Архитектура Месопотамии кратко

Архитектура Месопотамии: базовые элементы

Чем богата Месопотамия

Практически со всех сторон Месопотамия окружена горами. На севере это Армянское нагорье, на западе – Аравийская платформа, с восточной стороны – предгорье Загроса и лишь на юге Персидский залив. Вся земля региона в основном каменистая, с небольшими песчаными равнинами. Украшали ее реки Евфрат и Тигр, которые являются самыми большими в данной местности. Среди полезных ископаемых главной считается нефть, а с продуктов выделяют чернильный орех, местами маслины и финиковые пальмы. Немало животных обитает в этой зоне: лев, газель, страус.

Месопотамия

Месопотамия

В регионе также выделяли две области Северную и Южную, которую часто называли Верхней и Нижней соответственно. Первая, Эль-Джезира, имеет огромные степи, предгорья покрытые лесом. Речные потоки прорезают каменистую поверхность территории. В свое время здесь существовали огромные, могучие государства Ассирия, Митанни и прочие. Вторая зона, Эль-Ирак, представляет собой плоскую каменистую равнину. Реки сбегают под небольшим уклоном. На здешней территории располагались государства Аккад и Вавилония, а также городище шумеров.

Месопотамия

Месопотамия

Архитектура Двуречья

Реконструкция Двуречье, или Междуречье (греческая Месопотамия), т.е. долины рек Тигра и Евфрата, было одним из древнейших очагов человеческой культуры. Этот географический район имел естественные границы в виде Персидских гор на востоке и безводной Сирийской пустыни на западе. По своим природным данным Двуречье не представляло собой единого ландшафтного целого, климат Двуречья был весьма неоднороден. Среднее течение рек Тигра и Евфрата относилось к зоне континентального климата с резкими сменами дневных и ночных температур. Верховье Тигра располагалось в горном ландшафте, где зимой иногда выпадал снег. Нижнее течение Тигра и Евфрата находилось ближе к субтропикам.

Весьма различны были по своему режиму реки, питающие земли Двуречья. Тигр, быстрая и горная река, с высокими каменистыми берегами, часто подвергалась разрушительным паводкам. Разлив Тигра начинался в конце февраля, а к началу июля воды его спадали. Разлив Евфрата начинался одновременно с разливом Тигра, но протекал медленнее и заканчивался к началу октября. Районы нижнего течения Тигра и Евфрата нуждались в строительстве многочисленных каналов и ирригационных систем, что на ранних этапах формирования классового общества в Двуречье способствовало развитию рабовладельческого строя.

История Двуречья, насчитывающая несколько тысячелетий, представляет собой пеструю картину смены народов государств. Первый этап развития Двуречья протекал между 3200-1800 гг. до н. э. Древнейшим государством было государство Шумер, которое вскоре после своего создания слилось с государством Аккад в единое целое. Дальнейшее развитие Двуречья связано с историей двух крупных государственных образований- Вавилонии и Ассирии. История Вавилонского царства делится на два периода: Старовавилонское царство (XIХ-XVI вв. до н. э.) и Нововавилонское царство (VII-VI вв. до н. э.). Ассирийское государство также имело два крупных этапа развития: первый относился к началу XVIII в. до н. э., а второй — к концу XII-IX в. до н. э.

Основные строительные материалы, применявшиеся в народном строительстве Двуречья, были глина, тростник, мелкий речной кустарник. Циновки и плетни из тростника и лозы, обмазанные глиной, использовались как ограждающие конструкции домов, каркас которых состоял из плотных связок-фашин того же тростника. Для более ответственных сооружений применяли сырой, только что отформованный кирпич; уложенный в стену без раствора, он, высыхая, слеживался в монолитную массу.

Для лучшего просушивания стен такой кладки большой толщины в них устраивали дренажно-вентиляционные каналы, а для большей прочности их армировали циновками из тростника или пальмовыми стволами. Применение высушенного на солнце кирпича (его изготовляли в виде широких плит и укладывали на глино-известковом растворе) повысило прочностные качества стеновых конструкций, расширило возможности сырцовой кладки. Зубчатый в плане профиль стен имел не столько декоративное назначение, сколько позволял облегчить кладку без потери прочности, а также избежать перегрева стены сочетанием освещенных и затененных участков.

VIII век до н.э. Использование стандартного прямоугольного кирпича открыло возмож-ность регулярной модульной кладки и геометрической упорядоченности планировки. Для производства обожженного кирпича не хватало топлива, поэтому применялся он редко, в основном как облицовочный материал для сырцовых конструкций или кладки цокольных частей зданий, которым угрожала сырость.

Для гидроизоляции в Двуречье использовался битум, его выходы на поверхность образовывали целые озера. Битум применялся также как связующее для кирпичной кладки, для окраски и улучшения осадки стен, устройства асфальтовых полов.От солнечного перегрева дома защищались толстыми стенами, часто двойными. Площадь теплоотдачи увеличивала сотовидная облицовка стен небольшими глиняными трубками, открытыми отверстиями наружу. Окна в стенах делали небольшими, под самым потолком; в сущности, это были вентиляционные отверстия.

Под отвесными лучами солнца сильнее всего прогревалась, конечно, кровля; здесь толстый земляной накат крыши засевали травой, испарение которой давало дополнительный эффект охлаждения. Кроме того, крышу затеняли навесами, образующими террасы и павильоны, используемые как спальни. Чтобы усилить воздухообмен в жилище, над ним вместо крыши-наката возводили глиняный купол вытянутого силуэта.

Недостаток дерева ограничивал его использование устройством крыш и столярными изделиями. Стволы местной пальмы позволяли перекрывать только небольшие пролеты 3—4 м, и часто вместо пальмового наката помещения перекрывали сводами из сырцового кирпича; в этом случае помещения были еще уже. Ограниченные возможности конструкций перекрытия придают и особый характер планировке хозяйственной и жилой застройки Двуречья в виде системы смежных тоннелеобразных помещений. Во дворцах, где применяли балки из привозного ливанского кедра, залы достигали ширины 7—10 м.

Камень, как и дерево, привозили с севера, стоил он дорого и шел только на облицовку, скульптуру, памятные стелы. Здания штукатурились глиной или алебастром, стены расписывались, украшались мозаикой из фигурных керамических гвоздей, глазурованные кирпичи или плитки голубого, желтого, коричневого, черного, белого цветов выкладывались наборным рисунком.

Наносные почвы Двуречья не выдерживали больших нагрузок, по-этому крупные дворцовые и храмовые комплексы возводились на обширных монолитных платформах большой высоты. Дворцы царей и храмы возносятся на недосягаемую высоту, к небу; формируются архитектурные типы неприступных крепостей и святилищ на подиумах-террасах. На плоских равнинах Двуречья это стало наиболее эффективным средст-вом защиты от наводнений и композиционным приемом выделения важнейших сооружений из окружающей застройки.

У входа справа фигуры охраняющих львов Характеризуя в целом градостроительство Двуречья, следует отметить, что оно выделялось среди других стран Древнего мира своим рационализмом и экономным использованием городских земель, высоким по тому времени уровнем инженерной подготовки территории и крепостного строительства, а также мастерским использованием местного строительного материала. Что же касается роли городов Двуречья в развитии мирового градостроительства, то она была весьма значительной. Многими поколениями строителей городов Ассирии и Вавилонии были решены такие крупные градостроительные задачи, как проблема монументального главного здания города (в виде зиккурата), использование цвета как одного из композиционных средств при формировании городских ансамблей, применение планировочных модулей при разбивке городских территорий и многое другое. Все эти градостроительные достижения в разной степени нашли свое отражение в градостроительстве более поздних эпох и, в частности, в средневековых го-родах Передней и Центральной Азии.

Основы культуры Месопотамии закладываются в Шумере – области нижнего течения Тигра и Ефрата. Первые поселения появились на юге этого географического района в плодородной низменности, у впадения рек Тигра и Евфрата в Персидский залив, который в те времена вдавался значительно глубже в сушу. Здесь уже в середине V тысячелетия до н. э., т. е. в эпоху позднего неолита, существовали сельские поселения родовых общин. Несколько позднее, но еще в IV тысячелетии до н.э. в Двуречье расселились шумеры — народ, который уже располагал определенными навыками ведения оседлого земледелия. Вплоть до конца III тысячелетия до н. э. шумеры господствовали в Месопотамии. К этому времени относится появление поселений городского типа, представлявших собой отдельные города-государства, то объединявшиеся под эгидой одного из них, то враждовавшие друг с другом. План шумерского города. Город окружен мощными крепостными стенами; в центре-священный участок Из древнейших шумерских городов известны Эриду, Урук, Ур, Лагаш, Ларса, Умма, Ниппур, Кута и др. Древнейший период развития этих городов, который историки называют раннединастическим (2750-2300 до н. э.), изучен еще недостаточно, однако некоторые характерные черты архитектуры Двуречья сложились именно в эту раннюю эпоху.

