Задания на композицию архитектура



Архитектурные учебные задания (упражнения)

КОМПОЗИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ПАМЯТНИКА АРХИТЕКТУРЫ

Выполняется в связи с курсовым заданием «Отмывка фасада (или «перспектива») архитектурного сооружения» для дальнейшего изучения метроритмических закономерностей и понятий о взаимосвязи и соподчиненности основных элементов архитектурной композиции.

Цель задания: освоить некоторые приемы композиционного анализа произведений архитектуры.

– ознакомиться с объектом анализа;

– определить вид композиции данного сооружения;

– выполнить анализ метроритмических закономерностей плана и одного из фасадов (или разрезов);

– выполнить анализ соподчинения основных масс композиции сооружения.

1. Композиционный анализ выполняется графически и должен содержать аннотацию и схемы с необходимыми пояснениями.

2. Аннотация включает название объекта, краткие сведения о нем (кто автор, когда и где построен объект, назначение и т.п.) и определение вида композиции.

3. На схемах метроритмических закономерностей необходимо четко разделить и показать метр и ритм как на фасаде (разрезе), так и в плане. При наличии метрических и ритмических рядов требуется выявить и зафиксировать приемы и средства, использованные для зрительной остановки каждого ряда.

4. Схема (или схемы) композиционного соподчинения масс должны показать основные и подчиненные массы и членения, основные композиционные оси и являться графической иллюстрацией к ответу на вопрос: каким образом (какими приемами и средствами) достигнута целостность и гармоничность композиции.

Работа выполняется на листе бумаги размером 35×75 или 40×60 см (1/2 листа). Масштаб схем, их число и графика чертежа выбираются автором. Возможно выполнение схем на кальках с последующей компоновкой на основном листе.

Время выполнения задания -6 ч.

ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РИТМИЧЕСКИХ РЯДОВ.

Ритмический ряд характеризуется закономерным изменением элементов ряда, интервалов между ними или тех и других одновременно.

Цель задания: освоить основные принципы построения ритмических рядов.

Задачи: Задание состоит из пяти упражнений, в каждом из которых решается определенная задача.

1. Упражнения выполняются на подмакетниках размером 20×40 см(для 1-го и 2-го упражнений) и 15×20 см (для 3,4,5-го упражнений).

2. В качестве элементов ряда используются параллелепипеды квадратного и прямоугольного сечения со сторонами размерами 0,5-3 см, высота элементов — в пределах 1-12 см.

3. Масштабы макетов от 1:100 до 1:400.

4. В каждом макете должна быть выражена закономерность построения ритмического ряда.

Упражнение 1. Построить простой ритмический ряд из одинаковых элементов с увеличивающимися (уменьшающимися) интервалами. Графически зафиксировать в плане границы пространства, организуемого элементами ряда.

Упражнение 2. Построить возрастающий (убывающий) ритмический ряд из элементов разной высоты при одинаковых интервалах. Зафиксировать границы организуемого пространства.

Упражнение 3. Построить ритмический ряд из одинаковых элементов при одинаковых интервалах. Ритм должен быть достигнут изменением положения элементов относительно плоскости основания, осей координат или зрителя. Допускается построение ряда не по прямой линии в плане.

Упражнение 4. Превратить ритмический ряд из одинаковых элементов в метрический, последовательно изменяя массивность параллелепипедов (сохраняя их габариты).

Упражнение 5. Построить завершенный ритмический ряд, зрительная остановка которого достигается резкой сменой закономерностей развития ряда или сочетанием двух или более встречных рядов.

Время выполнения задания: 4 ч.

КОМПОЗИЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ ФРОНТАЛЬНОЙ ПОВЕРХНОСТИ И ВЫЯВЛЕНИЕ ЕЕ ПЛАСТИКИ

Архитектурное сооружение представляет собой объем, внутреннее пространство которого ограничено материальными поверхностями. Поэтому надо помнить, что в данном задании плоская или криволинейная поверхность рассматривается как часть объемного сооружения (фасад, часть фасада или интерьера).

Фронтальность — такое положение объекта, когда он повернут к зрителю фронтом или главным фасадом. При этом возможности зрительного восприятия ограничиваются точками зрения, расположенными вдоль оси, перпендикулярной к центральной части сооружения, обращенного фронтом к зрителю.

Цель задания: изучить некоторые приемы композиционного построения и выявления фронтальной поверхности в технике макетирования и чертеже.

– решить композицию заданной фронтальной поверхности в макете;

– выполнить чертеж полученной композиции и выявить ее пластику средствами графики.

1. Композиция фронтальной поверхности решается на основе ритмических закономерностей.

2. Композиционное решение должно выявить форму заданной поверхности и ее положение в пространстве.

3. Средством композиционного решения являются членения пространства.

