Конспект урока по технологии, 4 класс. Тема урока «Плетёные салфетки»
план-конспект урока по технологии (4 класс)
Тема урока: «Плетёные салфетки»
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с процессом плетения салфетки.
Образовательные: обучить детей понятию плетения; сформировать навыки по организации рабочего места при плетении салфетки из бумаги; анализировать изделие; сформировать умение вырезать по криволинейному контуру, размечать по шаблону, правильно размечать его на листе бумаги.
Развивающие: развивать мелкую моторику рук; развивать память и внимание.
Воспитательные: воспитывать аккуратность и бережливость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_4_klass.docx | 32.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Плетёные салфетки»
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с процессом плетения салфетки.
Образовательные: обучить детей понятию плетения; сформировать навыки по организации рабочего места при плетении салфетки из бумаги; анализировать изделие; сформировать умение вырезать по криволинейному контуру, размечать по шаблону, правильно размечать его на листе бумаги.
Развивающие: развивать мелкую моторику рук; развивать память и внимание.
Воспитательные: воспитывать аккуратность и бережливость.
Методы и приемы
Дидактические средства, интерактивное оборудование
Вызвать устойчивый интерес к учебной деятельности
— Здравствуйте, ребята! Сегодня урок технологии проведу у вас я. Проверьте вашу готовность к уроку. Сегодня нам понадобится: бумага, карандаш, линейка, клей и ножницы. Садитесь. Проконтролируйте себя, чтобы каждый сидел за партой правильно. (на слайде правильная посадка)
— Все готовы, тогда начнем.
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
Компьютер, проектор, презентация
Регулятивные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, прогнозирование содержания учебной деятельности.
восприятие информации. Эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу
Формирование внутренней позиции учащегося на уровне положительного отношения к уроку
2. Актуализация знаний
Актуализировать исходные знания и опыт обучающихся, побудить к активной деятельности
Мотивирующий диалог (вызов знаний)
Ребята, чтобы узнать, какой будет тема нашего сегодняшнего урока, мы сыграем в игру «третий лишний». Посмотрите на слайд и определите, какой предмет лишний? Отвечайте, подняв руку.
— Какой предмет лишний? Почему? Правильно, салфетка. А почему вы так решили?
— Продолжим. Посмотрите на салфетки и скажите, пожалуйста, какая лишняя?
— Совершенно верно. Почему?
— Она круглая, а также сделана из ткани.
— Прямоугольная салфетка, т.к. она отличается по форме и материалу: она сделана из бумаги.
Компьютер, проектор, презентация.
умение строить речевое высказывание
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Развитие мышления, памяти, внимания, речи
Создание и фиксирование проблемной ситуации (вопрос, на который нужно найти ответ)
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
Верно. Сегодня мы с вами продолжаем изучение раздела, который называется «Декор интерьера».
Тема нашего урока «Плетёные салфетки». (на слайде)
Предположите, какую цель мы можем перед собой поставить?
— Познакомиться с техникой плетения.
Компьютер, проектор, презентация
умение строить речевое высказывание
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Развитие мышления, памяти, внимания, речи
А что мы будем делать, чтобы добиться поставленной цели? Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратимся к слайду и прочтем, что мы узнаем, чему научимся и чему будем учиться, изучая данный раздел.
Я предлагаю вам составить план выполнения нашей работы.
-Что мы будем делать? Как вы думаете? (на слайде)
1) Знакомство с ремеслом (плетение);
2) Выбор колорита;
Отметку буду выставлять по следующим критериям (на слайде):
1. Аккуратность построения разметки с помощью чертежных инструментов.
2. Качество сборки полос из бумаги.
3. Дизайн и оформление изделия.
4. Техника безопасности, рабочее место.
Читают со слайда:
- подбирать материалы и инструменты для выполнения предложенного изделия;
- развивать воображение и дизайнерские качества;
- изготавливать изделия из бумаги.
Ознакомление с критериями оценки.
