Стиль архитектуры русского музея

История

Сокровищница отечественного искусства Русский музей занимает одно из красивейших зданий в центре Петербурга — бывший великокняжеский Михайловский дворец. Архитектурному гению Карло Росси мы обязаны тем, что в 1820 — гг. в центре Российской столицы появился ампирный ансамбль: дворец, площадь и улица, связанные с именем младшего сына императора Павла I великого князя Михаила Павловича. Строительство дворца началось в 1819 г. по повелению Александра I вблизи Михайловского замка, на месте построек прилегавшего к нему сада. В этом были удобство и близость сообщения с Зимним и Аничковым дворцами, Невским проспектом, возможность иметь собственный сад.

Согласно проекту, центральное место в ансамбле принадлежало дворцу. К нему примыкали два симметричных служебных флигеля-каре Западный — Фрейлинский, восточный — Манежный, в один ряд с Манежным флигелем шел Конюшенный корпус, за ним на углу Инженерной и Садовой улиц — Прачечный дом; в просторном саду — павильон, пристань на реке Мойке и мостик на прудах. Закладка состоялась 26 июня.

За 1819 — 1820 гг. был возведен главный корпус. В 1821 г. дворец достроен и поставлены оба примыкающие к нему флигеля. К концу сезона 1822 г. общестроительные работы были завершены (работы каменных дел мастеров Ф.Адамини, Д.Адамини и И.Бернадаци). В 1823 г. для проведения отделочных работ Строительная Комиссия заключила договоры на конкурсной основе с лучшими декораторами. Реконструкцию Михайловского сада производил архитектор А.Менелас.

В 1824 г. внутренняя отделка дворца шла полным ходом. В феврале того же года великий князь Михаил Павлович женился на принцессе Шарлотте Вюртембергской, при переходе в православие получившей новое имя и титул великая княгиня Елена Павловна. К середине августа 1825 г. работы были в целом завершены.Александр I, осмотрев дворец, остался чрезвычайно доволен. Он наградил Росси орденом Св. Владимира степени и бриллиантовым перстнем. 30 августа 1825 г. построенный дворец был освящен и пожалован Императором младшему брату в вечное потомственное владение. В итоге на сооружение дворца ушло 6 лет и сумма, выплаченная казной, составила 7.875.000 руб.

Архитектура и интерьеры

Парадный фасад дворца обращен к площади. Нижний этаж, обработанный рустом, является основанием для устремленного вверх бельэтажа, решенного в виде трехчетвертной коринфской колоннады. В оригинальных орнаментах, составленных из доспехов и оружия, отразилась эпоха военного триумфа России (скульпторы проф. ИАХ С.С.Пименов и В.И.Демут-Малиновский).

Дворец имеет четыре этажа. Высота центрального помещения — парадного вестибюля — ок.25 м. Нижний этаж предназначался для повседневного пользования: личные комнаты владельцев, детские, резервные для гостей. В бельэтаже залы располагались анфиладой: на западной и северной сторонах — бальные, на восточной — парадные покои великой княгини и великого князя. В юго-восточном углу антресольного этажа был поставлен домовый храм св. Архистратига Михаила, цокольном этаже размещались кухни.

Внутреннее убранство поражало великолепием и выдержанностью стиля не меньше, чем внешний вид. Все было продумано изобретательным гением России и исполнено в сотрудничестве с лучшими мастерами. В каждом зале дворца Росси создал свой ансамбль из элементов, сосуществующих в единой гармонии. Особое впечатление оставляет сохранившийся доныне грандиозный Вестибюль — широкая входная арка, торжественные марши парадной лестницы, венчающая ее коринфская колоннада в бельэтаже, богато украшенный росписью плафон с верхним просветом (работы Джованни-Батиста Скотти), а по стенам — ряды прекрасно исполненных барельефов.

В большую Столовую бельэтажа вела изысканно декорированная Голубая галерея, двери которой поныне фланкируют скульптуры кариатид работы С.С.Пименова. Большая Столовая была перекрыта сводом с гризайлевой росписью кессонами и вакхическими сюжетами у его основания. Стены украшали 32 золотистого цвета мраморные пилястры, от карниза до высоких окон, дверей и зеркал шли пояса лепных и живописных орнаментов (Д.-Б.Скотти и С.С.Пименов). В облицованной мрамором Танцевальной на фоне белых стен выступали 28 трехчетвертных голубых колонн. Голубой свод, разделенный на панели, изображал группы античных танцовщиц и арабески, Высокие зеркала, вызолоченные люстры и торшеры дополняли убранство. Белая гостиная сохранилась. Росси проявил виртуозное мастерство в архитектурной композиции, акцентируя выразительность коринфского ордера. Он поделил пространство двумя парами свободно стоящих колонн на три части. Это членение подчеркнуто самостоятельным решением перекрытий каждой части. Тонко сгармонированы также высоты колонн, антаблемента и плафона с падугой. В таком исполнении зал обрел идеальные пропорции. При этом каждая архитектурная деталь, ожившая под рукой декоратора, воспринимается уже не как элемент конструкции, а как произведение искусства. Совершенная архитектурная композиция, выстроенная Росси, стала основой для создания уникального художественного ансамбля.

