- урок изо «Русская матрешка» план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Разговоры о важном
- Дистанционные курсы Повышения квалификации и профессиональной переподготовки
- Разговоры о важном
- Конспект урока по рисованию во 2 классе на тему: «Русская матрёшка».
урок изо «Русская матрешка»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме
урок изо 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_oksana_olya.docx | 18.89 КБ |
matreshka_prezentatsiyata2.pptx | 3 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Русская матрешка
Вид урока: комбинированный
Цель урока: познакомить учащихся с народной игрушкой — матрешкой.
Учебная задача: какие бывают матрешки и как их различать?
— учить различать матрёшек по форме, цвету, узору, месту производства
-уметь различать национальные традиции страны, самобытность культуры
— углубить познания в области народного искусства
Коммуникативные: развивать графические умения, слушать и понимать речь других, совместно договариваться, вступать в диалог
Регулятивные: умение определять цели и задачи урока с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий, планировать свою деятельность в соответствии с поставленными задачами, корректировать свои действия в последствии работы и после его завершения
Познавательные: отличать новое от уже известного,
Личностные: воспитание любви к декоративно-прикладному искусству нашей Родины
Оборудование для учителя:
Наглядные пособия, шаблоны матрешек, презентация , план конспекта работы , магнитики
Оборудование для учащихся: альбом для рисования акварельные краски, кисти.
-готовы узнать что – то новое сегодня?
-тогда с хорошим настроением начнем наш урок
Готовность к уроку.
— о ком говорится?
В этой молодице
Для меньшей темница
— да, тогда что мы будем изучать в нашем уроке?
— а что вы знаете о матрешках?
— смотрите на презентацию.
А теперь я вам расскажу немного об истории создания русской матрешки.
Матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немного больше 100лет. Много есть версий, как и когда она родилась.
Однажды в Японии увидел ее художник Сергей Васильевич Малютин и привез игрушку – большеголового деревянного японца Фукурума, сердитого на вид. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.
Малютин переодел куклу в русский костюм и показал народным умельцам. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они переодели ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щечки яркий румянец. Так и хотелось назвать куклу русским именем. Дуняша? Маняша? Матреша? Матреша!! И стали новые игрушки матрешками.
Три вида наиболее известных матрешек: Семеновская матрешка, Загорскаяматрешка, Полхов- Майданская матрешка. Их названия зависят от того места, где их расписывают. Давайте внимательно рассмотрим все тори вида матрешек.
а) Семеновскую матрешку отличают от Загорской большой букет цветов, занимающий весь фартук. Край платка украшает цепь небольших бутонов. В манере росписи угадывается влияние хохломы, и центр Золотой хохломы находится в этом же городе – Семенове.
б) Есть у Сергиево-Посадской (Загорская) матрешки и родные сестра, которые изготавливают на фабриках многих городов. На разных фабриках матрешки расписываются по-разному. Одни матрешки в ярких сарафанах, другие в зимних шубах, иные сплошь расписаны цветами и ягодами, а некоторые букеты в руках держат.
На Сергиев-Посадской матрешке четко обозначены силуэты головного платка, кофты, сарафана, фартука. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука.
в) (слайд8) Матрешка в Полховском Майдане появилась тоже не случайно. Это большое село на юге Нижегородской области – центр народного художественного промысла, где производят разные деревянные игрушки и домашнюю утварь. Матрешка неизменно расцвечена веткой с алыми цветами, у нее нет таких конкретных деталей, как руки, сарафан, кофта, характерных для других матрешек. Лицо обрамляют «кудри» — подлинная деталь старинного местного наряда. Женщины убирали волосы под кокошник, девицы – под ленты, а вокруг лица в головной убор втыкали «кудри». Эту интересную бытовую деталь и сохранили мастерицы в росписи матрешек.
— сегодня будем говорить, рисовать русскую матрешку.
— рассказывают то, что знают о матрешках.
Углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Загорска, Семенова, Полховского Майдана.
Обучить умению выделять характерные средства художественной выразительности в работах народных мастеров..
-Рассмотрите матрешек, которые лежат перед вами, возьмите себе одну. Они вам нравятся? Почему?
-Мы с вами рассмотрели несколько видов матрешек, какая из них вам понравилась больше всех? Почему?
Таблица узоров для росписи матрешек.
Узоры, которые использовали мастера при росписи. Они немного отличались друг от друга в зависимости от той местности, откуда пришла матрешка.
Разговоры о важном
Общероссийский конкурс для учеников 1-11 классов
Подача заявок до 2 марта
Дистанционные курсы Повышения квалификации и профессиональной переподготовки
900 курсов от 770 рублей
Разговоры о важном
Рекомендуем всем учителям 1-11 классов
Войти с помощью:
Конспект урока по рисованию во 2 классе на тему: «Русская матрёшка».