Компьютер, проектор, презентация
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи уч.д
Формирование уважительного отношения к иному мнению
5.Реализация плана (изучение нового материала)
Реализация плана урока , корректировка учебных действий
Демонстрация. Активный (беседа)
— Человек давно пользуется салфетками. Они бывают различного назначения: столовые, чайные, гигиенические. Салфетки декорируют кружевом, вышивкой, аппликацией, рисунками, плетением. Делают их из различных материалов: бумаги, ткани, пластика, соломки.
— Одним из способов изготовления салфеток является плетение.
— Плетение – одно из древнейших изобретений человечества. В старину для плетения использовали волокна крапивы, листья рогозы, солому пшеницы и ржи, ивовые прутья, бересту.
— Крестьяне плели корзины, различную бытовую утварь, дворовые пристройки и ограждения. Так же на Руси были распространены лапти — плетеная обувь из бересты.
— До сих пор плетение не потеряла свою актуальность, разве что изменились материалы и появились новые виды плетений. Плетеная мебель очень гармонично вписалась в дачные интерьеры. А какие красивые украшения можно изготовить из переплетенных нитей в технике макраме.
Если рассмотреть ткань, то можно увидеть, что она состоит из переплетенных нитей.
Руки вытянул, согнул
И тихонько сел на стул.
— Чтобы сделать плетеную салфетку нужно в первую очередь вспомнить правила работы с ножницами:
1. Не класть на край стола
2. Не делать резких движений
3. Не держать острием вверх
4. Работать аккуратно
5. По окончании работы убрать на место.
6. Брать ножницы в руки только тогда, когда они требуются для выполнения работы.
7. Передавать или подавать ножницы соседу можно только кольцами вперед.
Итак, наша работа состоит из этапов. Первый этап мы уже выполнили, поэтому переходим к следующим:
2 этап — выбор колорита. Для изготовления нам понадобится лист цветной бумаги (на выбор), который будет основой нашей салфетки, простой карандаш, клей и ножницы. Приготовили материал и внимательно слушаем и запоминаем последовательность нашей работы.
3, 4 этап – разметка, вырезание:
чтобы сделать салфетку в технике кругового плетения, нужно: 1 этап. По шаблонам нарисуем два круга – маленький, он будет играть роль ограничительного поля, и большой.
2 этап. Вырезаем нашу будущую салфетку по внешнему контуру. Теперь с помощью линейки и карандаша делим круг на равные части (примерно по 2 см).
3 этап. Надрезаем большой круг по получившимся линиям (до маленького). У нас получилась основа.
4 этап. По шаблонам вырезаем полоски разных цветов, которые будем вплетать (3-4 полоски).
5 этап. Теперь берем полоску с наименьшим диаметром и начинаем вплетать ее в основу в шахматном порядке (через один). Повторяем действия с остальными кругами. У нас получилась замечательная плетеная салфетка.
У нас получилась замечательная плетеная салфетка.
Плетёные салфетки 4 класс
план-конспект урока по технологии (4 класс)
Техкарта урока технологии в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pletyonye_salfetki.docx | 17.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема: Плетёные салфетки
Цель урока: создание условий для создания плетенной салфетки
Знать: понятие «салфетка», как работать с бумагой, клеем, ножницами; что такое плетение; техники изготовлении салфеток, виды ремесел.
Понимать: значение салфетки в жизни человека.
Применять: правила пользования ножниц и клея; знания, полученные об салфетках.
Анализировать: возможные варианты работ, виды плетенных салфеток.
Синтезировать: предложенный алгоритм учителем, сопоставлять компоненты и приклеивать их в нужном месте; правильно и аккуратно резать по линии.
Оценка: полученных знаний в дальнейшем изучении технологии.
– научатся извлекать информацию из схем, иллюстраций, презентаций; на основе анализа объектов делать выводы;
– научатся планировать свою деятельность, алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на уроке принадлежностей и материалов;
– овладеют способностью инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы. Имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.
принятие и освоение социальной роли обучающегося,
развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им.
— Проверьте свою готовность к уроку. У вас на партах должны быть материалы к уроку технологии.
Проверка готовности к уроку.
— Давайте посмотрим на презентацию, вы видите элементы народного творчества. А как можно назвать одним словом?
— Перечислите те ремесла, которые вы видите на слайде.
— Действительно, ремесел очень много, но, пожалуй, самым древним ремеслом можно назвать плетение. Давайте ознакомимся с историей этого ремесла.
гончарное, ткачество, роспись по дереву, изготовление посуды и игрушек из дерева, плетение
Изучение нового материала
Рассказ, выход на тему урока
Плетение – одно из древнейших изобретений человечества. В старину для плетения использовали волокна крапивы, листья рогозы, солому пшеницы и ржи, ивовые прутья, бересту.
Мужчины плели корзины, различную бытовую утварь, дворовые пристройки и ограждения. Широко на Руси использовали плетеную обувь из бересты – лапти.
Техника плетения не утратила своей актуальности и в настоящее время, только изменился материал и появились новые виды плетений. Современный дачный интерьер не обходится без плетеной мебели. А посмотрите, какие красивые украшения можно изготовить из переплетенных нитей в технике макраме. И у наших девочек красивые прически из косичек – это тоже техника плетения.
Мы с вами тоже можем изготовить интересные вещи в технике прямого плетения.
Что же можно сделать в этой технике?
Как видите, часто для украшения интерьера используют салфетки.
Салфетки декорируют кружевом, вышивкой, аппликацией, рисунками, плетением.
— Что значит «декорируют»?
— А что бы вы могли предложить изготовить в технике прямого плетения сегодня на уроке?
Сообщение темы и задачи урока
— Сегодня на уроке мы изготовим плетеную салфетку из бумаги в технике прямого плетения.
— А работать мы будем под девизом: «Умелые руки не знают скуки».
— Как вы понимаете эту пословицу?
— Вспомните, какие еще вы знаете русские народные пословицы о труде, которые вам помогут в работе.
— Мы с вами вспомнили много пословиц о труде, так давайте приступим к работе.
— Давайте подумаем, какие могут быть этапы при работе в технике прямого плетения?
— Перед работой, давайте вспомним с вами, какие есть правила работы с клеем? С ножницами? (Дети проговаривают правила, на доске появляются сами правила)
Самостоятельная работа учащихся (индивидуальная).
— Работать будем по технологической карте, где пошагово расписано каждое действие. (Проговаривается каждый пункт плана)
Из листа бумаги формата А-4 делаем квадрат, отрезаем.
Сгибаем его пополам и наносим разметку: поля по 2 см с трех сторон, по изгибу от поля наносим точки через каждые 1,5 см., то же делаем по противоположной стороне. Полученные точки соединяем.
Разрезаем лист по нанесенным линиям со стороны изгиба. Разворачиваем. Основа салфетки готова.
Нарезаем из цветной бумаги полоски шириной 1,5 см.
Переплетаем полосками основу салфетки по заданному рисунку.
Концы полосок закрепляем клеем.
— Вы можете добавить узоры на вашу салфетку.
(во время самостоятельной работы проводится физминутка)
Технология. 4 класс
Конспект урока
Технология. 4 класс
Урок № 6 «Плетёные салфетки. Цветы из креповой бумаги»
- Что ты знаешь о плетении?
- Что такое креповая бумага?
Ключевые слова: плетёнка
Основная и дополнительная литература по теме урока: Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. Технология 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций – 4-е издание – 2016. М.: «Просвещение» — С. 18-27
Открытые электронные ресурсы по теме урока: Сайт центра технологического образования АО Издательство «Просвещение» (http://technology.prosv.ru)
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Человек давно пользуется салфетками. Они бывают различного назначения: столовые, чайные, гигиенические. Салфетки декорируют кружевом, вышивкой, аппликацией, рисунками, плетением. Делают их из различных материалов: бумаги, ткани, пластика, соломки.
Одним из способов изготовления салфеток является плетение.
Плетение – одно из древнейших изобретений человечества. В старину для плетения использовали волокна крапивы, листья рогозы, солому пшеницы и ржи, ивовые прутья, бересту.
Крестьяне плели корзины, различную бытовую утварь, дворовые пристройки и ограждения. Так же на Руси были распространены лапти — плетеная обувь из бересты.
До сих пор плетение не потеряла свою актуальность, разве что изменились материалы и появились новые виды плетений. Плетеная мебель очень гармонично вписалась в дачные интерьеры. А какие красивые украшения можно изготовить из переплетенных нитей в технике макраме.
