- Все об архитектуре города караганды
- Эксперимент редакции: собираем образы в алматинских винтажных магазинах
- «Я хочу спасти маму, но ее зависимость сильнее меня»: синдром взрослого ребенка алкоголика
- 9 кофеен в Алматы для удаленной работы
- Мода и религия: 10 частых вопросов про стиль девушке в хиджабе
- 14 февраля наоборот: неловкие вопросы бывшим
- 7 историй любви из казахской литературы и фольклора
- Новости
- Материалы STEPPE
- Материалы STEPPE
- Мода и религия: 10 частых вопросов про стиль девушке в хиджабе
- «Я хочу спасти маму, но ее зависимость сильнее меня»: синдром взрослого ребенка алкоголика
- Любовь есть!
- Профессия книжных стилистов или как книга стала главным аксессуаром
- Семь (черных) пятниц на неделе: онлайн-шопинг с выгодой и без лишних трат
- Как качественно секститься: гайд для любителей экспериментов
- Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном
- Подпишитесь на рассылку
- Еще много интересного
- Спецпроекты STEPPE
- Любовь есть!
- Как качественно секститься: гайд для любителей экспериментов
- BOOST 2022
- All I want for Christmas is: вспоминаем рождественские саундтреки
- Родная Караганда — об истории, архитектуре и людях
Все об архитектуре города караганды
Спецпроект, созданный с любовью, о любви
Эксперимент редакции: собираем образы в алматинских винтажных магазинах
«Я хочу спасти маму, но ее зависимость сильнее меня»: синдром взрослого ребенка алкоголика
9 кофеен в Алматы для удаленной работы
Мода и религия: 10 частых вопросов про стиль девушке в хиджабе
14 февраля наоборот: неловкие вопросы бывшим
Герои нового материала рассказывают о первом свидании, отношениях на расстоянии, завышенных ожиданиях и экологичном расставании.
7 историй любви из казахской литературы и фольклора
Рассказываем о любви в казахском искусстве в честь Дня всех влюбленных.
Новости
«До сих пор по тебе плачет бывший парень»: как дизайнер Юлия Довжич создает бренд с историей
Эксперимент редакции: собираем образы в алматинских винтажных магазинах
Мода и религия: 10 частых вопросов про стиль девушке в хиджабе
«Я хочу спасти маму, но ее зависимость сильнее меня»: синдром взрослого ребенка алкоголика
9 кофеен в Алматы для удаленной работы
14 февраля наоборот: неловкие вопросы бывшим
7 историй любви из казахской литературы и фольклора
Профессия книжных стилистов или как книга стала главным аксессуаром
Семь (черных) пятниц на неделе: онлайн-шопинг с выгодой и без лишних трат
Опен-колл Qantar Jazylu: как творческая рефлексия помогает переосмыслить травматические события
Ткань из конопли, яблок и кофе: что такое vegan fashion
5 самых смертоносных землетрясений за последние пять лет
Самый неуловимый, самый бесполезный и самый народный: рейтинг акимов от журналиста Асхата Ниязова
Материалы STEPPE
Материалы STEPPE
Мода и религия: 10 частых вопросов про стиль девушке в хиджабе
О восприятии со стороны общества, ограничениях и том, как сочетать одежду.
«Я хочу спасти маму, но ее зависимость сильнее меня»: синдром взрослого ребенка алкоголика
Об украденном детстве, созависимости и анонимных собраниях.
Любовь есть!
Спецпроект, созданный с любовью, о любви
Профессия книжных стилистов или как книга стала главным аксессуаром
Разбираемся, кто такие книжные стилисты, и почему знаменитости пользуются их услугами.
Семь (черных) пятниц на неделе: онлайн-шопинг с выгодой и без лишних трат
По статистике, свыше двух миллиардов людей, а это 30% населения планеты, выбирают онлайн-шопинг вместо традиционного похода по магазинам.
Как качественно секститься: гайд для любителей экспериментов
Мы верим, что сексу и любым его разновидностям невозможно научить по инструкции, но немного правил и объяснений никому не помешают.
