- Технология. 5 класс. Авторский коллектив: Е. С. Глозман, Е. Н. Кулакова, Ю. Л. Хотунцев, О. А. Кожина, И. В. Воронин, В. В. Воронина, А. Е. Глозман
- § 35. Вышивание. Технология выполнения отделки изделий вышивкой
- Вопросы и задания:
- Задание
- Виды стежков в вышивке
- Содержание
- Крест, полукрест и гобеленовый шов
- Швы «вперед иголку» и «назад иголку»
- Стебельчатый шов
- Тамбурный шов
- Папоротниковый шов
- Стежки гладью
- Расколотый шов
- Французский узелок
Технология. 5 класс. Авторский коллектив: Е. С. Глозман, Е. Н. Кулакова, Ю. Л. Хотунцев, О. А. Кожина, И. В. Воронин, В. В. Воронина, А. Е. Глозман
§ 35. Вышивание. Технология выполнения отделки изделий вышивкой
Искусство вышивания, имеющее многовековую историю, популярно и сегодня. Объясните, чем вызвана популярность такого вида рукоделия, как вышивка.
Вышивка — широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или вышивальной машиной на различных тканях, коже, войлоке и других материалах различными нитями, иногда с использованием бисера, жемчуга и т. п. Ручная вышивка — один из самых распространённых видов рукоделия. Современная вышивка восприняла лучшие традиции народной вышивки прошлого. Вышивкой украшают самые разнообразные изделия: скатерти, полотенца, салфетки, диванные подушки, блузки, детские и женские платья, мужские сорочки, фартуки и др. Вышивки выполняются простыми швами по счёту нитей ткани или свободно по предварительно нанесённому контуру рисунка. Счётные вышивки (рис. 7.24, а, б) удобнее делать по полотну и другим тканям полотняного переплетения, на которых нетрудно производить отсчёт нитей. Ещё проще делать счётные вышивки на специальной вышивальной ткани, похожей на канву, где вся поверхность разделена на ровные квадратики. Свободные швы позволяют вышивать рисунки с криволинейными контурами на любых тканях. Вышивка не всегда выполняется на ткани, например изонить (рис. 7.24, в) — необычная техника вышивания на твёрдой основе. Особенностью изонити являются переплетения и узоры, которые получаются в результате натягивания нитей в определённой последовательности.
При выборе узора, его формы надо принимать во внимание назначение работы, один и тот же узор может не подходить для украшения различных предметов.
Инструменты и приспособления для вышивания. Для вышивания используют натуральные (льняные, хлопчатобумажные, шёлковые, шерстяные), искусственные и синтетические нитки. Чаще всего применяют мулине, ирис и шерстяные нитки различных цветов. Выбор ниток зависит от ткани, узора и назначения работы, толщина ниток должна соответствовать плотности основной ткани.
Инструменты и приспособления для вышивания. Для вышивания используют натуральные (льняные, хлопчатобумажные, шёлковые, шерстяные), искусственные и синтетические нитки. Чаще всего применяют Длина и толщина иглы должны соответствовать толщине ниток и плотности ткани, подлежащей вышивке. Игла должна быть немного толще нитки, чтобы последняя легко проходила сквозь ткань. Для работ по плотным тканям используют иглу с острым концом, для работы на редких тканях — иглу с тупым концом. Такая игла раздвигает нити ткани, а не прокалывает их. Ушко иглы должно быть большим, овальным, хорошо отполированным, чтобы не перетиралась рабочая нитка.
Пяльцы. Важную подготовительную работу при вышивании составляет натягивание ткани в пяльцы, так как только в хорошо натянутых пяльцах работа может быть исполнена безукоризненно.
Пяльцы бывают круглые, овальные и прямоугольные. Для вышивки небольшого размера применяют пяльцы диаметром 20— 40 см. Эти пяльцы состоят из двух обручей, входящих друг в друга. Для заправки ткань накладывают на обруч меньшего размера и расправляют. Затем надевают сверху обруч большего размера (рис. 7.25).
Рисунок вышивки должен полностью умещаться на площади натянутой ткани, так как при перемещении вышитого участка в пяльцах он может быть испорчен. Если ткань для вышивки меньше размера временно пришивают другую ткань, которая и будет зажата в пяльцах.
Для выполнения вышивки большой площади применяют прямоугольные раздвижные пяльцы, которые для удобства в работе устанавливают на специальные подставки (рис. 7.26).
