Спас на крови особенности архитектуры

Спас на крови особенности архитектуры

Архитектура

Храм Воскресения Христова (Спас на крови) – один из самых удивительных памятников архитектуры Санкт-Петербурга конца XIX начала XX века. Его живописная композиция активно включается в городскую панораму и приковывает внимание неожиданным вторжением древнерусских форм в классицистическую среду центральной части города.

В историю отечественной архитектуры этот храм вошел как одно из ключевых, программных произведений позднего этапа эволюции «русского стиля», одного из стилистических направлений эпохи эклектики (историзма). В этот период архитектурный образ формировался на основе «умного выбора» соответствующих прототипов, ассоциировавшихся с идейным и функциональным содержанием конкретного сооружения. Среди всех разновидностей стилизаторства русскому стилю придавалось исключительное общественно-политическое и культурное значение. Современники видели в нем самостоятельный стиль, воплощавший русские национальные идеи.

Император Александр III настоял на том, чтобы мемориальный храм был спроектирован по типу церквей Москвы и Ярославля XVII века. Строительство Спаса на крови началось в 1883 году по проекту А.А.Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), настоятеля Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне. Окончательный проект 1887 года принадлежал уже исключительно архитектору Парланду.

Творчески переработав приемы русского церковного зодчества XVII века, используя технические достижения своего времени, архитектор создает собирательный образ русского православного храма.

В основе композиции Спаса на крови – компактный четверик, северный и южный фасады которого завершены криволинейными фронтонами-кокошниками. Четверик увенчан пятиглавием, но место центральной главы занимает шатер. Сочетание шатра с окружающими его луковичными главами, усложненным рельефом и полихромией, безусловно, вызывает в памяти Покровский собор (храм Василия Блаженного), хотя композиция у них разная (у московского собора – девять столпообразных объемов на общем подклете). Узоры центральных пяти глав храма Воскресения Христова похожи на узоры куполов собора Василия Блаженного, но их покрытие уникальной ювелирной эмалью не имеет аналогов в России.

В западной части Спаса на крови находится колокольня, выдвигающаяся в русло канала. Она находится над местом смертельного ранения Александра II, и ее мемориальное звучание подчеркивается мраморным Распятием под золоченым навесом. Кроме того, всю нижнюю часть колокольни занимают мозаичные гербы городов и губерний Российских, участвовавших в создании храма.

В восточной части собора три полукруглые апсиды увенчаны небольшими золочеными главками. Всего Спас венчают девять глав, создающих асимметричную живописную группу.

Западная и восточная стороны собора построены строго симметрично, со ступенчатым нарастанием масс. При асимметрии северного и южного фасадов на них резко акцентирована средняя ось. Организация четырехстолпного трехнефного интерьера четко выявлена снаружи выступами-лопатками, но некоторые элементы (например,

ложная аркада) не связаны с внутренней структурой.

Многие элементы убранства Спаса на крови заимствованы из арсенала каменной храмовой архитектуры XVII в. А.А.Парланд отбирал из первоисточников наиболее декоративно насыщенные элементы, отвечавшие художественным вкусам конца XIX века. Храм отличают обилие деталей, щедрая палитра отделочных материалов, яркая пестрота колорита. В декоре здания – разнообразный отделочный материал: кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.

Цоколь собора облицован шестью рядами серого гранита, в неглубоких нишах – 20 досок из красного норвежского гранита с деяниями императора Александра II. Фасад отделан облицовочным красно-коричневым кирпичом, на фоне которого нарядно смотрятся ажурные беломраморные детали оформления: аркады, арочки, кокошники и ширинки.

Сочетание четких архитектурных форм и многоцветности, яркости и многослойности декора создает впечатление перегруженности здания собора, утяжеляет его эмоционально-образную структуру. Вместе с тем архитектура Спаса не производит впечатления хаотичности, ее членения подчинены единому ритму.

Основной мотив возвышения создают купола храма на высоких барабанах, и особенно центральный шатер с главным куполом, который по размеру уступает куполам колокольни и боковых глав. Это создает иллюзию высоты центрального шатра, уходящего как бы в глубину небесного пространства.

Особенно сильно ощущается устремленность Спаса вверх со стороны Михайловского сада. Узкий восточный фасад здания венчают чередующиеся в строгом ритме сначала купола апсид, затем боковые главы и, наконец, объединяющий их главный купол. Немаловажную роль играют высокие, ажурные, тонкой прорисовки кресты, подчеркивающие вертикали здания.

