- Конспект урока изобразительного искусства в 1 классе по теме «Узоры, которые придумали люди. Роспись тарелки.» план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Урок декоративного рисования «Расписная тарелка». план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект открытого занятия «Расписные тарелочки»
- Просмотр содержимого документа «Конспект открытого занятия «Расписные тарелочки»»
Конспект урока изобразительного искусства в 1 классе по теме «Узоры, которые придумали люди. Роспись тарелки.»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Представлен конспект урока изобразительного искусства в 1 классе по программе Б.М. Неменского. Автор знакомит детей с понятием «орнамент», различными видами орнамента и изобразительной деятельности. Дети закрепляют приобретенные умения и навыки. В ходе урока расширяются знания детей о предметах симметричной и ассиметричной формы, формируется устойчивый интерес к художественной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_izobrazitelnogo_iskusstva_po_teme.docx | 17.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства по теме «Узоры, которые создали люди. Роспись тарелки». 1-й класс
Программа Б.М. Неменского “Изобразительное искусство и художественный труд”.
1. Организационный момент.
– Итак, проверим готовность к уроку: лист альбомной бумаги, фломастеры или цветные карандаши и ,конечно, хорошее настроение.
2. Сообщение темы и цели урока.
– Тему урока сегодня вы определите сами, посмотрев на эти чашки.
(На доске дано изображение двух чашек, одна из которых не украшена.)
– Какая чашка, слева или справа, вам нравится больше и почему?
– А что нужно сделать, чтобы вторая чашка нам тоже понравилась?
– Чем можно украсить нашу чашку? (Выслушиваем мнение детей.)
– Правильно, чтобы украсить чашку, необходимо нанести какой-либо узор, который будет наиболее подходящим для данного предмета и отражать настроение художника.
– Вы уже выполняли работу с узорами.
– А что такое узор? (Это рисунок, состоит из линий и фигур.)
– Узоры можно выполнять в различной технике: вышивке, аппликации, росписи , лепке и т.д., необходимо только всегда помнить: уместен ли данный узор и сочетается ли он с данным предметом и материалом, из которого он сделан .
– И я украшу нашу чашку.
– Закройте глаза (на следующем рисунке появляется изображение чашки с росписью).
– Теперь вам понравилась чашка?
– А для чего люди украшают вещи? (Выслушиваем мнение детей.)
– Правильно, человек всегда стремился к красоте, украшая свое жилище и предметы быта, которые его окружали, чтобы чувствовать себя комфортно. Нередко материал для украшения он черпал из своих наблюдений за природой, и тогда появлялись замечательные узоры.
– Вот мы и подошли к нашей теме урока. Итак, мы будем украшать…
– Помогите мне, пожалуйста. Возьмите в руки лист бумаги (на столах у детей листы круглой формы).
– Какую форму имеет данный лист бумаги?
– Какие предметы быта напоминают круг? (тарелка, коврик, салфетка.)
– Правильно, и мы представим, что это тарелочка.
3. Вступительная беседа.
– Но чтобы ваша тарелочка была украшена достойно, мы должны вспомнить некоторые понятия.
– Я возьму фломастер и нарисую вот такой узор.
– Красиво?
– А теперь я повторю этот же самый узор несколько раз. (Показ на доске.)
– Может быть, вы знаете, как называется такой узор, который повторяется несколько раз?
– Какое красивое слово – орнамент. Давайте хором его произнесем. Это слово в переводе с латинского языка означает “украшение”
– Так что же такое орнамент?
– Правильно, орнамент – украшение, узор, построенный на ритмичном чередовании различных элементов.
– В основе орнамента лежат два начала– это ритм и симметрия.
– С симметричностью мы уже встречались на уроках технологии.
– Что такое симметричность?
– Правильно, это зеркальное отражение от средней линии вправо и влево, или сверху и снизу.
– Давайте определим линию симметрии у некоторых предметов. (На доске рисунки бабочки, листа клена, торта.)
– С понятием “симметрия” мы разобрались, а что же такое “ритм” и где мы с этим понятием встречались?
– Ритм – это повторение одних и тех же элементов и их чередование.
– Как в музыке повторяются темы, так и в орнаменте прослеживается повтор.
– Орнамент как музыка, он может быть плавным и резким, прерывистым и непрерывным.
– Послушаем музыкальный отрывок, и когда услышите, что музыка повторяется, хлопните в ладоши (звучит ритмичная музыка, дети с помощью учителя отбивают ритм музыкального отрывка).
