|
|
- История возникновения
- Развитие арабской архитектуры
- Особенности
- Элементы
- Отличительные признаки
- Сооружения средневековой архитектуры
- Мечеть для молитвы
- Мечеть Юч Шерефели
- Мечеть Ибн Тулуна
- Мечеть Султанахмет
- Мечеть шейха Зайда
- Мечеть Сиди Укба
- Минареты как символ ислама
- Дворцовые комплексы
- Мавзолеи умерших
- Городские постройки
- Интерьер
- Цветовая гамма
- Материалы
- Полы и стены
- Окна
- Декор и аксессуары
- Современное направление
История возникновения
Восточное направление имеет два названия:
- Исламский (мусульманский). Вавилон – Висячие сады Семирамиды, являющие собой настоящий рай на фоне пустыни. В Индии (7 век) был создан Тадж-Махал – наиболее известный ансамбли, выполненный в мусульманском стиле.
- Мавританский. Возник в 14-15 веках в Индии на основе исламского стиля. Ярчайшие примеры этого направления – сады Хенералифе и Альгамбри. Их отличительной чертой стало появление комнат на свежем воздухе и «патио» (композиция, состоящая из двориков и стен, их окружающих).
Стиль возник в странах, в которых не было достаточно широкого доступа к воде. Поэтому его характерной чертой стало почитание этой природной стихии.
Развитие арабской архитектуры
Если испано-арабская цивилизация получила всемирную известность благодаря научным достижениям, то не в меньшей степени она обязана своей славой архитектуре, а также прикладным искусствам.
Арабский архитектурный стиль изначально отличался от испано-арабского. Основными архитектурными формами у арабов исторически сложились еще в глубокой древности, они отчасти были заимствованы у иранцев, вавилонян и ассирийцев. Вероятно, к ним восходят гипсовые своды, украшенные ячейками и пирамидальными сталактитообразными выступами, а также уникальная штукатурка с лепными украшениями, которой были покрыты стены изнутри.
|
|
Первоначальное влияние на арабскую архитектуру оказала и византийская культура, у которой мусульманская цивилизация позаимствовала довольно многое (например, некоторые конструкции и украшения). Примечательно, что испанские мусульмане обогатили эти элементы особыми оттенками, отличающими их архитектуру от исходной, первоначально арабской.
Надо сказать, что в развитии испано-арабской архитектуры выделяется несколько периодов, различных по особенностям стиля. Данные различия никак не противоречат общей концепции развития испано-арабского искусства на Западе.
|
|
Особенности
Храм состоял из одного или нескольких нефов и михраба, облицованных эмалевыми плитками (в кордовской мечети, например, виде исключения она была облицована стеклянной мозаикой в виде исключения).
В целом, архитектонические элементы арабской архитектуры имели подковообразную форму. Нередко при строительстве храмов были использованы колонны, взятые из древнеримских или вестготских сооружений. Капители колонн в арабской архитектуре первоначально были заимствованы из коринфского ордера.
Позднее элементы, характерные для коринфских капителей, усложнились, и возникла особая форма коринфской капители. Эта модель стала общепринятой в испано-мусульманской архитектуре вплоть до эпохи, когда был создан гранадский или насридский стиль.
Арабы избегали монотонных орнаментов и гладких поверхностей сооружений. В этой связи стены обычно украшались рельефными мраморными или гипсовыми пластинками небольшой глубины. Поверхности украшались рисунками растений в схематической форме или геометрическими фигурами. Такие украшения получили названия арабески.
Рельефность декора подчеркивалась цветами: места углублений рисунков окрашивались в пурпурные или синие тона, а выпуклости покрывались позолотой. Подобный цветовой контраст давал потрясающий декоративный эффект, придавал рисунку живость и яркость.
Необходимо отметить, что арабская мечеть являлась не только храмом в прямом смысле этого термина. Как правило, мечети служили местами массовых собраний людей. Здесь зачитывались указы халифа, проводились учебные занятия. Примечательно, что такие заведения, как школы, обычно располагались в мечетях.
