Византийская иконопись кратко

Византийские иконы: описание и история, символика и образы, значение и влияние в православии

История развития иконостаса

Формирование иконостаса имеет свою длительную историю. В раннехристианских храмах алтарь отделялся от собственно храма тканой завесой или преградой, представлявшей собой либо низкую стенку-барьер, либо ряд колонн с архитравом, который в византийской традиции принято называть темплоном. Древнейший литературный источник, сообщающий о существовании алтарной преграды, принадлежит Евсевию Кесарийскому (ок. 260–340). Он говорит о том, что в храме, построенном в Тире в 4 в., алтарь был отделен от остального пространства резной оградой. Значительно древнее, по мнению многих исследователей, употребление тканых завес. По аналогии с завесой ветхозаветного храма они отделяли «Святое святых» церкви – алтарь – от места собрания верующих, служа внешним признаком иерархичности частей храма. В посланиях апостола Павла ветхозаветная завеса получила новозаветное толкование и была уподоблена плоти Христа, в связи с чем на ней стали изображать крест, ставший впоследствии неотъемлемой частью декорации алтарных преград.

Ранние византийские преграды состояли из мраморных барьеров и колонн, несущих архитрав-темплон, украшенный изображением креста. Со стороны алтаря за ним была укреплена завеса, которая задергивалась и отдергивалась в определенные моменты богослужения. Такие преграды, являясь составной частью архитектурного ансамбля храма, выделяли алтарь, подчеркивая его значимость как места совершения таинства. Отделяя алтарь от наоса, завеса, преграда, а позже иконостас служили границей между двумя мирами: горним и дольним, видимым и невидимым и были призваны выразить их нерасторжимую связь. Материальная преграда символизировала существование «невещественного иконостаса», понимаемого в православной традиции как собрание святых, небесных свидетелей, возвещающих миру о том, что находится «по ту сторону плоти».

Исторический путь превращения алтарной преграды в высокий иконостас связан именно с последовательным раскрытием этой мысли. Уже в 6 в. император Юстиниан в построенном им храме св. Софии поместил на темплоне алтарной преграды рельефные образы Спасителя, Богоматери, апостолов и пророков. В послеиконоборческий период, начиная с 9 в., установка икон на темплоне практиковалась уже довольно широко. Для 12 в. украшение византийского темплона рядом икон стало повсеместным. К этому времени иконостас принял вид портика с колоннами и свободным пространством между ними. Иконы ставили на темплон или подвешивали к нему. Иногда большие иконы помещали в интерколумниях портика. Это были, как правило, иконы Спасителя, Богоматери и святого храма. Над царскими вратами помещалась основная икона – «Деисис» (греч. моление, в русском языке слово закрепилось в форме «Деисус»), изображающая на одной доске Христа и обращенных к нему с молитвой Богоматерь и Иоанна Предтечу. Византийская преграда могла иметь от одного до трех рядов икон, среди которых были и изображения пророков, и христианских праздников.

Сложившийся в Византии тип алтарной преграды перешел на Русь, где он постепенно претерпел ряд существенных изменений, превративших его в высокий иконостас. По данным натурных исследований в русских храмах 11–12 вв. существовало два типа преграды – со сплошным темплоном, который перекрывал весь храм, и с укороченным темплоном, который закрывал только центральный алтарный проем. Темплон, в русской передаче «тябло», служил прежде всего для крепления завес, перекрывавших почти на половину высоты все алтарное пространство. Принципиальным отличием обоих типов от византийских преград стало отсутствие в композиции столбцов-колонн и установка темплона на значительной высоте. В дальнейшем эти черты в значительной степени предопределили превращение домонгольской преграды в высокий иконостас.

Большая высота темплона, отсутствие вертикальных членений в русских алтарных преградах провоцировали к заполнению пустоты, образовавшейся между низким барьером и темплоном. Самый древний известный нам памятник, в котором был установлен иконостас, состоящий из крупномасштабного «Деисуса», и царских врат, относится к 1360–1361 (церковь Федора Стратилата на Ручью в Новгороде). Здесь для крепления «Деисуса» возникло еще одно, нижнее тябло. В свою очередь византийский темплон превратился в верхнее тябло. Местный ряд в этом иконостасе отсутствовал.

По поводу развития русского иконостаса в 15 в. существует две гипотезы. Согласно первой, высокий трехъярусный иконостас, включающий в себя деисусный чин, праздничный и полуфигурный пророческий ряды, был создан в Москве при непосредственном участии Феофана Грека. Согласно второй гипотезе, формирование высокого иконостаса прошло через два этапа. На первом этапе иконостас состоял из деисусного и праздничного рядов. В 15 в. в мастерской Андрея Рублева впервые был создан иконостас, включающий полуфигурный пророческий ряд. Возникновение нового типа иконостаса связывают с движением исихазма и особенностями богослужения по Иерусалимскому уставу, введенному на Руси митрополитом Киприаном.

