10. Графика памятников письменности: устав, полуустав, скоропись.
В Русских рукописных книгах и актах наблюдается три основных, последовательно сменявших друг друга типа письма: устав, полуустав, скоропись.
Древнейшим ( 11 – 13 вв) типом письма являлся устав.
В уставе, как правило, буквы писались прямо, перпендикулярно строке, с правильными линиями и округлениями, ровным нажимом, одна буква отдельно от другой и большей частью на ровном расстоянии друг от друга, без разделения текста на отдельные слова. Особенностью древнейшего устава являются формы букв, приближающиеся к квадрату, высота и средняя широта которых близки по размерам. Сокращений (аббревиатур) в уставе мало. Выносные буквы писались обычно под титлами, причем их также было мало.
Принципы сокращения в древнейших русских рукописях. Чаще всего сокращались так называемые «священные слова», которые писцы хотели скрыть от непосвященных (бог, господь, дух и т.д.).
Устав легко читался, не допускал сокращений в словах, но был труден для быстрого письма, так как каждую буквы приходилось четко выписывать. Со временем устав изменился, некоторые элементы букв стали выходить за линию строк, но по-прежнему писались прямо, без наклона.
Полуустав – это новая форма кириллицы, сложившаяся в XV в. В это время возрастает потребность в книгах, и профессиональные писцы, дорожа временем, писали быстрее и убористей. Почерк более мелкий и округлый. Нет той тщательности выполнения букв, которая была присуща уставу: нарушается правильность расстояния между буквами, так как полууставом писали быстрее и несколько размашистее. Появились слитные буквы (лигатуры) и надстрочные знаки – титлы, которые обозначали сокращенные слова. По греческому образцу применялись знаки ударения – «силы».
С XIII века наряду с уставом начал распространяться ПОЛУУСТАВ. Этому явлению было несколько причин, и одна из них — дорогой пергамент. Ради экономии места писцы старались помещать в строке как можно больше букв, уменьшать, ужимать их и таким образом превращать из квадратных в прямоугольные. В написании букв появились кривые линии, острые углы, нижние и верхними удлинениями, асимметрия, а в словах допускались сокращения.Другой причиной изменений в уставном письме стал повышенный спрос на книги. Профессиональные писцы старались сделать больше заказов, т.е. писать быстрее. Буквы приобрели наклон, потеряли четкость. Писать полууставом было значительно проще. Сначала полуустав использовался только в деловой и служебной переписке, а богослужебные книги еще сохраняли уставное письмо. Но затем полуустав стали применять и в них. Однако со временем и полуустава оказалось недостаточно.
Скоропись. Этот тип письма получил распространение с середины XIV в., постепенно вытесняя полуустав. Скоропись отличалась многообразными начертаниями одних и тех же букв. Концы букв вытянуты за пределы строки. Ускорение письма достигалось также сокращением слов и выноской букв над строкой. Скоропись встречается в основном в документах и письмах.
При великом князе Иване III, когда закончилось объединение русских земель, Москва стала не только политическим, но и культурным центром страны. Наряду с увеличивающимися потребностями повседневной жизни возникла необходимость в новом, упрощенном, более удобном стиле письма. Таким стилем стала быстрая СКОРОПИСЬ.
Скоропись соответствует понятию курсива. Буквы скорописи, частично связанные меж собой, значительно отличаются от букв других видов письма своим начертанием. Они снабжены множеством дополнительных элементов: петельками, завитками, росчерками, выходящими за верхнюю и нижнюю линию строк. Из-за нечеткого начертания букв и трудности чтения скоропись не стала книжным письмом. Скоропись широко применялась в дипломатической, канцелярской и торговой переписке.
11. Рукописный орнамент и миниатюра (XI-XIX вв.).
Под миниатюрой понимается изображение в красках небольшого размера. В основе этого термина лежит латинское слово «minium», т.е. сурик, красная краска. Слово «miniatus» означает раскрашенный. Таким образом, миниатюра – это красочная иллюстрация. В древнерусском языке в отношении иллюстрированных памятников письменности( книг с миниатюрами) употреблялись выражения: «рукопись сряженная», «обряженная» и «рукопись лицевая». В первом случае имелось в виду художественное оформление переплета (заставки, инициала); во втором- особые иллюстрации в тексте, изображения «лиц», т.е.тот род миниатюры, который господствовал в Древней Руси, где живопись была тесно связана с иконописью.