Что касается гражданских сооружений, то их план и конструкция были аналогичны этим параметрам в мечетях за исключением некоторых изменений, обусловленных различным назначением зданий. Жилой дом имел центральный двор и окружался арками вокруг. Почти всегда такое строение имело один этаж и было лишено окон по фасаду, выходящему на улицу. При доме обычно имелся сад, а центральный двор иногда украшался фонтаном.
В планировках улиц также отмечались характерные тенденции. Улицы предусматривались узкими, делалось это для того, чтобы прохожие могли укрываться от жары в тени, созданной домами.
Элементы
Исламскую архитектуру определяют следующие элементы:
- Минареты или башни (первоначально они были предназначены для фонарей охранников, наблюдавших с башни)
- Планировка с 4 айванами, с тремя залами и одним главным, который выходит на Мекку
- Михраб или молельная ниша, на внутренней стене которой — указатель направления на Мекку
- Купола
- Айваны для соединения различных павильонов
- Использование геометрических форм и повторяющиеся рисунки (арабески)
- Использование мукарн для декорации куполов, минаретов и порталов.
- Использование каллиграфии вместо рисунков, которые были запрещены в архитектуре мечетей. В светской архитектуре изображения человека и животных разрешены.
- Фонтаны для омовений
- Использование ярких красок, если это в персидском или могольском стиле; бледный песчаник и серый камень — в арабской архитектуре.
По большей части в строительстве арабы применяли обожженный кирпич, несколько меньше использовался песчаник и известняк. В отделке использовались разнообразные материалы: дерево, фаянс, гипс, майолика, тростник. Для поддерживающих своды небольших колонн применяли мрамор. Примеры таких архитектурных сооружений можно найти в африканских и западных районах арабо-мусульманских территорий.
Эмалевые плитки применялись для облицовки михраба и нефов в храме, а в кордовской мечети в виде исключения их облицевали стеклянной мозаикой.
Людей арабы старались не изображать. В их архитектуре весьма популярен орнамент с многозначными символами, имеющими глубокий смысл. Они формируют особое понимание мира, которое словно является сообщением потомкам, выраженным в архитектурных изысках древнего Востока.
Отличительные признаки
Восточную архитектуру, прежде всего, отличает некоторая витиеватость – то есть, асимметричность форм и пропорций, тяготение к роскоши и всевозможным декоративным элементам. Одним из наиболее характерных признаков восточного стиля в архитектуре являются арки, а также загнутые края крыш, купола. Фасады часто украшаются изображениями и лепниной с живописными орнаментами, имеющими отсылку к верованиям той или иной культуры.
Широко распространена мозаика. В целом, если вы являетесь настоящим ценителем восточной стилистики, то оформление фасада с применением основных элементов стиля поможем вам по-настоящему погрузиться в атмосферу востока.
Сооружения средневековой архитектуры
С развитием строительства стало появляться много культовых и светских сооружений. К первым можно отнести:
- мечети;
- мавзолеи;
- медресе.
А среди вторых фигурируют дворцы правителей, городские стены, включающие ворота, мосты, башни и т. п. , цитадели и крытые рынки. Величие арабской архитектуры Средних веков завораживает и поражает, она удивительно гармонична.
Мечеть для молитвы
Одним из самых значимых древних культовых мест являются мечети. Они создавались по примеру дома Мухаммеда (570−632 гг.), характерным признаком которого был навес, стоящий на стволах пальм и находящийся с южной стороны огороженного двора. Сам двор мог иметь прямоугольную или квадратную форму, а окруженная глухими стенами мечеть внешне напоминала крепость. Эти стены служили неплохой защитой для города, в них пробивались входы, хотя ни один из них не выделялся как главный.
Двор имел особое значение. Одна из его сторон — та, которая была направлена к Мекке — выделялась более глубокой аркадой, образующей ряды молитвенного зала. Столбы и колонны служили опорой для арок. Венчал мечеть купол, опирающийся основанием на четыре стороны квадрата, в угловых частях которого были перекинуты небольшие арки. Кстати, арки по проекту выполнялись различной формы: наиболее часто встречались арки в виде подковы либо стрельчатые с одной или тремя лопастями.
