- Особенности романской архитектуры средневековья (кратко)
- Характерные черты
- Украшение фасадов скульптурой
- Фрески
- романская архитектура методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Средневековая архитектура кратко 6 класс
- Романский стиль
- Готовые работы на аналогичную тему
- Готический стиль
Особенности романской архитектуры средневековья (кратко)
Романский стиль в культуре Средневековья появился примерно в X веке. Развивался этот стиль примерно 2-2.5 века, и в свое время он не имел определенного названия. Дано оно было намного позже, в XIX веке.
Романский стиль в архитектуре имеет множество особенностей, и в первую очередь это слияние опыта античной архитектуры и полезных для того времени строительных решений.
Характерные черты
Есть множество особенностей романского стиля, но обратить внимание стоит на те характерные черты, благодаря которым можно узнать этот стиль в архитектуре практически с первого взгляда:
1. Строения в романском стиле обязательно будут сделаны из камня. Именно опыт строительства из этого материала был перенят в Средневековье от античной культуры.
2. Для стиля характерно использование арок, в основном они полукруглые.
3. Массивные и толстые стены тоже были обязательной чертой романской архитектуры. В то время это было гарантией защищенности зданий. Такие стены очень сложно пробить даже при использовании таранов. Поскольку во время Средневековья было множество войн, в том числе и междоусобных, приходилось строить крепкие здания.
4. В архитектуре преобладают цилиндрические элементы, а также крестообразные строения и своды.
В романском стиле строили замковые, храмовые и крепостные здания. Для всех этих типов характерны общие черты, но каждый из них все же отличался.
Замковые постройки – это не только сами замки, но и жилые помещения, казармы высотой в несколько этажей, зачастую с округлыми стенами.
Крепости – это особый комплекс всех зданий. В первую очередь крепость отличало наличие массивных высоких стен. Они служили для защиты самого комплекса. Внутри стен было сразу несколько уровней, которые предназначались для различных видов войск. Например, в специальных маленьких окошках размещались наблюдатели, а также лучники. На крыше стен крепости находились войны, отражавшие налеты с высоты и сбрасывающие всех, кто пытались забраться внутрь комплекса по стенам.
Крепости также отличались наличием опускающегося моста. Он служил переправой через искусственный ров. Сами комплексы строились на возвышенности, что служило преимуществом в обозрении.
Храмовые постройки тоже имели толстые стены и нередко окружались дополнительно крепостной стеной. Строили их такими для того, чтобы при нападении врага можно было в них укрываться.
Украшение фасадов скульптурой
Эта черта присуща романскому стилю, и о ней стоит поговорить немного больше, чем обо всех остальных. Почему она так важна? Все дело в том, что именно этот стиль отличается от других использованием скульптурных элементов для украшений самих зданий. В различных архитектурных направлениях до появления романского стиля такой практики не было, а все скульптуры могли украшать лишь территорию.
Скульптура в романской архитектуре стала использоваться только к XII веку, в конце популярности этого стиля. Позже на его смену пришла готика.
Скульптурой украшались стены строений, в основном фасады. Такие элементы могли располагаться совершенно по-разному: над проходами, окнами, на колоннах, вокруг арок и по углам зданий. Чаще всего скульптура встречалась на фасадах храмов и соборов, а композиция вне зависимости от вида строения была посвящена библейским историям и событиям, либо значимым сражениям.
Занимательно то, что нередко на скульптурах изображалась сама Вселенная, ее устройство. При этом редко эти изображения совпадали с реальностью, в основном был представлен божественный мир.
Фрески
Значительной особенностью романской архитектуры Средневековья были и фрески. Они выполнялись на батальную или библейскую тематики, при этом изображались не отдельные герои или события, а целые сцены, своеобразная история. Часто фрески покрывали все стены, иногда они имели продолжение и на потолке здания.
Еще один вариант изображения фресок – витражи. Они появились уже в то время, когда романтический стиль уже заменялся другими, но все же их можно назвать особенностью романской архитектуры. Витражи могли быть на всех окнах в помещении, при этом они изображали апостолов, героев или царей из Библии.
