10 самых красивых и необычных петроглифов
Почему индейцы шести разных племен приходили к этой скале на западе современных США и вырезали рисунки, неизвестно. Они делали это и до того, как познакомились с белыми людьми, и после (об этом говорят изображения конных всадников). Сейчас это место называется Газетный камень (Ньюспейпер Рок), штат Юта.
На языке индейцев навахо название этого места означает «камень, который рассказывает истории». Всего в скале вырезано более 650 изображений — в основном людей и животных. Иногда встречаются и абстрактные символы. Первый рисунок был вырезан в скале около 2000 лет назад.
Первые изображения вдоль берега фьорда в Тануме, Швеция, были выполнены 3800 лет назад. В бронзовом веке (впрочем, как и сейчас) население этой территории очень любило лодки. Их и рисовали: из более чем 1000 рисунков самый распространенный мотив — лодка и люди в ней.
Чтобы прикоснуться к древнему стрит-арту, не обязательно уезжать к индейцам или шведам; можно, например, обойти окрестности Онежского озера. Археологи считают, что онежские петроглифы очерчивают гигантское святилище общей территорией около 20 километров: его стенами служили береговые скалы, а куполом — небо.
Пока найдены и зарисованы далеко не все онежские петроглифы: они прячутся в мхах и лишайниках и стираются со временем, так что есть вероятность, что вы сможете обнаружить новые рисунки.
Выбитые в камне во время шаманских ритуалов, каменные звери Твифелфонтейна в Намибии старше всех перечисленных выше петроглифов: они были сделаны около 6000 лет назад. Здесь встречаются жирафы, носороги, антилопы, зебры, львы, слоны, а люди изображены с луком и стрелами. Всего художники каменного века оставили на этой горе около 2500 рисунков.
Если проехать километров 700 по Чуйскому тракту, можно найти самое крупное собрание петроглифов Сибири. Оно находится в урочище Калбак-Таш на Алтае. Рисунки на скалах там оставляли и люди каменного века, и скифы, и тюрки (последние еще и писали на камне буквы).
Эти жутковатые глаза уже 10 000 лет смотрят с камней территории, которая сейчас называется Британской Колумбией в Канаде.
Плато Тассили-н-Аджер напоминает пейзажи Татуина, но арабы-проводники знают, где в пустыне найти скалы с тонкими фигурами доисторических охотников, датируемые 4 тысячелетием до нашей эры.
Петроглифы озера Канозеро в Мурманской области были обнаружены только в 1997 году, хотя туристы ходили мимо этих скал десятилетиям, оставляя более современные рисунки и надписи. Сейчас знаменитые «крокодилы Кольского полуострова» укрыли стеклянным куполом. Полюбоваться на трехтысячелетние изображения может любой желающий.
Это не поздний Пикассо, это творчество доисторических племен, предков индейцев Патагонии. В пещере Куэва-де-лас-Манос («Пещере рук») в Аргентине на стенах осталось множество отпечатков мальчишеских левых рук. Ученые считают, что оставление отпечатка входило в обряд инициации.
Строго говоря, руки и другие изображения из Куэва-де-лас-Манос — не петроглифы, а петрограммы, потому что нарисованы на камне, а не вырезаны в нем. Но мы включили пещеру в этот список, потому что она не хуже петроглифов позволяет увидеть творения рук людей, живших за тысячи лет до нас.
Старинный узор на камне
Довольно часто на известняке, граните, сланце или других породах и минералах крымские туристы находят «отпечатки» растений, образующих эффектные картины и узоры, соперничающие по красоте и точности линий лучшими образцами графики или с произведениями искусной вышивки. Однако на смену чувству восхищения природным узором может прийти удивление, смешанное с разочарованием, когда специалисты, взглянув на выявленное чудо, сухо говорят: «Это вовсе не отпечатки растений, а дендриты».
Впрочем, хороший образец с дендритом вовсе не повод для разочарований, ведь подобные творения природы украшают как домашние коллекции, так и лучшие музейные собрания. Даже великий учёный Михаил Васильевич Ломоносов восторгался узорчатыми образованиями, так что и нам не грех.
Что же такое дендриты и как они образуются?
