- Удивительная архитектура Индии
- Развитие архитектуры в Индии
- Древние буддийские храмы
- Новобрахманский период
- Мусульманская архитектура
- 10 древних памятников Индии, которые хранят исторические тайны этой страны
- 1. Хава Махал
- 2. Сотовая тюрьма
- 3. Ворота Индии
- 4. Чарминар
- 5. Пещеры Аджанты
- 6. Ступа Санчи
- 7. Майсурский дворец
- 8. Кутб-Минар
- 9. Красный форт
- 10. Тадж Махал
Удивительная архитектура Индии
В каждой стране есть дворцы, ратуши, соборы, поражающие воображение красотой и изяществом форм. Они построены в разных архитектурных стилях. По стилю можно определить век строительства, уровень цивилизации, обычаи народа, населяющего эту страну, его культуру, национальные традиции. Богатая архитектура Индии отражает все многообразие исторических и культурных традиций многотысячной истории древнего государства.
Развитие архитектуры в Индии
Индийская цивилизация зародилась в древние времена. На протяжении нескольких тысячелетий культура Индии переживала различные периоды. С древних времен народы этой уникальной страны выражали в искусстве свои представления о Вселенной. В индийском искусстве архитектура всегда соседствует со скульптурой. Стены храмов покрыты искусно выполненными каменными скульптурами и барельефами. В каждом архитектурном произведении первое место занимает религиозная символика.
В зависимости от религии, господствующей в стране, архитектура древней Индии, переживала три периода:
• древнебрахманский, продолжавшийся примерно до 250 года до н. э., и почти не оставивший архитектурных памятников;
• буддийский, длившийся следующие 1 тыс. лет и закончившийся примерно в 750 году н. э.;
• новобрахманский, продолжавшийся до завоевания Индии мусульманами (начало XIII века).
В древности большинство зданий строилось из дерева, поэтому до наших времен они не сохранились. В начале нашей эры в строительстве стал применяться камень, что оказало влияние на индийскую религиозную архитектуру. Начали появляться пещерные комплексы, храмы, а также ступы – сооружения из камня, в которых хранились священные реликвии.
Древние буддийские храмы
Наиболее впечатляющие пещерные комплексы, сохранившиеся до наших времен, – храмы Аджанты и Карли. Вокруг буддийских храмов часто размещались кельи монахов. В Индии насчитывается не менее тысячи храмовых пещер.
Чайтья в Карли – индийские культовые сооружение, высеченные в скалах. Первые чайтьи появились в III веке до н. э. во время царствования Ашоки Маурьи. Они представляли собой храм для молитв, вырубленный в скальном массиве в виде продолговатого зала. Внутри этого зала располагалось два ряда каменных колонн, в самом конце помещалась ступа или статуя Будды. Позднее, начиная с V века н. э., чайтьи начали строить в виде отдельных зданий, но до нашего времени сохранились только некоторые пещерные сооружения.
Комплекс древних индийских скальных пещер Чайтья в Карли возводился в период от II в. до н. э. до V в. н. э. Karla построена на скалистом склоне холма. В скале вырублено большое подковообразное окно для освещения интерьера пещеры. Внутреннее убранство Чайтьи в Карли немного напоминает базилику. Основная пещера представляет собой огромный зал 45 м в длину и 14 м в высоту, с колоннами, украшенными резными скульптурами женщин, мужчин, львов, слонов, и ступой в дальнем конце зала. В молельном зале сводчатый потолок, вход выполнен в виде арки.
К V в. н. э. относится храм со ступой в Санчи. Индуистская ступа – сооружение, очень интересное в архитектурном плане. С тех времен, когда индусы стали поклоняться Будде, возникла потребность в хранилищах для реликвий. Сначала строились простые холмообразные надгробья, вокруг которых сооружались ограждения. В ограждении с четырех сторон устраивались ворота, ориентированные на стороны света. Мемориальные ступы возводились в честь почитаемых буддистских святых.
Постепенно ступа приобрела вид монументального кирпичного или каменного памятника. Она выполнялась в форме полусферы, как символа перевернутой вверх дном миски Будды, служащей святому для сбора милостыни. Сверху ступу венчал маленький павильон. Драгоценные реликвии помещались в специальную полость, доступ к которой был только сверху. Постепенно простая конструкция усложняется, появляются скульптурные и архитектурные украшения.