В стене, направленной к Мекке, располагалась ниша (михраб), которую богато украшали. В мечети, в отличие от христианских храмов, отсутствует центральная ось, которая направляет молящихся к святилищу. Для проповедника в молитвенном зале устраивалось специальное возвышение — минбар. Оно располагалось на ближнем расстоянии от михраба. Зачастую минбар выглядел как очень высокое кресло, расположенное на постаменте с крутыми ступенями, и обшивался резными панелями из дерева. Для массивных Коранов делались деревянные стойки, которые красиво украшались.
Мечеть Юч Шерефели
Небольшой турецкий город Эдирне недалеко от современной границы с Болгарией в середине XIV века почти на столетие стал столицей Османской империи. В 1437–1447 годах при Мураде II рядом с уже существовавшей большой Старой мечетью было построено новое огромное здание, получившее из-за трех площадок для муэдзина (служителя мечети, призывающего на молитву) на одном из ее минаретов прозвище Юч Шерефели-джами — «Мечеть трех балконов».
До того момента османские архитекторы, увлекшись под влиянием византийских построек купольными перекрытиями, не рисковали создавать купола диаметром более 12 метров, а вместительные залы городских мечетей составлялись из одинаковых купольных ячеек. В мечети Эдирне мастер возвел огромный купол диаметром 24 метра, что превратило его творение в самое грандиозное османское здание XV века, маркирующее начало классического этапа турецкой культуры.
Выделение в интерьере доминирующего подкупольного пространства потребовало усложнения конструкции здания: купол опирается не на четыре, а на шесть точек, две из которых оказываются шестигранными столбами, стоящими на поперечной оси зала. Эти столбы предопределили появление угловых ячеек, составляющих своеобразные боковые крылья интерьера, а перекрытие этих ячеек куполами создало необычную для исламской архитектуры пятиглавую композицию здания.
Сочетание в плане подкупольного шестиугольника и угловых квадратов привело к образованию между ними треугольных ячеек. Архитектор поставил над ними световые фонари, обеспечив равномерное освещение молитвенного зала и предвосхитив залитые светом мечети «великолепного века» Великолепный век — эпоха расцвета Османской империи, XVI–XVII века..
Новшеством «Мечети трех балконов» стало возвращение в планировку большого двора, свойственного арабским мечетям: до этого османские мечети обходились фасадными портиками. Именно в Эдирне формируется композиция (центрально-купольный зал и окруженный купольными галереями двор), которая позже станет обязательной для больших султанских мечетей Стамбула. По углам двора Юч Шерефели-джами впервые поставлены четыре минарета — тем самым был не только заложен новый стандарт фиксации территории мечети башнями, но и создана пространственная доминанта культового сооружения в городской застройке. Более столетия 67-метровый «трехбалконный» минарет оставался самым высоким в османском зодчестве, и конструкция его трех винтовых лестниц, каждая из которых вела к своему балкону, оставалась уникальной.
Мечеть Ибн Тулуна
В 860-е годы полководец Ахмад ибн Тулун, отправленный в Египет для укрепления власти аббасидских халифов, подавил восстания и подчинил местных эмиров, а затем захватил власть и даже основал новую династию правителей Египта — Тулунидов. Своей резиденцией он избрал городок Катай (ныне один из кварталов Каира), где в 876–879 годах возвел дворец, больницу и большую мечеть.
Образцом для постройки Ибн Тулуна стала мечеть в иракской Самарре — столице халифата Аббасидов, и в этом выразилась политическая претензия нового правителя, перенесшего в собственную столицу знаковый памятник своих сюзеренов. Прежде всего следование образцу заметно в башне (минарете), стоящей за пределами молитвенного двора со стороны, противоположной кибле. Как и его прототип в Самарре, минарет опоясан внешней лестницей как спиралью. В качестве строительного материала использован кирпич, обычный для зодчества Ирака, но редкий для средневековой архитектуры Египта, где не было недостатка в камне.
