Особенности архитектуры Японии — описание и фото

Архитектура Японии кратко Японский орнамент

Древность

Древние сооружения – постройки до IV века н. э. В основном это жилые дома, о которых история сохранила очень мало сведений. Первоначальные японские сооружения возводились из земли и дерева. Поэтому многие из них были утрачены из-за стихийных бедствий, влажного климата, пожаров, войн. Глиняные модели, изображения на бронзе, результаты археологических раскопок кратко рассказывают об архитектуре древности.

Период Дзёмон

Историческая эпоха длилась до 300 г. до н.э. Собиратели, рыбаки, охотники жили в землянках, которые назывались тата-ана-дзюке. Жилище состояло из ямы с утрамбованным земляным полом и соломенной крыши, которую поддерживал деревянный каркас. Стекающую по крыше воду можно было собирать в ёмкости. Целая деревня таких домов расположена на горе Маруяма района Саннай города Аомори.

Особенности архитектуры Японии - описание и фото

Период Яёй

Историческая эпоха Яёй продолжалась с 300 г. до н. э. по 250 г. н. э. Это время широкого распространения рисоводства. Появляются постоянные поселения с жилыми помещениями, складами, деревенскими заборами, сторожевыми башнями. Постройки с приподнятым полом и двухскатной крышей назывались такаюка. Они надежно защищали зерно от влажности, грызунов. Также подобные сооружения служили жилищами для вождей и особо почитаемых членов племени.

Исторический парк Ёсиногари в префектуре Сага – место для знакомства с поселением периода Яёй.

Особенности архитектуры Японии - описание и фото

Период Кофун

Историческая эпоха Кофун длилась c III в. н. э. до VI в. н. э. В это время начали возводить курганы-кофун – громадные усыпальницы знатных людей и местных правителей. Древнейшие из них – круглые или четырёхугольные насыпи. Позже появились многоступенчатые могильные холмы, похожие на замочные скважины. Их окружали по периметру рвом с водой. Насчитывается более 10000 подобных захоронений.

Особенности архитектуры Японии - описание и фото

Храмовая архитектура

Это отдельное направление архитектуры, которое начало зарождаться еще в древние времена и продолжилось в средние века. Изначально они были представлены сооружениями религии синто, построенными еще в I-III столетиях.

Синтоистские монастыри соблюдали правило симметрии. Их фасады возводились из необработанного дерева. Основой конструкции был фундамент в форме прямоугольника и закопанные в землю сваи. Композиция завершалась двускатной крышей, плоской, значительно выступающей за пределы самих стен.

Синтоистские святилища делились на несколько стилей: сумиеси, идзумо, исэ.

Вход в них обязательно начинался с особых бесстворчатых П-образных ворот – торий. В синтоизме существовал обычай каждое двадцатилетие перестраивать храмы.

ворота

Их облик поменялся с приходом в страну буддизма, приблизительно в VII веке. Архитектурные образцы буддийских храмов пришли из Поднебесной. В первую очередь стали возводиться фундаменты из камня и массивные вздернутые вверх крыши.

Деревянные фасады выкрашивались в яркие цвета, чаще всего – в красный и золотистый. Их также украшали элементы, которые сами по себе являлись предметами искусства: золотые шпили на крышах, украшения из металла, резьба по дереву.

Важнейшими храмовыми памятниками архитектуры буддизма стали монастыри Тодай-дзи (VIII век) – самое крупное в мире из сохранившихся деревянных сооружений, Хорю-дзи (начало VII века) – самое древнее.

храм

Буддийская архитектурная традиция сказалась и на синтоистской, поэтому храмы этих двух религий стали похожи. Обычно они состояли из семи построек:

  • самон – ограждение и врата;
  • конда – основной павильон, который также называли золотым;
  • кодо – зал для проповедования;
  • коро – колокольня;
  • сесоин – здание, где хранятся сокровища;
  • кедзо – книгохранилище;
  • многоярусная пагода.

Неотъемлемое правило всех храмов – гармония с природой. Действительно, в каждом храме, даже в самом центре мегаполиса, чувствуется атмосфера уединения и спокойствия. Она создается за счет архитектуры, которая как бы является продолжением природы: используемые материалы, гибкие линии, сады камней, водоемы, места для проведения медитаций.

Читайте также:  ЯПОНСКИЙ ОРНАМЕНТ

монастырь

Архитектура средневековой Японии

Вторая половина 1-го тысячелетия н. э. великолепный пример архитектурных изысков этого времени — шедевр японской архитектуры храм Тодайдзи, возведенный в 743-752 гг. Этот деревянный комплекс — самый большой на свете.