Ступа в Санчи – одно из самых древних подобных сооружений. Она относится к III веку до н. э. Ее высота 23,6 м, диаметр у основания 36,6 м. Культовый памятник архитектуры выполнен из кирпича, сверху облицован красным песчаником. Он размещается на площадке, к которой ведут ступени. Вызывает интерес также каменная ограда и резные ворота. Надземная часть ступы в Санчи построена в VII веке, а основание, на котором она стоит, древнее ее на тысячу лет.
Новобрахманский период
Примерно в конце VI века брахманские идеи вновь начинают приобретать влияние, смешиваясь с буддийскими верованиями. В этот период небольшие пещерные храмы постепенно превращаются в огромные надземные башнеобразные сооружения. Получил распространение новый тип храмов – пагода, которая может иметь вид двухэтажного или многоэтажного дома. Индийским храмам архитекторы придавали религиозно-символический смысл.
Зодчие в своей работе опирались на мистические теории, придуманными жрецами. Так, прообразом культового здания было мифическое сооружение на горе Кайлас в потустороннем мире. Считалось, что архитектурную форму высшее божество открывает лишь избранным смертным – архитекторам, жрецам. Индусы верили, что архитектор во сне посещает небо, вдохновляется прекрасными храмами, которые служат ему прообразами, а божественные силы используют его как орудие для осуществления своих замыслов.
К переходным формам – от пещерной к башенной архитектуре, относят Кайлас в Эллуре. Вытесанное в массиве скалы культовое сооружение имеет не только внутреннее пространство, но и наружный объем. Композиционно храм в Эллуре представляет собой уменьшающиеся по направлению вверх расположенные горизонтально платформы со множеством отдельных элементов и скульптурных изображений.
Архитекторы новобрахманского периода для возведения башнеобразных храмов редко использовали кирпич, предпочитая камень. Основным сооружением храма этого периода является высокая башня и несколько вплотную примыкающих к ней более низких. Внутренне пространство храма небольшое, пещерного вида, унаследованного от буддийской чайтьи, зато наружное поражает колоссальными размерами.
Снаружи храм похож на большой, искусственно вылепленный холм, в котором почти отсутствуют окна. В то же время на фоне расплывающейся массы тяжелого храма вверх тянутся башни, в архитектурных формах выражающие силу роста.
В башнях, состоящих из закругленных лепных массивов, почти нет четких прямых линий. Создается впечатление, что сама башня и каждая ее составляющая круглятся изнутри, развиваясь наружу, и здание в целом ассоциируется с растением, имеющим внутреннюю точку роста. Башни вырастают, как диковинные цветы.
Наружная масса сооружения образует архитектурную композицию, в которой представлены две группы. К первой группе относятся элементы, только дополняющие композицию, и непонятные при отделении от нее. Другого рода элементы не только дополняют, но и сами по себе представляют композиционное единство.
Архитектура новобрахманского периода характеризуется многочисленным повторением форм и частей, но в разных масштабах, к примеру, башен и башенок или горизонтальных складок. Благодаря такому повторению архитектурных форм, больших и малых, создается визуальный эффект единства материи.
Храмы Индии новобрахманского периода находятся в таких населенных пунктах:
• Кайлас (Эллур);
• Сирпур;
• Ганеша Рата (Мамаллапурам);
• Айхол;
• Потгацакал;
• Канчипурам;
• Сиддешвара (Баникур);
• Бхубанешвар;
• Кхаджурахо;
• Райарани (Бхубанешвар);
• Бодхгая;
• Конарак;
• Танджор;
• Халебид;
• Мадур;
• Гуджарат.
Один из великолепных образцов новобрахманской архитектуры – храм в Кхаджурахо, представляющий собой единую композицию из нескольких башен, возвышающуюся на каменном постаменте геометрической формы. Второстепенные башни постепенно увеличиваются по высоте в направлении к основной башне. Эта центральная башня, похожая на растение, состоит из трех главных элементов, объединенных общей формой. Создается впечатление, что из лепестков складывается цветок.