Правильная посадка и постановка рук. Чтобы меньше уставать во время вышивания, сидеть нужно по возможности прямо, опираясь на спинку стула. Высота стула должна соответствовать высоте рабочего стола. Рабочее место для вышивания должно быть хорошо освещено, причём свет должен падать на работу со стороны нерабочей руки. Работу нужно держать на расстоянии 25—30 см от глаз. Во время работы нерабочая рука должна находиться снизу пялец, а рабочая — сверху.
Технология выполнения ручных отделочных строчек. Для того чтобы украсить вышивкой изделие, необходимо овладеть техникой исполнения простых швов. Все ручные стежки и строчки делятся на пять видов, в соответствии с технологией их выполнения:
— строчка прямого стежка;
— строчка косого стежка;
— строчка петельного стежка;
— строчка петлеобразного стежка;
— строчка крестообразного стежка.
Строчка прямого стежка (вперёд иголку) (рис. 7.27, а) выполняется в направлении справа налево, при этом игла после двух проколов ткани сразу выводится на лицевую сторону. Эта строчка используется как временная — при смётывании деталей и как постоянная — для отделки швейных изделий. Строчку можно выполнять в разных вариантах: в два приёма (рис. 7.27, б), перевивы (рис. 7.27, в), наборы (рис. 7.27, г).
Строчка косого стежка (рис. 7.28, а) как постоянная используется для обработки краёв, соединения деталей, выполняется справа налево, а для отделки швейного изделия выполняется наоборот — слева направо. Строчка может выполняться в разных вариантах: ёлочка (рис. 7.28, б), роспись (рис. 7.28, в), крест (рис. 7.28, г), двойной крест (рис. 7.28, д). Крест выполняется в два приёма, по ткани слева направо прокладывается необходимое число косых стежков, затем возвращаются в обратном порядке по тем же точкам прокола. При этом игла всё время остаётся в вертикальном положении.
Строчка петельного стежка (рис. 7.29, а) выполняется слева направо. Используется эта строчка для постоянного соединения деталей, а её варианты — для отделки швейного изделия. Различные виды строчки петельного стежка получают изменением высоты, наклона и расстояния между стежками. Одним из видов строчки этого стежка является тамбур (рис. 7.29, б), по внешнему виду с лицевой стороны он напоминает цепочку из воздушных петель, а с изнанки имеет вид прямой строчки. Тамбурная строчка имеет несколько вариантов выполнения: усложнённый тамбур (рис. 7.29, в) — он выполняется за два приёма, а двойной тамбур (рис. 7.29, г) — за три.
Строчка петлеобразного стежка («назад иголку») (рис. 7.30, а) выполняется по счёту «шаг назад два шага вперёд».
Используется эта строчка как постоянная для соединения деталей и отделки швейного изделия. Разновидностью этой строчки являются наборы (рис. 7.30, б).
Строчка крестообразного стежка («козлик») (рис. 7.31, а) выполняется стежками слева направо, захватывая иглой несколько ниток ткани — раз сверху, раз снизу (рис. 7.31, а). При изменении расстояния между проколами иглы, цвета ниток получаются разнообразные варианты этой строчки (рис. 7.31, б, в, г).
При выполнении ручных стежков натяжение нитки должно быть таким, чтобы строчка не стягивала ткань.
Практическая работа № 35
«Выполнение вышивки простыми швами»
Цель работы: подобрать рисунок и выполнить вышивку простыми швами.
Оборудование и материалы: см. инструменты и приспособления для вышивания.
Порядок выполнения работы
1. Выполните отделку изделия вышивкой. Изделие выбирайте самостоятельно, это может быть салфетка, игольница, закладка, подушка и даже одежда (рис. 7.32).
2. Выполните влажно-тепловую обработку изделия и оформите вышивку.
3. Сделайте вывод о проделанной работе и применении вышивки.
Основные понятия и термины:
вышивание, игла для вышивания, пяльцы, строчка прямого стежка, строчка косого стежка, строчка петельного стежка, строчка крестообразного стежка, строчка петлеобразного стежка.
Вопросы и задания:
1. Приходилось ли вам вышивать? Какие виды швов вы знаете?
2. Чем игла для вышивания отличается от обычной иглы?
3. Что нужно сделать, если ткань для вышивки меньше, чем пяльцы?