В 16 в. к иконостасу добавляется новый ряд – праотеческий. С его появлением окончательно складывается классический тип пятиярусного иконостаса. Однако на этом увеличение количества рядов и высоты иконостаса не останавливается.

С началом 17 в. над праотеческим рядом все чаще появляется ярус изображений серафимов и херувимов. Во второй половине 17 в. в состав иконостаса прочно вошел т.н. пядничный ряд (иконы размером с «пядь», т.е. кисть руки). Предположительно, его появление связано с решением Собора 1666–1667, осудившего практику приношения прихожанами в храм собственных икон, из-за чего «всяк своей Иконе моляся на различные страны…». Собор постановил отдавать иконы в храм безвозвратно, и, по всей видимости, их стали размещать над местным рядом, чтобы обеспечить надлежащее поклонение образам.

Во второй половине 17 в. в иконостасе появился страстной ряд (иконы с изображением страстей Христа), а также венчающий иконостас крест с изображением Распятия. Страстные иконы помещались выше всех остальных и обычно заключались в отдельные резные картуши. Распятие было живописным, обрезным по контуру и заключенным в раму из позолоченной резьбы. В конце 17 – начале 18 вв. получили распространение иконостасы, украшенные богатой деревянной резьбой, которые превратились по существу в гигантские резные рамы для икон. В конце 17 – начале 18 вв. под русским влиянием резные иконостасы стали делать на Афоне, в Греции и на Балканах.

Написание образов

Первые византийские иконы, которые дошли до наших дней, датированы VI веком. Несомненно, существовали и более ранние, но они, к сожалению, не сохранились. Первые христиане очень часто были преследуемы и гонимы, очень много рукописей и образов того времени просто уничтожалось. К тому же в то время это считалось идолопоклонством.

О стиле написания можно судить по некоторым сохранившимся мозаикам. Все было довольно просто и аскетично. Каждая икона должна была показывать силу духа и глубину образа.

На данный момент очень многие сохранившиеся византийские иконы хранятся на горе Синай в монастыре святой Екатерины. Самые известные из них:

  • «Христос Пантократор».
  • «Апостол Петр».
  • «Богоматерь на троне».

Их стиль написания — энкаустика — считался одним из самых популярных в то время. Его особенность в том, что образ пишется восковой краской, даже еще горячей. Этот способ написания позволял очень реалистично изображать формы на иконе. В дальнейшем техника была вытеснена темперой, так как считалось, что она более соответствует канонам написания.

Также очень интересным моментом является то, что эти три иконы представляют собой важные образы, которые впоследствии сформировались в иконографии. В дальнейшем стиль написания постепенно сводился к символическому, где преобладала не человечность изображенного на иконе, а его одухотворенность. В комниновский период (1059-1204 годы) лик образов стал опять более человечным, но осталась и одухотворенность. Ярким примером является Владимирская икона. В восемнадцатом веке, несмотря на разгром Константинополя, появилось новое в иконописи. Это спокойствие и монументализм. В дальнейшем иконописцы Византии продолжали искать правильное написание лика и образа в целом. В XIV веке в иконах важной стала передача Божественного света. До самого взятия Константинополя не прекращались поиски и эксперименты в этом направлении. Также появлялись новые шедевры.

Византийская иконопись в свое время оказала значительное влияние на все страны, где распространилось христианство.

Византийские иконы – история

Развитие византийской иконописи принято разделять на периоды. Каждый из них имеет свои особенности. Изучение основ живописи Византии – одна из самых интересных исследовательских тем для современных культурологов.

Доиконоборческий

Период, который охватывает VI-VII века, называют доиконоборческим. Для него характерны следующие черты:

  • наличие схематичности при изображении центральных фигур;
  • грубые, резкие мазки;
  • использование нескольких основных сюжетов для изображения без добавления деталей.

Для создания древнейших икон использовалась особая техника живописи под названием энкаустика. Особенностью энкаустики являлось использование воска как связующего звена между красками. Материал быстро застывал на холсте и хранил изображение на протяжении долгого времени. Этим можно объяснить тот факт, что многие иконы, созданные во второй половине VI века, сохранились и дошли до наших дней.

Справка! Самый объемный по площади ансамбль из раннехристианских мозаик, выполненных на стенах монастырей и храмов, расположен на территории города Равенна на западе Италии.

Послеиконоборческий

Развитие иконописи Византии было прервано началом иконоборчества, которое длилось с начала VIII до начала IX века. Это религиозно-политическое движение было направлено против сторонников почитания иконописных полотен. Лидеры иконоборчества считали, что Господь не нуждается в изображении, что для веры во Всевышнего не нужны молитвословы или иконы, написанные людьми.

После того, как движение стало менее агрессивным, иконопись продолжила активное развитие. Для этого периода характерны следующие черты:

  • использование для обрамления иконы доски из кедра или сосны;
  • создание углубления в основе для помещения внутрь сюжета иконы;
  • использование золота при написании основного сюжета;
  • детализация при создании иконы.