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном
(без спама, обещаем 😉)
Подпишитесь на рассылку
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном в Steppe (без спама, обещаем 😉)
Еще много интересного
Спецпроекты STEPPE
Любовь есть!
Спецпроект, созданный с любовью, о любви
Как качественно секститься: гайд для любителей экспериментов
Мы верим, что сексу и любым его разновидностям невозможно научить по инструкции, но немного правил и объяснений никому не помешают.
BOOST 2022
10 главных креаторов и проектов 2022 года, которые, по мнению редакции, сделали этот год лучше.
All I want for Christmas is: вспоминаем рождественские саундтреки
Подпеваем любимым персонажам новогодних фильмов и вспоминаем самые уютные песни.
Родная Караганда — об истории, архитектуре и людях
Нашла я намедни один интересный дневник на livejournalе человека под ником Varandej. Кто желает, почитайте с помощью анонимайзера, а сейчас я хочу высказать большущую благодарность этому человеку за его статьи о Казахстане, который он объездил так, как ни один казахстанец (путешественник сам из России).
Я понимаю, что Ювижен против репостов и краж фоток, но ведь у нас в тоталитарном режиме закрыт ЖЖ, и много полезной информации проходит мимо нас!
В общем Varandej бывал в наших краях несколько раз, было у него много приятных моментов, но и проблемы были – к примеру на одной из границ служивые отобрали у него весь отснятый материал с флэшек, мотивируя это тем, что он нарушает безопасность страны(( Обидно, о настоящем Казахстане с его историей, природой и культурой очень мало материалов даже в интернете, так никто и не узнает о нас(
Ну так вот, статьи у него все с фотографиями и историческими справками. Так что мне было очень познавательно посмотреть про Караганду, ну и про другие города. Многого я даже и не знала, как, я уверена, и большинство жителей Караганды. И почему в школах нам преподавали историю в виде древних усуней, канглов, аланов, саков, зубов Чингизхана и незаучиваемых дат?! Вот она – История – это то место, где человек родился и живет. По моему мнению, детишек с детства надо снабжать информацией о родном городе, где он может пойти и на историческое здание посмотреть, узнать, когда город был основан, кем. Так воспитывается патриотизм и к тому же экологическая мораль.
Фотография и стибрила тоже у этого замечательного путешественника.
В общем, вот. Несколько фактов о Караганде, которые мне были интересны:
Так мы выглядели 100 лет назад на карте, то есть – нас еще, конечно, не было:
Автор пишет: Карагандинский уголь впервые был найден то ли в 1835 году пастухом Аппаком Байжановым, то ли в 1840-е годы купцом Никоном Ушаковым, основавшим в 1857 году Спасский медеплавильный завод, работавший на угле.
Само чрезвычайно звучное название происходит всего лишь от кустарника карагана (жёлтой акции), но при этом «кара ганда» можно перевести и как «чёрная кровь» — якобы, издавна найденные здесь кусочки угля кочевники принимали за сгустки спёкшейся крови. К 1917 году здесь был уже полноценный промышленный комплекс, в 1904 году купленный англичанами — завод и несколько обслуживавших его небольших шахт, но как и в других местах азиатского СССР, всерьёз за здешние ресурсы взялись лишь в 1930-е годы — с помощью заключённых началось строительство капитальных шахт, в 1932 году образовалась Карагандинская область с центром в Петропавловске (то есть представьте, докуда она простиралась), сам же посёлок Караганда получил статус города лишь в 1934-м, а областного центра — в 1936-м.
До 1959 года город стоял посреди Карлага — гигантского массива сталинский лагерей в степи, где содержалось до 60 тысяч человек. Среди заключённых Карлага были Лев Гумилев, Александр Чижевский, Давид Выгодский и многие другие люди, обогатившие впоследствии мировую науку, но к концу сталинской эпохи Карлаг был населён почти исключительно уголовниками, и расфомирован одним из последних. Центром Карлага был посёлок Долинское в 45км от Караганды.