Следующие за гостиными парадные покои Елены Павловны на северо-восточной стороне бельэтажа отличались особым изяществом и роскошью отделки. Остались фрагменты отделки Парадной Спальни и Маленького кабинета: камин с зеркалом и цветной паркет, изысканная живопись плафонов и пилястр.

Читайте также:  Кардиган с узором букле

Парадные комнаты Михаила Павловича по-своему раскрывали характер своего хозяина. В них не было роскоши. В бельэтаже они перестроены. Нижние комнаты великого князя, выходившие на северо-восточную сторону окнами в сад, его Кабинет, Арсенал и Библиотека запечатлены в картинах и описаниях современников. «Одно лишь место, где великий князь допустил величие и пышность, — отмечал путешественник, — богатое и очень разнообразное собрание оружия, военных мундиров, головных уборов, снаряжения, всевозможных артиллерийских и других орудий в прекрасном состоянии» (А.Гренвилл). «В Кабинете и Библиотеке с коллекциями редких книг, эстампов и нумизматики, множеством роскошных изданий по искусству, хранились небольшие, удивительно тщательно обмундированные и вооруженные статуэтки под стеклянными колпаками, они стояли на верхних полках книжных шкафов. Стены залов были завешаны трофеями, состоявшими из сабель, шпаг и знамен, картинами военного содержания и портретами» (А.Н. Бенуа).

Сам Михаил Павлович не затевал никаких перестроек, зато великая княгиня чутко реагировала на новые художественные вкусы эпохи. Так в середине гг., с перестройки Андреем Штакеншнейдером двух комнат Елены Павловны началось внедрение новой архитектурной моды в интерьеры классического дворца. В целом можно сказать, что, не были затронуты лишь большие парадные залы. Сегодня в общих чертах можно представить объем и динамику перестроек. После А.Штакеншнейдера работали известные архитекторы: Гаральд Боссе 1840-50-е гг. (две гостиных и два кабинета на половине великой княгини; Людвиг Бонштедт 1850 г. (покои для Екатерины Михайловны), Александр Юркевич 1857 г. (Верхний храм), Роберт Гедике 1863 г. (Музыкальная). В 1859 г. штатным архитектором дворца стал Георг Прейс. Отдельные заказы выполняли И.Иогансон и В.Стуккей (нач.1870-х). В 1865 г. для Екатерины Михайловны и ее дочери Г.Прейс построил личные покои в Манежном флигеле, здесь великая княгиня жила до своей кончины в 1894 г. По смерти Елены Павловны Г.Прейс вел перестройки во Фрейлинском флигеле, обновлял отделку парадных комнат Екатерины Михайловны на парадной половине в нижнем этаже дворца. В 1888 г. архитектор ушел в отставку, передав свои обязанности сыну, Константину Прейсу, последнему архитектору великокняжеской резиденции. К началу гг. семья великой княгини постепенно расселилась на периферии дворца и во флигелях, опустевшие дворцовые залы постепенно ветшали.

После кончины великой княгини Екатерины Михайловны 30 апреля 1894 г., наследники решил продать дворец. Он был выкуплен казной в январе 1895 г. Николаем II для устройства в нем Русского музея в память императора Александра III (14 апреля). Управляющим музеем стал великий князь Георгий Михайлович. Строительную комиссию возглавил профессор М. П.Боткин. Производителем работ назначен архитектор АХ Василий Федорович Свиньин. Комиссия осмотрела помещения дворца и предложила оставить лишь те детали дворцового убранства, которые не входили бы в противоречие с характером будущих музейных экспозиций, но подчеркивали бы их выразительность.