• Романский стиль долгое время относили просто к готическому, пока историки Европы не стали изучать архитектуру и искусство предков подробнее. Именно тогда этот стиль был выделен.
• Свое название романский стиль получил из-за того, что историки нашли связь его си стилем Римской Империи в период античности.
• Романская архитектура развивалась не только на европейском материке, в частности, в Германии, Франции, Италии и Испании, но и на территории всей современной Великобритании.
• Именно романская архитектура получила наибольшее распространение среди других Средневековых в художественных книгах и фильмах.
Опираясь на эти сведения, можно сказать, что романский стиль в архитектуре Средневековья – это весьма значительное направление, которое является не только продолжением античных архитектурных традиций, но и толчком к развитию многих других стилей, в частности, готического. Романский стиль можно смело назвать одним из основных стилей Средневековья, поскольку он по-своему оригинален. Некоторые основные элементы этого стиля применяют в архитектуре и до сих пор, в основном при строительстве коттеджей и частных построек.
романская архитектура
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме
методическая разработка для ИЗО и МХК. конспект урока с призентацией для 6 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
romanskiy_stil.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: РОМАНСКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ . «ТЯЖЕЛОЕ МОЛЧАНИЕ».
Цели: познакомить с особенностями романского стиля в архитектуре западной Европы; сформировать представление о романских храмах и замках; научить определять романские памятники архитектуры, анализируя зрительный ряд изображений.
Тип урока: урок -лекция.
I. Организационный момент.
II. Введение темы урока.
География памятников романской архитектуры довольно обширна, это территория всей западной Европы.
О времени западноевропейского Средневековья краснореч и вее и нагляднее всего говорят произведения архитектуры. Когда в огне бесчисленных войн и пожаров безжалостно погибали дер е вянные постройки, целыми и невредимыми оставались хорошо укрепленные замки феодалов и величественные храмы. Каме н ный храм в средневековом городе имел особый статус. Чаще всего он был единственным общественным зданием, куда приходили не только для молитвы, но и чтобы узнать последние новости. Со ступеней храмов провозглашались важнейшие городские и кор о левские указы. Их колокольни служили надежным ориентиром всем идущим издалека путникам.
Обращение к античным архитектурным традициям и появл е ние новых стилей зодчества характерны для архитектурного облика западноевропейского Средневековья. В этот период а р хитектура занимает исключительное положение и становится главным видом искусства. В ней традиционно выделяют два основных стиля: романский (X—XII вв.) и готический (XIII— XV вв.).
III. Изучение нового материала.
Романский стиль архитектуры
В Средние века одним из самых распространенных общес т венных сооружений X—XII вв. становится античная римская б а зилика, положившая начало так называемому романскому стилю архитектуры. Термин романский стиль возник по причине того что, романская архитектура возникла на территории бывшей Римской империи. Значител ь ным было и влияние византийского зодчества. Однако романская архитектура имела и свои собственные завоевания.
Начало романской эпохи было ознаменовано бурным разв и тием церковной архитектуры, которая играла в обществе дом и нирующую роль.
Господствующий тип храма — вытянутая в плане базилика, символизирующая главную идею католической церкви — идею крестного пути, пути страданий и искупления грехов. Здание церкви мыслилось как центр Вселенной, земное воплощение б о жественной модели мира.
Храм подобного типа должен был вмещать большое количес т во людей, поэтому перед архитекторами встала задача расшир е ния внутреннего пространства. Решение этой задачи было в первую очередь связано с использованием каменных перекрытий. От деревянных конс т рукций, приводивших к частым пожарам, пришлось отказаться. Купола мало соответствовали продольному плану подобных п о строек, поэтому в романских храмах стали использовать цилин д рические и крестовые своды перекрытий. Особенностью романских храмов также являются расположенные под хором небольшие подземные помещения, служившие местом хранения церковных реликвий, а также использовавшиеся для погреб е ний. Для освещения центрального нефа стали строить высокие своды с многочисленными окнами. Внешний облик романских храмов дополняли башни: центральная крупная и боковые — квадратные и восьмигранные.
