|
|
История фаянса
Близкие к фаянсу изделия изготовлялись в Древнем Египте, Китае IV—V вв., позднее — в Иране, Корее, Японии в XI—XIII вв.
Европейский фаянс
Особую известность получили иранские изделия с росписью цветными эмалями по кремовой глазури. В Европе фаянс начали выпускать в середине XVI века во Франции, это были изделия с многоцветной или синей кобальтовой подглазурной росписью. В XVIII—XX вв. высокого качества фаянсовые изделия производили керамисты Англии, Германии, России. Определились характерные черты художественного фаянса: мягкость линий, обобщенность форм, многообразие способов украшения — росписью, рельефом, цветными глазурями.
Италия
В мавританских продуктах прибыли в 14 — м и 15 — м веков через торговый центр Майорке в Италию, где Ренессанс художественно замечательные собственные традиции с здесь майоликой была созданы называется, технически идентичен керамическим. Наряду с Урбино Фаэнца была важнейшим местом производства майолики.
|
|
Франция
В честь итальянского города Фаэнца импортированная оттуда роскошная керамика была названа во Франции фаянсом . Собственное производство в мастерских 16 века по-прежнему определяется итальянскими мастерами и влияниями. Во второй половине 17 века французские производители (особенно Невер , Руан , Марсель, Люневиль и Мустье ) приобрели специфические характеристики. Обмен узорами и мотивами с немецкими производителями наблюдается на протяжении всего 18 века.
Польша
Польша была важным центром в Центральной и Восточной Европе. Одним из самых известных предприятий был завод во Влоцлавеке . Первая фабрика открылась здесь в 1873 году. Его основателями были Зигмунд Кухлфельд, Давид Чаманьски, Изидор Шрейер и Бернард Боас. Первыми продуктами были тарелки, миски, кухонные контейнеры, сервизы для завтраков и обедов и широкий выбор фаянсовых галерей. Новыми владельцами стали Юзеф Тайхфельд и Людвик Астерблюм. В 1973 году название компании было изменено на «Объединенные компании столовой керамики». Часть бывшего фаянсового завода продолжает производить, другая часть была преобразована в современный жилой дом и торгово-развлекательный центр Wzorcownia Włocławek.
Португалия
Уникальное развитие искусства фаянса наблюдается в Португалии и по сей день: изразцовое искусство азулежу , украшающее интерьер и экстерьер многих домов.
|
|
Нидерланды
В Нидерландах итальянские мастера уже освоили технику фаянса в 16 веке. Но только с середины 17 века делфтский фаянс с его плиткой и посудой, произведенной в многочисленных мастерских, имел огромное культурное и историческое значение . Формы и мотивы сине-белого фарфора, импортированного из Китая (в основном стиль Ванли ), который прибыл в Голландию с Ост-Индской компанией в 17 веке , были популяризированы в Европе. И наоборот, китайские и японские производители адаптировались к голландским покупателям: они копировали и раскрашивали в стиле Делфт.
Неслыханное количество плитки из Делфта и других мастерских на севере Нидерландов было продано в самой экономически процветающей стране, а также в Германии и Англии. В этих областях им снова подражали. В 18 веке, помимо синего, в Голландии снова использовались другие горячие цвета (красный, желтый и зеленый). Около тридцати фабрик производили не только предметы повседневного обихода: плитки, кувшины, миски, корзины, миски, вазы для цветов, подставки для тюльпанов, плевательницы, а также фигурки людей и животных, а также другие предметы для витрин и украшения стола. После упадка большинства фаянсовых фабрик в 19 веке, Джуст Тоофт приобрел старую гончарную мастерскую в Делфте в 1876 году и убедил профессора декоративного искусства сотрудничать — обоим удалось возродить традицию в художественном отношении. Ваша фабрика De Porceleyne Fles продолжает производить и сегодня.
Скандинавия
Рёрстранд из Швеции стал известен в Скандинавии . В Дании с 1722 по 1770 год «Danske Fajancers» производились в «Store Kongensgade Fajancefabrik» по образцу «Delftware», которым руководил Йохан Вольф до 1725 г., 1727–1749 гг. — Йохан Эрнст Пфау и совсем недавно — Кристиан Герлоф. В дополнение к лучшему фарфору Royal Copenhagen (снова) производит фаянс.
Фаянс в России
В Российской империи предшественницей фаянса была майолика. В 1724 году в Москве была основана фабрика Гребенщикова, на которой был начат выпуск посуды из майолики.