К таким характерным чертам можно отнести овальные очертания плана города в целом, ориентацию главной оси овала на северо-запад и юго-восток, расположение святилища в центре или в северо-западной части города на холме или искусственной возвышенной террасе, прямоугольную форму святилища в плане, появление зиккурата как главного здания храмового комплекса, нерегулярную систему улиц, отсутствие городских площадей и наличие многочисленных дворов, вокруг которых группировались жилые, дворцовые и храмовые помещения.

Население шумерских городов составляли правители, придворные, жрецы, чиновники, купцы, ремесленники, солдаты, крестьяне, обрабатывавшие храмовые земли, и рабы. Как видно из этого перечня, социальный состав города шумеров отражал сложившееся в них классовое общество.

Подлинного расцвета некоторые шумерские города достигли в период III династии, т. е. после объединения шумеров с семитским народом-аккадцами в единое Шумеро-Аккадское государство. Первоначально это объединение носило завоевательный характер со стороны аккадских царей, подчинивших себе не только города Шумера, но и другие государства Двуречья.

Шумеро-Аккадский город Тудуб. Реконструкция священного участка В этот период (XXIV-XXII вв. до н.э.) главным городом был Аккад расположенный в Междуречье севернее Вавилона. Тогда же выросли и другие аккадские города: Киш, Шуруппак, Кисурра, Сиппар и др. Некоторое представление о характере этих городов дает святилище в городе Тудубе (современном Хафаджи), расположенном на левом берегу притока Тигра-Дияла. Священный участок в Хафаджи имел овальную конфигурацию в плане и был огражден двойным рядом мощных крепостных стен. Центральная часть святилища была расположена на платформе, где размещался главный храм города. В XXII в. до н. э. государство Аккад подверглось нашествию диких горных племен кутиев, что привело к его распаду и новому возвышению шумерских городов, на этот раз под главенством Ура и его царей III династии (2112-2015 гг. до н.э.).

Ур XXI в. до н. э. хорошо изучен благодаря раскопкам, которые производились в 1922-1934 гг. под руководством английского археолога Л. Вулли. Город достиг своего расцвета при урском царе Урнамму и его сыне Шульги. В этот период в Уре насчитывалось 5250 жилых домов, что соответствовало населению, с учетом домашних рабов, 40-50 тыс. жителей. Ур был ограничен с запада старым руслом Евфрата, а с северо-восточной стороны искусственным каналом. Городская территория имела размер 1000 х 700 м.

Это был город, построенный в шумерских традициях, овальный в плане с главной осью, ориентированной с юго-востока на северо-запад. Мощные стены, сложенные из сырцового кирпича, достигали толщины 25-32 м. В северо-западной части города на холме, искусственно расширенном в виде террасы, размещался дворцовый и храмовый комплекс Ура, посвященный культу особо почитавшегося у шумеров бога луны Наннара. Главный вход в святилище находился с северо-восточной стороны, откуда через монументальные ворота можно было попасть в священный двор Наннара и далее в следующий двор, на котором располагался зиккурат.

Реконструкция Из всех сооружений официально-культовой архитектуры Древнего Востока зиккурат (храмовая пирамида) наиболее полно выражал идею возвеличения и обожествления монарха и был ведущим архитектурным типом, композиционным центром ранних городов Двуречья. Вокруг зиккурата группируются дворцовые сооружения, обьразуя священный участок, окруженный прочными стенами. Зиккурат Ура находился в центре городской застройки с тесными кварталами и представлял одно из древнейших сооружений этого рода. Он был сложен из сырцовых блоков, и лишь внешний слой толщиной в 2,5 м был построен из обожженного кирпича, скрепленного битумным раствором.

Зиккурат имел основную платформу высотой 15 м и размерами 62,5 х 43м; её грани, облицованные обоженным кирпичом, были слегка наклонены внутрь – для большей устойчивости; наверх вели три лестницы, соединявщиеся у каменной террасы. Он был трехъярусным, нижний сохранившийся ярус имел высоту 15 м, парадная лестница была расположена с северо-восточной стороны. На верхней площадке располагалось святилище бога Наннара, а рядом с замкнутыми дворами святилища Наннара и зиккурата на открытой площадке располагались еще два храма, посвященных культу того же бога луны и его жены богини Нингал, и отдельный храм, посвященный Нингал, кроме того, здесь же находился царский дворец.

И дворец, и храмы имели почти одинаковые размеры и представляли собой квадратные в плане монументальные объемы, лишенные оконных проемов на фасадах, расчлененные лишь вертикальными углублениями в кладке стен. Большая часть зданий белилась известковым раствором и лишь зиккурат и особенно его увенчание могли быть подцвечены в соответствии с существовавшей у шумеров цветовой символикой.

Жилые дома Ура, согласно шумерской традиции, имели внутренние дворы, вокруг которых группировались все помещения. В центре двора иногда находился колодец, здесь же часто располагался очаг. Дома, перекрытые плоскими кровлями, выходили стенами без оконных проемов на узкие извилистые переулки и тупики. Улица в полном смысле этого слова была лишь одна и предназначалась для процессий и вела к главному святилищу города. Расцвет Ура завершился в 2000 г. до н.э. в ходе войны с соседним государством — Эламом и пришлым народом аморитами. В дальнейшем Ур оставался важным торгово-ремесленным центром Вавилонского царства, но навсегда потерял свое прежнее величие.

О погребальных сооружениях Двуречья всех периодов известно очень мало, за исключением захоронений в саркофагах, помещенных в подземных камерах, над которыми насыпались курганы.

Округлая форма очертания планов городов была очень стойкой в Двуречье и не только в нижнем течении Евфрата. Об этом свидетельствуют изображения круглых ассирийских крепостей на многочисленных барельефах, а также круглые иероглифические знаки, означавшие город. Круглых поселений на территории Среднего Дву-речья не сохранилось, но о них можно судить по сирохеттскому городу Самаль (современный Зенджирли), который был построен в традициях Двуречья.

Самаль, расположенный в северной Сирии, в долине притока реки Оронты, был одним из важных центров большого Хеттского государства, достигшего расцвета в XII в. до н. э. Его очертания в плане напоминали очертания Ура. Так же как и Ур, Самаль был расположен на возвышенной территории и укреплен мощными крепостными стенами, имел ту же ориентацию по странам света и северо-западное расположение дворцового и храмового комплексов. В VIII в. до н.э. город был сожжен и завоеван ассирийцами, которые быстро восстановили его , в частости сложили внешнюю крепостную стену, имевшую в плане идеальную округлую форму с тремя монументальными кре-постными воротами.

Ниппур. На территории Двуречья довольно рано возникли города, имевшие прямоугольные планы и одним из древнейших примеров такого рода можно, назвать шумерский город Ниппур, который по своему предназначению был городом-святилищем. Основная причина появления в этом же географическом районе городов с прямоугольной конфигурацией плана — прямоугольные в плане платформы святилища.

В период Шумеро-Аккадского царства Ниппур был главным религиозным центром этого государства, в Ниппуре находилось святилище одного из главных богов шумерского пантеона — бога земли Энлиля, здесь венчали на царство шумеро-аккадских царей. Ниппур располагался на одном из рукавов Евфрата. Город имел в плане форму неправильного прямоугольника, был окружен толстыми, сложенными из сырцового кирпича крепостными стенами, прерывавшимися там, где проходил пересекавший его канал.

Святилище Энлиля занимало почти половину городской территории. Оно состояло из храмов и зиккурата, а рядом располагались жилища жрецов и большая библиотека, известная во всем древнем Двуречье огромным количеством ценных клинописных рукописей на глиняных дощечках. (на одной из таких дощечек и был обнаружен план Ниппура, изображенный неизвестным художником XII в. до н.э.). Дальнейшее развитие градостроительства Двуречья связано было с разработкой прямоугольной схемы городского плана и наиболее совершенным в этом отношении был план города Борсиппы, расположенного южнее Вавилона.