Здесь арабские мастера уже почти отказались от использования элементов античных и византийских зданий. Внутренние поверхности арок покрыты резным орнаментом, не повторяющимся в пределах здания; вся декорация мечети Ибн Тулуна на протяжении столетий служила предметом изучения для мусульманских художников.
Позже, в XIII веке, в центре двора был возведен фонтан для омовений в виде купольного павильона, который стал композиционным центром двора и новой вертикальной доминантой.
Планировочная особенность мечети Ибн Тулуна — внешняя стена, отгораживавшая периметр культового здания от жилых и базарных кварталов: между этой стеной и мечетью образуется особая П-образная открытая площадка (зияда), расширявшая пространство для праздничной молитвы и разделявшая потоки молящихся. Этот элемент также заимствован из мусульманской архитектуры Ирака.
Мечеть Султанахмет
Гигантская стамбульская мечеть, заложенная в 1609 году Ахмедом I в самом центре османской столицы, ознаменовала окончание «великолепного века». Здание возведено в историческом центре Константинополя на месте византийского ипподрома и Большого императорского дворца, напротив храма Святой Софии. Мечеть получила прозвище Голубая из-за облицовки интерьера изразцовыми плитками, в росписях которых преобладают синие и зеленые цвета.
Хотя по всем размерам мечеть Султанахмет уступает Святой Софии, благодаря постановке на возвышенности, своему высокому цоколю и архитектурным пропорциям она кажется превосходящей византийский памятник, который был для османских мастеров ориентиром и объектом своеобразного «соревнования возможностей». Снаружи центральный купол, полукупола, конхи и угловые купольные барабаны мечети создают впечатление пузырящейся массы, растущей вверх и образующей пирамидальный объем, доминирующий над исторической частью города.
Композиция купольного зала мечети представляет собой ренессансный тип храма-тетраконха Тетраконх — (от греч. tetra — «четыре» и «конха» — перекрытие в форме полукупола) — в раннехристианском и средневековом зодчестве тип центрического храма с четырехлепестковым планом., применительно к исламской архитектуре доработанному в середине XVI века великим турецким архитектором Синаном, учеником которого был и строитель Голубой мечети Мехмед Ага. Купол диаметром 23,5 метра с четырех сторон опирается на полукупола, образуя в интерьере четырехлистник и создавая ощущение идеальной симметрии и уравновешенности пространства. Световые проемы в основании купола и сводов обеспечивают ровное освещение по всему периметру огромного помещения.
Мечеть имеет шесть минаретов — на углах и молитвенного зала, и двора. По легенде, такое рекордное для своего времени количество башен появилось в результате ошибки: кто-то перепутал турецкие слова алтын («золото») и алты («шесть»). В то время шесть минаретов имела только Заповедная мечеть в Мекке, и, чтобы избежать обвинений в святотатстве, Ахмеду I пришлось сохранить приоритет главной святыни ислама и пристроить к мекканской мечети седьмой минарет.
Мечеть шейха Зайда
Мечеть, расположенная на острове Абу-Даби, названа в честь Зайда ибн Султана ан-Нахайяна — основателя Объединенных Арабских Эмиратов. Строительство ее было окончено в 2007 году, и мечеть сразу превратилась в одну из главных достопримечательностей ближневосточной страны.
Поскольку о каких-то особых традициях национальной культовой архитектуры говорить не приходилось, в международном конкурсе первоначально победил проект, основанный на мавританском стиле, однако позже было решено превратить строившуюся мечеть в своеобразную энциклопедию исламской архитектуры, и в проект были добавлены элементы арабского, персидского, могольского, османского зодчества. В результате сооружение стало отражать некие обобщенные представления о «типичном мусульманском здании», притом реализованные со всей доступной роскошью, соответствовавшей финансовым возможностям ОАЭ, и превратилось в хрестоматийный образец так называемого стиля 1001 ночи. Основным мотивом архитектуры мечети стала мавританская арка, для многих европейцев ассоциирующаяся с мусульманской культурой.