4. На чертеже пластика поверхности формы выполняется методом тоновой отмывки.

Читайте также:  Вязанные женские свитера на спицах с узорами

5. Натуральные размеры поверхности по высоте и ширине от 8 до 16 см.

6. Масштаб макета -1:50 натуральной величины.

7. Размер чертежа должен соответствовать размеру макета или превышать его в 1,5 раза.

Время выполнения задания -12 ч., задание выполняется в аудитории.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КОМПОЗИЦИИ.

По признаку пространственного положения форм различаются три вида композиции — фронтальная, объемная и пространственная.

Фронтальная композиция характеризуется развитием фронтальной и вертикальной координат с подчиненной глубинной и воспринимается с точек зрения, расположенных перед композицией.

Объемная композиция может иметь равномерное развитие по трем координатам или с преобладанием вертикальной координаты и воспринимается при движении вокруг композиции. .

Пространственная композиция характеризуется превалированием пространства над объемами, ограничивающими его. Такая композиция может развиваться по глубинной, фронтальной и вертикальной координатам и восприниматься зрителем, находящимся внутри самой композиции. Пространственная композиция с преобладанием глубинной координаты называется глубинно-пространственной и воспринимается при движении зрителя в главном направлении развития пространства.

В архитектурной практике все три вида композиции обычно находятся в диалектическом взаимодействии. Рассмотрение видов композиции в данной расчлененности и выполнение заданий в определенной последовательности облегчает освоение закономерностей построения композиций объемно-пространственных форм.

Цель задания: дать понятие о принципиальном различии между тремя видами композиции.

– построить фронтальную композицию;

– построить объемную композицию;

– построить пространственную композицию.

1. Композиции выполняются на квадратных подмакетниках размером 20×20 см.

2. Все композиции выполняются из одинаковых наборов элементов.

3. В каждой композиции используются от 3 до 5 объемных элементов прямоугольной формы без членения (кубы, параллеле-пипедыО.;

4. Размеры сторон сечения элементов: минимальный — 2 см., максимальный — 10 см.

5. Элементы должны располагаться под прямым углом друг к другу и к плоскости основания.

Время выполнения задания — 2 — 4 ч. в аудитории.

ВЫЯВЛЕНИЕ ОБЪЕМНОЙ И ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ФОРМЫ.

Задание является продолжением тематики анализа памятника архитектуры и направлено на развитие представлений и пластической разработке архитектурной формы.

Дальнейшее изучение свойств архитектурной формы (геометрический вид, величина, масса, положение в пространстве, светотень) а также освоение приемов, средств и закономерностей построения архитектурной композиции.

– освоение приемов архитектурной композиции;

– освоение понятий -выявления архитектурного объема и пространства;

– освоение приемов макетирования;

1. Выявить основные композиционные элементы памятника архитектуры.

2. Выявить основные закономерности в построении пространственной формы памятника.

3. Составить из основных композиционных элементов памятника архитектуры собственную композицию, с использованием средств композиции — ритм, масштаб, пропорция, симметрия;

4. Добиться согласованности и соподчиненности входящих в композицию элементов.

Источник

Архитектурные сооружения

Из листа бумаги можно получить не только объемную, но и глубинно-пространственную композицию, что можно наглядно увидеть на заданиях по теме «Архитектурные сооружения».

Макет тоннеля, выполненный по образцу (ил. 34), состоит из нескольких плоских арок. Размеры этих арок последовательно уменьшаются по высоте и ширине; в той же последовательности они выстраиваются одна за другой и по глубине. Вертикально стоящие арки соединены между собой одинаковыми по размерам горизонтальными отгибами-связями. Эти связи придают необходимую конструктивную жесткость всему макету. Меняя величину отгибов, можно получить разное удаление вертикальных плоскостей-кулис. Если увеличить размер отгибов, расстояние между плоскостями с проемами увеличивается; получается макет длинного, глубокого тоннеля. Этот проем можно назвать «телескопическим», он характерен для осевых , симметричных композиций. Уменьшение размеров арок усиливает перспективное сокращение, создавая впечатление еще большей протяженности. Сближая плоскости с проемами, параллельно уменьшая их размеры, можно получить плоскостную – фронтальную композицию с иллюзорностью глубины, какая встречается в реально существующих памятниках архитектуры, так называемых «перспективных» порталах. Перспективный портал – это архитектурно оформленный проем двери, образованный в толщине стены последовательно сужающимися и понижающимися внутрь здания арками, зрительно увеличивающими толщину стены и глубину проемов.

Задание 9. Простое арочное сооружение (тоннель, портал).

Цель: Ознакомится с понятиями фронтальной и глубинной композиции.

Задачи: Овладеть макетными приемами, передающими пространственную глубину сооружения.