– Давайте попробуем определить ритм некоторых орнаментов. Отгадайте следующий элемент. (На рисунках даны орнаменты, которые состоят из двух и трех элементов, дети называют следующий элемент, например: два листика– цветок– два листика; тучка– солнышко– тучка.)
– Вы замечательно справились с трудным заданием.
– Видите, как при построении орнамента важно соблюдать четкость.
– К сегодняшнему уроку я подготовила много различных орнаментов.
(На рисунках даны образцы некоторых орнаментов.)
– Что вам напоминает первый орнамент? А как одним словом назвать цветы, траву, деревья? Такой орнамент называется растительным.
– А чем интересен следующий орнамент? Да, на этом орнаменте мы видим различных животных, этот вид орнамента так и называется – животный.
– А растительный и животный орнаменты можно объединить в одну группу и назвать “природным” .
– Чем интересен третий орнамент?
– Правильно, в нем чередуются различные геометрические фигуры. Кто даст имя этому орнаменту?
– Итак, по мотивам, используемым в орнаменте, выделяют такие группы: растительный, животный, т.е. природный, и геометрический орнаменты.
– Бывают и смешанные орнаменты, когда мастер использует различные элементы, например, чередует растения с животными, или геометрическими фигурами. Все зависит от настроения художника и его фантазии.
– А для чего нужен орнамент в быту? (Делает вещи нарядными, красивыми.)
– Орнаментом украшали одежду, платки, пояса, посуду и другие предметы быта (показ рисунков). Русские мастерицы создавали удивительные орнаменты, в которых выражали любовь к природе, родной земле, свое настроение.
– Очень часто они соревновались в своем искусстве, делая вещи все более изящными и неповторимыми.
– Кроме того, люди верили, что орнамент служил оберегом – защитой от злых сил, поэтому в каждом доме на видном месте были украшенные вещи.
– Для того, чтобы орнамент получился красивым и действительно украшал вещь, надо быть не только наблюдательным, но и уметь фантазировать.
4. Самостоятельная работа учащихся.
– Итак, юные художники, слушайте задание. Нам предстоит нарисовать узор в центре листа, а края украсить орнаментом.
– Что можно изобразить в центре листа?
– Правильно, растение, животное, геометрическую фигуру.
– У каждого сегодня получится тарелочка, не похожая на тарелочку другого ребенка, ведь вы придумаете свое оформление работы.
5. Выставка работ.
Ребята, давайте посмотрим, что у вас получилось.
Выставляются детские работы.
(Обсуждение детских рисунков, что получилось, что не удалось и как можно исправить ошибки.)
6. Подведение итогов работы.
– О чем мы сегодня говорили на уроке?
– Что такое орнамент?
– Что вам больше всего понравилось на уроке?
Урок декоративного рисования «Расписная тарелка».
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему
Урок проведён в 6 классе для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости. На уроке формировала практические умения и навыки раскрашивания и рисования при росписи узора на заготовке-тарелке, выполняя в центре узор по хохломским мотивам , по краям кайму. К уроку воспитанники сами изготовили тарелки из папье — маше
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rospis_tarelki.docx | 477.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Расписная тарелка.
Цель: Учить воспитанников расписывать тарелку.
1. Формировать практические умения и навыки раскрашивания и рисования при росписи узора на заготовке-тарелке, выполняя в центре узор по хохломским мотивам , по краям кайму
2.. Совершенствовать навыки работы с красками, развивать знание способов рисования и оформления рисунка.
3. Корригировать умение выделять лишнее и классифицировать, развивать мелкую моторику рук.
4. Воспитывать интерес к искусству хохломских мастеров. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером . Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Фильм «Хохломская роспись», презентация «Расписная тарелка», пение синиц в записи, картинки, смесь – корм птицам, ватные палочки, штампы, салфетки, кисти, краски, гуашь, тарелки из папье – маше.
На доске тема урока:
Говорю цель урока.
1. Четвёртый лишний.
Ребята, посмотрите на доску и скажите, что изображено на картинках. Как вы думаете, что здесь лишнее?
Кресло лишнее. Каким одним словом можно назвать оставшиеся предметы?
Посуда бывает кухонная и столовая. В кухонной посуде мы готовим еду – это кастрюли, сковородки.
Со столовой посуды мы едим. Обычно мы красиво накрываем на стол и ставим красивую посуду: тарелки, чашки. Обычно мы покупаем набор посуды. Такой набор называется сервиз. Вот чайный сервиз. Посуда в сервизе расписана одним узором, одними и теми же цветами. Вот столовый сервиз, куда входят тарелки.