4. Какими способами можно закрепить конец нитки на ткани?
5. Какие вещи вы хотели бы украсить вышивкой?
Задание
Выполните эскиз орнамента для вышивания салфетки. Подберите материалы и инструменты для выполнения вышивки.
Виды стежков в вышивке
Вышивка – очень красивый вид рукоделия, его основа – это разнообразные виды швов. Их комбинация создает неповторимые стили и техники вышивания. В этой статье мы разберем основные виды стежков, которые используются в вышивке и доступны даже начинающим рукодельницам.
Содержание
Крест, полукрест и гобеленовый шов
Вышивка крестом – популярный на протяжении многих лет вид творчества. Производители предлагают большое разнообразие схем для вышивки и даже целые наборы, где уже есть все необходимое для создания картины или элемента декора. В основе вышивки крестом лежит одноименный шов и его модификации (полукрест, крест 3/4).
Традиционный шов «крест» или «русский крест», представляет собой два перекрещивающихся между собой косых стежка. Удобнее всего вышивать на специальной канве, на ней стежки получаются аккуратными и одинакового размера. Важно следить, чтобы пересечение стежков осуществлялось строго по центру, в противном случае рисунок выглядит неряшливо
На специализированных форумах ведутся горячие дискуссии о самой технике выполнения стежка. Однако по факту различия в них весьма незначительны, и мы рекомендуем выбрать ту, которая наиболее удобна именно вам.
В схемах для вышивки крестом часто используют «полукрест» и 3/4 креста. Такими швами создаются контуры изображения и сглаживаются углы. Полукрест может использоваться для отделения рисунка от фона, в этом случае необходимо следить, чтобы направление стежков шва «полукрест» не совпадало с направлением верхней нити обычного креста. Отметим, что полукрест используют на тонкой основе. В том случае, если основа имеет обычную толщину, шов выполняют шерстяными или акриловыми нитями, что позволит полностью закрыть всю клетку.
Гобеленовый шов используется в одноименной технике вышивания. Данный шов практически невозможно отличить от шва «полукрест»: готовые изделия будут выглядеть идентично. Есть несущественные отличия в технике выполнения обоих швов, но на конечный результат они не влияют. Например, гобеленовый шов выполняют слева направо, другое исполнение в классическом варианте шва не допускается. Для того, чтобы отличить два шва, необходимо посмотреть на изнаночную сторону полотна. Для шва «полукрест» на изнаночной стороне характерны горизонтальные или вертикальные стежки, тогда как у гобеленового шва они отсутствуют.
Таким образом, освоения швов «крест» и «полукрест» достаточно для того, чтобы создавать великолепные вышитые предметы интерьера: картины, панно, подушки, скатерти и салфетки. Более подробно о вышивке крестом для начинающих можно прочитать здесь. Главное помните – каждый человек творец по своей сути и у вас обязательно все получится!
Швы «вперед иголку» и «назад иголку»
Помимо вышивки крестом, весьма популярна техника вышивания гладью. На первый взгляд, чтобы её освоить нужно потратить много времени и сил. Однако это мнение ошибочно – достаточно освоить всего несколько базовых швов, и вы уже сможете вышить свою первую работу в данной технике. Для вдохновения и придания уверенности в свои силы советуем ознакомиться с этой статьей.
Наиболее простой в своем исполнении декоративный стежок – это шов «вперед иголку». Многим из нас он известен даже не как декоративный, а в качестве популярного соединительного шва.
При вышивке гладью им выполняются контуры рисунка, аналогично он может применяться и в вышивке крестом. Выполняется шов по очерченным линиям рисунка, игла движется все время вперед. Ошибочно считать, что швом «вперед иголку» можно вышивать только прямые линии, он используется для любых линий: волнистых, округлых или сложных узоров.
Стежок «назад иголку» выполняется уже справа налево, внешне напоминает строчку, выполненную швейной машинкой. При выполнении обоих видов швов важно следить за тем, чтобы длина стежков была одинаковая. Добиться аккуратности в выполнении стежков несложно: на первом этапе за длиной стежка действительно придется внимательно следить, но с накоплением практического опыта необходимость в постоянной концентрации внимания исчезнет.
Несмотря на простоту выполнения швов, с их помощью можно создать весьма эффектные узоры, особенно если использовать нить в два сложения: так мы добавим изображению дополнительный объем и фактуру.