Характерный элемент романской архитектуры — арочная фо р ма дверных и оконных проемов.
В период ее расцвета, в XII в., входы соборов стали оформляться в виде расположенных одна за другой, уменьшающихся полукруглых арок, опирающихся на пристенные колонны, так называемый перспективный по р тал.
В создании и украшении романских храмов участвовали не только зодчие, но и живописцы, скульпторы, мастера декорати в но-прикладного искусства. Так, порталы романских церквей имели скульптурное убранство, которое выполняло очень ва ж ную просветительскую функцию. Прежде всего оно говорило о суровом и неотвратимом наказании человека за греховную земную жизнь. Действительно трудно найти более удобное место для назидания верующих. В центре композиции обычно изображ а ли восседающего на троне Христа, а остальное пространство п о лукруглой части над дверным проемом, ограниченное аркой и украшенное рельефом или мозаикой (тимпана), делилось на р е гистры. В верхнем изображалась Дева Мария и некоторые апо с толы, в нижних, по правую руку от Христа, располагался рай, слева — ужасающие подробности ада с традиционным сюжетом «Взвешивания души». Стоя перед таким порталом, верующий ч е ловек всерьез боялся конца света и больше думал о спасении со б ственной души. Безобразные и наводящие страх демоны, муча ю щиеся в аду грешники оказывали огромное психологическое во з действие на зрителей, наглядно демонстрируя неотвратимую расплату за неправедный образ жизни.
Фресковые росписи храмов сохранились лишь в редких сл у чаях, так как мастера применяли клеевые краски по мокрой и с у хой штукатурке. Со временем краски осыпались вместе со сло я ми штукатурки.
Крупнейшими центрами романской архитектуры стали Франция, Германия и Италия. Знаменитую «падающую башню» в итальянском городе Пизе сегодня знает каждый. Пизанский с о бор (XI—XII вв.) представляет собой грандиозную и в то же вр е мя простую в плане пятинефную базилику. В средней части тра н септа возвышается эллиптический купол. Поверхность стен о б лицована белым и черным мрамором, фасад здания украшен четырьмя ярусами декоративных аркад на колонках. Шесть яр у сов таких же аркад покрывают стоящую рядом беломраморную «падающую башню», получившую такое название из-за сильного наклона (отклонение от вертикальной линии на 4,5 м).
Архитектура романского стиля отличалась оборонительным, крепостным характером — имела массивные стены, узкие окна, высокие башни. Такая особенность была вызвана ча с тыми войнами, суровыми условиями жизни и желанием отгородиться от внешнего мира. Постройки этого периода отличались сур о вой простотой, ясностью объемов, внуш и тельностью, тяжеловесностью, монолитностью, замкнутостью и отсутствием украшений.
Главными и наиболее значимыми сооружениями романского стиля были монастырь-крепость, храм-крепость, замок-крепость.
Средневековая архитектура кратко 6 класс
Эпоха средневековья представлена двумя основными стилями:
Романский стиль
Развитие стиля пришлось на одиннадцатый век нашей эры. Наиболее полное отражение стиль нашел в архитектуре. Распространение романского стиля получило движение от монашеских орденов, возникающих тогда в больших количествах. В то время для орденов возводились архитектурные сооружения в виде монастырей, храмов, приходских, крепостных, кафедральных церквей, что в свою очередь способствовало накоплению опыта в строительстве.
На смену военным римским лагерям приходили городские постройки, играющие роль административных центров, жилые дома приняли форму крепостных башен и крепостей.
Романские постройки характеризуются лаконичностью наружной отделки, основательностью и прочностью, массивностью стен и узкими проемами окон. При этом сооружения идеально вписываются в окружающий ландшафт.
Влияние монашеских орденов напрямую отразилось на внешнем облике зданий. Здания не имеют излишеств, строги и практичны, но при этом окна могли быть как в форме трилистников, так и глаз, ушей. Сооружения отличаются своей массивностью, всем своим видом указывая на силу и мощь владельца.