Древняя архитектура Японии фото Тодайдзи

В Японии редко можно встретить массивные, тяжёлые строения, несмотря на то, что она является страной деревянных сооружений. Почти всегда присутствуют какие-либо лёгкие изящные элементы, стремящиеся ввысь и уравновешивающие строение. Так, в качестве такой детали, на крыше Золотого павильона установлен Феникс.

На пагодах, как правило, присутствуют продолжения центрального шеста каркаса здания — шпиль.

В зависимости от местности, где строился буддийский храм, — гора или равнина — его комплексы отличались по планировке. Если храм был размещён на равнине, то строения располагали симметрично. Для тех сооружений, что находятся в горах, симметрия зданий почти невозможна, поэтому строители всякий раз были вынуждены искать как можно более удобное расположение для каждого элемента храма.

В средневековой Японии в 13 столетии повсеместно распространяется исповедуемая сектой дзэн разновидность буддизма, а также сочетающийся с ней «кара-э», то есть китайское видение архитектуры. Храмовый комплекс дзэн традиционно состоял из 2-х пар ворот (основные и последующие), проходящих от ворот по обе стороны крытых галерей, а также два гармонично расположенных храма, считавшихся самыми главными: дом божества, где находилось изваяние Будды, а также сооружение для молитв.

Кинкакудзи (Золотой павильон) выступает одним из самых ярких проявлений культурного наследия светской архитектуры конца 14 века. Возвел его император Есимицу в 1397 г.

Фото золотой павильон Кинкакудзи

В 14 столетии архитектура дзэн добралась до своего максимального развития. Войны и нестабильная политика Японии создали так называемую замковую архитектуру, верх расцвета которой пришёлся на 1596-1616 гг. С этого времени при возведении замков широко использовался камень, поэтому рассчитывалось, что постройка будет существовать столетия.

Центральную часть замка занимала тэнсю — стандартная башня, сначала единственная, затем их стали строить по нескольку. Колоссальные размеры имели замковые комплексы Окаяма и Нагоя, которые, к сожалению, были разрушены в 20 столетии.

Окаяма замок фото

Чайные домики – отличительный пример традиционной архитектуры страны восходящего солнца. Считается, что чайной церемонии следует быть максимально простой, без излишеств, так как в ней отражены примирение и аскетизм. Чайные домики поражают своим многообразием — от обычной хижины до затейливо украшенной шкатулки — всего более ста типов.

Чайный домик фото

Общие черты китайской и японской архитектуры

Несмотря на внешнее влияние, зодчество стран Востока всегда оставалось традиционным и почти неизменным многие века, начиная от доклассовой эпохи развития общества. Основная форма зданий в архитектуре Китая и Японии — это дом-павильон, накрытый парящей над зданием крышей с загнутыми вверх концами.

Внутреннее пространство дома является продолжение природной среды, создавая общую композицию с наружным обходом (верандой). Слоистая крыша и скульптурный декор (драконы и другие фигуры) тесно связаны движением с окружающими деревьями в садике и листвой на них. Внешняя окраска китайских и японских зданий всегда была яркой и пестрой.

Сад около дома является непременным атрибутом архитектуры стран Востока, промежуточным звеном между природой и павильоном. В нем господствуют кривые и извивающиеся линии берегов, каменных переходов и групп деревьев.

Буддистский храм

Национальные японские сады (синдены) имеют меньшую площадь, в них часто используется символика расположения необработанных камней, которые изображают животных, а почва в них обязательно покрывается мхом, но не травой.

Японский сад и чайный домик

Садовое искусство достигло своего расцвета в Японии в конце 15 в., причем такая территория всегда принадлежала буддийскому храму, располагавшемуся в горах. Чистота и простота, молчаливость и самоуглубление, возвышение над повседневными делами — таковы основные черты японских синденов. Посреди сада располагается домик, предназначенный для ритуального чаепития.

Чайные домики, или тясицу, являются национальным архитектурным достоянием Японии и главным атрибутом одноименной церемонии, которая по традиции отражает «суровую простоту» и «дух примирения». История их строительства берет начало в 15 в., но тогда это были бедные хижины местных мудрецов, а потому и выглядели они более просто и скромно. Украшениями служили только букетики цветов, старинные картины и свитки с философскими высказываниями.

Читайте также:  Векторный японский орнамент

Чайный домик

Всего в архитектуре Японии можно насчитать более 100 видов чайных домиков, как бедных, так и более богатых, напоминающих сказочные расписные шкатулки. Вокруг такого строения обычно разбит красивый сад, который необходим для создания атмосферы внутренней гармонии и умиротворения. При входе сделана низкая дверь, чтобы войти можно было, только став на колени. Внутренний интерьер отражает национальный характер и эстетические японские законы, где важное место отдается нише, в которой лежит свиток для обсуждения во время церемонии.