икона византийская

Греческие и византийские мастера распространили прием использования листов сусального золота. Листы накладывались на созданное изображение, затем разглаживались, создавая легкую золотую пыль на иконе.

Справка! В качестве клея для листов сусального золота использовался чесночный сок.

Комниновский

Этот период длился с XI до XIII века. Он пришелся на период правления аристократического рода Комнинов. Характерные черты периода:

  • изменение стиля;
  • сочетание классической формы и гармоничности;
  • придание ликам святых индивидуальности;
  • наличие мягких плавных черт;
  • продолжение традиций использования сусального золота.

К этому периоду относят легендарную Владимирскую икону Богоматери, которая была выполнена константинопольскими иконописцами.

Для описания ликов мастерами комниновского периода был использован узнаваемый стиль. Лицо святого было узким, вытянутым, нос оставался тонким и длинным. На переносице изображалась характерная треугольная ямка.

Кроме классического стиля, для этой эпохи характерно стилизационное отклонение. Примером комниновского маньеризма служит фреска церкви святого Пантелеймона, относящаяся к 1164 году. Черты стиля:

  • резкие порывистые мазки;
  • витиеватое изображение одежд;
  • искажение черт лица.

Житийские образы

Во второй половине XIII века Константинополь был разрушен рыцарями-крестоносцами. Иконописцы того времени были вынуждены прекратить работу. По мере восстановления Византии восстанавливалась иконопись. Она приобрела новые черты. Центром сюжета полотен стали жития святых. Изображения стали хрестоматийными. По одному полотну можно было «прочитать» весь путь, описанный Библией.

икона византийская

Палеологовский период

Во второй половине 1261 года Константинополь был возвращен Михаилом Палеологом. Период расцвета искусства этой эпохи принято называть «палеологовским ренессансом». На иконопись оказало влияние характерное для времени ориентирование на традиции античной культуры.

Черты периода:

  • создание миниатюрных мозаичных икон, предназначенных для экспозиций или для ношения заказчиком;
  • миниатюрность работы;
  • спокойные образы наряду с детальными, характерными для портретной техники;
  • наличие безупречных пропорций;
  • устойчивость поз;
  • выверенность композиций.

Помимо этого, отдельно говорят о появлении новых сюжетов, новом толковании Священного Писания, вариативности икон.

При изображении сцен из жизни Божьей Матери появилась сюжетность, стали появляться различные литературные подробности.

Символика и образы византийской иконы

Новый художественный замысел способствовал окончательному изменению прежней символики, которая знаменовалась переходом от старого натуралистического восприятия чувственного мира к более религиозному и священному его отражению. Теперь образы византийских икон придерживаются иных рукописных канонов. В них, обычные человеческие лица заменены на лики, вокруг которых в полукруглой форме сиял золотистый нимб. В зависимости от степени святости героев, которые представлены в библейской мифологии, наименование их ликов стало подразделяться на такие категории как Апостолы; Бессребреники; Благоверные; Великомученики; Мученики, и.т.д. Всего их насчитывается 18 видов. Наглядным примером, демонстрирующий применение новых художественных канонов, является икона Иисуса Христа в византийском стиле, которая называется Христос Пантократор.

Христос Пантократор

В основе её создания были задействованы новые цветовые формы, представляющие собой сочетание натуральных и порошковых красок размешанные в жидкости. Основные черты лица, которые художнику удалось придать данной святыне, оказались настолько естественными и правильно переданными, что и в остальных последующих работах, Божий взгляд стал представлялся точно в таком же, виде, который предшествовал ранее созданному оригиналу.

Вклад в иконописание

Восточно-христианский мир невозможно представить без иконописи Византии. Константинопольскими мастерами было положено начало создания особой техники написания икон как отдельного вида искусства. Византийская иконопись оказала мощное влияние на развитие древнерусской живописи и архитектуры. Святыни, признанные и почитаемые православными верующими на Руси, были созданы византийскими мастерами или написаны под влиянием от работ византийских мастеров.

Особенности полотен, созданных во время существования Византии, были бережно сохранены потомками и учтены при работе над современными произведениями искусства.

икона византийская

Связь древнерусской иконописи с византийской

Древнерусская иконография начала свое развитие на примерах византийских картинах, в основном написанными римскими иконописцами. В 14-15 веке на Руси творили свои шедевры византийские и греческие художники, учителем русского иконописца Андрея Рублева был Феофан Грек из Византии, которым написана икона Богоматери «Донская».

Святые изображения, написанные до 14 столетия в Руси, трудно отличить от шедевров византийской иконописи.

Значение икон

В трудные времена массового голода, эпидемии чумы и народных восстаний, когда жизни и здоровью людей угрожала серьезная опасность, значение Византийских святынь оказывалось крайне велико в оказании помощи и спасении. Их чудотворные свойства позволяли исцелить маленьких детей и взрослых от многих сердечно-сосудистых и головных болезней. Кроме того, люди старались обращаться к ним заблаговременно, с целью формирования жизненного благополучия родным и близким.