Тема урока: «Русская матрёшка». 3 класс
Формировать навыки рисования по наглядным опорам, умения применять их в учебной, трудовой и общественно — полезной деятельности.
коррекционно —обучающие: учить выполнять рисунок в соответствии с заданным алгоритмом; отработать навыки выполнения рисунка по опорным точкам, по шаблону; формировать элементарные навыки выполнения фрагментов росписи матрешек; учить раскрашивать рисунок с опорой на образец .
коррекционно —развивающие: развивать кинестетические ощущения, зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику пальцев, путём использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала; развивать речь через составление ответов на вопросы, воспроизведение последовательности выполнения практической работы, обсуждение выполненных работ.
коррекционно — воспитывающие: прививать любовь к изделиям народного творчества; воспитывать художественный вкус ; воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость, умение доводить начатое до конца.
для учителя: матрёшки; плакаты с изображением матрешек различающихся по оформлению ; изображения изделий ДПИ, заготовки для рисования для каждого ученика, шаблоны цветка; пооперационные карты в конвертах для каждого; «Пирамида в кругах», силуэтные изображения матрёшек разной величины, портрет Сергея Милютина, числовая лента, карточки с буквами;
для учеников: цветные карандаши, ластик, простой карандаш.
— У нас урок рисования. Для работы вам понадобятся художественные материалы. Какие именно вы сможете назвать, если отгадаете загадки.
Черный Ивашка –
Деревянная рубашка,
Где носом поведет,
Там заметку кладет.
(Карандаш)
Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш.
(Резинка)
Любят нос везде совать:
И чертить, и рисовать.
Всё раскрашивают сами
Разноцветными носами. (Цветные карандаши)
Вдруг на нем в конце урока
Появились волны, море,
Пять медуз, два осьминога,
Лодка в голубом просторе.
А с утра был бел и чист Ваш
«мольберт» — . ( Альбомный лист)
( Демонстрация иллюстрации с изображением принадлежностей для рисования).
— Сегодня на уроке мы будем говорить об изделиях народного декоративно- прикладного творчества.
На доске изображения изделий декоративно-прикладного искусства (дымковский конь, абашевские свистульки, филимоновский козлик, богородские деревянные игрушки «кузнецы», «клюющие курочки», семёновские матрёшки, мезенский конь).
— Посмотрите на доску. Все эти изделия выполнили народные умельцы — мастера. А как можно по-другому назвать изделия народного творчества попробуйте догадаться сами.
Составить слово из букв разрезной азбуки на доске с опорой на числовую ленту.
АГШИРУК ( слово «игрушка»)
— Верно, именно народная игрушка, является самым ярким представителем народного творчества.
И сегодня на уроке мы будем рисовать народную игрушку, а какую именно, ответите мне вы.
(На столах у детей лежат конверты с кругами разных диаметров. На каждом написана буква)
— возьмите конверт №1. Достаньте содержимое. Что вы видите?
— Чем различаются круги? (цветом и размером)
— На каждом круге записана буква.
— Соберите из кругов пирамиду, начиная с самого большого. Если пирамида будет сложена, верно, вы сможете прочитать записанное на её кругах слово – тему урока.
(дети собирают за партами, один ребёнок у доски.)
— Какое слово у вас получилось? (матрёшка).
— Надеюсь, вы догадались, что рисовать мы сегодня будем нашу любимую игрушку – Матрешку!
(демонстрация игрушки – матрешки)
III. Объяснение нового материала.
— Именно матрешка – самая любимая игрушка, можно сказать, главная кукла у нас в стране. Это самый распространенный сувенир, который увозят гости нашей страны как подарок и память о России.
— Однако, появилась эта игрушка в нашей стране не так давно, чуть более 100 лет назад, в прошлом веке. Эта удивительная куколка родом из Японии, именно оттуда привезли к нам первую матрешку, и выглядела она так (демонстрирую изображение японской «матрёшки» хукурумо)
Кукла так понравилась, что по её подобию была выполнена первая русская матрёшка. А русский художник Сергей Милютин (Демонстрация портрета) «одел» матрёшку в русский сарафан и назвал «Матрешка с петухом»! (Показываю картинку с изображением первой матрешки.)
— Вот так она выглядела: в платочке, с петухом в руке; а внутри устроились старшие дочки (помощницы ) одна в фартучке, другая с серпом, третья с плошкой, мальчонка в слюнявчике, с пальчиком во рту, младенец в пеленках, всего восемь фигурок в скромной деревенской одежде, с милыми живыми лицами – добродушными, задумчивыми, веселыми, смышлеными….
— И начали на Руси расписывать этих удивительных «красоток», да в каждой местности по — своему. Интересно, что для первых матрешек одежду расписывали женщины – художницы, а лица – мужчины.
— В от посмотрите на эти картинки: матрешки все разные! На сегодняшний день существует огромное количество разных стилей и способов росписи матрешек. Все матрешки расписываются вручную, поэтому каждая матрешка – это неповторимый экземпляр!