Требования: Выполнить макет арочного тоннеля по чертежу (ил. 35). Придумать и выполнить в макете арочное сооружение (ил. 36-39).

Методические указания: Изменяя размеры и глубину проемов, можно варьировать от тоннеля до перспективного портала. Можно менять конфигурацию проемов: циркульные, стрельчатые, треугольные, прямоугольные, сложные (ил.36-37).

Читайте также:  Узоры вязания спицами значение

Если раньше все макеты носили абстрактный характер, и работа велась с такими простыми объемами, как куб, пирамида, цилиндр, конус, то в этих макетах появляются детали, приближающие их к реальным сооружениям. В макете «Сложного арочного сооружения» впервые встречается такой элемент, как лестница (ил.40). Ее размеры задают определенный масштаб, соразмерный человеку. Происходит знакомство с понятием масштаба и масштабности.

Все архитектурные чертежи выполняются по принципу соответствия проекций, а на чертеже этого сооружения показана возможность совмещения вертикальной фасадной и горизонтальной плановой проекций. Выполняя последовательно все действия (прорезь, отгиб), наблюдаем превращение плоского чертежа в трехмерное сооружение, тем самым развивается пространственное видение.

Задание 10. Памятник архитектуры.

Цель: Ознакомиться с макетными приемами пластического и пространственного решения фасада архитектурного сооружения.

Задачи: Ознакомиться с памятником архитектуры. Овладеть макетными приемами, позволяющими изобразить фасад архитектурного сооружения из одного листа бумаги без врезок и склеивания.

Требования: Выполнить макет сложного архитектурного сооружения по образцу (ил.41). Используя полученные ранее навыки, выполнить из листа бумаги фасад реального памятника архитектуры в виде фронтальной композиции. В макете необходимо в стилизованной, упрощенной форме передать художественный образ данного архитектурного сооружения, его объемное и пластическое решение, характер деталей (ил.44-45).

Методические указания: Предлагается на выбор несколько памятников архитектуры. На представленных образцах (ил.42-45) фасады изображены в виде ортогональных проекций в определенном масштабе, без перспективного искажения пропорций. Пластика и детали фасада четко видны за счет показа теней и тональной градации плоскостей в зависимости от степени их удаления. Макет выполняется с соблюдением точных пропорций в масштабе чертежа.

Необходимо продумать технические приемы и конструктивные детали.

— Выбрать памятник архитектуры.

— Изучить особенности строения его фасада.

— Стилизовать графическое изображение фасада, сосредоточив внимание на главных и характерных деталях.

— Перевести это изображение в макет (ил. 46, 47).

Рекомендуется самим найти дополнительный материал по выбранному памятнику. При выполнении этого задания происходит знакомство с различными эпохами, архитектурными стилями, приемами и пластическими средствами, используемыми в архитектуре.

Шрифт – это графическая форма определенной формы письма. Человек встречается со шрифтом везде. Прежде всего, это печатная продукция: газеты, журналы, книги.

В другом виде предстает шрифт в вывесках магазинах, кафе, в светящихся объемных рекламах. Шрифт может быть элементом архитектурного сооружения. Надпись, выполненная в камне, бетоне, металле может являться частью общей архитектурной композиции и вместе с другими деталями составлять единый архитектурный замысел. Но всех случаях шрифт, прежде всего, несет информацию. Смысловая и выразительная функция в шрифте неразделимы, но различным образом соотносятся между собой.

Шрифты подразделяются на несколько групп в зависимости от их графических признаков (отношение величины горизонтальных и вертикальных штрихов, наличие или отсутствие засечек, характер засечек и т.п.); более тонкие характерные признаки шрифтов одной группы подразделяют их на гарнитуры, каждая из которых имеет свое название (академическая, школьная, журнальная, гарнитура Кудряшова и т.д.), существует также различное написание шрифтов одной гарнитуры (курсив или наклонное, жирное или полужирное и т.п). Художник выбирает гарнитуру, которая, по его мнению, наиболее подходит для выражения его замыслов. Различия в выразительности шрифта заставляют художника задуматься при выборе, модификации или создании новых форм.

Выдающийся советский художник С.Б.Телингатер писал: «Образ, образность – это область человеческого мышления, возникшая в процессе познания объективного мира, в результате творческого использования человеком различных средств для передачи своей мысли другому человеку. Достижение образности шрифта обеспечивает образную связь рисунка букв с содержанием текста, а значит, наиболее полную и точную передачу смысла написанного».

В полиграфии, как и в архитектуре, большое внимание уделяется такому средству композиции, как ритм.

Задание 11. Шрифтовая композиция в виде слова.

Цель: Ознакомится с различными шрифтовыми гарнитурами. Овладеть различными макетными приемами выполнения шрифтовой композиции.

Задачи: Освоить возможности, технику и особенности перевода графического изображения шрифта в макетную форму.