Стили орнамента 11-16 в.
Художественные украшения. Встречающиеся в рукописных памятниках, носят название орнамента(от латинского слова orno-украшаю). Эти украшения бывают нескольких видов: 1) заставки-особые узоры(виньетки), находяшиеся перед началом статьи, главы
Или вообще какого-нибудь крупного раздела книги размером в ширину страницы; 2) инициалы( от латинского initium-начало)-разрисованные заглавные буквы, открывающие соответствующий раздел текста; 3) концовки-художественные украшения (виньетки) в конце текста, меньших размеров и менее сложной конструкции,чем заставки; 4) полевые украшения — узоры на полях ( по терминологии более поздних старообрядческих письменных пямятников-цветки).
Пррактически орнамент представляет интерес для палеографа с точки зрения возможности определения по нему с большей или меньшей степенью точности места и времени возникновения изучаемого памятника письменности. Различным эпохам и территориям были присущи особые художественные стили орнамента, так же как и особые типы письма(почерков).
Рукописный орнамент Древней Руси 11-12 в. ряд исследователей обычно называет старовизантийским или геометрическим. Термином старовизантийский подчеркивался подражательный характер русского орнамента византийским образцам.Свой подражательный характер орнамент на Руси сохранял,по мнению Щеппкина,до начала 13 века, а затем происходит его упрощение и огрубление в руках народного мастерства.Термин старовизантийский введен для отличия украшений этого стиля от позднейшего неовизантийского орнамента, заимствованного в конце 14-15 в. опять таки из Византии. Восприятие элементов византийской культуры на Руси было творческим.Термин старовизантийский, употребляемый при характеристике орнамента Древней Руси, подчеркивает лишь момент заимствования, подражания, но не отражает оригинальности русского искусства и его народных корней.Вряд ли удачен для определения древнерусского орнамента и термин геометрический, так как он подчеркивает только один момент рукописных заставок-геометрическую руму. Заставки встречаются в древнейших русских рукописных книгах 11-12 веков: Остромировом евангелии, Изборнике Святослава, Мстиславом и Юрьевском евангелиях и т.д. Для этих заставок характерна рама геометрической формы(прямоуг., арки, архитектурные композиции, например, трехрамочный храм, и т.д.) с пространством внутри, оставленным для заглавия. Узоры внутри рамы(по сторонам заглавия) состоят из повторяющихся млтивов простейшей геометрии( полукружия, кружки, треугольники, ромбики) в сочетании с мотивами растительного царства (ветки,листья, стебли,цветы).Наверху и по сторонам заставки с внешней стороны часто также помещаются растения или изображения животных(львов) и птиц (павлинов). Фон древнерусских заставок-обычно золотой, преобладающие краски-белая,розовая,голубая,синяя,желтая; листья-зеленые. Изучаемый стиль орнамента совпадает хронологически с преобладанием устава в кчестве типа письма. Орнамент рукописей имеет органическую связь с живописью памятников архитектуры.Так, на фресках Софийского собора в Киеве имеются надписи, сделанные уставом, причем буквы орнаментированы в древнерусском стиле.
Советские исследователи обращают особое внимание на связь орнаментального искусства с народным творчеством. Изяществом отличается растительный орнамент. (сюжеты восходят к образам народной мифологии и сказок).
С 12 века зарождается новый стиль рукописного орнамента-чудовищный или тератологический (от греч. слова терас-чудовище), который господствует в русской письменности в 13-15 веках. Заставка чудовищного стиля представляет собой раму, лишенную геометрической правильности, внутри которой находится причудливый узор из фантастических зверей и птиц, а также людей, перевитых ветвями и ремнями так, что фигуры трудно выделить из плетения и определить, где они начинаются и где заканчиваются. Таким образом, чудовищный орнамент отличается от орнамента Древней Руси 11-12 в. отрицанием строго геометрического принципа в построении рамы заставки, причудливостью изображений животных и растений и тем, что раздельные прежде природные и геометрические мотивы теперь представляют неразрвное плетение.