Жилые постройки

Жилые дома на Японских островах всегда строились в 1-2 этажа и имели простую форму, причем ставили их всегда фасадом на юг. Внутри использовались раздвижные перегородки и окна, выдерживалось определенное соотношение комнат в интерьере. Посередине дома всегда был внутренний дворик, окруженный высокими стенами.

На двускатной тростниковой крыше делали выступающие карнизы с коньком наверху, который выполнялся в местных традициях. В передней части дома сооружали крытый портик, похожий на веранду. Из-под карниза в этом месте выступала небольшая дополнительная часть крыши (хисаши). Вход был обозначен сдвижными ширмами (седзи), отделяющими веранду от внутреннего пространства.

Традиционный жилой дом в Японии

В окна по традиции вместо стекол была вставлена матовая бумага, пропускающая приглушенный свет, переплет делали из бамбука или дерева. Внутренние ширмы делали с переплетом из тонких деревянных полос и украшали более ярко. Все комнаты соединялись друг с другом, но разделяться могли при помощи раздвижных ширм. В интерьере традиционно почти не было мебели.

Городские жилые постройки 19 в. уже сильно отличались от маленьких квартир, размещавшихся под большой общей крышей и имеющих раздельные входы. При возведении современных жилых домов в Японии часто по-прежнему используются деревянные конструкции и системы перегородок.

Интерьер современного дома

Архитектура современной Японии

Реставрация Мэйдзи, упразднившая сёгунат и вернувшая власть императору, началась в 1868 году. Это время ознаменовалось расцветом архитектуры западного образца. Стране требовалось множество каменных и кирпичных зданий, в том числе в районе вокзала новой столицы — города Эдо, переименованного в Токио. На помощь призвали архитекторов из Великобритании и Германии. Со временем западные идеи смешались с японской эстетикой, и страна вошла в число мировых архитектурных лидеров.

Творения таких японских архитекторов, как Кэнго Кума и Кадзуё Сэйдзима, завоевали мировое признание функциональностью и удивительно простыми, естественными формами. Облик 634-метровой телебашни Tokyo Skytree вдохновлён формой колонн пагоды и плавным изгибом самурайского меча.

Музей современного искусства XXI века в Канадзаве — круглое здание из гладкого стекла. Снаружи оно кажется помещённой на травяное поле декоративной вещицей. Любителям архитектуры стоит держать камеры наготове: и здание, и пространство вокруг весьма фотогеничны. Крошечный остров Наосима во Внутреннем Японском море знаменит архитектурой и музеями современного искусства. Жемчужина острова — музеи компании Benesse, созданные великим архитектором Тадао Андо. Кроме того, здесь множество музеев и инсталляций под открытым небом на берегу моря.

Свадебная часовня в виде сплетенных лент в Хиросиме

10. Свадебная часовня в виде сплетенных лент в Хиросиме

Архитекторы Hiroshi Nakamura & NAP реализовали интересный проект Ribbon Chapel. Эта свадебная часовня построена в саду отеля Bella Vista Sakaigahama в префектуре Хиросима, Япония. Символизируя акт бракосочетания, скульптурная композиция представлена двумя спиралевидными лестницами, сливающимися воедино на самой вершине, откуда открывается красивая панорама. В основании часовни спроектирован зал для церемоний, рассчитанный на 80 гостей. В ней нет деления на стены, пол и потолок, ведь лестницы служат одновременно всеми элементами здания, формируя внутреннее пространство.

Полностью прозрачный дом архитектора Карасавы

17. Полностью прозрачный дом архитектора Карасавы

Японский архитектор Юсуке Карасава построил свой знаменитый «S-House» в Сайтаме, северном пригороде Токио. Заказчиком проекта выступил университетский профессор, философ и социолог, занимающийся исследованиями взаимодействия человечества и окружающей среды. Он хотел получить здание, которое было бы выражало его философские взгляды. Но как он там живет?

Читайте также:  ЯПОНСКИЙ ОРНАМЕНТ

На самом деле, все что надо спрятать, надежно укрыто от чужих глаз. Санузел расположен на глухом полуподвальном уровне, а все остальные комнаты просматриваются с улицы. Но всегда можно закрыть стены полупрозрачными гардинами, а вид на улицу при этом сохранится. Коммуникации спрятаны внутри каркаса, из-за чего внутреннее пространство выглядит цельным и нейтральным. На крыше здания Карасава в духе Ле Корбюзье расположил террасу. Единственное несовершенство «S-House» — лёгкие и почти незаметные белые колонны по углам постройки, которые должны помочь зданию пережить возможные землетрясения.