Центр в Караганде, если ехать с севера, начинается очень резко. Минут за 20 до расчетного прибытия на автовокзал начинаешь замечать по сторонам дымящие трубы и шахтные копры, а потом ВНЕЗАПНО понимаешь, что ты уже в самом центре города. Вот на этом кадре видно, как парадный сталинский ансамбль проспекта вдруг обрывается:
Казахский драмтеатр имени Сакена Сейфуллина (а это уже полноценный писатель ХХ века) — на мой взгляд, один из лучших театров-новостроек на постсоветском пространстве. И не удивлюсь, если самый большой в Казахстане (Я: а я даже не знала!).
Обратите внимание на трубопровод — как и в большинстве шахтёрских городов, грань между парадным центром и промышленной изнанкой тут очень размыта (Я: кстати, вообще никогда не замечала, с детства думала, что так и должно быть!).
Сталинская архитектура Караганды очень узнаваемая — сдержанная, но с национальными мотивами. Казахстан очень беден раннесоветской архитектурой, в большинстве областных центров даже послевоенный сталианс представлен в лучшем случае парой-тройкой отдельных зданий, довоенных построек не видел вообще, а столь привычные нам сталинские ансамбли наблюдал только в угольной Караганде и нефтяном Атырау (Я: Ого, а мы так ко всему этому привыкли, что нас даже это не восхищает):
Площадь шахтеров украшает символ города — монумент Шахтёрская Слава (1974), действительно на удивление удачный представитель своего жанра и своей эпохи. В народе же памятник прозвали «Как русский казаха обманул»:
(Я: ну это не справедливо! Автор-скульптор этой композиции А.П. Билык в интервью рассказывал, что в эскизе изначально камень поддурживали в 4 руки, но эскиз был изменен, чтобы подчеркнуть — русские только помогают, а главные — казахи. Вот источник).
А слева — роскошный Дворец Горняков. Сталианс с азиатскими мотивами смотрится здорово:
Наконец, ещё одно здание в этом квартале — цирк (1983) нетипового проекта. Девушка на шаре появилась уже в последние годы, и у неё явно азиатское лицо.
Интересно, что до вокзала сталинский ансамбль не доходит.
Карагандинский вокзал примечателен не только экстерьером, но и интереьрами, а если точнее — рельефными панно под потолком. Снимал я их тут крайне осторожно (за такое ведь огрести можно даже в демократической Украине, что уж говорить про Казахстан), поэтому кадры не ахти — но сами панно впечатляют.
А в кассовом зале тут, кстати, электронная очередь. Ещё ни разу такого не видел на вокзалах постсоветского пространства, и у КТЖ это совершенно органично сочетается с убитейшими вагонами. В таких противоречиях весь Казахстан.
Далее путешественник посетил юго-восток и старый город:
Как и большинство угольных гигантов, Караганда не имеет чёткой границы: есть ярко выраженное «ядро» (Новый город и Юго-восток), которое в радиусе нескольких километров окружают шахтёрские посёлки, административно входящие в состав города (Пришахтинск, Майкудук, Сортировочный), плавно сменяющиеся посёлками, в состав города не входящими: Компанейск, Бакайдам, Сарань, Актас, Дубовка, Шахан, Долинка, Вольный, Карабас, Шахтёрск — по карте, при этом, хорошо видно, что угольный бассейн от Караганды простирается в основном на юго-запад на 40-60 километров.
Старый город — эта местность к северо-востоку от Нового города, хорошо заметная из окна астанинской маршрутки, называется Старый город. Именно здесь стояла Караганда первоначально, ещё будучи обычным шахтёрским посёлком. Затем рядом вырос Новый город, а старую часть попросту расселили и снесли — угольные пласты залегали прямо под жилыми кварталами.
Тем не менее, сквозь Старый город пролегает дорога ко многим более дальним посёлкам, среди пустырей каким-то чудом сохранился старый драмтеатр, а также небольшая церковь Михаила Архангела на Втором Руднике, найти которую я посчитал обязательным. Благо, это оказалось не так уж сложно — о её существовании в Караганде знают почти все (я: я не знала, по причине атеизма)), и я без проблем узнал, что ехать туда надо автобусом №45 от проспекта Бухар-жырау.
Интересна эта церковь тем, что она была построена (не основана, а именно построена) в советское время. Причём не в конце 1980-х, а в 1952-57 годах (сама же община зародилась в 1947). Церковь, построенная в чужую эпоху и оказавшаяся в чужой стране, среди пустырей и терриконов. До чего же сильный образ!
В центре Второго Рудника — баптистский Дом Молитвы «Вифлеемская звезда». Караганда — центр католицизма и протестанства в Казахстане, эту традицию положили ещё заключённые Карлага, осуждённые за религию, а продолжили многочисленные депортанты. Немцев в советской Караганде было больше, чем казахов, сама она возникла на пустом месте, не имела больших православных соборов или мечетей — поэтому в Караганде все религии были равны изначально. Небольших костёлов, протестантских церквей и домов молитвы тут больше, чем православных храмов и мечетей, вместе взятых.
Чем ещё запоминается Караганда — это довольно интересной архитектурой 1970-90-х годов. Город отличается капитальностью, многоэтажностью, и при этом обилием пустырей. Вообще, несмотря на благополучие, вид Караганды очень суров, и главное, пожалуй, ощущение от неё — необжитость. Огромный, шумный, динамичный город — но невооружённым глазом видно, что менее века назад тут ещё была дикая степь. В Караганде нет даже собственной воды — полумиллионный город питает 450-километровый канал от Иртыша, построенный в 1960-е годы.
В эпоху независимости каждый областной центр получил по одной супер-мечети, и судя по всему их размер пропорционален размеру города — карагандинская мечеть немногим меньше астанинской:
Мечеть окружает обширный и столь же пустынный сквер, которые украшает целая аллея «каменных баб» (видимо, стилизованных) и стела с каким-то национальным символом. Мало того, что языческие атрибуты, так ещё и изображение человека, которое вообще-то запрещают каноны ислама-суннизма. Интересно, много ли в мире мусульманских стран, где такое возможно?
У подножья стелы — и вовсе что-то вроде Сквера Любви с характерными лавочками. В общем, сразу вспоминается присказка «Какой мусульманин сала не ест?!» — говорят, придумали её именно в Казахстане.
Крупнейший в Средней Азии костёл Богоматери Фотимской (я: про костёл уже писали на ювижене недавно):
Наконец, православный Введенсий собор (1991-2000), окружённый целым кремлём епархиальный построек, стоит уже почти на выезде из города. Это в Казахстане явление довольно распространённое — соборы в новых городах строились параллельно с мечетями, но всегда на окраинах.
Улица Гоголя — вторая главная магистраль наряду с проспектом Бухар-Жырау. Вдалеке просматривается элеватор, а на его фоне бетонный копер. Говорят, прямо под Новым городом залегают довольно богатые угольные пласты, и ещё в советское время центр Караганды понемногу стали смещать на юго-восток, за железную дорогу, Новому городу же была уготована судьба Старого города.
А ещё из рассказов местных: в полутысяче километров на юго-западе — Байконур, в полутысяче на северо-востоке — Семипалатинский ядерный полигон. Здесь в порядке вещей, когда над домами пролетает ракета, и карагандинцы это очень не любят — после каждого запуска портится погода. В советское же время при каждом подземном ядерном взрыве на Семипалатинском полигоне здесь ощутимо дрожала земля. И так бывает: проснувшись от ядерного взрыва, задумчиво провожаешь взглядом космическую ракету за окном.
И о людях казахстана у Верендея тоже довольно интересное мнение:
«в целом, казахстанская молодёжь (и казахи, и русские) оставляет приятное впечатление. Девушки в основном красивые и одеты со вкусом. Часто ловлю себя на мысли, что многие казахстанские типажи в Москве я бы принимал за японских туристов или китайских студентов. Но при этом в Казахстане почти полностью отсутствуют неформалы, по крайней мере заметные на улице.