В 1801 году в Перово немцем Карлом Отто был открыт завод фаянса. В настоящее время известен единственный сохранившийся предмет этой фабрики — холодильник в исключительной сохранности .
После Отечественной войны 1812 года были введены ограничительные, а впоследствии и запретительные тарифы на ввоз европейских предметов из фаянса. Это положительно сказалось на отечественном производстве. Иностранные изделия, преимущественно английские, сильно выросли в цене. Большая часть мелких фаянсовых производств открылась в районе Гжели. Необходимость конкурировать с европейскими фабриками, в частности, с Веджвудом, заставила российских производителей не только повышать технологические показатели (тонкость черепка, декоративность изделий, цвет и прочность), но и держать адекватные цены.
В 1833 году в Московской губернии на фабрике «Гарднер», производившей фарфор, было освоено производство фаянса. В 1840-х годах налажено производство фаянса сорта Опак.
Петербургские и гжельские фабрики стали основой фаянсовой промышленности России. Настоящие фаянсовые заводы появились в России лишь в начале XIX века. Именно тогда были открыты крупнейшие предприятия в этой области — Киево-Межигорский завод и завод Ауэрбаха в Тверской губернии (ныне Конаковский фаянсовый завод).
Характеристики
Фаянс является разновидностью керамики, которая имеет хорошую плотность, мелкую пористость. Изготавливается из обожженной глины с добавлением белой глины, силиката и кварца. Поскольку материал получается хрупким и имеет мелкие дефекты, его покрывают специальной глазурью.
Положительные характеристики фаянса:
- впитывает воду;
- не просвечивается;
- благодаря глазури образует толстые прочные стенки.
Отрицательные характеристики:
- боится высоких температур;
- со временем покрывается трещинками, они настолько мелкие, что кажется, будто кто-то поводил по изделию карандашом;
- с годами портится глазурь.
Из фаянса делают посуду, сувенирную продукцию, некоторые сантехнические предметы. Подобные вещи радуют широким ассортиментом: чашки, салатницы, миски, вазы, сахарницы и прочее.
Фаянс делится на несколько видов:
- Известковый. Чтобы было удобнее работать с изделием, в главный состав добавляется мел и доломит.
- Мягкий. Здесь добавляют вещества, которые при обработке образуют легкоплавкие элементы.
- Твердый фаянс обжигается при высоких температурах. Применяют для изготовления посуды.
- Полевошпатовый. В состав входят полевые шпагаты.
Разновидности фаянса
В зависимости от состава и количества примесей различают несколько видов фаянса:
- Известковый фаянс – кроме кварца и белой глины в состав входят мел и доломит. Благодаря этим добавкам изделия изготовляются намного проще и быстрее.
- Мягкий фаянс – к традиционному составу добавляются разные плавни – вещества, которые при термальной обработке образуют легкоплавкие соединения.
- Полевошпатный фаянс – он содержит определенное количество полевых шпатов (породообразующих минералов).
- Твердый фаянс – это наиболее прочный материал. Такие изделия отличаются высокими механическими характеристиками. Обжог твердого фаянса проходит при очень высокой температуре.
Путь изготовления
Фаянсовая смесь в своем составе всегда содержит большое количество глины. Сам раствор изготавливается путем тщательного перемешивания ингредиентов с водой до получения однородной массы (шликера).
Изделия делаются методом заливки или формования — зависит от формы предмета. Процесс заливки выглядит следующим образом: Шликер (фаянсовая смесь) заливается в специальные гипсовые формы, внутренняя часть которых имеет слепок изделия. Залитая смесь отстаивается в этих формах, примерно, сутки. Затем слепок, который может состоять из нескольких частей, снимается и появляется готовое изделие. Оно пока хрупкое и всегда больше по размеру оригинала.
Метод формования происходит по-другому. Из смеси нарезают нужного размера заготовки. Затем эти части кладут в специальные формы и начинают быстро вращать в автоматическом режиме. Вся фаянсовая смесь в процессе вращения равномерно распределяется по внутренним стенкам формы. Таким образом на свет «появляется» планируемое изделие. Этим способом обычно изготавливаются объемные предметы: супницы, чашки, миски, вазы и прочее.
Все изделия обязательно проходят ручную доработку. Предметам выравнивают края, мокрыми губками затирают все стыки от заливки и формования, создавая идеально ровную поверхность.
Затем керамические изделия ставят в специальные стеллажи и закатывают в сушильную камеру, примерно, на сутки. При температуре 50 градусов вся лишняя влага из фаянсовой массы уходит. Подсохший материал приобретает белый цвет и становится меньше в объеме (правда, совсем немного).
Следующий этап – обжиг при температуре не выше 1200 градусов. Затем роспись — ручная или методом печати (деколь). После декорирования фаянсовые предметы полностью окунают в белую глазурь и снова помещают в печь для обжига при температуре не выше 1000 градусов.
После печи глазурь становится прозрачной и блестящей, что придает фаянсовой посуде дополнительную прочность и надежность. Краски после высокой температуры меняют свой цвет, становясь более яркими и сочными.
Фарфор и фаянс — отличия
Основные отличия фаянса от фарфора видны и слышны. Зная их, можно безошибочно определять при покупке, какая посуда перед нами — фаянсовая или фарфоровая.
Первое важное свойство фаянса — «свое» звучание. При постукивании деревянной палочкой фаянсовый предмет издает глухой звук. Фарфоровое же изделие всегда «ответит» мелодичным звоном.
Второе свойство — массивность форм и нечеткость рельефов, к тому же фаянсовая посуда всегда толстостенна. Все рельефы на поверхности имеют плавные линии без мелких, четких деталей. На просвет предметы непроницаемы, через их стенки невозможно увидеть свет.
Третье свойство — цвет фаянса никогда не бывает белым. Всегда можно наблюдать кремовые оттенки и даже небольшие вкрапления в структуре материала на изломе.
И если совсем коротко, то фаянсовые изделия имеют глухой звук, светло-кремовый цвет, массивность.
Что лучше?
Нельзя однозначно ответить на вопрос, какая посуда будет лучше. Здесь стоит ориентироваться на собственные предпочтения и бюджет. Если вам хочется красивую посуду для ежедневного пользования, лучше, конечно, отдать предпочтение фаянсу, ведь при необходимости разбитые тарелки и чашки можно будет с лёгкостью и недорого заменить.
Эстетам и любителям всего тонкого можно порекомендовать посуду из фарфора. При правильном уходе её возможно сохранить в семье на несколько поколений, кроме того, подобные изделия уместны на любом празднике, они создают ощущение роскоши, богатства. Вместе с этим, фаянсовые изделия дольше сохраняют тепло, им присущи самые разные оттенки, что даёт больше возможностей, если у вас современный тип интерьера.
Выбирая посуду для пользования, не стоит отдавать предпочтение самой дешёвой.
Обязательно изучите разных производителей, сравните модели, которые они выпускают. И фаянс, и фарфор должны иметь глазурь высокого качества, в противном случае она может начать впитывать воду и запахи. Кроме того, тщательный выбор важен ещё и потому, что настоящие материалы зачастую заменены подделками. Чтобы купить оригинал и не разочароваться в материалах навеки, рекомендуется взять на заметку несколько правил.
- Приобретая посуду из фарфора, следует просить у продавца сертификаты качества. Это первый шаг к тому, чтобы сделать верный выбор.
- Ударьте по чашке или тарелке ложечкой. Стеклянный звон оповестит о том, что перед вами фарфор. Также не будет лишним проверить посуду на свет — это поможет определить подлинность, ведь только фарфор просвечивает.
- Помните, что настоящий фарфор не будет стоить дешёво. Если вам предлагают изделия по цене ниже, чем везде, это определённо нечестные продавцы.
Что касается фаянса, то его почти никогда не подделывают, ведь посуда из этого материала узнаваема везде. Могут выдавать фаянс за фарфор, но никак не наоборот. К тому же технология производства этого материала простая и быстрая, поэтому выставлять на рынок подделки бессмысленно.
Как правильно ухаживать?
Не секрет, что любая посуда будет сохранять эстетичный вид только при должном уходе. Не исключением являются и описываемые здесь материалы. Изделия обоих типов не любят слишком горячие температуры воды, а также их перепады. Поэтому мыть посуду придётся только в прохладной воде, при этом следует забыть о порошковых средствах и жёстких губках. Используйте только слабый мыльный раствор или мягкую жидкость для мытья посуды.
Иногда даже при самом тщательном уходе фарфор может темнеть. Но с этим легко справиться, если протереть изделие водой с небольшим количеством соды или же воспользоваться лимонной кислотой. Это позволит отбелить поверхность, вернув ей первоначальный облик.