Дендрит (от греч. δένδρον, лат. dendron — дерево) — разветвлённый отросток нейрона, который получает информацию через химические (или электрические) синапсы от аксонов (или дендритов и сомы) других нейронов и передаёт её через электрический сигнал телу нейрона (перикариону), из которого вырастает. Термин «дендрит» ввёл в научный оборот швейцарский ученый В. Гис в 1889 году
Нейрон или нервная клетка (от др.-греч. νεῦρον — волокно, нерв) — структурно-функциональная единица нервной системы. Нейрон — электрически возбудимая клетка, которая предназначена для приёма извне, обработки, хранения, передачи и вывода вовне информации с помощью электрических и химических сигналов.
Типичный нейрон состоит из тела клетки, дендритов и одного аксона. Нейроны могут соединяться один с другим, формируя нервные сети.
Любой материал можно выращивать, если он имеет кристаллическую структуру, всё в природе пронизано такими структурами. Как нервная система живых существ, так и космос с его звездами в целом — это всё нейронная сеть, через которую передается информация.
Современная наука определяет дендрит как «сложнокристаллические образования древовидной ветвящийся структуры», «минеральные агрегаты древовидной формы». Дендриты образуются в трещинах горных пород или в вязком, ещё не затвердевшем веществе.
Процесс образования дендрита принято называть дендритным ростом, так как он очень похожий на рост настоящего дерева.
В качестве примеров роста кристаллов дендритов можно привести ледяные узоры на оконном стекле…
К трёхмерным дендритам относятся чрезвычайно эффектные образцы самородного золота, серебра, меди, похожие на ветвящиеся кораллы.
дендрит окисла меди
В зонах окисления рудных месторождений так кристаллизуется самородная медь, которая огибает повороты и препятствия в трещинах.
Так же получаются живописные окислы марганца в тонких трещинах, когда диоксид марганца (пиролюзит) в стеснённых условиях и при перепадах температуры в процессе роста расщепляется на множество отдельных ветвей. Причём рост происходит в направлении питающего раствора. Кажется, что подобно дереву, кристалл тянется к источнику энергии, приспосабливаясь к условиям, огибает препятствия. Подобные наблюдения в XVIII веке служили благодатной почвой для размышлений учёных мужей о сходстве растительного и минерального миров.
В трещинах горных пород растут двухмерные дендриты. Именно их часто и путают с отпечатками растений. Да и как неподготовленному человеку не спутать, когда перед ним отчётливо видны стебли, отростки, листики, хвоя.
Самый надежный способ не поддаться обману — внимательно присмотреться к находке. На листьях, как правило, видны жилки, снабжающие лист водой, солями, тем самым они выполняют функцию, сравнимую с кровеносной системой у человека. Жилки на листе бывают сетчатыми, дуговидными, параллельными, перисто-крабежными, переисто-петлевидными, пальчато-ветвистыми и веерными, как у дерева гинго билоба. Ничего подобного у дендритов нет, однако, надо признать, что отдельные экземпляры дендритов могут ввести в заблуждение даже людей, интересующихся наукой.
Таковы знаменитые моховые агаты. Дендриты в них бывают невероятно похожими на талломы мхов или водоросли.
Трёхмерные дендриты растут в пустотах горных пород. Появление трёхмерных узоров на моховых агатах объясняется просто: когда-то расплавленное вещество было вязким, словно желе, что создавало условие для роста в нём дендритов.
Дендриты образуются в металлических расплавах. Если расплавы долго остывают в них появляются крупные дендриты. В случае быстрого остывания, они получаются мелкими. Самый крупный дендрит, полученный в результате плавки, достигает 39 сантиметров в высоту и весит почти 3,5 килограмма. Его назвали в честь выдающегося ученого, металлурга, одного из основоположников металлографии Дмитрия Константиновича Чернова.
Однако, чтобы увидеть дендриты, вовсе не обязательно отправляться в дальний поход, обследовать отложения горных пород, бить по ним тяжёлым геологическим молотком или посещать плавильных цех. Иногда стоит просто дождаться мороза зимой.
Когда наступают сильные морозы, на окнах появляются красивые узоры. Это тоже дендриты! Они растут при высокой влажности, когда охлаждение поверхности стекла начинается ещё при положительных температурах. Покрывающая стекло тоненькой пленкой вода при замерзании начинает кристаллизоваться и формировать дендриты. Центрами кристаллизации в таком случае служат микротрещины, всевозможные дефекты стекла, на которые мы зачастую не обращаем внимания. Интересно, что снизу дендриты больше, так как под действием силы тяжести вода стекает, а в верхней части стела ее меньше, а значит, и дендриты тоньше и изящнее.
Бьют часы. Бегут мгновенья.
