каменного зодчества.

Асимметричность и элементы живых решений становятся особенностью жилых и дворцовых построек светского строительства. Массивные сложные архитектурные примеры, такие, как Большой Кремлёвский дворец Ивана III наделяются большими объёмными палатами, переходами, галереями, что было характерной чертой деревянного зодчества.

Тип кубического храма, который утвердился в каменной архитектуре Древней Руси определялся наличием параллельных нефов с четырьмя, шестью и большим числом опорных крещатых столбов, поддерживающих своды и купола.

Единый образец построек русских церквей того времени всё же отличал одно архитектурное сооружение от другого наличием декоративной обработки, размерами, объёмными формами.

Основная часть архитектурных каменных построек до XVI века характеризуется последовательной и четкой внутренней структурой, что выражалось во внешнем облике конструкции; а так же единством конструктивных решений и объемных композиций.

Всё же, каменные шатровые храмы были исключением. Основное количество церквей XVI и XVII веков строились по типу кубических сооружений — одноглавых или пятиглавых с куполами луковичной формы. Небольшие размеры для церквей были популярными. Нередко основная часть помещения делилась на несколько маленьких комнат с помощью стен, арок и других сооружений.

Постепенно Русское государство завоёвывает культовая архитектура, представляющая их себя два типа построек: наземные и подземные. Оба типа рукотворно или природно создавались из камня и назывались монастырями и храмами.

Яркими примерами подземных монастырей являются Киево-Печерский монастырь, уникальный архитектурный комплекс — Ильинский подземный монастырь в толще Болдиной горы в Чернигове, Печорский монастырь под Изборском Псковской области. Подземные сооружения каменного зодчества были распространены на всей территории Древней Руси.

Для наземных каменных церквей был характерен византийский стиль. В качестве примеров можно привести кафедральный собор Св. Софии в Киеве. Немного позже был сформирован и русский стиль, образцами которого можно считать храм Владимира, расположенный вблизи Москвы. Концептуальные строительные принципы, художественные приемы, техническая манера исполнения — были заимствованы из Византийской империи. С другой стороны, русское начало проявилось во внутренних декорациях: иконах и фресках.

Совершенно противоположный стиль каменного зодчества Древней Руси складывается в XII веке и становится образчиком простоты и камерности. Лучшим представителем нового веяния в каменном архитектурном стиле стала церковь Спасо-Преображения на Нередице (1198). Небольшой размер, крестово-купольный тип постройки характеризуются кубическим характером данного сооружения.

Аналогичные постройки отмечаются и в новгородских пригородах, самым распространённым их которых, является архитектурный комплекс Старая Ладога.

С XIII века каменное зодчество на Руси определяет новые направления. Основательный архитектурно-художественный опыт русских земель стимулирует зодчих к разработке деятельно-активных композиций, что выражалось в сочетании местных художественных принципов и архитектурного опыта соседствующих городов и регионов. Данное нововведение привело к опытным необычным творческим воззрениям в каменной архитектуре Древней Руси. Что нашло своё выражение в яркой индивидуальности малочисленных памятников новгородского зодчества XIII в. и, наоборот, удивительной схожести церквей отмеченного периода. Яркий образец храмов указанного времени — небольшая церковь Рождества Христова в Перынском скиту (первая половина XIII в.), запоминающаяся компактностью экспозиций.

В каменной архитектуре Владимиро-Суздальского княжества строительным материалом служил белый камень-известняк. Характерные черты каменного зодчество были проявлены в период правления Андрея Боголюбского. Были сооружены Успенский собор, Золотые ворота, Княжеский замок в Боголюбове, церковь Покрова на Нерли. Отличительными особенностями архитектуры данного территориального направления считаются объёмные пилястры, барельефные образы людей, животных и растений. Нарядность и одновременно строгость данных данных храмов ярко выражена. Дмитриевский собор во Владимире, который был воздвигнут в конце XII-начале XIII в. характеризует каменное зодчество пышными формами, декором, украшениями и затейливой резьбой.

Каменное зодчество Древней Руси обладало природными качествами, свойственными самому русскому народу. Монументальность и величественность, ясные архитектурные композиционные формы в сочетании с наивной простотой, идеи патриотического и гражданского характера, последовательный реализм, — вот, что отличало древнерусское зодчество. Из поколения в поколение зодчие передавали свой опыт подмастерьям, которые перерастали в великих мастеров архитектурного искусства. Каменное зодчество на Руси — основополагающая часть всей историко-художественной культуры нации.