Мусульманская архитектура
В период распространения исламской религии в Индии в разных концах страны, особенно в северной части, стали строиться архитектурные сооружения мусульманского направления, с присутствием порталов, куполов, высоких минаретов. Расцвет в Индии мусульманской архитектуры приходится на XVI–XVII вв.– время создания на территории страны государства Великих Моголов. В этот период стали массово возводятся крепости, мавзолеи, мечети и дворцы.
Особенный след в истории оставило правление Акбара. Тогда было построено множество архитектурных ансамблей, среди которых такие как дворец Акбара, крепость в Агре, Лал-Кила в Дели. В тот период в Индии здания строились из камня-песчаника красного оттенка, реже темно-желтого. Вместо скульптуры, запрещенной в исламе, в декоре использовался орнамент, резьба по камню.
В XVII веке, когда Индией правил Шах-Джахан, в архитектурных сооружениях стали применять мрамор и инкрустирование дорогими породами камня. Знаменитый сказочной красоты дворец, Тадж-Махал, был построен этим правителем как мавзолей для жены.
Архитектура древней Индии, особенно новобрахманского периода, получила широкое распространение в соседних странах – Камбодже, Сиаме, на островах Ява и Цейлон. Однако культовые сооружения в этих странах очень отличаются от индийских. В них прослеживается влияние индийской архитектуры, но в гораздо менее выраженной форме. Они не показывают этапы развития, как в индийском зодчестве, а являются только вариациями на определенного тему.
10 древних памятников Индии, которые хранят исторические тайны этой страны
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Хава Махал
Хава Махал, также известный как «Дворец Ветров», является одним из лучших туристических достопримечательностей города Джайпур. Этот красивый дворец из розового песчаника был построен в форме короны Господа Кришны махараджей Саваем Пратапом Сингхом в 1799 году. Хава Махал — это также прекрасный пример архитектуры Раджпутаны. Его пирамидальная форма и 953 красивых окна делают это место уникальной достопримечательностью города.
Интерьер дворца примечателен длинными коридорами, а также тем, что в нем нет лестниц — этажи соединены специальными склонами. Целых 953 окон в Хава Махал были сделаны не случайно — они предназначались для женщин королевского гарема, которые никогда не появлялись на публике. Эти окна позволяли им наблюдать за жизнью людей, да и просто любоваться отличным видом на город.
2. Сотовая тюрьма
Сотовая тюрьма, также известная как «Кала Пани», расположена и городе Порт-Блэр на Андаманских и Никобарских островах. Этот комплекс стал немым свидетелем пыток, которым подвергались индийские активисты, борющиеся за независимость. Его строительство было завершено в 1906 году, и сегодня Кала Пани считают одним из национальных памятников страны.
Буквально каждый уголок тюрьмы «может поведать» истории сопротивления, жертв и страданий великих индийских борцов за свободу, таких как Бирендра Кумар Гош, Упендранат Банерджи, Хем Чандра Дас, Улласкар Дутта, Бибхути Бхушан Саркар. В Сотовой тюрьме насчитывается 696 камер-одиночек, отсюда и ее название.
3. Ворота Индии
Ворота Индии — самая известная достопримечательность Мумбаи. Строительство этой арки в индо-сарацинском стиле архитектуре было начато в 1911 году, а завершено в 1924 году. Основной целью создания данного колоссального сооружения было ознаменование визита короля Георга V и королевы Марии, которые посетили Мумбаи в 1911 году.
Ворота Индии имеют большое значение в плане того, что они являются прекрасным символом британской Индии и британского императора. Посетители также могут увидеть напротив арки статую Шиваджи — индийского короля-воина XVII века.
4. Чарминар
Чарминар или «Мечеть четырех минаретов» является визитной карточкой города Хайдарабад и значит примерно то, что Тадж-Махал для Агры. Здание было построено в 1591 году султаном Мухаммедом Кули Кутб Шахом в честь победы над эпидемией чумы в этом регионе. Для этого памятника использовался стиль индо-исламской архитектуры, а создали его из гранита, раствора и измельченного мрамора.
На каждом угле здания расположены четыре изящных по форме 56-метровых минарета, соединенные двойным балконом. На верхний этаж Чарминара, который предназначен для молитв, ведет извилистая лестница из 149 ступеней. Также был построен чудесный подземный туннель, который соединяет Чарминар с Голкондой.