В нижнем этаже решено было увеличить низкие дверные проемы и проходы между залами, убрать проходные двери, печи, камины и зеркала, на сводах живопись сохранить, заложить двери из лицевых комнат во внутренние помещения; со стен убрать живопись и лепку, лепные потолки сохранить, объединить малые комнаты в экспозиционные залы, убрать все деревянные антресоли, устроить новый входной тамбур; на верхней площадке вестибюля барельефы реставрировать, в бывших россиевских гостиных, в целом сохранить старую отделку; по всему бельэтажу оставить все живописные и лепные потолки, художественные двери, паркеты, кое-где камины. Самые значительные переделки ожидали Танцевальную и Большой Театр. Эти залы должны были сохранить только прежние объемы и расположение дверных проемов. Необходимость устройства верхнего света влекла за собой закладку всех окон.

Неоклассический стиль новой отделки больших музейных залов обуславливался задачей связать их с россиевской анфиладой. План технической реконструкции, принятый Комиссией, свидетельствовал о взятом направление на коренную реконструкцию здания:

  1. ремонт верхнего света над главной лестницей;
  2. капитальное переустройство окон с заменой деревянных широких переплетов на узкие металлические;
  3. устройство цементо-бетонных перекрытий над помещениями второго этажа для изолирования их от огня со стороны чердака;
  4. безопасное в пожарном и санитарном отношении центральное отопление с вентиляцией и увлажнением;
  5. капитальный ремонт водопроводной сети и канализации. В августе приступили к работе исполнители, отобранные на конкурсной основе.

Весной 1896 г. по мере по окончании строительного ремонта, распределились подряды на отделочные работы. Интерьеры восстанавливали и создавали архитектор В.Свиньин, живописцы Н.И.Блинов, А.Боравский, Н.Будаков, лепщики Н.И.Савин, Н.А.Попов, мраморщик К.Гвиди, паркетчики И.Тарасов, П.Беляев, А.Циффер, скульпторы А.Адамсон, столяр-краснодеревщик С. Волковиский и др.

28 февраля 1898 г. Комиссия произвела генеральный осмотр всех работ, найдя их исполненными удовлетворительно и во всем согласными с целями музея.

Владельцы

Август 1825 г. — август 1849 г. Великий князь Михаил Павлович Со дня рождения носивший звание генерал-фельдцейхмейстера, вступил в должность в 1819 г. В 1819 г. С декабря 1825 г. — генерал-инспектор инженерных войск. В 1831 г. назначен Главным начальником пажеского и всех сухопутных военно-учебных заведений и дворянского полка. В 1844г. — Главнокомандующий гвардейским и гренадерским корпусами. Шеф 18 гвардейских полков. Член Сената, почетный председатель Военной академии. Участник военных кампаний и 1831 гг. В браке с Еленой Павловной имел пятерых дочерей; Марию Елизавету Екатерину Александру Анну Прожил жизнь, отданную в жертву своим служебным и фамильным обязанностям. Скончался в Варшаве. Погребен в Петропавловском соборе.

Читайте также:  Цветочные орнаменты для вышивки крестом схемы

Август 1849 г. — январь 1873 г. Великая княгиня Елена Павловна родилась в Штутгарте. В России ее салон в Петербурге был самым европейским. Отличалась размахом и красотой устраиваемых в дворце праздников, по смерти мужа посвятила себя делам государственной важности. В годы Севастопольской войны для организации женской помощи на поле брани создала Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия. Учредительница первой в России Консерватории и председательница Русского музыкального общества. Постоянный интерес Елены Павловны к внешней и внутренней политике России нашел выход в ее участии в великом деле осуществления крестьянской реформы Александра II. Последний замысел — учреждение института усовершенствования врачей и покровительство этому заведению — уже после смерти Елены Павловны осуществила ее дочь великая княгиня Екатерина Михайловна. Известная меценатка. Погребена в Петропавловском соборе.

Январь 1873 г. — апрель 1894 г. великая княгиня Екатерина Михайловна, герцогиня Мекленбург-Стрелицкая , Родилась в Санкт-Петербурге. С 1851 г. замужем за герцогом Георгом-Августом Мекленбург-Стрелицким Будучи единственной наследницей в поколении, вместе с семьей жила в России. Как хозяйка Михайловского дворца Екатерина Михайловна следовала всем традициям своей августейшей матери. Была председательницей Императорского женского патриотического общества, попечительницей Клинического института великой княгини Елены Павловны (ныне Медицинская академия последипломного образования), Екатерининского женского института. Скончалась в Санкт-Петербурге. Имела пятерых детей: двое (Николай и Мария) умерли в младенчестве. Погребена в Петропавловском соборе.