Источник

Каменное зодчество

Несмотря на то, что дошедшая до нас древнерусская каменная архитектура в какой-то мере изменена позднейшими влияниями, она имеет древнюю основу. Большое каменное строительство на Руси началось в Х веке. В архитектуре первых каменных храмов сказывалось влияние Византии, но с самого начала ярко проявились самобытные черты русского каменного зодчества. Так, в основе киевской Софии лежал пятинефный принцип, но в то же время храм отличался большим своеобразием – имел тринадцать куполов над сводами, а не дошедшая до нас Десятинная церковь (первое каменное здание Киева) – имело 25 куполов.

Читайте также:  Орнаменты росписи каргопольской игрушки

Характерной чертой древнерусского каменного зодчества с самого начала его возникновения являлось умение создателей органически вписывать храмы в окружающий ландшафт. Мастера умело выбирали места для храмов по берегам рек, озер, на возвышениях, чтобы они были маяками для путников. В широкий равнинный пейзаж, пересекаемый мягкими очертаниями холмов, древние русские церкви вписывались как необходимый завершающий вертикальный акцент среди волнистых линий. Церкви не были слишком высокими, ни угловато-остроконечными, им свойственна компактная пластичность и округленность форм. Они не противоречат пейзажу (хотя и господствуют над ним), а объединяются с ним в единое целое.

В XII веке утвердился тип крестово-купольного храма. Он был шести – или четырехстолпный, одноглавый, со шлемовидной главой на высоком барабане и выступающими полуцилиндрическими абсидами с восточной стороны. Другие стены расчленены лопатками (пилястрами) на три части – соответственно разделению внутреннего пространства храма. Каждое деление стены завершается полукружиями коробового свода – закомарами. Закругленные абсиды, волнистая линия закомар, круглый барабан и мягко завершающий его купол исключают угловатость, храм выглядел почти скульптурно. Чудесным произведением древнерусской архитектуры является церковь Покрова на Нерли. Она одна стоит в поле, на берегу реки, вокруг нет никаких строений, словно огромная белоснежная статуя церковь видна издалека, даже с окраины Владимира.

Очень рано сложились на Руси определенные архитектурные школы: новгородская, киевская, псковская, владимирская и др. Особенностью, например, псковской и новгородской архитектуры было то, что здесь строили крупные здания не из кирпича, а из естественного камня. Во Владимире широко применяли белый тесаный известняк. Редчайшим памятником владимирской архитектуры являются Золотые ворота Владимира, сохранившиеся до нашего времени.

Основными характерными особенностями архитектурного стиля древнерусского зодчества X – XII века являются стройность силуэта, изящество плавно изогнутых линий и строгость внешнего вида в контрасте с пышным убранством интерьера.

В конце XII века начинается новый этап развития древнерусской архитектуры, прерванный в 30 – 40–х годах следующего столетия монголо-татарским нашествием. В этот период большое внимание уделяется внешней отделке зданий. Если в предшествующее время даже такие значимые храмы, как новгородская София, были выложены простым, необработанным камнем без каких-либо особых украшений, то теперь почти повсеместно основное внимание уделяется внешним формам – экстерьеру. В этом состоит особенность нового архитектурного направления. Для него также характерны стройная пирамидальность силуэта здания и чрезвычайно богатая декоративная разработка фасадов.

Вертикальная динамическая устремленность композиции, придававшая архитектурному образу русской церкви характер храма-монумента, проявлялась во всех русских архитектурных школах того времени. Дальнейшему его развитию помешало нашествие. На большей части страны каменное строительство надолго прекращается. Ценнейшие памятники архитектуры разрушаются. Однако древние традиции русской архитектуры сохранились.

После превращения Москвы в столицу государства особенно оживленное строительство идет в Московском Кремле. В 1475 – 1479 годах строится Успенский собор. Здание собора по стилю близко владимирской архитектуре, с характерными для нее узкими щелевидными окнами, куполами-шлемами, строгими, белокаменными стенами с аркатурным поясом. В 1484 – 1489 годах неподалеку от Успенского собора возводится Благовещенский собор, в 1505 – 1509 годах сооружается Архангельский. Удивительным архитектурным памятником этого времени является Грановитая палата, представляющая собой квадратное одностолпное строение с замечательной фресковой живописью. В 1485 году начинается сооружение стен нового Кремля. В центре Кремля высится Иван Великий – церковь-столп со звонницей наверху.

В XVI веке русская архитектура достигает нового расцвета. В это время создаются такие выдающиеся памятники, как храм Вознесения в селе Коломенском (1532 год), Покровский собор на Красной площади, Смоленская крепость и др.