Борсиппа была уже известна в эпоху Древневавилонского царства во II тысячелетии до н. э. Город был расположен на берегу озера, образовавшегося в разветвленной дельте Евфрата, и имел правильный прямоугольный план 1406 х 1760 м, т.е. его территория равнялась 250 га. Традиционно для Двуречья город был ориентирован углами по странам света. В него вело семь ворот, из которых на северо-восточной стороне находились ворота бога Сина и ворота Лапис Лазур, на юго-востоке -ворота богини Иштар и бога Эа, на юго-западе — ворота богов Ану и Адад, на северо-западе были расположены седьмые, безымянные ворота.

В соответствии с воротами город пересекали главные улицы, соединявшие их. В центре города располагалось святилище, очертания территории которого также представляли собой квадрат. Весьма примечательно, что в основе планировки Борсиппы, по-видимому, лежал модуль, равный 176м, или 3 ашлу (древневавилонская мера-«веревка», равная примерно 59 м). Во всяком случае, если принять за модуль 176 м, то три таких модуля точно укладываются на юго-западной стене между углом города и воротами, а также между двумя воротами этой стены. В том, что разбивка территории города производилась на основе модульной системы, не было ничего удивительного, если учесть высокий уровень развития математики и геометрии в древнем Двуречье.

Город Вавилон Вавилон (название города происходит от «Бабилу»- «врата бога») впервые упоминается в III тысячелетии до н.э. в связи с правлением Аккадского царя Саргона (2369-2314 гг. до н.э.). До этого на левом берегу Евфрата, по-видимому, было небольшое поселение, не имевшее особого политического значения. Во времена I Вавилонской династии (1894-1595 гг. до н.э.) Вавилон стал крупным городом, а особого расцвета он достиг в правление царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). До нас почти не дошли сооружения этого периода, по-скольку город неоднократно подвергался сильным разрушениям, особенно в период завоевания его хеттами в 1595 г. до в.э. и касситами в 1518г. до н.э. в XШ-ХП вв. до н.э. Вавилон дважды опустошался ассирийскими войсками. В начале I тысячелетия до н. э. право на обладание Вавилоном оспаривали ассирийские цари и арамейские племена халдеев. В 732 г. до н. э. Вавилон вошел в состав Ассирийского государства, но за сопротивление был варварски разрушен в 689 г. до н. э. ассирийским царем Синахерибом.

В 626 г. до н. э. на вавилонском троне, воцарилась халдейская династия. Город начал восставать из руин. Многое было сделано первым царем этой династии Набопаласаром (626-604 гг. до н.э.) и Навуходоносором II (604-562 г. до н.э.). В период правления Навуходоносором Вавилон достигает особого блеска и становится центром мировой торговли с населением свыше 1 млн. человек; за городом закрепляется слава священного.

Как и многие города мирового значения, Вавилон имел историю, пронизанную многочисленными легендами. Описания Вавилона оставили Геродот, Диодор Сицилийский, Страбон и другие писатели древности. Из них лишь Геродот видел остатки Вавилона после его разрушения персами в V в. — до н. э, а остальные писатели повторяли сложившуюся легенду об этом древнем городе. Вплоть до конца XIX в. Вавилон был неизвестен, и лишь благодаря раскопкам, проведенным под руководством немецкого ученого и архитектора Р. Кольдевея, этот город вновь стал достоянием человечества. Раскопки производились с 1899 по 1914 г и результаты этих раскопок дали удивительный материал, относившийся главным образом к VII-VI вв. до н.э.

Город Вавилон занимал обширную территорию, насчитывавшую 20 км2 и внешними крепостными стенами протяженностью 18 км. Внутри этой территории располагался собственно город, занимавший оба берега реки Евфрат, и в свою очередь укрепленный крепостными стенами. Территория внутреннего города насчитывала 410 га, а протяженность крепостных стен 8360м. Укрепления состояли из глубокого рва, наполненного водой, соединяв-шегося с Евфратом, и крепостных стен, построенных из сырцового и обожженного кирпича толщиной около 30 м. Через каждые 20 м находились крепостные башни. Город делился на две части. Левобережная часть была более древней и дополнительно укреплена крепостной стеной, тянувшейся вдоль Евфрата. Правобережная часть более позднего происхождения занимала несколько меньшую территорию и. очевидно, имела второстепенное значение. Обе части внутреннего города соединялись мостами (длиной до 123 метров), один из них имел подъёмный пролёт. Неприступность Вавилона усиливалась системой рвов, которые можно было наполнить водой, открыв специальные шлюзы.

В город вело восемь ворот и все ворота назывались именами различных богов. Главными были северо-западные — ворота богини Иштар. Этот вход был защищен цитаделью с четырьмя массивными башнями и арочными проходами между ними. Башни были облицованы глазурованной керамикой с орнаментом и устрашающими изображениями львов, быков, фантастических чудовищ. Кроме этих ворот, существовали еще ворота бога луны Сина, ворота главного вавилонского божества Мардука, ворота бога земли Энлиля, ворота бога солнца Шамаша, ворота бога грозы и бури Адада, а также ворота Лугалгирра и Ураш. Все эти ворота соединялись между собою улицами, разрезавшими город почти на равные части.

В центре города располагался священный участок Эсагила, где находились храм Мардука и зиккурат Этеменанки, главным зданием Вавилона считался зиккурат, который назывался «Домом основания небес и земли». Древние жители Вавилона считали свой город средоточием всего мира, более того, вавилонские ученые помещали его в центре географической карты мира. По их представлениям, Земля была кругом, состоявшим из нескольких слоев. Верхний — был собственно земной поверхностью. Под ним находился подземный мир, нижний слой которого занимало царство мертвых. Над землей располагались три полусферы небес, омываемых воздушным океаном. Места восхода и захода солнца фиксировались в их представлении горами, поднимавшимися на западном и восточном краях земли, а северо-южное направление образовывалось за счет течения Евфрата. Вавилон, таким образом, был отражением этой модели мироздания, а зиккурат — ее геометрическим центром.

Вавилонский зиккурат представлял собою монументальное сооружение высотой около 90 м, на вершине которого располагалось покрытое голубой глазурью святилище Мардука. Семь ярусов вело к этому святилищу: нижний ярус был светлый, второй ярус высотой 18 м был черного цвета, верхние ярусы чередовались по цвету — красный, синий, красный, серебристый и голубой с золотом. Все эти цвета соответствовали символическому обозначению небесных светил. Зиккурат был сложен из сырцового и обожженного кирпича, составлявшего внешнюю оболочку толщиной в несколько метров. Вавилонский зиккурат считался одним из семи чудес света и доминировал над городом и окружающей местностью, формируя силуэт древнейшего города.

Реконструкция К западу от ворот Иштар на высокой трапециевидной в плане платформе находился дворец Навуходоносора. В отличие от дворцов предшествующих правителей Вавилона и Ассирии с нарочито усложненным расположением дворов, его планировка основана на осевой композиции открытых пространств. Общая длина анфилады дворов дости-гает 300 м. К центральному двору ансамбля примыкает большой (17х52 м) тронный зал царя с великолепными стеновыми панно из цветного глазурованного кирпича. По толщине его стен (7 м) и отсутствию внутренних опор предполагают, что зал перекрывался сводом.

Религиозные представления были очень сильны у древних вавилонян, что видно из названий ворот и главных улиц города, предназначенных для религиозных процессий, и из наличия большого числа храмов, посвященных различным богам вавилонского пантеона.

Так, например, особым праздником в Вавилоне считалась встреча Нового года. Новогодний праздник начинался в марте месяце, поскольку вавилоняне следовали лунному календарю, и длился более 10 дней. Начало его отмечалось религиозными обрядами, происходившими в храме Мардука и на башне-зиккурате Этемененнаки, откуда жрецы вели наблюдения за звездами; затем статую Мардука выносили из храма, погружали на корабль и везли вверх по те-чению Евфрата за пределы внутреннего города. Там, в специальном храме, называвшемся «Домом Нового года», служили молебен, и на десятый день торжественная процессия направлялась к воротам богине Иштар.

Впереди жрецы несли статую Мардука, за ними следовали приближенные царя и народ. Вся эта процессия вступала на улицу Процессий, которая начиналась между выступами городских стен и имела ширину перед воротами Иштар 16 м. Этот отрезок улицы был особо украшен изображениями львов и грифонов золотистого цвета на яркосинем фоне крепостных стен и ворот Иштар. Изображе-ния были выполнены из глазурованного кирпича, которым были облицованы поверхности стен и ворот. Далее процессия проходила ворога богини Иштар и направлялась но улице Процессий в сторону центра города. «Дорога процессий» 7,5 метров шириной, мощеная каменными плитами шла на юг от ворот Иштар.