Но при этом и идеализировать казахстанскую молодёжь тоже не стоит — гопников по городам (особенно крупным) бродит довольно много, и своим поведением они не слишком отличаются от наших. Правда, как мне показалось, в Казахстане, в отличие от России или Украины, в малых городах и аулах гопников гораздо меньше, чем в крупных.
В целом же, казахи — народ не ближневосточный, у них нет того, что у нас называют «южный темперамент»: казах сдержан, немногословен, нетороплив, даже слегка отрешён. Из народов, с которыми мне доводилось общаться, ближе всего к казахам по характеру, пожалуй, корейцы — правда, и тех я знаю только обрусевших (ибо в самой Корее не бывал). Но при этом ещё одно свойство казахов — это вполне себе восточная расслабленность на грани пофигизма.
Отдельная тема — государственные люди. Государство в Казахстане всепроникающее и довольно навязчивое, даже Россия по возвращении воспринимается куда как свободнее. Здесь ещё больше, чем у нас, любят проверять документы, необходимо регистрироваться в 5-дневный срок, ещё больше запретов на фотосъёмку и подозрений в терроризме.
Многие реформы в Казахстане и России идут почти синхронно (скажем, на летнее время Казахстан перешёл на год раньше), но разница в том, что у нас любой законопроект будут подолгу обсуждать в Думе и прессе, где-то затягивать, где-то доводить до ума, а в Казахстане всё делается быстро и без вопросов. Например, пенсионный возраст здесь не так давно повысили на 3 года (63 и 58 лет соответственно). А ещё для меня было шоком узнать, что в Казахстане отсутствует бюджетное высшее образование — хотя достаточно развита система грантов (в т.ч. «болашак» — гранты на обучение за границей). В общем, хорошо это или плохо — возможность быстрого принятия решений и внедрения реформ — вопрос сложный.
Но русские здесь — другие. На мой взгляд, «казахстанцы» — такой же обособленный субэтнос, как сибиряки или поморы. Даже те, кто вернулись в Россию, чем-то неуловимо отличаются от других соотечественников. В первую очередь дело в характере — мне казахстанские русские показались более резкими и жесткими, чем в России, и даже не побоюсь этого слова — более пассионарными. Мало того, что они когда-то уехали жить в Великую Степь — они ещё и стали там меньшинством, и потому, по крайней мере на меня, производят впечатление постоянной готовности к обороне. (я: да-да, так и есть. )
Другая особенность казахстанских русских — очень правильная речь, чем они и сами гордятся. Оторванные от корней, от деревни с её просторечиями, здесь русские действительно говорят на гораздо более литературном языке, чем в России. И матерятся, к слову, гораздо меньше и изящнее (более того, по мне так казахи русский мат тут употребляют чаще). Интересно и то, что большинство русских здесь белокурые и голубоглазые, и почти у всех от степного Солнца и пыльных ветров сужены зрачки.
Да и просто казахский народ очень разный. Различия между тремя жузами (Средний, Старшим и Младшим) видны невооружённым глазом, примерно как в России между Севером, Югом и Сибирью, а ведь каждый жуз делился на полтора-два десятка родов, и многие казахи помнят свою принадлежность к этим родам. В целом же три жуза живо напоминают мне США столетней давности: космополитичный промышленный Север (Средний жуз), патриархальный аграрный юг (Старший жуз) и Дикий Запад (Младший жуз). И так получилось, что лучше всего мне пока известен Средний жуз, который я за две поездки объехал где-то на 80%.
Еда в Казахстане, кстати, на удивление дешёвая, едва ли не дешевле, чем на Украине.«
Вот такой интересный рассказ написал про наш город Караганду путешественник Varandej. Я надеюсь, он не против такого своеобразного цитирования, просто мне действительно хотелось поделиться с вами его фотографиями и статьями. Посмотрите, иностранец, а как подробно изучил нашу страну, людей, даже труднозапутанную историю. Это впечатляет и вдохновляет на такой же вот урбанистический туризм!