К сожалению, для широкого обозрения храма Воскресения Христова открыт только южный боковой фасад, который хорошо виден с Невского проспекта. Северный фасад выходит на Конюшенную площадь. С востока собор огибает асфальтированная проезжая часть дороги и заросший деревьями Михайловский сад. Главный, западный фасад выходит на канал Грибоедова, он так и остался не раскрытым.

Но, несмотря на столь плотное окружение, храм Воскресения Христова – ведущая архитектурная доминанта этой части Санкт-Петербурга.

Источник

Спас на Крови

Спас на Крови — православный храм-мемориал в Санкт-Петербурге. Построен как памятник в 1907 году на месте смертельного ранения Александра II в марте 1881 года. Получил статус объекта культурного наследия России. Мозаичное покрытие сводов и иконостаса площадью в 7000 м² — одно из самых масштабных в Европе. Сохранились изначальное убранство и нарядный внешний архитектурный облик храма, которые придают сходство с собором Василия Блаженного в Москве.

707 2 0 19 мин. на чтение

Характеристики Спаса на Крови

Названия: храм Воскресения Христова на Крови

Читайте также:  Узор для спиц ажурная резинка

Статус: объект культурного наследия народов Российской Федерации

Координаты: 59.940199 северной широты, 30.328857 восточной долготы

Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2Б

Дата основания: 1883 год

Архитектурный стиль: русский стиль

Архитектор: Альфред Парланд

Основатель: Александр III

Состояние: действующий, музейный комплекс

История Спаса на Крови

Храм Воскресения Христова на Крови строился 24 года и был заложен в 1883 году. Первые проекты о его создании выносились на обсуждение в 1881 году после смерти императора Александра II. Средства на постройку храма жертвовали верующие со всей России. Сегодня он расположен у Конюшенной площади и Михайловского сада. Храм вмещает 1600 прихожан. В настоящее время является музеем и относится к памятникам русской архитектуры.

Трагическая история покушения на государственного деятеля Александра II стала производной реформ и масштабных преобразований в стране. С момента отмены крепостного права жизнь императора была под угрозой. Недоброжелатели совершали несколько попыток убийства, но воскресенье 1 марта 1881 года стало судьбоносным. По продуманному плану народовольцы сначала подорвали карету, а после бросили бомбу под ноги императору.

Убийцами оказались народовольцы Н. Рысаков и И. Гриневицкий. Император получил множественные ранения и истекал кровью. На санях его отвезли в Зимний дворец. Спустя полтора часа государственный деятель умер. Место, где произошло убийство, отгородили, приставили часового. По указу сына царя, Александра III, и предложению депутатов Городской думы в память о царе возвели собор, который получил название Спас на Крови.

Убийство императора вызвало недоумение у жителей России. Предполагалось, что после его гибели самодержавие падёт, и народ восстанет против власти. Огромные потоки людей шли на место убийства Александра II и молились за погибших. Православные верующие вспоминали Евангелие и считали, что царь-мученик принял на себя грехи народа. Идею увековечить память об Александре II поддержали богатые и бедные слои населения.

На месте будущего храма в 1881 году была возведена часовня. Каждый день в ней проводили панихиду. Простояла она два года. Александр III провел два конкурса, в которых приняли участие более 50 зодчих. Но сына покойного императора работы не устраивали. В 1887 году утвердили проект Парланда и архимандрита Игнатия. Для фундамента впервые не стали использовать сваи и залили монолитную цельную конструкцию.

На возведение храма было собрано более 4,5 млн рублей. Постройка церкви велась с учётом последних достижений технологий и строительства. Собор освещался при помощи электричества, всего были оборудованы 1700 светильников. Для отопления были установлены два паровых котла. Храм находился на попечении государства. Для входа нужен был пропуск, массовые посещения были запрещены. Проводились проповеди и службы памяти.

В стенах храма можно увидеть фрагменты мостовой. На эти камни была пролита кровь Александра II. Сохранились фрагменты решётки Екатерининского, или Грибоедова канала и плиты тротуара. Любители мистики проводят аналогию между высотой куполов храма и трагической кончиной императора. Год убийства царя — 1881, а центральное сооружение возвышается на 81 метр. Высота другого купола — 63 м, что соответствует возрасту царя.

В первоначальном варианте исполнения убранства храма не была включена мозаика. Её готовили для экстерьера и икон, а интерьер намеревались расписать фресками. Так, в марте 1895 года был объявлен конкурс на создание мозаики для оформления фасада Спаса на Крови. В нём приняли участие Венецианское мозаичное общество, мастерская Антонио Сальвиати, Академия художеств, немецкая компания «Пуль и Вагнер» и др.

Образцы, которые предлагала основанная в 1890 году мастерская Александра Фролова, были самыми качественными, прочными и обладали лёгкой техникой сборки. Год спустя было решено использовать мозаику в интерьере. Оригинальные фрагменты мозаики сначала закрепили за мастерской Парланда, но позже доверили работу известным художникам. К тому времени эскизы и наружное оформление уже были готовы на бумаге.

Внутреннее украшение убранства из мозаики начали изготавливать в выигравшей конкурс студии Фролова. В июне 1897 года мастер скончался. На его смену пришёл младший брат Владимир Александрович. Именно он считается главным создателем мозаичного полотна храма. Из маленьких цветных стёклышек им было собрано всё внутреннее помещение собора.

Гонения на храмы и монастыри при советской власти наложили отпечаток на облик церкви. После революции 1917 года большевики убрали колокола с башен собора. По легенде, саму постройку трижды пытались разобрать. Жители города пошли на хитрость и утопили кресты храма на дне канала. После окончания периода репрессий их долго не могли найти. По наводке случайного прохожего кресты подняли и установили их на законное место.

При блокаде Ленинграда в храме открыли районный морг для погибших от обстрелов и голода. Позднее, при прорыве блокады, собор стал овощехранилищем. В народе его прозвали «Спас на картошке» — овощи стали для жителей спасением от голода. При реставрации храма 1961 года в перекрытиях свода обнаружили фугасный снаряд весом в 150 кг, отправленный немцами в годы войны. Его извлекли и взорвали в районе южных холмов города.

Церковь с 1968 года охраняется Госинспекцией по охране памятников. С 20 июля 1970 года здесь работает дочерний филиал музея «Исаакиевский собор». Уже через год в нём проводились экскурсии и мероприятия. Большой вклад в его развитие внёс Георгий Бутиков — директор музейного комплекса. Состояние здания было плачевным, были запланированы восстановительные работы экстерьера и внутреннего убранства церкви.

Читайте также:  Создание академии архитектуры ссср

Последняя масштабная реставрация собора началась в 1972 году. На протяжении 25 лет строения были закрыты снаружи строительными лесами. Восстановление храма казалось долгим, и горожане шутили, что только с развалом СССР уберут конструкции. Тот же смысл заложил в своих песнях А. Розенбаум. Как ни парадоксально, но леса убрали в 1991 году. По красоте и внешнему оформлению собор сравнивают с храмом Василия Блаженного.

Храм Спас на Крови в статусе музея был открыт для посетителей в августе 1997 года, спустя 90 лет после освящения. Первая служба прошла в 2004 году, впервые за 70 лет. Литургию провёл Санкт-Петербургский митрополит Владимир (Котляров). Сегодня Спас на Крови на слуху у жителей и гостей города. Туристы со всей России приезжают восхититься его красотой, узнать историю величественного собора и посетить воскресную службу.

Упоминание Спаса на Крови встречается в творчестве многих русских композиторов. Неравнодушным к православному храму был Булат Окуджава. Композитор упоминает его в песне «Прощание с новогодней ёлкой» 1966 года. Александр Розенбаум в 1986 году выпустил пластинку с песней «Налетела грусть», где вспоминает знакомые с детства улочки города. Среди других композиций песни группы «Чайф» и Юрия Морозова.

Особенности архитектуры и интерьера Спаса на Крови

Эстетика и фундаментальность постройки демонстрируют поздний русский стиль начала XX века. Собор был построен по задумке архитектора Альфреда Парланда. Первые годы он работал в паре с архимандритом Игнатием (Малышевым). Композиция строится на компактном четверике, который завершается пятиглавием. Интересно, что на месте центральной главы высотой в 81 м установлен шатёр.

Из 9 асимметричных глав 5 покрыты эмалью, а 4 — позолотой. Шатёр по центру имеет восьмигранную форму. Его стены разделены продолговатыми вытянутыми окнами. Сверху украшены кокошниками. В верхней части заметно сужение шатра, где видны 8 выступов с окошками. Шатёр плавно переходит в фонарь, который завершён крестом на луковичной главке. Купол покрыт эмалью жёлтого, зелёного и белого цветов, которые обвиваю его полосами.

Произведения искусства из мозаики украшают иконостас, высокие своды и стены храма. Их общая площадь составляет более 7000 м², коллекция считается одной из самых крупных в Европе. Кропотливую работу по украшению залов собора выполняли более 30 лучших художников страны. Среди них Васнецов, Нестеров, Беляев, Рябушкин. Создание картин из мозаики заняло у мастеров 10 лет. Поэтому освящение и открытие храма провели позднее.