Мечеть Зайда следует дворовой планировке с поперечным залом и развитым входным порталом на центральной оси. Зал имеет плоское перекрытие, над которым возвышаются три широко расставленные необычные яйцевидные купола, поднятые на высокие световые барабаны. Малые купола таких же очертаний подняты над лучами звездчатых оснований барабанов, боковыми помещениями, галереями, напоминая зрителю об османских мечетях «великолепного века». По углам двора поставлены четыре минарета, высота которых немногим превышает 100 метров.
Хотя само здание построено из бетона с применением современных технологий, оно целиком облицовано белоснежным мрамором, являя образ миража в Аравийской пустыне. Все элементы декорации призваны контрастировать с белизной панелей: капители колонн, выполненные в форме кроны пальм, покрыты золотом; граненые стволы опор и арки входных павильонов инкрустированы растительным орнаментом из цветного камня (по образцу могольских культовых зданий), в мраморное покрытие двора также врезаны огромные цветы. Специально проложенные по периметру мечети каналы не только поддерживают микроклимат, но и создают отражения здания с рассчитанных точек зрения.
Интерьер молитвенного зала также поражает роскошью отделки: граненые подкупольные конструкции покрыты имитацией обычного для мавританской архитектуры стукового орнамента; счетверенные опоры с позолоченными капителями напоминают о сирийских памятниках; по стенам растекается инкрустированный орнамент из полудрагоценных камней. Пол мечети покрывает самый большой в мире ковер.
Особое внимание уделено освещению мечети: помимо семи огромных позолоченных люстр, источники света вмонтированы в опоры, карнизы и стену киблы. Освещение здания дополняется цветными фильтрами, меняющими цвет в зависимости от фазы Луны.
Мечеть в Абу-Даби стала прекрасным примером сочетания традиционных форм и современных технологий, продемонстрировав один из вариантов «современной мечети», однако оказывается вне стилистического развития национальных школ исламского зодчества. Она оказалась в первую очередь витриной ОАЭ, ослепляющей туристов роскошью, нежели новым словом в развитии мусульманской архитектуры.
Мечеть Сиди Укба
Присоединив Египет в 658 году к Арабскому халифату, полководец Сиди Укба ибн Нафи устремился дальше на запад Африки и основал в Тунисе опорный пункт следующих африканских завоеваний — город Кайруан (в переводе «караван»). В 670 году здесь была заложена большая мечеть, несколько раз расширявшаяся и перестраивавшаяся до IX века. Основным материалом для строительства был выбран кирпич, что заставило архитекторов использовать внешние контрфорсы, придавшие зданию вид неприступной крепости.
Кайруанская мечеть ознаменовала становление собственной магрибинской (арабо-североафриканской) архитектурной традиции Магриб — исторически земли между горными хребтами Алжира и Марокко и атлантическим и средиземноморским берегом. В переводе с арабского эль-Магриб — «страна, где заходит солнце» или «Запад».. Планировка здания следует уже отработанной в первые десятилетия ислама арабской схеме: открытый двор и нефная базилика молитвенного зала, — однако нефы получились не поперечными, как в мечетях Сирии и Египта, а продольными. Поперечным остался только неф, идущий вдоль стены киблы (направление на Мекку), и в сочетании с повышенным и более широким центральным нефом в плане мечети отчетливо читается литера Т (образующая две смысловые оси интерьера). На пересечении осей над михрабом установлен купол; еще один купол поднят над входом в молитвенный зал, и таким образом центральная ось мечети, ведущая к михрабу, стала отчетливо выразительной. Этот планировочный прием стал впоследствии обычным для мечетей мусульманского Запада.
Михраб, декорированный резными мраморными панелями и перламутровыми вставками, и резная деревянная кафедра (минбар) мечети Сиди Укба считаются одними из самых ранних памятников мусульманского прикладного искусства.