Апрель 1894 г. — январь 1895 г. Дети великой княгини Екатерины Михайловны: герцоги Мекленбург-Стрелицкие Георгий Георгиевич Михаил Георгиевич и Елена Георгиевна, в замужестве принцесса Саксен-Альтенбургская

Источник

Михайловский дворец – главное здание Русского музея в Санкт-Петербурге

Михайловский дворец в Санкт-Петербурге

Михайловский дворец в Санкт-Петербурге – архитектурный шедевр, созданный в Российской империи русским архитектором итальянского происхождения Карлом Росси, главное здание Русского музея. Полюбоваться сооружением прибывали знаменитые иностранцы, признавшие Михайловский дворец лучшим зданием Европы. Император наградил архитектора за работу орденом Святого Владимира Ш степени и участком земли для строительства собственного дома в Санкт-Петербурге за казенный счет.

Предпосылки возникновения и история строительства

История возникновения дворца начинается в 1798 году с рождения сына Павла I, Михаила. Император повелел ежегодно откладывать средства на строительство для наследника, который величием и роскошью затмил бы резиденции европейских государей, подчеркнув статус Российской империи.

12 марта 1801 года царя убила группа заговорщиков. Новый император Александр I через 20 лет после смерти отца начал строить резиденцию младшему брату, претворяя в жизнь план отца. Для строительства пригласили Карла Росси, который славился умением и талантом. Строительство велось 6 лет и обошлось в 8 миллионов рублей.

Строить дворец начали в 1819 году на пустыре у реки Мойки. Зодчий скрупулезно продумал закладку фундамента и декорирование здания. Дикий лес около Мойки превратили в ухоженный сад в английском стиле. Рядом с резиденцией Михаила архитектор создал площадь и новые улицы. Для надежности строительства работы велись только в теплое время года. В 1825 году стройка завершилась, и великий князь Михаил Павлович с супругой сразу переехали в новый дом.

Архитектура здания

Михайловский дворец построен в стиле ампир, высокого классицизма. Стиль отражает римскую классику в сочетании с египетскими мотивами: торжественность и парадность в архитектуре, театральность в оформлении построек и интерьеров. Обязательное наличие колонн, пилястров, лепных карнизов.

Античные скульптуры (сфинксы, львы) располагаются упорядоченно с соблюдением равновесия и симметрии. Стиль с массивными формами, элементами военной символики подчеркивает могущество власти и государства.

К главному корпусу двухэтажного здания по бокам примыкают два служебных – для кухни, манежа и конюшен Флигеля связаны со зданием металлической изгородью с несколькими воротами.

Фасад изумляет изысканностью и утонченностью убранства. В центральной части – элегантный портик: выступающая вперед часть с семью арками, которую поддерживают восемь колонн. По обе стороны от портика на главном фасаде размещены по шесть колонн. Строение украшено белоснежной лепниной.

Первый этаж декорирован рустами – камнями оригинальной фактуры, тщательно подогнанными друг к другу, которые придают зданию неповторимость и уникальность. Ко входу во дворец ведет гранитная лестница, украшенная двумя статуями львов, отлитыми специально для Михайловского дворца. Величественные хищники к центру обращены боком, под лапами держат каменные шары – символ солнца.

Перед лицевой стороной – уютный садик. Дворец окружает строгая чугунная ограда – символ мощи и славы России и императорской семьи. Каждую секцию украшает кованый лавровый венок, на створках ворот – щиты и скрещенные мечи. Венчает ворота императорский двуглавый орел.

Читайте также:  Узоры башкирские национальные для детей

Интерьеры Михайловского дворца

Роскошь внутреннего убранства превосходит отделку лучших дворцов Европы. Стены залов отделаны под мрамор с зеркалами во всю высоту Потолки украшены живописью, лепниной, полы из розового, красного, черного дерева. Двери – из березы с резьбой и позолотой.

Элементы декора архитектор продумал до мелочей. Декорация стен и потолков, обои – новинка того времени, резная мебель, атласные подушки и элегантные люстры – все пребывает в гармонии.

Над созданием интерьеров Михайловского дворца вместе с Росси работали скульпторы Пименов, Демут-Малиновский, художники – Скотти, Виги, Медичи, Брюллов, мраморщик Щенников. Резчики, паркетчики, мебельные мастера трудились над созданием неповторимых интерьеров. На украшение усадьбы ушло больше денег, чем на строительство.

Обзор залов

Этажи и залы объединяет вестибюль, украшенный вензелями, фризами, барельефами с атрибутикой русского оружия. Все помещения архитектор сконцентрировал около внутренней лестницы. На первом этаже – личные покои Михаила Павловича, состоящие из шести скромных комнат без излишней роскоши. Квартиры придворных расположены здесь же.