5. Пещеры Аджанты
Аджанта является самым популярным буддийским памятником в Индии, который расположен в Аурангабаде (штат Махараштра). 30 пещер в скалах данного буддистского храмово-монастырского пещерного комплекса были вырезаны еще во II веке до нашей эры. Из 30 пещер пять представляют собой залы со ступами, а остальные — помещения монастыря. Пещеры Аджанты также включены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Древние картины, иллюстрирующие различные события из жизни Будды, и скульптуры являются главной достопримечательностью этих пещер. А местная наскальная резьба считается одной из самых редких в мире.
6. Ступа Санчи
Ступа Санчи (штат Мадхья-Прадеш) является старейшим каменным сооружением в Индии, а также одним из самых популярных буддийских памятников в стране. Она была построена в III веке до нашей эры по приказу императора Ашоки.
На главных четырех воротах в ступе Санчи изображены сцены из жизни Будды. Также в ней можно найти много резных фигурок и изображений Будды, покрытых лаком, сохранившимся еще со времен империи Маурьев.
7. Майсурский дворец
Майсурский дворец можно увидеть в южноиндийском городе Майсур (штат Карнатака). На самом деле он строился разными императорами в разное время. Это главная причина, по которой дворец может похвастаться различными архитектурными стилями — от индо-сарацинского до индуистского, мусульманского, раджпутского и готического.
В основном для строительства использовали серый гранит и розовый мрамор. Общественный дарбар (зал для аудиенций) и королевский свадебный зал внутри дворца сегодня стали главной достопримечательностью для посетителей. Что интересно, оружие и арсенал XIV века, используемые королевской семьей, также хранятся в этом дворце.
8. Кутб-Минар
Кутб-Минар — второй по высоте минарет в стране. Это объект всемирного наследия был построен в Дели. Его фундамент был заложен в 1192 году, а строительство заняло более 75 лет (при этом сменилось несколько правителей). Кутб-Минар также окружен множеством древних сооружений.
Этот древний исламский памятник высотой 72,6 метра сделан из красного песчаника и мрамора. Кутб-Минар состоит из 5 этажей, каждый из которых разделен красиво украшенными балконами. Также примечательна нижняя часть интерьера минарета, украшенная вычурной исламской резьбой.
9. Красный форт
Лал-Кила или «Красный форт», расположенный в Дели, — один из самых знаковых символов Индии, внесенный в список объектов всемирного наследия. Первоначально он был домом для императоров моголов в течение более 200 лет (до 1856 года). Цитадель была построена императором Шах-Джаханом в 1648 году и получила свое название из-за массивных глыб из красного песчаника, из которых она была сделана. Красный форт отражает архитектурные стили моголов, индусов, исламов, персов и тимуридов.
Красный форт, расположенный на площади 254 гектара, имеет восьмиугольную форму. Для его украшения использовали персидские, европейские и индийские произведения искусства, а также алмазы.
В каждый день независимости Индии с 1947 года премьер-министр страны поднимает национальный флаг у главных ворот Красного форта, после чего выступает с речью. Крепость стала крупнейшим памятником в Дели, который каждый год привлекает посетителей из разных уголков мира.
10. Тадж Махал
Одно из семи чудес света расположено в Агре (штат Уттар-Прадеш). Город Агра стал самым посещаемым иностранцами местом в Индии именно благодаря этому историческому памятнику любви. Белый мраморный мавзолей, который был построен императором Великих Моголов Шах-Джаханом в память о его третьей жене Мумтаз, был внесен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Строительство Тадж-Махала заняло 20 лет и началось в 1632 году. Над возведением мавзолея работало около 20000 человек, а для перевозки материалов использовали 1000 слонов. Архитектурный стиль Тадж-Махала сочетает в себе исламскую, персидскую, османскую, турецкую и индийскую архитектуру.
Четыре стороны Тадж-Махала совершенно идентичны, а самой потрясающей его особенностью является то, что мавзолей принимает разную окраску в разное время дня: розоватый оттенок утром, молочно-белый вечером и золотистый ночью. На его стенах также можно увидеть каллиграфически выведенные персидские стихи.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: