Сообщение на тему стили архитектуры 20 века

8. Архитектурные стили 20 в.

Большое воздействие на развитие мировой архитектуры оказал выдающийся французский архитектор Ле Корбюзье (настоящее имя Шарль-Эдуард Жаннере, 1887— 1985) — один из основоположников модернизма или интернационального стиля. Практик и теоретик в области градостроительства и жилого строительства, он стремился ответить на реальные запросы жизни, учитывая возможности, которые дает современная техника. Его идеал — простота в точность ясных геометрических объемов железобетонных конструкций, открывших богатейшие возможности и для принципиально новых объемно-пространственных композиций и форм. Сформулированные Ле Корбюзье пять принципов легли в основу профессиональных приемов новой архитектуры 1920—1930-х годов: 1) дом на столбах; 2) сад на плоской крыше; 3) свободный план; 4) горизонтально протяженные окна; 5) свободная композиция фасада.

Для Ле Корбюзье характерны широта архитектурных идей, разнообразие творческих вариантов. Проект идеального города современности был изложен им в книге «Урбанизм». Утопизм градостроительных идей Ле Корбюзье сказался в том, что преодоление социальных противоречий капиталистического общества он считал возможным с помощью архитектуры, ее рационального планирования, путем ликвидации противоречий между современной техникой и старой планировкой городов. Наиболее известные работы Ле Корбюзье: общежитие швейцарских студентов в Париже (1930—1932), вилла «Савой» в Пуасси (1931), здание Министерства легкой промышленности в Москве (1935). В экспериментальном 17-этажном жилом доме в Марселе (1947— 1952) он стремился решить проблему «идеального дома», являющегося лишь частичным осуществлением проекта «Лучезарного города». К поздним работам Ле Корбюзье относится здание Секретариата Чандигархе (Индия, 1958).

Школа Баухауза, во главе с архитектором и теоретиком В. Гропиусом (р. 1883). В проектировании промышленных и жилых массивов функционалисты стремились к их наиболее рациональному размещению и экономичной планировке. На первый план выдвигались инженерно-технические принципы и ясно выраженный конструктивный каркас здания. Характерный пример—здание Баухауза (1925—1926), выстроенное по проекту Вальтера Гропиуса в Дессау. Оно состоит из различных корпусов правильной геометрической формы, в облике которых ясно выражено назначение каждого из них. Контрасты гладких бетонных стен и огромных окон в виде сплошных горизонтальных прорезей, отсутствие всяких декоративных деталей, крайний лаконизм архитектурного облика — наиболее типичные черты так называемого конструктивного стиля. Односторонний подход к решению функциональных задач привел к сухости и монотонности геометрических форм прямолинейных очертаний. Показательна в этом отношении деятельность одного из теоретиков техницизма, развивавшего после 1945 г. некоторые идеи функционализма,— Людвига Мис ван дер Роэ. Он разработал тип застекленных кубических зданий в 30— 40 этажей с нерасчлененным пространством внутри каждого из них и передвижными переборками. В его архитектуре царят культ стекла и стали, принцип экономии, простота форм, изысканность в деталях, но в то же время однообразие и схематизм. Монотонность определяет характер почти всех сооружений, созданных по его проектам во многих странах Западной Европы и Америки (жилые дома в Чикаго, 1950-е гг.; двадцатидвухэтажное здание компании Сигрэм в Нью-Йорке, 1958).

После второй мировой войны развитие архитектуры определялось необычайно высокими достижениями и изобретениями в области строительной техники, предоставляющими архитекторам возможность самых разнообразных и смелых конструктивных и тектонических решений, отличающихся легкостью, ажурностью, выразительностью архитектурно-художественных форм. Особое значение в перекрытии огромных внутренних пространств приобретают криволинейные формы железобетонных оболочек в виде параболы, эллипса, гиперболы. Они дали возможность перекрывать без опор большие пространства. Висячие железобетонные оболочки нашли применение в спортивных и зрелищных сооружениях (например, Спортивная арена в Релей, США). Поиски наиболее рациональных пространственных конструкций привели американского инженера Р. Б. Фуллера к созданию так называемого геодезического купола сетчатой формы (Центральный павильон выставки в Сокольниках, павильон США на ЭКСПО-67). Другим примером плодотворных инженерно-технических достижений в современном строительстве являются сооружения П. Нерви, в которых он стремится выявить конструктивные возможности железобетона и армированного цемента, применяя тонкие сводчатые оболочки двоякой кривизны, складчатые, ребристые перекрытия-скорлупы — Малый Дворец спорта в Риме (1956—1957), ангары и склады, заводские корпуса в Италии.

Развитие получают каркасно-металлические и железобетонные конструкции, в них опорой служит расположенный в центре ствол. Характерны также конструкции «висячих» многоэтажных домов, где наружные стены и перекрытия подвешены на стальных вантах (рамах с тросами) к балкам и консолям. Впервые подобный принцип сочетания железобетонного каркаса и подвешенных этажей был предложен советским архитектором Г. Б. Борисовским. В архитектуре используются алюминий, пластмассы, синтетические материалы, благодаря которым стали осуществимы пластические архитектурные формы с плавными очертаниями. Крупнейшее произведение западноевропейской архитектуры послевоенного периода — Дом ЮНЕСКО в Париже (1958), выстроенный из железобетона, алюминия, пластических масс и стекла архитекторами различных стран. Он декорирован живописью, скульптурой, керамикой. Интересно здание Национального центра промышленности и техники в Париже (1958), перекрытое крупнейшей сводчатой оболочкой. Подъем переживает архитектура стран Латинской Америки. В Бразилии он связан с именем Оскара Нимейера и созданием новой столицы государства — Бразилиа. Характер планировки города и зданий осуществлен с учетом особенностей местного колорита и природы.

Читайте также:  Характерные особенности архитектуры японии

Во второй половине двадцатого века новаторский дух модернизма и интернационального стиля себя исчерпал. Городская среда стала дискомфортной в связи с дешевой застройкой домами, выдержанными в духе чистого рационального функционализма, создающими ощущение уныния, монотонности и однообразия. В 70-е годы в США, как реакция на это, появились огромные здания, по своим масштабам превосходящие стеклянные небоскребы в стиле Мис ван дер Роэ. Гладкая стеклянная поверхность зданий не имела поэтажного горизонтального членения, выявленного снаружи, как это было в небоскребах Миса, а всем своим «телом» отражала небо и окружающее пространство, вступая с ним в иррациональное взаимодействие. Подобное здание Тихоокеанского центра дизайна в Лос-Анжелесе, построенное Цезарем Пелли в 1971-76 годах, стоит совершенно вне городского контекста и устанавливает свои собственные стандарты масштаба. Когда надоедают формалистические холодные постройки «белого модернизма», скупые формы «минимальной архитектуры» функционализма, культ техники и конструкций «хай-тек», некоторые архитекторы делают попытку изменить формальный язык архитектуры, вернув в него формы из прошлых веков, исключенные из практики орнамент, цвет и прочие «лишние» элементы. Но было бы неверно ограничивать суть нового движения одним лишь ностальгическим обращением к историческим формами прошлого, хотя оно сыграло большую роль в сложении нового стиля, названного его теоретиками постмодернизмом. Главное, что попытались архитекторы постмодернизма вернуть в архитектуру, — это изгнанную из нее много десятилетий назад образность, делающую ее не просто процессом создания пространственных структур, а видом искусства. Еще одно качество, которое отличает архитектуру постмодернизма, особенно в европейских странах — это осознанное желание увязать новые постройки с историческим городским окружением, не испортив его новыми включениями, почувствовать городской контекст будущих построек. Иногда это направление постмодернизма называется контекстуализмом. Обращение к историческим формам в постмодернизме никогда не носит характера прямого цитирования, вместо этого появляется игра в намеки на прообразы, зашифрованная символика и сложные ассоциации.

В этом смысле характерным примером может служить вызвавшая сенсацию в 1977 году постройка Чарльза Мура — Пьяцца д’Италиа в Новом Орлеане, месте, избранном итальянской общиной города для проведения своих фестивалей. Другим примером постмодернистского непрямолинейного трактования форм и образов архитектуры прошлого может служить проект здания Американской телеграфно- телефонной кампании (АТТ) в Нью-Йорке, выполненный знаменитым американским архитектором Филиппом Джонсоном в 1978 году, работавшим раньше в интернациональном стиле вместе с Мисом. Среди архитекторов европейского постмодернизма следует упомянуть хотя бы таких мастеров, как Альдо Росси, создавшего интересный с точки зрения градостроительства проект кладбища в Модене (1974), братьев Крие с их градостроительными проектами, Марио Ботта с его швейцарскими виллами и австрийца Ханса Холляйна — удивительного мастера тонкого стиля небольших объектов.

Органическая арх-ра — течение архитектурной мысли, впервые сформулированное Луисом Салливеном на основе положений эволюционной биологии в 1890-е гг. и нашедшее наиболее полное воплощение в трудах его последователя Фрэнка Ллойда Райта в 1920-е — 1950-е гг.

В противоположность функционализму, органическая архитектура видит свою задачу в создании зданий и сооружений, раскрывающих свойства естественных материалов и органично вписанных в окружающий ландшафт. Сторонник идеи непрерывности архитектурного пространства, Райт предлагал подвести черту под традицией нарочитого выделения здания и его составных частей из окружающего мира, доминировавшей в западной архитектурной мысли со времён Палладио. По его мнению, форма здания должна каждый раз вытекать из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится.

В практическом плане, спроектированные Райтом «дома прерий» служили естественным продолжением окружающей природной среды, подобно эволюционной форме естественных организмов. Наиболее влиятельным представителем органической архитектуры в Европе был финн Алвар Аалто. Индивидуализм органической архитектуры неизбежно вступал в противоречие с потребностями современного урбанизма, и неудивительно, что основными памятниками этого направления были загородные особняки. В 1950-е гг. и Аалто и Райт стали отходить от органической архитектуры и проектировали здания в интернациональном стиле.

Деконструктивизм. Термин «деконструктивизм» был введен в оборот французским философом Жаком Дерида и использовался в литературоведении для обозначения такого способа прочтения произведения, когда сознательно создается конфликт между смыслом текста и принятой его интерпретацией. Этот метод распространился и на изобразительное искусство, и на архитектуру, как реакция на западную метафизическую философию. Деконструктивизм как направление в архитектуре 20 века появляется в конце 80-х годов. По определению теоретика деконструктивизма Жака Дерида, это не стиль, а метод, подход архитекторов к основам основ традиционного подхода к архитектуре как виду искусства. Это не разрушение построенных зданий, а сознательное создание конфликта между тем, как человек привык воспринимать язык и смысл, и тем, что он видит. Деконструктивизм — это вопрос архитекторов самим себе, можно ли освободить архитектуру от гегемонии эстетики, красоты, пользы, функциональности, так ли уж незыблемы понятия порядка и беспорядка и можно ли построить здание, отрекшись от всех общепринятых глубинных принципов создания архитектурных сооружений, в том числе: тектоники, равновесия, вертикалей и горизонталей, или всё же архитектору, разрушив старые принципы, необходимо создать что-то свое. Среди основных представителей этого направления стоит упомянуть П. Эйзенмана, Б. Чуми, Д. Либескинда, Х. Фуджии. Очень показательный образец деконструктивистского эксперимента в архитектуре — Институт солнца — был построен фирмой Бениш и партнеры в Штутгартском университете.