Огромную роль в жизни страны сыграли монастыри. В XIV веке митрополит Алексей, Сергий Радонежский и их ученики перевели монастыри с келиотского устава на общежитейный. В связи с этим в монастырях начинают строиться крупные столовые – трапезные. Площади монастырей разрастаются. Для их охраны возводятся мощные сооружения. В XIV – XV веках возникли крупнейшие монастыри: Троице-Сергиев, Ферапонтов, Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Спас-Ефимьев и др. К концу XVI века в стране насчитывалось до 200 монастырей. Создание многих монастырей связано с деятельностью тех, кто осваивал российские земли.

Одним из выдающихся памятников зодчества является Соловецкий монастырь. Монастырь был мощнейшей крепостью, в течение почти 300 лет прикрывавшей единственный морской путь в Западную Европу. Строительство Соловецкого кремля началось в XV веке, а завершилось к началу XVI-го. Несокрушимость кремля обусловлена, прежде всего, тем, что при его создании было найдено оптимальное решение древней строительной проблемы.

С давнего времени в архитектуре боролись два принципа: стремление использовать естественный камень и попытка заменить его искусственным кирпичом. Кирпич – хрупок, а естественный камень – практически вечен, однако для того чтобы сложить из него крупное сооружение, нужно придать каждому камню ровную поверхность, что требовало огромного труда.

Небольшие пустоты или слабые места в стене вели к разрушению здания. Стены кремля на Соловках сложены из огромных многотонных глыб, но их не обтесывали и не подгоняли. Пространство между глыбами заполняли кирпичом и известью. Стены получились особенно прочными, так как внешняя цементирующая камень корка не была нарушена. Занимая малую площадь, кирпич не разрушался, ему некуда было осыпаться, так как со всех сторон он был зажат многотонными валунами. Так издавна строили и в Новгороде, но таких огромных блоков, как в Соловецком монастыре, нигде не использовали.

Читайте также:  Узоры своими руками дерево

В XVI веке внутри Соловецкого кремля возводятся крупнейшие каменные сооружения Руси того времени – Успенская трапезная церковь (1552 – 1557), Спасо-Преображенский собор (1558 – 1566) и многочисленные постройки. Для промысла в монастыре строились одни из первых на Руси каменные производственные помещения. Здание водяной мельницы является древнейшей из сохранившихся построек производственного характера. Через крытую аркаду оно соединялось с помещением сушильни, где перед помолом сушилось зерно.

Очень интересна архитектура этих зданий. Фасад мельницы членится широкими лопатками и завершается под карнизом декоративным фризом – богатым на освещенном фасаде и более скромным – на фасаде, затененном галереей. Торцовые фасады завершались щипцами, и линия карниза здесь соответствовала наклонным линиям двускатной крыши. Таким образом, декоративный пояс карниза изменялся в зависимости от линии кровли и условий освещения при одних и тех же декоративных элементах. Стремление к высокохудожественному совершенству архитектуры скромного хозяйственного сооружения, расположенного на скрытом от посторонних взоров хозяйственном дворе, является важной особенностью, свидетельствующей о тонком художественном чутье народных мастеров.

Тысячелетние традиции деревянной архитектуры не были забыты и в XVI – XVIII веках. В XVI – XVII веках и в каменной архитектуре сформировался своеобразный шатровый стиль, копирующий соответствующие деревянные сооружения. Так, в Москве в Покровском соборе на Красной площади можно увидеть много типичных для деревянной архитектуры деталей. Здесь и крытые переходы, и наружные лестницы, крылечки, и сочетания шатрового и луковичных верхов, и многое другое, определяющее народный вкус.

В Софийском соборе Новгорода также сказалось влияние традиций русской деревянной архитектуры, но в более скрытой форме. В начале XVII века наблюдается некоторый упадок в развитии архитектуры, связанный с иностранной интервенцией и разрухой. Конец XVII века характеризуется новым расцветом русской архитектуры. В это время с Запада в русские города проникают элементы архитектурного стиля барокко (в переводе с итальянского – странный, неправильный), который распространился из Италии во многие страны.

Барокко представляет собой торжественный и пышный стиль, который характеризуется изогнутыми формами и линиями, обилием лепных или резных внешних и внутренних украшений, затейливыми завитками узоров, статуями, лепными виньетками и др. В русской архитектуре влияние барокко сказалось несколько позднее. Сложившийся в конце XVII века стиль нарышкинского или московского барокко вырос на основе местных архитектурных традиций и свидетельствовал лишь об отходе строителей от церковных догм.