Основные особенности романского собора:
- высота,
- увеличенная алтарная часть,
- каменные своды, обычно крестовые, коробовые, плоские по балкам, цилиндрические пришли в замену кессонным потолкам,
- мощные колонны и стены,
- полуциркульные арки,
- продольная организация пространства в основе плана.
Наиболее значимые памятники архитектуры, построенные в романском стиле:
- Даремский собор Христа, Девы Марии и св. Катберга;
- Окемский замок;
- Лаахское аббатство Святой Марии;
- Лимбурский собор;
- Церковь Святого Якоба;
- Церковь Богородицы в Калуннборге;
- Пизанский собор.
Готовые работы на аналогичную тему
Даремский собор был сооружен в 1093 г. в г. Дарем, поблизости с границей с Шотландии, по поручению епископа Вильгельма де Сен-Кале. Расположен на вершине утеса. Помимо эстетической функции выполняет еще и оборонительную роль.
Окемский замок был возведен в конце двенадцатого века в виде усадьбы барона нормандского Волчелин Де Ферреса в Великобритании.
Рисунок 1. Окемский замок в Англии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Лаахское аббатство — средневековый монастырь в Германии, возведенный на берегу Лаахского озера в 1216 году. Является одним из самых выдающихся по красоте архитектурным сооружением романского стиля.
Лимбурский собор строился в четыре этапа с 1206 по 1235 год на месте старинного храма.
Церковь Богородицы была основана около 1170 года на северо-западе города Калуннборг в Дании. Церковь выстроена в форме греческого креста из красного кирпича. По многим параметрам схожа с Иерусалимским Храмом Гроба Господня. Своими пятью башнями отсылает на посланный Богом на землю Небесный Город, так называемый Небесный Иерусалим.
Пизанский собор – действующий собор, музей в Итальянском городе Пиза, построен в конце тринадцатого века. Собор уникален своим стилем, в котором собраны архитектурные элементы византии, ислама, ломбардии. Имеет вид латинского креста, применение техники чередования белого и черного мрамора и арочных сводов внутри собора создает ощущение огромного пространства, свойственным мечетям. Византийское влияние основывается на применении колоннад из гранита черного цвета. Колонны ранее были привезены из мечети города Палермо, в 1063 году завоеванной пизанцами.
В целом романский стиль господствовал в Западной и частично в Восточной Европе в XI-XII веках.
Готический стиль
Родиной стиля по праву считается северная часть Франции. Сперва готический стиль доминировал в архитектуре храмов, церквей и монастырей, затем отразился и на гражданских постройках в виде дворцов, административных зданий и домов.
Особенности готического стиля в архитектуре:
- Полуарки (аркбутаны) или стрельчатые каменные арки, придающие строению невесомость и воздушность
- Узкие башни, стремящиеся ввысь
- Кованые шпили на крыше
- Геометрическое подчеркивание вертикали во всех частях сооружений, стремящихся ввысь
- Огромное количество элементов декора (вимперги, тимпаны, архивольты)
- Удлиненные окна больших размеров стрельчатого типа, как правило с витражными узорами.
- Порталы, как элементы обрамления главного входа в здание, предназначенные для визуального увеличения проемов дверей
- Кованые массивные двери в заостренных, глубоких, вытянутых проемах.
Природный камень являлся основным материалом для возведения сооружений. Добывали белый камень в основном во Франции, вблизи Турне, откуда материал доставляли по всей Европе.
Наиболее значимые памятники архитектуры, построенные в готическом стиле:
- Собор Шатре
- Собор Реймсе
- Собор Парижской Богоматери
- Кельнский собор
Собор Шатре был построен в 1260 году в французском городе Шатр и стал одним из шедевров архитектуры готического стиля. Был построен на месте сожженного пожаром кафедрального собора, выстроенного в романском стиле. Уцелевшие башни и крипта стали знамением свыше и причиной строительства в почти уничтоженном городе нового собора.