Семнадцать нефов интерьера образованы аркадами, держащими плоский деревянный потолок. Сложенные из кирпича арки опираются на мраморные колонны, взятые из римских и византийских зданий разного размера и с различными капителями, — очевидно, архитектурное единство мало интересовало магрибинских зодчих. Над аркадами центрального нефа сохранились рельефные фризы с растительным орнаментом, сделанные по византийскому образцу. Во дворе сохранилась гидротехническая система, позволявшая быстро осушать мощеный пол после дождей.
В кайруанской мечети впервые в мусульманской архитектуре использованы подковообразные арки, ширина которых больше, чем расстояние между пятами (основаниями). Подобные арки, названные мавританскими, стали ассоциироваться именно с исламской культурой, и в целом вся архитектура мечети повлияла на позднейшие исламские здания в Мавритании и Испании.
Мечеть Сиди Укба, в которой в Средние века функционировал исламский университет, является не только крупнейшей мечетью Северной Африки, но и самой почитаемой мечетью мусульманского Запада и объектом паломничества.
Минареты как символ ислама
Минареты всегда строились рядом с мечетью. Они представляли собой тонкие высокие башни с балкончиками. В зависимости от местности и исторического периода могли отличаться и виды минаретов, их пропорции, размеры и композиции. С минарета служащий мечети — муэдзин — призывал правоверных на молитву. На самый верх башни он поднимался по внутренней лестнице.
Мечети вместе с минаретами — яркий символ не только арабской архитектуры, но и стран всего мусульманского мира. Их орнаменты и мозаичные узоры завораживают, они соперничают своей красотой с дворцами правителя.
Дворцовые комплексы
Дворец Альгамбра, построенный в середине XIII — конце XIV веков, считается одним из чудес средневековой арабской архитектуры. Сам дворцовый комплекс состоял не только из дворцовых построек, сюда также входили:
- жилые дома;
- крепость;
- мечети;
- склады;
- бани;
- сады;
- кладбище.
Старейшая часть комплекса, Алькасаба, находится на западном склоне холма и является частью оборонительной системы. Наибольшее укрепление можно заметить в северной части, где находятся дворцовые здания. Создается ощущение, что башни «растут» на краю обрывистого ущелья. Основная башня — мощный Комарес квадратной формы и высотой 45 метров.
В дворцовую архитектуру органично вписывались зелень и вода. Интерьеры были оформлены керамикой, мозаикой и раскрашенным алебастром. Дворец снабжался чистой прохладной водой, которая шла по подземным водопроводам. Она наполняла его бассейны и фонтаны, струилась в специальных желобах в мраморном полу, проходила по саду и выходила в город.
Большой популярностью в архитектуре тех лет пользовались красочные декоративные украшения — арабески на арках и карнизах. Игра света и тени на сталактитах, колоннах и полуколоннах создавала просто фантастическое впечатление от дворца. Альгамбра считается одним из сокровищ мировой культуры.
Все это великолепие можно увидеть на картинках в учебниках по современному и древнему искусству арабской архитектуры и истории. О памятниках мусульманского искусства и о том, какое влияние они оказали на мировую культуру, можно узнать из рефератов и докладов, где о них все изложено кратко, но емко.
Мавзолеи умерших
Над могилами почитаемых лиц принято было возводить мавзолеи, венчавшиеся куполом. Одним из наиболее ярких примеров таких архитектурных сооружений можно назвать мавзолей Гур-Эмир. Он был построен в Самарканде в начале XV века. Доминантным здесь является гигантский ребристый купол, который нависает над большим барабаном цилиндрической формы.
Нижняя часть напоминает многогранник. Благодаря особенностям пропорций постройки барабан и купол занимают большую часть строения по высоте. Украшением для купола служат синие и голубые изразцы. В этом же стиле оформлен и барабан. Для архитектуры мавзолеев халифата характерны гармоничные пропорции, своеобразные формы и совершенство конструкций.
Городские постройки
В зависимости от того, каково было территориальное расположение арабских городов, отличался и их внешний вид, и внутреннее обустройство. Так, для юга более характерны высокие дома, так как упор велся на более компактную застройку. К примеру, в городе Фустат дома строились высотой в 5, 7 и даже 8 этажей. Первые этажи обычно были нежилыми. Численность жителей в таких домах доходила до 200 человек.
Обязательными составляющими иранских городов были цитадель (официальная городская часть, в которой имелось четверо ворот) и торговый квартал, где располагались базары. Дома же строились по определенному плану. И хотя они, как правило, были одноэтажными, зато количество помещений в каждом из них доходило до 50. Окна не повсеместно, но все же встречались. В них вставляли круглые цветные стекла диаметров 20−50 см. В богатой отделке был принят декор, сочетающий мозаику и облицовку мрамором.
Таким образом, даже гражданские сооружения по своему плану и конструкции в основном строились по аналогии с мечетями, отличаясь лишь в зависимости от назначения зданий. Улицы всегда были довольно узкими. По разным версиям, делалось это либо для укрытия прохожих от жары, либо для присоединения к домам большей территории для обустройства сада и двора. Между городскими кварталами возводились стены с воротами, позволяющими изолировать любую часть города от других при необходимости.
Интерьер
Значительная популярность восточного стиля в европейских странах приходится на начало 18-го столетия, и до сегодняшних дней он не утратил своей популярности.
Экзотические узоры, невероятное разнообразие ярких цветов, уникальный декор и орнаменты, а также шикарные ткани – все это привлекло внимание европейцев к новому интерьерному течению.
Бамбук из Дальнего Востока получил применение в мебельном деле, а ассортимент драпировок пополнился лёгкими плотными тканями из зарубежья. Это некоторым образом внесло свои элементы в викторианский стиль в интерьере.
Для более детального изучения этого направления рассмотрим в отдельности интерьер каждой комнаты:
- Для спальни в восточном стиле характерно использование низких и широких кроватей, покрытых пледами или покрывалами красочных расцветок. Рядом с ложем устанавливаются прикроватные тумбочки кубической формы, на которых можно установить светильники по типу бумажных фонариков. На фото изображена современная спальня, где кроме перечисленных деталей в общую композицию входят подушки ярких цветов, а также изобилие текстиля (занавески, шторы в восточном стиле).
- Гостиная Востока – особенное место. Полы гостиной комнаты в восточном стиле выполняются из бамбука (популярен в Азии), однако чаще всего в интерьер современных жилых помещений можно встретить паркет или ламинат светлого тона. В центре потолка устанавливается люстра в восточном стиле. Для создания уютной обстановки используются ковры с восточными орнаментами (с длинным ворсом) и напольные подушки. На фото изображена гостиная, широкие окна которой завешаны шторами в восточном стиле.
- Ванна в восточном стиле устанавливается в центре комнаты, а рядом с ней устанавливается небольшой столик круглой формы. Декоративным украшением может служить блюдо, наполненное разноцветными камнями, или ваза с бамбуком. Для отделки комнаты используется керамическая плитка в восточном стиле (композиции насыщенных оттенков).
- Интерьер кухни в восточном стиле предполагает отсутствие лишних деталей и лаконичностью. Общая композиция с лихвой дополнена изобилием серебряной и медной кухонной утварью, элементами декора из цветного стекла. Если размеры комнаты позволяют, то в углах можно установить большие напольные вазы с азиатскими орнаментами. Пол (как и в ванной) покрывается разноцветной плиткой. Грамотно подобранные детали позволяют сохранить общий размер комнаты, а при необходимости даже визуально его увеличить. На фото малометражная кухня в восточном стиле, где изобилие ярких элементов не влияет на небольшие размеры свободного пространства.
Цветовая гамма
Невероятное разнообразие цветовой палитры является для этого направления важной чертой. Основные цвета для отделки комнаты – кремовый, песочный или терракотовый. Для обивки мебели в восточном стиле и тканевых элементов декора – ярко-красный, белый, голубой, золотой, коричневый, зеленый, перламутровый.
Материалы
Интерьер восточного направления наполнен натуральными материалами для отделки и декорирования помещений. Для отделки используется камень, дерево, бамбук, а стены покрываются известняком или мрамором. Применяется много тканевого материала: парча, шелка, атлас. Из этих тканей и по сей день шьется одежда в восточном стиле. Особенно, если в доме 2 и более окон, то шторы в такую гостиную будут выглядеть массивно, но в то же время элегантно.
Полы и стены
Традиционное напольное покрытие – древесина или бамбук. На фото комната в восточном стиле, пол которой покрыт толстыми бамбуковыми стеблями. Также используются натуральные полудрагоценные камни. Это могут быть мрамор, бирюза, песчаник или оникс.
Широкие плиты камня декорируются надписями вязи, орнаментами, животными или растительными мотивами.
Поверхность стен отличается гладкостью и отсутствием каких-либо рельефов. В значительной степени применяется мрамор, известняк и полудрагоценные камни. Экономным вариантом станут обои в восточном стиле. Для больших помещений идеально подойдет роспись стен в восточном стиле – в малометражных домах или квартирах этот прием будет визуально уменьшать пространство комнаты.
Окна
Окна имеют простую прямоугольную форму, изготавливаются преимущественно из дерева. Для декорирования используются полупрозрачные занавески приятных оттенков (бежевый, светло-желтый или розовый, голубой). Применяются также деревянные (горизонтальные) или тканевые (вертикальные) жалюзи.
Декор и аксессуары
Глубина образа открывается благодаря множеству декоративных аксессуаров. Детали деревянной мебели украшаются инкрустацией или изящной резьбой.
На небольших полочках, комодах, столиках и прочей мебели устанавливаются статуэтки, вазы с экзотической росписью, различные элементы из бамбука, чаши с благовониями (из серебра и фарфора) или кувшины с широким горлышком.
Поверхности стен пестрят красочными веерами или коврами, на которых могут находиться коллекции оружия.
Фото детально показывает декорирование комнаты в восточном стиле, где в общий интерьер гармонично вписываются перечисленные аксессуары.
Изысканная люстра в восточном стиле, установленная в центре потолка, придает пространству особенный колорит.
Кальян – не только деталь декора, но и функциональный элемент, который создает непринужденную атмосферу безмятежности.
Индийские и арабские направления славятся изобилием светильников (напольных и настенных), изготовленных из натурального камня, шелка или бумаги, а также сложной резьбой.
Современное направление
Сегодня широко используется два основных направления этого стиля:китайский и японский. Для большинства современных потребителей восточный стиль в интерьере ассоциируется с фен-шуем, который является ярчайшим примером китайского стиля. Он характеризуется строгой пространственной организацией – каждая деталь строго имеет свое место в комнате. Простая плетеная мебель, ширмы и завораживающие цветовые решения завершают образ четкой упорядоченности элементов.
Особенностью японского направления стала экономия свободного пространства – сжатость территории этой страны не позволяет использовать крупные элементы при обустройстве своего жилища. Эта характерная черта определенно показана на примерах миниатюрных садов, карликовых икебан и деревьев. Активно используется мебель из натурального дерева. Японский стиль также относят и к минимализму в дизайне.
Простота и лаконичность форм – вот основные принципы, которыми руководствуются дизайнеры при создании комнат в восточном японском стиле.
Современное направление популярно не только в области интерьерных решений, но и в пошиве одежды. На фото изображены платья в восточном стиле, на основе которых сегодня изготавливается масса моделей женских нарядов.
- https://TrendsDesign.ru/interiorstyles/ethnic/vostochnyj/izyskannyj-kolorit.html
- https://spravochnick.ru/arhitektura_i_stroitelstvo/stili_arhitektury/arabskaya_arhitektura/
- https://www.zdanija.ru/TermsI2/p2_articleid/1500
- https://www.grand7.ru/articles/43/1175/
- https://nauka.club/kulturologiya/arkhitektur%D0%B0-arabskogo-vostoka.html
- https://arzamas.academy/materials/1607