Арсенал с коллекцией оружия и мундиров занимает одну из комнат князя. Роскошная комната в покоях хранит военное снаряжение и мундиры, головные уборы и ордена В коллекции Михаила Павловича три пушки, подаренные императором Николаем I, из которых стреляли при подавлении восстания на Сенатской площади.

Михаил Павлович – участник подавления восстания декабристов на Сенатской площади. Великий князь настоял на замене смертной казни каторгой Вильгельму Кюхельбекеру, поэту и другу Пушкина, которого обвиняли в том, что стрелял в Михаила Павловича.

На втором этаже – комнаты для проведения балов и приемов. В центре анфилады залов роскошно и оригинально отделан Белоколонный зал. Художественное оформление впечатляет. Разделенный на три части рядами колонн, он украшен барельефами и живописными панно со сценами из античных поэм.

Мебель и хрустальные люстры сделаны по эскизам Карла Росси. Отделка зала в бело-золотом цвете. Комнаты перекрыты системой зеркальных сводов, украшенных росписью.

Современники о достоинствах дворца

Слава об изумительной красоте Михайловского дворца дошла до Англии. Английский ученый Гренвиль, посетивший Россию в 1826 году, писал: «Дворец этот является, безусловно, триумфом новейшей архитектуры единственным в своем роде».

Английский король Георг, восхищенный великолепием резиденции, попросил русского государя изготовить для него макет здания с точной моделью Белоколонного зала. Модель с размером основания 2м на 2м изготовлена и доставлена в Англию русскими мастерами.

Центр культурной жизни Петербурга

Михайловский дворец сразу стал центром светской жизни и культурным центром столицы. Михаил Павлович, сторонник просвещения, устраивал литературные и театральные вечера и светские приемы.

Здесь устраивались полковые праздники, аудиенции по случаю вступления в должность. Великолепные танцы, угощение, музыкальное сопровождение, декор и численность гостей восхищали иностранцев. За порядком во дворце присматривали отставные военные, сослуживцы Михаила Павловича.

Резиденцию посещали Пушкин, Тютчев, Жуковский, Миклухо-Маклай, Брюллов, Айвазовский. Позднее при содействии вдовы Елены Павловны Рубинштейн основал во дворце Русское музыкальное общество и первую в России консерваторию.

После смерти владельцев император Александр III выкупил дворец у наследников за казенный счет. Министр финансов Витте предложил устроить в здании Императорский музей русского искусства.

В 1895 году Николай II указом превратил инфраструктуру императорской резиденции в Русский музей, который открылся в 1898 году. В музее – творения именитых художников и скульпторов Андрея Рублева и Карла Брюллова, Ильи Репина и Ивана Шишкина, Михаила Врубеля и Марка Шагала.

Сегодня Михайловский дворец поражает туристов архитектурой и интерьерами. Во дворце обширная коллекция шедевров российского искусства. В Академическом зале проходят концерты, тематические мероприятия по изучению национальной истории и традиций:

  • В залах Музея – коллекция икон 6 тысяч экземпляров.
  • Портретная и историческая живопись времен Петра Великого.
  • Выставки образцов мебели.
  • Картины Сурикова, Репина, Верещагина, Перова, Саврасова.
  • В 12 залах – выставка народного искусства с 50 тысячами экземпляров.
  • Резьба и роспись по дереву, предметы кузнечного мастерства и текстиль, глиняная и деревянная мебель, посуда и игрушки.
  • Палехская роспись и хохлома, дымковская игрушка и финифть, кружево и подносы из Жостово, резьба по кости и гжель.

Сад Михайловского дворца

Михайловский сад принадлежит к лучшим паркам Санкт-Петербурга. Владелица парка Елена Павловна, супруга великого князя Михаила Павловича, устроила в саду английские лужайки, дорожки для верховой езды, новые пруды.

В 1881 году, когда народовольцы неподалеку от парка убили Александра II, на месте гибели императора построили собор Спас на Крови. От парка храм отделили решеткой, которая восхищает способом и качеством исполнения. Переплетенные между собой цветы и листья решетки выполнены столь искусно, что кажутся живыми. Каждый сегмент решетки размещен между двумя круглыми колоннами, облицованными красным кирпичом. Всего колонн 36.

Красивейший павильон, построенный Карлом Росси на берегу реки Мойки, – пристань для лодок, созданная из редких пород гранита. К набережной причаливали лодки с гостями. В павильонах их встречали хозяева, угощая чаем, сладостями, фруктами.

Видео: экскурсия по музею

Источник

orname.ru
Adblock
detector