Платок с вышивкой 19 век

Русская вышивка XIX-XX веков

Коллекция Русского музея

Обилие в собрании Русского музея крестьянских вышивок XIX — ХХ вв. при наличии среди них неповторимых и оригинальных произведений позволяет представить все богатство и разнообразие сложившихся местных вариантов этого искусства, а также общие черты народного шитья Севера, средней и южной полосы Европейской России. На Руси вышивкой занимались издавна женщины всех социальных слоев. В XIX в., когда в ряде районов возникли вышивальные промыслы, к этому мастерству приобщились и мужчины.


Деталь передника. Мастер Н.П. Козлова-Амелюшкина
1910-е гг. Мценский уезд Орловской губ.
Государственный Русский музей

Вышивки южнорусских районов близки по стилю. Для них типичен геометрический орнамент с мотивом ромба и его производных. Даже изображения человеческой фигуры подчинены здесь геометризованным формам. Композиции узоров строятся повторением или чередованием элементов в горизонтальном ряду, по диагонали, реже — по вертикали. Исполнены вышивки обычно в технике цветной перевити или строчки-стлани, придающей поверхности ткани зернистую шероховатую фактуру. В цвете, наряду с чисто белым шитьем и сочетанием белого с красным, характерно дополнение синих, зеленых, черных нитей или яркое многоцветие анилиновой шерсти.

Типичные примеры калужских, орловских, тульских вышивок представляют передники-„занавески» — непременная часть местного женского костюма, где вышивка располагается широкой каймой по подолу или покрывает густыми полосами всю плоскость ткани. Однако, при общем сходстве, в каждой области, а подчас районе или группе деревень существовали свой неповторимый стиль и характер шитья, проявлявшиеся в мотивах и размерах узоров, в фактуре и особом способе исполнения, в излюбленных цветовых сочетаниях.


Полотенце.
1900-е гг. Бежецкий уезд Тверской губ.
Государственный Русский музей

В средней полосе России экспедициями Русского музея был выявлен своеобразный район распространения народного шитья в бывшей Теблешской волости Бежецкого уезда Тверской губернии’

. Радостные по цвету, простодушные произведения теблешан исполнены на рубеже XIX и ХХ вв., что сказалось на декоративной дробности в передаче традиционных для вышивки образов птиц, в яркости колорита, включающего полнозвучие цветной шерсти.


Подзор.
Середина XIX в. Костромской уезд Костромской губ.
Государственный Русский музей


Подзор. Фрагмент.
Середина XIX в. Костромской уезд Костромской губ.
Государственный Русский музей

В середине XIX в. один из интереснейших очагов крестьянской вышивки сложился в ряде деревень бывшего Костромского уезда Костромской губернии’4. Здесь вольно интерпретировали в орнаменте сюжеты лубочных картинок. На подзоре из собрания музея вышиты изображения двух пар Сиринов с женскими головами и пестрым птичьим торсом, их окружают кусты („тополи раис[кие]»), травы, цветы, растущие из вазонов. Орнаментальная надпись передает текст из Хронографа. Следуя четкому рисунку картинки, мастерица исполнила композицию на ткани тамбурным швом-косичкой, гибкие линии которого позволили свободно передать в шитье контуры фигур, местами как бы расцвеченные широкими стежками „верхошва». Своеобразная живописность костромских вышивок не имеет аналогий в вышивке других местностей.


Конец полотенца.
1820-е гг. Онежский уезд Архангельской губ.
Государственный Русский музей


Полотенце. Мастер С.Ф.Саввина
Конец XIX века. Кирилловский уезд Новгородской обл.
Государственный Русский музей

В вышивке Русского Севера, благодаря особенностям развития края, больше сохранились древние пласты народного орнамента’5. На предметах быта и одежды часто встречаются характерные „древние мотивы», привлекшие к себе внимание ученых еще в 1920-е годы. Исполненные древним двусторонним швом красными нитями по льняному полотну, эти вышивки донесли до нас отголоски образов древней славянской мифологии. Они овеяны сказочностью, а их художественная выразительность складывается из четкого композиционного построения, равновесия частей, удивительного ритма линейного рисунка с характерной взаимной параллельностью линий. Такие узоры, как правило, исполнялись на вещах обрядового назначения: свадебных полотенцах, головных повязках, сенокосных рубахах.