Влияние на древнерусскую иконографию

Иконы Византии, во всем своем эстетическом великолепии сумели внести неоценимый вклад в развитие древнерусской иконографии. Поскольку главными основоположниками культурно-религиозного просвещения, в первую очередь следует выделить именно римских художников-иконописцев. Свои накопленные знания по созданию церковного великолепия они успели передать не только своему будущему поколению, но и другим существовавшим на тот промежуток времени государствам, одним из которых являлась Древняя Русь.

Мозаика

Культура Византийской Империи славилась не только архитектурой. Развитие получили и другие виды искусства:

  • иконопись;
  • мозаика;
  • фреска;
  • скульптура;
  • литература;
  • книжная миниатюра;
  • декоративно-прикладное искусство.

Более подробно рассмотрим мозаику. Специалисты считают, что в мозаике византийским мастерам не было равных. Искусные мастера владели техникой изготовления смальты с удивительными свойствами, умели превращать исходное разноцветье в живописное целое. Благодаря своему мастерству, секретам и изящным приёмам византийцы создавали шедевры мозаики. Ни одна другая культура не может похвастаться такими же великолепными и бесподобными творениями в мозаике.

Изумительные мозаики украшают храм Софии, многие другие священные сооружения и памятники византийского зодчества.

К XI столетию сформировался классический стиль византийской мозаики. Его отличает строгий порядок расположения сюжетов, которые демонстрируют главные темы и основные положения христианской религии. По этой системе, в куполе храм находится поясное изображение Христа Пантократора (Вседержителя), в алтаре-апсиде фигура Богоматери-Оранты, молящейся с воздетыми руками. По сторонам от неё расположены фигуры архангелов, а в нижнем ряду помещены апостолы. В этом стиле выполнено множество мозаичных циклов XI-XII вв. как в самой Византийской империи, так и за её границами.

Написание икон в России

Первые образы в России появились сразу после крещения Руси. Это были византийские иконы, которые писались по заказу. Также приглашались и мастера для обучения. Таким образом, первое время на русскую иконопись очень сильно влияла византийская.

В XI веке возникла первая школа в Киево-Печерской лавре. Появились первые известные иконописцы — это Алипий и его «сотрудник», как было записано в одной рукописи, Григорий. Считается, что из Киева христианство пошло по другим городам русским. Вместе с ним и иконопись.

Через некоторое время сложились весьма крупные школы в Новгороде, Пскове, Москве. Каждая из них сформировала свои особенности в написании. В это время входит в обиход подписание образов, присвоение им авторства. Можно сказать, что с шестнадцатого века русский стиль написания вполне отделился от византийского, стал самостоятельным.

Если говорить о школах в частности, то в новгородской характерными чертами была простота и лаконичность, яркость тонов и крупность форм. Псковская школа имеет неточный рисунок, который больше ассиметричен, но наделен некой выразительностью. Характерен немного сумрачный колорит с преобладанием темно-зеленых, темно-вишневых, красных с оранжевым оттенком тонов. Фон икон зачастую желтый.

Московская школа считается вершиной иконописного искусства того времени. На нее очень повлияли работы Феофана Грека, который принес некие традиции из Константинополя. Отдельно шло творчество Андрея Рублева, который создал великолепные образцы икон. В работе он использовал стиль написания, который был характерен для Византии XV столетия. В то же время он применял и русские направления. В итоге получились удивительные по стилю изображения.

Следует отметить, что российская иконография хоть и пошла по своему пути, однако сохранила все типы написания икон, которые имелись в Византии. Конечно, со временем они несколько трансформировались, даже появились новые. Это произошло из-за появления новых канонизированных святых, а также особого почитания тех, которые имели небольшое значение в Византии.

В XVII веке иконописная живопись в России становится все больше художественной, чем духовной, а также приобретает небывалый размах. Мастера все больше ценятся, а также посылаются в другие страны для росписи храмов. Русские иконы заказываются и расходятся по многим православным странам. В дальнейшие годы это искусство только утверждается в мастерстве.

Иконопись в России во времена Советского Союза пережила свой упадок, некоторые древние образы были утрачены. Однако сейчас она потихоньку возрождается, появляются новые имена художников, которые имеют успехи на этом поприще.

Появление двуглавого орла в России

Заимствование нашим государством византийского герба датируют 1472 г. Именно тогда состоялся брак Великого Московского князя Ивана Третьего и византийской царевны Софьи из рода Палеологов. При этом правителе окончательно завершилось объединение русских земель. Были и другие значительные положительные изменения: полностью сошла на нет зависимость от Золотой Орды, стали налаживаться торговые связи с Западной Европой. Был принят Судебник — единый свод законов всего Московского государства.

Что подвигло Великого князя принять новый герб для государства? Прежде всего, желание выступать на международной арене наравне с западноевропейскими правителями. Кроме того, в гербе он хотел запечатлеть и образовавшуюся родственную связь с императорской династией. Породниться с византийским царственным родом тогда считалось великой честью для правителей даже самых могущественных государств.

Кроме того, такой герб подчеркивал важную для тех времен отечественной истории идею: «Москва — третий Рим, а четвертому — не бывать!»

герб византийской империи фото

Значение икон Божьей Матери в жизни верующих

Богородица всегда занимала особое место в христианстве. С самых первых дней она была заступницей и защитницей как простого люда, так и городов, стран. Очевидно, именно поэтому так много икон Божьей Матери. По преданию, первые ее изображения были написаны Лукой, евангелистом. Иконы Богородицы имеют особую чудотворную силу. Также некоторые списки, написанные с разных образов, со временем становились исцеляющими и защищающими.

Если говорить о том, какая икона Божьей Матери чем помогает, то следует знать, что в разных бедах следует просить помощи и у разных образов. К примеру, изображение Божьей Матери, именуемое “Взыскание Погибших”, окажет помощь при головной боли, болезнях глаз, а также спасительной будет при алкоголизме. Икона “Достойно есть” окажет помощь при различных болезнях души и тела, а также хорошо помолиться ей по окончании какого-либо дела.

Византийские иконы. Русские и византийские иконы

Типы икон Божьей Матери

Можно отметить, что каждый образ Богородицы имеет свой смысл, который можно понять из типа написания иконы. Типы были сформированы еще в Византии. Из них особо выделяются следующие.

Оранта (Молящаяся)

Так представлена раннехристианская византийская икона Божьей Матери, где она изображена в полный рост или по пояс с поднятыми руками, которые разведены в стороны ладонями наружу, без младенца. Подобные образы были найдены в римских катакомбах, более широкое распространение иконографический тип получил после 843 года. Основное значение – это заступничество и посредничество Божьей Матери.

Также есть вариант изображения Богородицы с младенцем Христом в круглом медальоне на уровне груди. В русской иконографии он называется “Знамение”. Смысл образа – это Богоявление.

Известные иконы:

  • “Ярославская”.
  • “Неупиваемая чаша” и др.

Одигитрия (Путеводительница)

Этого типа византийская икона Божьей Матери широко распространилась по всему христианскому миру после VI века. По преданию, впервые ее также написал евангелист Лука. Через некоторое время икона стала заступницей Константинополя. Оригинал утрачен при его осаде навсегда, но сохранилось множество списков.

На иконе изображена Богородица, держащая на руках младенца Христа. Именно он является центром композиции. Правой рукой Христос благословляет, а в левой держит свиток. Богородица же рукой указывает на него, как бы показывая истинный путь. Именно в этом и заключается смысл образов этого типа.

Известные иконы:

  • “Казанская”.
  • “Тихвинская”.
  • “Иверская” и др.

Елеуса (Милующая)

Подобные иконы также возникли в Византии, но более широкое распространение получили в России. Этот стиль написания возник уже позднее, в девятом веке. Он очень похож на тип Одигитрия, только более нежный. Тут лики младенца и Богоматери соприкасаются друг с другом. Образ становится более нежным. Считается, что иконы подобного типа передают любовь матери к сыну, подобно человеческим отношениям. В некоторых версиях этот образ называется “Ласкающая”.

Иконы этого типа:

  • “Владимирская”.
  • “Почаевская”.
  • “Взыскание погибших” и др.

Панахранта

Изображения этого типа появились в Византии в XI веке. На них изображена Богородица, которая восседает на престоле (троне) с младенцем, сидящем на ее коленях. Подобные иконы Богоматери символизируют ее величие.

Образа этого типа:

  • “Державная”.
  • “Всецарица”.
  • “Печерская”.
  • “Кипрская” и др.

Сербия, Болгария, Македония

В Болгарском средневековом искусстве иконопись появилась одновременно с принятием христианства в 864 году. Первообразом была византийская иконопись, но вскоре она смешалась с существующими местными традициями. Достаточно уникальны керамические иконы. На основу (керамическая плитка) наносился рисунок яркими красками.

От византийской школы иконописи эти иконы отличались большей округлостью и живостью лица. Из-за хрупкости материала до нашего времени дожило очень мало произведений в этом стиле, к тому же от большей части остались только фрагменты. В эпоху Второго Болгарского царства в иконописи существовали два основных течения: народное и дворцовое. Первое связано с народными традициями, а второе берет своё начало от Тырновской художественной школы живописи, на которую оказывало большое влияние искусство ренессанса. Наиболее часто встречающийся персонаж в болгарской иконописи — Святой Иоанн Рыльский.

В те времена, когда Болгария была частью Османской империи, иконопись, славянская письменность и христианство помогли сохранить народное самосознание болгар. Национальное Возрождения Болгарии привнесло некоторое обновление в иконопись. Новый стиль, близкий народным традициям, не противоречил основным канонам жанра. Яркие, жизнерадостные цвета, персонажи в костюмах современной эпохи, частое изображение болгарских царей и святых (позабытых во времена османского ига) являются отличительными чертами иконописи болгарского Возрождения.

«Воскрешение Лазаря»

Икона относится ко второй половине XII века. Это не классическое иконописное полотно, а часть тябла, которое использовалось для создания обширного иконостаса. Эта часть изображает сцену воскрешения Лазаря. Создание эпистилия принадлежит афонским мастерам. По исследованиям специалистов, был сделан вывод, что авторы – простые монахи, которые создавали иконы для своих нужд.

На тябле изображен классический сюжет. Иисус, пришедший по воззванию женщин, которые лежат у его ног, обращается к ранее усопшему Лазарю. Лазарь выходит из гробницы-пещеры, на его теле остались следы бинтов. Иисус призывает его «восстать» и явиться воскресшим.

Тябла была сопряжена с досками, изображавшими «Преображение Господне» и «Тайную вечерю». В дальнейшем, при разрушении монастыря, фреска была распилена на несколько частей, каждая из которых перевезена в разные концы страны.

В чем помогает икона св. Натальи

Наталья немедленно пришла к мужу, она сообщила ему то, что раньше скрывала — у них общая вера. Она стала поддерживать супруга. Сама святая не подвергалась пыткам, но ведь смотреть, как мучается близкий человек тоже тяжелое испытание. Жена была с Адрианом до самого конца.

Такое единение супругов весьма угодно Господу. Икона святой Натальи помогает:

  • молодоженам построить крепкий союз;
  • сохранить счастье в браке;
  • пережить трудности в карьере;
  • сохранить веру в период испытаний, во время несправедливых обвинений.

Дарить утешение, поддержку своему супругу — очень достойная задача для женщины, о ней сегодня многие забыли. Не стоит смотреть свысока на тех, кто придерживается старых семейных устоев — для Бога ничего не изменилось. Те, кто сумел сохранить верность в браке проявляют уважение не только к партнеру, они воздают должное Богу.

Значение иконы Адриана и Наталии — напоминать о том, что семью заводят не для того, чтобы «законно» ложиться с кем-то в постель. Это прежде всего — малая Церковь, из которой состоит и Церковь вселенская, то есть тело Христово на этой земле. Жить надо в уважении, поддерживать друг друга. Когда Адриану пришлось терпеть пытки в течение нескольких дней, верная супруга была постоянно рядом. Утешала, поддерживала.

Оба знали, что скоро наступит мучительный конец. Но Наталья, как могла, поддерживала бодрость духа супруга. Она напоминала, что все земное проходит, а главным сокровищем для них является Христос. Также ухаживала за другими заключенными, омывала их раны, приносила еду, постоянно молилась.

Молитвы святым мученикам Адриану и Наталии

О, святая угоднича Божия Наталия, подвигом добрым подвизався на земли, восприяла еси на небесех венец правды, егоже уготовал еси Господь всем любящим Его; темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Икона Сергия Радонежского

Сергий Радонежский – это один из самых почитаемых святых на Руси. Является основателем Троице-Сергиевой лавры. Он же был и первым ее игуменом. Устав Троицкого монастыря был очень строг, так как сам преподобный Сергий строго соблюдал монашескую жизнь. Через некоторое время из-за недовольства братии ему пришлось уйти. В другом месте он основал Киржачскую Благовещенскую обитель. Там он пробыл недолго, так как его попросили вернуться в Троицкий монастырь. Тут же он и отошел к Богу в 1392 году.

Самая древняя житийная икона Сергия Радонежского выполнена в 1420-е годы. Сейчас она находится в Троице-Сергиевой лавре. Это шитый покров, на котором представлено поясное изображение преподобного Сергия, а вокруг находятся девятнадцать клейм его жития.

На сегодняшний день существует не одна икона Радонежского. Также есть образ, который находится в Успенском соборе в Москве. Датируется он рубежом XV-XVI веков. В музее им. А. Рублева есть еще одна икона этого периода.

Образ Радонежского является помощником при телесных и духовных болезнях, а также во время житейских проблем. Обращаются к святому, если необходима защита детей от плохого влияния, а также чтобы не было в учебе неудач. Молитва пред образом святого Сергия полезна для гордецов. Икона Радонежского является очень почитаемой среди верующих христиан.

Византийские иконы: описание и история, символика и образы, значение и влияние в православии

Икона Богородицы Византийская

Выявленные при экспертизе нюансы стиля и технологические особенности помогут правильно определить цену, а документальное подтверждение подлинности предмета развеет сомнения покупателя.

Экспертное бюро «Раритет» было создано в августе 2008 года группой специалистов в области древнерусской культуры и искусства и специализируется на экспертизе произведений иконописи и декоративно-прикладного искусства.

С самого начала деятельность бюро была направлена на предоставление самого полного спектра услуг в области проведения экспертиз икон. На сегодняшний день наши эксперты предлагают услуги по определению подлинности произведения, установлению времени и региона его написания, соотносят с художественным центром, в котором оно было создано. Мы способны определить степень редкости иконы, дать биографическую справку об иконописце, создавшем икону, дать заключение о категории ценности произведения, имеет ли оно музейную, историко-культурную или коллекционную ценность — это напрямую влияет на его рыночную стоимость.

Наше бюро работает только с самыми высококвалифицированными экспертами, сотрудниками профильных учреждений, таких как Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева и Государственная Третьяковская галерея. При необходимости к работе над произведением могут быть привлечены и сотрудники других государственных научных и реставрационных учреждений и музеев, являющиеся наиболее авторитетными специалистами в своих областях.

Мы объективны, и если Ваш предмет не имеет большой материальной и художественной ценности, в помощь коллекционерам мы предлагаем недорогую устную консультацию. Если же Вам необходимо письменное Заключение, то оно будет подготовлено нашими экспертами в самый короткийэкс срок и предоставлено заказчику. В случае, если необходимо провести экспертизу крупногабаритного предмета, который трудно доставить к нам в бюро, может быть организована выездная экспертиза. Если требуется, нами проводится не только оценка, но и реставрация икон, цены на наши услуги вы всегда можете уточнить по телефону: +7 (495) 580 63 43 ,  если в прейскуранте вы не нашли нужной вам услуги – пожалуйста, уточните у наших специалистов, во многих случаях мы сможем вам помочь.

Образ святых Петра и Февронии

История жития Петра и Февронии Муромских показывает, насколько можно быть благочестивым и преданным Господу, даже находясь в семейных узах. Их семейная жизнь началась с того, что Феврония исцелила будущего мужа от струпьев и язвы на его теле. За это она попросила, чтобы он женился на ней после излечения. Конечно, князь не хотел брать в жены дочь древолаза, однако Феврония это предвидела. Болезнь князя возобновилась, и уже тогда он женился на ней. Стали они вместе править и прослыли своим благочестием.

Конечно, правление не было безоблачным. Их изгоняли из города, затем просили вернуться. После этого они правили до старости, а затем приняли монашество. Супруги просили похоронить себя в одном гробу с тонкой перегородкой, однако их повеление не было выполнено. Поэтому их два раза разносили по разным храмам, однако они все равно чудесным образом оказывались вместе.

Икона Февронии и Петра является покровительницей настоящего христианского брака. Житийный образ святых, который датирован 1618 годом, сейчас находится в Муромске, в историко-художественном музее. Также иконы святых можно встретить и в других храмах. К примеру, в Москве храм Вознесения Господня имеет образ с частицей мощей.

Рельефная икона святого Георгия

Редкий византийский памятник – деревянный рельеф, изображающий святого Георгия. Памятник искусства начали изучать только в XIX веке, хотя дата его создания – XII век. Это связано с тем, что рельеф был скрыт серебряным окладом на протяжении нескольких веков. После детального изучения и многочисленных этапов реставрации было принято решение об отнесении предмета искусства к послеиконоборческому периоду.

Рельефная икона святого Георгия

Рельеф изображает Георгия Победоносца юным воином. Вокруг центральной фигуры сохранились детализированные картины жития святого. Житийные иконы плохо сохранились из-за хрупкости основного материала, на котором они изображались, но рельеф святого Георгия, защищенный серебряным окладом, дошел до современников.

На предмете поместилось 10 эпизодов из жития, которые пошагово повествуют о жизни Георгия. Житийные клеймы рассказывают о чудесах, мученичестве Георгия, его подвигах. Эпизоды расположены по строгой схеме, на них прослеживается сюжет, можно разглядеть фигуры, выполненные с соблюдением классических пропорций.

Рельеф святого Георгия стал одним из предметов, свидетельствующих о зарождении такого явления, как иконостас. Рельеф, наряду с тяблами и арочными фресками, использовался для создания особой атмосферы при оформлении храма.

Икона Богоматери «Кардиотисса»

Икона датирована XV веком, принадлежит руке известного иконописца Ангелоса Акотантоса. Художник проживал на острове Крит, им было создано более 40 полотен, получивших всемирную известность. Уникальное полотно, названное иконой Богоматери Кардиотисса, представляет собой традиционный сюжет, на котором мать держит младенца. При этом детали образа, подача сюжета и вариативность изображения говорят о начале новой эпохи и изменении сознания православного верующего человека.

Особенностью иконы стало неклассическое преподнесение поз. Мать держит младенца, ее взгляд устремлен вдаль, задумчив. Младенец откидывает голову назад, одной рукой удерживая плечо матери. Его взор уходит ввысь, Он как бы предвидит свою кончину. Исследователи считают, что откидывание фигуры младенца назад символизирует снятие Иисуса с креста, которое уже в самом начале земной жизни становится Его роком, предопределением будущего.

Икона Богоматери «Кардиотисса»

Эти символы являются признаком византийской драматургии. Мастера палеологовского ренессанса славились склонностью к насыщению живописных образов литературными повествовательными деталями, они стремись сказать больше, определить будущее героев святынь, сделать их изображение житийным, но без использования детализации и житейских клейм.

«Воскрешение Лазаря»

Икона относится ко второй половине XII века. Это не классическое иконописное полотно, а часть тябла, которое использовалось для создания обширного иконостаса. Эта часть изображает сцену воскрешения Лазаря. Создание эпистилия принадлежит афонским мастерам. По исследованиям специалистов, был сделан вывод, что авторы – простые монахи, которые создавали иконы для своих нужд.

На тябле изображен классический сюжет. Иисус, пришедший по воззванию женщин, которые лежат у его ног, обращается к ранее усопшему Лазарю. Лазарь выходит из гробницы-пещеры, на его теле остались следы бинтов. Иисус призывает его «восстать» и явиться воскресшим.

Тябла была сопряжена с досками, изображавшими «Преображение Господне» и «Тайную вечерю». В дальнейшем, при разрушении монастыря, фреска была распилена на несколько частей, каждая из которых перевезена в разные концы страны.

Икона Серафима Саровского

Серафим Саровский — это русский чудотворец, который основал женскую Дивеевскую обитель и стал впоследствии ее покровителем. Божьим знаком он был отмечен с малых лет, после падения с колокольни был избавлен от болезни после молитвы пред иконой Божьей Матери. В это же время святому было и ее видение. Серафим всегда стремился к иночеству, поэтому в 1778 году был принят послушником в Саровскую обитель, а в 1786 году стал там монахом.

Очень часто преподобный Серафим видел ангелов, однажды даже было видение Господа Иисуса Христа. В дальнейшем святой стремился к отшельничеству, имел опыт пустынножительства. Также выполнил подвиг столпничества в течение тысячи дней. Большинство подвигов этого времени так и остались неизвестными. Через некоторое время Серафим Саровский вернулся в Саровскую обитель, так как не мог ходить из-за болезни ног. Там, в своей старой келье, он продолжил молитву пред иконой Божьей Матери «Умиление».

По рассказам, через некоторое время Богородица велела ему перестать затворничать и начать врачевать человеческие души. Он получил дар прозорливости, а также чудотворения. Очевидно, именно поэтому сегодня икона Серафима Саровского значение для верующего имеет огромное. Преподобный знал о своей кончине и заранее к ней подготовился. Даже говорил своим духовным детям о ней. Его нашли молящимся пред иконой Божьей Матери, которая была с ним всю его жизнь. После смерти Серафима много чудес совершалось на его могиле, в 1903 году он был причислен к лику святых.

Икона Серафима Саровского значение имеет для тех, кто находится в унынии. Также поможет молитва в скорби. В любой из телесных и духовных болезней икона преподобного окажет помощь. Существует также молитвенное правило Серафима Саровского.

Византийские иконы Русские и византийские иконы

Иконы-хранители

На Руси в свое время появился еще один вид образов — это мерные. Впервые такая икона была написана для сына Ивана Грозного. До наших дней дошло где-то двадцать сохранившихся подобных образов. Это были иконы-хранители — считалось, что изображенные святые были покровителями младенцев до конца их жизни. В наше время такая практика возобновилась. Уже каждый может заказать для ребенка такой образ. Сейчас вообще есть определенный набор икон, который используется для различных обрядов. Это, к примеру, именные иконы, венчальные, семейные и др. Для каждого случая можно приобрести соответствующий образ.

Оценка живописи, реставрация икон

В современном мире профессиональная экспертиза произведений искусства, оценка живописи, весьма востребована и имеет широкий круг заказчиков. Любому человеку, владеющему произведением искусства, необходимо знать мнение специалистов об этом произведении. Человеку, не обладающими специальными познаниями, необходимо знать, чем он обладает, существует ли историческая ценность предмета, насколько этот предмет ценен для истории искусства и для науки, какова его рыночная стоимость.

Как часто приходилось слышать о том, как по незнанию обыватели за бесценок продавали недобросовестным антикварам ценнейшие раритеты. Бывали и обратные случаи, когда вещь, многие годы хранившаяся в семье, как величайшая ценность и реликвия, призванная в трудный момент решить все финансовые проблемы обладателя, при профессиональном рассмотрении оказывалась малоинтересным и недорогим предметом старины, то, что хранилось как раритет, оценка определяла, как копию или вещь, не имеющую исторической ценности.

Профессионалу-антиквару компетентное мнение эксперта о произведении искусства поможет убедить потенциального приобретателя, а может быть и расскажет кое-что новое о предмете, с которым он собирается расстаться.

[spoiler title=»Источники»]

  • https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/IKONOSTAS.html?1&page=2
  • https://RusLook.su/ikony/vizantii.html
  • https://grail58.ru/hramy-i-svyatyni/ikony-vizantii.html
  • https://omolitvah.ru/ikony/vizantiyskie-ikony/
  • https://pravoslavy.ru/ikony/vizantijskaya
  • https://svjatyni.ru/ikony/vizantiyskie-ikony.html
  • https://PlanetaChudes.ru/zhizn-duha/vizantijskaya-ikonopis.html
  • https://strastoterptsy.ru/vizantijskie-ikony-simvolika-obrazy/

[/spoiler]

Похожие статьи

Adblock
detector