Читайте также:  Способ вышивки розы лентами

Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology — высокие технологии) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Главные теоретики и практики хай-тека (по большей части практики, в отличие от архитекторов деконструктивизма и постмодернизма) в основном англичане — Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано. Хай-тек, согласно классификации Ч. Дженкса, относится к позднему модернизму, то есть его характеризуют прагматизм, представление об архитекторе как элитном профессионале, обеспечение архитектурой обслуживания, сложная простота, скульптурная форма, гипербола, технологичность, структура и конструкция как орнамент, анти-историчность, монументальность. Одним из первых важных осуществлённых сооружений хай-тека принято считать Центр Помпиду в Париже (1977), построенный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано. Поначалу проект был встречен в штыки, но к 1990-м годам споры утихли, и Центр стал одной из признанных достопримечательностей Парижа (как некогда Эйфелева башня).

В Англии реальные хай-тек здания появились позже. Первые лондонские сооружения в стиле хай-тек были построены только лишь в 1980—1990-х годах (здание компании Ллойдз, 1986). Хай-тек уже с 1980-х гг. выражал престижность (все здания хай-тек очень дорогие), Ч. Дженкс называет их «банковскими соборами», можно даже говорить о том, что современный хай-тек формирует имидж крупнейших коммерческих фирм. В Лондоне архитектурные дебаты вокруг хай-тека утихли, а наиболее яркие его представители признаны и пользуются уважением (Норману Фостеру присуждено звание рыцаря). Начиная с 1990-х гг. развивается био-тек и эко-тек — стили, в противоположность хай-теку, пытающиеся соединиться с природой, не спорить с ней, но войти в диалог (особенно это заметно в работах архитекторов родины хай-тека — Англии и итальянца Р. Пиано).

Источник

Архитектура 20-го столетия

В 20 веке кризисных явлений в архитектуры в отличие от живописи не наблюдалось. После мировых войн широкими темпами строились новые здания, что дало возможность появлению различных архитектурных стилей. Ставилась цель – возродить и преобразить городские улицы, с одновременным применением доступных технологий строительства.

Архитектурные стили определяют общие эстетические, объемные и конструктивные особенности, так что можно сказать, что данное здание принадлежит к определенному стилю. Здесь следует отметить, что стили в архитектуре различались в разных странах как по применяемым решениям, так и по временным рамкам.

Практичность и финансовая составляющая современных технологий строительства вывела в лидеры более доступные материалы.

  • Различные бетонные формы.
  • Качественное стекло.
  • Полимеры.
  • Железобетонные конструкции.
  • Цемент и его разноцветное наполнение.
  • Пенобетон.

Разнообразие архитектурных стилей современности обуславливает появление и внедрение в практику новых форм строительства зданий.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Как менялась история архитектуры на протяжении XX века

Становление определенного архитектурного стиля всегда связано с ограничением во времени. Часто зарождение, пик популярности и снижение интереса к стилю составляет 2-3 десятилетия. При этом каждый стиль отличается массой своеобразных изюминок.

Ключевым фактором изменений архитектурных стилей являются происходящие в обществе исторические изменения, как правило, влияющие на всю культуру в целом. Примером может служить появление социалистического строя, где цели и задачи общества ориентированы на повышение уровня жизни людей. При том строительство городов должно вбирать в себя наиболее подходящие архитектурные формы для реализации существующих идей. Новшества сказывались также и на научном прогрессе.

Читайте также:  Схема вышивки крестом елочный шарик

Стоит отметить, что принципы современных стилей коренным образом отличаются от идей минувших веков. Во второй половине 20-го века на первый план выходит эстетика, в соответствии с которой строятся здания, сооружения и даже малые архитектурные объекты, состоящие из множества различных факторов, а значит, и формируется ими. Среди них следует назвать следующие: форма, материал, структура, цвет, рисунок. Благодаря им, кроме функциональности, архитектура вписывается в культуру и искусство, обретает символическое значение, является приметой своего времени, создает историю и традиции.

Благодаря процессам глобализации новые архитектурные веяния быстро и широко распространяются по планете, становясь стандартными решениями для городов. Их популярность на пике славы просто зашкаливает. Так появляется международное признание.

И, все-таки, основным параметром остается функциональность. Ей уступают критерии выразительности архитектурных форм, которые были важнейшими факторами в прошлом. Зависимость от условий современной жизненной среды оказалось выше, чем отсыл к историческим моментам конкретно взятой страны.