2. Говорю об истории тарелки.
Сравниваем белую тарелку и расписную
Тарелки расписывают мастера – художники, но это очень долгая и кропотливая работа. Поэтому, иногда на современных фабриках используют приём штамповки. Рисунок наносится в определённом ритме, рисунки чередуются и повторяются. В жизни мы тоже часто сталкиваемся с ритмом, чередованием и повторами. Вот попробуйте повторить за мной (хлопаю – топаю, хлопаю – два раза топаю). А на рисунке мы не хлопаем, топаем. Мы наносим узор, но тоже повторяем и чередуем его. Наносим при помощи штампов чередующийся узор на бумажные тарелки – заготовки. Работа в парах. Сравниваем, у какой пары узор расположен правильно.
4 . фильм Хохломская роспись
Очень красивой бывает посуда, когда её расписывают краской и кисточкой 7настоящие художники. Такие мастера – умельцы живут в селе Хохлома. Посмотрим, какие изделия они выпускают. Во время просмотра фильма учитель рассказывает о Хохломе.
Солнце ярко встаёт,
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары: бочонки, ложки, самовары, Подносы, розетки, чашки,
Ложки золочёные, бочата кручёные.
Нет изделий краше хохломы нашей.
В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали её красивой росписью, отправляли её даже в другие города. Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши, пользовались своим успехом. С большим старанием делают хохломчане свою посуду: с выдумкой и фантазией придумывают узоры, которые часто видят в окружающей их природе. На хохломской посуде, вьётся, кружится травка – былинка, то красная, то черная, а из неё выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина – или цветы: маки, колокольчики, ромашки. Хохлома – это большое торговое село, откуда поставляли золотистую расписную посуду на Макарьевскую и Нижегородскую ярмарки. Со временем и сами изделия стали называть Хохломой. Изначально хохломская посуда предназначалась только для царского двора, позже такая посуда стала любимой и популярной и простого народа. Каждый раз мастера создают новые дивные узоры, никогда не повторяя свои узоры в точности.
5. физминутка «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник
Очень важный как начальник.
Вот фарфоровые чашки
Очень хрупкие бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки,
Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принёс.
6. Покормим птиц.
Ребята, какое сейчас время года? Зимой все деревья в снегу. Вот они какие красивые, как будто надели снежные шубы( демонстрирую иллюстрации). Но одно дерево особенно красиво – это рябина. Зимой в сильный мороз на нём можно увидеть много снегирей. Как вы думаете, почему они там?
Показываю ветку рябины.
Зимой корма для птиц бывает мало и птиц надо подкармливать. Вот посмотрите – на картинке дети насыпают корм птицам в кормушки. Вот и я принесла на урок корм для птиц. Только пока я его несла, он у меня весь перемешался. А вот к нам на урок прилетели птички, назовите их. Снегирь любит рябину, отделите, пожалуйста, рябину, давайте угостим снегиря. Синичка любит семечки, угостим и синицу. Отделите семечки, а пшено отдадим воробью. Во время работы детей звучит пение синиц.
Наши птички довольны. Давайте покажем, как они клюют.
7. Пальчиковая гимнастика.
Птички к дому подлетели,
на кормушку птички сели
Стали зернышки клевать
И головками кивать
8. Ребята, сегодня на наших тарелочках мы будем раскрашивать веточку рябины.
Научимся мы раскрашивать у древнего мастера. Он поделится с нами своими секретами.
Смотрим презентацию « Расписная посуда»
9. Самостоятельная работа
10. выставка посуды, оценки
Дети выходят к доске с готовыми тарелочками и читают стих по одной строчке
Ах, посуда, просто загляденье!
В ней моё старанье и терпенье,
В ней радость и веселье
И хорошее настроение
Урок начат организовано. Учительница сообщила цель урока. Дети заранее к данному уроку сделали тарелки в технике папье – маше. На данном уроке Венера Агзамовна использует задания для развития мелкой и крупной моторики. Задания связаны с жизнью. Проведена интересная предметно – практическая работа – сортировка корма для птиц. На уроке учитель использует методику «Четвёртый – лишний». Дети учились выделять лишнее, классифицировать предметы. Все задания на уроке связаны между собой и отвечают поставленным к уроку задачам. Венера Агзамовна использовала пальчиковую игру и тематическую физминутку. Учитель использует на уроке игровые упражнения. Многие задания направлены на развитие сенсорных и психомоторных процессов: это сортировка корма, штамповка тарелочек, рисование ватными палочками. На уроке учитель использует компьютерные технологии. Детям был показан фильм «Золотая хохлома», приготовлена презентация по демонстрации этапов росписи тарелки, звучала аудиозапись пения птиц. Дети работали с увлечением. Задачи урока решены, цель урока достигнута.