Исследователи отмечают тесную связь между книжным рукописным орнаментом и другими видами искусства. Так, заставки и заглавные буквы ряда рукописных книг 13в. Владимиро-Суздальского княжества близки к рельефам соборов Владимира и Юрьева Польского, к тканым узорам, найденным в кладах. С начала 15 в. вместо чудовищного орнамента в русских рукописях распространяются два новых типа рукописных украшений, которые обычно именуются исследователями балканским и неовизантийским стилями. Их появление многие исследователи связывали с югославянским влиянием. Более удачными представляются названия стилей орнамента 15в. по самой манере украшений: жгутовый, или плетеный, и растительный. Для заставок первого типа характерны мотивы плетенья. Они обычно представляют собой ряд однообразных кругов, вплетающихся друг в друга, стянутых часто узлами и расположенных в один или несколько ярусов. Иногда встречается также плетенье в прямую клетку, в виде восьмиугольников, по краям переходящих в овалы. Такие заставки своим плетением несколько напоминают чудовищный арнамент, но это сплетение не змеиных хвостов, а ремней, причем отсутствуют изображения чудовищ, зверей и человеческих фигур, типичных для тератологии.В 15в. плетеный орнамент был распространен в рукописях Северо-восточной Руси, в Белоруссии и на Украине. В 16 в. в России он уже сходит со сцены, уступая свое место растительному орнаменту, появившемуся одновременно с ним, но оказавшемуся более живучим.
Развитие в 16-17в. в России рукописного орнамента и миниатюры, как и вообще русской культуры, надо рассматривать в связи с общтими социально-экономическими условиями развития русского народа. Расцвет русского искусства был подготовлен хозяйственными сдвигами в стране, созданием единого мощного государства, освобождением России от татарского ига, расширением ее международных связей, образованием великорусской народности. На развитие книжной миниатюры и орнамента оказали влияние и новыцй писчий материал(бумага) и новые технические средства производства книги (появление печатного станка). Введение книгопечатания было связано с расцветом книжной гравюры, которой присущ графический, линейный характер.
В 16в. тератологический орнамент уже постепенно изживает себя, теряет свою выразительность, становится сухим, утрачивает ясность. К 17в. постепенно исчезает из рукописей и стиль, воспроизводивший традицию книжного орнамента Древнерусского гос.-ва и распространенный в роскошных по своему выполнению рукописях 16в. для памятников письменности 16-17 в. характерен фряжский орнамент. Лучше называть его растительным, или травным, цветным так как этими названиями подчеркиваются в нем новые художественные мотивы(изображения трав, цветов). Травный орнамент послужил основой развития последующих стилей художественного оформления русских рукописей, в частности старопечатного. Старопечатный орнамент появился в Русском государстве в 16в. был распространен в 17в.
Стили орнамента XVII- первой четверти XIX вв.
1. «Русское барокко». «Русское барокко» складывается на базе старопечатного орнамента (XVI в.) еще в середине XVII в. Этот роскошный стиль характерен использованием золотой, черной и цветных красок.
2. Поморский стиль. Поморский стиль орнамента возникает во второй половине XVII в. на основе «русского барокко». Этот стиль был широко распространен в старообрядческой среде на севере и востоке России, особенно в XVIII и XIX вв. Стиль поморских заставок очень похож на стиль заставок московского, или русского, барокко : та же раскраска(белые и разноцветные травы на золотом фоне), те же принципы оформления(сочетание растительных мотивов с вычурными линиями, рельефность изображений).
3. Рококо. Этот стиль орнамента возникает и получает распространение в России в середине XVIII в. Для него характерно отсутствие выраженной рамы заставки. Основной мотив напоминает раковину, взятую в профиль, или человеческое ухо. Этот стиль встречается не только в светских рукописях, но и в рукописных памятниках церковного характера.