Вечер вспыхнул и погас.
И настойчивы мученья
В этот поздний горький час.
Луч Луны кладет узоры
На морозное стекло.
Сердца трепетные взоры
Ищут правды, видят зло.
Нет отрады, нет привета
Вне Земли и на Земле,
В царстве солнечного света,
И в холодной лунной мгле.
Мир молчит, а сердце внемлет,
Мчатся годы и века,
Не заснет и не задремлет
Неустанная тоска.
В Небесах плывут Светила
Безутешной чередой,
И бессменно и уныло
Тучи стелются грядой.
Зло с добром, печаль с мечтою
Нераздельная семья,
И бесцельной Красотою
Вспыхнул светоч Бытия.
И как будто кто-то тонет
В этой бездне мировой,
Кто-то плачет, кто-то стонет
Полумертвый, но живой.
И бегут, бегут мгновенья,
Новый вечер вновь погас,
И настойчивы мученья
В этот поздний горький час.
И напрасно ищут взоры
Разгадать добро и зло.
И Луна кладет узоры
На морозное стекло.
Константин Бальмонт
Наскальные рисунки древних людей
Задолго до изобретения письменности люди начали искать способы передачи своего видения мира. Рассказывать о переживаниях, привлекать удачу в охоте, делиться сценами из жизни они стали с помощью петроглифов. Так называют наскальные рисунки древних людей, которые выбивали на камнях или наносили краской начиная с эпохи палеолита. Название происходит от двух древнегреческих слов: πέτρος — камень и γλυφή — резьба.
Наскальная живопись первобытных людей найдена по всему земному шару – в 120 странах обнаружено более 35 миллионов петроглифов. Археологические открытия сделаны в Испании, Италии, Германии, Англии, Алжире. В России древние рисунки можно увидеть в Карелии, Мурманской и Воронежской областях, Башкирии, Хакасии (Боярская и Сулекская писаницы). Исследования продолжаются и в наши дни, а уже обнаруженные петроглифы до сих пор хранят немало тайн.
Первые наскальные рисунки
Настоящей сенсацией в научном мире стало открытие древней живописи в пещере Гибралтара. По оценкам ученых, найденные тут изображения сделаны около 40 тысяч лет назад. Это значит, что наши представления о древнем человеке ошибочны – неадертальцы не были примитивными дикарями. Наши далекие предки нашли способ передавать свое восприятие мира, нанося рисунки на скалы.
Первым петроглифы нашел Марселино де Саутуола. В 1879 году вместе с дочкой они исследовали пещеру Альтамира в Испании. Археолог-любитель обнаружил внутри то, что взбудоражило ученых всего мира – рисунки, выполненные в эпоху палеолита. Находка настолько шокировала исследователей, что они сочли древнюю живопись фальсификацией. Однако скоро научному сообществу пришлось взять свои слова обратно и отказаться от обвинений – петроглифы были обнаружены в пещерах других стран.
О чем говорят наскальные рисунки
Изучение петроглифов помогает больше узнать о мире прошлого. Петроглифы – это древние наскальные изображения, уникальные источники информации для научных дисциплин от антропологии до зоологии. Наскальные рисунки первобытных людей говорят о тяге человека к творчеству. С их помощью ученые больше узнают о культуре и быте наших предков, а иногда даже знакомятся с историей местности, где были нанесены рисунки.
Одна из главных археологических достопримечательностей Северной Африки находится в Сахаре. В 1933 году на скалах и в пещерах в Тассилин-Аджере и Акакусе обнаружены петроглифы, которые помогли лучше узнать о прошлом пустыни. Как выяснилось, в эпоху неолита тут был совершенно другой климат и богатая экосистема. Наскальные изображения помогли установить примерные сроки появления новых видов животных – например, верблюдов.
Ученые сравнивают петроглифы с рассказами, с помощью которых древние художники передавали свое видение мира, делились новостями. Важно понимать, что это не рисунки с натуры, а сцены из жизни, переработанные сознанием человека, что они неразрывно связаны с верованиями и обрядами. Исследователи предполагают, что таким искусством наши предки пытались привлечь удачу перед охотой или рыбалкой, задобрить духов, предупредить соплеменников об опасности.