Головное полотенце.
Вторая половина XIX в. Шенкурский уезд Архангельской губ.
Государственный Русский музей


Полотенце.
1900-е гг. Устюженский уезд Новгородской губ.
Государственный Русский музей

Северные вышивки с древними мотивами обладают относительным стилистическим единством, независимым от места их создания. Но в то же время в ряде районов вышивальщицы проявляли пристрастие к определенным сюжетам орнамента, узкоместным способам шитья, оттенкам красного цвета нитей. Так, для вышивки Кирилловского уезда Новгородской губернии типичен узор „ладья», а в деревнях Устюженского уезда той же губернии часто вышивали „рыбину» — изображение птицы с миниатюрными птенцами по контуру, заполненное рядами мелких шашечек.


Подзор. (Деталь.)
XIX в. Каргопольский уезд Олонецкой губ.
Государственный Русский музей


Подзор. (Деталь.)
XIX в. Каргопольский уезд Олонецкой губ.
Государственный Русский музей

Со временем древние мотивы и композиции видоизменялись, трансформировались, на их основе возникло множество новых орнаментом’

. Сегодня понять элементы некоторых из них довольно трудно. Например, в богатом разными типами вышивки Каргопольском уезде Олонецкой губернии на подзорах в единую композицию соединяются, образуя своего рода орнаментальный ребус, загадочные фигуры людей, коней, всадников и головы оленей с ветвистыми рогами.


Подзор. (Фрагмент.) Мастер Ф.В.Антонова
1870-е годы. Лужский уезд Петербургской губ.
Государственный Русский музей


Подзор. (Фрагмент.) Мастер Ф.В.Антонова
1870-е годы. Лужский уезд Петербургской губ.
Государственный Русский музей

А на подзоре из Лужского уезда Петербургской губернии изображение двуглавого орла превращалось то в сказочный цветок, то в проросшего растениями паука.

В конце XIX — начале ХХ в. некоторые центры крестьянской вышивки стали промыслами, поставляющими вышитые изделия на рынок, на потребу городскому покупателю. Особенное развитие в это время получила „крестецкая строчка» — сквозная вышивка, подражающая кружеву, центром производства которой стал Крестецкий уезд Новгородской губернии. Мастера украшали скатерти, салфетки, полотенца, белье тончайшими ажурными узорами геометрического характера, напоминающими снежинки. Крестцы и поныне являются уникальным очагом этого старинного искусства.

Читайте также:  К чему на окне появляется узор


Душегрея.
XIX век. Нижегородская губ.
Государственный Русский музей


Душегрея. Фрагмент
XIX век. Нижегородская губ.
Государственный Русский музей


Душегрея. Фрагмент
XIX век. Нижегородская губ.
Государственный Русский музей

Традиции древнерусского золотого шитья развивались в отдельных сложившихся центрах вплоть до начала XX в. В XIX в. крупным районом золотошвейного дела была Нижегородская губерния. Здесь зажиточное поволжское крестьянство украшало вышивкой праздничную одежду, платки, головные уборы. На бархатной душегрее характерный для местного народного искусства узор с цветами, листьями и гроздьями винограда, растущими из вазона и перевитыми бантами, стелется по рукавам, полам, спине, выявляя особенности покроя этой нарядной кофты. Сквозь густой узор едва просвечивает вишневый цвет фона.


Платок.
Первая половина XIX века.
Государственный Русский музей

На тонкой кисее платка легкие букеты цветов ложатся в кайму, украшают углы. Сочетание болотных и черных нитей на палевом фоне придает вышивке изысканную строгость.


В.В.Грумкова. Полотенце «Кадриль».
1973. Рязань
Государственный Русский музей


В.Н.Носкова. Деталь покрывала.
1949. Мстера Владимирской обл.
Государственный Русский музей

Несмотря на то что вышивка сегодня — не такой популярный вид народного творчества, как прежде, но и в наши дни она развивается в сложившихся традиционных очагах. Наряду с Крестцами, крупным центром ручного шитья является Рязань, где современные художники успешно развивают традиции местной цветной перевити. Двумя видами вышивки славится поселок Мистера Владимирской области. Здесь равно высокого уровня достигло искусство „белой глади» с ее ювелирными разработками поверхности узоров с помощью „стягов» — узорных заполнений миниатюрными швами и яркая нарядная вышивка „владимирским верхошвом», крупные стежки которого, точно мазки кисти, передают и чисто орнаментальные, и сюжетно-тематические композиции.

Литература:
1. И.Я. Богуславская. Русская вышивка — В кн.: Русское народное искусство в собрании Государственного русского музея. Л., 1984.
2. М.Н. Гумилевская. Строчка и вышивка. М., 1953;
3. И.Я. Богуславская. Народное искусство теблешан. «КСИЭ». Вып. 38. М., 1963.
4. Г.С. Маслова. Основные черты орнамента ярославской и костромской вышивки.— Сообщения ГРМ. Вып. 11. М., 1976.
5. В.А. Городков. Дако-сарматские религиозные элементы в русском народном творчестве. — Труды ГИМ. Вып. 1. М., 1926.
6. С.И. Бутылина. О крестецкой строчке. — В кн.: Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Л., 1981.
7. С.М. Темерин. Русское прикладное искусство. Советские годы. Очерки. М., 1960.