4. Стиль Людовика XVI. Стиль Людовика XVI возникает во второй половине XVIII в. одновременно с вышеупомянутым стилем — рококо. В заставках этого стиля изображаются вазы с цветами, венки гирлянды из лавра и роз, корзины, наполненные плодами, и т.д. В орнаменте стиля Людовика XVI воспроизводятся художественные мотивы итальянского возрождения.
Тип письма тип орнамента
Сплетение нескольких букв в один сложный знак
«Плетень» из букв (вязь)
Буквенный орнамент (вязь)
Декорат. орнаментальное письмо (вязь)
Декоративное письмо (вязь)
Декоративное письмо, при котором буквы соединяются в непрерывный орнамент (вязь)
Орнамент из букв (вязь)
Переплетение букв (вязь)
Рукописный шрифт (вязь)
Соединение, сплетение смежных букв в один сложный знак (вязь)
Сплетение букв (вязь)
Тип письма, в котором буквы сближаются или соединяются одна с другой и связываются в непрерывный орнамент (вязь)
Узор из букв (вязь)
Узор из переплетающихся или соединяющихся между собою линий (в рисунке, орнаменте и т. п.) (вязь)
Вид письма, при котором сплетённые буквы образуют непрерывный орнамент (вязь)
Макраме из букв (вязь)
Сплетение смежных букв в один сложный знак (вязь)
Соединение двух или нескольких букв в один составной знак или слитную группу (вязь)
декоративный шрифт (вязь)
завитки из букв (вязь)
камень с печаткой (вязь)
письмо на иконах (вязь)
прием убористого, вычурного старинного письма, при котором некоторые буквы соединялись в одно начертание: сплетались не только буквы, но и слова (вязь)
река в Пушкинском районе Московской области России, левый приток реки Учи (вязь)
сплетение букв в узор (вязь)
(c) База Бушмена: ответы на сканворды и кроссворды 2023
§ 12. Украшение рукописей. Типы орнамента. Вязь.
Обычно все рукописи переплетались. Книга стоила очень дорого, а непереплетенная книга быстро растрепывалась. Поэтому переплет книги являлся как бы обязательным дополнением к работе над ней. Термин «переплет» встречается уже в ранних русских памятниках, например в приписке к «Канонику» XIV в.: «А пере-плетале книги си Еремий дьяк, и поволочил».
Переплет делался обычно таким образом: корешок тетради прошивался веревками или тонкими ремнями, концы которых прикреплялись к деревянным доскам («декам», или «цкам»), служившим корками переплета. Потом внешняя сторона доски «поволакивалась», т.е. покрывалась кожей или тканью. Корки переплета обтягивали тканью, парчой, бархатом, но чаще всего кожей. Иногда для переплета делался металлический оклад. Древнейший сохранившийся переплет относится к 1135 г. — это переплет к так называемому Мстиславову евангелию. Он представляет собой соединение работы мастеров двух стран. Вначале евангелие было послано в Византию и там его украсили золотом, серебром и драгоценными камнями, а затем русские мастера «скончася все дело» у себя на родине. Несмотря на последующую переделку (очевидно в XVI в.), переплет сохранил работу мастеров XII в. О подобном же евангелии «кованом», находившемся при церкви загородного дворца черниговского князя Святослава, упоминает летопись под 1147 г.
Переплет имел застежки, без которых рукопись начала бы быстро коробиться. В древности застежкам и бережному обращению с книгой, как с предметом ценным, придавалось большое значение. Например, в половине XIV в. новгородский архиепископ Моисей велел сделать приписку к евангелию, отправленному им в Юрьев монастырь: «А который поп или дьякон, чет (прочитав), а не застегает всих застежек, буди проклят».
Некоторые переплеты украшались «угольниками» на углах переплетных досок. Кроме того, к середине переплетной доски прибивались «средники». Некоторые рукописи вместо средников украшались медными печатками с изображениями фигур, всадников и пр. Те и другие иногда делались из серебра. Особенно были распространены «жуковины», которые представляли собой узорные бляхи. Они должны были предохранять переплеты от порчи при трении с другим предметом. Книга, положенная на стол, лежала на этих жуковинах. Книги стояли на полках обрезом наружу, а не корешком, как в наше время. Иногда на обрезе было написано заглавие всей рукописи. Ярлыки с названиями книг, сохранившиеся уже от XVI в., прикреплялись на передней доске переплета. Для красоты обрезы листов рукописей иногда раскрашивались.