Богиня Иштар Другие улицы Вавилона также служили для торжественных процессий во время праздника Нового года или в другие торжественные дни. Ворота богини Иштар представляли собою прекрасное произведение вавилонского искусства. Они олицетворяли собою представление вавилонян о силе и могуществе города и государства. Богиня Иштар была богиней цветущей природы, любви, плодородия, красоты. Она изображалась обыкновенно в виде прекрасной женщины, тело которой поросло нежными зелеными побегами. Иштар была главной богиней вавилонского пантеона. Ее отождествляли с планетой Венерой. Аналогично ворота Сина, бога луны, очевидно, отождествляли с восходом луны в период новолуния. Так же ворота бога солнца Шамаша были обращены в сторону юга и т.д.

Главные улицы города делили его на отдельные районы, в которых гpуппировались жилые дома и храмы. Население Вавилона было довольно пестрым как по социальному, так и по этническому составу, поскольку в его состав всегда входило много иноземцев и рабов. На верху социальной лестницы находился царь со своими приближенными, высшим чиновничеством и жречеством. Навуходоносор II, при котором город окончательно сформировался, имел три дворца. Один дворец — летний, находившийся на холме Бабиль у реки, у начала внешних крепостных стен; второй дворец — Южный, примыкавший к дороге Процессий и воротам богини Иштар, и третий — Северный, расположенный здесь же, но за крепостной стеной.

Наиболее подробно изучен Южный дворец. Он представлял собой сложный архитектурный комплекс, состоявший из системы пяти дворов, нанизанных на одну композиционную ось, начинавшуюся от входа во дворец на улице Процессий. Вокруг дворов группировались дворцовые помещения. Из двора во двор вели монументальные ворота. Первые два двора, вероятно, были предназначены для чиновников и придворных и размещения административных учреждений. Третий, самый крупный двор, служил парадным пространством перед тронным залом царя, находившимся на южной стороне двора.

«Висячие сады» Семирамиды Западная часть дворца, расположенная на более низкой террасе, предназначалась, по-видимому, для жилых царских покоев. Достоприме-чательностью этого дворца были находившиеся в его северном углу так называемые «висячие сады», остатки которых были найдены при раскопках. Сады Семирамиды примыкали к южным укреплениям дворца. Сооружение покоилось на каменных столбах, перекрытых сводами. Поверх сводов, свинцовой кровли и асфальтовой гидроизоляции ступенчатыми террасами был насыпан грунт, на нем росли деревья и цветы. Грунт увлажнялся водой, которая специальными подъемниками подавалась на самую верхнюю террасу. Сады, составлявшие часть дворца, находились на большой высоте, что и дало повод называть их висячими.

Северный дворец, примыкавший к городской стене, был, по-видимому, построен несколько позже. Он был тщательно укреплен и по свидетельству найденных в нем клинописных табличек был украшен с особой пышностью. В этом дворце находилось хранилище произведений искусств и реликвий.

Основное население Вавилона составляли купцы, ремесленники, землевладельцы. Среди них были богатые жители, занимавшие своими домами целые кварталы, и были бедняки, ютившиеся в тростниковых, обмазанных глиной хижинах, расположенных на окраине города. Низший, бесправный слой городского населения составляли рабы, по большей части военнопленные, которые выполняли все виды работ от ремесленного производства до тяжелого труда чернорабочих.

Ремесла в Вавилоне процветали самые разнообразные. Представители отдельных ремесел селились на определенных улицах. Так, в Вавилоне существовали улицы ювелиров, ткачей, гончаров и т.д.

Жилая часть города была разбита на регулярные квадраты, разделённые узкими, шириной 4 метра, улицами. Жилые дома как большие, так и малые, строились по одной и той же схеме: комнаты группировались вокруг внутреннего двора, часто замощенного обожженным кирпичом; иногда в центре двора находился очаг. Главные помещения жилого дома всегда располага-лись на южной стороне двора и были обращены к северу своими проёмами. Античные историки указывают на существование в Вавилоне 3- 4 этажных домов, но рядовую застройку составляли одно и двух этажные дома с пло-скими кровлями и с террасами наверху.

На улицу они выходили белеными стенами и дверными проемами. Вода бралась из колодцев и имелись канализационные водостоки. Жилая застройка была очень плотной, что создавало опасность в пожарном отношении и содействовало распространению многочисленных болезней, среди которых чума занимала одно из первых мест. В городе было мало зелени, и лишь во дворах самых зажиточных жителей Вавилона росло два-три пальмовых дерева.

Для Древнего мира Вавилон олицетворял собой город сказочного богатства, огромный, населенный несметным числом жителей. Действительно, в период правления Навуходоносора II в Вавилоне было около 360 тыс. жителей, из которых во внутреннем городе проживало 80 тыс. Масштабы его сооружений, мощность крепостных стен — все это поражало взор чужестранцев. Позднее Вавилон пришел в полное запустение и вскоре забыли не только о его существовании, но и даже о его местоположении.

Ослабленный классовыми войнами, Вавилон не мог противостоять натиску восточных кочевых племен персов и в 539 г. до н. э. пал. Последний расцвет архитектуры Вавилона отразил общий высокий уровень культуры Месопотамии, впитавшей в себя опыт Шумера, Аккада, Вавилона, Ассирии и прилегающих областей. Их народами был разработан календарь, изобретены водяные часы, письменность, накоплен огромный опыт в ирригации и земледелии. Древние вавилоняне знали семь планет (вместе с Солнцем и Луной), по числу которых и воздвигались ярусы зиккуратов, составляли вычерченные планы сооружений, сохранившиеся на глиняных табличках до наших дней.

Общий вид дворца Саргона II . По реконструкции В. Пляса Особенности архитектуры Ассирии определили более суровый климат, чем в южной части Двуречья, горы, богатые камнем, лесом, рудой. Военный уклад сложившегося здесь во II тыс. до н. э. государства также сказался на характере строительства — ассирийцы возводили крепости, дворцы, мосты, строили прочные каменные дороги. Благодаря успешным военным походам Ассирия становится к VII в. до н. э. огромной державой, включавшей и территории Двуречья.
Архитектурные типы, выработанные в покоренных областях, становятся достоянием ассирийского зодчества, обогащая арсенал строительных и художественных приемов, сложившихся в самой Ассирии. Так, из архитектуры хеттов и сирийцев был заимствован опыт крепостного строительства с возведением основания стен из огромных каменных блоков, надстроенных стенами и башнями из сырцового кирпича; высокие каменные цоколи зданий (ортостаты) украшались скульптурным рельефом; ниши главных входов превращаются в портик, встроенный между двумя башнями. Из архитектуры Двуречья была воспринята монументальная образность высоких платформ и зинкуратов.
8в. до н.э. Алебастр Характерный пример дворцового строительства Ассирии представляет Дур-Шаррукин – одна из резиденций ассирийских царей, предпочитавщих в целях безопасности строить себе изолированные от города цитадели.

Дур-Шаррукин (современный Хорсабад) был построен ассирийским царем Саргоном II (722-705 гг. до н.э.) за короткий срок с 711 по 707 г. до н. э. и это отразилось на регулярности его планировки. Дур-Шаррукин был объявлен Саргоном II столицей Асси-рии, поэтому строительство этого города велось быстрыми темпами при участии большого числа рабов и строительных рабочих.

Дворец был возведен на платформе высотой 14 м вровень с крепостными стенами, охватывающими территорию прилегающего города размером 1730х1685 м. Более 200 помещений дворца окружали парадные дворы. Главная улица города подходила к воротам дворца, монументально оформленным в виде арки, по бокам которой располагались крылатые быки и изображения героев Гильгамеша и Энкиду. Внутри дворец Саргона был украшен алебастровыми раскрашенными рельефными изображениями военных походов этого царя, который сумел подчинить себе за короткий срок огромные территории и такие государства, как Египет, Иерусалим, финикийские города и Сирию.

В состав дворца входил зиккурат высотой 40 м со спиральным пандусом и большой сад, орошение которого осуществлялось системой водоподъемных устройств. Стены дворцов и залов были оштукатурены и украшены алебастровыми панелями с рельефами, полы вымощены орнаментированными керамическими и каменными плитами. Залы перекрывались кедровыми балками, небольшие помещения имели сводчатые и купольные покрытия.

В планировке Дур-Шаррукина можно обнаружить модульное построение, модуль здесь имел размер 61 м. Стороны города, равные 1800 и 1650 м, делились в соответствии с этим модулем на 30 и 27 модулей; кратны модулям и расстояния между воротами и углами города.