В основном эти памятники строились как типичные для Руси ярусные храмы с колоколами. Главной частью таких зданий является восьмерик на четверике с восьмилотковым сомкнутым сводом и колокольней над ними с небольшой главкой. Такие здания были типичны для конца XVII века. Эти церкви-колокольни имели в русской архитектуре давние традиции. К ним относятся Духовская церковь XV века в Троице Сергиевском монастыре, церковь-колокольня в Александрове XVI века и др.

Русские храмы в стиле барокко обычно высокие, с легкими изящными контурами. В XVIII веке русское барокко начинает приобретать западноевропейские черты. В этом стиле начинают строиться петербургские дворцы, а также дворцы в Царском Селе и Петергофе. Великолепие Екатерининского дворца поражает: огромной длинный фасад, скульптуры, яркая позолота на белом и голубом фоне, серебристые крыши и др. Не менее прекрасны и торжественны Зимний дворец и Смольный институт. В стиле барокко строили известные зодчие – Растрелли, Ухтомский, Чевакинский, Квасов и др.

Во второй половине XVIII века в России, как и во многих европейских странах, распространяется новый архитектурный стиль – классицизм. Подобно архитектуре эпохи Возрождения, классицизм возвращается к основным античным ордерам или стилям, существовавшим в Древней Греции – дорическому, ионическому, коринфскому. В принципе ордерная система представляет собой ту же балочно-стоечную конструкцию, которая лежала в основе древнего жилища и дольмена, но более сложная, усовершенствованная и четко разработанная.

В дорическом ордере массивный ствол колонн с вертикальными ложбинами – канелюрами – вырастает прямо из каменного пола – стилобата, вверху колонна завершается круглой подушкой – эхином, поддерживающим более широкую квадратную плиту – абаку. Эхин, абак и примыкающую к ним снизу шейку колонны называют вместе капителью колонны. На капителях лежит поперечное крепление – антаблемент. Он состоит из балки – архитрава, горизонтально лежащей на капителях колонны, фриза, расположенного над архитравом и расчлененного на прямоугольные триглифы и квадратные плоскости – менопы с рельефными изваяниями, и карниза. Выше антаблемента находится фронтон – треугольник, образующийся при двускатном покрытии на торцах здания. На нем обычно расположены многофигурные композиции монументальной скульптуры.

Ионический стиль – более изящный. В некоторых случаях дорические храмы сравнивают с мужской фигурой, а ионические – с грациозной фигурой женской. Колонна здесь вырастает из базы и завершается капителью с волютами (закруглениями в виде спирали).

В коринфском ордере по сравнению с дорическим колонны более стройные и изящные. Капитель колонны со временем стала похожа на корзину из листьев. Образцы ионического стиля в сравнении с ними казались уже скромными.

На территории страны стали вновь возрождаться и распространяться белоснежные портики и храмы античного вида. Однако в некоторых случаях колонны из несущих конструкций превращаются теперь в декоративные элементы. Наряду с ними часто употребляются пилястры, представляющие собой четырехгранные колонны, утопленные одной стороной в стену.

Читайте также:  Архитектура cisc complex instruction set computer

Отличительными признаками классицизма в архитектуре являются строгие геометрические формы, безупречная композиция и точно выдержанные пропорции здания. Архитекторы Д. Кварнеги, И. Старов, К. Росси, М. Казаков, О. Бове, А. Воронихин, В. Баженов и другие создали выдающиеся произведения в этом стиле: Казанский собор в Санкт-Петербурге, дом Пашкова в Москве и др.

В конце XVIII – первой половине XIX интенсивно развивается усадебная архитектура, в которой господствует стиль классицизм, как ранний, так и ампир (от франц. – «империя») – поздний классицизм. Примерами являются ансамбли Архангельского, Останкина, Кускова, Муранова, Остафьева, Ольгова, Никольского-Урюпина. В это время богатые купцы заказывали вычурные, перегруженные излишними украшениями особняки с деталями самых разных стилей – от романского до барокко. Как правило, строения романского стиля представляют собой возвышающиеся на холмах каменные храмы и замки со сторожевыми башнями. Фасады храмов несут выразительную скульптуру с большеголовыми и большерукими изваяниями. В романском стиле отразились древние христианские и языческие представления. На капителях и у подножия колонн, на окнах, стенах, особенно у дверей романских соборов, гнездятся и кентавры, и львы, и полуящеры-полуптицы, и всякого рода языческие химеры.