Рисунок 2. Собор Шатре, Франция. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Собор Реймсе был построен в 1311 году в французском городе Реймсе. В Средневековье, практически до XIX века являлся местом коронации французских монархов.
Собор Парижской Богоматери построен в 1345 году в Париже. По праву является одним из символом столицы Франции. Как и многие другие храмы той эпохи сооружен на фундаментах ранее разрушенных церквей. Данный собор расположен в месте первой христианской церкви в Париже – базилики Святого Стефана, который в свою очередь был построен на разрушенном галло-римском храме Юпитера.
Кельнский собор строился в два этапа, в период с 1248 по 1437 год и с 1842 по 1880. По окончанию стройки собор стал самым высоким зданием в мире. Высота сооружения достигла 157 метров.
На смену Средневековья пришла эпоха Возрождения или как еще называли эту эпоху — Ренессанса.
Первый художественный стиль, появившийся в средневековой архитектуре в X веке, получил название романский. Здания, выполненные в романском стиле, напоминают об эпохе Древнего Рима. Вся средневековая культура, и архитектура в том числе, подражала Римской.
После падения Римской империи ее место заняла Византийская империя. В архитектуре Византии остались и сохранялись на протяжении 1000 лет средневекового периода традиции античности. В отличии от древних римлян жители Византии были христианами. Самыми важными постройками, оставшимися после них, были христианские церкви. Купольные базилики и крестово-купольные храмы.
В VI веке Византийское государство переживает расцвет, что отражается в строительстве огромных храмов, перекрытых сводами различных форм. На основе обычных крестовых сводов возникли вспарушенный, парусный, с куполом, с куполом на барабане. Купол располагался над центральным нефом, а окна на барабане пропускали струящийся с неба свет в церковь.
Византийская архитектура повлияла на другие страны. Византийских мастеров приглашали для строительства и украшения зданий в Древнерусском государстве.
Каменное зодчество Древней Руси
В X — XI веках на территории восточнославянских княжеств Древней Руси стали возводить белокаменные православные храмы. Одним из первых была Десятинная церковь в Киеве. Высокие, многокупольные Софийские Соборы были построены в Новгороде, Киеве, Полоцке.
Не менее красивы и небольшие храмы с одной главой. Например, церковь Покрова на Нерли, построенная во Владимирском княжестве Андреем Боголюбским в 1165 году. Росписи византийских зодчих на русских храмах остаются загадкой для современных исследователей.
Романская архитектура относится к периоду середины XI – конца XII веков. Возрождая античные традиции, архитектура стала сводчатой. При возведении большого свода нужно было достичь его идеальной формы и добиться точного прилегания блоков. Мастерство зодчих развивалось, и постепенно в Европе стали строить здания с полными сводами. Зданиями в романском стиле являются базилики. Примером может служить церковь аббатства Сент Манлен в Везле (Франция), включенная в список объектов всемирного наследия Юнеско.
Основные направления романской архитектуры: императорские соборы Германии (соборы в городах на реке Рейн), паломнические базилики, церкви круга Клюни, архитектура герцогства Нормандия.
Кроме соборов и церквей, в средние века строились романские и готические замки, предназначавшиеся для защиты от врагов. Они состояли из укрепленной каменной стены, окружающей двор, и башен с жилыми помещениями. Во внутреннем дворе находились хозяйственные постройки. На русской земле, кроме княжеских замков, оборонительным сооружением был кремль.
В \(XI\)–\(XIII\) веках в архитектуре средневековой Европы были распространены постройки в романском стиле. Своё название он получил из-за того, что в нём сохранились некоторые черты архитектуры Древнего Рима (а именно — использование арок и сводов).
Для романской архитектуры характерны большие, массивные постройки, которые бы символизировали силу и мощь своего владельца. Такими постройками были церкви, монастыри, замки. Романские церкви представляли собой базилики (вытянутое прямоугольное сооружение), как правило, состоящие из \(3\) нефов (проходов).