Чаще всего изображали животных: оленей, лошадей, кабанов, лисиц. С помощью наскальных рисунков можно познакомиться с видами, которые в наши дни уже не существуют, например, мамонтами и саблезубыми тиграми. Художники эпохи неолита делились сценами из повседневной жизни. Их мысли занимала охота, сражения и обряды. Примечательно, что чем древнее рисунки, тем тщательнее они выполнены. Поздние петроглифы аккуратностью исполнения не отличаются, нередко они даже не завершены. После изобретения бумаги необходимость высекать изображения отпала.
Техника выполнения и материалы
Каждый древнейший памятник живописи особенный. Способы нанесения рисунков, инструменты и краски, выбранные для творчества объекты – все это серьезно различается.
Художники древности использовали для выдалбливания изображений твердые и острые предметы. Во время раскопок археологи находят разные инструменты. Например, на стоянке древних людей Ле Рок де Сер обнаружен каменный резец. Им делали прорези, в которые потом наносили специальную краску.
Древний человек постепенно оттачивал мастерство, пробуя все новые способы и техники. В эпоху палеолита начали использовать штриховку и комбинированную роспись.
Краска древнего человека – охра разных оттенков, марганцевая руда и древесный уголь. Древние художники также использовали мел. Самый, пожалуй, необычный компонент по современным меркам – гуано летучих мышей. Все ингредиенты тщательно растирали камнями, а затем к полученному порошку добавляли животный жир и тщательно перемешивали. Для хранения использовали полые части костей.
После того, как краску заливали внутрь, необычный тюбик «закрывали» – кости с двух сторон запечатывали с помощью затвердевшего жира. Наносили изображения острыми палочками с расщепленными концами. Прообраз современной кисти – кость, к которой прикреплен маленький кусочек шерсти. Обычно сначала выводили контур, а потом закрашивали изображение. Древние художники не останавливались на достигнутом, постоянно экспериментировали и изобретали все новые способы. Например, разбрызгивали краску через тростинку.
Художники древности не уделяли должного внимания композиции и пропорциям тела. Некоторые животные непропорционально большие по сравнению с другими, некоторые – напротив крошечные. Однако все это скорее особенность, чем недостаток. Наши предки нередко создавали детальные и мастерски выполненные объемные изображения, используя рельеф скал для большей выразительности. Воображению, таланту и изобретательности древнего человека можно только позавидовать.
Знаменитые наскальные рисунки
Один из самых известных памятников археологии находится в Испании. Пещера Альтамира, в которой можно увидеть объемные изображения животных, в наши дни закрыта для посещения туристами. Это вовсе не прихоть ученых, а необходимость. Все дело в том, что изображения на сводах пещеры нанесены растительными красками, на которые оказывают губительное воздействие разные неблагоприятные факторы.
Туристы со всего мира стремились увидеть своими глазами древнюю живопись. Это не лучшим образом сказалось на влажности и температуре внутри пещеры. Рисунки покрылись плесенью. Власти Испании сначала ограничили посещение объекта, а затем и вовсе его закрыли. Однако все желающие познакомиться с петроглифами Альтамиры могут побывать в музее, расположенном недалеко от пещеры.
Быки пещеры Альтамира
В разных уголках нашей страны от Красноярского края до Карелии обнаружено немало мест с наскальной живописью. В России петроглифы называют обычно «писаницы». Древние художники не всегда творили в пещерах, излюбленные места – под открытым небом, например, на скалистых берегах рек и озер. Предполагают, что такие места имели для наших предков сакральное значение, рядом с ними проводили обряды и ритуалы.
Капова пещера
С каждым годом интерес к древней живописи растет. Все больше туристов хотят прикоснуться к миру прошлого, полному тайн и загадок. В России можно познакомиться с Беломорскими петроглифами, наскальной живописью Каповой пещеры, Шалаболинской писаницей, петроглифами Канозера и другими памятниками археологии. Не все рисунки можно хорошо рассмотреть в наши дни из-за разрушительного воздействия неблагоприятных факторов. Однако работа по сохранению наскальной живописи и ее изучению ведется непрерывно.
Петроглифы — писаницы или наскальные изображения
Петроглифы (писаницы или наскальные изображения) — это нарисованные краской или выбитые изображения на каменной основе (от др.-греч. πέτρος — камень и γλυφή — резьба). Могут иметь самую разную тематику — ритуальную, мемориальную, знаковую.
Также петроглифами называют все изображения на камне древнейших времён, с палеолита вплоть до Средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система письменных знаков. Абсолютно однозначного определения не существует. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные живописные рисунки, так и более поздние рисунки и гравировки, например, на специально установленных камнях, мегалитах или на скалах.