Читайте также:  Вышивка крестом золотое руно жасмин

Требования: Выполнить шрифт в объемной макетной форме по предложенному образцу

Выполнить в макете любое слово, выбрав определенную шрифтовую гарнитуру, выявить эмоционально-информационное значение слова (ил. 50-52).

Методические указания: Предлагаемый для ознакомления образец выполняется на основе узкого архитектурного шрифта (ил. 49). Этот шрифт прост в написании, штрихи букв имеют одинаковую толщину. Пропорции и размеры букв максимально приближены к прямоугольнику, это облегчает их написание.

В творческом задании шрифт выполняется в макете уже известным способом, созданием объемной формы из плоскости листа бумаги. Желательно выбрать для исполнения архитектурный термин или слово, связанное с искусством. Шрифт и способ его выполнения выбирается наиболее соответствующий образному значению этого слова.

Выразительность достигается продуманным чередованием пятен букв и межбуквенных пробелов, взаиморасположением букв, геометрической и оптической пропорциональностью букв, строк, композиции в целом – всем линейно-пространственным строем. Ритм усложняется при объемно-пространственном решении текста.

Для того чтобы получить объемный макетный вариант буквы, надо внести некоторые изменения в ее написание. Необходимо придать определенную величину графическим линейным элементам буквы.

На макетах (ил.50-52) буква выносится вперед от основной плоскости, создавая выступающий объемный элемент. В одном примере буквы помещены на выступающую вертикальную плоскость, а горизонтально расположены конструктивные фиксирующие связи. В другом примере используются характерные особенности этого шрифта (его сильно вытянутые пропорции), сгиб бумаги проходит по самой букве, деля ее на вертикальную и горизонтальную плоскости.

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ТРЕБОВАНИЯ СМ. ЗАДАНИЕ 11.

Методические указания: Выбор объемного решения шрифта во многом зависит от индивидуальных особенностей каждой шрифтовой гарнитуры. Образец, который предложен для ознакомления к этому заданию, показан на ил. 53. Вырезая по контуру и отгибая части буквы от плоскости листа, получаем объемный шрифт, в котором буквы читаются за счет появления пространства вдоль контура и разной освещенности самой буквы, повернутой под углом к основной плоскости листа. На ил.54 приведены образцы букв на основе антиквы и гротеска. Но в творческих работах этот прием используется и для других шрифтовых групп (ил.55-57).

Возможны варианты выполнения объемного шрифта не только из плоскости целого листа бумаги, но и другими способами, например, выклеивание букв из полосок бумаги.

ЗАДАНИЕ 13. Шрифтовая композиция.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СМОТРИ ЗАДАНИЕ 11.

ТРЕБОВАНИЯ: Выполнить макеты букв «Л» и «Б» по образцам методом выклеивания из полосок бумаги (ил.58).

Выполнить любым изученным способом шрифтовую композицию из первоначальных букв своих фамилии, имени и отчества (ил.59-61).

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Буква прописывается из полосок бумаги, приклеенных к основанию на торец. Можно наклеивать полоски по контуру буквы, повторяя ее очертания, можно располагать параллельными рядами в пределах контуров, а можно заклеить все поле ребрами из бумаги, оставив пустое пространство в пределах контура буквы (выворотка). Если изгибать полоску бумаги под разными углами, то таким образом можно достичь объемности и передавать чередование узких и широких элементов самой буквы.

Для шрифтовой композиции из начальных букв Ф.И.О. должна быть подобрана определенная гарнитура и выбран способ выполнения, который подчеркивает и выявляет стилевые особенности этого шрифта. На творческих работах видно, как шрифтовые композиции передают индивидуальность характера каждого автора.

УСЕЧЕННЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА

Продолжаем изучение простых геометрических форм, но уже с помощью различных сечений.

ЗАДАНИЕ 14. Макеты усеченных геометрических фигур (ил.62).

ЦЕЛЬ: Ознакомиться с построением сложных разверток геометрических тел.

ЗАДАЧИ: Освоить выполнение макетов геометрических фигур, имеющих усеченную форму.

ТРЕБОВАНИЯ: Выполнить макеты усеченных призмы и цилиндра по предложенным образцам (ил. 63, 64).

Самостоятельно построить развертки и выполнить макеты усеченных пирамиды и конуса.

Размеры: цилиндр диаметр 60 мм, призма сторона 30 мм, конус диаметр 60 мм, пирамида сторона 40 мм, высота всех фигур 90 мм.

Методические указания: Все секущие плоскости располагаются под углом 45 .

Эти задания тесно связаны с упражнениями по черчению и композиции, они требуют знания проекционного черчения и помогают наглядно представить себе те фигуры, которые встречаются в экзаменационных работах по черчению и композиции.

Источник

orname.ru
Adblock
detector