— Ребята, посмотрите на матрёшку, которую я держу в руках.
( Открываю и демонстрирую деревянных матрёшек, одновременно читаю стихотворение).
Матрешка на окошке
Под ярким сарафаном
А вся семья в матрешке,
Как в доме деревянном.
Открой — увидишь чудо:
А там еще — откуда?
А там опять…найденыш!
— А вы знаете, как можно играть с этой удивительной куколкой? Сейчас, я предлагаю вам поиграть с игрушкой: собрать в большую матрёшку всех её дочек.
(Дети собирают матрёшку, собранные игрушки остаются стоять на партах)
— Поставьте игрушки на край своего стола. Она будет служить образцом для рисования.
— Теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.
(Детям раздаются силуэтные изображения матрёшек разной величины и цвета)
— Посмотрите на ваших матрёшек, сравните свою с матрёшками товарищей. У всех матрёшки одинаковые? Чем различаются? (цветом и размером)
— А теперь под музыку выстроитесь в ряд в соответствии с размером ваших матрёшек.
— У кого самая большая матрёшка, он становится первым, у кого поменьше – вторым и т.д. самым последним становится тот, у которого самая маленькая матрёшка.
(дети под песню «Мы матрёшки, вот такие крошки!» выстраиваются в ряд, по команде учителя занимают рабочие места)
(Учитель предлагает рассмотреть матрёшку)
— Рассмотрите матрёшку, во что она одета?
— Что у матрёшки на голове? (платочек) На туловище? (сарафан)
— А чем так красиво украшен сарафан матрёшки? (цветами)?
— Вам предстоит поработать сегодня художниками и расписать матрёшку !
— Вам я раздаю заготовку будущей матрёшки в сарафане. Лицо у матрёшки уже нарисовано. Вам необходимо нарисовать ей красивый праздничный сарафан.
— Рисовать будем в такой последовательности:
1. По опорным точкам обводим контур матрёшки. (вывешивается на доску иллюстрация №1)
2. По опорным точкам обводим детали сарафана. (вывешивается на доску иллюстрация №2)
3. В центре сарафана рисуем ( по шаблону обводим) большой красивый цветок. (вывешивается на доску иллюстрация №3)
— Теперь приступаем к раскрашиванию. Карандаши, какого цвета вам понадобятся для работы?
4. Вначале раскрашиваем платок красным карандашом. (вывешивается на доску иллюстрация №4)
5. Затем раскрашиваем сердцевину цветка жёлтым карандашом, а лепестки синим карандашом. (иллюстрации №5 и №6)
6. Последним раскрашиваем матрёшке сарафан.
( на доску одновременно вывешиваются 3 варианта росписи матрёшки).
— Ребята, посмотрите, у меня 3 варианта росписи матрёшки. Как вы думаете, какое из этих 3х изображений является окончательным рисунком нашей матрёшки.
— Сравните рисунки. Чем они отличаются? (вывешиваю правильный вариант №7)
— Повторите последовательность выполнения работы (на столах лежат конверты под №2 с пооперационными картами, 1 человек у доски.)
— Что выполняем вначале, что потом, что следом? (дети выкладывают на столах последовательное выполнение этапов работы)
— Отложите пооперационные карты на край стола. Эти образцы будут служить вам опорой при выполнении практической работы.
IV. Самостоятельная работа.
— Приступаем к работе.
— Берем бумагу, простой карандаш, начинаем соединять опорные точки.
(учитель выполняет на доске педагогический рисунок пооперационно, последовательно вывешивая на доску этапы рисования матрёшки)
— Теперь берем трафарет цветка, помещаем его в середину матрёшки и обводим (учитель демонстрирует порядок работы с трафаретом).
— Раскрашиваем платок. Карандаш какого цвета берём? (красный)
— Раскрашиваем цветок внутри сарафана. Карандаши какого цвета берём? (синий и жёлтый)
— Раскрашиваем сарафан. Карандаш какого цвета берём? (зелёный)
(Учащиеся работают. Параллельно оказывается индивидуальная помощь учащимся .)
V. Подведение итогов. Выставка работ.
— Что сегодня на уроке мы рисовали?
— Из какой страны к нам в Россию была привезена матрёшка?
— Назовите фамилию русского художника, первым расписавшим русскую матрёшку?
— Посмотрите, какие замечательные матрёшки получились и у вас.
— Давайте сравним ваши рисунки с образцом. (Соответствие цвета образцу. Помещение цветка в центр сарафана)
— Как вы думаете, кто справился со всеми поставленными задачами? У кого получился самый аккуратный рисунок?
Выставление оценок. Рефлексия
— Продемонстрируйте с помощью смайла ваше настроение.
— Дома найдите иллюстрации с матрёшками и принесите к следующему уроку.