Архитектурные стили XX века:

  • Модерн.
  • Конструктивизм.
  • Хай-тек.
  • Деструктивизм.
  • Функционализм.
  • Постмодернизм.
  • Югендстиль.
  • Сецессион.
  • Пуризм.
  • Баухауз.

Отдельной строкой стоит выделить советский конструктивизм.

Наиболее значимые стили в архитектуре XX века

Современное пространство формировалось из модернизма (рубеж 19-20 вв.), принимая формы, определяемые различными направлениями и стилями.

Модернизм развивался примерно с 1911 по 1975 год. В архитектуре наиболее важными допущениями модернизма были функциональность, приспособление здания к потребностям пользователя и отход от исторических стилей. Он отказался от орнамента, создав простые геометрические формы со светлыми поверхностями, плоскими крышами и большими полосатыми окнами. Архитекторы ссылались на современные достижения науки и техники, применяя их при создании конструкций и выбирая современные материалы, такие как бетон и стекло.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Наиболее важные течения модернизма включают:

  • Международный стиль – функциональность, отказ от декоративности, простые геометрические формы, вертикально-горизонтальное расположение. Дополнительно отказ от осевой симметрии в пользу пропорции элементов, перегородки окон, разделенные сеткой из стальных профилей, легкость, использование современных конструкций и материалов.
  • Органическая архитектура. Характеризуется отходом от стилистических закономерностей в пользу формообразования здания по отношению к природе и в тесной связи с окружающей средой. Применятся пластическое формообразование, иногда имитирующее живые организмы, минимальное использование материала.
  • Конструктивизм. Представляет собой выделение конструктивных особенностей зданий, использование архитектурных форм на основе анализа свойств материалов (сталь, стекло, железобетон, дерево), геометризацию форм, использование контрастов между тяжелыми и легкими элементами. Применяются элементы, позволяющие расширение здания (потолки, каркасы, мачты). На первый план выходят практичность и функциональность как решающий фактор характера здания, отказ от декоративности с дорогими материалами.
  • Структурализм. Понимание строительных элементов как клеток, образующих рыхлую структуру, способную разрастаться в любом направлении, соединение их проходами, коридорами, направленное на более точное приспособление к потребностям человека, простота твердых тел.

Наибольшее практичное значение в мире приобрел конструктивизм, как подходящий стиль для жизни большого города. Интересным примером конструктивизма служит Эйфелева башня. Она совершенно лишена практичности, стала символом вступления человечества в новую технологическую эру.

Благодаря современным архитектурным решениям возникли многочисленные небоскребы, лишенные импозантных украшений, но гарантирующие доступность жилья среднему классу.

В 70-е года XX столетия начинается эпоха постмодернизма. Применительно к архитектуре термин используется примерно с 1976 года и используются названия таких явлений, как различные формы историзма, неоконструктивизма или стиля хай-тек. Для него характерно отрицание функционализма в архитектуре. Здание как независимый от пространства объект, открытые конструкции и проходы, твердые, блестящие, металлические поверхности, яркие цвета, тенденция к использованию металла, стекла и пластика. Проектирование происходит с использованием передовых технологий, интеграцией технических средств с архитектурой и структурой зданий.

В конце XX века формируется новое направление – деструктивизм. Это свободное манипулирование, экспериментирование с формами и элементами, взятыми из разных традиций, идея фрагментации – деления целого на отдельные части, господство криволинейных форм, нарушение геометрической структуры, впечатление управляемого хаоса.

Стоит также остановиться на пуризме. Идея заключается в комбинации четких геометрических фигур. Среди них господствуют шар, призма, цилиндр, конус, с разнообразными архитектурными дополнениями. Это как бы подчеркивало идею совершенства общества через идеальные фигуры.

В большинстве стилей характерным обстоятельством являлся рационализм. Его проявление можно отметить в специализированном городском зонировании или планировке района.

Источник

orname.ru
Adblock
detector