Если на посуде появились пятна, убрать их поможет нашатырный спирт.
Вытирать чашки и тарелки следует сразу же, естественное высыхание станет причиной некрасивых разводов и дополнительных затрат времени на последующую полировку. Если это сервиз, который вы используете раз в полгода, посуду складывают в коробку, оборачивая каждый элемент бумагой. Коробка должна располагаться отдельно от остальных, ставить на неё ящики, другие контейнеры нельзя.
Фаянс допускается греть в микроволновой печи, но посуда должна быть идеальной, без трещин и сколов. Воздействие печки должно быть непродолжительным. Для фарфора подобный нагрев запрещён.
Мыть в посудомоечной машине изделия обоих типов можно, но только в деликатном режиме и на отдалении друг от друга. Но в целом специалисты советуют всё же отдать предпочтение ручному мытью.
Как выбрать посуду?
Самое главное при выборе фаянсовой посуды – это определение качества производства утвари. Необходимо внимательно осмотреть её внутри и снаружи. Поверхность любого изделия должна быть идеально ровной, в противном случае любые неровности и сколы гарантированно могут стать скопищем микробов и грязи. Чтобы не ошибиться, постарайтесь поймать на поверхности той же тарелки солнечный луч — этот естественный прожектор позволит вам увидеть все неровности и шероховатости.
Обязательно уточните производителя — чем он известнее, тем больше вероятность приобрести качественную посуду. Лучше остановить свой выбор на брендовых компаниях. Приобретая различные изделия с рук, вы можете совершить ошибку – нерадивые производители, стремящиеся к быстрой наживе, могут предложить фаянсовые изделия, в состав красок которых входят токсичные компоненты. Поэтому посуду лучше выбирать в более цивилизованных местах.
Специалисты утверждают, что наиболее безопасна в этом отношении белая фаянсовая посуда, так как она не покрывается цветной глазурью, а надглазурный декор и есть источник распространения микробов. Вот почему рекомендуется не использовать треснувшую посуду. Чтобы убедиться в том, что приобретаемая вами посуда не имеет трещин, просто постучите по ней. Целый фаянс издает довольно глухой звук.
Если вы часто используете фаянс на своей кухне, то лучше выбирать ту, у которой закругленные и утолщенные края. Очень удобны тарелки квадратной формы, а круглые тарелки легко отмываются.
Фарфоро-фаянсовая промышленность в современной России
Фарфоро-фаянсовая промышленность является отраслью легкой промышленности и специализируется на производстве изделий из тонкой керамики – посуды, статуэток, сервизов, предметов интерьера и различных сувениров. В России ее история началась в 1744 году, когда в Петербурге была организована первая мануфактура. В XIX веке на территории империи существовало уже несколько десятков заводов по производству фарфора и фаянса. В советскую эпоху количество таких предприятий выросло в три раза.
Сегодня фарфоро-фаянсовая промышленность России переживает не лучшие свои времена. В стране действует лишь 11 предприятий данной отрасли. Это заводы:
- Кисловодский «Фарфор-Феникс».
- Андреапольский фарфоровый завод.
- «Фарфор Сысерти».
- «Кузнецовский фарфор».
- Гжельский фарфоровый завод.
- ПК «Дулёвский фарфор».
- «Башкирский фарфор».
- «Фарфор Вербилок».
- Императорский фарфоровый завод.
- Речицкий фарфоровый завод.
- ПКФ «Кубаньфарфор».
Лидером фарфоро-фаянсового производства России является Императорский фарфоровый завод (ИФЗ) в Санкт-Петербурге. Его продукция успешно экспортируется в ряд стран мира. Изделия ИФЗ представлены в Эрмитаже, лондонском и нью-йоркском музеях.
- https://wiki2.org/ru/%D0%A4%D0%B0%D1%8F%D0%BD%D1%81
- https://deru.xcv.wiki/wiki/Fayence
- https://DedAntikvar.com/interesnoe/chem-otlichaetsya-fayans-i-farfor
- https://FB.ru/article/169944/fayans—eto-chto-takoe-chem-otlichaetsya-farfor-ot-fayansa
- https://edana.ru/fayans/
- https://vplate.ru/posuda/fayans-i-farfor/
- https://vplate.ru/posuda/fayansovaya/
- https://FB.ru/article/322177/fayans—chto-eto-takoe-izgotovlenie-fayansa