Если рассмотреть ткань, то можно увидеть, что она состоит из переплетенных нитей.
Чтобы сделать плетеную салфетку нужно в первую очередь продумать её форму, назначение и размер. После выбрать материалы, придумать композицию.
Чтобы сделать салфетку в технике кругового плетения, нужно нарисовать два круга — маленький, он будет играть роль ограничительного поля, и большой. Для этого нам понадобится циркуль. Вырезаем нашу будущую салфетку по внешнему контуру. Теперь надо поделить круг на равные части, с помощью линейки и карандаша. Надрезаем круг по получившимся линиям до внутреннего круга. У нас получилась основа.
Теперь нужно вырезать полоски которые мы будем вплетать. Берем цветную бумагу, складываем её пополам, с помощью циркуля рисуем четыре полукруга, радиус первого должен быть равен внутреннему кругу основы, а последний равен внешнему кругу. Расстояние между полукругами должно быть одинаковое. Вырезаем по получившимся линиям, у нас получилось три полоски. Теперь берем полоску с наименьшим диаметром и начинаем вплетать её в основу в шахматном порядке. Повторяем действия с остальными кругами.
У нас получилась замечательная плетеная салфетка.
Мастера-художники давно используют природные мотивы в своих изделиях. Цветы составляют основу многих натюрмортов, деревья и кустарники изображены на картинах великих художников, растительным орнаментом с давних лет украшают предметы декоративно-прикладного искусства (посуду, одежду, ковры и прочее).
Давайте рассмотрим кусочек креповой бумаги. Если приглядеться, то можно заметить, что бумага полностью состоит из мелких складок, идущих в одном направлении. Чтобы их получить, пропитанное клеем целлюлозное полотно пропускают через специальное оборудование — крепировальную машину. После обработки полотно становится жатым на вид, у него появляются новые свойства: эластичность, влагостойкость, прочность.
Палитра оттенков и расцветок крепбумаги поражает разнообразием.
При создании композиций из живых цветов флористы используют креповую бумагу для упаковки. Из рельефных листов можно сделать декоративную основу для букета, придать композиции объем и необычную форму.
Свит-дизайном называют букеты из конфет, оформленные при помощи крепированных листов. Цветочные композиции делают из пластмассовых палочек, зубочисток, скотча и бумажных лепестков, окружающих сердцевину цветка — конфету.
Из креповой бумаги можно сделать букет искусственных цветов, который будет смотреться как настоящий. Умельцы делают розы, анемоны, пионы, астры, маки, ромашки, используя вместо стебля проволоку, на которую насаживаются лепестки.
Давайте попробуем сделать цветок из креповой бумаги. Нам понадобится креповая бумага, ножницы, нитка.
Для начала надо определиться с цветом нашего цветка. Затем сложить гармошкой лист креповой бумаги по количеству лепестков нашего цветка. Затем вырезать контур наших лепестков. Возьми зеленую креповую бумагу и скрути из неё стебель. Разверни лепестки накрути нижнюю часть на карандаш. Скатай шарик и оберни её бумагой, чтобы получилась сердцевина, внизу должен быть хвостик. Теперь нужно обернуть сердцевину лепестками и закрепить их. Вырежи листочки. Теперь осталось только скрепить все части, и у нас с вами получился красивый креповый цветок.
Сегодня мы с вами научились делать плетеные салфетки и креповые цветы.
Разбор типового тренировочного задания
Впишите в текст пропущенное слово.
… – один из древнейших видов орнамента, воспроизводящий переплетение стеблей, волокон, нитей ткани и т.д.
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.
2. Просмотрите сначала все варианты ответов, попробуйте обосновать фактами из изученного вами конспекта урока, объяснить и подтвердить каждую позицию знаниями.
3. Затем впишите в текст пропущенное слово.
Распределите изделия по соответствующим категориям.
Изделия выполненные из креповой бумаги
Изделия выполненные из обычной бумаги
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.
2. Просмотрите сначала все варианты ответов, попробуйте обосновать фактами из изученного вами конспекта урока, объяснить и подтвердить каждую позицию знаниями.
3. Затем распределите изделия по соответствующим категориям.