Средневековый замок представлял собой укреплённое жилище зажиточных феодалов. Его строили на возвышенности, для удобства наблюдения за окрестными землями и обороны от врагов.
Готический собор имел новую конструкцию свода, основой которого была каркасная система. А фасады были украшены большим количеством статуй и резными деталями.
Презентация «Архитектура Средних веков» предназначена для уроков истории Средних веков в 6 классе. Она расскрывает особенности готического и романского стилей архитектуры.
- Торжественно звучит — «Архитектура»! Звучит изящно и легко. И в слове этом будто бы его структура, Как будто камни сложены звено в звено!
- Архитектура — музыка, песнь камня, Что ввысь возносится в колоннах к облакам. Что гения влечёт так неустанно Построить дом красивый или храм.
- О, древняя Красавица-Архитектура! Своих творений мастерством Рассказываешь, как литература, Загадочную повесть о былом!
1. Перечислите стили средневековой архитектуры.
2. Назовите отличительные черты каждого из стилей.
3. Сравните архитектурные стили между собой.
4. Приведите примеры средневековых построек, выполненных в разных стилях.
1. Перечислить стили средневековой архитектуры.
2. Назвать отличительные черты каждого из стилей.
3. Сравнить архитектурные стили между собой.
4. Привести примеры средневековых построек, выполненных в разных стилях.
1. Могу перечислить стили средневековой архитектуры.
2. Могу назвать отличительные черты этих стилей.
3. Могу сравнивать и отличать стили друг от друга.
4. Могу приводить примеры средневековых построек, выполненных в разных стилях.
Отличительные черты романского стиля
1) Мощные, гладкие стены с небольшими окнами-арками.
2) Широкие башни-пирамиды.
3) Простой, скромный декор фасада.
4) Пышный декор фасада, узорчатость.
5) Большое количество скульптур на фасаде здания.
6) Повторяются очертания полукруглой арки.
7) Напоминает крепость.
8) Напоминает пышный дворец.
9) Три нефа: центральный поднят над боковыми.
10) В плане имеет вид креста, в центре — башня.
11) На вид грубоват и приземист.
Поперечный разрез романского
Отличительные черты готического стиля
1) Легкий, высокий стрельчатый свод.
2) Внутренняя опора — пучки узких, высоких колонн.
3) Наружная опора — массивные столбы, соединительные арки.
4) Пологие крыши.
5) Прямоугольные маленькие окна, света мало.
6) Богатое украшение фасада: статуи, витражи, рельефы.
7) Стрельчатые окна и огромное окно-роза.
8) Элементы стиля устремлены вверх.
9) Стрельчатые крыши, узкие башни.
10) Кружевная резьба по камню.
11) Огромные часы.
Поперечный разрез готического
Сравнение романского и готического стилей
1. Время возникновения стиля
2. Толщина и декор стен
4. Форма крыш и башен
5. Украшение фасада здания
6. Вид общего плана
Сравнение романского и готического стилей
1. Время возникновения стиля
2. Толщина и декор стен
4. Форма крыш и башен
5. Украшение фасада здания
6. Вид общего плана
Сравнение романского и готического стилей
1. Время возникновения стиля
2. Толщина и декор стен
Толстые, массивные, гладкие
Лёгкие, воздушные, украшенные
4. Форма крыш и башен
5. Украшение фасада здания
6. Вид общего плана
Сравнение романского и готического стилей
1. Время возникновения стиля
2. Толщина и декор стен
Толстые, массивные, гладкие
Лёгкие, воздушные, украшенные
4. Форма крыш и башен
Стрельчатые, устремлённые вверх, окно-роза
5. Украшение фасада здания
6. Вид общего плана
Сравнение романского и готического стилей
1. Время возникновения стиля
2. Толщина и декор стен
Толстые, массивные, гладкие
4. Форма крыш и башен
Лёгкие, воздушные, украшенные
Стрельчатые, устремлённые вверх, окно-роза
Пологие с широкими башнями-пирамидами
5. Украшение фасада здания
Стрельчатые, крутые, с узкими башнями
6. Вид общего плана
Сравнение романского и готического стилей