Вокруг шатра построили 4 симметричных луковичных купола. Они отделаны цветной эмалью, но каждый выполнен в индивидуальном стиле. Их поддерживают невысокие барабаны меньшего диаметра. На западе композиции расположена колокольня. В конструкции звонницы сооружены 8 арочных проёмов, между собой их разделяют колонны. Колокольню завершает позолоченный купол. Небольшие главки установлены на восточных пристройках к церкви.

Зодчие вдохновлялись образами храмов XVI—XVII веков в Москве и Ярославле. Нередко оформление Спас на Крови сравнивают с собором Василия Блаженного. Его внешний облик архитекторы взяли за основу постройки. Они создавали собирательный образ храма в позднем неорусском стиле. Для него характерны гротеск, театрализация формы, символизм, а также арки, кокошники и главки ярких цветов.

Асимметричная композиция протягивается по центральной оси с востока на запад. На западе постройку завершает колокольня, состоящая из двух столпообразных ярусов, на вершине которой установлен массивный купол. С востока видны алтарные аспиды с медными позолоченными куполами: центральный и два боковых. Входы в собор расположены с юго-запада и северо-запада. Цоколь здания украшен сердобольским гранитом.

Под центральным куполом на западном фасаде из мозаики собраны 134 герба городов, областей и губерний Российской империи. Жители этих земель собирали деньги на строительство собора. Достижения государства при царствовании Александра II нанесены на стены в цокольной части из серого гранита. В нишах установлены 20 гранитных памятных досок о реформаторе и царе-освободителе, выполненные из красного норвежского гранита.

Фасад украшен сложными узорами. Из материалов использовали красный кирпич, позолоченную медь и натуральные камни: мрамор, гранит. Собор декорирован разноцветной черепицей, белоснежными арками, вырезанными наличниками. Храм высотой в 81 м занимает площадь в 2500 м². Ширина постройки — 44,1 м, длина — 56,7 м. Своды внутри Спаса на крови возвышаются на 45 м. Мозаичный орнамент покрывает 400 м² внешних стен постройки.

Многочисленные элементы фасада не выглядят хаотично, прослеживается ритмичность композиции. Со стороны Михайловского сада узкий восточный фасад Спаса на Крови устремлён вверх. Здесь заметно чередование купола апсид, боковых главков, которые объединены главным куполом. Подчёркивают вертикали здания высокие, изящные кресты. Посмотреть на южный боковой фасад собора во всей красе можно с Невского проспекта.

Главная стена на западе выходит на канал Грибоедова. На Конюшенную площадь смотрит северная сторона здания. С востока пролегает автомобильная дорога, за которой следует заросший Михайловский сад. При подборе фактур и элементов декора Альфред Парланд предпочитал насыщенные и необычные образцы, свойственные концу XIX века. Храм Христова Воскресения получится помпезным, колоритным и пёстрым.

Внутренне убранство храма создано из нескольких миллионов кусочков цветного стекла. Мозаика покрывает 7065 м² площади стен, сводов, пилонов внутри собора. Красочные полотна считаются самыми масштабными в странах Европы и всего континента. Над созданием мозаичных картин работали 32 мастера студии Фролова. Эскизы разрабатывали Беляев, Рябушкин, Отмар, Нестеров, Васнецов, Харламов и другие.

Читайте также:  Посуда с башкирским орнаментом

Интерьер Спаса на Крови

Благодаря их кропотливой работе на стенах появились библейские сюжеты из цветного стекла. Для освещения установили более 1600 лампочек-свеч. Из итальянского мрамора выложены плиты пола и резной иконостас. Натуральный камень гармонично дополняет мозаику, если лучи света попадают в зал на колонны, заметен перелив мрамора. Внутри храма встречаются и другие драгоценные камни.

Для убранства использовали каменную архитектуру XVII века. Созданием деталей и мебели интерьера занимались фабрики Москвы и Италии. Внутреннее оформление помещения дополняет монументальность сооружения. Наряду с ярким мозаичным полотном основание стен выполнено из серпентинита серовато-зелёного оттенка. Полудрагоценный камень похож на змеиную шкуру за счёт неровных узоров кальцита.

Уникальный лабрадорит Волынского месторождения встречается в оформлении подкупольных опорных столбов или пилонов. Камень тёмно-серого, практически черного оттенка при попадании света переливается множеством оттенков сине-зелёного спектра. Пол Спаса на Крови площадью представлен мозаичным «ковром». Его собрали более чем из 10 ярких сортов итальянского мрамора. На полу сложили 45 неповторимых узоров.