Деревянные доски переплетов отличались значительной толщиной и держались на ремнях. Кожа, обтягивающая переплеты, украшалась узорами. По переплету иногда можно определить происхождение самой рукописи и время, когда она переплетена.
Тексты рукописей обычно скрепляли в тетради из 16 страниц (форматом в 4°), исписанных с обеих сторон. Если рукопись была большая, то тетради сшивали в книгу, для которой делали переплет. Он представлял собой две доски, обтянутые кожей или дорогой тканью (отсюда существует выражение «читать от доски до доски»). Переплеты ученых и церковных книг украшались золотыми или серебряными окладами, драгоценными камнями, на коже переплета делалось тиснение. Для скрепления переплетов изготовлялись застежки, иногда золотые или серебряные. Страницы книг нередко украшались орнаментами, выполненными в определенном стиле. Так, в XI—XII вв. применялся так называемый старорусский орнамент, состоявший из геометрических фигур и стилизованных изображений растений. С XIII в. стал употребляться орнамент, который изображал фантастических животных. С возникновением книгопечатания в XVI в.[3] появляются новые виды орнаментов, которые в дальнейшем изменялись и развивались.
Многие русские рукописи украшались миниатюрами (рисунками). Так, 12-томный Лицевой летописный свод содержит 16 тысяч миниатюр. С развитием книгопечатания миниатюры постепенно заменяются книжными гравюрами.
Южно-славянские и русские книги, за очень редкими исключениями, имеют орнамент. Это 1) заставки, находящиеся перед началом книги, перед отдельными ее главами или статьями и т. п.; 2) более или менее украшенные, более или менее выдающиеся по величине буквы в начале текста, в начале глав, евангельских и апостольских чтений псалмов, и т. п. (или инициалы). Старшие дошедшие до нас рукописи с богатым орнаментом — русские: Остромирово Евангелие 1057 г., Святославов Сборник 1073 г. и Мстиславово Евангелие начала XII в. (из южно-славянских рукописей старшая с богатым орнаментом — сербское Мирославово Евангелие самого конца ХП в.). Едва ли можно сомневаться, что находящийся в них орнамент скопирован русскими художниками из древних болгарских оригиналов, и что художники работавшие над этими последними скопировали этот орнамент из каких-либо греческих книг. Таким образом перед нами византийский орнамент, несколько огрубевший, слегка кое в чем измененный, но в общем сохранивший свои типические особенности. Он состоит из мелких цветов, листьев, стеблей, вообще растительных элементов в их естественных формах. Особенно часто мы видим в нем павлинов, леопардов и рыб, последних почти исключительно поставленных на хвосте для изображения буквы о. Человек в византийском орнаменте является редко, если не считать блогословляющей руки, входящей в состав некоторых инициалов.
Заставки названных рукописей имеют обыкновенную форму византийских заставок IX — XI вв. Это или четыреугольная рамка с пустотою внутри для помещения заглавия, закрытая со всех сторон, или такая же рамка с открытою нижнею стороною, приспособленная также для помещения заглавия, или, наконец, арка, служащая для той же цели.
Инициалы отличаются красотою рисунка и живостью красок. Последние разнообразны; кроме них, употребляется золото. В общем, получается впечатление отличной эмали. Иногда в состав инициала входит круглое и румяное человеческое лицо.
Большинство других русских рукописей XI и XII вв. орнаментировано менее богато. Их заставки и инициалы часто состоят из простых плетений; работа элементарная и краскою служит лишь киноварь. Но рядом с ними есть немногие такие, орнамент которых, кроме византийских, заключает в себе еще другие элементы. Это или перевитые ремнями чудовища, похожие то на драконов, то на грифонов, или, по крайней мере, головы, хвосты, лапы этих чудовищ, слитые в одно целое с ремнями. Назовем две датированные рукописи — Юрьевское Евангелие около 1120 г. и Добрилово Евангелие 1164 г.