Позднее распространяется так называемый псевдорусский стиль, представляющий собой имитацию старинной русской архитектуры. Одновременно с псевдорусским стилем зарождается стиль модерн, не получивший широкого распространения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Зодчество

Зодчество Каменное строительство Древнего царства берет свое начало в погребальном сооружении царя Джесера, которое находится около нынешнего селения Саккары. Память о зодчем Джесера — Имхетепе жила в стране спустя тысячелетия.Во времена III династии каменное

ЕВРОПЕЙСКОЕ ЗОДЧЕСТВО

ЕВРОПЕЙСКОЕ ЗОДЧЕСТВО Альгамбра – дворец правителей Гранады Арабское искусство, по сравнению с древнеегипетским или античным, относительно молодо. В VII–VIII веках кочевники, ранее известные лишь своим близким соседям, вдруг превратились в отчаянных завоевателей,

Глава 6 НАИБОЛЬШЕЕ КАМЕННОЕ СООРУЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Глава 6 НАИБОЛЬШЕЕ КАМЕННОЕ СООРУЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Эти сооружения знали еще давние греки, но для них, как и для нас, они были седой древностью. Время ласково обходится с памятниками прошлого. Вот если бы еще и человек был такой же ласковый! Л. Гринселл Было утро, но

Зодчество и изобразительные искусства

Зодчество и изобразительные искусства Нигде, быть может, характер римского народа не сказался так ярко, как в архитектуре. Римляне были созидателями-практиками. В отличие от греков, великих теоретиков, творцов высоких идеологических форм, рим­ляне были великими

Зодчество и изобразительные искусства

Зодчество и изобразительные искусства Римское искусство времен империи продолжает эллинистические тра­диции Республики, но перерабатывает их в новом духе. Таким путем со­здается официальный стиль Ранней империи — «августовский классицизм». Огромная строительная

Деревянное зодчество

Деревянное зодчество Деревянные сооружения древнекаменного века до нашего времени, основном из-за пожаров, не дошли. Глинобитные и каменные строения сохранились довольно хорошо, поэтому изучены полнее. На территории лесной полосы уже в каменном веке сооружались как

Зодчество и скульптура Двуречья

Зодчество и скульптура Двуречья Искусство Месопотамии запоминается прежде всего скульптурой (статуи царей и быкоподобных добрых демонов-защитников, крылатых «шеду», рельефы), фресками из Мари и ассирийских столиц и архитектурой. Особенную известность приобрели

Зодчество и изобразительное искусство

Зодчество и изобразительное искусство Иногда кажется, что иного материала, кроме камня, египетские строители в эпоху Среднего царства не признавали — таково многообразие используемых для возведения сооружения горных пород и способов их обработки. Это является

КАМЕННОЕ МАСЛО КАМЕННОГО ПОЯСА

КАМЕННОЕ МАСЛО КАМЕННОГО ПОЯСА Уральцам нефть, гудрон, асфальт были известны с незапамятных времен. В старинных хрониках сохранились описания, как башкиры разводили костры в ненастную погоду. Они поливали их каменным маслом. Да и упоминания о нефтепроявлениях

Каменное чудо в джунглях

Каменное чудо в джунглях О том, что в джунглях северо-запада Камбоджи скрываются остатки гигантских каменных сооружений, в Европе впервые узнали от испанского миссионера Марсело Р ибандейро. В 1601 г., блуждая в джунглях близ озера Тонлесап, он неожиданно натолкнулся

6. Зодчество 1700–1725 гг

6. Зодчество 1700–1725 гг Архитектура в петровское время также переживала западноевропейское влияние. Новым явлением в русской культуре стало распространение скульптурных композиций, что особенно ярко выразилось в создании дворцово-парковых ансамблей, например в

Культура и зодчество

Культура и зодчество 2004 год. В Белой Руси насчитывалось 12 425 учреждений культуры и искусства, где трудилось 50 000 чел. В стране действует 1256 выставок. В 4500 книгохранилищах собрано более 70 000 000 единиц хранения (4 000 000 читателей). В Белой Руси 16 000 памятников, 260

Русское зодчество («архитектура»)

Русское зодчество («архитектура») Рябов Борис Иванович (1890–1973), русский зодчий, участник Первой мировой войны (1914–1918) на Кавказском фронте, капитан (1917), после переворота 1917 года – в Добровольческой армии. Трудится на Кубе. В США – с 1922 года.На конкурсе из 100 проектов

Зодчество и памятники

Зодчество и памятники Верховский Роман Николаевич (1881–1968), окончил Императорскую Академию художеств в Петрограде. В 1914 году ушёл добровольцем на Первую мировую войну (1914–1918), офицер (1915). С 1920 года в Сербии.Р. Н. Верховский в 1922 году на русской художественной выставке

Источник

orname.ru
Adblock
detector