На месте, где совершили покушение на императора, установлено распятие, выполненное из мрамора и гранита. Фрагмент мостовой окружён иконами с ликами святых. Из-за двухрядного расположения окон Спас на Крови в течение всего дня наполнен светом и напоминает отсвет голубого неба. Раньше стёкла отличались по цвету: сверху устанавливали голубые, а снизу — прозрачные.

Реликвии Спаса на Крови

В центре храма сохранили часть мостовой из булыжников конца XIX века, на которой была обнаружена кровь российского императора. Этот фрагмент отгородили и заключили в шатёр из уральской яшмы. Навес на колоннах по задумке архитектора служит покровом и читается как символ защиты священного места. Посетителям напоминают основную причину возведения храма: почтение памяти царя-мученика Александра II народом России.

Каменный иконостас вырезан из итальянского мрамора в пастельных тонах. Его изготовила генуэзская фирма «Нови». В храме этот элемент имеет важное значение, поэтому от исполнителей требовали знания церковного искусства. Каменные обрамления и барельефы выполнены с особой точностью, создаётся впечатление резьбы по дереву. Итальянские мастера придерживались эскизов А. А. Парланда.

С каждой стороны перед иконостасом расположены киоты, разделяющие храмовое пространство и клиросы. Киоты выполнены выдающимися камнерезами России. На их создание ушло порядка 12 лет. Основным материалом стали: орская, ревнёвская и аушкульская яшма, кварцит, коргонский порфир и родонит. Киоты с резьбой по камню добавляют внутреннему убранству храма привлекательности и декоративности.

Некоторые иконы и изображения на стенах ликов святых выполнены в виде мозаики. Отдельные работы принадлежат русским художникам и творцам. Рукам творца Н.А. Кошелева принадлежит мозаика «Преображение Христа». Образ Христа встречается в центральной композиции и называется «Христос Пантократор». Её выполнил в плафоне главного купола Николай Харламов. Его же исполнению принадлежит мозаика «Христос во Славе».

Южные своды украшает «Нагорная проповедь» В. Беляева. Художнику также принадлежат работы «Сошествие Святого Духа к апостолам», «Жертвоприношение Авраама» и «Вход Христа в Иерусалим». Северо-восточный купол украшает мозаика «Спас Благое Молчание». На ней Христос предстаёт в виде молодого безбородого юноши, до своего воплощения на земле. За спиной у него можно разглядеть крылья.

Царские врата выполнены из серебра, а богатство облика придаёт эмаль. Справа и слева от врат расположены Богоматерь и Спаситель по эскизам Васнецова. Мозаичную икону северного киота изобразил на бумаге Михаил Нестеров, а А. Невский воплотил в жизнь. По эскизу Н. Шаховского выполнены святые князь Владимир и его супруга — княгиня Ольга. Юго-западный купол украшен мозаикой «Иоанн Креститель».

На сводах юго-восточного купола собрана мозаика «Спас Эммануил». На ней Христос предстаёт в отрочестве. Андрею Рябушкину принадлежит мозаичное полотно «Насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек». В залах собора представлены стенды с демонстрацией реставрационных работ. На них можно увидеть, в каком состоянии пребывал храм и что получилось по завершении операций. Собор ещё называют «музеем мозаики» из-за площади покрытия.

Иконостас Спаса на Крови

Режим работы Спаса на Крови

Храм расположен на набережной Санкт-Петербурга. Внутри залов действует музей, где представлены фрески, убранство, иконы из мозаики и богато украшенный алтарь с отделкой полудрагоценными камнями. Экскурсию от 15 человек заказывают на входе или по записи. Посетителей в любое время очень много, возле храма туристы покупают сувениры. Точный адрес: набережная канала Грибоедова, 2Б.

Посетить храм можно в любой день недели, кроме среды. Время работы — с 10:00 до 17:30. Каждое воскресенье проводят службы в 07:30. Добраться до него можно на автобусах, личном транспорте, метро. Ближайшие станции: «Гостиный двор», «Адмиралтейская» и «Невский проспект». Для пенсионеров, студентов, лиц до 18 лет каждый четвертый четверг месяца посещение бесплатное, а в обычные дни стоимость билета дешевле.

Туристам следует соблюдать строгий дресс-код. Вход в пляжной и спортивной одежде воспрещён. Женщинам следует надевать юбку и покрывать голову платком. Мини-юбки и брюки для девушек не приветствуются. Посетителям храма запрещено курить, бегать и громко разговаривать, употреблять ненормативную лексику. Следует воздержаться от посещения собора лицам в состоянии алкогольного опьянения.

Источник

orname.ru
Adblock
detector