Новые элементы принадлежать чудовищному стилю, почти не проникшему в византийское искусство, но имевшему значительное распространение в восточной Европе. Его мы встречаем, кроме русских и — как сейчас увидим — южно-славянских рукописей, в орнаменте вещей датско-скандинавского происхождения эпохи викингов (IX и Х вв.) и скульптурных прилепов польского костела ХШ в. В русских рукописях второй половины ХШ в. и всего XIV в. орнамент главным образом — чудовищного стиля, сравнительно однообразный. Их заставки имеют форму прямоугольного четырехугольника, внутри которого находятся или 1) чудовищные звери и птицы (по два, в симметрическом расположении), перевитые ремнями и ветвями до такой степени, что нельзя определить, где оканчивается животное и начинается ремень или ветвь, или 2) человек, весь запутанный в плетения из ремней и ветвей.
Их инициалы состоят по преимуществу из чудовищных животных, запутанных в ремни и ветви, то с листьями в пастях и на месте хвостов, то с человеческими головами в шапках переходящих в листья. Лишь немногие рукописи имеют эти буквы из человеческих фигур в странных шапках и одеждах, иногда занятых какою-либо работою, нередко также запутанных в ремни и ветви. Краски русских чудовищных заставок и инициалов крайне малочисленны и просты. Обыкновенно их бывает по две: синяя и киноварь, зеленая и киноварь, желтая и киноварь, желтая и зеленая; изредка художники обходятся только киноварью и чернилами; золото не употребляется. Кажется, соединение синей краски, и киновари особенно часто встречается в рукописях новгородского происхождения.
Рядом с орнаментом чудовищного стиля южно-славянские рукописи XII и XIII вв. имеют в большем или меньшем количестве заставки и инициалы византийского стиля. Так, рядом с чудовищною заставкою в Шестодневе 1263 г. мы видим заставку из пересекающихся кругов, позднего византийского геометрического стиля.
Tе же рукописи XIV в. и следующих (а также молдавские) уже чуждаются чудовищных элементов. Их заставки в форме прямоугольного четырехугольника заключают в себе или 1) пересекающееся круги и подобия кругов, восьмиугольники и т. п. фигуры, заполненные то просто красками, то мелкими цветами, или 2) красивые группы мелких цветов, с бордюрами также из мелких цветов. Краски этих заставок иногда очень разнообразны и живы, близки к краскам заставок лучших русских рукописей XI — XII вв.; золото — не редкость. Инициалы трех видов. Одни состоят главным образом из стеблей, листьев и вообще растительных элементов, более или менее разнообразно окрашенных. Другие — не что иное, как крупные буквы более или менее вычурной формы, как бы перевязанные в разных частях узлами, написанные простыми чернилами.
Кроме орнамента, южно-славянские и русские рукописи имеют миниатюры, иллюстрации к тексту, отчасти заимствованные целиком из греческих рукописей (в книге Козмы Индикоплова, в Псалтыри, вероятно, в Хронографе Георгия Амартола), отчасти составленные славянскими иллюстраторами. Если не считать изображений апостолов в евангелиях, царя Давида в псалтырях и т.п. и иметь в виду только иллюстрированные рукописи в собственном смысле этого слова, то их окажется не мало. Южно-славянских иллюстрированных рукописей XIV в. известно не менее четырех (Евангелие 1356 г., две Псалтыри и Хронограф Манассии); русских того же столетия не менее пяти (Киевская Псалтырь 1397 г., Хлудовская Псалтырь, новгородская, Евангелие Музея кн. Чарторыского, Сильвестровский Сборник, Хронограф Амартола). Южно-славянских (молдавских) иллюстрированных рукописей ХVП в. известно три (Евангелие 1614 г., Апостол 1610 г. и Пятидесятница ок. 1616 г.); русских может быть названо до полусотни.
Миниатюры в рукописях до XVI в. занимают немного места. Обыкновенно они находятся или на полях (в псалтырях), или внутри текста, в связи с последним. В конце XVI и в первой половине XVII в. они увеличиваются на счет текста, и в листовой рукописи иллюстрированной Царственной книги помещаются на большей части страницы. Во второй половине ХVП в. они запимают уже целую страницу, так что относящийся к ним текст находится уже на соседней странице (когда рукопись раскрыта). Любопытно сравнить два иллюстрированных списка Жития Николая Чудотворца, один первой половины ХVП в. (Румянц. Музея, изданный Обществ. древн. письм.), другой второй половины того же века, вклад царя Алексея Михайловича в Николо-Угрешский монастырь. Они имеют один и тот же текст, одни и те же миниатюры, но расположение текста и миниатюр различно. В первом из них текст и миниатюра к нему помещаются на одной странице; во втором текст находится на левой странице раскрытой рукописи, а миниатюра рядом на правой. Впрочем есть иллюстрироваппые рукописи конца XVII в. с старым расположением текста и миниатюр. Такова Пчела царской библютеки, снимок с которой находится в “Новом Сборн.”, 1906 г.
Заглавия книг, глав, отделов в древних рукописях отличаются от текста почти исключительно тем, что пишутся 1) более или менее крупно сравнительно с текстом (но не всегда) и 2) киноварью, золотом или какою-нибудь краскою, а не чернилами, как текст. Лишь в немногих случаях формы букв в заглавных строках несколько отличны от форм их в тексте (более вычурны). В южно-славянских рукописях ХIII—XIV вв. впервые появляется в заглавиях вязь, т. е. соединение двух или более крупных букв в одно целое или помещение одной буквы, написанной мелко, как бы внутри другой соседней, написанной крупно. Но в этих книгах вязь не имеет сколько-нибудь значительных размеров.
Так, в одном из заглавий сербского Бдинского Сборника 1360 г. находятся слова: “мцса септембре вь”, и в них только буквы м и ц написаны слитно вязью. В другом заглавии того же Сборника читается: “слово бла(женаго)”; здесь маленькое о помещено как бы внутри крупного в и маленькое л помещено как бы внутри крупного б. Само собою разумеется, подобная вязь не представляет затруднений при чтении. Южно-славянские и молдавские рукописи XV—XVII вв. имеют ту же в общем вязь, что и рукописи XIV в., и она также читается вполне легко.
В русских рукописях вязь становится известной лишь с второй половины XIV в., с появления южно-славянского влияния. Мы ее видим, между прочим, в Стихираре 1380 г. (писанном в Троицком Сергиевом монастыре рукою Епифания, вероятно, автора жития преп. Сергия), где она имеет исключительный для своего времени вид — отличается значительною сложностью и неудобочитаемостью. Вязь находится далее в Киевском Евангелии 1411 г. и ряде других рукописей XV в., и хотя здесь уже более сложна, чем в южно-славянских рукописях, однако читается вполне свободно. (исключения в роде вязей некоторых заглавий Псалтыри Х в.).
Северно-русские рукописи ХV в. постепенно вырабатывают более хитрую вязь: буквы заглавий делаются все более высокими и узкими, все более прижимаются одна к другой, все чаще соединяются в одно целое; но и эта вязь читается достаточно свободно. Северно-русские рукописи XVII в. доходят в вязи уже до крайности: буквы их заглавий совсем тесно прижимаются одна к другой, очень часто сливаются по две, по три в одно целое, так что иногда заглавие представляет собою особого рода загадку, которую не всякий знаток дела может разрешить. Юго-западно-русские рукописи XVI—XVII вв. более следуют старине, и в их заглавиях вязь обыкновенно читается более легко.
Вязь получила распространение и в так называемых книжных знаках – экслибрисах. показывающих имя владельца книги. Наиболее ранние находки экслибрисов относятся к концу 15 – началу 16 века. Они обнаружены в знаменитой библиотеке Соловецкого монастыря. Основателем книжного знака там стал игумен Досифей. Он нашёл остроумный вид экслибриса: из первой буквы слова, обозначающей его звание «священноинок», он сделал круг – «оправу», куда вязью вписал свое звание и имя в родительном падеже. Наблюдения за книжными знаками могут оказать помощь в определении места написания книги, установления её заказчика или владельца, а также и возможного автора.