К сожалению, нельзя судить о планировке крупнейшей столицы Ассирии IX-VII вв. до н.э. — Ниневии, по-скольку в 612 г. до н.э. она была стерта с лица земли царем Набопаласаром из Вавилона. Известен лишь украшенный барельефами северный дворец Ашшурбанипала, который был раскопан экспедицией П.Э. Ботта в 1842 г. Найденные остатки Южного дворца Ассархаддона, архива и библиотеки не позволяют с достоверностью судить об очертаниях города и расположении его главных улиц. Экономика Ассирии была подорвана войнами и грандиозным строительством. Вавилон же, несмотря на то, что и был разрушен до основания и затоплен в 689 г. до н. э, расположенный на выгодных торговых путях Древнего Востока, отстраивается и достигает прежнего величия. В союзе с мидийцами вавилоняне уничтожили Ассирийскую империю, а столицу Ассирии Ниневию сравняли с землей.

Появление городов

В начале династической эпохи крепостные стены были возведены вокруг городов; Главные храмы, построенные на террасах, обычно занимали возвышенные участки, огороженные стенами от жилой части города. Постройке культового здания предшествовали новые ритуалы при закладке фундамента храма — например, обычай ставить медные или бронзовые гвозди с антропоморфной шляпой по углам или по всему периметру основания. Используя специальный метод, называемый кисум в источниках, фундамент здания был изолирован слоем «чистого» песка из окружающей почвы. В качестве примера можно привести овальный храм в Хафаде; его основание находится на песке, слой которого достигает 8 м (около 64 кв. м). Пространство между стенами фундамента, с глубиной около 1,5 м, заполнено прессованной глиной и глиняным кирпичом, образуя искусственную платформу.

Во II раннем династическом периоде в Северной Месопотамии начался новый этап строительства городов («вторая урбанизация»). Новые городские поселения были созданы на севере Сирии, в долинах рек Балих и Хабур, а также в Ассирии. Телль Хуэр, расположенный на западном краю бассейна Хабур, является одним из крупнейших центров так называемой культуры Кранжигеля, то есть круговых поселений. В долине Синджар одним из крупнейших центров был Телль Тайя, занимающий площадь около 100 га. Ярким примером развития города является Эбла в Сирии, обнаруженная в 1964 году экспедицией из Университета Рима.

Дворцы

В царских резиденциях ассирийских владык строились великолепные дворцы со сложной внутренней структурой. Самое известное сооружение — дворец Сарагона II в городе Хорсабад. Он был построен на возвышенном укреплённом месте и играл роль защитного сооружения. Крепость высотой в 20 метров перемежалась многочисленными каналами. Само здание дворца было одноэтажным с большим количеством помещений, сгруппированных вокруг внутренних дворов. Дворец делился на 2 части: царские палаты и женские помещения. Отдельно значились постройки для службы и храм правителя. Узкие комнаты, похожие на коридоры, разделялись толстыми стенами. Парадные помещения были почти квадратными с балочными перекрытиями.

Висячие сады Семирамиды

Кирпичом, покрытым глазурью, облицовывались стены. Каменные барельефы с изображением царя в сражениях и на охоте украшали богатые апартаменты. Интерьер щедро расцвечивался ярким текстилем. На входе во дворец стояли львы и крылатые быки.

Ассирийские цари заимствовали многие элементы культуры Месопотамии. Но в отличие от месопотамских сооружений их дворцы в большей степени поражали размерами и роскошью, чем изысканностью архитектуры.

Вавиланская башня

После гибели Ассирийской империи на её территории появляется Нововавилонская империя. Царь Навуходоносор II полностью отстраивает самый крупный город древнего мира Вавилон. В нём появляются знаменитые до наших дней «висячие сады Семирамиды», грандиозное сооружение – Вавилонская башня. По легенде именно она стала причиной Божьего наказания людей смешением языков.

Первые месопотамские храмы

Зарождение храмовой архитектуры датируется доисторическим периодом, то есть V тысячелетием до н.э. Процесс эволюции первых храмов позволяет наблюдать за становлением архитектуры храма как главного религиозного сооружения. Вначале строились святилища для поднесения даров и проведения ритуалов жертвоприношения богам. По мере распространения культа начинают появляться первые храмы для общих молитв верующих. Таким образом, был пройден путь от маленьких статуэток божеств, которые хранились в домах, до полноценного святилища.

Первые храмы строились по образцу жилых домов. На протяжении всего V тысячелетия до н.э. в архитектуре обоих этих зданий использовалась прямоугольная планировка. В более позднее время, план жилых домов стал больше походить на квадрат, в то время как храм сохранял прямоугольную форму с алтарем для подношений по центру. Все верующие имели доступ в храм.

В самом старом шумерском городе Эриду располагается восемнадцать храмов, надстроенных друг над другом. На XVI ярусе, принадлежащем культуре Эль-Обейд, можно воссоздать план сооружения очень скромных размеров, предназначенного для проведения религиозных обрядов. Это прямоугольное здание, построенное на уровне земли, с толстыми стенами и единственной ведущий внутрь дверью. Далее вы попадаете в неф, где располагался глиняный стол для подношений; в дальнем конце зала имелась квадратная апсида с алтарем божества.

Эта типология сохранялась до первого тысячелетия до нашей эры, когда по всей Месопотамии начали возводиться святилища, расположенные на высокой платформе, порой достигающей в высоту колоссальных размеров.

На XIII ярусе города Тепе-Гаура в Северной Месопотамии в течение IV тысячелетия были построены три храма, в одном из которых можно увидеть уже более позднюю типологию религиозных сооружений. Это здание было спроектировано согласно единому плану. Оно представляет собой прямоугольник с одним залом. Стены формируют ниши, которые позже уступили место часовням. На стенах с равными промежутками располагаются контрфорсы. Кроме практической функции, они также служат и украшением.

Между IV и III тысячелетиями до н.э. аграрное общество претерпевает значительные изменения. Население концентрируется в городах, выросших вокруг храмов. Они становятся центрами управления народом, которое осуществляется через священнослужителей. Таким образом, параллельно с типологической эволюцией храмов растет и их значимость.

В городе Урук были найдены руины, подтверждающие существовавшую в то время городской тип поселений со сложной религиозной архитектурой (храмы). В Уруке находился самый важный шумерский религиозный центр, посвященный богам Ану и Инанне. Архитектурная концепция святилища изменилась. Оно больше не находилось на уровне земли. Снаружи возводились высокие платформы, а стены покрывались известняком. Также продолжают применяться плоско-выпуклые кирпичи, которые придают стенам характерный рустовочный рельеф. Храм задумывался как место, посвященное божеству, с несколькими церемониальными залами. Внутреннее пространство храма подразделялось на многочисленные прямоугольные святилища, предназначенные для жертвоприношений. Главное святилище помещалось на продольной оси, от которой перпендикулярно отходили остальные залы. Вокруг центрального помещения располагались дополнительные комнаты и залы, отведенные под склады, мастерские и жилые комнаты для священнослужителей.

Изменилась и сама идея храма, что привело к отдалению верующего народа от богов. Таким образом, изначально единое пространства для верующих и статуй богов все больше и больше разделяются. Вокруг храма возводятся стены, создавая тем самым барьер между священным внутренним пространством и оскверненным внешним.

Самым крупным среди бесчисленных храмов Урука был храм D, возведенный около 3000 года до н.э. Он был построен в форме буквы Т размером тридцать на пятьдесят метров.
Структурные принципы строительства другого здания, Белого храма Урука, были более смелыми, прежде всего, это касалось высоты постройки. Храм был возведен на высокой платформе, расположенной на фундаментах старых построек предыдущих эпох. Он представлял собой ступенчатую башню с несколькими этажами, на вершине которой располагалось святилище с белыми стенами. Оно закреплялось на вершине при помощи пандусов, которые соединяли различные террасы и обеспечивали доступ к вершине. Наклонные внешние стены были укреплены широкими контрфорсами, которые кроме своего прямого назначения к тому же выполняли символическую роль, отгоняя злых духов. Внутри храм состоял из святилища с боковыми камерами. Алтарь располагался в одном из углов святилища и представлял собой платформу с ведущей к ней лестницей. Перед ним находился кирпичный стол для подношений.

Формы внутренних помещений храмов менялись с течением времени, например, около 2700 г. до н.э. был возведен овальный храм Хафая. В нем располагалось большое количество мастерских, складов и прочих служебных помещений. За пределами стен узкие улочки соединяли храм с жилыми постройками и другими помещениями, которые тоже использовались как часть храма. Позже эти дополнительные постройки исчезли, поскольку все необходимое для храмовой общины хранилось вне священных помещений, а камеры, расположенные в стенах храма использовали для подношений.