Удивительная архитектура современной Японии

Самые необычные и яркие архитектурные шедевры современной Японии

«Дом-занавес» в Токио (Шигеру Бан, 1995). Огромный занавес шириной в 7 м растянут по периметру фасада здания задуман как препятствие проникновению солнечных лучей.

«Дом-занавес» в Токио. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дом Hansha Reflection в Нагое. Здание является воплощением жизненных традиций и философии японцев, отражает окружающую среду и гармонирует с ней.

Жилой дом House Na в Токио, созданный японским архитектором Су Фудзимото подобно ветвям дерева. Необычная многоуровневая конструкция, состоящая из открытых пространств.

Школа из стекла в Канагаве, спроектированная японским дизайнером Джунией Ишигами. Стеклянная школа является филиалом технологического института Канагавы. Основная идея – создание среды для свободы образовательного процесса.

Дом – замочная скважина в Киото построен в L-образной форме, напоминающей замочную скважину. На главном фасаде отсутствуют окна, что не лишает жильцов и гостей дома чувства комфорта.

Небоскреб в форме гигантского кокона Mode Gakuen Cocoon в Токио является одним из самых высоких образовательных учреждений мира после МГУ, филиал известной школы моды Mode Gakuen University, высотой 204 м.

Жилой дом MON Factory в Киото. В стенах здания расположены круглые отверстия, позволяющие свету приобретать иллюзию движения.

Дом-капсула «Накагин» в Токио, принадлежащий творчеству архитектора Кисе Курокава, стал общепризнанным шедевром, внешне представляющим собой гору из стиральных машин, а внутри – небольшие квартиры-капсулы.

Развлекательный комплекс «Оазис 21» в Нагое украшает огромная овальная крыша, заполненная водой, что позволяет снизить температуру внутри развлекательного центра.

Жилой дом «Отражение кристалла» архитектора Ясухиро Ямасито, которому удалось одновременно сочетать компактную парковку для автомобилей с прекрасным видом из окон.

Музей Науки в Нагое — внушительная сфера диаметром 35 м с самым большим в мире планетарием, и тремя корпусами.

Башня-спираль филиала института моды Mode Gakuen – очень изящное и красивое 170 метровое здание.

Церковь «Храм Света» в Осаке архитектора Тадао Андо знаменита необычнейшим световым эффектом, который обеспечивается нишами и отверстиями по всему зданию.

Фруктовый музей и парк в Яманаси Итсуко Хасегава, представляющий собой три здания, покрытых стеклянной оболочкой, которая символизирует «фрукты» — плоды духовности, ума и похоти.

Среди современных архитектурных шедевров Японии также Бумажная церковь в Кобе, кондитерский магазин SunnyHills at Minami-Aoyama в Токио, Медиатека в Сендае, здание итальянского Дома моды Tod’s Omotesando в Токио, небоскреб Skytree в Токио.

Японская архитектура активно развивается, преподнося нам новые сюрпризы.

Известные архитекторы Японии

Японская национальная архитектурная школа существует чуть больше 100 лет. В 1873 году в Токио открылся Императорский технический колледж, где стали готовить архитекторов. Многие выпускники получили всемирное признание: Тацуно Кинго (Банк Японии, Токийский вокзал), Катаяма Токума (дворец Акасака, резиденция Дзинпукаку).

Архитектор Тадао Андо грамотно сочетал традиционные черты архитектуры Японии с современными технологиями. Основные работы: дом Адзума (Осака), жилой комплекс Рокко (Кобэ), Музей современного искусства на Наосиме и т. д.

Известные современные архитекторы:

  • Кэнго Кума (Музей искусств Сантори, Пластмассовый дом в Токио);
  • Сигэру Бан (Павильон Японии на EXPO 2000, Картонный собор в Крайстчерче);
  • Тойо Ито (центр Mikimoto House в Токио, павильон галереи Серпентайн в Лондоне).

Современная японская архитектура не стоит на месте, а продолжает развиваться. Она использует лучшие мировые достижения, не теряя традиционные черты и уникальность.

Источники
  • https://ojapan.ru/arhitektura-yaponii/
  • https://o-buddizme.ru/iskusstvo-vostoka/arkhitektura-yaponii
  • https://jamato.ru/kultura-yaponii/95-arkhitektura-yaponii
  • https://FB.ru/article/64847/arhitektura-yaponii-ee-unikalnost
  • https://visitjapan.ru/guide/japanese-architecture
  • https://fishki.net/2082802-udivitelynaja-arhitektura-sovremennoj-japonii.html
  • https://spravochnick.ru/arhitektura_i_stroitelstvo/osobennosti_arhitektury_v_gorodah_i_stranah_mira/osobennosti_arhitektury_yaponii/

orname.ru
Adblock
detector