1. Время возникновения стиля
2. Толщина и декор стен
Толстые, массивные, гладкие
Лёгкие, воздушные, украшенные
4. Форма крыш и башен
Стрельчатые, устремлённые вверх, окно-роза
Пологие с широкими башнями-пирамидами
5. Украшение фасада здания
Стрельчатые, крутые, с узкими башнями
6. Вид общего плана
Витражи, скульптуры, рельефы
Сравнение романского и готического стилей
1. Время возникновения стиля
2. Толщина и декор стен
Толстые, массивные, гладкие
4. Форма крыш и башен
Лёгкие, воздушные, украшенные
Стрельчатые, устремлённые вверх, окно-роза
Пологие с широкими башнями-пирамидами
5. Украшение фасада здания
Стрельчатые, крутые, с узкими башнями
6. Вид общего плана
Витражи, скульптуры, рельефы
Произвольный (симметричный, ассиметричный)
Собор в Трире. Германия
Собор Святого Петра в Вормсе. Германия
Собор Нотр-Дам де Пари — Собор Парижской Богоматери. Франция
Церковь монастыря Мария-Лаах. Германия
Собор в Реймсе. Франция
Пизанский собор. Италия
Сиенский собор. Италия
1. Могу перечислить стили средневековой архитектуры.
2. Могу назвать отличительные черты этих стилей.
3. Могу сравнивать и отличать стили друг от друга.
4. Могу приводить примеры средневековых построек, выполненных в данном стиле.
В Средние века архитектура становится главным видом искусства, подчиняющим себе другие виды. В ней традиционно выделяют два стиля: романский (XI–XII вв.) и готический (XIII–XV вв.).
Романский стиль (XI–XII вв.)
Возрождение античных архитектурных традиций и появление новых стилей зодчества характерны для архитектурного облика западноевропейского Средневековья. Одним из самых распространенных сооружений X–XII вв. становится античная римская базилика, положившая начало так называемому романскому стилю архитектуры.
Характерный элемент романики – арочная форма дверных и оконных проемов. В период расцвета романской архитектуры, в конце XII в., входы соборов стали оформляться в виде расположенных одна за другой, уменьшающихся полукруглых арок, опирающихся на пристенные колонны, так называемыйперспективный портал.
Внутри перспективного портала располагался тимпан — полукруглая или треугольная ниша над входом.
В очертаниях преобладают вертикальные и горизонтальные линии. Сложная структура зданий внешне выглядит четкой и ясной. Толстые стены, создающие впечатление массивности и мощи, прорезаны узкими оконными и дверными проемами.
Основными типами архитектурных построек этого времени становятся монастырские храмы, феодальные замки, городские укрепления и жилые дома.
В романских храмах стали использовать цилиндрические (над центральным залом) и более сложные крестовые (над боковыми нефами) своды перекрытий. К числу новшеств следует также отнести второй поперечный неф (трансепт) и увеличение восточной части храма (хора), предназначенной для духовенства. Для освещения центрального нефа, затрудненного крестовыми перекрытиями боковых нефов, стали использовать высокие своды с многочисленными окнами. Внешний облик романских храмов дополняли башни: центральная крупная на средокрестье и боковые – квадратные и восьмигранные.
Центром средневековой романской архитектуры была Франция. Церковь Петра и Павла в монастыре Клюни, разрушенная во время Французской революции в конце XVIII в. (в настоящее время сохранился лишь ее фрагмент), являлась самым крупным храмом в Европе и служила прототипом для ряда других церквей. Согласно описанию н рисункам, это была пятинефная базилика с 30-метровым по высоте центральным нефом. Церковь имела пять высоких башен: две симметрично расположенные на главном фасаде, одну на средокрестье и две – на большом трансепте. В строительстве этой церкви впервые был применен новаторский прием, имевший большое значение для всего последующего развития архитектуры, – использование слегка заостренной (стрельчатой) арки свода.