В результате архитектурной эволюции изначальная структура глиняного храма претерпела следующие изменения: его внутреннее пространство разделилось, были построены стены, которые, однако, обладали достаточной гибкостью. Постоянное увеличение высоты храма отражало желание народа устранить расстояние, которое отделяло его от богов, и установить более тесный контакт.

В Северной Месопотамии зиккураты появились во II тысячелетии до нашей эры. е. Наиболее известными из них являются зиккурат бога Энлиля в Ашшуре и высокий храм в Телль Риме в Синджаре. В Нимруде руины зиккурата находятся в северо-западном углу акрополя. Он был разрушен и превращен в конический холм высотой около 43 м, но его первоначальная высота, очевидно, достигла 60 м. Зиккурат находился рядом с храмом Нинурты, ассирийского бога войны и охоты, покровителя города Халку. В северной традиции, к храму часто примыкали зиккураты и составляли с ним единый комплекс. Например, ансамбль II тысячелетия до н. э. в Телль-Риме или Центрально-Ассирийском комплексе храма бога Ашшура в Кар-Тукулти-Нинурте.

Висячие сады Семирамиды — второе чудо света

Висячие сады Семирамиды, одно из Семи чудес света, не сохранились до наших дней. По легенде, эти сады велел соорудить царь Навуходоносор II для одной из своих любимых жен, которая была родом из гористой страны Мидии. На плоских равнинах Вавилонии зеленые сады должны были напоминать ей о родине.

На террасах, похожих на горные уступы, был насыпан слой плодородной земли и посажены экзотические растения. Вода для полива зеленых насаждений поступала из Евфрата, для чего была устроена уникальная система водоснабжения. Эта технология была не нова для Месопотамии: согласно археологическим раскопкам, нечто похожее встречалось, например, в легендарной Вавилонской башне. Но именно в Висячих садах Семирамиды она достигла своего совершенства.

Рабы, вращая колесо, качали воду из Евфрата на вершину башни. Оттуда по многочисленным стокам она поступала на все террасы, даря жизнь пышной растительности. Из-за того, что цветы и деревья скрывали конструкцию постройки, издали казалось, что эти сады словно парят в воздухе. В безлесном Вавилоне это производило необыкновенное впечатление!

Культура народов древней Месопотамии не исчезла бесследно — их достижения, в том числе архитектурные, оказали большое влияние на уровень развития и всего Древнего Востока, и античной Европы.

Большинство исследователей считают, что сооружение Висячих садов с Семирамидой связывают ошибочно. Жену Навуходоносора II звали Амитис. А ассирийская царица Семирамида (или, точнее, Шаммурамат) жила много ранее.

Ворота богини войны и зиккурат Этеменанки

На рубеже III и II тысячелетий до н. э. в южной части Месопотамии — Двуречье — образовалась новая империя, столицей которой стал легендарный Вавилон. Это был самый большой город времени расцвета месопотамской культуры.

Вавилоняне были воинственно настроенным народом. Поэтому их здания напоминали крепости. Вокруг столицы быстро появилась мощная стена толщиной несколько метров. В ней было сооружено восемь массивных ворот, названных в честь разных богов. Главные ворота — Северные — носили имя богини Иштар. Она почиталась вавилонянами как богиня плодородия, войны и распри.

Ворота богини Иштар в Вавилоне. VI в. до н. э. Реконструкция

В архитектурном отношении конструкция ворот не отличалась сложностью — они состояли из двух больших внутренних башен и двух меньших наружных. Но их фантастическая красота ослепляла каждого! Священные быки и драконы — символы Иштар, изображенные на синих глазурованных кирпичах, покрывали стены ворот богини

От ворот широкая дорога вела в главный храм города — зиккурат Этеменанки, посвященный покровителю Вавилона богу Мардуку. «Этеменанки» в переводе означает «Дом основания неба и земли». Ученые предполагают, что это и есть знаменитая Вавилонская башня! Помните историю о том, почему мы все говорим на разных языках? Согласно этой легенде, башню всех времен и народов не смогли достроить из-за того, что строители перестали понимать друг друга. А потом она совсем разрушилась, да так, что многие стали сомневаться, была ли она вообще.

Вавилонская башня

Археологи при проведении раскопок смогли обнаружить огромный фундамент этой постройки. Это был типичный для Месопотамии зиккурат, но огромного размера. На вершине башни находилось святилище Мардука, покрытое, как и ворота, вавилонским глазурованным кирпичом. Башня выделялась среди всех построек города и производила впечатление мощи и величия.

Нововавилонское царство

Архитектурные памятники Нововавилонского царства исследованы гораздо обстоятельнее памятников других периодов истории Двуречья благодаря раскопкам архитектора Р. Кольдевея (проводились в 1898—1917 гг.).   После разрушения Ассирийской державы и нового возвышения Вавилона при царе Навуходоносоре II (605—563 гг. до н. э.) начинается в огромных масштабах строительство в различных городах страны и в особенности в ее столице — Вавилоне.

О Вавилоне времен Навуходоносора II можно говорить как о городе, создававшемся по определенному плану и представлявшем собой целостный ансамбль. Хотя в истории Древнего Востока строительство городов по единому плану было известно и раньше, в Вавилоне была сделана первая в истории Древнего мира попытка продуманной перепланировки большого города с многотысячным населением (по данным Э. Унгера — около 200 000 человек). Перепланировка была начата в 678 г. до н. э. ассирийским царем Асаргаддоном, после того как старый Вавилон был разрушен за восстание при его предшественнике.

План Вавилона VII—VI вв. до н. э. представлял собой вытянутый четырехугольник площадью около 10 км² (рис. 26). Евфрат делил его на две части: восточную — старый город и западную — новый город, который был по существу пригородом Вавилона и соединялся со старым городом мостом на каменных быках, поддерживавших деревянное пролетное строение. Важнейшие здания помещались в старом городе. Город был пересечен системой длинных прямых    —стр. 213—   улиц, так называемых дорог процессий, создававших великолепные перспективы.

Распланированы были и некоторые жилые кварталы, хотя, как правило, застройка территории вблизи дорог процессий была стихийной. Снаружи Вавилон был обнесен тремя оборонительными стенами — первой, толщиной 7 м, из кирпича-сырца, далее на расстоянии около 12 м — второй, толщиной 7,8 м, из обожженного кирпича, и каменной стеной у рва, толщиной 3,3 м, а также двойной внутренней стеной из кирпича-сырца с зубчатыми башнями и восемью воротами, носившими имена главных богов. Оборонительная стена шла и вдоль берега Евфрата.

26. Вавилон. План города, VII—VI вв. до н. э.
Основной магистралью города, являвшейся его главной осью и тянувшейся с северо-запада на юго-восток почти через весь город, была «дорога процессий» богини Иштар — Аибуршабу, соединявшая главный храм города — Эсагилу — с наиболее важными, северными воротами (ворота Иштар). Дорога шириной около 7,5 м была вымощена плитами известняка и красной брекчии.

Стены участка перед воротами, ограниченного Северным дворцом Навуходоносора II и защищавшим ворота укреплением, были облицованы голубыми глазурованными кирпичами, составлявшими рельефное изображение шествия львов — белых с желтыми гривами и желтых с красными гривами. Эта часть дороги имела в ширину свыше 25 м и составляла как бы преддверие ворот Иштар. Общая длина фризов достигала 180 м. Ворота Иштар состояли из двух больших внутренних и двух внешних меньших размеров башен, облицованных синими глазурованными кирпичами с чередующимися рельефными изображениями быков и драконов, тоже белых с желтыми гривами и желтых с красными гривами.

Арка ворот имела в ширину 4,5 м и в высоту около 9 м. Архитектурная трактовка ворот была связана с характерным и для более ранних периодов истории Двуречья принципом ритмичного чередования простейших вертикальных объемов. Для создания в ансамбле общего ритма одновременно использовались ряды плоских и выпуклых изображений, украшавших одну и ту же плоскость ворот. В строгом общем ритме были допущены некоторые намеренные отступления, разбивавшие монотонность целого: чередование темного и светлого фонов, разнообразие в порядке размещения плоских и выпуклых изображений, небольшие изменения в повторяющихся фигурах львов.

27. Вавилон. Один из львов, изображенных по сторонам дороги процессий, VI в. до н. э., и изображение дракона на воротах Иштар, VI в. до н. э.
27. Вавилон. Один из львов, изображенных по сторонам дороги процессий, VI в. до н. э., и изображение дракона на воротах Иштар, VI в. до н. э.