Конспект открытого занятия «Расписные тарелочки»
конспект открытого занятия «Расписные тарелочки»
Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия «Расписные тарелочки»»
Конспект открытого занятия
Тема: «Расписная тарелочка»
Педагог дополнительного образования
Наливкина Ирина Николаевна
Цель: формирование эстетических чувств и развитие художественно-творческих способностей ребенка через приобщение к декоративно-прикладному творчеству.
— воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру и умение давать эстетическую оценку декору посуды, бережное отношение к предметам быта;
-развивать фантазию, способность к украшению изделий (посуды) своими руками;
— вызвать интерес к современным видам декоративно-прикладного творчества;
— способствовать развитию мелкой моторики, аккуратности, усидчивости.
Гуашь, кисти № 1 и № 3, баночка с водой, салфетки. Декоративные тарелки из картона. Посуда, образцы готовых работ.
Музыкальный ряд: фоновая музыка.
I. Дети заходят в группу. Педагог обращает внимание детей на красочно оформленное письмо. На письме крупно написано “От Федоры”.
Педагог: Ребята, ведь это же письмо от той самой Федоры, от которой разбежалась вся посуда.
Педагог дает прочитать письмо одному из детей: “Здравствуйте ребята, у меня случилась беда – разбились все тарелки. Горе, Федоре, горе!”.
Снова горе у Федоры
Не пошел ей впрок урок.
В доме вновь порядка нету
И опять переполох.
Раскололась вся посуда
Нет тарелок, а еда
Фрукты, овощи, продукты
Раскатились кто куда!
Педагог: Ребята, Федора опять взялась за старое — посуду не жалела, — все побила. Ребята вот посмотрите одни осколочки остались (показать разбитую посуду). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же разбилось у Федоры.
Д/и «Найди похожую посуду»
Игровая задача: найди похожую посуду, украшенную подобным узором.
Ход игры: дети собирают пазл «Посуда».
Рассматривание посуды. Беседа с детьми:
-Из какого материала изготовлена посуда?
— Что общего у всей посуды, которую мы собрали?
— Почему она так называется?
— Какими узорами и для чего украшают мастера свои изделия?
Педагог: Молодцы, ребята, помогли Федоре собрать разбежавшуюся посуду. Весь сервиз собрали? (Мини-беседа: что такое сервиз)
Педагог: Жалко, только, что тарелка всего одна – больно уж Федора любит гостей приглашать, а тарелок на всех не хватает. Как бы ей помочь? (Проблемная ситуация).
Предполагаемое решение: подарить Федоре тарелки, украсив их росписью.
Педагог: Давайте с вами рассмотрим примеры декорированных тарелочек в технике дудлинг.
Какие сюжеты, использовали авторы?
Какие цвета использовали художники?
А как бы вы украсили свои тарелочки?
Показ порядка работы.
Приступая к росписи тарелок нам необходимо выбрать узор. Так как наши тарелочки круглые то здесь очень хорошо рисунок разместить в центре, сюжетное изображение дополняем орнаментальной полосой, по краю блюдечка, подчеркивая форму тарелочки.
Педагог: Обратите внимание на элементы росписи. Их можно использовать в своих работах.
II. Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь затрудняющимся.
(Музыкальное сопровождение: фоновая музыка)
Физминутка про посуду
Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая рука — изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать)
Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)
Только стукни — разобьются. (рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес. (сделать большой круг)
III. Подведение итогов.
— Ребята, давайте полюбуемся тарелочками, которые у нас получились.
Тарелка к обеду нас ждёт не дождётся.
Увидев, сияя боками, смеётся.
Ей хочется так накормить до отвала!
И кажется, будто положено мало.
Когда всех накормит, попозже тускнеет
И только углами свободно белеет.
Желает быстрее почище умыться,
Чтоб снова улыбкой весёлой светиться.
Вопросы для самоанализа детей:
— Какая тарелка вам понравилась больше всего? Почему?
— Какая тарелка получилась самой яркой? (Самой нежной, спокойной) Почему?
— На какой тарелке использовано больше разнообразных элементов? Каких?
Педагог: Молодцы, ребята, хорошо поработали – думаю, Федоре обязательно понравится.