Стебельчатый шов
Само название шва говорит о его предназначении – им вышиваются стебли на полотнах с растительными мотивами. Основной контурный шов в вышивке гладью. Шов образуют косые стежки, плотно прижатые друг к другу. Не существует единого правила для выполнения шва: он может вышиваться в любую сторону. При помощи данного шва заполняются сложные мотивы и детали неправильной формы.
Стебельчатый шов получил широкое распространение в вышивке лентами и бисером. С его помощью получаются великолепные фактурные элементы.
Стебельчатый шов нередко используется для вышивки прописных букв в надписях и инициалах. Мы же рекомендуем оттачивать технику выполнения стебельчатого шва, вышивая стебли растений на простых рисунках.
Тамбурный шов
Тамбурный шов представляет собой цепочку из петель, последовательно выходящих одна из другой. Внешне напоминает цепочку, связанную крючком. Шов относится к универсальным. При помощи этой техники можно выполнять как контур рисунка, так и полностью заполнить пространство. Тамбурным швом можно пришить аппликацию к одежде, сделать незаметный подгиб края изделия. Наиболее востребован при вышивке гладью, где используется более десятка его разновидностей.
Папоротниковый шов
Входит в число популярных декоративных швов, отличается великолепным внешним видом. Название шов получил, исходя из своего внешнего вида: три прямых стежка очень сильно напоминают ветку папоротника. При помощи папоротникового шва создают красивые узорные линии. Чаще всего им вышивают различные растительные элементы: ветки деревьев, листья, морскую растительность.
Стежки гладью
Выделяют несколько разновидностей стежков: вприкреп, плоская гладь, теневая, гладь с настилом, художественная. Изделия, выполненные любым из перечисленных швов, обладают особым шармом.
Гладь вприкреп используется для заполнения больших площадей узора нитками одного цвета или схожих оттенков. Выполняет вспомогательную функцию: чаще всего используется, когда рисунок уже вышит плоской гладью.
Гладь с настилом выполняется по предварительно наложенному настилу, который делается более толстой нитью. Таким образом, мы получаем более фактурный узор.
Плоской гладью вышивают различные растительные элементы, настил, соответственно, не используется. Плоская гладь универсальна – используется для вышивки как широких, так и узких элементов.
Для оформления цветовых переходов опытные мастерицы используют художественную гладь. Выполняется нитками разных оттенков одного цвета. Художественная гладь представляет собой один ряд стежков разной длины, частично покрытых рядами более длинных стежков.
Расколотый шов
Другое название – расщепленный шов. В технике объемной вышивки им обозначаются контуры изображения. Для выполнения шва обязательно используется нить в два сложения. Сделав стежок, аналогичный шву «вперед иголка», необходимо вернуть иглу на лицевую сторону в конец стежка между двумя нитями. Используя данный прием, мы «расщепляем» стежок на две параллельные линии.
Французский узелок
Опытные вышивальщицы ласково называют эту технику «французиками», используется она исключительно в декоративных целях.
За счет привлекательного внешнего вида, им украшают вышивку, придавая ей объем и рельефность. Шов используется в вышивке гладью (например, для создания эффекта объемных серединок цветков).
В технике выполнения «фрузелков» (еще одно название шва в творческой среде) нет ничего сложного: игла выводится с изнаночной стороны, далее на лицевой стороне она дважды обматывается ниткой. Следующим этапом необходимо ввести иглу в ткань, придерживая витки. Вытягиваем нить до фиксации получившегося узелка. Интересный эффект может получиться, если для создания узелка использовать толстые шерстяные нити – они придадут дополнительный объем.
Невероятно красиво выглядят вышитые атласными лентами цветы с использованием шва «французский узелок».
Этим швом можно украсить уже готовую вышивку крестом для придания акцентов элементам изображения.
Просто фантастическими получаются работы, выполненные с использованием бисера. Мелкие бусины или бисер размещаются по краям ленты (если она широкая) или в центре (если она узкая). Вышитые в такой технике цветы выглядят очень реалистично.
Декоративных швов для вышивки существует огромное количество и процесс появления новых швов не останавливается. Однако для того, чтобы вышить свою первую работу не требуется глубоких познаний и большого опыта: достаточно освоить несколько базовых швов. И то, что еще вчера казалось невероятно сложным, по факту окажется простым и доступным, стоит лишь немного поверить в себя!