Один из львов, изображенных по сторонам дороги процессий, VI в. до н. э.,и изображение дракона на воротах Иштар, VI в. до н. э.     Новым явилось и расширение применявшейся в архитектуре цветовой гаммы. Кроме естественных в условиях вавилонской строительной техники белого и черного цветов (побелка стен, обмазка битумом), вводятся также темно-голубой и желтый цвета, характерные для окружающего сооружения ландшафта. Сияющие темно-голубой лазурью ворота являются естественным центром, к которому тяготеет вся композиция, и динамика целого еще более подчеркивается текущими от ворот наружу рядами синих и голубых прямоугольников на стенах с шествующими львами.

От ворот улица шла под гору, пересекая центр города, и далее, по прямой линии, вдоль высоких крепостных стен Южного дворца, а затем, после перерыва, вдоль стен священной ограды храма Мардука — Эсагилы. Это был священный участок, располагавшийся между дорогой процессий Иштар и Евфратом; площадь его в нововавилонское время составляла около 30 га. Священный участок пересекала дорога процессий бога Адада, шедшая под прямым углом от дороги Иштар—Аибуршабу — к мосту.

Северная, большая часть священного участка была обнесена стенами и состояла из трех дворов: северного, вытянутого в направлении с запада на восток, западного, совсем узкого, вытянутого вдоль реки, и главного, занимавшего остальную площадь.   У юго-западного угла главного двора возвышалась храмовая башня Эсагилы — зиккурат Этеменанки, по-шумерски «Дом основания небес и земли». Этот зиккурат (знаменитая Вавилонская башня), разрушенный ассирийским царем Синаххерибом и восстановленный при его сыне Асаргаддоне и «внуке Ашшурбанапале зодчим Арадаххешу, был заново перестроен при нововавилонских царях и начал разрушаться при персидском владычестве (VI—IV вв. до н. э.).

Александр Македонский решил воздвигнуть его заново; старая башня была снесена до основания, но великий завоеватель умер, не успев исполнить своего намерения. Помимо скудных данных, добытых раскопками, некоторые сведения для восстановления внешнего вида зиккурата имеются у античных писателей (в особенности у Геродота); сохранились также обмеры и описания Эсагилы и Этеменанки, составленные самими вавилонянами в III в. до н. э.

28. Вавилон. Священный участок храма Мардука, VII—VI вв. до н. э. Общий вид (реконструкция) и план
28. Вавилон. Священный участок храма Мардука, VII—VI вв. до н. э. Общий вид (реконструкция) и план

По этим данным, зиккурат Этеменанки находился в глубине двора и был расположен слегка асимметрично по отношению к окружавшему его двору. Однако эта асимметрия едва ли была сколько-нибудь заметна. Квадратный (90×90 м) нижний ярус зиккурата имел в высоту 33 м. Ядро башни (60×60 м) было сооружено из необожженной глины. Вокруг него шла 15-метровая толща облицовки из обожженного кирпича, возможно, в древности покрытая битумом.

Стены, имевшие небольшой наклон, членились прямоугольными выступами, по двенадцати с каждой стороны. С юго-востока на башню вела лестница длиной 60 м и шириной свыше 9 м. Две лестницы той же ширины, примыкавшие к юго-восточному фасаду здания, вели на первый ярус. Все три лестницы также имели выступы.

29. Вавилон. Общий вид города, VII—VI вв. до н. э. (реконструкция)
Вавилон. Ворота Иштар и дорога процессий. VII—VI вв. до н. э. Реконструкция

Ворота Иштар и дорога процессий. VII—VI вв. до н. э. Реконструкция образом образовывалась небольшая круговая площадка. Третий, четвертый и пятый ярусы, а возможно, и шестой, стоявшие над 18-метровым вторым, имели каждый по 6 м в высоту и представляли собой как бы единое целое. Над пятым (или шестым) ярусом находилось святилище высотой в 15 м. Святилище было, по-видимому, сложено из обожженного кирпича и облицовано синими изразцами. Балки и перекрытия были обиты бронзой. Вышка над святилищем должна была иметь в высоту 6 м.

Все сооружение было увенчано огромными бронзовыми (вероятно золочеными) бычьими рогами, атрибутами божества. Общая высота башни составляла 90 м. В святилище наверху зиккурата помещался спальный покой бога Мардука и его супруги. Здесь находились золотое ложе и кресла, а также золотые или одетые в золотые одежды статуи. Здесь же были, по-видимому, и притворы других богов, группировавшиеся, как обычно, вокруг двора, в данном случае перекрытого.

Каким образом освещалось помещение, неизвестно. Южная часть комплекса Эсагилы по другую сторону дороги Адада, где помещался нижний храм Мардука — Экуа, до сих пор полностью не раскопана.   Эсагила была центром городского ансамбля. Но ее зиккурат Этеменанки, видный издалека из любой точки города, не являлся завершением ни одной из городских магистралей. Его присутствие придавало особую торжественность процессионной дороге Иштар, построенной на бесконечно разворачивавшейся перспективе вертикальных линий, чрезвычайно многообразных по группировке, однако неизменно создававших один и тот же эффект.

Единство их подчеркивалось прямой линией каменного помещения посреди улицы. Но только когда нарастание вертикалей достигало апогея у грандиозных зданий, фланкировавших «Священные врата» при подходе к Этеменанке, участник процессии, поворачивая под прямым углом и вступая через «врата» на священную почву Эсагилы, видел из-под арки ворот впервые прямо перед собой массив зиккурата, при этом с расстояния, дающего наилучшее соотношение его частей.

На смену перспективе, развертывающейся вдаль, здесь приходит вертикальная перспектива: уходящие ввысь яруса зиккурата. Но и здесь доминирующее значение отвесных линий подчеркнуто членением поверхности пилястрами и храмом наверху, вертикальные стены которого, как и всех вавилонских храмов, вероятно, были украшены желобками и разделены на чередующиеся ниши и прямоугольные выступы башни.

Ясно выступают основные принципы вавилонской архитектуры: всюду прямые линии, резко очерченные углы; из кривых линий предпочитается полуокружность арки; если допускается горизонтальное членение, то лишь там, где вводится уступ; на принципе уступов основаны зиккураты, т. е. те здания, которые в большой мере определяют архитектурный облик вавилонского города; зубцы в виде уступов венчают крепостные стены, ворота, храмы. Чуть заметный наклон нижних ярусов зиккурата создает впечатление его вечной устойчивости.

30. Вавилон. Храм Эхаттутила, VI в. до н. э. (реконструкция)
Залитый солнцем главный двор с возвышавшимся посреди него зиккуратом должен был представлять замечательно красочное зрелище. Благодаря гармоничному сочетанию цветов и грандиозности поверхности ярусов зиккурата сооружение не казалось пестрым. Контраст же с однотонностью самого города должен был содействовать представлению о великолепии храма.

Издали яркость красок смягчалась дымкой, всегда реющей над Двуречьем, а голубизна вершины зиккурата, сливавшаяся с голубым фоном неба и оттененная только бликами и сверканием золотых рогов, подчеркивали значение Вавилонской башни как «связи небес и земли».   Севернее и южнее священного участка располагались храмы других божеств-бога Нинурты Эхаттутила, богини Нинмах — Эмах и др. Неподалеку от храма Эмах был раскопан Южный дворец-крепость, расширенный и украшенный при Навуходоносоре II.

Севернее, отделенный от Южного дворца городской стеной, располагался Северный дворец-укрепление, так называемый дворцовый музей (в нем хранилась скульптура, по-видимому, трофеи нововавилонских царей). Южный дворец представлял собой в плане неправильный прямоугольник и имел пять внутренних дворов (главный из них площадью 55×60 м). Южная стена главного двора была облицована темно-синими глазурованными кирпичами с орнаментом в виде желтых колонн, увенчанных капителями с четырьмя волютами; над колоннами шел фриз из голубых ромбов с бело-желтыми пальметтами. Три открытых арочных проема в этой стене вели в продольный тронный зал.

В стене тронного зала против центрального проема находилась ниша с уступчатым обрамлением. В ней, вероятно, на возвышении помещался царский трон, воздействие которого усиливалось светом, лившимся через проемы. Здесь разрешалась не столько архитектурная, сколько инсценировочная задача: с царского трона был виден заурядный, хотя и огромный двор, зато   подходивший к царскому трону видел великолепную облицовку южной стены и на фоне ее в арочных проемах — трон владыки.