Источник

Платок с вышивкой 19 век

Если у вас не работает один из способов авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • November 2019
    1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29 30

Ну что ж? Одно заботой боле —
Одной слезой река шумней
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей.

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика.
А.Блок

Сегодня мне бы хотелось поговорить с Вами о женском, нежном, целомудренном предмете женского гардероба – о платке.

Раньше я надевала платок только для посещения храма, даже не платок, а палантин, и это было так удобно, и красиво, и ощущения совсем другие, не такие, как от вязаной шапки.
Этой зимой я хотела обновить шапочку, и сколько не искала – все безуспешно, все казалось неудобным, или мне не идет, или цвет не тот. Тогда я вдохновилась образами девушек, которые носят платки вместо других головных уборов, и решила попробовать.

Конечно, для меня было важно, чтобы платок был из натуральных тканей, а также теплым и красивым. Поэтому я напрямую отправилась в магазин «Павлопосадские платки» (Павлопосадкая мануфактура работает с 1795 г.) Выбор платков просто завораживает, выбрать было нелегко, но все же я определилась, выбрав платок бруснично-розово-алых тонов со смешанным узором – немного цветочков и немного орнамента «огурцы». Конечно же, в моем списке ближайших покупок появилось еще минимум 2-3 платка.

Скажу честно – ощущения от ношения платка удивительные. Он смотрится очень женственно и необычно, мягко и скромно. Он сдерживает – в платке намного сложнее, например, грубить, или спорить.

Мне стало интересно изучить историю платка на Руси, и понять, почему же он вызывает у меня такие ощущения?
Предлагаю Вам отправиться вместе со мной в небольшое путешествие по истории.
Изначально, еще в языческие времена, женщины покрывали голову на Руси, чтобы сберечь себя от холода, от сурового климата.
После Крещения Руси, с приходом на нашу землю православной веры, головные женские уборы считаются неотъемлемой частью женского костюма.
Головной убор являлся символом добропорядочности: показаться “простоволосой” было верхом неприличия, а чтобы опозорить женщину, достаточно было сорвать с ее головы убор. Это было самым тяжелым оскорблением. Отсюда и произошло выражение ‘опростоволоситься’, то есть ‘опозориться’.

Читайте также:  Самый красивый узор спицами для шапки

В Древней Руси женщины носили венцы или венчики, сначала из кожи или бересты, обтянутые богатой тканью, а затем металлические, украшенные драгоценными камнями. Сверху к венцам прикрепляли длинные покрывала, которые ниспадали на спины. По словам В. О. Ключевского, с XIII в. знатные русские женщины стали носить на головах кокошники. Слово произошло от слова «кокошь», то есть наседка, курица. Кокошники напоминали по форме луковицу. Край кокошника обрамляли поднизи в виде сеточки или бахромы.
Обшивали кокошники темно-красной материей и красиво унизывали жемчугами и камнями. Кокошники для богатых боярынь и боярышень изготовляли специальные мастерицы.

Затем женщины стали носить убрус — часть головного убора замужней женщины — полотенце, богато украшенное вышивкой. Укладывался вокруг головы поверх подубрусника — мягкой шапочки, закрывавшей волосы, — и завязывался или закалывался булавками.

Убрус представляет собой прямоугольное полотнище 2 метра в длину и 40—50 см в ширину. Материал зависел от благосостояния владелицы. Наиболее распространённый вариант — украшенное вышивкой или каймой льняное полотно или другая плотная ткань. Знатные женщины носили убрус из белого или красного атласного полотна и парчи. Носили такой платок поверх головного убора.
В повседневной жизни крестьянки носили простые платки – символ замужества.

В конце XIX века платки в качестве головного убора повсеместно были распространены в России. Их носили девушки и молодые женщины в разное время года. Платки придавали женскому костюму особую красочность и своеобразие. Сначала платки повязывали поверх головного убора (обычно кички), позже их стали носить самостоятельно, по-разному повязывая на голове. Девушки завязывали платок под подбородком, а иногда — концами назад (так носили платок и замужние женщины). Мода носить платки, завязав узел под подбородком, пришла в Россию из Германии в ХVІІІ — XIX вв., а образ русской женщины — «Алёнушки в платочке», завязанном таким образом, — сформировался уже в XX веке.

Платок в образе русской женщины был логическим завершением костюма. Он был как бы окладом для ее лица, женщина без платка, все равно, что «дом без кровли», «церковь без купола». Платок придавал женщине особую женственность, нежность. Ни один другой головной убор не придавал столько лиричности облику женщине, сколько платок.

Платок как обозначение социального статуса

У незамужних девушек были иные головные уборы и прически. Главным их головным убором были венцы, называемые также красой. Например, изображение терема в несколько ярусов, разделенных жемчужной обнизью. Венец представлял собой наклеенную на твердую прокладку ленту из византийской парчи, один край которой приподнят и вырезан зубьями. Венчик изготавливали из серебра или бронзы.
На концах венчика устраивали крючки либо ушки для шнурка, которым он завязывался на затылке. Затылок у девушек в таких головных уборах оставался открытым. Вдоль щек спускались от венца рясы — нити бус из камней или чаще жемчуга, а лоб украшали поднизью. Венец был всегда без верха, потому что открытые волосы считались признаком девичества. Венцы девушек среднего достатка состояли из нескольких рядов золотой проволоки, которые иногда украшались кораллами и полудрагоценными камнями. Иногда это была просто широкая повязка, вышитая золотом и жемчугом. Такая повязка суживалась на затылке и связывалась широкими вышитыми лентами, спадавшими на спину.

Зимой девицы покрывали голову высокой шапкой, которая называлась столбунец. Низ ее оторачивали бобровым или собольим мехом, а высокий верх делали из шелка. Из-под столбунца выпадали косы с красными лентами. Дело в том, что под столбунец надевали еще повязку, спереди широкую и сзади узкую, которая там же и завязывалась лентами. К девичьим лентам пришивали косники — плотные треугольники из кожи или бересты, обтянутые шелком или расшитые бусами, жемчугом, полудрагоценными камнями. Они вплетались в косу с помощью золотой крученой нити. После того как девица выходила замуж, голову покрывали женским убором.

Платок на голове замужней женщины еще с библейских времен был символом женского благородства и чистоты, покорности и смирения перед мужем и Богом, вот почему не используя платок женщина выражала свою гордыню, непокорность, в связи с чем не могла быть допущена в храм для духовного покаяния.
Также считается, что замужняя женщина демонстрировала платком свою зависимость от мужа, и посторонний мужчина не мог ее тронуть или побеспокоить.
Платок дает женщине ощущение защищенности, безопасности, принадлежности мужу, добавляет женственности, скромности и целомудрия.

На протяжении 19 в. все платки были безымянные. До нас не дошли все имена фабричных мастеров, авторов чудесных платков. Данила Родионов -первый мастер, чье имя упомянуто, он был и резчиком и набивщиком.
Восточные шали в России появились раньше, чем во Франции. В официальную моду они вошли в конце 18в. — в 1810 г., когда пришел стиль «ампир». В десятые годы 19 в. появились первые русские шали.

    Они изготовлялись в основном на 3-х крепостных фабриках.
  • 1. Колокольцовские шали — на фабрике Дмитрия Колокольцова, воронежского помещика.
  • 2. В мастерской помещицы Meрлиной, которая начинала с производство ковров в Воронежской губернии, затем перешла на шали и перевезла мастерскую в Подрядниково Рязанской губернии. «Шарфы и платки госпожи Мерлиной высокой своею добротою заслужили первое место среди продукции этого типа».
  • 3. В мастерской воронежской помещицы Елисеевой.
Читайте также:  Красивые узоры для поделок

Шали всех 3-х мастерских именовались колокольцовскими. В отличие от восточных и европейских шалей русские шали были двусторонними, изнанка не отличалась от лица, ткались из козьего пуха в технике паласа и ценились очень высоко. В первой четверти 19 в. шаль стоила 12-15 тыс. руб. Лучшие шали ткались в течение 2,5 лет.

В середине 19 в. в России складывается особый центр производства национальных платков — Павловский Посад.) 0 нем есть материал в журнале «Мануфактура и торговля» за 1845 г. Отрывки оттуда: » 13 мая 1845 г. село Вохна Богородского уезда и 4 рядом лежащие деревни переименованы в Павловский посад».
Купец Лабзин и вступивший с ним в дело Грязнов открыли фабрику набивных платков, на фабрике работало 530 рабочих. Шелковые и бумажные изделия фабрики раскупались на ярмарках, которых устраивалось в Павловском Посаде до 9-ти в год.

В 1865 г. Штевко открыл крупное производство набивных платков по шерсти и ситцу. Но только с 80-х годов 19 в., когда фабрика Лабзиных перешла на анилиновые красители, начинает формироваться тип павловского платка, прославившего Павловский Посад. Дело в том, что природными красителями получить чистые яркие цвета на шерстяной ткани чрезвычайно трудно. И вот на смену природным красителям пришли яркие химические — к концу 50-х годов анилиновые, а с 1868 г. — ализариновые.
К концу 19 в. — началу 20 в. павловские платки экспонируются на Международных выставках, покоряя своеобразием и национальной самобытностью. Яркие, многокрасочные они стали самыми любимыми в народе. Их популярность способствовала их универсальность: платок шел ко всему и ко всем — к нарядам крестьян и городских низов.

Узоры павлопосадских платков

Павловские платки периода 1860-1870-х годов стилистически мало отличались от платков московских мануфактур, которые преимущественно декорировались так называемым «турецким» узором, стилистика которого восходит к тканым восточным шалям. Этот узор наиболее характерен для русских тканых и набивных платков 1-ой половины XIX века. Он предполагает использование определенных орнаментальных мотивов в виде «боба» или «огурца», геометризированных растительных форм. В России интерес к искусству Востока был достаточно устойчив на протяжении всего XIX в. Хотя некоторые исследователи ошибочно связывают с павловским платком исключительно цветочную орнаментацию, но, тем не менее, павловские шали с «турецким» узором также были довольно разнообразны.

Во 2-ой половине XIX в. изображение цветов, причем в несколько натуралистической трактовке, было очень модным. Вероятно, это было обусловлено свойственными всей эпохе историзма романтическими тенденциями связи человека с живой природой. Предпочтение цветочным мотивам отдавалось в вышивке, кружеве, тканях. Букетами цветов декорировали фарфор, подносы, их изображения стали появляться в росписи интерьеров. Так что в украшении шалей цветами проявилось стремление павловских мастеров сделать модный товар, который будет пользоваться спросом у покупателей.

В рисовальной мастерской фабрики в 1871 г. работало уже 7 рисовальщиков: Степан Васильевич Постигов, Иван Иванович Иванов, Михаил Ильич Судьин (Судин), Аким Васильев, Павел Захарович Невесткин, Борис Ефремович Красильников, Захар Андреевич Проханов. К концу века их число достигло одиннадцати. Труд художников высоко ценили: жалованье самого высокооплачиваемого из них Степана Постигова составляло в то время 45 рублей, что почти в 2 раза превышало зарплату резчика и в несколько раз заработок рабочих других специальностей.

Конец XIX — начало XX в. можно рассматривать как время окончательного сложения стиля павловского платка. Узор набивался на кремовом или цветных грунтах, чаще всего черном или красном. Орнамент включал объемное изображение цветов, собранных в букеты, гирлянды или разбросанных по полю платка. Иногда цветы дополняли тонкими орнаментальными полосками или небольшими элементами стилизованных растительных форм. Отличительной особенностью павловских платков была безупречная гармония в подборе цветовых сочетаний и отдельных элементов декора. Не случайно предприятие получает в 1896 г. высшую награду промышленной выставки в Нижнем Новгороде: право изображения Государственного герба на вывесках и этикетках.

С середины 1920-х годов традиционный цветочный орнамент получает несколько иную трактовку. Цветочные формы в эти годы укрупняются, обретая порой почти осязаемую объемность. Колорит платков строится на ярких контрастирующих сочетаниях красных, зеленых, синих и желтых красок.
Рисункам послевоенного периода свойственна декоративная насыщенность, более плотная скомпанованность цветочного узора. Цветовая и композиционная наполненность рисунка со сложными светотеневыми разработками соответствовала общей тенденцией развития прикладного искусства тех лет.
В последнее десятилетие проводится работа по восстановлению рисунков старых павловских шалей. Создание новых рисунков ведется в двух направлениях. Наряду с развитием классической линии появились новые, современные рисунки, учитывающие общеевропейские тенденции развития платка. В соответствии с модой и стилем времени меняется цветовой строй изделий. Колористическая гамма строится на гармоничном сочетании сближенных тонов с преобладанием бежевых, охристых, коричневых и зеленоватых.

Если Вас также, как и меня, заинтересовали платки, то посмотрите платочки на сайте Павлопосадских платков, а я уже мечтаю приобрести книгу Анатолия Баровского «Платочной радуги узор» , которая также продается в этом магазине.

Я желаю Вам осознания Вашей женской природы, и приятных экспериментов с женственной одеждой! И желаю Вам найти подходящий и радующий Вас платочек!

Источник

orname.ru
Adblock
detector