33. Вавилон. Южный дворец Навуходоносора. Сводчатые помещения висячих садов (реконструкция)
В северо-восточном углу дворца, по-видимому, было расположено знаменитое в древности сооружение, так называемые висячие сады, устроенные, по преданию, Навуходоносором II для жены-мидянки, не привыкшей к плоскому и безлесному ландшафту Вавилонии. Сохранились только остатки — подвалы сооружения. Оно представляло собой в плане неправильный четырехугольник, северную и восточную часть которого образовывали внешние стены дворца, с юга же и с запада оно имело свои стены, к которым изнутри примыкал ряд одинаковых сводчатых помещений.

В центре располагался еще один четырехугольник стен, построенный таким образом, что его возможное оседание не могло отразиться на окружающих частях здания. Самая длинная внутренняя стена тянулась на 42 м, с юга находился вход. Внутри в два ряда помещалось четырнадцать камер, перекрытых мощными сводами, опиравшимися на внешнюю стену и на стены ряда внешних сводчатых камер.   Четырехугольник стен нес тяжесть висячих садов, верхняя часть которых, согласно свидетельству античных писателей, находилась на высоте стен дворца (около 25 м).

Наземная часть здания, вероятно, состояла из ряда мощных столбов или стен, вроде стен сводчатых камер, составлявших подземную часть. Над сводами лежали большие каменные плиты, остатки которых были найдены при раскопках, затем слои кирпича, битума, тростника, свинца и, наконец, толстый слой земли, в котором и росли деревья висячего сада. Сад орошался при помощи водоподъемного колеса.

При изучении Южного дворца Навуходоносора II складывается впечатление, что строитель занимался исключительно разрешением частных художественных задач на отдельных его важнейших участках, причем и тут архитектурные средства отступали перед декоративными, цветовыми.

Особую планировку имеют висячие сады. Эта часть предназначалась для личных нужд царской семьи. Насколько можно судить по описаниям, строитель достиг определенного художественного эффекта в синтезе зеленых насаждений и архитектуры (горизонтальные ряды аркад, несущих на себе сады). Вероятно, здесь была использована вертикальная перспектива, знакомая вавилонянам по зиккуратам. Озелененные (как предполагает ряд исследователей) террасы некоторых зиккуратов могли быть предшественниками висячих садов. Более близкие аналогии висячим садам можно встретить в ассирийской архитектуре (акведук на стрельчатых арках, замкнутые стенами культовые сады и т. п.).

Среди других построек нововавилонского времени замечателен храмовый комплекс Эзида в Борсиппе, пригороде Вавилона. Главную особенность ансамбля Эзиды, в отличие от ансамбля Эсагилы, составляет сочетание обоих главных элементов храмового комплекса — нижнего храма  и зиккурата. Зиккурат Эуриминанки (в XIX в. ошибочно считавшийся Вавилонской башней) возвышается непосредственно за нижним храмом, который поэтому имеет дополнительные ворота позади главного помещения, что позволяло открыть широкий вид на многоярусный массив непосредственно с главного двора храма; оттуда же было видно и средоточие храма — святилище (целлу) и статую божества.

Таким образом, вертикальная перспектива зиккурата вводилась в ансамбль, главным аспектом которого в вавилонской архитектуре был двор. Композиционно нижний храм Эзиды — один из лучших образцов нововавилонской архитектуры, где сложный и строгий ритм выступов создает удивительно гармоничное впечатление.

34. Борсиппа. Храмовый комплекс Эзида, VI в. до н. э. Реконструкция северного фасада храма и план комплекса

Реконструкция северного фасада храма и план комплекса     Любопытный вариант типа поздневавилонского храма представляет собой храм бога Ану и богини Анту в Уруке, раскопанный Ю. Иорданом. Здесь все пространство священного участка было занято отдельными храмовыми и служебными зданиями с многочисленными дворами.

Храм был перестроен в начале II в. до н. э. При этом план храмового комплекса остался без изменений, было изменено лишь внешнее оформление стен и перестроено собственно здание храма Ану и Анту. Большое значение во дворе придано порталам с арочными перекрытиями. Влияние эллинизма, по-видимому, не коснулось этого храма, хотя в Вавилонии, несомненно, были здания чисто греческого типа (известен, например, открытый театр в Вавилоне). Эллинизм проявляется здесь только косвенно, в виде стремления избежать монотонности классических вавилонских форм.

Вообще же в архитектуре храма виден скорее протест против чужеземных форм, стремление обойтись своими средствами. Заметно, однако, влияние ахеменидской архитектуры.   Для декорировки фасада художник применил почти весь комплекс приемов вавилонской архитектуры: нишу со ступенчатым обрамлением, полувалики, желобки, слабые выступы и т. д. Все эти элементы декорировки, сочетаясь в строго определенном порядке, создают впечатление пышности, отличающее храм Ану и Анту от других нововавилонских построек. Самый храм выделен из комплекса, стены его имеют несколько иное расположение элементов декора, чем все прочие; он выше окружающих построек, с которыми, тем не менее, составляет как бы одно целое.

Проемы-входы в храм, а в одном случае, легкое отступление от закономерности чередования элементов декорировки стен разбивают впечатление однообразия, обычного в нововавилонский период. Наверху выступы, а может быть, и промежутки между ними были украшены изразцовым фризом с идущими навстречу друг другу чередующимися желтыми и белыми чудовищами, в трактовке которых заметно ахеменидское влияние (форма крыльев); снизу фризы были обрамлены рядами белых и желтых звезд.

Ю. Иордан указывает на ухудшившееся качество изразцов по сравнению со временем Навуходоносора. Над фризом, вероятно, были зубцы. Интерьеры храма почти не отличаются от интерьеров нововавилонских храмов; вход в святилище расположен против главных ворот. Устройство освещавшегося искусственным светом святилища отличается в деталях от нововавилонских храмов.

35. Урук. Храм Ану и Анту, начало II в. до н. э. Северо-восточный фасад, внутренний двор и план

Северо-восточный фасад, внутренний двор и план     Таким образом, хотя в архитектуре храма Ану и Анту и заметны известные сдвиги, в частности строитель отступил от принципа строго вертикального членения плоскостей, однако чисто вавилонские художественные средства остались здесь в своей основе неизменными, допущено лишь несколько большее разнообразие в декорировке стен, отчасти в духе ахеменидского искусства, близкого к классическому вавилонскому.

Вавилонские архитектурные формы, оказав определенное влияние на искусство времени Персидской державы, дожили вплоть до последних столетий, предшествовавших нашей эре, как в области светского, так и в области культового строительства, где они поддерживали стремление вавилонской религиозной идеологии сохранить себя в борьбе с конкурирующими идеологиями. Лишь в парфянский период сочетание элементов вавилонской архитектуры с эллинистическими создало новый архитектурный стиль, формы которого лежат в основе всего последующего средневосточного зодчества.

Месопотамия: наши дни

На сегодняшний день территория разделена на государства: Сирию, Ирак и т.д. С начала 2000-х годов здесь сохраняется неспокойная ситуация. В 2003 году в Ираке наступил оккупационный режим, так как Багдад оккупировали США. Чуть больше чем через 10 лет, в 2014 году на севере Ирака произошло наступление боевиков ИГИЛ. Так что для туристов эта территория не совсем безопасная для посещения, дабы не попасть в непредсказуемую ситуацию.

Месопотамия

Вывод

Культура Месопотамии сконцентрировала в себе культуры различных этнических групп, составляющих ее население. Ее достижения и ценности легли в основу многих культур поздних периодов: греческой. Арабская, индийская, а затем и византийская культура.

Несмотря на ранний период становления этой культуры, в ней содержится множество удивительных догадок, а иногда и открытий, которые оказали значительное влияние на дальнейшее развитие письменных, астрономических, математических и других знаний.

В ходе работы над тезисом, цели и задачи этой работы были выполнены, материал по архитектуре Месопотамии был изучен.

[spoiler title=»Источники»]

  • https://begin-journey.ru/mesopotamiya-9-foto.html
  • http://tehne.com/event/arhivsyachina/arhitektura-stran-dvurechya-i-mesopotamii
  • https://natalibrilenova.ru/arhitektura-mesopotamii/
  • http://mithology.ru/art/antichnoe-iskusstvo/iskusstvo-mesopotamii/2013-08-30-16-20-25
  • https://www.mosarchinform.ru/architecture/p2_articleid/13306
  • https://7kontinentov.ru/drevnyaya-tsivilizatsiya-mesopotamiya-gde-nahoditsya-na-karte-mira-arhitektura-kultura-religiya-istoriya-dostoprimechatelnosti
  • https://SiteKid.ru/kultura_i_iskusstvo/arhitektura/arhitektura_mesopotamii.html

[/spoiler]

Похожие статьи

Adblock
detector